Научная статья на тему 'Причины демотивации студентов на уроках иностранного языка в высшей школе'

Причины демотивации студентов на уроках иностранного языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОТИВАЦИЯ / ДЕМОТИВИРОВАННЫЙ СТУДЕНТ / ВНЕШНИЕ ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЧИНЫ / ВНУТРЕННИЕ ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЧИНЫ / ФАКТОРЫ / ИСТОЧНИКИ ДЕМОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АСПЕКТЫ ДЕМОТИВАЦИИ / DEMOTIVATION / DEMOTIVATED STUDENT / EXTERNAL DEMOTIVATION CAUSES / INTERNAL DEMOTIVATION CAUSES / FACTORS / DEMOTIVATION SOURCES / MOTIVATIONAL NEEDS / DEMOTIVATION ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуб Галина Владиславовна, Крусян Ирина Эдуардовна

Статья раскрывает причины демотивации студентов в изучении иностранных языков и анализирует основные факторы, влияющие на развитие демотивации у студентов неязыковых вузов. Особое внимание в работе авторы акцентируют на основных аспектах демотивации, а также основных источниках демотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS OF STUDENTS’ DEMOTIVATION AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with reasons of students’ demotivation in foreign language learning and explores the main factors influencing the development of demotivation of the students with non-linguistic majors. The authors emphasize the main demotivation aspects, as well as the main sources of the demotivation.

Текст научной работы на тему «Причины демотивации студентов на уроках иностранного языка в высшей школе»

УДК 15.81.21

Дуб Галина Владиславовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru

Крусян Ирина Эдуардовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru

ПРИЧИНЫ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Dub Galina Vladislavovna

Senior Lecturer of the Foreign Languages and Inter-Cultural Communication Department, Stavropol State Agrarian University dom-hors@mail.ru

Krusyan Irina Eduardovna

Senior Lecturer of the Foreign Languages and Inter-Cultural Communication Department, Stavropol State Agrarian University dom-hors@mail.ru

REASONS OF STUDENTS’ DEMOTIVATION AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация:

Статья раскрывает причины демотивации студентов в изучении иностранных языков и анализирует основные факторы, влияющие на развитие демотивации у студентов неязыковых вузов. Особое внимание в работе авторы акцентируют на основных аспектах демотивации, а также основных источниках демотивации.

Ключевые слова:

демотивация, демотивированный студент, внешние демотивирующие причины, внутренние демотивирующие причины, факторы, источники демотивации, мотивационные потребности, аспекты демотивации.

Summary:

The article deals with reasons of students’ demotivation in foreign language learning and explores the main factors influencing the development of demotivation of the students with non-linguistic majors. The authors emphasize the main demotivation aspects, as well as the main sources of the demotivation.

Keywords:

demotivation, demotivated student, external demotivation causes, internal demotivation causes, factors, demotivation sources, motivational needs, demotivation aspects.

Вопросы мотивации студентов и методы, используемые преподавателями для ее повышения, поднимаются повсеместно. В данной статье мы рассмотрим явление демотивации, которое сравнительно недавно стало объектом пристального внимания. Мы также постараемся установить связь между ожиданиями преподавателя и достижениями студентов в овладении иностранным языком, определим рамки демотивационных процессов, участниками которых являются как студенты, так и преподаватели, а также проведем грань между демотивационными и амотивационными процессами.

Нет сомнения, что существуют явления, которые оказывают значительный эффект на мотивацию студентов. На ряду с этим, можно выявить явления, которые могут оказывать демотивирующий эффект на студентов, к ним можно отнести общественное унижение, отрицательные результаты тестов или экзаменов, конфликты с родителями [1, с. 64]. Практика показывает, что демотивация не является редким явлением в высших учебных заведениях и количество демотивированных студентов постоянно растет.

