Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+)'

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эразмус+ / работник здравоохранения / качество медицинских услуг / непрерывное обучение / Erasmus+ / healthcare worker / quality of medical services / quality of medical services / continuous training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.Т. Маншарипова, Е.П. Макашев, А.П. Ли, А.С. Кусаинова

С 15 января 2021 года КазРосмедуниверситет (Р22) с 22 партнерами начал выполнение 3-х летнего проекта LMQS, выигранного по программе Эразмус+. Эразмус+ – это программа Европейского Союза, направленная на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. Данный проект, который выполняет КазРосмедуниверситет, нацелен на повышение потенциала высшего образования и работников здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности здоровья [1; 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.Т. Маншарипова, Е.П. Макашев, А.П. Ли, А.С. Кусаинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEY RESULTS FOR EDUCATIONAL PROGRAMS ON HEALTH SAFETY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE LMQS (ERASMUS+) PROJECT

January 15, 2021, KazRusmeduniversity (P22) with 22 partners began the implementation of the 3-year LMQS project, won under the Erasmus+ program. Erasmus+ is a program of the European Union aimed at promoting the modernization and sustainable development of the education system, vocational training, youth policy and sports. This project, which is carried out by KazRosmeduniversitet, is aimed at increasing the potential of higher education and healthcare workers to ensure the quality of medical services and health safety [1; 2].

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+)»

диспетчерлердщ кeмекшiлерi (студенттер, ерiктiлер) болады. 0зекп аныктамалык, эпидемиологиялык жэне медициналык акпаратты, сондай-ак елдiн медициналык, элеуметгiк, акпараттык кызметтерiмен байланысты ^сыну Yшiн кол-орталыктыц ж^мысын ^йымдастыруга 7 маман, оныц iшiнде "когамдык денсаулык сактау" мамандыгыныц 5 магистрi жэне "когамдык денсаулык сактау" мамандыгыныц 2 магистранты, 3 студент тартылган.

Бiр жыл iшiнде 6i3 пандемия кезiнде телемедициналык кемек керсеткен 20 186 пациентке кецес бердж. Ктт свздер: Колл-орталъщ, телемедицина, пандемия, халыц, диспетчер, дэр^ерлердщ мультидисциплинарлыц тобы, цогамдыц денсаулыц, халыц денсаулыгы.

ORGANIZATION OF A TELEMEDICAL ADVISORY CENTER FOR COMMON DISEASES

IN THE COVID 19 PANDEMIC

N.T. Jainakbayev, A.P. Lee, А.Т. Mansharipova, Z.N. Ligai, N.K. Ospanbekova, Kh.Sh. Kashikova, А.V. Vdovtsev, N.B. Dyusenov, V.Zh. Kudabaeva, A. Mamiraimov, M.V. Davydenko, A. Tursun, A. Tuleuova, M. Suleimenov, D. Mansharipov, A. Yerbolatova

NEI «Kazakh-Russian Medical University» Kazakhstan, Almaty

Summary

To improve public health against the COVID-19 pandemic, a telemedicine call center was organized at KazRosmeduniversity. In the city of Almaty, there is a round-the-clock online consultation center by phone 1406, where it is possible to find out all the information of interest on the situation about the incidence of coronavirus in the world, as well as on preventive measures and the main symptoms of the disease, but this call center of the city is overloaded with work.

Our telemedicine center supports PHC organizations, polyclinics and city patients who are treated at home, as well as they are provided with advice. Residents, undergraduates and masters act as dispatchers, there are assistant dispatchers (students, volunteers). In organizing the work of the call center to provide up-to-date reference, epidemiological and medical information, as well as communication with medical, social, information services of the country, 7 specialists are involved, including 5 masters of the specialty "Public health" and 2 undergraduates of the specialty "Public health", 3 students.

During the year of work, we have consulted 20186 patients who received telemedicine assistance during a pandemic.

Key words: Call-center, telemedicine, pandemic, population, dispatcher, multidisciplinary team of doctors, public health.

