Научная статья на тему 'Связь моббинга и учебных достижений в ходе краткосрочных курсов'

Связь моббинга и учебных достижений в ходе краткосрочных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОББИНГ / MOBBING / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ACADEMIC PERFORMANCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING EFFECTIVENESS / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ВНУТРИГРУППОВАЯ АГРЕССИЯ / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ / SHORT COURSES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEARNING ACHIEVEMENT / INTRAGROUP AGGRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глизнуцин Дмитрий Владимирович

Статья посвящена проблеме агрессии в ходе профессионального обучения на краткосрочных курсах. Речь идет о таком виде агрессии, который социально приемлем и юридически не наказуем моббинге. Целью нашего исследования является изучение связи моббинга и учебных достижений. Для достижения цели исследования мы избрали метод эксперимента. Площадкой для эксперимента стала одна из московских школ маникюра и педикюра. В эксперименте участвовали две группы учащихся. В одной группе в один из последних дней обучения был запущен моббинг, а в другой группе он подавлялся. Результаты обучения (качество работ) оценивались в день и через день, после экспериментального воздействия по стандартной системе конкурсного судейства работ мастеров маникюра и педикюра. В итоге выявлено снижение результатов обучения в группе моббинга (-13,51%) и повышения в группе с подавлением моббинга (+13,95). Подтверждено предположение о том, что моббинг связан со снижением результатов обучения. А именно, что отсутствие моббинга связано с повышением результатов обучения, наличие связано со снижением результатов. Более того, некоторые испытуемые смогли преодолеть моббинг, а некоторые принимали его. Этот факт задает вектор последующих исследований психологические качества преодоления моббинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глизнуцин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KORRELATION BETWEEN MOBBING AND SHORT-COURSES LEARNING ACHIVMENT

Here we will speak about problem of aggression in professional short-courses learning time. More precisely, we mean such kind of aggression that have no social or legal punishment mobbing. Our goal is better understanding correlation between mobbing and learning achievement. To get this we choose method of experiment. Platform for experiment was given by one of Moscow nail-school. We have two groups first one have been launched mobbing-reactions, second one have been suppressed mobbing-reactions. Learning achievement have been evaluated by standard championship criteria (which used for nail-championships). As result we know learning achievement dynamics from first to second day after impact (launch mobbing and suppress mobbing). Mobbing-launched group has negative achievement(-13,51%), mobbing-suppressed group has positive achievement (+13,95%). So, our hypotheses are confirmed mobbing correlated with educational achievement (more precisely launched mobbing means lower achievement and suppressed mobbing means high achievement) Furthermore, we study, that some people could overcome mobbing and some succumb to. This knowledge give following researches vector it is psychological qualities of mobbing overcoming.

Текст научной работы на тему «Связь моббинга и учебных достижений в ходе краткосрочных курсов»

Gliznutsin Dmitry Vladimirovich KORRELATION BETWEEN ...

psychological science

УДК 159.947.5

СВЯЗЬ МОББИНГА И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХОДЕ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ

© 2018

Глизнуцин Дмитрий Владимирович, аспирант

Липецкий технический университет (398600, Россия, Липецк, ул. Московская, д.30, e-mail: gliznutsin@list.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблеме агрессии в ходе профессионального обучения на краткосрочных курсах. Речь идет о таком виде агрессии, который социально приемлем и юридически не наказуем - моббинге. Целью нашего исследования является изучение связи моббинга и учебных достижений. Для достижения цели исследования мы избрали метод эксперимента. Площадкой для эксперимента стала одна из московских школ маникюра и педикюра. В эксперименте участвовали две группы учащихся. В одной группе в один из последних дней обучения был запущен моббинг, а в другой группе он подавлялся. Результаты обучения (качество работ) оценивались в день и через день, после экспериментального воздействия по стандартной системе конкурсного судейства работ мастеров маникюра и педикюра. В итоге выявлено снижение результатов обучения в группе моббинга (-13,51%) и повышения в группе с подавлением моббинга (+13,95). Подтверждено предположение о том, что моббинг связан со снижением результатов обучения. А именно, что отсутствие моббинга связано с повышением результатов обучения, наличие - связано со снижением результатов. Более того, некоторые испытуемые смогли преодолеть моббинг, а некоторые принимали его. Этот факт задает вектор последующих исследований - психологические качества преодоления моббинга.

