Научная статья на тему 'Результаты чековой приватизации: оценки и мнения населения'

Результаты чековой приватизации: оценки и мнения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
52
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хахулина Л. А.

The article analyses data concerning the population's behaviour connected to realization of vouchers. It has been shown that, by the beginning of July when the term of vouchers' realization was expiring, 95 percent of the surveyed population had used their privatization vouchers. Among those 5 percent who had not used them, a majority did so consciously since they do not believe in voucher privatization at all. And only 1-2 percent did not use their vouchers because had not found a possibility for it. Sceptic anticipations that the voucher privatization would fail did not become true. The author shows, using data of the monitoring, that the voucher privatization may be titled "people's" one only regarding the scale of the population's involvement in it but hardly in the respect of its results. Two-thirds of those interviewed said that realization of the vouchers had changed nothing in their social status and did not introduced them into the layer of proprietors. They consider the voucher privatization to be just a socially demonstrative measure. The article also cites data characterizing the dynamics of the population's behaviour in the securities market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Voucher Privatization: Assessments and Opinions of the Population

The article analyses data concerning the population's behaviour connected to realization of vouchers. It has been shown that, by the beginning of July when the term of vouchers' realization was expiring, 95 percent of the surveyed population had used their privatization vouchers. Among those 5 percent who had not used them, a majority did so consciously since they do not believe in voucher privatization at all. And only 1-2 percent did not use their vouchers because had not found a possibility for it. Sceptic anticipations that the voucher privatization would fail did not become true. The author shows, using data of the monitoring, that the voucher privatization may be titled "people's" one only regarding the scale of the population's involvement in it but hardly in the respect of its results. Two-thirds of those interviewed said that realization of the vouchers had changed nothing in their social status and did not introduced them into the layer of proprietors. They consider the voucher privatization to be just a socially demonstrative measure. The article also cites data characterizing the dynamics of the population's behaviour in the securities market.

Текст научной работы на тему «Результаты чековой приватизации: оценки и мнения населения»

6. Результаты чековой приватизации: оценки и мнения населения

В июле закончился чековый этап приватизации. Данные проведенного в июле опроса показывают, что подавляющее большинство россиян (95 %) реализовали свои приватизационные чеки.

Особый интерес вызывают 5 % граждан, не использовавших свои ваучеры. Треть из них — скептики, которые не видят смысл это делать, так как, по их мнению, подобная мера ничего не изменит в их положении. Около 40 % опрошенных не смогли реализовать свои ваучеры из-за отсутствия нужной информации и умения ею пользоваться (табл. 18).

Таблица 18

Если Вы не использовали свой приватизационный чек, то почему ? (В % к тем, кто дал ответ "не использовал свой приватизационный чек".)

Не знал, как его лучше использовать 19

Не было подходящего места, куда бы его стоило вкладывать 20

Не вижу смысла его использовать, это ничего не изменит в моем положении 33

Другие ответы 23

Затрудняюсь ответить 5

Против ожиданий, не использовавшие свой приватизационный чек в два раза чаще встречались (9% против 4,5% в среднем) среди жителей Москвы и С.-Петербурга, где возможностей реализовать ваучеры намного больше, чем в малом городе или селе. Среди жителей этих двух столичных городов оказалось в два раза больше скептиков, которые не видят смысла вкладывать куда-либо свои чеки. Однако те, кто не смогли, но хотели бы реализовать свои приватизационные чеки, составляют 1—2% среди всего опрошенного населения России.

Таким образом, некоторые скептические ожидания того, что люди не станут получать чеки, а получив, не станут использовать их, не оправдались, и в этом смысле программа участия граждан в приватизации госпредприятий через реализацию ваучеров состоялась.

Выдача приватизационных чеков рассматривалась как способ "народной приватизации", которая давала право и реальную возможность каждому россиянину получить свою долю государственной собственности в виде акций, долевого пая и т.п..

Как же в действительности распорядились россияне своим правом на владение бывшей государственной собственностью?

Около половины опрошенных реализовали это право, купив акции предприятий или инвестиционных фондов, примерно столько же (48%) продали или подарили их, тем самым передав это право другим лицам или организациям.

Динамика реализации ваучеров по-прежнему свидетельствует о популярности инвестиционных фондов как канала реализации ваучеров (табл. 19).

Это неудивительно, поскольку именно инвестиционные фонды взяли на себя выполнение важной общественно необходимой функции посредника, вкладывая

Как Вы поступили (скорее всего, поступите) со своим

ваучеры от имени населения в те или иные приватизируемые предприятия. Популярность фондов, безусловно, связана с тем, что по сравнению с чековыми аукционами они оказались наиболее доступной и простой формой реализации ваучеров для граждан, не имеющих опыта в операциях с ценными бумагами, при отсутствии каких-либо других институтов, которые помогли бы сориентироваться людям в абсолютно новой для них реальности.