УДК: 614.2: 616-082 МРНТИ: 76.01.11.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

LMQS (ЭРАЗМУС+)

1 Н.Т. Джайнакбаев, 1 А.Т. Маншарипова, 2 Е.П. Макашев, 1 А.П. Ли, 1 А.С. Кусаинова, 1 Л.Ж.Оракбай, 1 Ф.Г. Оразаева, 1 Г.Е. Куттыбаева, 1 Ж.А. Иманбаева, 1 А.О. Сейдалин, 1 А.Б. Сыздыкова, 1 С.К. Жунусова, 1 А.В. Вдовцев, 1 З.М. Аумолдаева, 1 А. Тулеуова, 1 Н.Б. Дуйсенов, 1 Б.А. Бакирова, 1 Ж.А. Лян, 1 М.В. Давыденко

1 НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

2 «Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби», Казахстан, г. Алматы

Аннотация

С 15 января 2021 года КазРосмедуниверситет (Р22) с 22 партнерами начал выполнение 3-х летнего проекта LMQS, выигранного по программе Эразмус+.

Эразмус+ - это программа Европейского Союза, направленная на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. Данный проект, который выполняет КазРосмедуниверситет, нацелен на повышение потенциала высшего образования и работников здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности здоровья [1; 2].

Ключевые слова: Эразмус+, работник здравоохранения, качество медицинских услуг, непрерывное обучение.

Введение. Программа предоставляет финансовые возможности для сотрудничества во всех этих областях, как между европейскими странами (так называемыми странами Программы), так и между европейскими стра-

нами и странами-партнерами по всему миру. Эразмус+ предоставляет основные возможности для высших учебных заведений из Казахстана: международная кредитная мобильность, магистерские степени Эразмус Мундус и

повышение потенциала высшего образования. Проект LMQS, который выполняет КазРосмедуниверситет с партнерами из 6 стран и 21 организацией (страны ЕС, РФ, Азербайджан и РК) нацелен на повышение потенциала высшего образования и работников здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности здоровья. Известно, что в странах партнерах проекта (РФ, Азербайджан, РК) приняты законодательные инициативы на уровне министерств здравоохранения для повышения качества медицинских услуг, но не хватает квалифицированного персонала для их выполнения. На сегодняшний день не существует профессиональных критериев и стандартов в университетской подготовке по вопросам безопасности и управления качеством в сфере здравоохранения.

Поэтому КазРосмедуниверситет ставит следующие цели при выполнении проекта LMQS:

1. Продолжить разработку предложений по непрерывному обучению, совместимого с Болонским процессом, расширить навыки своих сотрудников в области менеджмента управления качеством медицинских услуг и безопасности здоровья.

2. Реагировать на необходимость ввести в действие стратегическую политику министерств здравоохранения в области качества медицинских услуг путем обучения менеджеров, сотрудников и студентов.

3. Представить в министерство образования новые прототипы образовательных программ бакалавриата и магистратуры в области управления качеством медицинских услуг.

4. Создать предпосылки для возможности двудиплом-ного обучения в области безопасности здоровья.

5. Оцифровку учебных ресурсов по безопасности здоровья и разработки предложений по дистанционному обучению.

6. Развитие возможностей трудоустройства студентов.

7. Обеспечить устойчивое развитие по обучению в области безопасности и качественных услуг в медицине.

8. Обучать на учебных курсах людей, находящихся в неблагоприятном положении на рынке труда (беженцы и т. д.) [3].

Для выполнения данных целей целевыми группами по проекту являлись студенты начальной подготовки в области медицины, преподаватели-медики, сотрудники медицинских организаций и министерств, желающие обучаться на протяжении всей жизни.

Результаты исследования. Для анализа осуществимости проекта было проведено анкетирование, по которому были определены общие потребности. Ниже перечислены вопросы анкетирования и результаты ответов медицинских работников на 02.07.2021 год. На данное время ответов было 453. Анкетирование проводилось через платформу Google Диск.

На вопрос о присутствии специалиста (отдельно выделенная должность), который несет ответственность за вопросы качества оказания медицинской помощи положительный ответ дали 86,5%. Из положительных ответов выделили врача-эксперта 41,4% как ответственного лица за качество медицинской помощи.

Давшие отрицательный ответ дополнили теми должностями, которые отвечают за данную функцию: врач, стоматолог, эксперт, старшая медсестра.

Распределение респондентов по медицинскому стажу показало, что почти каждый четвертый специалист занимает свою должность от 6 до 10 лет и от 11 лет до 30 лет (32%, 27%) соответственно, 40% из них работает до 5 лет и 1% - более 30 лет (таблица №2).

