Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ ЗАПОМИНАНИЯ / АФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осьмушина Анастасия Андреевна, Салимова Светлана Шамильевна, Рожков Михаил Анатольевич, Грузнова Ирина Владимировна, Пахмутова Елена Даниловна

Статья посвящена стратегиям и факторам успеха в языковой подготовке студентов-магистрантов неяызковых специальностей в условиях дистанционного обучения. Цифровизация образования и возрастающая популярность применения дистанционной формы обучения иностранному языку в организации учебного процесса вуза неизбежно влияет на выбор стратегий и подходов, применяемых как преподавателем, так и учащимся, и требует как от преподавателя, так и от учащегося анализа и использования в практических занятиях новых подходов к обучению, что определяет актуальность настоящего исследования. Авторы статьи задались целью сформулировать эффективные стратегии и выявить факторы успеха в языковой подготовке студентов магистратуры неязыковых специальностей в условиях дистанционного обучения. Для этого в статье обобщаются современные научные работы в области стратегий и методик языковой и подготовки и уточняются научные представления о современных эффективных стратегиях языковой подготовки в условиях цифровой дидактики. Авторы статьи обобщили современные стратегии языковой подготовки и провели опрос 70 студентов магистратуры инженерных специальностей, проходящих обучение дистанционно, с целью выявить часто и редко применяемые ими стратегии. На основании анализа результатов опроса и сопоставления их с академической успеваемостью магистрантов выявляются факторы успеха в дистанционном обучении иностранному языку студентов магистратуры неязыковых специальностей. Авторы приходят к следующим выводам: в целом владение разными стратегиями языковой подготовки студентов магистратуры сформировано недостаточно, при этом участники опроса отмечают наибольшее владение метакогнитивными стратегиями, социальными стратегиями и мотивационными стратегиями. Корреляция с академическими результатами показала, что учащиеся с более высокими результатами обучения чаще используют стратегии запоминания, когнитивные стратегии, компенсаторные стратегии и отмечают большую социальную активность и взаимодействие. Мотивация также становится фактором применения стратегий обучения и академических успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Осьмушина Анастасия Андреевна, Салимова Светлана Шамильевна, Рожков Михаил Анатольевич, Грузнова Ирина Владимировна, Пахмутова Елена Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND SUCCESS FACTORS IN ONLINE SECOND LANGUAGE ACQUISITION BY MASTER’S STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

The article deals with strategies and success factors in the language training of Master’s students of non-linguistic specialties in the conditions of distance learning. Digitalization of education and the increasing popularity of the use of distance learning of a foreign language in the organization of the educational process of the university inevitably affects the choice of strategies and approaches used by both teachers and students, and requires both the teacher and the student to analyze and use new approaches to learning in practical classes, which determines the relevance of this study. The authors of the article set out to formulate effective strategies and identify success factors in the language training of Master's degree students of non-linguistic specialties in the conditions of distance learning. For this purpose, the article summarizes modern scientific works in the field of strategies and methods of language and training and clarifies scientific ideas about modern effective strategies of language training in the conditions of digital didactics. The authors of the article summarized modern strategies of language training and conducted a survey of 70 Engineering Master's degree students studying online in order to identify the strategies they often and rarely use. Based on the analysis of the survey results and their comparison with the academic performance of the graduates, the success factors in distance learning of a foreign language for Master's degree students of non-linguistic specialties are identified. The authors come to the following conclusions: in general, the knowledge of different strategies of language training of graduate students is not sufficiently formed, while the survey participants note the greatest knowledge of metacognitive strategies, social strategies and motivational strategies. Correlation with academic results showed that students with higher learning outcomes are more likely to use memorization strategies, cognitive strategies, compensatory strategies and note greater social activity and interaction. Motivation also becomes a factor in the application of learning strategies and academic success.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/26PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Осьмушина, А. А. Стратегии и факторы успеха в дистанционном обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей / А. А. Осьмушина, С. Ш. Салимова, М. А. Рожков, И. В. Грузнова, Е. Д. Пахмутова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN622.pdf

For citation:

Osmushina A.A., Salimova S.Sh., Rozhkov M.A., Gruznova I.V., Pakhmutova E.D. Strategies and success factors in online second language acquisition by Master's students of non-linguistic specialties. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 26PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Осьмушина Анастасия Андреевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарева», Саранск, Россия Доцент кафедры «Английского языка для профессиональной коммуникации»

Кандидат философских наук E-mail: 98761985@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-2772 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=757645 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57192681887 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/ABH-2195-2020

Салимова Светлана Шамильевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарева», Саранск, Россия Доцент кафедры «Английского языка для профессиональной коммуникации»

Кандидат педагогических наук E-mail: salimaa@yandex.ru SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57222011786

Рожков Михаил Анатольевич

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарева», Саранск, Россия Доцент кафедры «Английского языка для профессиональной коммуникации»

Кандидат культурологии E-mail: mikha-rozhkov@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6412-9351

Грузнова Ирина Владимировна1

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарева», Саранск, Россия Доцент кафедры «Английского языка для профессиональной коммуникации»

