Научная статья на тему 'РОЛЬ СТУДЕНТОВ В САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ СТУДЕНТОВ В САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мнение / творчество / мотивация / самовоспитание / профессиональный рост студентов / профилактика туберкулеза / Спида и других заболеваний / санитарно-эпидемиологическая ситуация / opinion / creativity / motivation / self-education / professional development of students / the prevention of tuberculosis / AIDS and other diseases / the sanitary and epidemiological situation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, С.Н. Третьякова, А.О. Сейдалин, Т.Х. Хабиева, М.В. Давыденко

В статье рассматриваются вопросы гигиенического воспитания потребностей в сохранении здоровья и по предупреждению рисков здоровья населения на основе медико-профилактической деятельности студентов 5-х и 6-х курсов. Успех профилактической работы среди населения по предупреждению социально значимых заболеваний, основанный на устранении факторов риска и воспитании здорового образа жизни, достигается только в результате совместных целенаправленных усилий населения и медицинских работников. Научно-образовательная миссия университета осуществляется через распространение идей, знаний, разработок здоровье сберегающих технологий, просвещения населения. В связи с этим, студентами 5-6-х курсов читаются лекции в школах, колледжах и других учебных заведениях, темами которых являются наиболее актуальные для нашего города проблемы здравоохранения, вопросы профилактики туберкулеза, СПИДа и гепатита, и других заболеваний. По результатам социологического опроса изучено мнение студентов университета о методах эффективного, гигиенического обучения и воспитания в целях достижения безопасности жизни всего населения и формирования культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Данный аспект работы свидетельствует о необходимости проведения постоянного социологического исследования (мониторинга нужд потребителей, духовной трансформации студентов) культурного движения, трудовой, лекторской и волонтерской деятельности студенчества НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет». Традиционный базовый принцип интеграции важнейших элементов образования, воспитания, науки и практики в университете имеет солидное обоснование и оправданные этой интеграцией результаты. Один из них касается воспитания лекционной культуры студентов «понимание интеллектуальной деятельности как профессии и развитие способностей к лекторскому мастерству».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS IN SANITARY AND PROPHYLACTIC ACTIVITIES AMONG THE POPULATION

The article discusses the issues of hygienic education of the needs for maintaining health and preventing health risks of the population on the basis of medical and preventive activities of 5th and 6th year students. The success of preventive work among the population to prevent socially significant diseases, based on the elimination of risk factors and the upbringing of a healthy lifestyle, is achieved only as a result of joint targeted efforts of the population and medical workers. The scientific and educational mission of the university is carried out through the dissemination of ideas, knowledge, development of healthsaving technologies, education of the population. In this regard, 5-6-year students read lectures in schools, colleges and other educational institutions, the topics of which are the most pressing health problems for our city, issues of prevention of tuberculosis, AIDS and hepatitis and other diseases. According to the results of a sociological survey, the opinion of university students on the methods of effective, hygienic education and upbringing was studied in order to achieve the safety of life of the entire population and the formation of a culture of health in all subjects of the educational process. This aspect of the work indicates the need for a constant sociological study (monitoring of consumer needs, spiritual transformation of students) of the cultural movement, labor, lecturer and volunteer activities of the students of the KazakhRussian Medical University. The traditional basic principle of integration of the most important elements of education, upbringing, science and practice at the university has a solid justification and results justified by this integration. One of them concerns the education of the lecture culture of students «understanding of intellectual activity as a profession and the development of lecturing skills».

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТУДЕНТОВ В САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ»

ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИС GOOGLE FORMS ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1 А. Сыздыкова, 1 Л. Оракбай, 1 А. Маишарипова, 2 Б. Шужеев, 3 М. Кушииязова

1 НУО «Казахстанко-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы 2 «Национальный научный центр фтизиопульмонологии», Казахстан, г. Алматы 3 «Казахстанко-Британский технический университет», Казахстан, г. Алматы

Аннотация

Нами на протяжении 2 лет была исследована группа медицинских сестер (с средним медицинским образованием). В настоящее время назрела необходимость целостного научного подхода к разработке содержания профессиональной подготовки среднего медицинского персонала в русле формирования профессиональной компетентности специалиста. Для этого представляется целесообразным определить виды деятельности, которые предполагает определенный уровень компетентности, обеспечивающий успешное выполнение совокупности профессиональных задач. В данной статье приводятся результаты проведенного с применением Google Forms анкетирования медицинских работников среднего звена с целью оценки уровня сформированности профессиональной компетентности медицинских работников среднего звена.

Ключевые слова: компетентность, медицинская сестра, профессиональная компетентсность, средний медицинский работник, онлайн-сервис, Google Forms.