По определению, ‘демотивированный’ студент - это студент, который ранее представлял собой мотивированного студента, но потерял свой интерес к изучаемому предмету по той или иной причине. Таким образом, мы можем говорить о мотивах, отрицательно влияющих на обучение, как противоположность ‘мотивам, положительно влияющих на обучение. Демотивация свидетельствует об ослабевании интенсивности деятельности.

Как уже говорилось выше, различные факторы могут стать причинами демотивации в изучении иностранного языка. Можно выделить 2 группы демотивирующих причин: (I) внутренние причины и (и) внешние причины.

Внутренние причины включают личное отношение студентов к иностранному языку, их опыт неудач и отсутствие успеха, а также неприятные инциденты, связанные с принижением самооценки.

- 17G -

Внешние причины включают факторы, связанные с личностью преподавателя, образовательной средой и другими факторами. Так как преподаватели иностранных языков оказывают прямое влияние на внешние демотивирующие атрибуты студентов, делом особой важности для нас является осведомленность внешними атрибутами.

Более того, поведение преподавателей влияет на поведение студента, а значит и на результат обучения [2, с. 96]. Многочисленные факторы оказывают влияние на мотивацию студента, некоторые из них связаны с тем, что делает преподаватель (как преподаватель структурирует курс обучения, как он ведет себя на занятиях) и некоторые из которых не находятся под контролем преподавателя (ожидания и отношения, которые студенты приносят с собой в класс. Для того чтобы эффективно удерживать мотивацию студентов, нужно серьезно подходить к составлению структуры курса [3, с. 58]. Мотивирование студенческого поведения является важной задачей для преподавателей иностранного языка, хотя существует лимит того, что касается способности преподавателя поддерживать мотивацию студентов.

Преподаватели определяют демотивированных студентов по следующим признакам:

- студент не прилагает никаких усилий к обучению; не демонстрирует никакого интереса; обладает плохой концентрацией; не выполняет полностью домашнюю работу или совершенно ее не выполняет; не приносит на занятия учебные материалы или утверждает, что потерял их;

- студент не верит в свои собственные способности;

- отрицательно реагирует или совершенно не реагирует на похвалу;

- не готов сотрудничать, отвлекает других студентов, бросает вещи, выкрикивает что-либо.

Однако зачастую причиной демотивации может стать поведение преподавателя:

- объяснение материала, не сознавая, что студенты не слушают преподавателя;

- использование нечетких инструкций;

- использование оборудования низкого качества;

- недостаточные объяснения;

- критика студентов;

- повышение голоса на тех студентов, которые не поняли материал;

- использование устаревших материалов для преподавания, другое [4, с. 62].

Можно выделить следующие демотивирующие факторы:

1. Преподаватель (личность, преданность делу, компетенция, методы преподавания).

2. Неадекватные условия обучения (группа слишком большая или студент попал в группу не своего уровня, частая смена учителей).

3. Заниженная самооценка (опыт провала или недостаток успеха).

4. Негативное отношение к изучению иностранного языка.

5. Обязательность изучения иностранного языка.

6. Вмешательство другого изучаемого иностранного языка.

7. Негативное отношение к культуре страны изучаемого языка.

8. Отношение других членов группы к данному студенту.

9. Неинтересный учебник.

Мы должны иметь понимать, что существует разнообразные стратегии, помогающие усилить мотивацию в обучении иностранного языка. Вот некоторые из способов, позволяющих мотивировать студентов, изучающих иностранный язык:

1. Признавать комплексность мотивации.

2. Помнить как об инициировании мотивации, так и ее удержании.

3. Обсуждать со студентами полезность выполнения той или иной деятельности.

4. Вовлекать студентов в принятие решений, связанных с изучением иностранного языка.

5. Вовлекать студентов в определение целей изучения иностранных языков.

6. Признавать индивидуальность студентов.

7. Выстраивать веру студентов в самих себя.

8. Развить внутренние убеждения.

9. Помочь в выработке своего собственного стиля овладения языком.