Кандидат филологических наук E-mail: ira.gruznova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9344-795X РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=304780 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57218551888

1 https://vk.eom/i. gruznova Страница 1 из 15

Пахмутова Елена Даниловна2

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарева», Саранск, Россия Доцент кафедры «Немецкой филологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: pahmutova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2317-4778 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=405347 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57211296171

Стратегии и факторы успеха в дистанционном обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей

Аннотация. Статья посвящена стратегиям и факторам успеха в языковой подготовке студентов-магистрантов неяызковых специальностей в условиях дистанционного обучения. Цифровизация образования и возрастающая популярность применения дистанционной формы обучения иностранному языку в организации учебного процесса вуза неизбежно влияет на выбор стратегий и подходов, применяемых как преподавателем, так и учащимся, и требует как от преподавателя, так и от учащегося анализа и использования в практических занятиях новых подходов к обучению, что определяет актуальность настоящего исследования. Авторы статьи задались целью сформулировать эффективные стратегии и выявить факторы успеха в языковой подготовке студентов магистратуры неязыковых специальностей в условиях дистанционного обучения. Для этого в статье обобщаются современные научные работы в области стратегий и методик языковой и подготовки и уточняются научные представления о современных эффективных стратегиях языковой подготовки в условиях цифровой дидактики. Авторы статьи обобщили современные стратегии языковой подготовки и провели опрос 70 студентов магистратуры инженерных специальностей, проходящих обучение дистанционно, с целью выявить часто и редко применяемые ими стратегии. На основании анализа результатов опроса и сопоставления их с академической успеваемостью магистрантов выявляются факторы успеха в дистанционном обучении иностранному языку студентов магистратуры неязыковых специальностей. Авторы приходят к следующим выводам: в целом владение разными стратегиями языковой подготовки студентов магистратуры сформировано недостаточно, при этом участники опроса отмечают наибольшее владение метакогнитивными стратегиями, социальными стратегиями и мотивационными стратегиями. Корреляция с академическими результатами показала, что учащиеся с более высокими результатами обучения чаще используют стратегии запоминания, когнитивные стратегии, компенсаторные стратегии и отмечают большую социальную активность и взаимодействие. Мотивация также становится фактором применения стратегий обучения и академических успехов.

Ключевые слова: стратегии языковой подготовки; когнитивные стратегии; метакогнитивные стратегии; стратегии запоминания; аффективные стратегии; компенсаторные стратегии; социальные стратегии

2 https://vk.com/id82122499 Страница 2 из 15

Введение

В последнее время с ростом возможностей интернета и вследствие ограничений на протяжении пандемии онлайн обучение обрело большую популярность, что подтверждают исследования Дж. Хилл [1] и С. Аппаны [2]. При обучении онлайн такие подчеркиваемые исследователями преимущества как гибкость, быстрота обмена материалами и возможность асинхронного обучения [2], в случае изучения иностранных языков дополняются возможностью создания искусственной языковой среды. Однако для достижения максимальной эффективности дистанционное обучение требует тщательного анализа, отбора и адаптации существующих стратегий, методов и приемов обучения. Это утверждение в полной мере справедливо в отношении языковой подготовки студентов.

Цифровизация образования и возрастающая популярность применения дистанционной формы обучения иностранному языку в организации учебного процесса вуза неизбежно влияет на выбор стратегий и подходов, применяемых как преподавателем, так и студентом, и требует как от преподавателя, так и от студента анализа и использования в практических занятиях наиболее эффективных приемов и подходов к обучению, что определяет актуальность настоящего исследования.

Научная новизна работы состоит в выявлении стратегий и факторов успеха в языковой подготовке магистрантов инженерных специальностей при дистанционной форме обучения.

Обобщение научных разработок в области стратегий, методик и факторов успеха в формировании универсальных компетенций, позволяющих осуществлять коммуникацию на иностранном языке, а также развитие и уточнение научных представлений о современных эффективных подходах, методах и приемах языковой подготовки в условиях дистанционного обучения обеспечивает теоретическую значимость работы.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения ее выводов в разработке методики обучения студентов-магистрантов иностранному языку. В статье охарактеризованы стратегии и факторы успеха в языковой подготовке студентов магистратуры инженерных специальностей, однако приведенные в данной работе рекомендации могут быть применены при обучении студентов всех уровней и направлений подготовки.

Цель исследования — сформулировать эффективные стратегии и выявить факторы успеха в языковой подготовке студентов магистратуры неязыковых специальностей в условиях дистанционного обучения. Цель определяет следующие задачи исследования: обобщить современные научные работы в области стратегий и методик языковой подготовки, уточнить научные представления о современных эффективных стратегиях языковой подготовки в условиях цифровой дидактики и выявить факторы успеха в дистанционному обучении магистрантов неязыковых специальностей иностранному языку.

Гипотеза. Языковая подготовка студентов магистратуры в формате дистанционного обучения вошла в практику обучения, поэтому данная форма преподавания и изучения иностранного языка нуждается в дальнейшем совершенствовании и оптимизации применяемых стратегий обучения.