Особенно это касается тех групп работающего населения, чьи предприятия не подлежат приватизации, — работников бюджетных организаций, военнослужащих и пр. Так, среди вложивших свои ваучеры в инвестиционные фонды 37% — лиц с высшим образованием, 40% — жителей Москвы и С.-Петербурга (против 27% в среднем).

Продажа ваучеров за наличные деньги осталась также довольно распространенным способом их реализации. Причем к концу срока действия приватизационных чеков, когда их рыночная стоимость в рублевом исчислении превысила номинальную в два-три раза, этот способ стал наиболее популярным у россиян: продали свой чек 38% опрошенных, в то время как купили акции инвестиционных фондов 27%. Чаще всего продавали свои ваучеры неработающие — домохозяйки, безработные (44 против 38% в среднем), неквалифицированные рабочие (55%), жители села (45%), реже всего — люди с высшим образованием (23%), руководители предприятий (27%), жители Москвы и С.-Петербурга (23%).

Однако если посмотреть структуру реализации чеков год назад, в августе—октябре 1993 г., можно заметить, что в тот период покупка акций инвестиционных фондов была более популярной, чем просто продажа ваучеров за наличные деньги. Так, продали или намеревались продать свои чеки 20% опрошенных, а купить (или уже купили) акции фондов — 26—27%. "Перелом", по данным мониторинга ВЦИОМ, приходится на март этого года, когда доля желающих продать или уже продавших превысила долю купивших или намеревающихся купить акции фондов (31 и 25% соответственно). Не в последнюю очередь это связано с несбывшимися ожиданиями на получение дивидендов по итогам года. И хотя средний размер дивиденда растет, доля людей, которые начали получать доход по дивидендам, мала (4—5 %) и не имеет пока тенденции к увеличению.

Что касается купивших акции своего или другого предприятия, то их доля остается более или менее стабильной (20—21%) в течение всего наблюдаемого периода (с марта 1993 г.).

Чековая приватизация, являясь "народной" по степени вовлеченности в нее россиян, не выглядит таковой в глазах населения с точки зрения ее результатов. Большинство россиян достаточно скептически оценивает чековую приватизацию, считая ее скорее социально-де-монстративной мерой, чем реальным приобщением людей к слою собственников (табл. 20). Больше всего скептиков среди лиц старше 40 лет с высшим образованием, специалистов (70—76% против 64% в среднем).

Оценки главных экономических и социальных результатов чековой приватизации еще впереди. Остановимся лишь на тех, которые "лежат на поверхности".

Таблица 19

приватизационным чеком? (В % к числу опрошенных.)

Варианты ответов 1993 1994

март октябрь март апрель май июнь июль

Купил (куплю) акции своего или какого-нибудь другого предприятия 20 20 21 18 20 20 21

Купил (куплю) акции инвестиционного фонда 10 28 25 27 27 27 29

Продал (продам) ваучер за наличные деньги 20 22 31 35 35 36 38

26

Ноябрь—декабрь 1994 Информационный бюллетень мониторинга

Таблица 20

С каким из следующих суждений по поводу предоставления населению приватизационных чеков (ваучеров) Вы в большей степени согласны?

(В % к числу опрошенных.)

Это попытка оказать людям материальную помощь 8

Это шаг к тому, чтобы люди могли стать собственниками 10

Эта мера ничего не изменит в положении людей 64

Затрудняюсь ответить 18

Прежде всего следует отметить, что реализация чеков позволила значительной части россиян познакомиться на практике с такой абсолютно новой для них реальностью, как ценные бумаги, акционерная собственность, дивиденды. Конечно, это еще лишь поверхностный опыт, так как для большинства акций отсутствует вторичный рынок, нет пока и соответствующих экономических институтов, которые могли от лица граждан оперировать их доходами на рынке ценных бумаг. Банки начинают делать первые шаги в этом направлении.

Как показывают данные мониторинга, этот опыт еще не имеет сколь-нибудь серьезного продолжения. Активность россиян на рынке ценных бумаг была связана главным образом с реализацией ваучеров. За наличные деньги куплено очень мало акций и пока нет сколь-ни-будь серьезных намерений покупать их

Смысл чековой приватизации связывался с распределением национального достояния между гражданами. Однако оказалось, что индивидуальная доля людей в этом достоянии очень мала. Это касается как стоимости самого приватизационного чека, так и получаемых дивидендов. Ощутимых доходов ваучеры рядовым гражданам не принесли. И вряд ли человек, владеющий несколькими акциями предприятия или инвестиционного фонда, может реально ощущать себя собственником.

