педагогические Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна
науки ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ ...
УДК 378: 811.161.1
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
© 2018
Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируются возможные пути формирования и развития навыков аудирования, которые необходимы для осуществления коммуникации с помощью современных информационных ресурсов. Авторы рассматривают дидактические приемы, применяемые в работе над данным видом речевой деятельности. В данной работе подчёркивается, что современные информационно-коммуникативные ресурсы создают обширные возможности для широкого введения в практику обучения русскому языку как иностранному новой разновидности аудирования, в рамках которой звуковой сигнал сопровождается видеорядом, дополняющим и уточняющим содержание устного сообщения. Центральной проблемой, которая решается в рамках данной статьи, является развитие информационно-коммуникативной компетенции, реализуемой в процессе аудирования иноязычного материала. В исследовании представлен краткий последовательный обзор методик обучения аудированию, применяемых на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ. Авторы отмечают, что основной задачей при формировании аудитивных навыков у студентов-иностранцев, является приобщение к реальным условиям употребления языка, развитие социокультурной и профессиональной компетенции, которые реализуются путем погружения обучающихся в аутентичные или симулируемые условия профессионального общения, ознакомления с формами и подходами к организации обучения в ведущих медицинских вузах мира.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетенция, аудирование, русский язык как иностранный, слухоречемоторные образы, речевое сообщение, аутентичные аудитивные материалы, профессиональное общение.
THE PROBLEM OF FORMING LISTENING SKILLS OF FOREIGN STUDENTS AT THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING
© 2018
Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyzes the possible ways of forming and developing listening skills that are necessary for communication with the help of modern information resources. The authors consider the didactic techniques used in the work on this type of speech activity. In this work, it is emphasized that modern information and communication resources provide ample opportunities for the widespread introduction to the practice of teaching Russian as a foreign language to a new type of listening, in which the sound signal is accompanied by a video series that complements and clarifies the content of the oral message. The central problem, which is solved within the framework of this article, is the development of information - communicative competence realized in the process of listening to foreign language material. The study presents a brief consecutive review of listening teaching methods used at the Department of Russian Language and Speech Culture in KSMU. The authors note that the main task in the formation of listening skills among foreign students is to be introduced to the real conditions of using the language, developing sociocultural and professional competence, which are realized by immersing students in authentic or simulated conditions of professional communication, familiarization with forms and approaches to the organization of training in leading medical universities in the world.
Keywords: information and communicative competence, listening, Russian as a foreign language, hearing and motor images, voice message, authentic listening materials, professional communication.
Авторы статьи исходят из положения, что аудирование является одним из видов информационно-коммуникативной деятельности, а, следовательно, и одним из важнейших аспектов формирования информационно-коммуникативной компетенции специалистов медицинского профиля.
В нашем случае речь идет о студентах-иностранцах, обучающихся в медицинском университете.
Это связано с той возможностью, которую предоставляет аудирование, позволяя получать доступ к различным пластам информации, а в дальнейшем обрабатывать, автоматизировать и сохранять ее в долгосрочной памяти.
Обращаясь к истории методики обучения аудированию, необходимо отталкиваться от фундаментальных исследований в области психолингвистики, лингвоком-муникации, информационно-коммуникативных методов
[1-5] .
В последние годы уделяется большое внимание различным аспектам аудирования: как средству развития коммуникативного потенциала обучаемых [6], использованию интернет-ресурсов при обучении аудирова-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
нию иноязычных текстов [7; 8], сетевых ресурсов [9], требованиям к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику [10], критериям содержательной аутентичности учебного текста [11-14], видам аудирования [15], возникающим трудностям при данном виде речевой деятельности [16], а также фонологическим аспектам современного русского языка [17; 18; 19].
Рассмотрим подробнее различные способы формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции, реализуемые в ходе аудирования иноязычного материала.
