7. Тимур, А. Уложения Тимура / А. Тимур. - Ташкент : Чулпон, 2001. - 233 с.
REFERENCES
1. Abdulkhayrov, M.H. (2012), "Methods of a research of texts of works of Alisher Navoiy", Messenger of the Chelyabinsk state university, No. 12 (266), pp. 134-137.
2. Ed. Aleuov, A. (1995), Anthology of the Uzbek pedagogics, Ikutuvchi, Tashkent.
3. Karimov, I.A. (1998), Harmoniously developed generation - basis of progress of Uzbekistan. The speech of the President at the IX session Oly Mazhlisa of the Republic of Uzbekistan, August, 1997, Shark, Tashkent.
4. Karimov, I.A. (1999), Uzbekistan directed in the 21st century, Vol. 7, We build the future the hands, Uzbekistan, Tashkent.
5. Nazarova, R.M. (2007), Idea of national independence, Moliya, Tashkent.
6. Oripova, N.H. and Razhabova, H.H. (2015), "Historical sources of education of devotion to the Homeland", Young scientist, pp 666-668.
7. Timur, A. (2001), Timur's codes, Chulpon, Tashkent.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.03.2017
УДК 796.332
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ БОРЦОВСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКУ НАЧИНАЮЩИХ ФУТБОЛИСТОВ
Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), Елец
Аннотация
Система подготовки отечественных футболистов нуждается в поиске путей оптимизации как ни в одном другом виде спорта. В этой связи необходимо рассматривать все варианты, в том числе и не совсем традиционные. Опираясь на опыт подготовки зарубежных футболистов, личные убеждения, мы решили определить точки соприкосновения подготовки борцов и футболистов. Основными направлениями по использованию борцовских упражнений (и их модификаций, связанных с футбольной спецификой) в подготовке футболистов являются: минимизация травматизма посредством обучения самостраховкам при падениях, стретчинга; оптимизация физической и прикладной подготовки, формирование психофизических единоборческих качеств. Проведенный педагогический эксперимент позволил провести апробацию данного подхода с начинающими футболистами, доказать определенную эффективность предложенных положений, наметить пути использования выводов и практических рекомендаций с футболистами различных возрастных групп.
Ключевые слова: футбол, начинающие спортсмены, упражнения из арсенала спортивной борьбы, оптимизация подготовки.
RESULTS OF EXPERIMENT ON INTRODUCTION OF WRESTLING EXERCISES INTO TRAINING OF BEGINNING FOOTBALL PLAYERS
Alexey Alekseevich Naumov, the senior teacher, Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bunin Yelets State University, Yelets
Annotation
The system of national football players training needs in searching the ways for optimization like in no other sport. Therefore, it is necessary to consider all variants including non-traditional. Drawing on the experience of the foreign football players training process, individual beliefs, we have decided to define the points of contact in training process for the wrestlers and football players. The main directions of usage the wrestler's exercises (and its modifications, linked with football specification) in training of football players are minimization of injuries through teaching to the lanyards in falls, optimization of the phys-
ical and applied skills, formation of the psychophysical single combat qualities. Conducted pedagogical experiment allowed us to carry out approbation of this approach with the beginning football players, to demonstrate the effectivity of the propositions, to outline ways of usage of the conclusions and practical recommendations with different ages football players.
Keywords: football, soccer, beginning sportsmen, sportive wrestling exercise, optimization of training process.
ВВЕДЕНИЕ
Идея использования определенных подходов в подготовке спортсменов одних видов спорта в других не нова. Есть некоторый опыт и по включению упражнений из арсенала спортивной борьбы в подготовку футболистов. Однако его можно охарактеризовать, как разрозненный и требующий научной апробации. В этой связи нами была выдвинута гипотеза о том, что включение обоснованных элементов спортивной борьбы в подготовку начинающих футболистов позволит повысить ее эффективность по ряду аспектов: в процессе обучения технике самостраховок при падениях, в формировании единоборче-ских качеств, в физической подготовке.
МЕТОДИКА
В процессе апробации выдвинутой гипотезы мы провели анализ различных информационных источников по теме исследования, опрос тренеров по футболу, видеоанализ футбольных матчей спортсменов различных возрастных и квалификационных групп, педагогический эксперимент.
