Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / СТУДЕНТЫ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ / ACADEMIC MOTIVATION / PROFESSIONAL CHOICE MOTIVATION / STUDENTS OF LINGUO-DIDACTIC TRAINING PROGRAMMES / DYNAMIC ASPECT OF MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атланова Лидия Александровна, Коренев Алексей Александрович

Цель исследования - определение текущего уровня учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка, исследование динамики учебной мотивации от курса к курсу. В статье представлены результаты исследования и факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов лингводидактических направлений подготовки. Научная новизна работы состоит в исследовании динамического аспекта мотивации студентов лингводидактических направлений подготовки. Результаты данного исследования свидетельствуют о падении учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка по мере приближения к выпускным курсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ACADEMIC MOTIVATION AND PROFESSIONAL CHOICE MOTIVATION AMONG STUDENTS OF LINGUO-DIDACTIC TRAINING PROGRAMMES

The purpose of the research is to determine the current level of academic motivation of students - future foreign language teachers, to examine dynamics of academic motivation throughout years of study. The article presents the research findings and the factors that affect academic motivation of students of linguo-didactic training programmes. Scientific novelty of the work lies in examining the dynamic aspect peculiar to motivation of students of linguo-didactic training programmes. The research findings reveal a drop in academic motivation of students - future foreign language teachers as they approach their final years of study.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

ффалпота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 1. С. 104-110 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 104-110

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Динамика учебной мотивации и мотивации профессионального выбора студентов лингводидактических направлений подготовки

Атланова Л. А., Коренев А. А.

Аннотация. Цель исследования - определение текущего уровня учебной мотивации студентов -будущих преподавателей иностранного языка, исследование динамики учебной мотивации от курса к курсу. В статье представлены результаты исследования и факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов лингводидактических направлений подготовки. Научная новизна работы состоит в исследовании динамического аспекта мотивации студентов лингводидактических направлений подготовки. Результаты данного исследования свидетельствуют о падении учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка по мере приближения к выпускным курсам.

EN

Dynamics of Academic Motivation and Professional Choice Motivation among Students of Linguo-Didactic Training Programmes

Atlanova L. A., Korenev A. A.

Abstract. The purpose of the research is to determine the current level of academic motivation of students -future foreign language teachers, to examine dynamics of academic motivation throughout years of study. The article presents the research findings and the factors that affect academic motivation of students of lin-guo-didactic training programmes. Scientific novelty of the work lies in examining the dynamic aspect peculiar to motivation of students of linguo-didactic training programmes. The research findings reveal a drop in academic motivation of students - future foreign language teachers as they approach their final years of study.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями, происходящими во всех сферах жизни, которые трансформируют требования к организации и качеству профессионального образования. Выпускник высшего учебного заведения, помимо владения специальными знаниями, умениями и навыками, должен ощущать потребность в успехе, знать, что он может предложить рынку труда, поэтому у студента должен быть сформирован интерес к приумножению знаний, самостоятельной деятельности и самообразованию. Для этого у студента должна быть сформирована устойчивая учебная мотивация.

В профессиональном стандарте педагога профессионального обучения одним из требований к квалификации учителя является оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины [8]. Тем не менее в научной литературе мало исследуются текущий уровень мотивации и ее динамика в конкретных учебных заведениях и на каждом отдельно выбранном направлении подготовки. Представляется, что едва ли можно развить у студентов лингводидактических направлений подготовки умения, связанные с изучением динамики мотивации их будущих учеников, если изучению и осмыслению их собственной мотивации в процессе обучения в высшем учебном заведении не уделяется достаточного внимания. Кроме того, информация об основных мотивах учебной деятельности и профессионального выбора студентов должна использоваться при корректировке образовательных программ и должна учитываться при выборе содержания, средств и методов обучения в рамках преподаваемых дисциплин. Исследования уровня мотивации студентов проводились и ранее, но единоразово, без сопоставления мотивации на разных годах обучения и без фокусированного изучения мотивации профессионального выбора. Кроме того, нам не удалось найти работ, посвященных изучению мотивации профессионального выбора и учебной мотивации студентов - будущих учителей и преподавателей иностранного языка.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210017

