Научная статья на тему 'Работа с аудиовизуальными средствами на практических занятиях с иностранными студентами в системе русского языка как иностранного'

Работа с аудиовизуальными средствами на практических занятиях с иностранными студентами в системе русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / АУДИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫЕХ НАВЫКИ / АУДИОСЛОВАРЬ / МИКРОДИАЛОГ / ВОСПРИЯТИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ВЕРИФИКАЦИЯ ОТВЕТА / ЗРИТЕЛЬНАЯ ОПОРА / МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ / РАСПОЗНАВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ / SPEECH ACTIVITY / TYPES OF SPEECH ACTIVITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / EDUCATIONAL PORTALS / ONLINE COURSES / LISTENING / FORMATION OF AUDITORY SKILLS / AN AUDITORILLO / MICRODIALOGUE / PERCEPTION OF RUSSIAN-SPEAKING DIALOGICAL SPEECH / RESPONSE VERIFICATION / VISUAL SUPPORT / MECHANISMS OF PERCEPTION / RECOGNITION AND DECODING SOUNDING SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Эдуардовна

В статье даётся методическое описание урока по русскому языку как иностранному по теме «Посещение кафе «Жар-пицца». Ведущим видом речевой деятельности, на основе которого построен весь урок является аудирование, поскольку все задания направлены на формирование и развитие умений, знаний и навыков слушания, распознавания и декодирования звучащего текста. Рассматриваемый урок входит в тематический модуль, состоящий из нескольких взаимосвязанных уроков. Вниманию читателей предлагаются различные виды работы со звучащими текстами, начиная с аудиословаря по теме урока, затем прослушивание диалогов с целевой установкой с разной степенью проверки понимания содержания услышанного. В течение урока учащимся предлагается прослушать два диалога и выполнить к ним задания. Вся работа с аудиотекстами, кроме первого этапа работы с аудиословарём, осуществляется без зрительных опор. Студенты видят перед собой только задания, в которых даны вопросы или предложения, которые нужно оценить по принципу верно или неверно. Самым сложным является задание на запись в диалоге «кассир-клиент» реплик клиента, которые необходимо услышать, понять и записать. Безусловно, предложенные задания не исчерпывают всего многообразия видов работы с аудиотекстами, но выбранный нами комплекс был направлен на осуществление цели и задач данного урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталья Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH AUDIOVISUAL MEANS ON PRACTICAL CLASSES WITH FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE SYSTEM AS FOREIGN

The article provides a methodological description of the lesson in Russian as a foreign language on the topic "Visit the cafe" Fire Pizza ". The leading type of speech activity on the basis of which the entire lesson is built is listening, since all tasks are aimed at the formation and development of skills, knowledge and skills of listening, recognition and decoding of sounding text. The lesson under consideration is included in a thematic module consisting of several interrelated lessons. Attention of readers are offered various types of work with sounding texts, starting with an audio dictionary on the topic of the lesson, then listening to dialogues with the target setting with varying degrees of checking the understanding of the content of what was heard. During the lesson, students are invited to listen to two dialogues and perform tasks for them. All work with audio texts, except for the first stage of working with an audio dictionary, is carried out without visual supports. Students see only tasks in which they give questions or suggestions that need to be assessed on the principle of true or false. The most difficult task is to write in the cashier-client dialogue of the client's replicas, which must be heard, understood and recorded. Of course, the proposed tasks do not exhaust the whole variety of types of work with audio texts, but the chosen complex was aimed at the implementation of the goal and objectives of this lesson.

Текст научной работы на тему «Работа с аудиовизуальными средствами на практических занятиях с иностранными студентами в системе русского языка как иностранного»

педагогические науки

Петрова Наталья Эдуардовна РАБОТА С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ...