Объект исследования — методика дистанционной языковой подготовки студентов вуза. Предмет исследования — эффективные стратегии изучения иностранного языка в условиях дистанционного обучения, а также факторы, способствующие эффективному формированию компетенций, позволяющих осуществлять коммуникацию на иностранном языке.

Теоретическим материалом для исследования послужили труды современных педагогов и психологов, посвященные методике изучения иностранного языка, а также нормативные акты. Практический материал, анализ которого позволил выявить текущие эффективные стратегии и факторы успешного изучения иностранного языка магистрантами инженерных специальностей, получен в результате опроса 70 студентов магистратуры Рузаевского института машиностроения (филиала ФГБОУ ВО «НИ Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева»).

Дисциплина «Современные коммуникативные технологии (Английский)» представляет собой форму преподавания английского языка для специальных целей и изучается студентами на 1 курсе обучения в магистратуре для инженерных специальностей. В исследовании принимали участие 70 обучающихся профиля «Технология машиностроения» по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», обучающиеся на очно-заочной (дистанционной) форме обучения. Методами исследования являются: контент-анализ анализ литературы по теме исследования, систематизация, обобщение, опрос участников исследования. На первом этапе исследования была изучена литература по теме исследования, был проведен анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов, посвященных стратегиям и методам успешного языкового обучения, были систематизированы существующие подходы и стратегии к языковой подготовке. На втором этапе методом опроса изучались используемые студентами и преподавателями методы языковой подготовки студентов магистратуры. Был составлен опросник, включающий 50 вопросов, относящихся к разным стратегиям языкового обучения, с целью выявить частотность использования этих стратегий в обучении студентами и преподавателями магистратуры. Исследование проводилось на базе кафедры английского языка для профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева». Результаты опроса были сопоставлены с результатами обучения магистрантов.

Существует множество классификаций стратегий и методик обучения. По степени вовлеченности и взаимодействия преподавателя и студента, а также студентов между собой выделяют методы активные, пассивные и интерактивные. По целям и форме работы выделяют аудиозыковой метод Дианы Ларсен-Фримен [3], метод безмолвного пути Ноама Хомского [4], метод изучения языка сообщества, разработанный Чарльзом А. Карраном [5], и другие. Акцент на человеческом познании привел к созданию когнитивного подхода [6], а понимание первостепенной важности коммуникативой функции языка — коммуникативных методов обучения иностранному языку [7-11]. В 1970-х годах внимание исследователей сместилось с преподавателя на изучающего иностранный язык, и исследования автономии учащихся Анри Холеком [12] положили начало изучению стратегий языкового обучения. Дальнейшее развитие методологии языкового обучения отмечено созданием М. Уильямс и Р. Берденом социальной конструктивисткой модели, включающей в себя четыре аспекта процесса преподавания/обучения: учителей, учащихся, задачи и контексты [13]. Дж. Рубин разделил стратегии изучения языка на стратегии обучения, социальные стратегии и коммуникационные стратегии [14]. Дж. О'Мэлли и А. Шамот выделили социально-аффективные, когнитивные и метакогнитивные стратегии [15]. Классификация Х. Стерна включала когнитивные стратегии, стратегии планирования и управления, межличностные стратегии, коммуникативно-

Методы исследования

Обзор литературы

эмпирические стратегии и аффективные стратегии [16; 17]. Классификация Ребекки Оксфорд разделила стратегии изучения языка на прямые и непрямые. Прямые стратегии обеспечивают непосредственное изучение иностранного языка, в то время как косвенные помогают учащемуся обучаться. Прямые стратегии включают в себя стратегии запоминания, компенсации и когнитивные стратегии. Стратегии запоминания включают в себя как методы или модели поведения, помогающие учащемуся запоминать информацию, а именно стратегии репетиции, стратегии разработки, стратегии организации, стратегии понимания / критического мышления и, наконец, навыки работы в Интернете [18]. Считается, что когнитивные факторы, такие как память и внимание, играют важнейшую роль в успешном обучении иностранному языку [19-22]; тем не менее, исследования показывают, что эффективный выбор учебных материалов и методов преподавания способствуют академическому успеху учащихся с различными когнитивными способностями [23]. Что касается онлайн обучения, отмечается, что новые задачи, контент и способы навигации по контенту могут вызывать у учащихся беспокойство и разочарование [2; 24]. Под стратегиями компенсации понимаются методы, помогающие учащемуся преодолеть пробелы в знаниях. Косвенные стратегии включают в себя метакогнитивные, аффективные и социальные стратегии. Метакогнитивные стратегии включают в себя методы, которые помогают учащемуся организовать и оценить свое обучение, планировать учебные задачи и концентрироваться на обучении: стратегии саморегуляции / волевых действий, управления временем, постановки целей, самоконтроля/самоуправления, самооценки, регулирования концентрации/усилий и стратегии самосознания. Аффективные стратегии определяются как методы, помогающие учащемуся управлять своими эмоциями. Общепризнано, что мотивированные люди изучают языки быстрее и эффективнее. Эта точка зрения в значительной степени подтверждается работами как в области психологии, так и в области языковой подготовки [13; 25-29]. В целом, исследования мотивации показывают, что достаточно заметная разница в успехе языкового обучения зависит от мотивации учащихся [30], количества усилий, которые они вкладывают [25-29], и удовольствия, которое они получают от учебы [31]. Социальные стратегии охватывают модели поведения и общения с другими людьми, а также расширение знаний о культуре, связанной с изучаемым языком [18]. Многие исследователи оценивают классификацию Ребекки Оксфорд как наиболее всеобъемлющую [32-34].