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать изученность проблемы учебной мотивации и мотивации профессионального выбора в научной литературе;

- провести исследование уровня учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка, обучающихся в одном российском вузе по программам подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» в рамках направления подготовки «Лингвистика» при помощи метода анкетирования и описательного статистического исследования полученных результатов;

- провести исследование уровня мотивации профессионального выбора студентов - будущих преподавателей иностранного языка, обучающихся в одном российском вузе по программам подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» в рамках направления подготовки «Лингвистика» при помощи метода анкетирования и описательного статистического исследования полученных результатов.

Исследование проводилось на основе описательно-аналитического метода, сравнительного анализа, анкетирования и статистического анализа.

Теоретической базой исследования стала методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза, разработанная С. А. Пакулиной и С. М. Кетько [9], а также принималась во внимание методика О. И. Крушельницкой и А. Н. Третьяковой для определения главенствующих мотивов получения высшего образования и возможности сравнительного анализа мотивации получения высшего образования [7].

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегий повышения учебной мотивации для реализации студентами и преподавателями лингводидактических направлений подготовки на занятиях по иностранному языку.

Анализ изученности проблемы учебной мотивации и мотивации профессионального выбора в научной литературе

Учебная мотивация является одной из важных проблем в педагогической психологии. Основная задача ученых - выявление факторов и мотивов, которые влияют на интенсивность познавательной деятельности студентов, позволяют сформировать устойчивую положительную мотивацию обучающихся.

Согласно теории самодетерминации, мотивация формируется с помощью трех базовых потребностей человека: потребность в автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми [5]. Мотивация играет очень важную роль в мотивированном учебном поведении (Деси и Райан, 1985; Деси и Моллер, 2005; А. Зубиа, 2017) [12; 13; 23]. Результаты исследований показали, что мотивация - это важная переменная для изучения вовлеченности студентов в освоение иностранного языка [17; 19; 20].

А. Бандура пишет о том, что для учебы на уровне университета, где студенты должны стать гораздо более автономными в обучении, самоэффективность является важнейшим условием успеха [2]. В частности, связь самоэффективности и мотивации изучения иностранного языка доказана эмпирическим путем (В. Буссе, С. Валтер, Б. Нихал) [11; 21].

Исследуя мотивацию студентов, О. В. Ведута отмечает, что работа преподавателей, направленная на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов, способствует улучшению результатов учебной деятельности студентов и повышению положительного отношения к осваиваемой профессии [3]. В многочисленных исследованиях отмечается важность использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения вовлеченности студентов в исследовательские проекты, а также применение новых образовательных подходов, основанных на геймификации и контексте образовательного процесса (Н. Азми, Д. Фонсеса, Ф. Й. Гарсиа-Пеньялво, А. Хернандез-Гарсиа, М. А. Сонде, А. Фидалго-Блансо, М. Л. Сеин-Ечалуце, М. Алиер-Формент, Ф. Ллоренс-Ларго, С. Иглесиас-Прадас) [10; 14; 15]. Одно из первых масштабных исследований мотивации изучения иностранного языка было проведено Р. Гарднером и У. Ламбертом, анализировавшими мотивацию студентов к изучению французского языка. Исследование выявило, что в овладении иностранным языком важную роль играют мотивация и интерес к языку [17; 18]. Исследование также продемонстрировало, что лучший прогноз успеха в овладении иностранным языком можно было сделать в результате обработки результатов тестирования по следующим аспектам: грамотность речи, интенсивность мотивации к изучению иностранного языка, цели обучающегося в изучении языка и индекс языковой склонности [20]. Контекст, то есть окружение обучающегося, также может играть большую роль в мотивации студента. Если разобрать поведение одного человека в языковом классе, можно увидеть, что прогресс будет зависеть от множества внешних факторов, таких как поведение друзей и одноклассников, атмосфера в классе, и того, как учитель проявляет свое лидерство (Ф. Ванинг, З. Дёрнеи, К. де Бот) [22].

