педагогические науки
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ...
УДК 378: 811.161.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0015
РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ АУДИРОВАНИЯ
© 2020
AuthorID: 462174
SPIN: 7224-4927
ORCID: 0000-0003-4711-8615
Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»
AuthorID: 680842
SPIN: 8728-9478
ORCID: 0000-0002-3872-1351
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматривается возможность формирования и развития метакогнитивных навыков в процессе обучения аудированию на занятиях по иностранному языку. Отмечается высокая актуальность обучения данному виду речевой деятельности, значительная роль при этом, по мнению авторов исследования, должна отводиться саморегулируемому подходу к обучению со стороны студентов, преследующих определенные цели коммуникации - профессионально-ориентированное общение. Анализируя работы отечественных и зарубежных исследователей, в статье делается вывод о том, что успешное прослушивание звучащей иностранной речи включает в себя тщательное согласование или кластеризацию как метакогнитивных, так и когнитивных стратегий. Отдельно рассматривается само понятие саморегуляции и ее значение в обучении в целом. Авторы подчеркивают необходимость уточнения его значения и вклада в слушание иностранного (русского как иностранного) языка, которую только еще предстоит широко обсудить, опираясь на данные эмпирических исследований. Обсуждаются педагогическая эффективность саморегулируемого подхода к обучению в расширенном аудировании при изучении второго (русского как иностранного) языка. Доказывается, что, что слушатели с повышенной метакогнитивной осведомленностью могут применять различный алгоритм аудирования в соответствии с задачами и уровнем сложности аудиотекста. Общие подходы к аудированию также рассмотрены с точки зрения тактики или отдельных методов, с помощью которых реализуется каждый отдельный этап работы со звукозаписью, что, по мнению авторов статьи, способствует нахождению наиболее эффективной стратегии обучения в соответствии с целями, представленными в учебной программе «Иностранный (русский) язык».
Ключевые слова: саморегулируемые стратегии обучения, метапознание, метакогнитивные навыки, аудирование, аудиотекст, профессионально-ориентированное общение, методика обучения иностранному языку, русский язык как иностранный, когнитивные стратегии, аудитивные способности.
DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS IN LISTENING
© 2020
Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. This article deals with the possibility of forming and developing metacognitive skills in the process of teaching listening to a foreign language. The high urgency of teaching this type of speech activity is noted, and a significant role, according to the authors of the research, should be given to a self-regulating approach to learning by students pursuing certain communication goals - professionally-oriented communication. Analyzing the work of domestic and foreign researchers, the article concludes that successful listening to sounding foreign speech includes a careful harmonization or clustering of both metacognitive and cognitive strategies. The very notion of self-regulation and its meaning in learning as a whole is discussed separately. The authors emphasize the need to clarify its meaning and contribution to the hearing of foreign (Russian as a foreign language), which has yet to be widely discussed, based on empirical research data. The authors discuss the pedagogical effectiveness of a self-regulated approach to learning in extended listening comprehension when learning a second (Russian as a foreign language) language. It is proved that students with increased metacognitive awareness can apply different algorithms of listening according to the tasks and level of complexity of audio text. General approaches to listening are also considered from the point of view of tactics or separate methods with the help of which each separate stage of work with sound recording is realized, which, according to the authors of the article, contributes to finding the most effective training strategy in accordance with the objectives presented in the curriculum "Foreign (Russian) language".
Keywords: self-regulated learning strategies, metacognition, metacognitive skills, listening, audio text, professionally oriented communication, foreign language teaching methodology, Russian as a foreign language, cognitive strategies, audio skills.
ВВЕДЕНИЕ
Слушание является важным аспектом в изучении языка и играет значительную роль в методике обучения второму иностранному языку (в нашем случая, обобщая опыт педагогической деятельности со студентами-иностранцами, обучающимися с помощью языка-посредника - английского и изучающих русский язык как иностранный.
Его мы и рассматриваем в качестве второго иностранного языка). Важность аудирования в обучении дальнейшей коммуникации рассматривается в ряде ра-
бот как отечественных, так и зарубежных лингвистов и методистов в области иностранного языка [1-13]. Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что аудирование все еще упускается из виду при обучении на уровне второго иностранного языка, так как больше внимания уделяется развитию более «видимых» навыков, таких как говорение и письмо, а также чтение, которые считаются важными способами получения специальных знаний в академическом контексте [14-15].
Слушание (аудирование) остается зачастую прене-брегаемым навыком, и стратегии обучения слушанию
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical
DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS ... sciences
рассматриваются как компетенция, которой уделяется мало внимания в исследованиях по сравнению с чтением, письмом или говорением.
