Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА'

МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА / ВЫРАБОТКА ИСХОДНОЙ МОТИВАЦИИ / СОХРАНЕНИЕ И ЗАЩИТА МОТИВАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРАБОТКИ И УКРЕПЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Максим Александрович

Если бы преподаватели иностранного языка знали ответ на вопрос, почему некоторые студенты успешны в изучении иностранного языка, а другие очень далеки от подобной оценки, то им, вероятно, было бы намного легче заниматься своим делом. К сожалению, на этот вопрос однозначного исчерпывающего ответа нет, однако мы можем указать на ряд факторов, которые оказывают значительное влияние на успешность или неудачи наших студентов при изучении языка. Преподаватели давно уже обратили внимание на то, что те студенты, которые действительно хотят научиться иностранному языку, добиваются успеха несмотря ни на какие условия его изучения. Замечено, что в одной и той же среде обучения некоторые «мотивированные» студенты учатся гораздо лучше своих сверстников, зачастую добиваясь успехов в неблагоприятных условиях, даже вопреки использованию методики, которую специалисты могут оценивать как неудовлетворительную. Поэтому весьма целесообразно предположить, что именно мотивация, с которой приходят в аудиторию наши студенты, является не только самым мощным фактором, оказывающим влияние на их успехи в изучении иностранного языка, но и весьма сложным феноменом с точки зрения психологии. В данной статье мы попытались показать, какие виды мотивации выделены современными исследователями и каким образом мотивация связана со стратегиями языкового обучения. Кроме того, в своей работе мы стремились продемонстрировать, какие попытки предпринимают преподаватели иностранных языков нашего транспортного университета для укрепления мотивационных стратегий студентов в процессе изучения иностранного языка. Мы придерживаемся мнения о целесообразности планирования преподавателями мотивационных стратегий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатин Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A TRANSPORT UNIVERSITY

If teachers of a foreign language knew the answer to the question why some students are successful in learning a foreign language, and others are very far from such an assessment, then it would probably be much easier for them to go about their business. Unfortunately, there is no definitive answer to this question, but we can point out a number of factors that have a significant impact on the success or failure of our students in learning a language. Teachers have long drawn attention to the fact that those students who really want to learn a foreign language, succeed despite all the conditions of its study. It is noted that in the same learning environment, some "motivated" students learn much better than their peers, often achieving success in unfavorable conditions, even despite the use of methods that experts may assess as unsatisfactory. Therefore, it is very reasonable to assume that motivation with which our students come to the classroom is not only the most powerful factor influencing their success in learning a foreign language, but also a very complex phenomenon from the point of view of psychology. In this article, we tried to show what types of motivation are identified by researchers at the present stage and how they are related to language learning strategies. In addition, in our work, we tried to demonstrate some efforts made by the teachers of foreign languages of our transport university to strengthen the motivational strategies of students in the process of learning a foreign language. We are of the opinion that it is advisable for teachers to plan motivational strategies in the educational process.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА»

УДК 372.881.111.1

Лопатин Максим Александрович

Преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, тел.: +7 9049800096, e-mail:maxandart@rambler.ru

МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Если бы преподаватели иностранного языка знали ответ на вопрос, почему некоторые студенты успешны в изучении иностранного языка, а другие очень далеки от подобной оценки, то им, вероятно, было бы намного легче заниматься своим делом. К сожалению, на этот вопрос однозначного исчерпывающего ответа нет, однако мы можем указать на ряд факторов, которые оказывают значительное влияние на успешность или неудачи наших студентов при изучении языка. Преподаватели давно уже обратили внимание на то, что те студенты, которые действительно хотят научиться иностранному языку, добиваются успеха несмотря ни на какие условия его изучения. Замечено, что в одной и той же среде обучения некоторые «мотивированные» студенты учатся гораздо лучше своих сверстников, зачастую добиваясь успехов в неблагоприятных условиях, даже вопреки использованию методики, которую специалисты могут оценивать как неудовлетворительную. Поэтому весьма целесообразно предположить, что именно мотивация, с которой приходят в аудиторию наши студенты, является не только самым мощным фактором, оказывающим влияние на их успехи в изучении иностранного языка, но и весьма сложным феноменом с точки зрения психологии. В данной статье мы попытались показать, какие виды мотивации выделены современными исследователями и каким образом мотивация связана со стратегиями языкового обучения. Кроме того, в своей работе мы стремились продемонстрировать, какие попытки предпринимают преподаватели иностранных языков нашего транспортного университета для укрепления мотивационных стратегий студентов в процессе изучения иностранного языка. Мы придерживаемся мнения о целесообразности планирования преподавателями мотивационных стратегий в учебном процессе.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные стратегии, стратегии изучения языка, выработка исходной мотивации, сохранение и защита мотивации, планирование выработки и укрепления мотивации, мотивационный план.