В начале чековой приватизации тех, кто считал ее демонстративной мерой, "показухой", было больше в полтора раза, чем связывающих с ней какие-либо серьезные ожидания. После ее завершения скептическое отношение к чековой приватизации не только не снизилось, но, как было показано выше, даже усилилось.

Вместе с тем нельзя не отметить, что участие многих рядовых граждан в приватизации через реализацию чеков создавало ощущение "сопричастности" к этому процессу, что снизило социальную напряженность в столь остром и конфликтном по своей сути процессе перехода от государственной собственности к частной.

Однако напряженность в обществе по поводу приватизации в немалой степени зависит от степени доверия к государственной программе приватизации. Оно будет зависеть в том числе от дальнейшей судьбы приватизационных фондов, чьи акции купили больше половины всех россиян, обменявших свои чеки на ценные бумаги.

Владелец акций предприятия, согласно закону, имеет право получить определенную долю имущества даже в случае его банкротства и тем самым если и несет, то лишь частичные потери.

В случае же банкротства инвестиционных фондов, акционерных обществ и других организаций, действующих на рынке ценных бумаг, права акционеров остаются пока неопределенными. Безусловно, всем памятны скандальные случаи с акционерным обществом "МММ", концерном "Тибет" и другими организациями, когда права акционеров оказались незащищенными законом, что вызвало рост недоверия населения к вложению денег в ценные бумаги и к правительственной политике в этой сфере. Поэтому вложения в инвестиционные фонды —

это своего рода кредит доверия не только самой программе приватизации, но и правительству, ее осуществляющему.

Будущее инвестиционных фондов, приватизированных предприятий покажет, насколько был оправдан этот кредит доверия со стороны населения.

ЛЛХахулина

7. Некоторые особенности занятости в разных секторах экономики

Структура рынка труда находится в прямой зависимости от структуры всей экономики. Говоря о разных секторах рынка труда, мы фактически имеем в виду именно сектора экономики.

По числу занятых (субъектов рынка труда) в Российской Федерации лидирует государственный сектор. В нем занято в настоящее время около половины всех работающих в народном хозяйстве. Еще 17% работают на предприятиях смешанных и переходных форм собственности (колхозы, кооперативы, арендные, совместные с иностранным капиталом предприятия, негосударственные акционерные общества и т.д.), и 23% составляют работники частного сектора экономики*. Эту структуру занятости можно считать и структурой современного российского рынка труда. Бесспорно, наиболее фундаментальным и принципиальным фактом в процессе образования и развития рынка труда является возникновение и быстрый рост его частного сектора.

За период с 1990 по 1993 г. число работников частного сектора экономики выросло с 12,5 до 23,4%**. Одновременно росла численность занятых на предприятиях смешанных форм собственности. В 1990 г. она была равна 3 млн человек, или 4%, в 1993 г. ее удельный вес поднялся до 17%. Эти изменения происходили за счет уменьшения размеров государственного сектора экономики. В 1990 г. число работников, занятых на предприятиях государственного сектора, составляло 83% от общего числа занятых, а в 1993 г. — 58%.

Налицо явное движение в сторону большего развития рыночных форм хозяйствования за счет преобразования государственных форм.

В перспективе государственный сектор рынка труда по-прежнему будет иметь тенденцию к относительному сокращению своих объемов. В секторе промежуточном, или полугосударственном, будут происходить двоякие процессы: он будет прирастать за счет преобразования государственной собственности в коллективную (акционерную, коллективную и т.п.), а вместе с тем будет происходить его размывание за счет образования на базе коллективных форм собственности частной. Этот сектор рынка труда еще продолжительное время будет играть роль переходного.

В выборке, используемой ВЦИОМ для опросов в ходе мониторинга, эти сектора рынка труда представлены примерно в тех же соотношениях, что и в генеральной совокупности (рис. 4).

Можно отметить лишь некоторую гипертрофию в выборке ВЦИОМ численности работников государственных предприятий за счет недобора работников предприятий частных и смешанных форм собственности.

Каждый из секторов рынка труда имеет свои особенности, зависящие и от отраслей народного хозяйства, к которым относятся большинство предприятий данкого сектора, и от формы собственности на эти предприятия, и от истории создания данного сектора рынка труда.

* Российская Федерация в цифрах в 1993 году. Стат. ежегодник. М. 1994. С. 82.

** Там же.

Информационный бюллетень мониторинга Ноябрь—декабрь 1994

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.