Была обоснована положительная взаимосвязь между уровнем владения языком и использованием стратегии изучения языка [35-39]. Не осталась без внимания ученых и преположительная эффективность дистанционного обучения. Так, Барбара Минс, И. Тойама, Р. Мерфи и М. Баки пришли к выводу, что онлайн-обучение по эффективности эквивалентно очному обучению [40]. Некоторые зарубежные исследователи прибегали к наблюдению/опросу изучающих иностранный язык с целью выявить используемые ими стратегии, а именно когнитивные, метакогнитивные и стратегии привязанности [41], однако подобные исследования среди русских студентов не проводились, не говоря уже о группах студентов, изучающих иностранный язык в условиях цифровой дидактики в ВУЗах РФ. Анализируя стратегии онлайн обучения, наши предшественники частично опирались на классификацию Р. Оксфорд, определяя стратегии онлайн обучения как способность студента понимать и контролировать свое обучение, используя ряд когнитивных, метакогнитивных стратегий, стратегий управления ресурсами и аффективных стратегий для достижения целей онлайн-обучения [41].

В основу проведенного авторами статьи исследования положена классификация стратегий обучения Р. Оксфорд, согласно которой выделяются стратегии запоминания,

Результаты

компенсации, когнитивные, метакогнитивные, социальные и аффективные стратегии. Аффективные стратегии мы рассматриваем в двух их подвидах: стратегии мотивации и борьбы с тревожностью.

Для достижения цели исследования авторы провели опрос 70 студентов магистратуры, изучающий иностранный язык в рамках цифровой дидактики. Опросник включил в себя следующие вопросы по применению всем стратегий.

Так, когнитивные стратегии охвачены в вопросах с 1 по 14:

1. Я неоднократно произношу или записываю новые английские слова.

2. Я практикую произношение английских звуков.

3. Я использую известные мне английские слова в разных ситуациях и контекстах.

4. Я инициирую беседы на английском языке.

5. Я смотрю англоязычные видеоролики или фильмы.

6. Я читаю для удовольствия статьи или книги на английском языке.

7. Я пишу заметки, сообщения, письма или отчеты на английском языке.

8. Сначала я бегло просматриваю отрывок на английском языке, затем возвращаюсь и внимательно перечитываю его.

9. Я подбираю слова в моем родном языке, похожие на новые слова в английском языке.

10. Я ищу закономерности в английском языке.

11. Я нахожу значение английского слова, разделяя его на понятные мне части.

12. Я стараюсь не переводить слово в слово.

13. Я резюмирую информацию, которую слышу или читаю на английском языке.

14. Я стараюсь говорить так, как говорят носители английского языка.

Вопросы с 15 по 23 относятся к метакогнитивным стратегиям.

15. Я стараюсь находить как можно больше способов использовать английский.

16. Я ищу возможности читать как можно больше на английском языке.

17. У меня есть четкие цели по улучшению моих навыков владения английским языком.

18. Я думаю о своем прогрессе в изучении английского языка.

19. Я замечаю свои ошибки в английском языке и использую эту информацию, чтобы помочь себе добиться большего успеха.

20. Я обращаю внимание, когда кто-то говорит по-английски.

21. Я пытаюсь выяснить, как лучше изучать английский язык.

22. Я планирую свое расписание так, чтобы у меня было достаточно времени для изучения английского языка.

23. Я ищу людей, с которыми могу поговорить по-английски.

Стратегии запоминания охвачены вопросами 24-32.

24. Я думаю о взаимосвязи между тем, что я уже знаю, и новым, изучаемым на английском языке.

25. Я использую изображения или картинки, чтобы запомнить новые английские слова.

26. Я использую отдельные карточки для запоминания новых английских слов.

27. Я использую рифмы для запоминания новых английских слов.

28. Я использую новые английские слова в предложении, чтобы запомнить их.

29. Я запоминаю новое английское слово, рисуя в уме ситуацию, в которой это слово может быть использовано.

30. Я физически разыгрываю новые английские слова.

31. Я часто пересматриваю уроки английского языка.

32. Я запоминаю новые английские слова или фразы, запоминая их расположение на странице, на доске или на уличном указателе.

Стратегиям компенсации посвящены вопросы с 33 по 38.

33. Когда я не могу придумать ни слова во время разговора на английском, я использую

жесты.

34. Я придумываю новые слова, если не знаю правильных на английском языке.

35. Я читаю по-английски, не пытаясь перевести каждое незнакомое слово.

36. Я пытаюсь предугадать, что другой человек скажет дальше по-английски.

