Научная статья на тему 'Представления о профессиональных навыках у мотивированных и демотивированных предпринимателей в сфере красоты'

Представления о профессиональных навыках у мотивированных и демотивированных предпринимателей в сфере красоты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
3
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ / CONCEPTS OF PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MOTIVATION / ДЕМОТИВАЦИЯ / DEMOTIVATION / МОТИВАЦИОННЫЙ ТИП / MOTIVATIONAL STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глизнуцин Дмитрий Владимирович

В статье представлены результаты разработки проблемы психологического содержания феномена демотивации у предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере красоты. На основе авторской модели мотивационных состояний эмпирически исследован профессиональный аспект представлений о деятельности. Исследование проведено на предпринимателях и выпускниках школы ногтевого сервиса. Выборка включала 105 человек. Установлено, что предпринимательскую деятельность осуществляют носители всех четырех типов мотивации сильно мотивированные, слабо мотивированные, слабо демотивированные и сильно демотивированные. Выявлены различия в профессиональной направленности и склонности к обучению предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ногтевого сервиса, находящихся в разных мотивационных состояниях. Мотивированные испытуемые склонны к узкоспециализированной деятельности с акцентом на современные и художественные технологии у сильно мотивированных и классические технологии у слабо мотивированных. У демотивированных испытуемых обнаружен широкий спектр профессиональных интересов. Слабо демотивированные используют много разных навыков и не стремятся к обучению, что позволило отнести их к мастерам широкого профиля. Сильно демотивированные демонстрируют желание обучаться различным навыкам, но в собственной работе мало их используют, что более характерно при акценте на организаторскую составляющую бизнеса.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глизнуцин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONCEPTS OF PROFESSIONAL SKILLS IN MOTIVATED AND DEMOTIVATED ENTREPRENEURS IN THE SPHERE OF BEAUTY

The article presents the results of studying the psychological content of the demotivation phenomenon for entrepreneurs in the sphere of beauty. The author's model of motivational states provides the basis for researching the professional aspect of the concepts of activity. The study was conducted on entrepreneurs and graduates of the school of nail service. The sample included 105 people. It was found that entrepreneurship is performed by the bearers of all the four types of motivation strongly motivated, poorly motivated, poorly demotivated and strongly demotivated. Differences were established in professional orientation and inclination to training entrepreneurs operating in the field of nail service in different motivational states. Motivated subjects tend to a highly specialized activity with a focus on modern and art technologies in strongly motivated people and classic technologies in poorly motivated people. Demotivate subjects reveal a wide range of professional interests. Poorly demotivated people use a lot of different skills and do not aspire to learning, which makes it possible to treat them as multi-skilled specialists. Strong demotivated people demonstrate a desire to learn different skills, but in their own work do not use them much, which is more typical with a focus on the organizational component of the business.

Текст научной работы на тему «Представления о профессиональных навыках у мотивированных и демотивированных предпринимателей в сфере красоты»

Глизнуцин Дмитрий Владимирович ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

УДК 159.947.5

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКАХ У МОТИВИРОВАННЫХ И ДЕМОТИВИРОВАННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ КРАСОТЫ

© 2017

Глизнуцин Дмитрий Владимирович, аспирант

Липецкий технический университет (398600, Россия, Липецк, ул. Московская, д.30, e-mail: gliznutsin@list.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты разработки проблемы психологического содержания феномена демотивации у предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере красоты. На основе авторской модели мотивационных состояний эмпирически исследован профессиональный аспект представлений о деятельности. Исследование проведено на предпринимателях и выпускниках школы ногтевого сервиса. Выборка включала 105 человек. Установлено, что предпринимательскую деятельность осуществляют носители всех четырех типов мотивации - сильно мотивированные, слабо мотивированные, слабо демотивированные и сильно демотивиро-ванные. Выявлены различия в профессиональной направленности и склонности к обучению предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ногтевого сервиса, находящихся в разных мотивационных состояниях. Мотивированные испытуемые склонны к узкоспециализированной деятельности с акцентом на современные и художественные технологии у сильно мотивированных и классические технологии у слабо мотивированных. У демо-тивированных испытуемых обнаружен широкий спектр профессиональных интересов. Слабо демотивированные используют много разных навыков и не стремятся к обучению, что позволило отнести их к мастерам широкого профиля. Сильно демотивированные демонстрируют желание обучаться различным навыкам, но в собственной работе мало их используют, что более характерно при акценте на организаторскую составляющую бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, представления о профессии, профессиональные навыки, профессиональная мотивация, демотивация, мотивационный тип.