УДК 811.161.137+811.581 DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0052

РАБОТА С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ В СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© 2019

Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru) Аннотация. В статье даётся методическое описание урока по русскому языку как иностранному по теме «Посещение кафе «Жар-пицца». Ведущим видом речевой деятельности, на основе которого построен весь урок является аудирование, поскольку все задания направлены на формирование и развитие умений, знаний и навыков слушания, распознавания и декодирования звучащего текста. Рассматриваемый урок входит в тематический модуль, состоящий из нескольких взаимосвязанных уроков. Вниманию читателей предлагаются различные виды работы со звучащими текстами, начиная с аудиословаря по теме урока, затем прослушивание диалогов с целевой установкой с разной степенью проверки понимания содержания услышанного. В течение урока учащимся предлагается прослушать два диалога и выполнить к ним задания. Вся работа с аудиотекстами, кроме первого этапа работы с аудиосло-варём, осуществляется без зрительных опор. Студенты видят перед собой только задания, в которых даны вопросы или предложения, которые нужно оценить по принципу верно или неверно. Самым сложным является задание на запись в диалоге «кассир-клиент» реплик клиента, которые необходимо услышать, понять и записать. Безусловно, предложенные задания не исчерпывают всего многообразия видов работы с аудиотекстами, но выбранный нами комплекс был направлен на осуществление цели и задач данного урока.

Ключевые слова: речевая деятельность, виды речевой деятельности, электронные образовательные ресурсы, образовательные порталы, онлайн-курсы, аудирование, формирование аудитивныех навыки, аудиословарь, микродиалог, восприятие русскоязычной диалогической речи, верификация ответа, зрительная опора, механизмов восприятия, распознавания и декодирования звучащей речи.

WORKING WITH AUDIOVISUAL MEANS ON PRACTICAL CLASSES WITH FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE SYSTEM AS FOREIGN

© 2019

Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail: na_tali68@mail.ru) Abstract. The article provides a methodological description of the lesson in Russian as a foreign language on the topic "Visit the cafe" Fire Pizza ". The leading type of speech activity on the basis of which the entire lesson is built is listening, since all tasks are aimed at the formation and development of skills, knowledge and skills of listening, recognition and decoding of sounding text. The lesson under consideration is included in a thematic module consisting of several interrelated lessons. Attention of readers are offered various types of work with sounding texts, starting with an audio dictionary on the topic of the lesson, then listening to dialogues with the target setting with varying degrees of checking the understanding of the content of what was heard. During the lesson, students are invited to listen to two dialogues and perform tasks for them. All work with audio texts, except for the first stage of working with an audio dictionary, is carried out without visual supports. Students see only tasks in which they give questions or suggestions that need to be assessed on the principle of true or false. The most difficult task is to write in the cashier-client dialogue of the client's replicas, which must be heard, understood and recorded. Of course, the proposed tasks do not exhaust the whole variety of types of work with audio texts, but the chosen complex was aimed at the implementation of the goal and objectives of this lesson.

Keywords: speech activity, types of speech activity, electronic educational resources, educational portals, online courses, listening, formation of auditory skills, an auditorillo, micro-dialogue, perception of Russian-speaking dialogical speech, response verification, visual support, mechanisms of perception, recognition and decoding sounding speech.

В современных условиях международной интеграции, обусловленной мировой глобализацией, имеет смысл говорить об интеграционных процессах не только в экономике, культуре, образовании, но и, безусловно, в науке [1-6]. Об этом свидетельствуют междисциплинарные исследования, новые направления, возникающие на стыке различных наук. Процессы взаимосвязи и взаимозависимости можно рассматривать на уровне языковых пластов и даже видов речевой деятельности. Так, взаимосвязь «письмо - чтение», «говорение - аудирование» является настолько тесной, что трудно даже представить один из этих видов деятельности, изучаемый обособленно. Однако в практике преподавания языков не всегда должное внимание уделяется аудированию, которое, кроме того, что относится к непродуктивному виду речевой деятельности, долгое время рассматривалось ещё и как пассивный, вторичный и даже «побочный продукт говорения» [7]. Следует отметить, что в последние годы в произошёл перелом в столь радикальном подходе к аудированию. Возможно, положительное влияние оказала современная компьютеризация, обусловившая оснащение аудиторного фонда компьютерами [8], соответ-

ственно, «развитие электронного обучения, применение новых образовательных форм и технологий» [9, с. 4].

Методические аспекты работы с различными аудиовизуальными средствамии интернет-ресурсами на уроках русского языка как иностранном (РКИ) активно разрабатываются такими учёными, как Э.Г Азимов. [8], Э.М. Афанасьева [10], А.А. Зимняя, Д.Д. Дмитриева [11], Н.В. Девдариани [12], Л.Шепелевич [13], Н.В. Кулибина [14], Е.В. Рубцова[15], В.М. Чиркова [16] и другие [1724].