Введение

Термин мотивация очень часто используется и в нашей ежедневной работе, и в исследованиях. Преподаватели, подбадривая своих студентов, могут говорить, что при наличии мотивации языку могут научиться все желающие. Несомненно, при изучении иностранного языка мотивация крайне важна, потому что наряду со способностями и интеллектом, она является важным фактором, оказывающим влияние на достижения обучающихся в освоении языка. P. Skehan рассматривает мотивацию в качестве второго по значимости предвестника успешности в освоении языка, пропуская вперед только способности к языкам [Skehan, 1991, p. 38].

Дать определение термину «мотивация» довольно сложно, поскольку данный термин весьма многолик и до сих пор нет единодушия по поводу его точной дефиниции. Определений этому термину есть множество. И это проблема, ведь ясность определения является первым шагом к любому другому дальнейшему исследованию. Согласно Оксфордскому толковому словарю английского языка, «мотивация» в психолого-социальном смысле есть «общее желание или готовность кого-то что-то делать» [Oxford English Dictionary, 1989]. Однако исходное психологическое и более точное определение гласит, что «мотивация - это (осознанный или неосознанный) стимул к действию навстречу желанной цели, особенно в результате психологических или социальных факторов; факторов, придающих цель или направление поведению людей или животных» [Ibid].

В качестве желанной цели, которая содержится в обоих определениях, могут быть всевозможные достижения или усовершенствования в общей дефиниции. Наряду с общим определением есть специфические определения для изучения иностранного языка. R. Gardner и W. Lambert определяют мотивацию, как содержащую три компонента: желание достичь цели, затраченные усилия и отношение к изучению языка [Ushioda, 1996, p. 8].

G. Chambers пишет о мотивации, что она «объясняет, почему люди решают чем-то заниматься, насколько усердно они собираются следовать этому и как долго они желают сохранять эту деятельность» [ Chambers, 1999, p. 7].

Самые главные исследования понятия «мотивация» написаны R. Gardner и W. Lambert, которые проделали важнейшую работу в этой области. Они отмечают две важные ориентации в формировании мотивации: «инструментальное мировоззрение», отражающее практическую ценность и преимущества изучения нового языка, и «интегративное мировоззрение», отражающее искренний личный интерес к людям и культуре, представленными другой группой.

Люди с интегративной мотивацией (ученые придерживались термина «ориентация») хотели бы быть похожими на носителей того языка, который они изучают, знать и понимать их культуру и быть способными в ней участвовать. Инструментальная ориентация основывается на тех преимуществах, которые может дать знание иностранного языка: продвижение в профессиональной карьере, способность получать полезную и нужную информацию из чтения литературы на иностранном языке, потенциал для использования представителей иностранной культуры и т. д. [Gardner, Lambert, 1972, p. 132]. Авторы предположили, что именно интегративная ориентация будет лучше поддерживать долгосрочную мотивацию, необходимую для выполнения очень сложной задачи изучения иностранного языка [Gardner, Lambert, 1979, p. 193].

Основная часть

Мотивационная теория, разработанная за последние годы Z. Dornyei, является «процессно-ориентированной» и объединившей несколько источников в одну комплексную схему. «Процессно-ориентированная» модель организует влияния на мотивацию в цепочку, которая имеет два измерения: последовательность действий и мотивационное влияние. «Последовательность действий» относится к поведенческим процессам. Желания, надежды и возможности преобразуются в цель, а затем в намерения, ведущие к действию и к достижению цели. Наконец, есть оценка этого процесса. Второе измерение, «мотивационные влияния», включает источник энергии и мотивационные силы, которые стимулируют процессы первого измерения [Dornyei, 2004, p. 50].