Ключевые слова: моббинг, результаты обучения, успеваемость, эффективность обучения, агрессия, внутри-групповая агрессия, краткосрочные курсы, профессиональное обучение, дополнительное образование, безопасность образовательной среды

KORRELATION BETWEEN MOBBING AND SHORT-COURSES LEARNING ACHIVMENT

© 2018

Gliznutsin Dmitry Vladimirovich, post-graduate student

Lipetsk State Technical University (398600, Russia, Lipetsk, Moskovskaya St. 30, e-mail: gliznutsin@list.ru)

Abstract. Here we will speak about problem of aggression in professional short-courses learning time. More precisely, we mean such kind of aggression that have no social or legal punishment - mobbing. Our goal is better understanding correlation between mobbing and learning achievement. To get this we choose method of experiment. Platform for experiment was given by one of Moscow nail-school. We have two groups - first one have been launched mobbing-reactions, second one have been suppressed mobbing-reactions. Learning achievement have been evaluated by standard championship criteria (which used for nail-championships). As result we know learning achievement dynamics from first to second day after impact (launch mobbing and suppress mobbing). Mobbing-launched group has negative achievement(-13,51%), mobbing-suppressed group has positive achievement (+13,95%). So, our hypotheses are confirmed - mobbing correlated with educational achievement (more precisely launched mobbing means lower achievement and suppressed mobbing means high achievement) Furthermore, we study, that some people could overcome mobbing and some succumb to. This knowledge give following researches vector - it is psychological qualities of mobbing overcoming.

Keywords: mobbing, learning achievement, academic performance, learning effectiveness, aggression, intragroup aggression, short courses, professional education, additional education, safety of the educational environment

Проблема агрессии в образовательной среде известна и постоянно изучается. Места для открытой агрессии в нашей образовательной среде остается немного, однако «безобидная» агрессия может активно проявляться (спрятанная ручка или учебник, задержки в передаче информации о будущей контрольной или отмененных занятиях и др.). Одно из названий для такой «безобидной», «допустимой» агрессии - моббинг. Будучи социально[1] и юридически [2] допустимым, моббинг может приводить к созданию невыносимых условий обучения для неугодных учеников (которые могут быть талантливы). К тому же, увлеченные такой «тихой» травлей ученики могут и сами терять знания и ухудшать свои учебные результаты. Одна из практических задач, связанных с агрессией в образовательной среде, это сохранение успеваемости. Задача эта очень важна - страна нуждается в талантливых специалистах. В одном из недавних выступлений президент В. В. Путин обозначил вектор развития военной отрасли - «мозги». То же касается и многих других сфер. В целом, в современной информационной экономике знания, навыки, опыт специалистов являются ключевыми факторами успеха. И поэтому важно, чтобы результаты обучения были на высоте. Другая практическая задача, связанная с проблемой статьи - это эффективность обучения именно в условиях краткосрочных курсов. Потребность в новых навыках, которые получают специалисты на краткосрочных курсах, довольно велика. Процесс переквалификации также очень часто проходит как раз на таких курсах. Традиционным способом повышения успеваемости является создание

походящих условий обучения. Мы рассматриваем в качестве одного из таких условий устранение, подавление агрессии в ходе обучения.

Моббинг - понятие, пришедшее к нам из этиологии благодаря исследованиям Конрада Лоренца [3]. Моббинг означает нападение группы животных на более крупную особь. Популярность термин приобрел после публикации в 1972 году работы шведского ученого П. Хайнемана. Автор сравнил агрессивное поведение детей с агрессивным поведением животных и назвал его моббингом.

В нашей стране это явление изучается сравнительно немного. Так, по запросу "mobbing" в поисковой системе Google Schoolar было найдено 122 000 результата, а по запросу «моббинг» - 1100. В поисковой системе E-Library по запросу «моббинг» найдено 984 публикации. Для сравнения, в базе Science Direct по запросу "mobbing' найдено 20 644 публикаци, из них 13 341 -исследовательские статьи. Из результатов анализа баз данных видно, что публикационная активность в данном вопросе в России в 20-1000 раз ниже, чем за рубежом.

Основные публикации по теме моббинга - в профессиональной сфере. Исследователей интересуют вопросы увольнения, принуждения к увольнению, снижения эффективности труда, карьеры. [4-15]. Публикации в сфере образования в основном связаны с агрессией внутри школьных классов и представляют собой естественное продолжение исследований открытой травли (буллин-га). [2, 16-18] Вопросы моббинга в военной сфере [19,20] исследуются в основном в связи с «дедовщиной», в ме-

266

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

психологические науки

Глизнуцин Дмитрий Владимирович СВЯЗЬ МОББИНГА И УЧЕБНЫХ ...