Следует отметить, что в современной литературе на данный момент времени мало исследован реальный уровень учебной мотивации студентов российских вузов. В анализе, проведенном Центром социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова в 1996 году, акцентируется внимание на том, что лидирующим мотивом в начале 90-х было получение диплома о высшем образовании, но в 1996 году структура мотивов претерпевает изменения, и ведущими становятся желания стать культурным, высокообразованным человеком и достичь успеха в жизни [1]. Сейчас люди с самого первого курса хотят получать практические умения

и навыки, и уже в 2017 году в рамках опроса студенты показали, что основной их мотив - стать высококвалифицированным специалистом [6].

В результате анкетирования, опубликованного в 2017 году, в котором участвовали 173 студента из различных вузов страны (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Московский государственный строительный университет), было выявлено, что среди мотивов обучения для студентов доминируют следующие: 1) стать высококвалифицированным специалистом (32% опрошенных); 2) получить диплом (26%); 3) приобрести глубокие и прочные знания (15%) и другие [9]. То же исследование помогло узнать, что, по мнению самих студентов, может повлиять на повышение их учебной мотивации. Студенты указали следующие факторы: 1) применение инновационных технологий в обучении; 2) больший размер материального вознаграждения за успехи в учебе; 3) возможность регулировать учебную нагрузку и выбирать предметы и др. [4].

Проведенный обзор литературы позволяет констатировать, что уровень учебной мотивации прямым образом влияет на результативность обучения, а необходимость анкетирования студентов продиктована недостаточной изученностью текущего уровня учебной мотивации студентов, в том числе студентов лингводи-дактических направлений подготовки.

Исследование уровня учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка

В 2019 году было проведено анкетирование среди студентов факультета иностранных языков одного российского университета, охватывающее многие аспекты обучения студентов в вузе: насколько студенты на разных курсах уверены в своем профессиональном выборе, какие возможности студенты видят в получении диплома, как студенты оценивают свой текущий уровень мотивации обучения в университете и что повлияло на рост или падение мотивации, что мотивирует студентов при учебе на факультете и что, по мнению студентов, могло бы повысить их учебную мотивацию.

В опросном листе, разработанном авторами данной статьи для оценки уровня учебной мотивации студентов, представлены в том числе следующие вопросы:

1. Оцените, насколько Вы уверены в своем профессиональном выборе по шкале от 1 до 10, где 1 - совсем не уверен(а), а 10 - абсолютно уверен(а).

2. Как Вы оцениваете свой текущий уровень мотивации обучения в университете? Оцените по шкале от 1 до 10, где 1 - полное отсутствие мотивации, а 10 - высочайшая мотивация.

3. Что мотивирует Вас при учебе на этом факультете? Оцените Вашу степень согласия с утверждениями, обведя нужную цифру о следующих утверждениях, где 1 - совсем не согласен, а 4 - полностью согласен (предлагается список утверждений).

4. Как Вам кажется, что могло бы повысить Вашу мотивацию обучения? Ответы студентов на эти вопросы представлены далее.

Данные, полученные в результате исследования, позволяют рассмотреть динамику учебной мотивации в университете - с 1 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры. По результатам подсчетов было выявлено, что уровень мотивации первокурсников составляет в среднем 7,6 из 10, на втором курсе этот показатель составляет 4,4, третьекурсники оценивают свою мотивацию на 5,4, четвертый курс - на 5,8, 1 курс магистратуры - на 6,0, второкурсники-магистранты в среднем оценивают свой уровень учебной мотивации на 4,4. Данные приведены в виде диаграммы (см. Рис. 1).