CONCEPTS OF PROFESSIONAL SKILLS IN MOTIVATED AND DEMOTIVATED ENTREPRENEURS IN THE SPHERE OF BEAUTY

© 2017

Gliznutsin Dmitry Vladimirovich, post-graduate student

Lipetsk State Technical University (398600, Russia, Lipetsk, Moskovskaya St. 30, e-mail: gliznutsin@list.ru)

Abstract. The article presents the results of studying the psychological content of the demotivation phenomenon for entrepreneurs in the sphere of beauty. The author's model of motivational states provides the basis for researching the professional aspect of the concepts of activity. The study was conducted on entrepreneurs and graduates of the school of nail service. The sample included 105 people. It was found that entrepreneurship is performed by the bearers of all the four types of motivation - strongly motivated, poorly motivated, poorly demotivated and strongly demotivated. Differences were established in professional orientation and inclination to training entrepreneurs operating in the field of nail service in different motivational states. Motivated subjects tend to a highly specialized activity with a focus on modern and art technologies in strongly motivated people and classic technologies in poorly motivated people. Demotivate subjects reveal a wide range of professional interests. Poorly demotivated people use a lot of different skills and do not aspire to learning, which makes it possible to treat them as multi-skilled specialists. Strong demotivated people demonstrate a desire to learn different skills, but in their own work do not use them much, which is more typical with a focus on the organizational component of the business.

Keywords: entrepreneurship, concepts of profession, professional skills, professional motivation, demotivation, motivational style.

Один из глобальных запросов со стороны современной экономики и российского государства состоит в создании оптимальной предпринимательской среды для субъектов малого бизнеса и поддержке начинающих предпринимателей. Удовлетворение данного запроса тесно связано с изучением мотивационных состояний предпринимателей, с одной стороны, и их представлений о разных аспектах предпринимательской деятельности, с другой.

Основой для оптимизации условий бизнеса служит, прежде всего, мотивация предпринимателей. Современные отечественные психологи (И.Г. Акперов, Ж.Б. Масликова, Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, Л.Н. Собчик, А.Н. Чиликин и др. [1-6]) выделяют высокую мотивацию достижений как одно из условий успешной предпринимательской деятельности. Другой мотивационный полюс - избегание неудач - чаще связывают неуспешной деятельностью. Исследования в этой области привели к появлению в психологии мотивации нового термина - демотивации.

Психология мотивации в целом, определяя демоти-вацию как негативную мотивацию, не наполняет ее самостоятельным психологическим содержанием, оставляет это содержание неопределенным, что отмечает, например, Е.В. Карпова [7, с. 18]. Наполнение феномена демотивации психологическим содержанием является важной научной задачей. Содержательное наполнение феномена демотивации применительно к предпринимателям позволяет более точечно решать практическую за-

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

дачу образовательной поддержки начинающих предпринимателей. А именно, становится возможной разработка узкоспециализированных курсов для предпринимателей с различными типами мотивации.

Отечественные научные исследования демотивации проводятся в психологии управления применительно к наемным работникам [8-11]. В недавних зарубежных публикациях [12-14], посвященных исследованиям мо-тивационных состояний людей при изучении английского языка выделены два вида демотивации. Первый - «антимотивация» (отказ от обучения) второй - «демо-тивация» (отсутствие желание учиться). Оба варианта характеризуются уникальным отношением к обучению, но рассматриваются в рамках одного мотива избегания неудач. Сам факт выделения различных видов негативной мотивации примечателен и подтверждает необходимость разработки концептуальной модели, объясняющей природу негативной мотивации.