Однако, при всём многообразии онлайн-курсов[10], образовательных порталов[13], интерактивных онлайн-уроков [14] и других электронных образовательных ресурсов [13], для аудиторной практики по-прежнему не хватает интересных разработок уроков, которые направлены на формирование, развитие и совершенствование аудионавыков, которые подготовят иностранных студентов к коммуникации в русскоязычной среде. Такой подход к рассмотрению данной проблемы обусловил актуальность и позволил сформулировать цель нашего исследования: методическое описание урока по дисциплине «Русский язык как иностранный» (РКИ) с исполь-

Petrova Natalia Eduardovna WORKING WITH AUDIOVISUAL ..

pedagogical sciences

зованием технических средств обучения для формирования и развития аудитивных навыков. В ходе работы были использованы методы анализа и синтеза, наблюдения, систематизации и обобщения.

Практика преподавания показывает, что наиболее интересными и эффективными являются занятия, разработанные преподавателем на основе реалий, в которые погружается иностранный студент, приезжая в Россию. В соответствии с таким запросом на образовательные услуги разрабатываются тематические модули, состоящие из нескольких взаимосвязанных уроков.

Они могут быть представлены не только поурочными разработками, но и оснащены аудиосопровождени-ем. Именно аудирование как аспект речевой деятельности интересует нас в данном исследовании, именно работа с аудиовизуальными средствами обучения станет предметом нашего описания.

Данное аудиоприложение с методическим описанием разработано для урока РКИ на тему «Посещение кафе «Жар-пицца»», представляющего систему взаимосвязанных заданий.

Урок как обычно начинается со знакомства со словарём. Преподаватель предлагает самый простой вид аудирования - со зрительной опорой, то есть перед студентами лежит распечатка со словарём темы. Они получают задание 1.

Задание 1. Слушайте, читайте, запоминайте. Listen, read, memorize. Запишите новые для вас слова в тетрадь. Write out the words which you don't knowto your notebooks.

посетитель - customer, пицца - pizza, кофе капучино - coffee cappuccino, крепкий кофе - strong coffee, кофе глясе - iced coffee, картофель фри - french fries, fry potato, наггетсы - nuggets, влажные салфетки - wet wipes, свободный столик - free table, острый соус - spicy sauce, сырный соус - cheese sauce, не помешает - not hurt, взять с собой - to take, стараться-постараться - to try, ждать-подождать - wait, await, Подождите! - Wait

После того как слова записали, преподаватель включает аудиословарь и студенты с опорой на текст проговаривают новые слова, отрабатывая правильное произношение. Затем преподаватель предлагает учащимся закрыть тетради, раздаёт чистые листки бумаги и предлагает подписать их, а затем ставит задачу: прослушать словарь темы и записать слова на слух. Аудиословать звучит дважды с интервалом в 3 минуты, чтобы можно было успеть записать слова и проверить уже написанное. В процессе выполнения таких заданий отрабатывается механизм распознавания на уровне слова. Хорошее знание лексики позволит перейти к более объёмным заданиям на основе прослушанных диалогов.

Задание 2. Прослушайте диалог 1. Ответьте на вопрос: Как зовут действующих лиц диалога?

Кто они? Куда они пошли? Listen to the dialogue 1. Answer the question: What are the names of the actors in the dialogue? Who are they? Where did they go?

ДИАЛОГ 1

Педро: - Теодора, у нас сейчас большой перерыв.

Может быть, сходим в «Жар-пиццу»?

Теодора: - Педро, мне нравиться завтракать в этом кафе, но там всегда много людей, а у нас всего 30 минут.

Педро: - Я думаю, что в 10.30 там совсем немного посетителей. Пойдём, я уверен: нам повезёт, и мы быстро и вкусно позавтракаем.

Теодора: - Тогда идём скорее.

Педро: - Давай сразу решим, что будем заказывать.

Теодора: - Я хочу пиццу, кофе капучино и картофель фри.

Педро: - Какую пиццу ты хочешь?

Теодора: - Мексиканскую «Мехико».