37. Если я не могу вспомнить английское слово, я использую слово или фразу с похожим значением.

38. Чтобы понять незнакомые слова, я строю догадки.

Вопросы 39-44 позволяют выявить используемые социальные стратегии.

39. Я практикую английский язык с другими студентами.

40. Если я чего-то не понимаю по-английски, я прошу собеседника говорить медленнее или повторить это еще раз.

41. Я прошу носителей английского языка поправлять меня, когда я говорю.

42. Я обращаюсь за помощью к носителям английского языка.

43. Я задаю вопросы по-английски.

44. Я стараюсь узнать о культуре носителей английского языка. Стратегии мотивации включены в вопросы 45 и 46.

45. Я говорю по-английски, даже когда боюсь ошибиться.

46. Я даю себе награду или угощение за успехи в английском. Стратегии борьбы с тревожностью включены в вопросы 47-50.

47. Я обращаю внимание на свои эмоции, когда говорю по-английски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Я замечаю, что я напряжен или нервничаю, когда изучаю или использую английский

язык.

49. Я стараюсь расслабиться всякий раз, когда боюсь говорить по-английски.

50. Я обсуждаю с другими, что я чувствую, когда изучаю английский.

Участникам опроса было предложено оценить каждый из пунктов в баллах от 1 до 5 в зависимости от частоты применения этой стратегии. Необходимо отметить, что проведенный опрос не позволяет определить, действительно ли участники опроса используют отмеченные ими стратегии в той мере, в какой они сообщают об этом.

Результаты опроса показали, что в целом владение стратегиями обучения иностранному языку у студентов-участников опроса среднее и ниже среднего. Так, средний бал в категории «стратегии запоминания», также как и в категории «когнитивные стратегии» составил всего 2,9 баллов из 5 возможных, компенсаторные стратегии набрали 2,7 баллов. Средний балл — 3 балла из 5 — получен в разделах «метакогнитивные стратегии» и «социальные стратегии». Столько же Мотивация студентов достаточно выражена — 3,5 балла. Однако показатели тревожности демонстрируют слабое владение студентами тактиками борьбы с напряжением и стрессом при осуществлении коммуникации на иностранном языке — всего 2,6 баллов из 5.

Корреляция с результатами обучения показала, что более преуспевающие студенты активнее используют зрительную память и визуальные опоры для запоминания слов и схем, придумывают рифмы к новым словам и ситуации для их использования. Студенты с более высокими результатами обучения также активнее используют когнитивные стратегии, а именно просмотр англоязычных телепередач и фильмов, поиск закономерностей и подражание речи носителей, применение разных видов чтения, поиск аналогов англоязычных слов в родном языке, попытки понять слово, разделив его на морфологические составляющие, и использование знакомой лексики в разных контекстах. Разница в оценках используемых стратегий заметна также в разделе «компенсаторные стратегии»: преуспевающие студенты чаще применяют жесты, догадку, стараются понимать текст в целом, не застревая на незнакомых словах, используют в речи синонимы и дериваты.

Студенты, показавшие лучшие результаты в изучении иностранного языка, также отметили интерес к стратегиям языкового обучения — пункт «я пытаюсь выяснить, как лучше изучать английский язык». В отношении социальных стратегий преуспевающие студенты отметили большую активность и взаимодействие, отметив частое применение пунктов «Если я чего-то не понимаю по-английски, я прошу собеседника помедлить или повторить это еще раз», «Я прошу носителей английского языка поправлять меня, когда я говорю», «Я обращаюсь за помощью к носителям английского языка». Значительна разница в оценке интереса к культуре стран изучаемого языка, баллы, выставленные студентами, варьируются от 1 до 5.

Исследование подтвердило гипотезу авторов: лучшие академические результаты наблюдаются у студентов, активно использующих стратегии онлайн-обучения иностранному языку.

Все рассмотренные стратегии взаимосвязаны; мотивация выносится в отдельную стратегию, однако нужно отметить, что владение стратегиями обучения и академический успех способствует повышению мотивации. И, наоборот, мотивированные учащиеся чаще используют стратегии онлайн-обучения, коррелирующие с академическим успехом. Отсюда следует рекомендация преподавателям уделять внимание мотивации студентов, применяя как внешние средства мотивации (систему поощрений и наказаний), так и внутренние — поддержание у студентов положительной оценки его учебной деятельности. Кроме того, следует обращать внимание на актуальность задач и связь их с целями обучения и интересами студента, тем более что именно изучение иностранного языка дает возможность широкого использования интернет-сообществ и социальных сетей, позволяя студенту почувствовать себя

Обсуждение

гражданином мира, а осваиваемые компетенции — важными и нужными «здесь и сейчас», а также в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо также учитывать роль технического фактора в обучении онлайн, который, помимо таких плюсов как гибкость и самостоятельность, может создавать затруднения в обучении, и преподавателям следует учитывать этот фактор и, насколько возможно, помогать студентам преодолеть затруднения.