дицине [21] - в связи со стрессом у работников. Кроме того, вопросы юридического регулирования моббинга поднимаются в юридических статьях, авторы которых понимают, что моббинг не является открытой агрессией и трудно найти критерий для его регулирования [2].

Вектор современных исследований моббинга раскладывается на несколько основных направлений:

- сущность моббинга, причины, способы борьбы с ним;

- профессиональные последствия моббинга (снижение эффективности, увольнения);

- психологические последствия моббинга (психологическая травматизация).

Анализ этих направлений позволяет выделить несколько особенностей. Обратим внимание на тот факт, что последствия моббинга разделены на две категории

- психологические и профессиональные. Это реальность современных исследований моббинга. Одни исследования направлены на психологическую сторону вопроса, другие - на эффективность деятельности. Кроме того, исследователи в образовании больше акцентируются на последствиях для личности ученика. Исследователи в профессиональной сфере больше акцентируются на последствиях для профессиональной деятельности. Исключением является медицинская и военная сферы

- здесь изучаются последствия для личности работников, служащих. Такая разъединенность указывает, во-первых, на нишу для новых исследований, а во-вторых -на необходимость интегрирующих исследований, которые объединили бы в себе компоненты эффективности и психологические компоненты. Другими словами, исследования связи эффективности обучения и моббинга представляют как научный, так и практический интерес.

Основной вопрос данной статьи - как моббинг связан с успеваемостью на краткосрочных курсах? Успеет ли он развить достаточную силу, чтобы повлиять на результаты обучения?

Мы предположили, что моббинг в условиях краткосрочных курсов все-таки успевает снизить результаты обучения всей группы. Такое предположение основывается на том, что отношения внутри учебных групп краткосрочных курсов развиваются на порядок быстрее, чем отношения в школьных классах (аналогично тому, как быстрее складываются отношения в течение смены летнего лагеря в сравнении с учебным годом).

Альтернативная гипотеза состояла в том, что моб-бинг может не повлиять на результаты обучения. Здесь стоит пояснить, что, возможно, более мудрые и опытные ученики способны каким-то образом противостоять моббингу и сохранить свои результаты? Тогда, даже при наличии моббинга в группе результаты обучения могут быть неизменны.

Таким образом, целью нашего исследования было выяснение, связан ли моббинг с успеваемостью на краткосрочных курсах. Объект исследования - ученики краткосрочных курсов маникюра и педикюра. Предметом исследования является успеваемость на курсах маникюра и педикюра. Метод исследования - эксперимент.

Эксперимент проводился в одной из московских школ маникюра и педикюра. Для проведения эксперимента мы отобрали две схожие по возрастному составу группы учеников. Длительность курсов - 10 дней. Все экспериментальные воздействия проводились педагогом, что максимально приблизило условия к реальным.

Испытуемые - ученики краткосрочных курсов, все женского пола от 16 до 65 лет. Часть испытуемых учится в вузах, часть работает, часть находится в поиске работы. Эксперимент проводился на двух группах по 5 учеников в каждой (итого 10 испытуемых). Группы максимально сходны между собой (в том числе, по возрастному составу), в каждой группе присутствовали как студенты, так и работающие и находящиеся в поиске работы ученики.

Для оценки результатов обучения использовалась конкурсная система оценки. В частности, в баллах оце-

нивались такие параметры как:

- общая эстетика работы (так называемое «общее впечатление»);

- чистота среза кутикулы (отсутствие заусенцев, не-срезанных участков кутикулы, отсутствие порезов);

- форма ногтей (идентичность формы на 10 ногтях, геометрическая правильность, идентичность длины на 10 ногтях с учетом, что мизинец короче, а большой палец длиннее);

- качество зачистки птеригия (отсутствие птеригия как под проксимальной складкой, так и в углах ногтя).

План эксперимента предусматривал два этапа, в ходе которых должна проводиться оценка качества работ.

На первом этапе «запуска/подавления моббинга»:

- в первой группе требовалось запустить моббинг и провести первичную оценку качества работ;

- во второй группе - подавить моббинг и провести первичную оценку качества работ.

На втором этапе «вторичной оценки»:

- в первой группе необходимо провести вторичную оценку качества работ (искусственно запущенный моб-бинг естественным образом сохранялся, никак не подавлялся и не усиливался);

- во второй группе - продолжить подавление моб-бинга и провести вторичную оценку качества работ.

