Научная статья на тему 'Демотивация при изучении иностранного языка: причины и методики преодоления'

Демотивация при изучении иностранного языка: причины и методики преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДЕМОТИВАЦИЯ / ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / MOTIVE / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / DEMOTIVATION / DEMOTIVATING FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зохре Хейдарипур, Амир Хоссейни

Мотивация является важным фактором, способствующим успешному осуществлению любой деятельности, и ее значимость широко подчеркивается увеличением количества мотивационных исследований, проводимых в области (а также в контексте) изучения иностранных языков. Это исследование представляет собой попытку исследовать общие факторы, которые можно определить как демотивирующие. Кроме положительных мотивов выделяется также другой ряд факторов, которые ограничивают процесс обучения и приводят к тому, что цели овладения иностранным языком не достигаются. В данной работе показано, что на демотивацию студентов, изучающих иностранные языки, влияют многочисленные факторы. Однако, результативно используя ряд методик, направленных на повышение мотивации, преподаватель может повысить мотивацию студентов и тем самым помочь им овладеть иностранным языком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зохре Хейдарипур, Амир Хоссейни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of demotivation of students in learning a foreign language andways of correcting IT

Motivation is an important factor in the successful implementation of any activity and its importance is widely emphasized by the growing number of motivational studies conducted in the field as well as in the context of learning foreign languages. This research is an attempt to investigate common factors that are perceived as demotivating. In addition to the positive motives, there are also a number of other factors that hinder the learning process and lead to a failure to master the foreign language. The article considers that many factors influence the demotivation of foreign language students. However, by skillfully using certain strategies to increase motivation, the teacher can increase the motivation of students and thus help them to master a foreign language.

Текст научной работы на тему «Демотивация при изучении иностранного языка: причины и методики преодоления»

Демотивация при изучении иностранного языка: причины и методики преодоления

Зохре Хейдари-пур,

аспирант кафедры русского языка и литературы, Тегеранского государственный университет, факультет иностранных языков и литературы, г. Тегеран (Иран) E-mail: heidari.z@yandex.ru

Амир Хоссейни

кандидат филологических наук, доцент, препдаватель кафедры Русского языка и литературы, Тегеранский Государственный университет, факультет иностранных языков и литературы, г. Тегеран (Иран) E-mail: amhoseini@ut.ac.ir

Мотивация является важным фактором, способствующим успешному осуществлению любой деятельности, и ее значимость широко подчеркивается увеличением количества мо-тивационных исследований, проводимых в области (а также в контексте) изучения иностранных языков. Это исследование представляет собой попытку исследовать общие факторы, которые можно определить как демотивирующие. Кроме положительных мотивов выделяется также другой ряд факторов, которые ограничивают процесс обучения и приводят к тому, что цели овладения иностранным языком не достигаются. В данной работе показано, что на демотивацию студентов, изучающих иностранные языки, влияют многочисленные факторы. Однако, результативно используя ряд методик, направленных на повышение мотивации, преподаватель может повысить мотивацию студентов и тем самым помочь им овладеть иностранным языком.

Ключевые слова: мотив, мотивация, иностранный язык, демотивация, демотивирующие факторы.

В значительном количестве источников показано, что мотивация является важнейшим фактором в изучении языка, подтверждая её важную роль для успешного и эффективного изучения иностранных языков в том числе и русского языка как иностранного (далее - РКИ). Ученые отмечают, что мотивация открывает возможности для развития потенциала учащихся. Подчеркивая важность мотивации в обучении иностранным языкам, Дор-ней (1994) охарактеризовал ее как «один из основных факторов, определяющих уровень владения иностранным языком» [1 с. 273]. Кроме этого, успех при изучении иностранного языка во многом зависит от того, какие мотивы преследуют студенты в процессе обучения любому иностранному языку. Согласно определению И.А.Зимней, «мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-нибудь действия, включенного в определенную этим мотивом деятельность» [2].

Многие известные специалисты, такие как Пассов, Кузовлев, Царьковой исследовали то, какие мотивы составляют мотивацию изучения иностранных языков. Изучая труды этих исследователей, можно классифицировать мотивы изучения иностранных языков как две общие группы: внешние и внутренние мотивы. Первая группа образуется под влиянием внешнего окружения, например повысить свой социальный статус. Второй вид внешнего мотива тоже формируется под влиянием обстановки, например изучают иностранные языки, чтобы занять определенную должность в будущем. Можно выделить и другие виды классификаций мотивов изучения иностранного языка, такие как эмоционально-эстетические, прагматические, дидактические, познавательные, коммуникативные и т.д. Необходимо отметить, что учащиеся при изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами.

Кроме положительных мотивов, которые побуждают учащихся к овладению иностранным языком в том числе и РКИ, выделяется также другой ряд факторов, которые препятствуют процессу обучения и приводят к неудачному овладению иностранным языком. Эти демотивирующие факторы или демотивы являются, по сути, негативными. Поэтому не только важно понимание факторов и мотивов, положительно влияющих на процесс изучения иностранного языка и помогающих к улучшению и работоспособности учебного процесса, но и нужно понимание негативных факторов и попытка их исправить. Определение негативных факторов, оказывающих влияние на про-

сз о со "О

1=1 а

—I

о

сз т; о m о от

з

ы о со

цесс обучения иностранному языку, поможет существенно улучшить образовательный процесс.