В эксперименте, который проходил с января 2015 г. по январь 2017 г., приняли участие две футбольные команды ФК «Елец» групп начальной подготовки второго года (на момент начала эксперимента) обучения. В связи с ограниченностью выбора исследовательской базы получилось, что возраст спортсменов контрольной группы в среднем на 1,5 года был старше при одинаковом стаже спортивной подготовки. Спортсмены экспериментальных групп тренировались у разных тренеров, но по одной и той же учебной программе, разница заключалась в содержании ОФП, некоторых аспектах технико-тактической подготовки, отдельных организационных подходах.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами были определены основные направления по использованию борцовских упражнений в подготовке футболистов. Основными группами таких упражнений являются:
1. Упражнения, направленные на минимизацию травм. В процессе исследований было подчеркнуто, что футбол является одним из самых травмоопасных видов спорта [2 и др.]. Наиболее частыми причинами травм являются: неправильные падения игроков в процессе матчей, недостаточная эластичность мышц и сухожилий нижних конечностей, слабая развитость мышц шеи. Мы предлагаем выделить следующие классификации средств, направленных на минимизацию футбольного травматизма:
- в самостраховке, состоящая из четырех групп - акробатика простая (подгруппы - перекаты, акробатические броски, кувырки, акробатические падения, комбинации упражнений), акробатика сложная (колесо, сальто, рондат, кульбит, и пр. комбинации упражнений), борцовская самостраховка (подгруппы - назад, вперед, в стороны, вперед кувырком), специализированная самостраховка (подгруппы - в процессе выполнения технико-тактических действий, в процессе взаимодействий с соперником);
- на гибкость, состоящая из двух основных групп: общей направленности и направленных на нижние конечности;
- для мышц шеи, состоящая из двух групп: на гибкость (подгруппы - индивидуальные динамические упражнения с повышенной амплитудой, упражнения на мосту (забегания, запрыгивания), действия с мячом, выполняемые с повышенной амплитудой
(жонглирование, удары головой и пр.)); силовой выносливости (подгруппы - без внешнего отягощения, с использованием отягощения за счет собственного тела (передний и задний мост и пр.), с использованием дозированного отягощения (манжеты и пр.), преодолевая воздействия партнера, действия с мячом, выполняемые многократно (жонглирование, удары головой и пр.)).
2. Единоборческие упражнения. В ряде научных исследований [1, 4 и др.] отмечается важность формирования психофизических качеств футболиста, проявляемых в процессе решения задач соревновательной деятельности при непосредственном физическом контакте с соперником или соперниками. Для формирования единоборческих качеств футболиста мы предлагаем использовать следующие группы упражнений: элементарные единоборства (один на один), подвижные игры с элементами единоборств, спортивные единоборства, единоборства в процессе выполнения технико-тактических действий футбола.
3. Упражнения общей и прикладной направленности. К данной группе средств, в первую очередь, стоит отнести технику самообороны, которая, по нашему мнению, наряду с общепринятыми жизненно важными двигательными умениями и навыками должна рассматриваться как один из элементов данного понятия.
Технология включения борцовских упражнений в подготовку футболистов заключается в следующих базовых аспектах:
- определенное количество занятий необходимо проводить в специализированном борцовском зале под руководством специалиста в области единоборств (в нашем эксперименте таких занятий было 10, из которых 5 проведены весной 2015 г, оставшиеся - осенью того же года), впоследствии тренировочный процесс должен осуществляться в обычных условиях;
- включение всех заявленных групп тренировочных упражнений опирается на принцип «от общих к специализированным»;
- упражнения в самостраховке при начальном изучении включались в основную часть тренировки, впоследствии они совершенствовались в подготовительной части. Специализированные падения осваивались в основной части тренировки при изучении и отработке соответствующего технико-тактического действия. Упражнения на гибкость, как правило, выполнялись в подготовительной и заключительной частях тренировки. Упражнения для мышц шеи без мяча использовались в подготовительной части тренировки, а с мячом - в основной. В зависимости от тренировочных задач упражнения в единоборствах могли включаться в различные части занятия. С целью более рационального использования тренировочного времени техника самообороны осваивалась в процессе летних лагерных сборов.
Проведённый эксперимент констатировал определённую эффективность предложенных подходов.
В качестве контрольных испытаний нами были выбраны ниже приведенные тесты. Физическая подготовленность определялась в процессе выполнения сгибания-разгибания рук в упоре лёжа; наклона туловища в положении стоя на гимнастической скамейке; прохождения полосы препятствий, сочетавшей в себе упражнения повышенной координационной сложности общей направленности и технические действия футбола. Эти тесты были выбраны в той связи, что определяли физические качества (силовая выносливость рук, гибкость, ловкость), которые предположительно могли изменяться в процессе выполнения упражнений из арсенала спортивной борьбы. Для определения уровня умений вести единоборство за мяч нами использовался тест [3], в котором игрок, находящийся с мячом в круге диаметром 2,5 м, должен как можно дольше удержать мяч, не нарушая футбольных правил (можно перемещаться по кругу, корпусом воздействовать на соперника и пр.) в процессе взаимодействия с атакующим спортсменом. Уровень умений самостраховаться в процессе падений определялся в процессе контрольной игры и
четырех показательных падений (назад, вперед, на левый бок, на правый бок) на гимнастические маты, расположенные на расстоянии двух метров от спортсмена с каждой из сторон.