Мотивация достижений и методики ее диагностики - тема глубоко изученная. За методикой ТАТ Г.А. Мюррея последовали работы группы Мак-Клел-ланда по созданию на ее основе инструментов для изменения мотива достижения. Были выявлены две моти-вационные тенденции - надежда на успех (НУ) и боязнь неудачи (БН). Многочисленные попытки разделить эти две тенденции нашли свое решение в немецкоязычных работах. Получила признание модифицированная Х.А. Хекхаузеном методика ТАТ для измерения обеих мотивационных тенденций. Х.А. Хекхаузен показал, что

259

Глизнуцин Дмитрий Владимирович психологические

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ... науки

НУ и БН «независимы друг от друга; их корреляция, как правило, низка и отрицательна» [15, с.380] и выделил два показателя - сумму баллов по шкалам «надежда на успех» и «боязнь неудачи» (НУ+БН) и их разность (НУ-БН). Первый - как общий уровень мотивации, второй -как «чистую надежду».

С учетом этих теоретических положений было разработано несколько опросников. Один из них - «Шкала достижений с предпочтением риска» А. Мехрабиана наиболее популярен при исследовании мотивации достижений предпринимателей. Методика позволяет диагностировать на ранжированной выборке у верхней трети испытуемых мотивацию достижения успеха, у нижней трети - избегание неудач, оставляя неопределенной среднюю часть выборки.

Авторский метод интерпретации результатов диагностики снимает неопределенность, добавляя два промежуточных мотивационных состояния - «слабая мотивация» (с большой суммой баллов по шкалам и отрицательной разностью) и «слабая демотивация» (с маленькой суммой баллов по шкалам и положительной разностью).

Теоретическая модель этих мотивационных состояний [16] предложена автором на основе системно-де-ятельностного подхода отечественной школы психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин). Согласно модели, типы мотивации могут быть выделены в пространстве скорости борьбы мотивов (быстрая/ длительная) и представляемого внешнего мира (легкого/ сложного) следующим образом:

- достижение успеха (сильная мотивация) с быстрой борьбой мотивов и легким представляемым внешним миром;

- слабая мотивация с длительной борьбой мотивов и сложным представляемым внешним миром;

- слабая демотивация с быстрой борьбой мотивов и сложным представляемым внешним миром;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- избегание неудач (сильная демотивация) с длительной борьбой мотивов и легким представляемым внешним миром.

Практическая психология рассматривает предпринимательство как профессию. И здесь также содержательные исследования сталкиваются с подменой сущности демотивации на негативные явления психики (стресс, дезадаптацию, выгорание). В то время как представления о профессии могут быть исследованы применительно к предложенным типам мотивации, что позволит прояснить их психологическое содержание. Согласно Л.Б. Шнейдер [17], можно исследовать три аспекта представлений о профессии - собственно профессиональный аспект, социально-экономический и социально-психологический.

В статье представлены результаты эмпирического исследования профессионального аспекта (предпочитаемые навыки, а также желание обучаться навыкам) у предпринимателей сферы красоты - владельцев салонов и частных мастеров ногтевого сервиса.

В изучении мотивации существует сложность - неизвестно, какие из представлений испытуемых реально характеризуют глубинную мотивацию, а какие только поверхностные и мимолетные состояния. Для решения этой проблемы мы связали утверждения испытуемых с их типом мотивации.

Другими словами, связь с основополагающей характеристикой мотивации (ее типом) служит основанием рассматривать утверждение как отражающее глубинную мотивацию.

Представления о собственном профессионализме характеризуют мотивационную сферу, будучи частью самосознания. Как известно, в самосознании существует как когнитивный (значения), так и аффективный (переживания) аспекты.

