Научная статья на тему 'Совершенствование методов оценки качества медицинских услуг на примере ГП №25 (обзор литературы)'

Совершенствование методов оценки качества медицинских услуг на примере ГП №25 (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА / МЕДИЦИНА / ОЦЕНКА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / САПА / БАғАЛАУ / АУРУШАңДЫқ / HEALTH / MEDICINE / APPRAISAL / DISABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мазбаева А., Утеулиев Е., Айтамбаева Л.

В данной статье представлены материалы совершенствование методов оценки качества медицинских услуг на примере ГП №25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мазбаева А., Утеулиев Е., Айтамбаева Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов оценки качества медицинских услуг на примере ГП №25 (обзор литературы)»

442

Вестник КазНМУ №3-2017

УДК:614.2:063.

А. Мазбаева, Е. Утеулиев, Л.Айтамбаева

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» Казаский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ГП №25 (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

В данной статье представлены материалы совершенствование методов оценки качества медицинских услуг на примере ГП №25 Ключевые слова: качества, медицина, оценка, заболеваемость.

Актуальность: Здравоохранение представляет собой особый сектор экономики, в котором недостатки рыночных отношений могут оказывать значительно большее негативное влияние, чем в других сферах, поэтому в области медицинского обслуживания требуется тщательное сочетание рыночных сил и государственного вмешательства [4].

В последние годы в отрасли здравоохранения республики накопился ряд негативных тенденций, проявляющиеся в потери доступности медицинской помощи, равной для всех групп населения, несоответствии оказываемой помощи современному уровню, неравенстве между территориями по объему и качеству оказания медицинской помощи, нарушении этапности оказания медицинской помощи и т.д. [5,7,8]. Одной из лричин недостаточной эффективности проводимых реформ в системе здравоохранения является отсутствие научно-обоснованных подходов к vправлению качеством медицинской помощи [6,7,9,10]. Целью исследования является: Изучить и оценить качество медицинских услуг и степень удовлетворенности пациентов качеством амбулаторных услуг (на примере ГП №25 г. Алматы). Задачи:

• Проанализировать объем амбулаторно-поликлинической помощи ГП №25 г. Алматы

• Изучить структуру заболеваемости прикрепленного населения ГП №25 г. Алматы

• Изучить мнение населения о качестве предоставляемых медицинских услуг в ГП №25 г. Алматы

• Разработать рекомендации по повышению качества оказываемых поликлинических услуг.

Материалами для данного исследования стали директивное и нормативные документы в области здравоохранения, статистические отчетные формы №12,30 городской поликлиники №25 г. Алматы, анкеты опроса прикрепленного населения (220) (приложение) Методы исследования: статистический, социологический, информационно-аналитический.

В задачи обеспечения и улучшения качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время, во многом созвучны с аналогичными задачами других стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [2]. При разработке политики управления качеством медицинской помощи необходимо учитывать социально-экономические условия развития здравоохранения, существующую практик} оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества медицинской помощи [3]. В Ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстана Н А.Назарбаева народу Казахстана указывается, необходимость добиваться результативности и повышение качества медицинских услуг путем пересмотра механизмов управления, финансирования, координации и контроля в сфере здравоохранения.

Актуальность проблемы повышения качества медицинской помощи в последние годы возросла как в нашей стране, так и во всем мире. Достаточно указать на то, что в сети Интернет имеется информация об опубликованных в течение последних лет более чем 10000 статьях, в которых встречаются ключевые слова «качество медицинской помощи». Основной причиной возросшей актуальности вопроса качества медицинской помощи является стремительный рост стоимости медицинской помощи без адекватного ловышения ее качества и безопасности для пациента. Согласно прогнозу, сохранение темпов роста стоимости здравоохранения, достигнутых за последние 20 лет, приведет современные системы обеспечения

медицинской помощи к глубокому кризису в ближайшие десятилетия. Это обстоятельство вынуждает правительства развитых стран широко финансировать повышения качества медицинской помощи, способные уменьшить финансовые затраты без снижения технологического уровня здравоохранения.