Во-первых, обучающиеся получают представление об образцах коммуникативного поведения в разнообразных ситуациях профессионального общения в сфере медицины.
Во-вторых, студенты знакомятся с моделями пара-лингвистического оформления речевых последовательностей носителями русского языка.
В-третьих, у обучающихся формируется представление о приемлемых типах невербального поведения носителей русского языка в рамках различных коммуникативных явлений в медицинской и учебной сферах.
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical
THE PROBLEM OF FORMING LISTENING SKILLS ... sciences
В-четвертых, слушание способствует расширению фоновых знаний о разнообразных актуальных контекстах осуществления профессиональной (медицинской) деятельности.
В-пятых, систематическое целенаправленное аудирование благоприятствует формированию и последующему совершенствованию психофизиологических механизмов, когнитивных способностей, например, слуховой памяти, слухового контроля и т.д.
В-шестых, развитие навыков аудирования способствует развитию других речевых навыков, например, чтения, говорения.
В-седьмых, в процессе слушания обучающиеся получают профессионально значимую информацию, которая может быть использована ими в дальнейшем в практической деятельности.
В-восьмых, выполнение заданий на различных этапах аудирования позволяет студентам участвовать в виртуальной коммуникации (например, во время прослушивания диалогов вводить реплики вместо одного из коммуникантов в ответ на содержание прослушанных реплик). Это дает возможность обучающимся активизировать различные виды сформированных умений и навыков.
Разнообразные направления, в рамках которых происходит развитие информационно-коммуникативной компетенции в процессе аудирования, свидетельствуют о том, что оно является важной составляющей обучения иностранным языкам. Кроме того, расширение технических возможностей его организации, его многоплановость и комплексный характер повышают его актуальность на современном этапе.
В практике обучения русскому языку как иностранному в Курском государственном медицинском университете аудирование выступает важным аспектом формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции иностранных студентов. Печатные и мультимедийные пособия для студентов-иностранцев, разработанные на кафедре русского языка и культуры речи, включают большое количество разнообразных заданий на аудирование [20; 21; 22]. Прежде всего, необходимо отметить вклад данного вида обучающей речевой деятельности в формирование и совершенствование социокультурной и профессиональной компетенции студентов.
Для уяснения специфики речевого поведения носителей языка в ситуациях профессионального и повседневного общения необходимо познакомиться с обстановкой, реальными условиями, в которых протекает общение. На наш взгляд, для формирования навыка слушания иностранной речи необходимо приближение ее звучания к реальным условиям, использование, так называемого (environmental cues)- звукового материала, в котором слышится шум окружающей действительности: речь прохожих, движение транспорта, музыка, телефонные звонки и т.д.
По мнению многих методистов (Д.Д. Дмитриева [2327], В.М. Чиркова [28, 29-000], И.И. Лейфа [30] и др.) решению данной проблемы способствует использование аутентичных материалов. Главная специфичность этих материалов заключается в их оригинальности, наполненности лексическими и грамматическими формами, характерными для носителей языка, адекватностью использования речевых оборотов. Успешно проведенное слушание способствует усвоению обучающимися различных языковых средств, что является необходимым условием для формирования последующего самостоятельного монологического или диалогического высказывания. В этой связи, одной из существенных задач, стоящих перед преподавателем, является формирование и развитие фонематического слуха. Это достигается путем прослушивания различных голосов носителей языка - детских, мужских, женских, представителей различных возрастных и социальных групп. 244
Использование информационно-коммуникативных технологий и наличие сети Интернета, различных компьютерных программ дают возможность широкого выбора аутентичных записей, звукового и видео ряда, способствующих как самостоятельному изучению языка, так и для работы на занятии.
Описанные выше задачи приобщения к реальным условиям употребления языка, развития социокультурной и профессиональной компетенции иностранных студентов реализуются в нашем вузе путем погружения обучающихся в аутентичные или симулируемые условия профессионального общения, ознакомления с формами и подходами к организации обучения в ведущих медицинских вузах мира, например, проблемно-ориентированным обучением (PBL) [31], системным подходом (systems based approach), принципами доказательной медицины (evidence based medicine), традиционным подходом (standard course) и т.д.
