Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные стратегии / метакогнитивные стратегии / стратегии обучения / изучение иностранного языка / английский язык / психические процессы / cognitive strategies / metacognitive strategies / learning strategies / foreign language learning / English / mental processes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Мусихин

Изучение иностранного языка является сложной задачей, особенно без надлежащего подхода к изучению языка. Поэтому следует вооружиться подходящими стратегиями изучения языка. Учителя должны быть осведомлены о различных стратегиях изучения языка у учащихся и о том, какие стратегии они приносят наибольшую пользу. Это количественное исследование проводится для изучения того, как учащиеся используют когнитивные и метакогнитивные стратегии при изучении английского языка как иностранного. Инструментом, используемым в исследовании, является опрос, адаптированный из Wenden and Rubin (1987). 189 респондентов были специально выбраны для ответа на опрос. Для будущего исследования различные стратегии обучения, используемые учащимися при изучении иностранного языка, особенно в конкретном контексте обучения, могут быть проанализированы для достижения более понятных результатов с учетом психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Мусихин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE MENTAL PROCESSES OF STUDENTS STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

Learning a foreign language is a difficult task, especially without a proper approach to language learning. Therefore, one should arm himself with suitable language learning strategies. Teachers should be aware of the various language learning strategies of students and which strategies are most beneficial. This quantitative study is being conducted to examine how students use cognitive and metacognitive strategies when learning English as a foreign language. The instrument used in the study is a survey adapted from Wenden and Rubin (1987). 189 respondents were specifically selected to respond to the survey. For future research, the various learning strategies used by learners in learning a foreign language, especially in a specific learning context, can be analyzed to achieve more understandable results considering mental processes.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

УДК 81; 159.9

doi: 10.52470/2619046X_2023_1_134

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

В.В. Мусихин

Аннотация. Изучение иностранного языка является сложной задачей, особенно без надлежащего подхода к изучению языка. Поэтому следует вооружиться подходящими стратегиями изучения языка. Учителя должны быть осведомлены о различных стратегиях изучения языка у учащихся и о том, какие стратегии они приносят наибольшую пользу. Это количественное исследование проводится для изучения того, как учащиеся используют когнитивные и метакогнитивные стратегии при изучении английского языка как иностранного. Инструментом, используемым в исследовании, является опрос, адаптированный из Wenden and Rubin (1987). 189 респондентов были специально выбраны для ответа на опрос. Для будущего исследования различные стратегии обучения, используемые учащимися при изучении иностранного языка, особенно в конкретном контексте обучения, могут быть проанализированы для достижения более понятных результатов с учетом психических процессов.

Ключевые слова: когнитивные стратегии, метакогнитивные стратегии, стратегии обучения, изучение иностранного языка, английский язык, психические процессы.

THE RESULTS OF AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE MENTAL PROCESSES OF STUDENTS STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

V.V. Musikhin

Abstract. Learning a foreign language is a difficult task, especially without a proper approach to language learning. Therefore, one should arm himself with suitable language learning strategies. Teachers should be aware of the various language learning strategies of students and which strategies are most beneficial. This quantitative study is being conducted to examine how students use cognitive and metacognitive strategies when learning English as a foreign language. The instrument used in the study is a survey adapted from Wenden and Rubin (1987). 189 respondents were specifically selected to respond to the survey. For future research, the various learning strategies used by learners in learning a foreign language, especially in a specific learning context, can be analyzed to achieve more understandable results considering mental processes.

Keywords: cognitive strategies, metacognitive strategies, learning strategies, foreign language learning, English, mental processes.

Иностранные языки изучаются по разным причинам, начиная от стремления к личному обогащению и заканчивая выполнением требований к работе. Например, изучение языка повысит конкурентоспособность выпускников. На личном уровне изучение иностранного языка позволяет учащимся расширить свой кругозор, дать более глубокое понимание того, как люди думают [3].