Тестирование спортсменов в начале эксперимента констатировало, что отличия у представителей двух групп наблюдаются в уровне физической подготовленности, что обусловлено более старшим возрастом спортсменов контрольной группы. В то же время в уровне навыков самостраховки и единоборческой составляющей достоверных различий (р=0,95) обнаружить не удалось (таблицы 1-3).
Результаты итогового тестирования показали достоверно более высокие показатели представителей экспериментальной группы в качестве выполнения самостраховок как в процессе контрольных игр, так и в серии падений (таблица 1). По ряду тестов общефизической подготовки (сгибание-разгибание рук, наклон туловища) спортсмены экспериментальной группы также продемонстрировали положительный прирост (достоверных различий между представителями обеих групп в этот раз обнаружить не удалось).
В то же время в тестах на ловкость и единоборство за мяч представители контрольной группы показали более высокие результаты, что, с одной стороны, может говорить об отсутствии эффективности заявленного подхода в этих аспектах, с другой, - что разница в возрасте в данной ситуации имела ключевое значение.
Таблица 1 - Динамика уровня умений самостраховаться при падениях, количество ошибок
Серия падений Контрольная игра
Группа В начале В конце В начале В конце
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Контрольная 7±1 4±3 76% 40%
Экспериментальная 6±2 0,1±0,3 68% 18%
Таблица 2 - Динамика уровня физической подготовленности футболистов
Группа Силовая выносливость, кол-во раз Гибкость, мм Координация, с
В начале В итоге В итоге В итоге В итоге В итоге
Контрольная 64±24 66±14 66±27 50±23 41±6 29±3
Экспериментальная 45±20 60±14 44±27 65±28 45±6 33±4
Таблица 3 - Динамика выполнения теста «Единоборство», с
Группа В начале эксперимента В конце эксперимента
Контрольная 3±2 3±2
Экспериментальная 5±3 7,1 ±7
ВЫВОДЫ
Проведённое исследование позволило определить круг упражнений из арсенала спортивной борьбы и некоторых других видов спорта, которые могут быть использованы в подготовке футболистов. Апробация заявленных упражнений с юными спортсменами показала их эффективность в процессе формирования умений и навыков самостраховки при падениях, наметила пути оптимизации физической, психологической, технико-тактической, прикладной подготовки, педагогических аспектов минимизации травматизма. Некоторые выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, возможны к применению с футболистами других возрастных групп и представителями других игровых видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бишопс, К. Единоборство в футболе / Клаус Бишопс, Хайнс-Вилли Герардс. - М. : Терра-спорт, 2003. - 168 с.
2. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия : в 2 ч. : учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - Часть 2. - 360 с.
3. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера / А. А. Кузнецов. - М. : Профиздат, 2011. - 407 с.
4. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 288 с.
REFERENCES
1. Bishops, Klaus and Heins-Willy, Herards, Wrestling in Football, Terra-sport, Moscow.
2. Graevskaya, N.D. and Dolmatova, Part 2. (2004), Sport Medicine: course of lectures and practical lessons, Soviet Sport, Moscow.
3. Kuznetsov, A.A. (2011), Football. Desk book ofChildren Trainer, Profizdat, Moscow.
4. Monakov, G.V. (2007), Training of Football Players. Theory and Practice, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2017
УДК 796.011
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФИГУРЫ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК ЭНДОМОРФНОГО ТИПА
ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Михаил Юрьевич Нохрин, доцент, Роман Аркадьевич Солоницин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
Аннотация
В образовательных организациях высшего профессионального образования активно практикуются различные тематики занятий, направленные на разностороннее физическое развитие студентов. Как свидетельствует практика, занятий по физической культуре, предусмотренных учебным, планом недостаточно для правильного формирования телосложения и развития физических качеств. Это обусловлено гиподинамическим режимом студентов девушек, а также нарушением режима сна, питания и отдыха.
Ключевые слова: соматотип, физическая культура, студент, физические упражнения, комплекс упражнений, тип телосложения.
APPLICATION OF COMPLEX OF SPECIAL EXERCISES FOR CORRECTION OF FEMALE ENDOMORPHIC BODY TYPE
Mikhail Yuryevich Nokhrin, the senior lecturer, Roman Arcadievich Solonitsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Perm
Annotation
In higher educational institutions there are widely practiced the various topics of the classes, designed for versatile physical development of the students. As practice shows, the physical training in the curriculum is insufficient for the proper formation of constitution and development of the physical qualities. This is due to hemodynamic regime of the female students, as well as violation of the regime of sleep, food and rest.
Keywords: somatotype, physical education, student, physical exercise, exercises program, body
type.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая классификацию соматотипов, которую разработал профессор Гарвардского университета Уильям Шелдон, люди подразделяются на различные группы. Согласно данной классификации, по морфологическим признакам люди делятся наэндо-морфов, мезоморфов и эктоморфов. Следует отметить необходимость определения сома-тотипа, так как он обуславливает определенные физиологические особенности организ-