Даже в тех случаях, когда учебная программа дисциплины «Иностранный (русский) язык» признает важность слушания, например, как учебная программа по русскому языку как иностранному в Курском государственном медицинском университете (КГМУ), считаем, что требуется больше усилий в развитии принципиального подхода, способствующего изучающим язык развивать свои аудитивные способности.
Отметим, что в КГМУ восприятие речи на слух является обязательным модулем для всех студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ) на всех уровнях его освоения. Отметим, что в методических пособиях, разработанных коллективом кафедры русского языка и культуры речи КГМУ материал для аудирования составляет примерно 35% от общего объема представленных в пособиях упражнениях, направленных на формирование речевого моделирования. Помимо изучения и оценки уровня владения иностранным языком, слушание также может рассматриваться как важный навык языкового общения в современных экономических условиях.
Однако, несмотря на усилия преподавателей по развитию данного вида речевой деятельности, слушание является самым слабым навыком для иностранных студентов в неязыковом (в нашем случае - медицинском) вузе. Сами студенты, обучающиеся в языковой среде российского общества также считают слушание и понимание живой речи носителей языка весьма затруднительным. Учитывая ограниченное время обучения в на занятиях в университете (в среднем 2 часа в неделю обучения аудированию в течение 30-32 недель в учебном году) и подход, в котором основное внимание уделяется подготовке к дальнейшему прохождению клинической практики, т.е. общению с русскоговорящими пациентами, считаем необходимым найти другие способы в развитии рассматриваемого навыка.
Одним из них может являться самостоятельное аудирование вне учебной аудитории. Однако и в этом случае студентам необходима методическая поддержка преподавателя, которая будет способствовать саморегулируемому обучению. Опираясь на опыт педагогической психологии и изучения второго иностранного языка в целом [16, 17], такой подход саморегулируемого обучения при поддержке преподавателя к развитию самостоятельного слушания будет включать принципы планирования и реализации направленного обучения, ориентированных на самостоятельную деятельность обучаемых вне учебной аудитории.
Данный подход подчеркивает критическую роль ме-тапознания в процессе обучения и предоставляет обучаемым необходимые метакогнитивные инструменты для саморегулируемого обучения за пределами аудитории.
Стратегии обучения - это целенаправленные процедуры, используемые обучаемыми для улучшения понимания, изучения и удержания смысла языка специальности (медицинской).
При аудировании второго иностранного языка обучающиеся должны уметь использовать соответствующие стратегии для достижения целей понимания, особенно в условиях ограниченного времени изучения и тренировки способности понимать устные тексты. Применяя специальные подходы и используя алгоритм работы со звучащим текстом, обучаемые способны улучшить понимание, запоминание и обработку информации; и, в то же время, эти стратегии помогают им развивать общее восприятия на слух как составную часть изучения иностранного языка в целом.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Недавние исследования показывают, что успешное прослушивание звучащей иностранной речи включает в себя тщательное согласование или кластеризацию как 54
метакогнитивных, так и когнитивных стратегий.
Кроме того, некоторые ученые утверждают, что слушатели с повышенной метакогнитивной осведомленностью могут применять различный алгоритм аудирования в соответствии с задачами и уровнем сложности аудиотекста.
Общие подходы к аудированию также могут быть рассмотрены с точки зрения тактики или отдельных методов, с помощью которых реализуется каждый отдельный этап работы со звукозаписью, что, по нашему мнению, будет способствовать нахождению наиболее эффективной стратегии обучения в соответствии с целями, представленными в учебной программе «Иностранный (русский) язык», рассматриваемого нами как второй иностранный.
Однако несмотря на то, что метакогнитивный цикл аудирования развивает самостоятельные стратегические способности обучаемого в процессе восприятия на слух, в сущности, это все равно остается частью учебного занятия под руководством преподавателя.
Саморегулируемое обучение, о котором шла речь в обзоре литературы по проблеме исследования - это сложный процесс, посредством которого обучаемые самостоятельно активируют и поддерживают процесс собственного познания и речевое поведение, которое систематически ориентировано на достижение целей обучения.
Наше исследование принимает определение саморегулируемого обучения, предложенного Пинтричем как «активный, конструктивный процесс, при котором учащиеся ставят цели для своего обучения, а затем пытаются контролировать и регулировать свое познание, мотивацию и поведение, руководствуясь и ограничиваясь собственными целями и контекстными особенностями окружающей языковой среды» [14].