Представления - интегральная, целостная характеристика. Представления содержат в себе как аффек-260

тивный компонент (отношение к вопросу) так и когнитивный (образ, словесная формулировка). Примером служит одно и то же утверждение о собственных навыках - «умею, хочу научиться» и «умею, хочу повысить квалификацию». Наблюдается различие в словесной формулировке, за которым стоит различное отношение - в первом случае это открытость новой информации, во втором - уверенность в своих навыках, некоторая закрытость к новой информации и наличие конкретного запроса (устранение ошибки, увеличение скорости работы).

Таким образом, реализуется принцип единства аффекта и интеллекта. Изучаются не только отдельные значения или переживания, а представления, которые имеют дуальную природу и содержат в себе оба компонента.

Целью эмпирического исследования было выявление различий в представлениях о профессиональных навыках и необходимости профессионального обучения у предпринимателей с разными типами мотивации.

Гипотезы исследования заключались в том, что:

- предпринимательскую деятельность успешно осуществляют как мотивированные, так и демотивирован-ные предприниматели;

- предпринимателям с разными типами мотивации присущи различные профессиональные направленности.

Оценка представлений о профессиональных навыках мастера ногтевого сервиса. Благодаря работе с группой экспертов (10 человек, судьи конкурсов и преподаватели школ ногтевого сервиса) был составлен закрытый список основных навыков мастера ногтевого сервиса. В авторской анкете предлагалось оценить как факт использования каждого навыка, так и уровень стремления к обучению данному навыку.

С помощью экспертов, были выделены и основные варианты ответов - «мне это не надо», «хочу научиться», «умею в достаточной степени», «умею, хочу повысить квалификацию», «использую». Стоит отметить, что формулировки «научиться» и «повысить квалификацию» различны для исследуемой профессиональной среды. Научиться - означает учиться с нуля, а повышать квалификацию - повышать продуктивность и эффективность работы, учиться «по запросу».

Интерпретация каждого варианта ответа проводилась следующим образом:

- мне это не надо - соответствует выраженному отказу от обучения навыку;

- хочу научиться - соответствует открытому желанию учиться всему с нуля;

- умею в достаточной степени - соответствует скрытому барьеру обучения;

- умею, хочу повысить квалификацию - соответствует желанию учиться по конкретному запросу, уверенности в своих силах.

Помимо этого, навыки были разделены на две группы - производственные и художественные. В производственные вошли основные процедуры и виды покрытий, в художественные - основные виды дизайна ногтей.

Для анализа полученной информации использовались количественные данные:

- количество используемых производственных / художественных навыков;

- количество каждого вида ответов («хочу научиться», «умею в достаточной степени» и т.д.) для производственных / художественных навыков.

Описание исследования. В исследовании приняло участие 105 предпринимателей и выпускниках школы ногтевого сервиса. Опрос включал диагностику типа мотивации по методике А.Мехрабиана и оценку представлений о ключевых навыках по авторской анкете. Все испытуемые были женского пола (специфика вида деятельности), в возрасте от 17 до 67 лет, с бизнес-стажем от начинающих до осуществляющих предприниматель-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Глизнуцин Дмитрий Владимирович ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

скую деятельность свыше пяти лет.

По результатам диагностики испытуемые были распределены по четырем группам с разными типами мотивации: сильная мотивация, слабая мотивация, слабая демотивация и сильная демотивация.

Частотный и корреляционный анализ полученных данных был выполнен в программе SPSS Statistics.

Анализ полученных результатов. Результаты частотного анализа представлены в таблице 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Результаты частотного анализа типов мотивации испытуемых в разрезе предпринимательского стажа

Стаж предпринимательской деятельности Типы мотивации Всего

Мотивация Демотивадая

сильная слабая слабая сильная

Менее 2х лет К оличество 7 3 9 10 29

% б стаже 24,1% 103% 31,0% 34,5% 100,0%

От 2 до 5 лет Количество 10 7 10 7 34

% б стаже 29,4% 20,6% 29,4% 20,6% 100,0%

Свыше 5 лет Количество 9 13 12 S 42

% в стаже 21,4% 31,0% 28,6% 19,0% 100,0%

в«™ К оличество 26 23 31 25 105

% б стаже 24,8% 21,9% 29,5% 23,8% 100,0%

Как видно, среди предпринимателей сферы красоты присутствуют носители всех типов мотивации, демоти-вированных даже немного больше. Носители всех типов мотивации представлены и во всех группах предпринимательского стажа. Однако, с ростом стажа, доля демо-тивированных падает. Это может означать, что со временем в бизнесе остаются те, кого предпринимательство увлекает, а разочарованные отсеиваются.

