Научная статья на тему 'АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+)'

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эразмус+ / работник здравоохранения / качество медицинских услуг / непрерывное образование / Erasmus+ / healthcare worker / quality of medical services / continuing education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.Т. Маншарипова, Е.П. Макашев, А.П. Ли, А.С. Кусаинова

С 2021 года КазРосмедуниверситет (Р22) с 22 партнерами из 6 стран начал выполнение 3х летнего проекта LMQS для повышения качества услуг в здравоохранении по программе Эразмус+. Эразмус+ ‑ это программа Европейского Союза, направленная на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. В результате 9 месяцев работы проведено анкетирование работников организаций здравоохранения для разработки образовательных программ бакалавриата и магистратуры, нацеленное на повышение потенциала работников здравоохранения и обеспечения качества медицинских услуг [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.Т. Маншарипова, Е.П. Макашев, А.П. Ли, А.С. Кусаинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE FOR QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES AND EDUCATIONAL PROGRAMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE LMQS (ERASMUS+) PROJECT

Since 2021, KazRosmeduniversity (P22) with 22 partners from 6 countries has launched a 3‑year LMQS project to improve the quality of healthcare services under the Erasmus+ program. Erasmus+ is a program of the European Union aimed at promoting the modernization and sustainable development of the education system, vocational training, youth policy and sports. As a result of 9 months of work, a survey of employees of healthcare organizations was conducted to develop bachelor's and master's degree educational programs aimed at increasing the potential of healthcare workers and ensuring the quality of medical services.

Текст научной работы на тему «АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+)»

III ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК: 614.2: 616-082 МРНТИ: 76.01.11.

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS

(ЭРАЗМУС+)

Н.Т. Джайнакбаев1, А.Т. Маншарипова1, Е.П. Макашев2, А.П. Ли1, А.С. Кусаинова1, М.В. Давыденко1, Л.Ж. Оракбай1, Ф.Г. Оразаева1, Г.Е. Куттыбаева1, Ж.А. Иманбаева1, А.О. Сейдалин1, А.Б. Сыздыкова1, С.К. Жунусова1, А.В. Вдовцев1, З.М. Аумолдаева1, Н.Б. Дуйсенов1, Б.А. Бакирова1, Ж.А. Лян1

1 НАО «Казахстанско-Российский Медицинский Университет», Казахстан, г. Алматы 2 КазНУ имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Аннотация

С 2021 года КазРосмедуниверситет (Р22) с 22 партнерами из 6 стран начал выполнение 3х летнего проекта LMQS для повышения качества услуг в здравоохранении по программе Эразмус+. Эразмус+ - это программа Европейского Союза, направленная на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. В результате 9 месяцев работы проведено анкетирование работников организаций здравоохранения для разработки образовательных программ бакалавриата и магистратуры, нацеленное на повышение потенциала работников здравоохранения и обеспечения качества медицинских услуг [1,2].

Ключевые слова: Эразмус+, работник здравоохранения, качество медицинских услуг, непрерывное образование.

Введение. Известно, что Эразмус+ предоставляет основные возможности для высших учебных заведений из Казахстана: международная кредитная мобильность, магистерские степени Эразмус Мундус и повышение потенциала высшего образования. Проект LMQS, который выполняет КазРосмедуниверситет с партнерами из 6 стран и 21 организацией (страны ЕС, РФ, Азербайджан и РК) нацелен на повышение потенциала высшего образования и работников здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности здоровья. Известно, что в странах партнерах проекта (РФ, Азербайджан, РК) приняты законодательные инициативы на уровне министерств здравоохранения для повышения качества медицинских услуг, но не хватает квалифицированного персонала для их выполнения. На сегодняшний день не существует профессиональных критериев и стандартов в университетской подготовке по вопросам безопасности и управления качеством в сфере здравоохранения [1,2].

Поэтому КазРосмедуниверситет ставит следующие цели при выполнении проекта LMQS.

1. Продолжить разработку предложений по непрерывному обучению, совместимого с Болонским процессом, расширить навыки своих сотрудников в области менеджмента управления качеством медицинских услуг и безопасности здоровья.