УДК: 614.3:378.1 МРНТИ: 75.75.02.

РОЛЬ СТУДЕНТОВ В САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Н.Т. Джайнакбаев, С.Н. Третьякова, А.О. Сейдалин, Т.Х. Хабиева, М.В. Давыденко

НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, Алматы

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы гигиенического воспитания потребностей в сохранении здоровья и по предупреждению рисков здоровья населения на основе медико-профилактической деятельности студентов 5-х и 6-х курсов. Успех профилактической работы среди населения по предупреждению социально значимых заболеваний, основанный на устранении факторов риска и воспитании здорового образа жизни, достигается только в результате совместных целенаправленных усилий населения и медицинских работников. Научно-образовательная миссия университета осуществляется через распространение идей, знаний, разработок здоровье сберегающих технологий, просвещения населения. В связи с этим, студентами 5-6-х курсов читаются лекции в школах, колледжах и других учебных заведениях, темами которых являются наиболее актуальные для нашего города проблемы здравоохранения, вопросы профилактики туберкулеза, СПИДа и гепатита, и других заболеваний. По результатам социологического опроса изучено мнение студентов университета о методах эффективного, гигиенического обучения и воспитания в целях достижения безопасности жизни всего населения и формирования культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса.

Данный аспект работы свидетельствует о необходимости проведения постоянного социологического исследования (мониторинга нужд потребителей, духовной трансформации студентов) культурного движения, трудовой, лекторской и волонтерской деятельности студенчества НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет».

Традиционный базовый принцип интеграции важнейших элементов образования, воспитания, науки и практики в университете имеет солидное обоснование и оправданные этой интеграцией результаты. Один из них касается воспитания лекционной культуры студентов «понимание интеллектуальной деятельности как профессии и развитие способностей к лекторскому мастерству».

Ключевые слова: мнение, творчество, мотивация, самовоспитание, профессиональный рост студентов, профилактика туберкулеза, Спида и других заболеваний, санитарно-эпидемиологическая ситуация.

Введение. Успех профилактической работы среди населения по предупреждению социально значимых заболеваний, основанный на устранении факторов риска и воспитании здорового образа жизни, достигается только в результате совместных целенаправленных усилий

населения и медицинских работников. Эффективное решение этой задачи требует хорошей информированности в вопросах профилактики туберкулеза, СПИДа и других заболеваний среди населения, должной профессиональной квалификации врачей первичного звена,

проводящих эту работу и, хорошо организованной деятельности медицинских организаций, предоставляющих требуемые медицинские услуги.

В силу этого, научно-образовательная миссия университета осуществляется через распространение идей, знаний, разработок здоровье сберегающих технологий, просвещения населения. В связи с этим, студентами 5-6-х курсов читаются лекции в школах, колледжах и других учебных заведениях, темами которых являются наиболее актуальные для нашего города проблемы здравоохранения, вопросы профилактики туберкулеза, СПИДа и гепатита, и других заболеваний. Этой тематике отводится важное место в ходе ежегодного обучения учащейся молодежи в целях интенсивной массовой информации по различным аспектам проблемы инфекционных заболеваний. С целью изучения мотивационной и информационной базы в этом направлении в университете, нами, был осуществлен анализ анкетных данных, которые содержали вопросы, ответы на которые состоя-

На сегодняшний день становятся актуальными не просто формализованные процедуры передачи знаний, а личностный и профессиональный рост студентов. Система педагогических умений и навыков у студентов закладывается и развивается в университете, а затем совершенствуется и оттачивается во время реальной профессиональной деятельности. Одним из способов формирования коммуникативных умений и навыков яв-

Достаточно большое внимание уделяется старшекурсниками (69, 8%) обучению детей и подростков правилам гигиены, эпидемиологии заболеваний. Юношеский возраст - важный, критический, когда человек решает, чего он хочет от жизни, что для него является главным. Этот период рассматривается как самый интенсивный в формировании ценностных ориентаций, например, на

ли из нескольких, предлагаемых вариантов.

Методы и материалы исследования: анализ и обобщение литературных данных, педагогическое наблюдение, социологический опрос студентов.

Сбор информации осуществлялся с помощью анкеты, содержащей 67 вопросов, на которые предлагались несколько вариантов ответов по выбору. Анкетный опрос проведен среди 106 студентов 5-го и 6-го курсов (4,6% от общего контингента обучающихся на старших курсах). Респонденты, принявшие участие в опросе, распределились по возрасту следующим образом: до 19 лет - 44,2%, от 20 до 24 лет - 54,1%, от 25 до 29 лет - 1,5%, в возрасте 30 лет и более - 0,2%.