Результаты ответов на вопрос:

По мнению респондентов, общие навыки которые должен иметь профессионал в области управления безопасностью и качеством здравоохранения продемонстрированы в диаграмме №1.

Быть продвинутым цифров... Развивать критическое пони... Решение проблем для разв... Руководство проектом (прое... Учитывать социальные и эк... Применять экономические з... Анализ собственных действ...

Диаграмма 1. Продемонстрированы общие навыки, которые должен иметь профессионал в области управления безопасностью и качеством здравоохранения.

По мнению анкетируемых, конкретных / профессиональных навыков профессионала в области безопасности и управления качеством здравоохранения показало, что 34,2% респондентов выбрали оценку способности организации здравоохранения поддерживания качества ухода и безопасности пациентов (см. диаграмму 2).

По мнению анкетируемых (34,2% респондентов). конкретными/профессиональными навыками профессионала в области безопасности и управления качеством здравоохранения, выбрали «Оценку способности организации здравоохранения поддерживания качества ухода и безопасности пациентов».

н

Каковы, по вашему мнению, конкретные/профессиональные навыки профессионала в области безопасности и управления качеством здравоохранения?

453 ответа

Диаграмма 2. Оценка способности организации здравоохранения поддерживания качества ухода и безопасности пациентов.

Каковы, по вашему мнению, общие навыки, которые должен иметь профессионал в области управления безопасностью и качеством

здравоохранения?

Быть продвинутым цифров... Развивать критическое пони... Решение проблем для разв... Руководство проектом (прое... Учитывать социальные и эк... Применять экономические з... Анализ собственных действ...

Диаграмма 3. Анализ собственных действий в профессиональной ситуации, проведение самооценки для совершенствования практики обеспечение качества.

Из общего числа опрошенных 453 работников здравоохранения (36% респондентов), указали на «Анализ собственных действий в профессиональной ситуации, проведение самооценки для совершенствования практики обеспечение качества» (см. диаграмму 3).

На представленный вопрос о мнении какой должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской организации согласно диаграмме 4, большинство опрошенных выбрали высшее образование.

Какова, по Вашему мнению, должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской

организации?

Диаграмма 4. Квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской организации.

На следующий представленный вопрос о мнении ности пациентов в медицинской организации согласно какой должна быть квалификация специалиста по ка- диаграмме 5, большинство выбрали клинический опыт честву предоставляемых медицинских услуг и безопас- работы.

Какова, по Вашему мнению, должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской

организации?

Щ клинический

300 200 100

0 -

Иметь опыт работы:

Диаграмма 5. На следующий представленный вопрос о мнении какой должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской организации.

Оцените потребность в специалисте по управлению качеством медицинской помощи и управлению рисками для здоровья в вашей организации по

5-балльной шкале (5 - острую нехватку и 0- отсутствие потребности) 453 ответа

Ь:

Диаграмма 6. Оценка о потребности в специалисте по управлению качеством медицинской помощи и управлению рисками для здоровья в их организации по 5-балльной шкале.

Опрошенные дали оценку о потребности в специалисте по управлению качеством медицинской помощи и управлению рисками для здоровья в их организации по 5-балльной шкале (5-острую нехватку и 0-отсутствие потребности) (см. диаграмму 6).

Таким образом, начат анализ полученных данных проведенного онлайн анкетирования среди работников здравоохранения по выявлению целевых профессий, навыков и потребности в профессиональной подготовке в области управления безопасностью и качествам медицинского обслуживания. Обучающимся будет нужна степень бакалавра/магистра по управлению качеством в области здравоохранения, преподавателям нужна подготовка в качестве инструкторов и в получении образовательных ресурсов, а существующий персонал нуждается в переподготовке и обучении на протяжении всей жизни.