Использование когнитивных и метакогнитивных стратегий в изучении иностранных языков способствует нескольким факторам. Например, учащиеся имеют возможность оценить понимание курса и приложить больше усилий в управлении процессом обучения при использовании метакогнитивных стратегий.

В нескольких исследованиях изучалось, как когнитивные стратегии влияют на способности студентов к изучению иностранного языка. В исследовании [1] были проанализированы типы стратегий, обычно используемых студентами в одном из высших учебных заведений

РФ в ходе изучения испанского языка, и взаимосвязь между использованием этих стратегий и другими факторами, такими как этническая принадлежность, мотивация и уровень владения языком. Результаты означают, что, как правило, большинство студентов предпочитают использовать метакогнитивные стратегии, а не аффективные стратегии, но метакогнитивные стратегии не очень распространены среди студентов [2]. Обычно студенты с высоким уровнем мотивации выбирают стратегию изучения языка, чем студенты с более низкой мотивацией. Результаты этого исследования служат руководством как для учащегося, так и для учителя, потому что они могут иметь некоторое представление о различных типах шаблонов, обнаруженных при приобретении нового языка. Что касается учителей, этот вывод может привести к лучшим методам обучения и поможет в разработке лучшего рейтинга в приспособлении студентов к изучению иностранного языка.

Многие прошлые исследования были проведены по метакогнитивным стратегиям в изучении языков и определению влияния психических процессов на изучение английского языка. Например, в исследовании [2] 130 студентов третьего курса университета были обучены метакогнитивным стратегиям чтения в рамках пятинедельной программы, к которой они присоединились добровольно. Студенты использовали журналы чтения, чтобы поразмышлять о своих собственных мыслительных и психических процессах, поскольку они занимались заданиями на чтение [4]. Их понимание прочитанного и словарный запас были исследованы, чтобы определить, привело ли обучение, включающее метакогнитивные стратегии, к увеличению понимания чтения разъяснительных текстов. Результаты исследования имеют значение для учащихся, учителей и преподавателей и могут помочь учителям в выполнении их сложной задачи преподавания английского языка в контекстах EFL, где учащиеся имеют меньшее воздействие на язык по сравнению с контекстами ESL. Это показывает, что учителя могут помочь учащимся использовать различные метакогнитивные стратегии для облегчения изучения словарного запаса. Это исследование также предоставляет доказательства преимуществ обучения метакогнитивной стратегии и подтвердило, что понимание прочитанного может быть развито путем систематического обучения метакогнитивным стратегиям изучения языка.

Изучение английского языка является сложной задачей, особенно без правильного подхода к языку. Перед началом урока следует вооружиться соответствующими навыками и стратегиями. Было проведено много исследований, чтобы доказать преимущества, которые можно получить от изучения иностранного языка, но, несмотря на преимущества, учащиеся часто сталкиваются с трудностями. Исследование [4] определяет трудности, с которыми сталкиваются студенты при изучении английского языка как иностранного. Оно фокусируется на восприятии студентов, изучающих английский язык как иностранный в РФ. Данные анкет были собраны у 80 студентов, обучающихся на курсах английского языка уровней 1 и 2. Результаты показали, что относительную сложность овладения языковыми навыками в английском языке составляют письмо, говорение, чтение и аудирование [1].

Это исследование основано на категориях когнитивных и метакогнитивных стратегий обучения. Когнитивные стратегии являются одним из типов стратегий обучения, которые learners используют для того, чтобы учиться более успешно. Когнитивные стратегии включают повторение, организацию нового языка, обобщение смысла, угадывание смысла из контекста, использование образов для запоминания. Предполагается, что учащийся пытается понять содержание обучения на своем собственном уровне. В контексте этого исследования когнитивные стратегии, которые учащиеся используют при изучении иностранного языка, включают репетицию, организацию, разработку и критическое мышление.

Далее, метакогнитивные стратегии - это то, что делают учащиеся, когда «думают о том, как они думают». Эти стратегии помогают учащимся стать саморегулирующимися учащимися, учитывать реализацию психических процессов, а также развить сильное чувство срочности в их обучении.