2. Реагировать на необходимость ввести в действие стратегическую политику министерств здравоохранения в области качества медицинских услуг путем обучения менеджеров, сотрудников и студентов.

3. Представить в министерство образования новые прототипы образовательных программ бакалавриата и магистратуры в области управления качеством медицинских услуг.

4. Создать предпосылки для возможности двудиплом-ного обучения в области безопасности здоровья.

5. Оцифровку учебных ресурсов по безопасности здоровья и разработки предложений по дистанционному обучению.

6. Развитие возможностей трудоустройства студентов.

7. Обеспечить устойчивое развитие по обучению в области безопасности и качественных услуг в медицине.

8. Обучать на учебных курсах людей, находящихся в неблагоприятном положении на рынке труда (беженцы и т.

д.) [3].

Для выполнения данных целей целевыми группами по проекту являлись студенты начальной подготовки в области медицины, общественного здравоохранения, преподаватели-медики, сотрудники медицинских организаций и министерств (МОН РК, МЗРК), желающие обучаться на протяжении всей жизни.

Материалы и методы. Нами проведено анкетирование медицинских работников 90 организаций, оказывающих медицинскую и медико-социальную помощь для населения РК, включая все области и города республиканского значения. Анкета была утверждена на общем заседании всех организаций РК, участвующих в проекте LMQS. Анкетирование было проведено после положительного решения ЛЭК КазРосмедуниверситета (протокол №4 2021г.) о проведении научно-исследовательской работы по безопасности медицинской помощи, осуществлялось онлайн через Google платформу, было анонимным. Анкета содержала вопросы, связанные с качеством услуг, безопасностью медицинской помощи, вопросов подготовки медицинских кадров в области управления качеством медицинских услуг, приоритетных компетенций и навыков при подготовке медицинских кадров. Результаты анкетирования были обработаны пакетом стандартных статистических программ.

Результаты исследования. Для анализа осуществимости проекта было проведено анкетирование, по которому

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, №3 (33) 2021

были определены общие потребности. Ниже перечислены вопросы анкетирования и результаты ответов медицинских работников на июль - август 2021 года. На данное время ответов было 564. Анкетирование проводилось через платформу Google Диск.

На вопрос о присутствии специалиста (отдельно выделенная должность), который несет ответственность за вопросы качества оказания медицинской помощи положительный ответ дали 86,5%. Из положительных ответов выделили врача эксперта 41,4% как ответственного лица за качество медицинской помощи.

Давшие отрицательный ответ дополнили теми должностями, которые отвечают за данную функцию: врач, стоматолог, эксперт, старшая медицинская сестра.

Распределение респондентов по медицинскому стажу показало, что почти каждый четвертый специалист занимает свою должность от 6 до 10 лет и от 11 лет до 30 лет (32%, 27%) соответственно, 40% из них работает до 5 лет и 1%- более 30 лет (таблица 2).

Результаты ответов на вопрос, каковы, по вашему мнению, общие навыки, которые должен иметь профессионал в области управления безопасностью и качеством здравоохранения? 34,7% ответили, что профессионал должен уметь руководить проектом (проектирование, управление, координация команды, реализация, управление, оценка, распространение), способным мобилизовать междисциплинарные навыки в совместных усилиях. 13,4% должны уметь решать проблемы для развития новых знаний и процедур и интеграции знаний из разных областей. 12,3% считают, что профессионал должен уметь анализировать собственные действия в профессиональной ситуации, уметь проводить самооценку для совершенствования практики обеспечения качества.

По мнению анкетируемых, конкретных/профессиональных навыков профессионала в области безопасности и управления качеством здравоохранения показало, что 34,2% респондентов выбрали оценку способность организации здравоохранения поддерживания качества ухода и безопасности пациентов. 16,8% - внедрение управленческих и информационных инструментов, адаптированных к новым методам организации медицинских учреждений.

На представленный вопрос, какой должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых меди-

цинских услуг и безопасности пациентов в медицинской организации большинство опрошенных выбрали высшее образование.