Указанная модель разделена на три основные этапа: этап подготовки, этап действий и этап после принятия мер. Ключевым принципом является то, что эти три этапа связаны с

различными мотивами. Первый - подготовительный этап - включает в себя постановку цели, формирование намерения и инициирование реализации намерения. На этом этапе формируется мотивация, которая приводит к выбору обучающимся цели или задач. Вторая фаза - это фаза действия. Она относится к действию и к мотивации, которую необходимо поддерживать. Эта исполнительная мотивация важна для поддержания активности в учебной деятельности. Этап после принятия мер содержит оценку, которая следует после завершения действий и определит вид деятельности, к которой студент будет мотивирован в будущем [Ibid, p. 85].

Эта модель подчеркивает, что мотивация проявляет различные характеристики в зависимости от стадии, на которой студент достиг своей цели. Он разбивает мотивационный процесс на различные этапы, что подчёркивает временной аспект мотивации и показывает сложность мотивационного процесса. Мотивацию нельзя определить как постоянную, потому что она меняется во времени. Это может быть вызвано многими факторами, такими как погода или время года, дневное время, вид деятельности или ежедневное настроение студента. В этом отношении «процессно-ориентированный» подход является шагом в правильном направлении, поскольку он включает в себя множество факторов, влияющих на изучение иностранного языка.

Модель мотивации к изучению иностранного языка, разработанная Z. Dornyei, показывает, что инструментальные и интегративные мотивы вносят значительный вклад в мотивацию при изучении иностранного языка. Кроме того, он указывает, что потребность в достижениях и атрибуции прошлых неудач также являются компонентами мотивационного конструкта. Он также полагает, что инструментальная мотивационная подсистема и особенно потребность в достижении играют значительную роль, тогда как желание выйти за пределы этого уровня связано с интегративными мотивами.

Мотивация является основной и важной частью обучения, которую можно и нужно развивать, используя специальные стратегии - в нашем случае, стратегии языкового изучения [Brewer, Burgess, 2005, р. 24]. Согласно Z. Dornyei, используемые в обучении иностранному языку мотивационные стратегии можно разделить на несколько основных типов:

Формирование первоначальной мотивации: создание основных мотивационных условий: принятие соответствующих действий преподавателя и установление взаимопонимания со студентами; создание приятной и безопасной атмосферы на занятии; создание сплоченной студенческой группы; укрепление языковых ценностей и установок студентов: ориентация на «интегративность»; направленность на ожидаемое внутреннее удовольствие от обучения; ориентация на инструментальные стимулы; сделать учебную программу актуальной для обучающихся, поднять уровень ожидаемого успеха студентов.

Поддержание и защита мотивации: помощь студентам в постановке соответствующих (ближайших и конкретных) целей для самих себя; повышение качества обучения; поднятие уровня уверенности учащихся в себе: обеспечение регулярного опыта успеха; снижение тревожности на занятии; содействие благоприятным самооценкам компетентности в изучении иностранного языка; формирование автономности обучающихся; принятие активной социализирующей роли (преподавателем); повышение осведомленности учащихся о стратегиях поддержания мотивации: контроль эмоций; контроль мотивации.

Завершение обучения: поощрение позитивной самооценки: поддержка в приписывании успехов в изучении иностранного языка усилиям, а не способностям студентов; повышение удовлетворенности обучающихся учебным процессом. Далее преподаватель может

переносить эти стратегии в учебные действия, которые интегрированы в процесс обучения. Мы полагаем, что на основе вышеизложенных теорий возможно перевести некоторые стратегии в свой план развития мотивации студентов.

I. План действий - Мотивационный план

План занятий и организации учебного процесса всегда и везде обязательно составляется, но в этих планах, к сожалению, не уделяется должного внимания вопросу формирования и поддержания мотивации студентов на протяжении всей учебной деятельности. Можно спланировать эффективный процесс обучения, но это не означает, что обучающиеся будут мотивированы во время обучения. Мы убеждены, что мотивационный план необходим. В противном случае человек может учиться, но не любить то, что было изучено, либо сам процесс обучения.

Каждый период обучения, длится ли он двадцать минут или двадцать часов, может быть разделён в соответствии с временным континуумом. Каждая фаза связана с другой в формировании динамического целого, которое при применении надлежащих мотивационных стратегий в соответствии с их конкретной фазой улучшает общий опыт обучения и катализирует позитивное возвращение учащегося к учебной ситуации. Различные учебные действия, составляющие процесс обучения, могут быть проанализированы с точки зрения того, когда они происходят и какие мотивационные стратегии они могут включать, чтобы «максимизировать» мотивационное влияние на протяжении всего учебного процесса.

