Научная статья на тему 'Повышение эффективности связей с общественностью в государственных структурах'

Повышение эффективности связей с общественностью в государственных структурах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3094
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ PR / ГОССТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухортова А.В., Федорова А.В.

В статье выделены особенности связей с общественностью в государственных структурах, наиболее распространенные проблемы, существующие в этой сфере, а так же методы, способствующие повышению эффективности связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухортова А.В., Федорова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности связей с общественностью в государственных структурах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

практически неуправляемы.

В рамках социальной среды ВУЗа примером рационального может являться конфликт, возникший между отдельными представителями профессорско-преподавательского состава относительно целесообразности введения болонской системы обучения. Эмоциональные конфликты могут возникать, например, между студентами разных национальностей, представители которых находятся в состоянии вражды и в повседневной жизни.

Процессы ассимиляции, протекающие в рамках социальной среды ВУЗа, заключаются во взаимопроникновении культурных образцов различных групп, существующих в учебном заведении, в ходе их взаимодействия друг с другом.

Также группы, существующие во внутривузовской среде, могут участвовать в процессах установления границ и налаживания связей. В первом случае группа старается оградить себя от других групп и проникновения в нее нежелательных членов, во втором - участвует в создании системы взаимоотношений с другими группами и индивидами. Например, для установления границ в команде по баскетболу, выступающей за определенный факультет ВУЗа, может быть разработана система критериев отбора игроков и создана командная форма. Примером налаживания связей является обмен опытом в области применения новых методик обучения между различными кафедрами ВУЗа

Очевидно, что в основе всех процессов, протекающих в рамках социальной среды ВУЗа, лежит взаимодействие представителей учебного заведения, которое в большинстве случаев представляет собой процесс коммуникации между ними.

Список использованной литературы:

1. Фролов С. С. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2002.

2. Фролов С. С. Социология организаций: учебник. - М.: Гардарики, 2001.

3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник. - М.: Социальные отношения, 2004.

© Москалец Л.Е., 2015

УДК 316

А.В. Мухортова

Студентка 4 курс Факультет Политико-правового управления Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Г. Саратов, Российская Федерация А.В. Федорова к.ф.н., доцент Кафедра социальных коммуникаций Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Г. Саратов, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ

Аннотация

В статье выделены особенности связей с общественностью в государственных структурах, наиболее распространенные проблемы, существующие в этой сфере, а так же методы, способствующие повышению эффективности связей с общественностью.

Ключевые слова

Связи с общественностью, государственный РЯ, госструктуры

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

В современной кризисной ситуации востребованность связей с общественностью возрастает. Кризис -это переломный момент в развитии социальных практик и социальных систем. К числу последних можно отнести организации. Организации - сложные социальные образования, основными закономерностями которого является синергия, нелинейность, открытость, непропорциональность затрачиваемых усилий и получаемых результатов, рискогенность и конфликтогенность. Связи с общественностью помогают реализовать эти закономерности и повысить эффективность работы организаций, в том числе и государственных.

Связи с общественностью, являясь необходимым направлением деятельности любой организации, информируют стейкхолдеров и целевые группы о деятельности организации, ее целях и задачах, то есть это обеспечивает узнаваемость организации в средствах массовой информации. Одной из функций связей с общественностью является исследование сегментов целевой аудитории и конкурентной среды, что позволяет своевременно и точно изменять стратегию организации, чтобы сохранить имидж с необходимыми характеристиками. В рамках связей с общественностью может проводиться масса мероприятий, от простого анкетирования до живого контакта с аудиторией: пресс-конференции, выступления, личные приемы глав организации и многое другое.

Если проанализировать российский рынок PR и фигурирующих на нем заказчиков, то можно выделить три основные категории: это заказы от коммерческих организаций, заказы на политический PR, а так же от государственных организаций. Следует отметить, что государственный PR в нашей стране практически не развит, доля госзаказов составляет всего 3-5%. В качестве основной причины этого феномена можно назвать недостаточность финансирования государством данной сферы деятельности. Главной проблемой остается стериотипизация и стигматизация недоверия к чиновникам и их бюрократическому аппарату, а так же психологическая неготовность населения к политическим коммуникациям.