7,6

1 курс бакалавриат

4,4

I

2 курс бакалавриат

5,4

3 курс бакалавриат

5,8

4 курс бакалавриат

1 курс магистратура

4,4

I

2 курс магистратура

I Уровень учебной мотивации, п=78

6

Рисунок 1. Уровень учебной мотивации (среднее значение), тах=10

Диаграмма, представленная на Рис. 2, отображает факторы мотивации студентов, важность которых была оценена отвечающими по шкале от 1 до 4. Факторы расположены в порядке от наиболее важных для студентов -к наименее. Можно увидеть, что в большей степени студентов мотивирует общение с интересными преподавателями (важность этого фактора студенты отметили на 3,2), второе по важности - общение с сокурсниками (3,1).

Интересные лекции и практические занятия студенты также отметили как высокомотивирующий фактор (3). Интересные домашние задания оказались мотивирующими в меньшей степени (2,1). Наименее мотивирующими для студентов оказались научная работа (1,7) и общественная жизнь (1,7).

3,5 -3,2

3 -

2,5 2

1,5 -

1 -

0,5 -

0

3,1

2,1

-1,7 1,7

I I

Общение с Общение с моими Интересные лекции, Интересные Научная работа, Общественная жизнь

интересными однокурсниками семинары и домашние задания конференции

преподавателями практические

занятия

■ Влияние различных факторов на учебную мотивацию, п=78

3

Рисунок 2. Влияние различных факторов на учебную мотивацию студентов, тах=4

В опросном листе студентам предлагалось написать, что, на их взгляд, могло бы повысить мотивацию к обучению на этом направлении подготовки. На первом месте оказалась совокупность факторов, которые можно объединить в категорию «изменение образовательной программы»: многие студенты отметили, что их учебная мотивация повысится, если будет совершена модернизация программы, которая будет исключать «повторяющиеся» и «непрофильные» предметы и, напротив, предлагать студентам больше часов иностранного языка и больше «интересных» предметов (32 человека отметили это как важные факторы для повышения их учебной мотивации). На втором месте по популярности - запрос на «повышение качества преподавания»: его важность для повышения учебной мотивации отметили 24 респондента. 14 студентов указали, что хотели бы получать больше практики (в т.ч. преподавания языка) и практических занятий, а для 7 человек оказалось важным получить возможность стажироваться, в т.ч. за рубежом. Менее популярными факторами оказались снижение нагрузки (6 респондентов); возможность самостоятельно регулировать расписание (сколько языков изучать, элективные курсы и пр.) / более гибкое расписание (3 человека); условия обучения / техническая оснащенность (2); стипендия (1).

Исследование уровня мотивации профессионального выбора студентов -будущих преподавателей иностранного языка

Полученные данные позволили детально рассмотреть изменение мотивации профессионального выбора у студентов от 1 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры. Первокурсники в среднем оценили свой уровень мотивации на 7,2, второй курс - 5,6, на третьем курсе этот показатель составляет 6,7, на четвертом курсе - 6,8, на первом курсе магистратуры - 7,2, на втором курсе магистратуры - 7,4 по десятибалльной шкале. Данные представлены на диаграмме (Рис. 3).

8 -7,2 ,, „ 7,2 7,4

6,7 6,8

5,6

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 1 курс 2 курс

бакалавриат бакалавриат бакалавриат бакалавриат магистратура магистратура

■ уровень мотивации, п=78

5

4

3

2

1

Рисунок 3. Уровень мотивации профессионального выбора (среднее значение), тах=10

Студентам также предлагался вопрос: изменилось ли их решение о сфере деятельности после окончания курса в сравнении с предыдущими периодами обучения. 52 человека из 78 ответивших (66,67%) решение не поменяли, а 26 студентов (33,33%) захотели заниматься чем-то другим. Данные представлены на диаграмме (Рис. 4).

Рисунок 4. Изменилось ли Ваше решение о сфере деятельности после окончания курса? (п=78)

Некоторые студенты назвали причины изменения своего решения, среди них: понимание специфики работы (7 респондентов), больше не интересует эта сфера / понравилась другая сфера / хочется попробовать новое (6), понравилось преподавание / понравились профильные предметы (3), неуверенность в себе / экзистенциальный кризис (1).