Педро: - Теодора, эта пицца очень острая.

Теодора: - Но, Педро, это моя любимая пицца.

Педро: - Ты не сможешь съесть её быстро, а у нас мало времени.

Теодора: - Хорошо. Тогда я возьму пиццу «Чизбургер». Люблю в пицце много сыра. А ты?

Педро: - А мне нравится пицца «Пипперони». Ещё я возьму наггетсы с сырным соусом и чёрный кофе. Я вчера очень поздно лёг спать, поэтому крепкий кофе мне не помешает.

Теодора: - Вот и договорились. Ты заказывай, а я займу свободный столик.

Педро: - Смотри, Теодора, сколько свободных касс. Я же говорил тебе, что утром в кафе очень мало посетителей. Думаю, что мы успеем позавтракать и не опоздаем на лекцию

Теодора: - Отлично. Я жду тебя за столиком у окна.

Педро: - Я постараюсь всё сделать быстро.

Такое задание позволяет преподавателю понять насколько учащиеся готовы к восприятию русскоязычной диалогической речи, могут ли они в результате первого прослушивания понять основной смысл аудиодиалога. Студенты в свою очередь тоже могут оценить свой уровень понимания устной речи на русском языке. В слабой группе диалог можно прослушать 2 раза.

В сильной достаточно одного прослушивания , чтобы ответить на 3 заданных вопроса, которые есть в методичке. Текст может быть у преподавателя в распечатке методического указания (МУ) к проведению практического занятия и в записи. В методических указаниях для студентов текст отсутствует, в задании есть только вопросы.

После первичного восприятия диалога следует ещё одно прослушивание с последующим выполнением задания № 3. Варианты ответов студенты имеют перед глазами. Даётся время для ознакомления с их содержанием. Затем звучит диалог, и по мере слушания можно сразу комментировать «согласен» / «не согласен». Если для окончательной верификации нужно дать время, то это возможно, как и ещё одно прослушивание.

Задание 3. Согласитесь или нет со следующими утверждениями. Agree or disagree with the following statements.

1. В «Жар-пиццу» идут Педро, Пауло и Теодора.

2. Педро и Теодора - студенты.

3. Они идут в кафе после занятий.

4. Теодора хочет заказать картофель фри, роллы и кока-колу.

5. Педро хочет заказать мексиканскую пиццу «Мехико».

6. Педро хочет позавтракать пиццей, наггетсами и кофе.

7. К наггетсам Педро хочет взять острый соус.

8. Педро пойдёт делать заказ, а Теодора займет свободный столик.

9. Теодора хочет занять столик у входа в кафе.

10. После завтрака студенты поедут в областную больницу.

Уровень заданий постепенно повышается, они усложняются. Диалог № 2 составлен на основе словаря данного урока, на основе однотипных моделей. Работа с этим диалогом является проверкой как степени усвоения материала урока, так и механизмов восприятия, распознавания и декодирования звучащей речи [7]. Текст диалог №2 состоит из реплик кассира кафе или пиццерии и покупателя - клиента кафе. Как уже говорилось, текста диалога в методических указаниях студента нет. Мы же предлагаем его содержание для понимания сути последующего задания № 4.

ДИАЛОГ 2

Кассир: Здравствуйте. Вы будете есть здесь или возьмете с собой?

Покупатель: Мы будем есть здесь.

Кассир: Что будете заказывать?

Покупатель: Пожалуйста, три пиццы: «Мехико», «Пипперони», «Чизбургер»

Кассир: Что ещё? Картофель фри будете?

Покупатель: Да, три порции.

педагогические Петрова Наталья Эдуардовна

науки РАБОТА С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ...

Кассир: Вам стандарт или маленький? выстраивает урок в соответствии с целями и задачами.

Покупатель: Один стандарт и два маленьких. Но наша цель заключалась в том, чтобы показать, что

Кассир: У Вас есть время подождать? Картофель на практических занятиях по РКИ аудирование явля-

фри будет готов через 10 минут. ется эффективным средством формирования не только

Покупатель: Да, конечно, я подожду. слухо-произносительных навыков, но и механизмов

Кассир: Соус будете брать? восприятия, распознавания и декодирования звучащего

Покупатель: Да, буду. русскоязычного текста.