Национальные, программы по обеспечению качества медицинской помощи осуществляются во многих странах мира. О значении национальных программ можно судить уже потому, что в США стоимость управления качеством медицинских услуг составляла 25% всех затрат любой больницы.

В РК система управления качеством медицинской помощи начала формироваться с 1996 года, когда при введении бюджетно-страховой модели финансирования были разработаны механизмы оценки качества медицинской помощи и система штрафных санкций. В последствии в силу различных достаточно веских причин, система контроля за объемам оказанной медицинской помощи и дифференцированная оплата за медицинскую помощь в зависимости от объема и качества медицинской помощи были заменены анализом и оценкой качества медицинских услуг по трем критериям: определение соответствия оказанных медицинских услуг медицинским стандартам, про ведение оценки качества медицинских услуг в изучение удовлетворенности пациентов. Однако, как показывает анализ эти новшества не были нацелены на существенные преобразования и не смогли коренным образом изменить ситуацию с повышением качества предоставляемых населению медицинских услуг. Более того, в последнее годы наблюдается возрастание тенденции низкой удовлетворенности населения качеством получаемой медицинской помощи, увеличилось количество обращений граждан и общественных организаций в МЗ РК, результаты, рассмотрение которых указывают на низкое качество сказана медицинской помощи, организационные, тактические и диагностические упущения. Качество медицинской помощи определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества медицинской помощи необходимо совершенствование системы управления качеством, базирующуюся на стандартизации, медицине основанной на доказательствах и фармакоэкономическом анализе. Стандартизация в здравоохранении - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг. В основе стандартизации лежит понятие «стандарт». В соответствии с международным определением стандарт это - документ, разработанный на основе консенсуса в котором в целях добровольного многократного использования

устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристика процессов производства, эксплуатации (использования), хранение,перевозка (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполненных работ. Основная цель стандартов - повышение качества медицинской помощи. К разработке стандартов медицинской помощи с начала 90-х годов активно приступили правительства, страховые компании и профессиональные сообщества врачей Великобритании, Германии, США, Канады, Финляндии и других стран. В течение последних лет такая работа проводится в России, а также в Республике Казахстан [8].

Вестник КазНМУ №3-2017

443

Разработка и внедрение стандартов осуществляется в рамках систем повышения качества медицинской помощи. Потребовались единые цели к формированию стандартов, достижение соответствия между гарантированным объемом медицинской помощи и реальным уровнем ее оказания, выбора между растущим объемом диагностических и лечебных методик, между увеличивающимся количеством направлений и медицинских школ. По мнению McGowanJ.E. и др., 1995, стандарт должен отражать развитие процесса, учитывать возможные отклонения, быть научно обоснованным, финансово поддерживаться и оставаться действующим при дальнейшем развитии науки . Необходимость стандартизации в области медицинской деятельности определяется потребностями

здравоохранения и является основой для оценки качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.

Результатом активной деятельности по стандартизации в сфере здравоохранения стала разработка и внедрение большого количества разнообразных стандартов медицинской помощи.

Цель контроля качества - обеспечение права граждан на получение медицинской помощи, соответствующей гарантиям государства по предоставлению пакета бесплатных медицинских услуг, а также обеспечение эффективности и рациональности использования финансовых средств.

Таким образом, накоплен значительный опыт по многим вопросам контроля качества: разработаны номенклатуры оснащенности медицинских учреждений, действует система усовершенствования врачебных кадров, их периодической аттестации, проводится экспертиза оценки качества медицинской помощи. Однако, по мнению М.М. Веренцова и Г.М. Костродымовой, методологическая недоработанность

вопросов оценки качества не позволяет определить и систематизировать количественные взаимосвязи множества показателей и их комбинаций, что подтверждает проведение научных исследований в данной области. Проблема повышения качества медицинской помощи является актуальной как во всем мире, так и в нашей стране. При подготовке и реализации программ обеспечения качества медицинской помощи, согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо учитывать состояние основных компонентов: выполнение медицинских технологий; учет риска для пациента от медицинского вмешательства; оптимальность использования ресурсов и