Повышению успешности аудирования, наиболее полной реализации преследуемых дидактических целей может способствовать его организация на основе интерактивного подхода.
Отметим, что аудирование в понимаемом нами смысле интерактивно по своей природе, так как основано на взаимодействии двух видов диалога - внешнего (транслируемого) и внутреннего (протекающего в группе и представляющего собой полемику обучаемых с отправителями видеосообщений, друг другом и преподавателем).
Именно природа организуемого таким образом данного вида обучающей деятельности открывает путь к широкому использованию различных методов и приемов интерактивного обучения.
Не менее важным моментом в процессе подготовки аудирования является подбор текстового материала.
Здесь необходимо учитывать грамматические особенности текста, его содержание и композицию. Кроме этого проводится оценка психических особенностей обучаемого, то есть необходимо учесть слуховые возможности, объем памяти, наличие внимания и умения концентрироваться, наличие мотивации, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития репрезентативной системы и внутренней речи.
Во вводной части занятия могут использоваться различные эвристические приемы проблемно-поискового метода обучения, позволяющие студентам дать оценку своему уровню компетентности в какой-либо области, дать прогноз смыслового содержания текста (по его названию), а также провести собственное исследование, связанное с состоянием определенной проблемы. На предтекстовом этапе может быть организовано также выполнение различных творческих заданий c элементами дискуссии, работы в малых группах. Во время проведения текстового этапа аудирования происходит прослушивание текста.
Существуют различные точки зрения на необходимое количество предъявлений текста. Согласно одной точке зрения, которую мы разделяем, количество прослушиваний зависит от объема и сложности текста, уровня подготовленности обучаемых, а также задач, поставленных в заданиях текстового и послетекстового этапов.
Таким образом, текст может предъявляться обучающимся более двух раз (по мере необходимости решения задач обучения).
Согласно другой точке зрения, прослушивание текста более двух раз не является целесообразным. Отметим, что если проводится несколько последовательных прослушиваний текста, то, как правило, перед каждым из них преподаватель меняет установку в зависимости от тех, задач, которые обучаемый должен выполнить на каждом конкретном этапе.
При выполнении заданий на контроль понимания текста могут быть использованы элементы метода «моз-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ ...
гового штурма», дискуссии, работа в малых группах, разнообразные творческие задания, приемы клоуз-теста для проверки понимания, а также развития концептуальной и языковой догадки.
Демонстрацию применения элементов метода «мозгового штурма» и дискуссии и групповой работы можно продемонстрировать на примере выполнения последнего задания.
Обучаемые делятся на две команды, которые обсуждают собственный вариант ответа. Затем представители каждой из команд записывают свои варианты последовательности на доске. После этого в ходе следующего прослушивания, проверяется правильность полученных ответов. Финалом занятий по аудированию могут стать инсценировка изученных ситуаций, ролевые игры, различные виды обсуждения услышанного сообщения и т.п.
Таким образом, подобный подход к организации аудирования позволяет реализовать целый ряд как узкоспециальных, так и общеобразовательных задач. Работа подобного плана нацелена на формирование и дальнейшее развитие различных аспектов информационно-коммуникативной компетенции.
Во-первых, погружение студентов в различные профессионально-ориентированные контексты обучающей и трудовой деятельности способствует развитию таких важных составляющих собственно коммуникативной компетенции, как слушание, говорение, чтение, а также расширению представлений о лексико-грамматической системе языка, различных узуальных явлениях в речевой практике.
Во-вторых, первая задача решается непосредственно и опосредованно в ходе получения и переработки профессионально значимой информации, что развивает информационную и социокультурную составляющие информационно-коммуникативной компетенции.