Кассир: Сырный, острый, карри? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Покупатель: Два сырных и острый. 1. Ковынева И.А. Интеграционные процессы в педагогике

Кассир: Пирожок с вишней, кекс будете брать? % лингвистике/ ИА Ковынева, °.Н Охотшков, НЗ. Петров //

j-r тт Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 № 5 часть

Покупатель: Нет. 2. URL: http://www.ist-edu.ru/index.php/hist/article/view/1715 - 2015. - С.

Кассир: Что будете пить? Кофе, чай, кока-колу? 229-233.

Покупатель: Один кофе глясе, один зелёный чай и 2. Ковынёва И.А., Петрова Н.Э. Междисциплинарная интеграция русского языка и профильных дисциплин в медицинском вузе при

кики—кил v. - " .

К К 0 3 0)5? Л ? обучении иностранных студентов языку специальности (из опыта

Кассир. к°ш-колу 0,3 или 0,J. Литр. преподавания). Современные проблемы науки и образования. 2015.

Покупатель: Большую, пожалуйста, 0,5 литра. №1; URL:http://www.science-education.ru/121-18541

Кассир: Влажные салфетки нужны? 3. Шумова Петрова НЭ. Мтжз и специфиш современного

Покупатель' Нет спасибо российского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018.

тт . п ' л. jr Т.7.№ 4 (25) С. 348-351

Кассир: Вот ваши пиццЫ, кофе, чай, кока-кола. Через 4. Ковынева И.А. Интеграционные процессы в вузах медицинско-

5 минут будет готов картофель фри. Подойдёте с че- го профиля как результат взаимодействия клинических и языковых

ком Приятного аппетита! кафедр при обучении иностранных студентов русскому языку/ И.А.

Покупатель: Спасибо!' Ковынева, НЭ Шт^от, тн МБалтийский гуманитар-

г, . л -л т тт ный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 263-267.

Задание 4. ирослушаите Оиал°г 2раза.Дополните 5. Девдариани Н.В. Междисциплинарные связи и новые техноло-

реплики. Listen to the dialogue 2 times.Complete the rep- гии в практике преподавания русского языка как иностранного в меди-

licas цинском вузе //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 23-24.

Кассир: Здравствуйте. Вы будете есть здесь или заказ 6 Дми;"риева ДД У^бшяди^ссш как средство пресдомнш

г "г j языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упаковать на вынос (С соб°и)? русскому языку //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С.

Покупатель:..............................................................................41-43.

Кассир: Что будете заказывать? 7. Ковынёва И.А., Петрова Н.Э. Языковая подготовка иностран-

Покупатель ных студентов-медиков к клинической практике: работа с аудиовизу-

т. * тт ' ......,.......,.....1'......Ö" альными средствами//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8.

Кассир: Что еще? Картофель фри будете? .№ 1 (26) С. 245-248.

Покупатель: ..............................................................................8. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникативные технологии в

Кассир: Вам стандарт или маленький? обучении РКИ: состояние и перспективы //Русский язык за рубежом.

Покупатель: ' 2011. № 6.

У ...............................л. л. 9. Осадчий М.А. 3D-квест по русскому языку: разработка,

Кассир: У Вас есть время подождать? Картофель фри апробация, возможности применения/М.А. Осадчий, И.А. Маев,

будет готов через 10 минут. В.А. Жильцов //Русский язык за рубежом. 2018. № 1. С.4-10.

Покупатель: ........................................................................10. Афанасьева Э.М.. Массовые открытые онлайн-курсы в системе открытого образования: история и практика реализации// Русский

ПКХЩ^ соус будете брать ? язык за рубежом. 2018. № 1. С. 15-21.

ПоКупатель............................................................................11. Дмитриева Д.Д. Изучение особенностей русской разговор-

Кассир: Сырный, острый, карри? ной речи в процессе обучения русскому языку как иностранному//

Покупатель: Региональный вестник. 2019. № 6 (21). С. 33-35.