Среди десяти дней обучения требовалось выбрать наиболее удачный момент для экспериментального воздействия и замера результатов. Это не должны быть первые дни обучения, когда начальные навыки играют большую роль и могут влиять на результаты. Это не должны быть дни, когда ученики сконцентрированы только на освоении техники выполнения процедуры - здесь для них результат уходит на второй план. Идеальный момент - это последние несколько дней обучения, когда происходит отработка техник и идет «работа на результат».

Для того чтобы запустить реакцию моббинга мы ругали (в разумных пределах - т.е. озвучивались реальные недостатки работы и негативный вывод «работа некачественная» или «кутикула убрана плохо» и др.) одного ученика в группе и хвалили другого. Отдельно подчеркнем, что предметом критики являлись исключительно работы учеников.

Остальным ученикам группы давалась безоценочная обратная связь. В ходе эксперимента со стороны группы настойчиво демонстрировалась потребность получить оценку работы в категориях хорошо/плохо. Такая оценка намеренно не давалась, и в группе нарастало напряжение.

В итоге это напряжение начало выливаться в постепенный моббинг. Объектом моббинга сначала стал испытуемый, получивший негативную характеристику. Однако этот испытуемый дал соответствующий отпор, в результате чего моббинг так и не развил достаточной силы. Затем, фокус моббинга переместился на более слабого психологически члена группы. Моббинг начался на уровне «принеси сумочку», затем перешел в критику действий «ты держишь инструмент неправильно», а затем в создание неприятных условий работы (оставлялось неубранное рабочее место, изымались все тряпки/ салфетки для его подготовки - то есть работать становилось фактически невозможно).

После проведения оценки качества работ учеников на следующий учебный день, в конце занятия, проводился коррекционный тренинг, на котором экспериментальная ситуация подробно разбиралась, анализировались, к каждой ситуации моббинга предлагались соответствующие способы борьбы. Сама экспериментальная ситуация была раскрыта испытуемым. В ходе обсуждений группа сформировала собственный смысл эксперимента - тренировка к предстоящей работе в салоне красоты. По отзывам работающих мастеров и руководителей в отношениях между сотрудниками салонов красоты действительно часто присутствует моббинг. Таким образом, наша экспериментальная ситуация подготовила учеников к вхождению в профессиональную среду салонов красоты.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

267

Gliznutsin Dmitry Vladimirovich psychological

KORRELATION BETWEEN ... science

Для того чтобы подавить моббинг во второй группе потребовалось давать безоценочную обратную связь. В случае возникновения вопросов «У кого лучше?» испытуемые в качестве ответа получали заверения, что работы у всех хорошие, но у каждого есть свои личные ошибки. Обучение, выстроенное при отсутствии оценок «хорошо» и «плохо» показало отсутствие моббинга.

По результатам эксперимента было установлено, что в группе с подавлением моббинга наблюдался рост успеваемости по показателям маникюра (+13,95%) и, в небольшой степени, педикюра (+4,44%). В группе же с запущенным моббингом наблюдалось снижение успеваемости по качеству маникюра (-13,51%) и обработки стопы (11,36%) (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели успеваемости (в баллах) учащихся в ходе эксперимента

Группа 1 (Моббинг заптш ен) кюр кюр Стопа Группа 2 (Моббинг подавлен) кюр кюр Стопа

День Испытуемый №1 9 9 9 Испытуем! ый№6 3 5 б

1 Испытуемый JSa2 б б S Испытуем! ый№7 б S 7

Испытуез-шй №3 S 7 9 Испытуемый JSaS S 7 S

Испытуемый 7 S 9 Испытуем! ый №9 S 7 S

Испытуемый №5 7 7 9 Испытуем! ый№10 б 5 б

Суммарный балл за 1 лень 37 37 44 43 45 50

День Испытуемый №1 7 9 9 Испытуем! ый№6 7 7 7

2 Испытуемый №2 4 б б Испытуем! ый №7 7 7 7

Испытуез-шй №3 7 8 S Испытуемый JSaS 7 7 7

Испытуемый №4 7 7 7 Испытуем! ый№9 9 S S

Испытуемый №5 7 7 9 Испытуем! ый№10 б б 7

Суммарный оалд за 2 день 32 37 39 49 47 50

яка у слева емо ста, % -13,51 0 -11,36 +13,95 +4,44 0

Таким образом, эксперимент показал, что при наличии моббинга результаты обучения снижаются, а при подавлении моббинга - повышаются. Это объясняется тем, что в момент начала моббинга профессиональная деятельность задвигается на второй план, а на первый выходит общение. Т.е. вместо того, чтобы заниматься своим профессиональным развитием, ученики сконцентрированы на внутригрупповых баталиях - одни ученики стараются задавить, другие выжить в неприятных условиях.