Это количественное исследование проводится для изучения того, как учащиеся используют когнитивные и метакогнитивные стратегии, когда они изучают английский язык как иностранный. Используемый инструмент представляет собой опрос 189 респондентов состоит из 3 основных разделов. Что касается таблицы 1, то в разделе А содержатся элементы демографического профиля. Раздел В содержит 19 пунктов о когнитивных компонентах, а раздел С имеет 11 вариантов использования метакогнитивной саморегуляции.

Таблица 1

Распределение элементов обследования

A КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ а) Репетиция 4 19

(б) Организация 4

с) Разработка 6

(d) Критическое мышление 5

B МЕТАКОГНИТИВНАЯСАМОРЕГУЛЯЦИЯ а) Планирование 4 11

(б) Контроль 4

(с) Самооценка 3

30

Анализ SPSS выявил альфа Кронбаха 0,937, что свидетельствует о высокой внутренней надежности используемого прибора. Из 189 респондентов 72 % составляют женщины, в то время как респонденты мужского пола - 28 %.

Наибольший процент в 42 % был у респондентов из бизнеса. Далее идут респонденты из науки и технологий (30 %) и, наконец, респонденты из социальных наук (28 %).

Также в рамках исследования представлены данные, чтобы ответить на исследовательский вопрос 1: Как учащиеся используют когнитивные стратегии для изучения английского языка? В контексте данного исследования когнитивные стратегии включают (а) репетицию (4 пункта), (б) организацию (4 пункта), (в) разработку (6 пунктов) и (г) критическое мышление (5 пунктов). Большинство респондентов склонны запоминать ключевые слова, чтобы напомнить им о важных понятиях в своем классе (3,9). Кроме того, такое же количество респондентов предпочитают практиковать повторение материала про себя снова и снова (3,8) и читать свои классные заметки и чтения курса снова и снова (3,8) во время учебы. Респонденты также составляют списки важных предметов для курсов и запоминают списки (3,8).

Самое высокое среднее значение (3,9) показывает, что респонденты просматривают чтения и свои классные заметки и пытаются найти наиболее важные идеи при подготовке к курсам. То же среднее значение (3,9) также означает, что респонденты просматривают свои классные заметки и делают набросок важных концепций, когда они учатся на курсах. Большинство респондентов также излагают материал, который поможет им организовать свои мысли при изучении чтений для курсов в программе (3,8).

Большинству респондентов (рисунок 1) комфортно собирать информацию из разных источников при обучении на курсах данной программы (3,9). Кроме того, респонденты стараются соотнести материал с тем, что они уже знают при чтении курсов (3,9). Респонденты также пытаются понять материал на занятиях, устанавливая связи между чтениями и концепциями из лекций (3,8). Тем не менее, эти респонденты с меньшей вероятностью будут связывать идеи по одному предмету с идеями на других курсах, когда это возможно (3,6), или писать краткие резюме основных идей из чтений и своих классных заметок (3,6). Несмотря на это, респонденты пытались применить идеи из чтения курса в других классных мероприятиях (3,7).

3,92 3,9 3,88 3,86 3,84 3,82 3,8 3,78 3,76 3,74

3,9 3,9

3,8

просматривают чтения и свои классные заметки и пытаются

просматривают свои классные заметки и делают набросок

излагаютматериал, который поможетнм организовать свои

найти наиболее важные идеи при важных концепций, когда они мысли при изучении чтений для подготовке к курсам учатся на курсах курсов в программе

Рисунок 1. Работа с материалом

Большинство учащихся задаются вопросом о вещах, которые они слышат или читают на курсах, чтобы решить, считают ли они их убедительными (3,7). Другие относительно думают о возможных альтернативах всякий раз, когда они читают или слышат утверждение