Список литературы:

1.https://erasmusplus.kz/index.php/ru

2.https://erasmus.ukma.kz/m/%D0%BE%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1 %82%D0%B 5 -lmqs-2

3. Джайнакбаев Н.Т., Маншарипова А.Т., Макашев Е.П., Ли А.П., Кусаинова А.С., Шокарева Г.В., Оразае-ва Ф.Г., Иманбаева Ж.А., Оракбай Л.Ж., Вдовцев А.В., Дуйсенов Н.Б., Аумолдаева З.М., Сыздыкова А.Б., Ту-леуова А., Бакирова Б.А., Лян Ж.А., Валиулина М.Б., Жунусова С.К. Создание новых образовательных программ в бакалавриате и магистратуре по безопасности здоровья в рамках проекта lmqs (ЭРАЗМУС+). - Журнал «Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины». - №1 (31), 2021. С. 55 - 57.

LMQS (ЭРАЗМУС+) ЖОБАСЫ ШЕЦБЕР1НДЕ ДЕНСАУЛЬЩ ЦАУШСВДШ БОЙЫНША Б1Л1М БЕРУ БАГДАРЛАМАЛАРЫНА АРНАЛГАН САУАЛНАМА НЭТИЖЕЛЕР1

1 Н.Т. Джайнакбаев, 1 А.Т. Маншарипова, 2 Е.П. Макашев, 1 А.П. Ли, 1 А.С. Кусаинова, 1 Л.Ж.Оракбай, 1 Ф.Г. Оразаева, 1 Г.Е. Куттыбаева, 1 Ж.А. Иманбаева, 1 А.О. Сейдалин, 1 А.Б. Сыздыкова, 1 С.К. Жунусова, 1 А.В. Вдовцев, 1 З.М. Аумолдаева, 1 А. Тулеуова, 1 Н.Б. Дуйсенов, 1 Б.А. Бакирова, 1 Ж.А. Лян, 1 М.В. Давыденко

1 «Казакстан-Ресей медициналык университет» МЕББМ, Казахстан, Алматы к.

2 «аль-Фараби атындагы Казак ¥лттык Университет», Казакстан, Алматы к.

ТYЙiндi

2021 жылгы 15 кацтардан бастап КазРесмедуниверситет (Р22) 22 эрштеамен Эразмус+багдарламасы бойынша жецiп алган LMQS 3 жылдык жобасын орындауды бастады.

Эразмус+ - б^л Еуропалык Одактыц бiлiм беру, Кэсiптiк окыту, жастар саясаты мен спорт жYЙесiн жацгырту мен теракты дамытуга жэрдемдесуге багытталган багдарламасы. КазРесмедуниверситет орындайтын б^л жоба медициналык кызметтердщ сапасын жэне денсаулык кауiпсiздiгiн камтамасыз ету Yшiн жогары бiлiм беру жэне денсаулык сактау кызметкерлерiнiц элеуетiн арттыруга багытталган [1; 2].

Ктт свздер: Эразмус+, Денсаулыц сацтау цызметкерi, медициналыц цызмет сапасы, медициналыц цызмет сапасы, Y3diKd3 оцыту.

SURVEY RESULTS FOR EDUCATIONAL PROGRAMS ON HEALTH SAFETY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE LMQS (ERASMUS+) PROJECT

1 N.T. Jainakbayev, 1 А.Т. Mansharipova, 2 E.P. Makashev, 1 А.Р. Lee, 1 АХ Kussainova, 1 L.Z. Orakbay, 1 F.G. Orazaeva, 1 G.E. Kuttybaeva, 1 ZA. Imanbaeva, 1 А.О. Seidalin, 1 А.В. Syzdykova, 1 S.K. Zhunusova, 1 А-V. Vdovsev, 1 Z.M. Aumoldaeva, 1 A. Tuleuova, 1 N.B. Duisenov, 1 В.А. Bakirova, 1 Z.A. Lyan, Zh.A. Lyan, 1 M.V. Davydenko

1 NEI «Kazakh-Russian Medical University», Kazakhstan, Almaty 2 Al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty

Summary

January 15, 2021, KazRusmeduniversity (P22) with 22 partners began the implementation of the 3-year LMQS project, won under the Erasmus+ program.

Erasmus+ is a program of the European Union aimed at promoting the modernization and sustainable development of the education system, vocational training, youth policy and sports. This project, which is carried out by KazRosmeduniversitet, is aimed at increasing the potential of higher education and healthcare workers to ensure the quality of medical services and health safety [1; 2].

Key words: Erasmus+, healthcare worker, quality of medical services, quality of medical services, continuous training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.