Мы строим свой мотивационный план, который интегрирован с нашим учебным планом, с учётом начальной, средней и конечной фаз. Стратегии формирования первоначальной мотивации должны быть перенесены на начальную фазу, стратегии поддержания и защиты мотивации должны быть перенесены на среднюю и завершающую фазу. Конечно, при использовании иногда они будут переплетаться между собой, а сам мотивационный план ориентирован на аудирование, говорение, чтение и письмо в обучении иностранному языку.

Цель: помочь студентам сформировать и поддерживать мотивацию в процессе изучения иностранного языка.

Начало процесса обучения: Формирование начальной мотивации

Задачи: помочь студентам в развитии позитивного отношения к учебе; выявить потребности студентов.

Стратегия 1: Сделать первый опыт общения с предметом как можно более позитивным. Эта стратегия основана на идее, что "первое впечатление важно." Первое впечатление студентов, как только оно сформируется, будет оказывать значительное влияние на то, как они воспримут и получат дальнейший опыт работы с предметом. Мы должны помнить о том, что необходимо сделать все возможное, чтобы первый урок или первоначальный контакт был максимально безопасным, успешным и интересным, поскольку это повысит мотивацию студентов к будущему участию в изучении иностранного языка. Учебная деятельность или действия преподавателей: на первых же занятиях научить каждого студента некоторым наиболее распространенным выражениям, употребляемым в поездках и путешествиях в соответствующей культуре; мы можем дать понять студентам, что намерены оказывать им помощь в изучении иностранного языка; на первом же занятии желательно попросить студентов представиться на иностранном языке.

Стратегия 2: Использовать методы оценки потребностей для выявления потребностей студентов в процессе обучения. Почему люди хотят изучать иностранные языки? Для удовольствия? Возможно, они хотят читать Шекспира в оригинале? Может быть, они хотят получить в дальнейшем лучшую работу. У разных людей разные потребности. Мотивация

студентов к обучению повысится, когда их преподаватель будет уважать их потребности и создаст процесс обучения, с помощью которого эти потребности могут быть удовлетворены.

Учебная деятельность или действия преподавателей:

Самый простой и прямой метод состоит в том, чтобы задать студентам с помощью собеседования, группового обсуждения или анкетирования вопрос о том, чего они больше всего хотят получить от изучения иностранного языка.

Другие стратегии на начальном этапе: создавать реалистичные убеждения у обучающихся; представлять задания в мотивационно благоприятной манере.

В процессе обучения: Поддержание и защита мотивации.

Задачи: Стимулирование обучения; интеграция эмоций с обучением.

Стратегия 3: Помочь обучающимся поставить соответствующие для них цели. Поскольку у каждого человека есть свои собственные потребности, то у каждого должны быть и свои собственные ближайшие и конкретные цели для достижения этих потребностей. Без целей нам трудно мотивировать себя на что-то. Мотивация требует постановки целей либо самостоятельно, либо совместно.

Стратегия 4: Повысить качество обучения: повысить привлекательность содержания курса; пробудить и поддерживать любознательность и внимание студентов; поднять интерес и вовлеченность студентов в выполнение заданий.

Учебная деятельность и действия преподавателей:

Мы не можем напрямую мотивировать студентов, но мы можем сделать некоторые вещи в нашем обучении стимулирующими и привлекательными. Мы можем предоставлять некоторые возможности и стимулы. Мы можем предложить и организовать учебные мероприятия, которые сосредоточены на аудировании, чтении, устной и письменной речи, такие как игры, ролевые игры, конференции на иностранных языках и многое другое.

Стратегия 5: Укрепить уверенность обучающихся в себе: предоставлять студентам возможности реального выбора; разделить ответственность за организацию учебного процесса со студентами; поощрять студентов, поддерживать проектные работы.

Стратегия 6: Принятие активной социализирующей роли (преподавателем): проецирование энтузиазма и демонстрация мотивированного поведения; моделирование интереса студентов к изучению иностранного языка.

Завершение процесса обучения: Завершение опыта обучения: Поощрение положительной самооценки.

Задачи: Повысить компетенции студентов.

Стратегия 7: Повышение удовлетворенности обучающихся от усвоения предмета обучения.

Учебная деятельность и действия преподавателей: регулярно оценивать прогресс в изучении языка; отмечать достижения студентов; использовать мотивационно приемлемую обратную связь, хвалить и поощрять своих студентов.