Формирование каждой из стратегий языкового обучения требует определенных усилий как со стороны студента, так и со стороны преподавателя. Навыки распознавания, систематизации, обобщения материалов, использование формул и шаблонов можно и нужно тренировать. Кроме того, при обучении онлайн когнитивная перегрузка негативно влияет на успех учащихся, поэтому когнитивные стратегии требуют интуитивно понятной онлайн платформы. Навык использования стратегии компенсации нарабатывается путем проблемных задач, кейс стади и других интерактивных методов обучения, побуждающих студентов выходить в зону ближайшего развития и корректировать свои сообщения, восполняя недостающие знания для решения коммуникативной задачи. Метакогнитивная стратегия обучения основана на умении планировать и оценивать свою эффективность. Преподавателям следует вдохновлять студентов, а также поддерживать контакт с ними, чтобы мотивировать их своевременно выполнять задания.

Аффективные стратегии не ограничены мотивацией, но также включают в себя навык контроля тревожности и позитивное мышление. Положительные эмоции, которые следует поощрять как часть обучения иностранному языку, включают в себя позитивное отношение к языку и его изучению, а учащиеся с более высоким уровнем удовольствия часто испытывают меньшую тревогу.

Активное применение социальных стратегий можно провоцировать посредством взаимодействия с носителями языка в образовательных целях, интерактивной парной и коллективной работы, обеспечении социальной значимости изучаемого материала и формировании культурной компетентности.

Преподавателям следует повышать осведомленность студентов о различных стратегиях языкового обучения в условиях цифровой дидактики. Это поможет учащимся определить свои сильные и слабые стороны в процессе обучения, потому что зачастую студенты, даже понимая свои преимущества, не знают, как перевести эту информацию в практическую деятельность, которая поможет им в их опыте обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hill Janette R. Flexible Learning Environments: Leveraging the Affordances of Flexible Delivery and Flexible Learning / J.R. Hill. — DOI: https://doi.org/10.1007/s10755-006-9016-6 // Innovative Higher Education. — 2006. — 31. — P. 187-197. — URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10755-006-9016-6 (дата обращения: 10.11.2022).

2. Appanna Subhashni. A Review of Benefits and Limitations of Online Learning in the Context of the Student, the Instructor and the Tenured Faculty / S. Appana // International Journal on E-Learning. — 2008. — 7(1). — P. 5-22. URL: https://www.researchgate.net/publication/237143888_A_Review_of_Benefits_and_Li mitations of Online Learning in the Context of the Student the Instructor and t he_Tenured_Faculty (дата обращения: 10.11.2022).

3. Larsen-Freeman Diane. Techniques and Principles in Language Teaching / D. Larsen-Freeman. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 189 p. — URL: https://archive.org/details/techniquesprinci0002lars (дата обращения: 09.11.2022).

4. Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. — М.: Изд. МГУ, 1972. — 123 с.

5. Curran Charles A. Counseling-learning in Second Languages / C.A. Curran. — Apple River Press, 1976. — 133 p. — URL: https://archive.org/details/counselinglearni0000 curr (дата обращения: 09.11.2022).

6. Celce-Murcia Marianne. Teaching English as a Second Or Foreign Language / M. Celce-Murcia. — Heinle & Heinle Publishers, 1991. — 567 p. — URL: https://archive.org/details/teachingenglisha00celc (дата обращения: 09.11.2022).

7. Widdowson Henry G. Teaching language as communication / H. G. Widdowson. — Oxford: Oxford University Press, 1983. — 168 p. — URL: https://archive.org/details/teachinglanguageQQwidd (дата обращения: 09.11.2022).

8. Wilkins David A. Notional syllabuses / D. Wilkins. — Oxford: Oxford University Press, 1976. — 92 p.

9. Canale Miachael. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing / M. Canale, M. Swain. — DOI: https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1 // Applied Linguistics. — 1980. — 1(1). — P. 147. — URL: https://academic.oup.com/applij/ articl e -

abstract/I/1/1/181953?redirectedFrom=fulltext&login=false (дата обращения: 10.11.2022).

10. Bachman Lyle F. Fundamental Considerations in Language Testing / L.F. Bachman. — Oxford: OUP Oxford, 1990. — 408 p. — URL: https: //archive .org/details/fundamenta lconsi0000bach (дата обращения: 09.11.2022).

11. Bachman Lyle F. Language testing in practice: Designing and developing useful language tests (Vol. 1) / L.F. Bachman, A.S. Palmer. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2007. — 377 p. — URL: https ://archive .org/details/languagetestingi 0000bach (дата обращения: 09.11.2022).

12. Holec Henri. Autonomy in foreign language learning / H. Holec. — Oxford: Pergamon, 1981. — 87 p.

13. Williams Marion. Psychology for Language Teachers: A Social Constructivist Approach / M. Williams and R. Burden. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — 250 p.

14. Wenden Anita L. Learner Strategies in Language Learning / A.L. Wenden, J. Rubin. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1987. — 181 p.

15. O'Mally J. Michael. Learning Strategies in Second Language Acquisition / J.M. O'Mally, A.U. Chamot. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1990. — 260 p.