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Концепция саморегулируемой стратегии обучения второму иностранному языку была впервые предложена Оксфордом [13] в ее модели изучения иностранного языка.
Созданная ею модель тщательно исследует теоретические основы саморегуляции в обучении второму иностранному языку и применяет саморегуляцию для понимания развития в каждой из областей навыков речевой деятельности, включая аудирование.
В нашем исследовании, характеризуя саморегулируемых обучаемых под ними мы понимаем студентов, которые активно и эффективно управляют своим обучением посредством мониторинга и использования предложенной преподавателем стратегии работы с аудиотек-стом.
Именно в этой связи мы актуализируем важность развития метакогнитивных навыков в процессе слушания, в котором мета-познание является важной моделью в обучении слушанию второго иностранного языка. Исследования показали, что мета-познание взаимодействует с мотивацией и влиянием, и эти взаимодействия имеют важное значение для саморегулируемого обучения.
Как уже отмечалось, слушание часто воспринимается как самая сложная компетенция в изучении второго иностранного языка.
Несмотря на то, что обучаемые получают достаточное количество рекомендаций по аудированию на занятиях, при этом упражнения сосредоточены, в основном, на проверке ответов на заранее поставленные вопросы понимания.
На подобных занятиях по аудированию процесс развития метакогнитивных навыков обучаемых не получает должного развития.
Большая часть студентов пассивно полагается на обучение аудированию в аудитории под руководством преподавателя и, возможно, не осознает, что они сами должны взять на себя ответственность за свое развитие Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)
педагогические науки
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ...
слушания.
Кроме того, некоторые студенты нередко отказываются от прослушивания, поскольку мало понимают из сказанного в звукозаписи. При современном наличии ресурсов, технических возможностях, наличии Интернет-ресурсов важно, чтобы преподавателя предлагали способы поддержки обучаемых в их усилиях по прослушиванию, чтобы они могли научиться управлять своим обучением и извлекать выгоду из аутентичных ресурсов, доступных через их мобильные устройства и другие гаджеты.
С этой целью подход саморегулируемого обучения заслуживает, по нашему мнению, рассмотрения, так как саморегулируемая деятельность по аудированию не только повышает восприимчивость обучаемых к аутентичным устным текстам, но также расширяет их мета-когнитивные знания и способности к саморегуляции.
Слушание - это целенаправленное стратегическое поведение и целенаправленный процесс, в котором цель слушания определяет процесс понимания.
Как показывает анализ исследований, касающихся многомерности целей слушателей для решения конкретных задач (в нашем случае - успешность прохождения клинической практики, общения с пациентами), в результате именно цели и установки аудирования будут влиять на процесс понимания. Следуя Пинтричу, эти измерения являются поведенческими, когнитивными и метакогнитивными.
Наше исследование было ограничено по объему, так как предлагаемый подход саморегулируемого поведения был сфокусирован в первую очередь на изучении аудирования как отдельной когнитивной сущности и путей развития навыков у обучаемых с различными уровнями достижений.
На наш взгляд, будущие исследования по саморегуляции в аудировании второго иностранного языка должны включать изучение аффективных и социальных аспектов навыка. Кроме того, необходимы исследования, в которых можно было бы подчеркнуть как конструктивный характер обучения, так и важную роль, которую изучающие второй иностранный язык играют в социальном процессе обучения слушанию. О том, как поддержка преподавателя может быть интегрирована в подход саморегулируемого обучения, а также то, как их постоянное взаимодействие с обучаемыми в этом процессе способствует достижению обучаемыми большего прогресса в аудировании, также заслуживает дальнейших исследований.
Считаем, что исследования, которые будут способствовать более полному пониманию метапознания и саморегулируемого обучения в изучении второго иностранного языка, слушая как внутри, так и вне классной комнаты, являются оправданными. Оказывают ли различные типы задач на слушание различное влияние на рост метакогнитивного сознания и успеваемости обучаемого, по-видимому, также является областью, требующей дальнейших исследований. Дополнительный повторный поиск также необходим для объединения оценок других (таких как оценки преподавателей и однокурсников) и самооценок, чтобы произвести всестороннюю оценку метапознания слушателей и саморегулируемого обучения.