Заключение

Таким образом, цель данного исследования, которая состояла в определении текущего уровня учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка и определении динамики учебной мотивации от курса к курсу, была достигнута. Анализ имеющихся исследований по проблемам учебной мотивации и мотивации профессионального выбора в научной литературе показал, что уровень учебной мотивации оказывает прямое влияние на результативность обучения. В то же время существует достаточно небольшое количество исследований, показывающих уровень учебной мотивации студентов, и до настоящего исследования студенты лингводидактических направлений подготовки не являлись целевой аудиторией подобных работ.

Далее было проведено исследование уровня учебной мотивации студентов - будущих преподавателей иностранного языка, обучающихся в одном российском вузе по программам подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» в рамках направления подготовки «Лингвистика». В результате было выявлено, что уровень учебной мотивации студентов снижается от первого курса ко второму, а дальше претерпевает небольшую коррекцию и поднимается к четвертому курсу. Примечательно, что основным фактором, влияющим на уровень учебной мотивации, является возможность общения с интересными преподавателями и с сокурсниками, что в определенной мере подтверждает роль межличностного общения в высшем лингвопедагогическом образовании.

Исследование показало, что уровень мотивации профессионального выбора претерпевает минимальные изменения и в целом остается высоким у студентов всех курсов, что указывает на то, что студенты хотели бы работать по специальности. У большей части респондентов не поменялось решение о сфере деятельности по сравнению с предыдущим курсом, а изменения в основном продиктованы пониманием специфики работы.

Полученные в результате анкетирования данные позволяют сделать вывод, что, имея целью повысить мотивацию студентов к обучению в вузе, следует проводить регулярные измерения текущего уровня учебной мотивации и принимать решения по изменениям в программах подготовки, основываясь на полученной информации. При этом уровень учебной мотивации и влияющие на нее факторы будут разниться у студентов разных вузов и направлений подготовки, а значит, подобное анкетирование нужно проводить в рамках каждого учебного заведения, ставящего перед собой задачу повысить учебную мотивацию студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспектива дальнейшего исследования видится в лонгитюдном изучении динамики уровня учебной мотивации студентов лингводидактических направлений подготовки, которое бы позволило выявлять изменения мотивации у конкретных студентов и проводить факторный анализ с использованием не только количественных, но и качественных методов исследования. Это может существенно расширить имеющиеся знания о тех факторах, которые влияют на учебную мотивацию и мотивацию профессионального выбора, так как в данном исследовании они представлены в общем виде. Например, было бы полезно изучить вопрос о том, какие именно модели коммуникации преподавателя со студентами, методы, формы и средства обучения влияют на уровень учебной мотивации.

Также направление дальнейших исследований видится в разработке и экспериментальной апробации стратегий повышения уровня учебной мотивации студентов согласно полученным данным. Кроме того, представляется необходимым проводить подобные исследования на более широкой выборке, которая бы позволила проводить сравнительные исследования динамики учебной мотивации студентов, обучающихся по одному направлению подготовки в разных вузах.

В текущей ситуации представляется интересным изучение динамики учебной мотивации в условиях вынужденного перехода на дистанционную форму обучения и последующего возвращения к очной форме. Подобное исследование позволило бы получить больше информации о том, насколько произошедшая в 2020 году вынужденная трансформация педагогического процесса повлияла на учебную мотивацию и мотивацию профессионального выбора студентов лингводидактических направлений подготовки.

Список источников

1. Авдеев А. П. Мотивы изучения иностранного языка // Образовательные технологии и общество. 2008. Т. 11. № 4. С. 310-322.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

3. Ведута О. В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 63-70.

4. Герасименко Н. А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект // Вестник университета. 2017. № 7-8. С. 179-182.

5. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 332 с.

6. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 06.06.2019).

7. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70-77.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н. URL: https:/Aegalacts.m/doc/prikaz-mintmda-rossii-ot-08092015-n-608n/#100010 (дата обращения: 13.12.2020).