Рисунок 2. Систематизация и сосредоточение на изучении языка

3,95 3,9 3,85 3,8 3,75 3,7 3,65 3,6 3,55 3,5 3,45

3,9

3,6 3,6

респонденты, которые путаются во пытаются изменить технику, в корректируют свою стратегию, чтобы время чтения в классах, попытаются которой они читают матери ал, когда ассимилироваться слюбыми разобраться в ней впоследствии чтение трудно понять требованиями курса и стилем

преподавания тренеров

Рисунок 3. Среднее значение для самооценки

или конкретизируют в классах (3,5) и пытаются решить, есть ли хорошие подтверждающие доказательства, когда теория, интерпретация или заключение представлены в классах или в чтениях (3,5). Кроме того, изрядное количество респондентов относятся к материалам курса как к цели и пытаются развить собственные представления об этом (3,6). Такое же количество респондентов также пытается поиграть со своими собственными идеями, связанными с тем, что они изучают на курсах (3,6).

Большинство респондентов (рисунок 2) следят за тем, чтобы они систематизировали заметки позже, когда они путаются во время конспектирования в классах (3, 6). При этом изрядное количество респондентов задают себе вопросы, подтверждающие понимание материала в программе (3,5). Другие умеренно формулируют вопросы, чтобы помочь сосредоточиться на чтении (3,3). Тем не менее, лишь немногие респонденты признаются, что они упускают важные моменты, потому что они думают о других вещах во время занятий (3).

Когда дело доходит до самооценки (рисунок 3), самое высокое среднее значение показывает, что респонденты, которые путаются во время чтения в классах, попытаются разобраться в ней впоследствии (3,9). Те же средства 3,6 также показывают, что они пытаются изменить технику, в которой они читают материал, когда чтение трудно понять, и они также корректируют свою стратегию, чтобы ассимилироваться с любыми требованиями курса и стилем преподавания тренеров.

Таблица 2

Общее среднее значение для когнитивных стратегий

Значение

Репетиция 3,8

Организация 3,7

Разработка 3,8

Критическое мышление 3,6

Подводя итог, анализ данных этого исследования выявил интересные результаты в использовании когнитивных и метакогнитивных стратегий для изучения иностранных языков. Конденсация средних баллов (таблица 2) для когнитивных стратегий показала, что наиболее часто используются репетиции и проработка, за которыми следуют организация, а затем критическое мышление. Next, для используемых метакогнитивных стратегий (таблица 3) наиболее часто используемыми являются планирование и самооценка. Затем следует мониторинг.

Таблица 2

Общее среднее значение для метакогнитивных стратегий

Значение

Планирование 3,7

Контроль 3,4

Самооценка 3,7

Результаты этого исследования показали, что как когнитивные, так и метакогнитивные стратегии использовались студентами при изучении английского языка. Существует гармоничный баланс между обеими стратегиями.

Это исследование дает положительные результаты, которые могут улучшить обучение и изучение английского языка. Результаты показали, что учителя должны учитывать существование различных стратегий изучения языка у всех учащихся и какие стратегии они применяют чаще всего. Однако текущий сценарий онлайн-обучения может заставить учащихся чувствовать себя изолированными и потребовать от них быть независимыми в процессе обучения. В этой ситуации учителя могли бы помочь, предложив различные виды деятельности, чтобы помочь студентам. Учителя могли бы планировать взаимодействие с меньшим количеством учащихся в группе, чтобы нивелировать проблему тревоги. Будущие исследования могут изучить различные стратегии обучения, используемые учащимися при изучении иностранного языка, особенно в конкретном контексте обучения.

Библиографический список

1. Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2.

2. Бортникова А.В. Использование игровых технологий в качестве стимула повышения мотивации к говорению на занятиях по английскому языку / Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. науч. тр. М., 2016.

3. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.

4. Леонтьев А.А. Психологическое основы наглядности в учебнике иностранного языка // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.; Воронеж. 2001.

В.В. Мусихин

преподаватель, аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: musihinvlad2018@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.