Тот факт, что процент предпринимателей с сильной мотивацией сначала повышается (от 24 к 29 процентам), а затем снижается (от 29 к 21 проценту) может говорить о некотором «пике эффективности» на 2-5 году деятельности предпринимателей с такой мотивацией, оправдывая общепринятое мнение о ней, как о типично предпринимательской.

Динамика от 10 к 20 и затем к 30 процентам предпринимателей со слабой мотивацией говорит о том, что такая мотивация является крайне продуктивной и недооценена исследователями. Данное распределение подтверждает теорию «оптимума мотивации» применительно к сложной и долгосрочной задаче создания бизнеса.

Доля слабо демотивированных предпринимателей в каждой выборке практически не изменилась. Наблюдается лишь небольшое снижение от 31 к 29 процентам. Это может говорить о стабильности предпринимателей с таким типом мотивации.

Предприниматели с сильной демотивацией демонстрируют динамику от 34 к 20 и затем к 19 процентам. Это говорит о том, что отсев подобных предпринимателей происходит на начальных этапах деятельности, а на последующих они успешно сохраняют свои позиции.

Отметим, что на первом этапе предпринимательской деятельности отсеялись сильно демотивированные предприниматели, а на втором - сильно мотивированные. На фоне этих изменений интенсивный рост показали предприниматели со слабой мотивацией. То есть, они вытеснили сначала сильно демотивированных, а затем сильно мотивированных.

Результаты корреляционного анализа по Спирману типов мотивации и производственных навыков представлены в таблице 2, а типов мотивации и художественных навыков - в таблице 3.

У испытуемых группы «сильная мотивация» выражена потребность в повышении квалификации (корреляция 0,282) и освоении новых художественных навыков (0,275 аэрография, 0,185 художественная роспись). Это говорит об их стремлении постоянно совершенствоваться профессионально. Они же отказываются выполнять классический маникюр (корреляция -0,251). Это говорит о том, что такие предприниматели формируют креативные предложения клиентам, что может объяснить их первоначальный скачок. Однако, позже их присутствие на рынке снижается. Можно предположить отсутствие усилий по сегментации рынка и продвижению своих ус-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

луг.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа типов мотивации и производственных навыков

Используемые производственные навыки и отношения к обучению им ТИПЫ 240ТИБаЦИИ

Мотивация Демотивация

сильная слабая слабая сильная

Покрытие лаком -0,090 -0,003 0,239" -0,161

0.1S0 0.4S6 0,007 0,050

Покрытие френчлаком 0,062 -0,028 0,166* -0Д13*

0,266 0,337 0,046 0,015

Покрытие гель-лак -0,079 -0,098 0,145 0,020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,212 0,160 0,070 0,420