16. Stern Heiko H. What can we learn from the good language learner? / H.H. Stern // Canadian Modern Language Review. — 1975. — 31. P. 304-318.

17. Stern Heiko H. Issues and Options in Language Teaching / H.H. Stern. — Oxford: Oxford University Press, 1992. — 404 p.

18. Oxford Rebecca L. Language learning strategies: What every teachers should know / R.L. Oxford. — Boston: Heinle & Heinle, 1990. — 342 p. — URL: https://archive.org/details/languagelearning0000oxfo (дата обращения: 10.11.2022).

19. Hyltenstam K. Introduction. High-level L2 acquisition, learning, and use / Hyltenstam K., Abrahamsson N. — DOI: 10.1017/S0272263112000010 // Studies in Second Language Acquisition. — 2012. — 34(2). — P. 177-186. — URL: https://www.cambridge.org/core/journals/studies-in-second-language-acquisition/article/abs/introduction/5E58114F5BF6B30ADEE3DA33A7F36043 (дата обращения: 10.11.2022).

20. Saito Kazuya. A Longitudinal Investigation of the Relationship between Motivation and Late Second Language Speech Learning in Classroom Settings / Saito K., Dewaele J-M., Hanzawa K. — DOI:10.1177/0023830916687793 // Language and Speech. — 2017. — URL: https://www.researchgate.net/publication/311427607 A Longitudinal _Investigation_of_the_Relationship_between_Motivation_and_Late_Second_Langua ge Speech Learning in Classroom Settings (дата обращения: 10.11.2022).

21. Li Shaofeng. The construct validity of language aptitude: A meta-analysis / S. Li // Studies in Second Language Acquisition. — 2016. — 38(4). — P. 801-842. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/studies-in-second-language-acquisition/article/abs/construct-validity-of-language-

aptitude/E24E25596AC2988FEB7A2A0553CD3909 (дата обращения: 10.11.2022).

22. Van Patten Bill. Aptitude as grammatical sensitivity and the initial stages of learning japanese as a L2: Parametric variation and case marking / B. VanPatten, M. Smith // Studies in Second Language Acquisition. — 2015. — 37(1). — P. 135-165. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/studies-in-second-language-acquisition/article/abs/aptitude-as-grammatical-sensitivity-and-the-initial-stages-of-learning-japanese-as-a-l2/88F23ADF27769A0D28F26711E1C6F353 (дата обращения: 10.11.2022).

23. Yal9in Sebnem. Language aptitude and grammatical difficulty / S. Yal9in, N. Spada // Studies in Second Language Acquisition. — 2016. — 38(2). — P. 239-263. — URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1103507 (дата обращения: 10.11.2022).

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Tyler-Smith Keith. Early Attrition among First Time eLearners: A Review of Factors that Contribute to Drop-out, Withdrawal and Non-completion Rates of Adult Learners undertaking eLearning Programmes / K. Tyler-Smith // Merlot Journal of Online Learning and Teaching. — 2006. — 2(2). — P. 73-85. — URL: https://jolt.merlot.org/documents/Vol2 No2 TylerSmith 000.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

Dornyei Zoltan. Motivational strategies in the language classroom / Z. Dornyei. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 300 p. — URL: https://archive.org/details/ilhem 20151031 1049 (дата обращения: 10.11.2022).

Dornyei Zoltan. Individual differences in second language acquisition / Z. Dornyei // AILA review. — 2006. — 19(1). — P. 42-68.

Dornyei Zoltan. Motivation and vision: An analysis of future L2 self-images, sensory styles, and imagery capacity across two target languages / Z. Dornyei, L. Chan // Language Learning. — 2013. — 63(3). — P. 437-462.

Dornyei Zoltan. Motivation, language identity and the L2 self (Vol. 36) / Z. Dornyei, E. Ushioda. — Bristol: Multilingual Matters, 2009. — 352 p.

Dornyei Zoltan. Teaching and researching motivation (2nd ed.) / Z. Dornyei, E. Ushioda. — Harlow: Pearson Education, 2011. — 344 p. — URL: https://archive.org/stream/ilhem 20151031 1015/%5BZoltan Dornyei%2C Ema Us hioda%5D Teaching and Resea djvu.txt (дата обращения: 10.11.2022).

Guilloteaux Marie-Jose. Motivating language learners: A classroom-oriented investigation of the effects of motivational strategies on student motivation / M-J. Guilloteaux, Z. Dornyei // TESOL Quarterly. — 2008. — 42(1). — P. 55-77. — URL: https://www.academia.edu/2695387/Motivating_Language_Learners_A_Classr oom Oriented Investigation of the Effects of Motivational Strategies on Student _Motivation (дата обращения: 10.11.2022).

Dewaele Jean-Marc. On Emotions in Foreign Language Learning and Use / J.-M. Dewaele // The Language Teacher. — 2015. — 39. — P. 13-15. — URL: https://www.researchgate.net/publication/281716361 On Emotions in Foreign Lan guage Learning and Use (дата обращения: 10.11.2022).