Кассир: Пирожок с вишней" кекс будете? 12 Девдариани НВ Ястребова ЛЛ. Развитие швыков аудир°

вания в процессе информационно-коммуникативной деятельности

Покупатель..........................................................................на занятиях по русскому языку как иностранному //Сборник научных

Кассир: Что будете пить? Кофе, чай, кока-колу? трудов по материалам Международной научной конференции, посвя-

Покупатель щенной 83-летию Курского государственного медицинскогоуниверси-

Кассир: Кока-колу '0,3 или 0,5? Литр?"" тГМа^У2но1в8ер<сит2е3П'427ая ^^ ^^в ^^ В 2-х^^ Курск

Покупатель..........................................................................................13. Шепелевич Л. Портал «Образование на русском» как обуча-

Кассир: Влажные салфетки нужны? ющее и интеллектуально развивающее пространство интернета //

Покупатель Русский язык за рубежом. 2018. № 1. С.26-30.

Кассир: Вот ваш заказ.' Приятного 'аппетитаГ д14Ку™бина НрВ. Шт^ттшш шлш^рж —я шк ^

г f кодовый текст //Русский язык за рубежом. 2018. № 1. С.21-26.

Покупатель..........................................................................................15. Рубцова Е.В. Формирование коммуникационной и социокуль-

Последнее задание наиболее трудное для студентов, турной компетенций с помощью мультимедийных пособий при обу-

так как его можно выполнить, лишь усвоив весь матери- чении русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный

ал по теме, то есть проверяет эффективность работы на журнал■ -2018 - № 3 (2f. - С. 288-292

г г тт г 16. Чиркова В.М. Использование интернет-ресурсов в процессе

протяжении всего урока. обучения студентов-медиков //Региональный вестник. 2019. № 6 (21).

Таким образом, следует сразу отметить, что урок на С. 39-40.

тему «Посещение кафе «Жар-пицца»» является одним из 17 Девдариани hr., Рубцова kr Проблема формирования ау-

тематического модуля, включающего несколько уроков. дитивных навыков у студентов-иностранцев при обвеши Русскому

_ J ~ г- языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С.

В методической разработке показана система работы 243-245.

над формированием навыков свободного общения ино- 18. Рубцова Е.В. Развитие языковой и речевой адаптации

странных студентов в кафе, пиццерии, ресторане. иностранных студентов на основе заданий по аудированию //

Данный урок строится на основе аудирования. Регио"~й вестшктя.Моб^. C.M-42. _

f -'„^ 19. Мехтиханлы С.Г. Аудирование как главный аспект в обуче-

Однако он не является руководством к действию, а нии русскому языку иранских студентов. // Филология и лингвистика.

лишь демонстрирует виды работы с аудиоматериалами. 2017. № 1 (5). С.58-62.

Конечно, любой урок содержит все виды речевой дея- 20 Шумова Петрова НЭ Интонационно-речевые модели

ТРТП.Т1ПП-ПЛ и и-гчмтттгри-^р как средство реализации различных типов интенций // Современные

ICJlbHULlM d комплексе. I т /-г сm

_ наукоёмкие технологии. 2016. № 2-3. С. 593-597.

Здесь же показаны разлИЧные заданИЯ по аудирова- 21. Никитина Ю.А. Анализ структурно-жанровых и лингвисти-

нию, хотя в ходе урока студенты писали и читали, слу- ческих особенностей кратких звучащих новостных сообщений на ан-

шали и говорили, поскольку все виды речевой деятель- глийском языке //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13).

ности взаимосвязаны и не существуют один без другого. С. 92-94.

г- " 22. Петрова Н.Э. Обучение иностранных учащихся фонети-

Эти задаНия могуг быть использоваНЫ не ШЛШСТЪ^ а ко-интенциональному оформлению речи (из опыта преподавания) //

частично, могут быть разбросаны по нескольким уро- Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3; URL: http://

кам, усложнены или, наоборот, упрощены. www.science-education.ru/ 123-20319

Все дается на усмотрение преподавателя, который 23. Самчик Н.Н.Использование мультимедийных технологий для

Petrova Natalia Eduardovna WORKING WITH AUDIOVISUAL ...

pedagogical sciences

повышения эффективности изучения русского языка как иностранного //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 26-27.

24. Скляр Е.С. Веб-квест как способ повышения мотивации обучения //Региональный вестник. 2019. № 7 (22).

Статья поступила в редакцию 27.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.