Гр а диент гель-лаком -0,053 0,051 0,139 -0,145

0,298 0,305 0,080 0,071

Классическийманикюр -0Д51" 0,065 0,186' -0,008

0,005 0,254 0,029 0,468

Кл а ссич е с кий педикюр -0,117 ОДОб* 0,094 -0,183*

0.118 0.017 0,170 0,031

Аппаратный педикюр 0,041 0,084 0,035 -0,160

0,339 0,19S 0,362 0,051

Число используемых производственных навыков -0,034 0,047 0,151 -0,172*

0,365 0,318 0,062 0,039

Число ответов «не хочу осваивать» -0,047 0,057 -0,134 0,136

0,319 0,284 0,088 0,084

Число ответов «хочу научиться» 0,035 -0,150 -0,063 0,177*

0,361 0,063 0,263 0,035

Число ответов «умею в достаточной -0,127 0,125 -0,155 0,173*

0,099 0,102 0,057 0,039

Число ответов «умею, хочу повысить квалификацию» 0.121 0.000 -0,143 0.030

0.109 0.49S 0,073 0,379

Хочу о своить аппар атный педикюр 0,146 -0,099 -0,084 0,041

0,093 0,186 0,225 0,356

Хочу о своить аппар атный манюзор 0,170 -0,145 -0,089 0,066

0,058 0,091 0,206 0,271

**) Корреляция значима на уровне 0,01 *) Корреляция значима на уровне 0,05 Потребность в обучении художественным навыкам у испытуемых группы «слабая мотивация» удовлетворена (положительная корреляция с ответом «умею, мне этого достаточно»), а также ими выбрана предпочитаемая услуга (классический педикюр, корреляция 0,206). Это говорит о стремлении к профессиональной деятельности в узком сегменте и классическим технологиям. Возможно, именно эта стратегия позволяет им постоянно наращивать свое присутствие на рынке.

Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа типов мотивации и художественных навыков

Используемые художественные Типы мотивации

Мотивация Демотивация

сильная слабая слабая сильная

Художествениаяроспнсь -0,147 0,069 0,071 0,237 0,190* 0,027 -0,122 0,109

Китайская р о спись -0,124 0,104 0,021 0,418 0,103 0.150 -0,003 0.489

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число художественных навыков -0,157 0,055 0,068 0,245 0,139 0,078 -0,056 0,285

Число ответов «хочу научиться» -0,054 0,293 -0,114 0,123 0,024 0,404 0,140 0,078

Число ответов «умею в достаточной -0,067 0,250 0Д46** 0,006 -0,043 0,331 -0,125 0,102

Число ответов «хочу повысить квалификацию» 0,282** 0,002 -0,010 0,461 -0,177* 0,035 -0,087 0,188

Хочу освоить художественную роспись 0,185* 0,046 -0,015 0,445 -0,167 0,064 -0,008 0,470

Хочу освоить аэрографию 0,275** 0,003 -0,119 0,122 -0,134 0,095 -0,020 0,421

Хочу освоить акварель 0,065 ОД 78 -0,194* 0,038 -0,063 0,285 0,179 0,050

**) Корреляция значима на уровне 0,01 *) Корреляция значима на уровне 0,05 Отсутствует потребность в повышении квалификации (корреляция -0,177) у испытуемых группы «слабая демотивация», однако у них широкий спектр используемых услуг (покрытие лаком 0,239; художественная роспись 0,190; классический маникюр 0,186; покрытие френч лаком 0,166;) Это говорит о сосредоточенности на оказании услуг, причем достаточно широкого ассортимента. Такая стратегия способствует стабильному присутствию на рынке, позволяя охватывать его различные сегменты.

Потребность в обучении производственным навыкам у предпринимателей группы «сильная демотивация» высока (корреляция 0,177 с «хочу научиться»), а также ими освоены необходимые им навыки (корреляция 0,173 с «умею в достаточной степени»). При этом, предприниматели данной группы не выполняют производственные операции в общем (корреляция -0,172 с числом используемых производственных навыков), и в частности (-0,213 с покрытием френч лаком; -0,183 с классическим педикюром). Такая стратегия больше соответствует организаторской деятельности, чем самостоятельному оказанию услуг, приводя к первоначальному отсеву

261

Глизнуцин Дмитрий Владимирович ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ .

неопытных в управлении предпринимателей, а затем к укреплению присутствия на рынке.

Посмотрим далее, как проявляется принадлежность типов мотивации к основаниям теоретической модели -скорости принятия решений и представляемому внешнему миру.

Испытуемые групп «сильная мотивация» и «слабая демотивация» с установкой на быстрое принятие решений обнаружили отрицательную корреляцию с ответом «умею, мне этого достаточно». Носители сильной мотивации выбирали подходящие программы обучения в соответствии с профессиональными предпочтениями. У них узкоспециализированный подход к используемым производственным навыкам, отказ от классических технологий, и желание обучаться аппаратным технологиям. Художественные навыки они используют мало (отрицательные корреляции), но активно готовы им обучаться.