9. Пакулина С. А., Кетько С. М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/files/26655/psyedu_ru_2010_1_Pakulina_Ketko.pdf (дата обращения: 20.04.2019).

10. Azmi N. The benefits of using ICT in the EFL classroom: From perceived utility to potential challenges // Journal of Educational and Social Research. 2017. Vol. 7. № 1. Р. 111-118.

11. Busse V., Walter C. Foreign Language Learning Motivation in Higher Education: A Longitudinal Study of Motivational Changes and Their Causes // The Modern Language Journal. 2013. Vol. 97. № 2. P. 435-456.

12. Deci E. L., Moller A. C. The Concept of Competence: A Starting Place for Understanding Intrinsic Motivation and Self-Determined Extrinsic Motivation // Handbook of Competence and Motivation / ed. by A. J. Elliot, C. S. Dweck. N. Y.: The Guilford Press, 2005. Р. 579-597.

13. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N. Y.: Springer, 1985. 375 p.

14. Fonseca D., García-Peñalvo F. J. Interactive and collaborative technological ecosystems for improving academic motivation and engagement [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10209-019-00669-8 (дата обращения: 20.02.2021).

15. García-Peñalvo F. J., Hernández-García Á., Conde M. Á., Fidalgo-Blanco Á., Sein-Echaluce M. L., Alier-Forment M., Llorens-Largo F., Iglesias-Pradas S. Enhancing education for the knowledge society era with learning ecosystems [Электронный ресурс] // Open Source Solutions for Knowledge Management and Technological Ecosystems. URL: https://www.igi-global.com/chapter/enhancing-education-for-the-knowledge-society-era-with-learning-ecosystems/168977 (дата обращения: 20.02.2020).

16. Gardner R. C. Attitudes / Motivation Test Battery [Электронный ресурс]: Technical Report. URL: https://www.academia. edu/10431207/Attitude_and_Motivation_Test_Batterey (дата обращения: 20.02.2020).

17. Gardner R. C. Motivational variables in second-language acquisition [Электронный ресурс]. URL: http://publish. uwo.ca/~Gardner/docs/phd.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

18. Gardner R. C., Lambert W. E. Motivational variables in second-language acquisition // Canadian Journal of Psychology. 1959. Vol. 13. № 4. P. 266-272.

19. Guilloteaux M. J., Dornyei Z. Motivating language learners: A classroom-oriented investigation of the effects of motivational strategies on student motivation // TESOL Quarterly. 2008. Vol. 42. № 1. P. 56-77.

20. Masgoret A.-M., Gardener R. C. Attitudes, motivation, and second language learning: A meta-analysis of studies conducted by Gardener and associates // Language Learning. 2003. Vol. 53. № S1. P. 167-210.

21. Nihal B. The impact of motivation in a language class // International Journal of Academic Research and Reflection. 2019. Vol. 7. № 4. P. 1-6.

22. Waninge F., Dornyei Z., Bot K. de. Motivational Dynamics in Language Learning: Change, Stability, and Context // The Modern Language Journal. 2014. Vol. 98. № 3. P. 704-723.

23. Zoubia A. Correlation of Academic Performance with Extrinsic and Intrinsic Motivation [Электронный ресурс]. URL: http://escholar.umt.edu.pk:8080/jspui/handle/123456789/2047 (дата обращения: 20.02.2020).

Информация об авторах | Author information

Атланова Лидия Александровна1

RU

Коренев Алексей Александрович2, к. пед. н.

1 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

EN

Atlanova Lidiia Alexandrovna1 Korenev Alexey Alexandrovich2, PhD

1 2 Lomonosov Moscow State University

1 sy.vence@gmail.com, 2 studywithkorenev@gmail.com

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 23.11.2020; опубликовано (published): 10.03.2021.

Ключевые слова (keywords): учебная мотивация; мотивация профессионального выбора; студенты лингво-дидактических направлений подготовки; динамический аспект мотивации; academic motivation; professional choice motivation; students of linguo-didactic training programmes; dynamic aspect of motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.