Как по мнению А.Н. Леонтьева, «мотивы - это мотор деятельности» [3 с. 175], демотивация то же является неотъемлемой частью каждой человеческой деятельности в том числе и при обучении иностранному языку, поэтому демотивация не редкое явление в учебном процессе и количество студентов, ей подверженных, постоянно увеличивается. Большинство студентов начинают с интересом изучать иностранные языки, но, к сожалению, спустя время наблюдается обратный процесс, первоначальный интерес среди некоторых учащихся резко падается. Это может привести к негативным последствиям для самого учащегося и в некоторых ограничивается эффективность учебного процесса. Чтобы преодолеть негативные факторы образовательной траектории, необходимо повышать производительность и достигать цели учебного процесса, необходимо идентифицировать негативные факторы и барьеры, которые ограничивают достижения образовательных целей.

Подобно мотивации, причины демотивации немало. Существует ряд причин, снижающих мотивации студентов. Среди основных можно выделить: «отсутствие внутренней мотивации и стимулов к изучению иностранного языка, потребности и возможности использовать полученные знания в будущей работе, общаться с представителями иноязычных культур и т. д". [4 с. 12.].

По мнению Дорнея, «демотивация не означает, что все положительные влияния, которые изначально составляли основу для повышения мотивации поведения, были отменены; скорее, только последовавшая за этим сила была ослаблена сильным негативным компонентом. Демотивация относится к конкретным внешним силам, которые уменьшают мотивационную основу поведенческого намерения или постоянного действия» [5].

На первый взгляд основные причины можно разделить на две группы- внешние и внутренние.

Внутренние причины во многом зависят от самого учащегося. Эти причины включают низкий уровень знаний, несформированность учебной деятельности, личное отношение учащегося к ред-мету, задержки развития и т.д.

Внешние причины преимущественно зависят от преподавтеля и образовательной среды. Эти причины включают неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся, невладение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение формировать отношения с учащимся и организовать взаимодействия учащихся друг с другом, особенности личности преподавателя.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, «многочисленные факторы оказыва-5 ют влияние на мотивацию студента, некоторые из них связаны с тем, что делает преподаватель еЗ (как преподаватель структурирует курс обучения, Ц как он ведет себя на занятиях) и некоторые из ко-

торых не находятся под контролем преподавателя (ожидания и отношения, которые студенты приносят с собой в класс). Для того чтобы эффективно сохранять мотивацию студентов, необходимо системно формировать структуру курса» [6, с. 58].

Надо отметить, что наряду с термином "демотивация», имеется термин «амотивация». Между этими двумя терминами есть существенная разница. Немотивированный студент не обязательно потерял интерес к обучению, это означает только ее снижение в результате негативных факторов (например неинтресный материал или негативное отношение к преподавателю иностранного языка).

Таким образом, для преодоления демотива-ции только нужно усиливать существующие положительные мотивы и корректировать элементы, отрицательно влияющие на процессе обучения. В данном случае роль преподавателя очень значительна. Преподаватель может с использованием определенных стратегий и устранением недостатков своей работы или методов обучения, повышать уровень мотивации учащихся, переживающих ее спад.

Литература

1. Дорней З. (1994). Мотивация и мотивирование в классе иностранных языков. Журнал «Современный язык», 78, - С. 273-284.

2. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза

3. Акимина А.А., Каган О.Е., Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. 5-е издание, испр. и доп. - М., 2005. - С. 175.

4. Емельянова, Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуз: автореф. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Емельянова. -Нижний Новгород, 1997. - 22 с.

5. Дорней З. (2001). Обучение и исследовательская мотивация. Лондон Лонгман.

6. Дуб Г.В. Роль языка в формировании личности // Тенденции и проблемы экономического роста в современной России: сборник научных трудов. Часть I. - С. 55-59.

the problem of demotivation of students

in learning a foreign language and ways of correcting it

Zohre Heidari-pour,

Tehran State University, Tehran, Iran Amir Hosseini,

University of Tehran, Tehran State University, Tehran, Iran

Motivation is an important factor in the successful implementation of any activity and its importance is widely emphasized by the growing number of motivational studies conducted in the field as well as in the context of learning foreign languages. This research is an attempt to investigate common factors that are perceived as demoti-vating. In addition to the positive motives, there are also a number of other factors that hinder the learning process and lead to a failure to master the foreign language. The article considers that many fac-

tors influence the demotivation of foreign language students. However, by skillfully using certain strategies to increase motivation, the teacher can increase the motivation of students and thus help them to master a foreign language.

Keywords: motive, motivation, foreign language, demotivation, de-motivating factors.

References

1. Dornyei, Z. (1994).MoTivatsiya v klasse inostranykh yazikov. Zhurnal Savremennyi yazik.

2. Orlov, YU. M. Potrebnostno-motivatsionnye factory effektivnoi uchebnoi deyatel'nosti studentov vyza.

3. Akmina. A. A., Kagan. O.E., Uchimsiya uchit. Dlia prepodavate-lya russkovo yazika kak inostrannovo. 5-e izdanie, ispr. I dol M.,2005. - P.175.

4. Yemelyanova, N.A. The formation of optimal motivation in foreign language mastering by the students in none linguistic universities: autoref. diss. cand. ped. sciences: 13.00.01/ N.A. Yemelyanova. - Nizhniy Novgorod, 1997. - 22 p.

5. Dornyei, Z.(2000) Obuchenie I issledovatell'skaya motivatsiya London Longman.

6. Dub. G.V. Rol' yazyka v formirovanii lichnosti // Tendent-sii i problemy ekonomicheskogo rosta v sovremennoy Rossii: sbornik nauchnykh trudov. Part I. - P. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.