Alfian Alfian. Proficiency level and language learning strategy choice of Islamic University learners in Indonesia / A. Alfian. — DOI: https://doi.org/10.15639/teflinjo urnal.v29i1/1-18 // 2018. — 29(1). — P. 1-18. — URL: https://journal.teflin.org/index.php/journal/article/view/579 (дата обращения: 10.11.2022).

Cohen Andrew D. Language learner strategies: Thirty years of research and practice / A.D. Cohen, E. Macaro. — Oxford: Oxford University Press, 2007. — 344 p.

Ellis Rod. The study of second language acquisition / R. Ellis. — Oxford: Oxford University Press, 1994. — 824 p.

Alfian Alfian. The application of language learning strategies of high school students in Indonesia / A. Alfian. — DOI: https://doi.org/10.15408/ijee.v3i2.5509 // Indonesian Journal of English Education. — 2016. — 3(2). — P. 140-157. — URL: https://journal.uinjkt.ac.id/index.php/ijee/article/view/5509 (дата обращения: 10.11.2022).

36. Green John. A closer look at learning strategies, L2 proficiency, and gender / J. Green, R.L. Oxford. — DOI: https://doi.org/10.2307/3587625 // TESOL Quarterly. — 1995.

— 29(2). — P. 261-297.

37. Liu Dongyue. EFL proficiency, gender and language learning strategy use among a group of Chinese technological institute English majors / D. Liu // Annual Review of Education, Communication and Language Sciences. — 2004. — 1(1). — P. 36-56. — URL: https://research.ncl.ac.uk/media/sites/researchwebsites/arecls/Dongyue.htm (дата обращения: 10.11.2022).

38. Radwan Adel A. Effects of L2 proficiency and gender on choice of language learning strategies by university students majoring in English / A.A. Radwan // Asian EFL Journal. — 2011. — 13(1). — P. 115-163. — URL: https://www.asian-efl-journal.com/PDF/March-2011 -aar.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

39. Wu Ya-Ling. Language learning strategies used by students at different proficiency levels / Y.-L. Wu. — DOI: https://doi.org.10.5539/ijel.v1n2p203 // Asian EFL Journal.

— 2008. — 10(4). — P. 75-95. — URL: https://www.asian-efl-journal.com/main-editions-new/language-learning-strategies-used-by-students-at-different-proficiency-levels/index.htm (дата обращения: 10.11.2022).

40. Means Barbara. The Effectiveness of Online and Blended Learning: A Meta-Analysis of the Empirical Literature / B. Means, Y. Toyama, R. Murphy, M. Baki. — DOI: https://doi.org/10.1177/016146811311500307 // Teachers College Record. — 2013 — 115. — P. 1-47. — URL:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/016146811311500307 (дата обращения: 10.11.2022).

41. Kuama Settha. Is Online Learning Suitable for All English Language Students? / S. Kuama, U. Intharaksa // PASAA. — 2016. — 52. — P. 53-82. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1134684.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

Osmushina Anastasia Andreevna

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia E-mail: 98761985@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-2772 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=757645 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57192681887 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/ABH-2195-2020

Salimova Svetlana Shamil'evna

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia E-mail: salimaa@yandex.ru SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57222011786

Rozhkov Mikhail Anatol'evich

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

E-mail: mikha-rozhkov@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6412-9351

Gruznova Irina Vladimirovna

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia E-mail: ira.gruznova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9344-795X RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=304780 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57218551888

Pakhmutova Elena Danilovna

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia E-mail: pahmutova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2317-4778 RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=405347 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57211296171

Strategies and success factors in online second language acquisition by Master's students of non-linguistic specialties

Abstract. The article deals with strategies and success factors in the language training of Master's students of non-linguistic specialties in the conditions of distance learning. Digitalization of education and the increasing popularity of the use of distance learning of a foreign language in the organization of the educational process of the university inevitably affects the choice of strategies and approaches used by both teachers and students, and requires both the teacher and the student to analyze and use new approaches to learning in practical classes, which determines the relevance of this study. The authors of the article set out to formulate effective strategies and identify success factors in the language training of Master's degree students of non-linguistic specialties in the conditions of distance learning. For this purpose, the article summarizes modern scientific works in the field of strategies and methods of language and training and clarifies scientific ideas about modern effective strategies of language training in the conditions of digital didactics. The authors of the article summarized modern strategies of language training and conducted a survey of 70 Engineering Master's degree students studying online in order to identify the strategies they often and rarely use. Based on the analysis of the survey results and their comparison with the academic performance of the graduates, the success factors in distance learning of a foreign language for Master's degree students of non-linguistic specialties are identified. The authors come to the following conclusions: in general, the knowledge of different strategies of language training of graduate students is not sufficiently formed, while the survey participants note the greatest knowledge of metacognitive strategies, social strategies and

motivational strategies. Correlation with academic results showed that students with higher learning outcomes are more likely to use memorization strategies, cognitive strategies, compensatory strategies and note greater social activity and interaction. Motivation also becomes a factor in the application of learning strategies and academic success.

Keywords: language training strategies; cognitive strategies; metacognitive strategies; memorization strategies; affective strategies; compensatory strategies; social strategies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.