Госструктуры в основном остаются информационно закрытыми, или используют формальный подход для общения со своими аудиториями. Стратегией любой российской государственной организации в общении с населением является демонстрация положительных качеств и успеха, а так же высказывания своей позиции по какому либо вопросу. Но этого явно не достаточно для создания положительного публичного имиджа, который как раз так необходим. Пресс-службы госструктур неустанно проводят мониторинг СМИ, для того, чтобы вычислить количество упоминаний о них, но забывают об исследовании общественного мнения, об опросах граждан по поводу информированности о деятельности каждой конкретной организации. Не удивительно, что информационная политика государственного аппарата не успевает за все возрастающими потребностями широкой общественности.

Так какой же должна быть эффективная PR-деятельность в органах власти? Работа по связям с общественностью в государственных организациях многим отличается от той же деятельности в коммерческих организациях. Прежде всего, государство, как сложная публичная организация, создается народом и для народа. Целевая аудитория государственных организаций разнородна, и представляет собой все население. Таким образом, в рамках связей с общественностью, можно выделять из этой разнородной массы более однородные группы, схожие по возрасту, социальному статусу или географическому положению и т.д. И к каждой такой группе необходим индивидуальный подход.

Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности [1, с.4]. Открытость носит социально- коммуникативный характер, а прозрачность -функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране [2].

Исходя из выявленных проблем и особенностей государственных органов в сфере связей с общественностью, можно привести некоторые методы повышения эффективности PR-деятельности госструктур:

Понимание руководством и сотрудниками государственных организаций важности

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 информационной открытости и обеспечение этой открытости PR-службами. Руководители ведомств не понимают роль и ценность информационной службы, считают ее мало функциональной и не уделяют должного внимания ее работе. А если и понимают, то в большинстве случаев не проводят беседы с сотрудниками, непосредственно взаимодействующими с гражданами. Любая организация должна жить и действовать как единый организм, политика организации должна быть ясна каждому кадру, и соблюдаться им неотступно. Ведь информационная открытость складывается не только из пресс-релизов и публикаций в СМИ. Зачастую гражданам, обратившимся в госучреждение, не просто получить интересующую информацию. Это свидетельствует о некачественной работе PR-служб. Все вопросы реализации законных прав граждан на получение и использование информации должны быть регламентированы и закреплены в Уставе государственной организации.

Формулирование ясных и четких целей и задач PR-службы государственного органа. Это позволит повысить оперативность и качество информирования граждан о деятельности органов власти. Не смотря на то, что сейчас существует множество законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную деятельность (таких как ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФЗ «О персональных данных» и др.), деятельность пресс-службы остается недостаточно регламентированной. Слабо проработано решение функциональных, финансовых и кадровых вопросов. Да что там говорить, в некоторых государственных организациях пресс-служба не выделена как отдел, и состоит из одного пресс-секретаря. В других же и вовсе некоторые функции PR-службы исполняют совсем другие отделы. Следует четко определить структуру, и функционал PR-службы, поставить конкретные задачи, отладить механизмы взаимодействия со СМИ и закрепить их нормативно-правовыми актами.

Расширение каналов информирования. Все существующие каналы информирования населения о деятельности государственного органа должны использоваться в полной мере, нести объективную, актуальную и достоверную информацию. Так же должны разрабатываться новые каналы информации, удовлетворяющие все возрастающие потребности в оперативности получения информации. Основными каналами распространения информации являются СМИ, поэтому в первую очередь необходимо наладить и оптимизировать механизмы взаимодействия государственных организаций с ними. Так же должны активно использоваться информационные стенды, справочно-информационные материалы, «горячие линии». Каждое ведомство должно иметь свой веб-сайт, содержащий открытые базы данных, где посетитель может получить всю интересующую его информацию. Так же необходим раздел по приему жалоб и обращений, и лучше всего, если там же будут даваться ответы в режиме онлайн. Проведение дней открытых дверей в гос. организациях, поможет посетителям узнать о расположении кабинетов и деятельности каждого структурного подразделения, задать интересующие вопросы и получить информационные материалы. Так же эффективны такие формы работ власти с населением, как общегородские конференции, круглые столы, выставки и собрания, с участием разных социальных групп общественности. Но все же основным информационным каналом являются личные встречи глав государственных организаций с населением. Они должны проводиться регулярно и по утвержденному графику. Набирающим популярность каналом являются онлайн-кабинеты и онлайн-конференции, порталы государственных услуг, где любой желающий, не выходя из дома, сможет задать видео вопрос чиновнику, и получить на него ответ, принять участие в обсуждении какой-либо проблемы и путей ее решения.