удовлетворенность пациента медицинской помощью [9]. Во многих экономически развитых странах идет активный процесс реформ, так как ни одно государство не удовлетворено существующими медицинскими

финансовыми структурами или стоимостью медицинских услуг. Известно, что низкое качество медицинских услуг ведет к растрате ресурсов, которые можно было бы использовать для лечения большего количества пациентов, а население начинает относиться к качеству медицинского обслуживания с нарастающей критикой [10]. Выводы: Таким образом, существуют различные определения понятия «качество медицинской помощи», что связано с исключительной сложностью и многоплановостью понятий «медицинская помощь» и «качество медицинской помощи». В связи с чем, качество медицинской помощи, оказываемой отдельному больному, несет одну смысловую нагрузку, а качество медицинской помощи, оказываемой в ЛПО или в целом по стране - другую. Врачи оценивают качество своей работы и деятельности своих коллег с одних позиций, больные - с других, органы здравоохранения - с третьих и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2003.- С. 125.

2 Аканов А.А. Исторический опыт и пути развития здравоохранения Казахстана: материалы республиканской научно-практической конференции к 75-летию видного ученого, социал-гигиениста и организатора здравоохранения доктора медицинских наук, профессора Петрова П.П. - Алматы: 2003 - С. 4-7.

3 Абылкасымов Е.А., Девятко В.Н., Захаров И.С. К вопросу о принципах управления качеством медицинской помощи, оказываемой в рамках государственного заказа // Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.А. Семашко, РАМН.- Москва: 2002. - 4.Н. -С. 15-19.

4 Акшалова Д.З., Еспаева Р.Н., Искакова А.Ж., Туганбекова Г.Ж., Бапов Ж.А., Абеуова Ж.С. Совершенствование стандартизации в здравоохранении // Проблемы социальной медицины и управления здравоохранением. - 2006. - 40(3). - С. 44 - 49.

5 Биртанов Е.А., Акшалова Д.З., Новиков С.В. Разработка клинических руководств и протоколов диагностики и лечения с учетом современных требований: методические рекомендации. - Алматы: 2006. - 44 с.

6 Биртанов Е.А., Акшалова Д.З., Фалеева М.К., Новиков С.В., Абдрахманова С.А., Мусаев Э.М. Методологические основы организации мониторинга внедрения протоколов диагностики и лечения в деятельность медицинских организаций: методические рекомендации.- Алматы: 2006.- 24 с.

7 Баймагамбетова М.В., Оспанова Д. Международный и отечественный опыт и принципы классифицирования стандартов в здравоохранении. // ДСДЖ. 2007. - №1(42). - С. 47 - 50.

8 Баймагамбетова М.В., Биртанов Е.А., Бейсенбекова Г.К. Основные направления государственной политики Республики Казахстан, направленной на гарантирование безопасности реципиента крови, (постерное сообщение, принято на конференцию в Порто, Португалия, 24-26.09.2007).

9 Биртанов Е.А., Акшалова Д.З. Разработка клинических руководств и протоколов диагностики и лечения на современном этапе // ДСДЖ. - 2007. - №1 (42). - С. 50-53.

10 Третьякова С.Н., Игликова А.Э., Маликов Б.М., Масимов А.Б., Керимкулов Н.К. Социологический опрос, как составляющий компонент оценки качества медицинской помощи. / / ДСДЖ. - 2007. - №3 (44). - С. 63 -65.

А. Мазбаева, Е. Утеулиев, Л.Айтамбаева

tywh: Сапалы медицинальщ кемек дегешм1з - б1ршш1 кезекте медициналык; кадрлардыц жогаргы бШктшш деген угымды бш,щре,щ. Сондыктан медициналык; кызметкерлердщ бШмш уздшйз кэйби жетшд1ру жуйей жацгыртылуда. TYffiH^ сездер: сапа, медицина, багалау, аурушацдык; .

A.Mazbaeva, E. Uteuliev, L. Aitambayeva

Resume: Quality health care means first of all the high qualification of medical personnel. Therefore, the system of continuous professional development of medical personnel is being modernized. Keywords: Health, medicine, appraisal, disability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.