Несмотря на это, исследование может предложить некоторые практические идеи для рассмотрения. Во-первых, развитие слухового уровня в изучении второго иностранного языка вне аудитории может выиграть от саморегулируемого подхода к обучению, поддерживаемого преподавателем. Вместо того, чтобы просить студентов просто «больше слушать», преподаватели могут предоставить инструменты для поддержки их учебной деятельности. Эти инструменты, в частности саморегулируемое обучение, могут помочь обучаемым самостоятельно сформулировать свои цели и стремиться к прогрессу в речевой деятельности. Более способные
слушатели могут быть более мотивированы, чтобы принять такой подход, и более слабые, которые хотят освоить свое слушание, также, вероятно, будут тратить на это больше времени и усилий. Хотя изучение имеющейся литературы по предмету исследования и представленные в ней экспериментальные разработки показало, что именно учащиеся с более высокими достижениями извлекли больше пользы и были более увлечены, преподаватели не должны исключать более слабых слушателей из саморегулируемого подхода, поддерживаемого педагогом. Они могли бы использовать два случая, чтобы проиллюстрировать важность того, чтобы взять на себя ответственность за развитие слушания, участвуя и будучи приверженными саморегулируемому обучению за пределами аудитории. Однако учащиеся, которые в основном мотивированы для сдачи экзаменов, могут не в полной мере оценить обоснованность такого подхода, поскольку они могут считать, что он отнимает время у других занятий по изучению языка. Поэтому преподавателям необходимо решить для себя, нужно ли дополнять их аудиторную работу такими дополнительными занятиями на прослушивание. Что еще более важно, они должны сами убедиться в том, что их студенты могут извлечь выгоду из такого подхода, как показало это исследование, и мотивировать обучаемых вкладывать время и усилия в эту форму всестороннего слушания, которое может принести большую пользу в развитии этого вида речевой деятельности, способствующего формированию правильного построения собственных высказываний в дальнейшей разговорной практике. ВЫВОДЫ.
Таким образом, в данной статье используется подход саморегулируемого обучения, направленного на помощь студентам-иностранцам в формировании и развитии самостоятельных навыков аудирования. Подчеркивается роль мета-познания и стратегий обучения. В результате проведенного исследования мы приходим к пониманию, что предлагаемый нами подход в практике слушания текстов способствует изучению иностранного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Суховерхова О.В. Обучение аудированию: к вопросу о видах аудирования в научной литературе // Перспективы науки. 2019. № 11 (122). С. 138-145.
2. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Аудирование как один из видов речевой деятельности, как цель и средство обучения //Региональный вестник. 2019. №10. С. 18-19.
3. Темнова Е.В. Некоторые аспекты использования сетевых ресурсов при обучении аудированию // Лесной вестни. 2015. №4. С.183-186.
4. Рубцова Е.В. Развитие языковой и речевой адаптации иностранных студентов на основе заданий по аудированию // Региональный вестник. 2019. №6. С.35-36.
5. Аверко-Антонович Е.В. Аудирование в изучении русского языка иностранными студентами //Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 15. С. 190-192.
6. Рубцова Е.В. Развитие навыков аудирования у студентов-медиков на занятиях по русскому языку как иностранному // Региональный вестник. 2019. №19. С.31-32 .
7. Балабас Н.Н. Ключевые аспекты обучения аудированию иноязычной речи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 36-39.
8. Самчик Н.Н. Принципы развития навыков аудирования иноязычной речи на начальном этапе обучения //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 54-56.
9. Гадзаова Л.П., Котоваева Г.Н. Использование ресурсов сети интернет для совершенствования навыков аудирования // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 2 (2). С. 19-26.
10. Wolvin A.D., Coakley C.G. Listening education in the 21st century // International Journal of Listening, 2000, 14(1), 143-152.
11. Feyten C.M. The power of listening ability: An overlooked dimension in language acquisition // Modern Language Journal, 1991, 75(2), 173-180.
12. Санина В.В. Педагогическая технология обучения аудированию иноязычной речи студентов-медиков //Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 88-94.
13. Burlachenko N.V. Features of using technology of problem-based learning while foreign language studying // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 19-21.
14. Nunan D. Designing and adapting materials to encourage learner autonomy. In P. Benson & P. Volle, Autonomy and independence in lan-
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna
DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS ...
pedagogical sciences
guage learning. London: Longman. 1997. pp. 192-203.
15. Nation I. S. P., Newton, J. (2008). Teaching ESL/EFL listening and speaking. New York: Routledge. 2008. 205 p.
16. Oxford R.L. Teaching and researching language learning strategies. Harlow, UK: Pearson Education. 2010. 342 р.
17. Pintrich P. R. The role of goal orientation in self-regulated learning / M. Boekaerts, P. R. Pintrich, & M. Zeidner, Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press. 2000. pp. 451-502.
Статья поступила в редакцию 15.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020
56
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)