Однако, люди должны не только знать о планах и действиях того или иного государственного органа, но и понимать их и поддерживать, принимать решение вместе с ними. Необходимо привлечение граждан и групп общественности к реальному участию в управлении. Органы власти должны принимать меры для достижения реального участия граждан в местном управлении. Это достаточно сложная задача, учитывая отсутствие опыта такой работы. Процедуры, позволяющие отдельным гражданам и их объединениям выражать свое отношение к местным проблемам, предлагать решения этих проблем и принимать участие в решении на всех этапах. Такие процедуры должны быть закреплены нормативно-правовыми актами. Так же необходимо разработать программы по информированию, которые помогут людям поверить в возможность их участия в повышении качества жизни на местном уровне. Должны быть организованы специальные комитеты, куда граждане могут обращаться со своими инициативами.

Проведение регулярных социологических исследований. В органах государственной власти

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

зачастую наблюдается недостаток социологических исследований, связанных с проблемами взаимодействия власти с населением, а так же с информированностью населения о деятельности ведомств. Это могут быть опросы, анкетирования и даже фокус-группы. Важно не только наличие регулярных исследований, но и достоверность, и объективность полученных результатов. Необъективные результаты исследований негативно сказываются на деятельности органов власти, которые и так мало что делают для улучшения собственного имиджа.

Ориентированность на множество социальных групп. Как уже говорилось ранее, в отличие от коммерческих организаций, у органов государственной власти большая и разнородная целевая аудитория, представляющая собой разные социальные группы. Воздействие на каждую из них должно быть направленно в равной мере, но скорректировано для каждой по-своему. Например, для работы с такой обширной социальной группой как молодежь, необходимо подавать информацию не столько в традиционных СМИ, сколько в интернете: это могут быть блоги первых лиц государства, руководителей регионов, министерств и ведомств, аккаунты в социальных сетях с достоверной, регулярно обновляемой информацией. Интернет коммуникации не должны быть односторонними, обязательно должен быть активный раздел «вопрос-ответ» или «жалобы и предложения».

Не смотря на то, что связи с общественностью в государственных структурах в настоящее время недостаточно развиты, их значение достаточно велико в демократическом обществе. Хорошая информированность населения - это залог информационного согласия. Для успешной роботы PR-служб государственных организаций необходимо преодолеть барьер между чиновниками и гражданами, создать информационную открытость государственных органов, и подготовить население к позитивному восприятию этой открытости. Это длительный и трудоемкий процесс, нуждающийся в участии каждого ведомства и каждого отдельного сотрудника в нем, направленный на завоевание доверия населения. Необходимо четко сформулировать задачи PR-служб государственных организаций и вести контроль их исполнения. Граждане должны иметь возможность не только получать полную, достоверную и актуальную информацию любым удобным для них путем, но и участвовать в принятии решений интересующих их проблем.

Список использованной литературы:

1. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2007.

2. Чуклинов А.Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления // http:/ЛawportaLru/doc/document.asp?docГО=П14985

3. Андреева Ю. А.Эффективность управления российским государством: Грани возможного // Чиновник. -2007. - № 1.

4. Войтенко Э. PR-деятельность государственной пресс-службы: основные методики оценки//Связи с общественностью в государственных структурах. - 2015. - № 1

5. http://studme.org/158903158751/ekonomika/vzaimodeystvie_vlasti_naseleniem

© Мухортова А.В., Федорова А.В., 2015

659.442 УДК

А.О. Твердохлеб

Студент

Факультет Политико-правового управления Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина г. Саратов, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ О НЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛДЦ "АВЕСТА-М"

Аннотация

Клиника «Авеста» проводит проект «Искушенные мечтой», который заключается в проведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.