Носители слабой демотивации продемонстрировали широкий спектр используемых навыков, как производственных, так и художественных, но желания обучаться не проявили. На наш взгляд, это объясняется сложным представляемым внешним миром, где дополнительным сложностям в виде обучения места мало. Такое же нежелание обучаться характерно и для других представителей сложного внешнего мира - носителей слабой мотивации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование позволило убедиться, что среди предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере красоты присутствуют носители всех мотивационных состояний от сильной мотивации к сильной демотивации. В каждом мотиваци-онном состоянии есть свои профессиональные предпочтения и свое отношение к процессу обучения.

Сильно мотивированные предприниматели - профессионалы без узкой специализации и большим желанием учиться, особенно современным технологиям. «Пик эффективности» на 2-5 году деятельности.

Слабо мотивированные предприниматели - узкоспециализированные профессионалы, ориентированные на классические технологии и не склонные к обучению. Наращивают свое присутствие на рынке услуг на каждом этапе.

Слабо демотивированные предприниматели - профессионалы широкого профиля не склонные к обучению. Демонстрируют стабильное присутствие на рынке услуг.

Сильно демотивированные предприниматели - организаторы бизнеса, активно обучающиеся по самым разным программам. Частично отсеиваются на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности (2 года), а затем успешно сохраняют свое присутствие на рынке.

Мотивационные состояния изменяются со временем по мере личностного роста предпринимателя и развития его бизнеса. Представляют научный интерес дальнейшие исследования динамики типов мотивации и связанных с ней психологических особенностей предпринимателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акперов И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2003. 543 с.

2. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 296 с.

3. Собчик Т.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб., Изд-во «Речь», 2008. 624 с.

4. Чиликин А. Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономики: дисс. ... докт. психол. наук. М., 2000. 270 с.

5. Климанова Н.Г., Трифонова Т.А. Ценностные ориентации современных предпринимателей // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 76-79._

6. Жидкова Э.В. К вопросу о компетенциях молодого предпринимателя // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. N° 4 (17). С. 155-158.

7. Карпова Е.В. Антимотивация в структуре учебной деятельности // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. (Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.). Волгоград: Перемена, 2011. С. 17-20.

8. Власюк Г. В. Демотивация персонала как фактор снижения организационной эффективности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки. - 2015. - №. 7-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 58-64.

9. Белкин В. Н., Белкина Н. А. Демотивация труда и оппортунизм работников организации //Челябинский гуманитарий. - 2009. - №. 1 (7). С. 37-46.

10. Гайсина Л. М. Обратная связь: мотивация и демотивация персонала нефтегазовых компаний России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. -№. 4 (34). С. 162-166.

11. Тинякова А. Ю., Воронцова Г. В. Демотивация персонала //В сборнике: Модернизация экономики и управления. Сборник научных статей/Под общ. ред. ВИ Бережного. - 2013. - С. 59-60.

12. Falout J., Elwood J., Hood M. Demotivation: Affective states and learning outcomes //System. - 2009. -Т. 37. - №. 3. - С. 403-417.

13. Trang T. T. T., Baldauf Jr R. B. Demotivation: Understanding resistance to English language learning-the case of Vietnamese students //The Journal of Asia TEFL. -2007. - Т. 4. - №. 1. - С. 79-105.

14. Kim T. Y. Korean elementary school students' English learning demotivation: A comparative survey study //Asia Pacific Education Review. - 2011. - Т. 12. - №. 1. -С. 1-11.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

16. Глизнуцин Д.В. Феномен демотивации в развитии предпринимательской деятельности // Молодые ученые

- столичному образованию: материалы XV Городской научно-практической конференции с международным участием. Том I. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016. С. 120122.

17. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: опыт теоретико-экспериментального исследования // Монография. М.:МОСУ, 2001. 272 с.

262

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)