10. Усилить внутреннюю мотивацию.

11. Выстроить поддерживающую образовательную среду.

12. Давать информативную оценку знаниям студентов.

В списке микро-стратегий, позволяющих сделать концепцию мотивирования студентов более простой для понимания, можно выделить следующие:

1. Показывайте персональный пример своим собственным поведением.

2. Создавайте приятную, расслабленную атмосферу на уроке.

3. Объясняйте каждое задание должным образом.

4. Развивайте хорошее отношение со студентами.

5. Развивайте лингвистическую самоуверенность студентов.

6. Делать уроки иностранного языка более интересными.

7. Развивайте автономию студента.

8. Персонализируйте образовательный процесс.

9. Развивайте ориентированность студентов на цель обучения.

10. Знакомьте студентов с целевой языковой культурой.

Демотивация не означает, что студент потерял полностью свою мотивацию. Наоборот, положительное влияние, которое составляло мотивационное поведение, может по-прежнему иметь место. Например, студент может иметь высокую мотивацию изучать английский язык, так как английский язык по-прежнему является важным языком международной коммуникации, не смотря на то, что действия преподавателя, например, были не совсем компетентными или профессиональными. Когда студент полностью теряет мотивацию, это можно назвать термином «амотивация». Разница между этими двумя концепциями состоит в том, что амотивированный студент обнаруживает, что его ожидания становятся нереалистическими по какой-либо причине, а демотивированный студент - это тот студент, чья мотивация уменьшилась ввиду какого-то внешнего фактора.

Однако демотивация со временем может развиться в амотивацию. В качестве примера мы можем рассмотреть студента, которого постоянно намеренно оскорбляет преподаватель на уроках иностранного языка. Возможно, из-за продолжительного демотивирующего опыта этот студент может потерять интерес к иностранному языку. Но если данный демотиватор перестанет существовать, то уровень мотивации может снова вернуться в рамки нормального и студент вернет свой потерянный интерес к иностранному языку, если у студента появится новый преподаватель.

Таким образом, многочисленные факторы оказывают влияние на демотивацию студентов, изучающих иностранные языки в высшей школе. Однако, умело используя определенные мини-стратегии, направленные на повышение мотивации, преподаватель может повысить мотивацию студентов и тем самым помочь студентам овладеть иностранным языком, без знания которого невозможна подготовка современного высококвалифицированного специалиста.

Ссылки:

1. Крусян И.Э., Дуб Г.В., Попова И.В. Мотивация как психологический фактор изучения иностранного языка // Формирование духовности в полиэтноконфессиональной среде. Сборник научных статей. 2010. С. 64-68.

2. Крусян И.Э. Личностные детерминанты преодоления языкового барьера в изучении иностранного языка // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 95-101.

3. Дуб Г.В. Роль языка в формировании личности // Тенденции и проблемы экономического роста в современной России: сборник научных трудов. Часть I. С. 55-59.

4. Дуб Г.В., Крусян И.Э. Значение мотивации и создание условий для ее развития на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2012. С. 61-63.

References (transliterated):

1. Krusyan I.E., Dub G.V., Popova I.V. Motivatsiya kak psikhologicheskiy faktor izucheniya inostrannogo yazyka // Formiro-vanie dukhovnosti v polietnokonfessional'noy srede. Sbornik nauchnykh statey. 2010. P. 64-68.

2. Krusyan I.E. Lichnostnie determinanty preodoleniya yazykovogo bar'era v izuchenii inostrannogo yazyka // Izvestiya Ros-siyskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 73-2. P. 95-101.

3. Dub G.V. Rol' yazyka v formirovanii lichnosti // Tendentsii i problemy ekonomicheskogo rosta v sovremennoy Rossii: sbornik nauchnykh trudov. Part I. P. 55-59.

4. Dub G.V., Krusyan I.E. Znachenie motivatsii i sozdanie usloviy dlya ee razvitiya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Tambov, 2012. P. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.