Также в ходе эксперимента установлено, что жертва моббинга может его избежать. Однако моббинг, будучи уже запущенным, все равно найдет свою жертву. То есть если моббингу подвергается сильный психологически ученик, то моббинг группы переместится на другого, более слабого психологически ученика. Отсюда мы предполагаем, что основа противостояния моббингу - некие психологические качества. Какие именно это качества, как их можно развить или обнаружить - это вопросы для дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щипанова Д.Е. Моббинг в образовательной среде. //Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 23. № 4. С. 64-69.

2. Джамилова В.С. Моббинг: психологические и правовые аспекты.// В сборнике: Наука XXI века: проблемы и тенденции развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 158-160.

3. Lorenz K. Das sogenannte Bose. Zur Naturgeschichte der Agression. Wien: Borotha-Schoeler, 1963.

4. Бучнева Р.С., Колесниченко Е.А. Моббинг и его профилактика в трудовом коллективе. //В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ сборник научных трудов. Симферополь. 2016. С. 123-127.

5. Кривенко Е.И. Моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния.// В сборнике: Современный специалист-профессионал: теория и практика материалы 8-й международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. 2016. С. 217.

6. Чикер В.А., Почебут Л.Г. Теоретические и методологические основы изучения моббинг-процессов в организациях. //Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 2. С. 139-161.

7. Поддерюгина Е.С. Вертикальный моббинг: причины и последствия. //В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону материалы Всероссийской с 268

народным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор О.А. Новоселов. 2015. С. 212-214.

8. Щербина О.А. Моббинг-процессы в организациях и их влияние на карьеру сотрудников. //В сборнике: Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. Под редакцией: Т. Г. Тумаровой, Н. М. Фомичевой, И.И. Добросердовой. 2015. С. 436-438.

9. Третьяков Н.В., Авхименко М.М., Лемещен-ко Е.Ю. Психологические механизмы принуждения к увольнению (моббинг) и меры его профилактики. // Медицинская сестра. 2015. № 2. С. 44-47.

10. Чернышёва О.В. Моббинг-процессы в системе межличностных отношений среди работников организации. //В сборнике: Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 220-224.

11. Алмаева Ю.О. Проблемы обеспечения психологической безопасности работников на рабочих местах в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 1. С. 117-127.

12. Сидоров П.И. Моббинг как синдром деструктивного профессиогенеза. //Медицина труда и промышленная экология. 2013. № 5. С. 27-35.

13. Корыстина Е.С. Моббинг в успешности персонала: механизм и методика предотвращения. // Муниципальная служба. 2013. № 4 (64). С. 84-91.

14. Мельникова М.А., Анисимова Г.В., Дроздова Е.М., Палагутина Н.В. Моббинг на рабочем месте. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. Т. 2. № 6 (9). С. 63-67.

15. Серёлкина И. М. Моббинг - войны на работе. Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 13. С 23-33.

16. Нижегородова Л.А., Кудинов В.В. Моббинг в системе образования: причины и пути решения. //Народное образование. 2014. № 9. С. 114-120.

17. Бондарева Е.Н., Сорокопудова Ю.В., Морозова А.И. Жестокость подростков. Моббинг в школе. //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2014. № 1. С. 7-10.

18. Слотина Т.В., Комарова А.В. Педагогические конфликты и моббинг-действия в условиях высшего образования. //В сборнике: Актуальные проблемы психологии в образовании материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»(ФГБОУ ВПО «МГГУ»). 2013. С. 195-198.

19. Конева Е.В., Солондаев В.К., Пелевина А.А., Ван-цева Ю.В. «Неуставные отношения»: моббинг и буллинг //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 65-69.

20. Адамчук А.В. Распространение моббинга в военной среде как социально-психологическая проблема. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 137-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Носачев Г.Н., Носачев И.Г., Дубицкая Е.А. Моб-бинг как хронический стресс у медицинских работников: основные причины и клинические последствия. //В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2013. С. 139-141.

Статья поступила в редакцию 04.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.