Заключение

Мотивация является важным и эффективным фактором в области изучения иностранного языка, но при этом она представляет собой весьма сложный феномен с психологической точки зрения. По этой причине мотивация всегда оставалась довольно солидным источником для исследований в сфере прикладной лингвистики. С развитием глобализации все больше людей стремятся выучить иностранный язык для использования на работе и в жизни, и этот фактор способствует продвижению дальнейших исследований ученых в области мотивации к изучению иностранных языков, ее связи с другими факторами

и функции в облегчении усвоения иностранного языка. Какой бы хорошей ни была методика обучения, желание человека научиться, мотивация, психологическое отношение к иностранному языку имеют очень большое значение для успешного овладения иностранным языком. В нашем железнодорожном вузе почти 70 % студентов составляют приехавшие из небольших городов, поселков, станций, и большинство из них после окончания вуза собираются вернуться на малую родину [Анашкина, Бушуев, 2012, с. 52]. Как правило, наши студенты уверены, что иностранный язык им не пригодится в их дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому проблема повышения мотивации для преподавателей иностранного языка актуальна.

В связи с вышеизложенным, использование мотивационного плана, в котором прописаны некоторые стратегии для развития мотивации от первоначального до конечного этапа в процессе обучения языка нам представляется вполне рациональным и полезным звеном. Однако возникают очень непростые вопросы, как преподавателю узнать, мотивированы ли его студенты и когда они становятся таковыми.

Основываясь на текущем состоянии знаний в области мотивации, дать точный ответ на эти вопросы не представляется возможным. И хотя мы не можем оценить мотивацию студентов с большой точностью, всё же существует несколько подходов, которые можно использовать для того, чтобы оценить наличие и качественный уровень мотивации учащихся (студентов) в процессе обучения. Не вызывает сомнения тот факт, что данная проблема всё ещё нуждается в исследованиях специалистов прикладной лингвистики.

Список литературы

Анашкина Н. Ю., Бушуев С. В. и др. Организация процесса обучения иностранному языку в транспортном вузе // Инновационный транспорт. 2012. № 4(5). C. 48-55.

Brewer E. W. & Burgess D. N. Professor's role in motivating students to attend class // Journal of Industrial Teacher Education. 2005. 42(3). Р. 21-28.

Chambers G. Motivating Language Learners // Clevedon: Multilingual matters. 1999. P. 7-18.

Dornyei Z. Teaching and Researching motivation. Harlow: Longman, 2004. 323 p.

Gardner R. and Lambert W. Attitudes and Motivation in Second language learning. Rowley: Newbury House, 1972. 316 p.

Gardner R. Social psychological aspects of second language acquisition. // H. Giles and R. St. Clair. Language and Social psychology. Oxford: Blackwell, 1979. P. 193-220.

Oxford English Dictionary. 2nd ed., 1989, OED Online. Oxford University Press, 10 March 2012. URL: http://dictionary.oed.com (дата обращения 13.04.2021).

Skehan P. Individual differences in second language learning. London: Edward Arnold, 1991. P. 38-39.

Ushioda Ema. The role of motivation. Dublin: Authentic Language Learning Resources, 1996. P. 8-26.

Lopatin M. A.

Lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia

MOTIVATION AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A TRANSPORT UNIVERSITY

If teachers of a foreign language knew the answer to the question why some students are successful in learning a foreign language, and others are very far from such an assessment, then it would probably be much easier for them to go about their business. Unfortunately, there

is no definitive answer to this question, but we can point out a number of factors that have a significant impact on the success or failure of our students in learning a language. Teachers have long drawn attention to the fact that those students who really want to learn a foreign language, succeed despite all the conditions of its study. It is noted that in the same learning environment, some "motivated" students learn much better than their peers, often achieving success in unfavorable conditions, even despite the use of methods that experts may assess as unsatisfactory. Therefore, it is very reasonable to assume that motivation with which our students come to the classroom is not only the most powerful factor influencing their success in learning a foreign language, but also a very complex phenomenon from the point of view of psychology. In this article, we tried to show what types of motivation are identified by researchers at the present stage and how they are related to language learning strategies. In addition, in our work, we tried to demonstrate some efforts made by the teachers of foreign languages of our transport university to strengthen the motivational strategies of students in the process of learning a foreign language. We are of the opinion that it is advisable for teachers to plan motivational strategies in the educational process.

Keywords: motivation, motivational strategies, strategies of language learning, development of initial motivation, preservation and protection of motivation, planning of development and strengthening of motivation, motivational plan.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.