В-третьих, непосредственное наблюдение за ситуациями профессионального общения, включенность в них посредством различных форм интерактивного обучения создает эффект «виртуального обмена» информацией с коллегами из других стран, что в значительной мере повышает интерес и мотивацию к обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с.
2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
4. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения //ИЯШ. 1985. № 1. С. 10-14.
5. Скалкин В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам / Сост. А.А. Леонтьев. М.: Рус. яз., 1991. 360 с.
6. Обдалова О.А. Обучение аудированию как средство развития коммуникативного потенциала обучаемых // Вестник Томского государственного университета. №5, 2003. С.224-225.
7. Лапаев Л.Л. Использование интернет-ресурсов при обучении аудированию иноязычных текстов на занятиях по иностранному (английскому) языку //Методические вопросы преподавания инфокомму-никаций в высшей школе. №4 (5), 2016. С. 19-21.
8. Итинсон К.С. Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5666-5669.
9. Темнова Е.В. Некоторые аспекты использования сетевых ресурсов при обучении аудированию // Лесной вестни. 2015. №4. С.183-186.
10. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе. 1996. №3. С.13-15.
11. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста //Иностранные языки в школе. 1999. №2. С.11-13.
12. Смирнова Е.В. Аспекты социокультурной образовательной среды, детерминирующей развитие вторичной языковой личности, в условиях информатизации образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 224-227.
13. Смирнова Е.В. Реализация дидактических принципов обучения иностранным языкам в условиях информатизации образования и мультилингвальной социосреды // Карельский научный журнал. 2017.
Т. 6. № 2 (19). С. 36-40.
14. Сапух Т.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров посредством подкастов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 150-153.
15. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования //Иностранные языки в школе. 1984. №2. С.15-17.
16. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста //Иностранные языки в школе. 1994. №6.
17. Петрова Н.Э., Рубцова Е.В. Фонологическая система современного русского языка как теоретическая основа реализации эмоционально-модальных значений // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С.108-110.
18. Петрова Н.Э., Рубцова Е.В. Фонологическая система современного русского языка: ритмико-интонационная организация речи // Успехи современной науки. 2016. № 7 ч.2. С. 153-155.
19. Петрова Н.Э., Девдариани Н.В. Фонологическая система современного русского языка: коммуникативно-прагматический аспект эмоциональной просодии. // Филология: научные исследования. 2017. №4. С.9-18.
20. Ковынева И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Русский язык: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному для студентов 2-3 курсов международного факультета. Курск: Изд-во КГМУ 2014. - 200 с.
21. КовыневаИ.А., РубцоваЕ.В., ЧирковаВ.М. Русский язык. Изучая культуру, изучаем язык / Электронный ресурс: Мультимедийное пособие по русскому языку как иностранному для студентов международного факультета медицинского университета / Курский государственный медицинский университет, кафедра русского языка и культуры речи. Курск, 2016.
22. Ковынева И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Россия на карте мира. / Электронное издание: мультимедийное учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному для студентов 2 курса международного факультета. Курск, 2015.
23. Дмитриева Д.Д. Виды упражнений при работе в парах на занятиях по русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 41-43.
24. Дмитриева Д.Д. Изучение терминологического словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинских вузах //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 11-15.
25. Дмитриева Д.Д. Педагогические условия профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинских вузах // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 30-33.
26. Дмитриева Д.Д. К вопросу о функциональном моделировании профессионального диалога на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинских вузах // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 26-29.
27. Дмитриева Д.Д. Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 37-40.
28. Чиркова В.М. Активизация мыслительной деятельности у иностранных студентов-медиков средствами русского языка как иностранного // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 9294.
29. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 95-98.
30. Лейфа И.И., Мавлеткулова В.В. Формирование положительного образа россии в процессе обучения русскому языку как иностранному //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 160-163.
31. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С.78-81.
Статья поступила в редакцию 13.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
245