На следующий представленный вопрос, какой должна быть квалификация специалиста по качеству предоставляемых медицинских услуг и безопасности пациентов в медицинской организации большинство респондентов выбрали иметь опыт клинический работы.

Опрошенные дали оценку о потребности в специалисте по управлению качеством медицинской помощи и управлению рисками для здоровья в их организации по 5-балльной шкале (29,9% считают, что ощущается полная нехватка специалистов и только 10% - не ощущают потребности).

Таким образом, анализ полученных данных проведенного онлайн анкетирования среди работников здравоохранения выявил целевые навыки, потребности при профессиональной подготовке в области управления качества медицинского обслуживания. Обучающимся нужна степень бакалавра/магистра по управлению качеством услуг в области здравоохранения, преподавателям нужна подготовка в качестве инструкторов по безопасности медицинской помощи и в получении новых образовательных ресурсов, а существующий персонал нуждается в переподготовке и обучении на протяжении всей жизни.

Список литературы:

1. https://erasmusplus.kz/index.php/ru/

2. https://erasmus.ukma.kz/wp-content/uploads/2021/08/% D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C% D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B0%D0%BD% D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE% D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf3;

3. Джайнакбаев Н.Т., Маншарипова А.Т., Макашев Е.П., Ли А.П., Кусаинова А.С., Шокарева Г.В., Оразаева Ф.Г., Иманбаева Ж.А., Оракбай Л.Ж., Вдовцев А.В., Дуй-сенов Н.Б., Аумолдаева З.М., Сыздыкова А.Б., Тулеуова А., Бакирова Б.А., Лян Ж.А., Валиулина М.Б., Жунусова С.К. - СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА LMQS (ЭРАЗМУС+). НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет». «Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины», N° 1(31) -2021. 55 стр.

LMQS (ЭРАЗМУС+) ЖОБАСЫ ШЕЦБЕР1НДЕ МЕДИЦИНАЛЬЩ ЦЫЗМЕТТЕР МЕН Б1Л1М БЕРУ БАГДАРЛАМАЛАРЫНЫЦ САПАСЫН БАСЦАРУГА АРНАЛГАН САУАЛНАМА

Н.Т. Джайнакбаев1, А.Т. Маншарипова1, Е.П. Макашев2, А.П. Ли1, А.С. Кусаинова1, М.В. Давыденко1, Л.Ж. Оракбай1, Ф.Г. Оразаева1, Г.Е. Куттыбаева1, Ж.А. Иманбаева1, А.О. Сейдалин1, А.Б. Сыздыкова1, С.К. Жунусова1, А.В. Вдовцев1, З.М. Аумолдаева1, Н.Б. Дуйсенов1, Б.А. Бакирова1, Ж.А. Лян1

1 «Казакстан-Ресей Медицинальщ Университета» МЕББМ, Казакстан, Алматы к.

2 эл-Фараби атындагы Каз¥У, Казакстан, Алматы к.

ТYЙiндi

2021 жылдан бастап Казмедуниверситет (Р22) 6 елдщ 22 эрштеамен Эразмус+ багдарламасы бойынша денсаулык сактаудагы кызметтердщ сапасын арттыру Yшiн 3 жылдык LMQS жобасын орындауды бастады. Эразмус+ - б^л Еуропалык Одактыц бiлiм беру, Кэсшпк окыту, жастар саясаты мен спорт жуйесш жацгырту мен теракты дамытуга жэрдемдесуге багытталган багдарламасы. Ж^мыстыц 9 айыныц нэтижесiнде денсаулык сактау кызметкерлершщ элеуетiн арттыруга жэне медициналык кызметтердщ сапасын камтамасыз етуге багытталган бакалавриат пен магистратураныц бiлiм беру багдарламаларын эзiрлеу Yшiн денсаулык сактау ^йымдарыныц кызметкерлерiне сауалнама жYргiзiлдi.

Ктт свздер: Эразмус+, денсаулыц сацтау цьi3Memuepi, медицинальщ цызметтердщ сапасы, Y3diKci3 6aiM беру.

ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

QUESTIONNAIRE FOR QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES AND EDUCATIONAL PROGRAMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE LMQS (ERASMUS+) PROJECT

N.T. Jainakbayev,1, А.Т. Mansharipova1, Е^. Makashev2, А^. Lee1, А.Б. Kusainova1, М-V. Davydenko1, L.Z. Orakbay1, F.G. Orazaeva1, G.Е. Kuttybaeva1, Z.А. Imanbaeva1, А.О. Seidalin1, А^. Syzdykova1, S.К. Zhunusova1, А-V. Vdovcev1, Z.М. Aumoldaeva1, N.B. Duisenov1, BA. Bakirova1, Z.A. Lyan1

1 NEI «Kazakh-Russian Medical University», Kazakhstan, Almaty 2 KazNU named after al-Farabi, Kazakhstan, Almaty

Summary

Since 2021, KazRosmeduniversity (P22) with 22 partners from 6 countries has launched a 3-year LMQS project to improve the quality of healthcare services under the Erasmus+ program. Erasmus+ is a program of the European Union aimed at promoting the modernization and sustainable development of the education system, vocational training, youth policy and sports. As a result of 9 months of work, a survey of employees of healthcare organizations was conducted to develop bachelor's and master's degree educational programs aimed at increasing the potential of healthcare workers and ensuring the quality of medical services.

Key words: Erasmus+, healthcare worker, quality of medical services, continuing education.

УДК: 364.04 МРНТИ: 76.01.05.

МОБИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ

С.А. Искалиева1, М. Кушниязова2, Е.П. Макашев4, Б. Шужеев1, Г. Давыденко1, Д. Маншарипов3

1 Ассоциация молодых медиков Алматы, Казахстан, г. Алматы

2 Казахстанско-Британский технический университет, Казахстан, г. Алматы

3 Казахстанско-Российский медицинский университет, Казахстан, г. Алматы

4 КазНУ имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Аннотация

В статье показана разработка мобильного приложения для приверженности терапии пожилых с артериальной гипертонией. В результате работы мобильное приложение стало доступным для пожилых.

Ключевые слова: ИТ технология, биомедицина.

Введение. В настоящее время при изучении свойств реминисценции рекомендуют составлять списки важных вещей, о которых необходимо помнить. Считается, что гораздо эффективнее записать информацию, что разгружает мозговую деятельность и позволяет сосредоточиться на выполнении тактических задачах и таким образом, сохраняя нейронные связи и память. Для пожилых людей, доля которых на данный момент в РК составляет почти 12%, нужным подспорьем для выполнения текущих задач может стать может стать мобильное приложение, которое представляет собой напоминание о важных событиях в определенный отрезок времени. В настоящее время имеются наиболее популярные приложения с напоминаниями для платформы Android (BZ Reminder, Any DO, Помнить все, ColorNote, Tasks, Evernote, Google Задачи) [1,2]. Но данные приложения работают на другие целевые аудитории - молодежь и средний возраст, имеют сложный функционал, что для многих пожилых людей является препятствием.

Цель работы - создание мобильного приложения для напоминания важных дат для социализации и ком-плаенса терапии пожилых.

Материалы и методы работы. Для разработки мобильного приложения Sagat использовали методы информационных технологий и поиск в биомедицине. Мобильное приложение Sagat было сделано в основном технологическом стеке Electron - библиотеке с открытым исходным кодом. Для создания кроссплатформен-ных приложений пользовались с помощью HTML, CSS и JavaScript. Electron достигает этого путем объединения Chromium и Node.js в единую среду выполнения, а приложения собраны для выполнения под Mac, Windows и Linux. Приложение работает и доступно на базе Android и IOS.

В приложении для смартфонов Sagat доступны напоминания важных дат, праздников, дней рождений и прием лекарственных средств. Тестирование приложения осуществляется в 3 группах пациентов (30 пациентов) Центра дневного пребывания пожилых г. Алматы, Центре активного долголетия Алматы.

Полученные результаты и их обсуждение.

В результате работы в центре дневного пребывания пожилых и центрах активного долголетия Алматы с социально-уязвимым слоем населения - пожилыми с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.