Влияние санитарно-профилактической деятельности студентов (по их самооценкам) на снижение заболеваемости среди населения оказалось наиболее значимым по отношению к заболеваемости туберкулезом (81,2%), далее указывались СПИД (62,3%) и гепатит (48,1%) как представлено в таблице 1.

ляется лекционная система, осуществление которой создает возможность выполнения определенных действий не только в привычных (учебных), но и в измененных условиях.

Если на важность проводимых студентами лекций указали 58,6% респондентов, то на значимость бесед и «круглых столов» для предупреждения и стабилизации рассматриваемых заболеваний указали 41,4% (таблица 2).

здоровый образ жизни. При этом к проведению лекций в школах и колледжах привлекались 56,6%, в высших учебных заведениях 6,2% респондентов университета. Небольшая доля (8%) пятикурсников не проводивших лекций, но умеющих построить деловую беседу с молодежью, провести переговоры и владеющие мастерством публичного выступления (таблицы 3 и 4).

Таблица 1. Ответы студентов на вопрос. («Может ли, по Вашему мнению, повлиять деятельность студентов медицинских вузов на снижение заболеваемости населения?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1.1 Снижение заболеваемости туберкулезом

да 82,1

нет 17,9

1.2 СПИдом

да 62,3

нет 37,7

1.3 Гепатитом

да 48,1

нет 51,9

1.4 Другое

Итого 100

Таблица 2. Ответы студентов на вопрос. («Каким образом можно предупредить и стабилизировать Вашими усилиями заболеваемость в отношении этих инфекций?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1. проведение лекций 58,6

2. проведение бесед 39,1

3. другое («круглый стол», любая санпросвет работа) 2,3

Итого: 100

«р ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Таблица 3. Ответы студентов на вопрос. («Каким образом можно предупредить и стабилизировать Вашими усилиями заболеваемость в отношении этих инфекций?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1. да 69,8

2. нет 30,2

Итого 100

Таблица 4. Ответы студентов на вопрос. («Привлекались ли Вы к проведению лекций в каких-нибудь организациях?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1. да, школа 56,6

2. да, колледж 29,2

3. да, вуз 6,2

4. нет 8,0

Итого 100

Большинство студентов (83,1%) не испытывают особых трудностей в проведении лекций, качество этих выступлений во многом зависит от подготовки, полученной в университете (таблица 5). 41,5% и 37,7% ре-

спондентов считают презентации лекций очень интересными или интересными, но только 3,8% респондентов считает лекции не нужными и 12,3% затруднились ответить.

Таблица 5. Ответы студентов на вопрос. («Насколько легко или трудно дается Вам лекция?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1. очень трудно 4,7

2. трудно 11,3

3. не трудно, но и нелегко 45,3

4. легко 32,1

5. очень легко 5,7

6. лекции не проводили 0,9

Таблица 6. Ответы студентов на вопрос. («Что дает Вам выступление перед аудиторией?»)

№ Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)

1. преодоление психологических барьеров 31,7

2. выявление имеющихся способностей 18,7

3. осознание ценностей коллективизма 15,1

4. развитие профессионального престижа 27,3

5. только отрицательные эмоции 3,6

6. другое (указать) 3,6

Итого 100

Интерес к пропаганде медицинской информации во многом определяется мотивационными установками респондентов: на 1-м месте стоит преодоление психологических барьеров (31,7%), 2-е место занимает развитие профессионального престижа (27,3%), третье место - выявление имеющихся способностей (18,7%), 4-е - осознание ценностей коллективизма (15,1%). По мнению других респондентов, (3,6%) чтение лекций вызывают отрицательные эмоции (таблица 6).

Таким образом, студенты 5-х и 6-х курсов, используя опыт и рекомендации педагогов университета по проведению лекций, выражают положительное отношение и желание вести работу по профилактике туберкулеза, СПИДа, гепатита и других инфекционных заболеваний. Студенты не только хотят читать лекции, но и выбирают рациональные пути донесения информации до молодежи, например, презентации, лекции должны быть более доступными в школе (ученики не медики).

Студенты считают, что основные приоритеты университета в улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации - это качественное образование, проведение санпросвет работы (лекции, беседы), подготовка специалистов высшего уровня и соответствующие знания. По результатам социологического опроса студентов 5-6-х курсов, нами был определен общий уровень информированности их в вопросах самосовершенствования. Респонденты положительно относятся к чтению лекций в школах, вузах, оценивая позитивный вклад их в формирование гармонически развитой личности будущих медиков.

Данный аспект работы свидетельствует о необходимости проведения постоянного социологического исследования (мониторинга нужд потребителей, духовной трансформации студентов) культурного движения, трудовой, лекторской и волонтерской деятельности студенчества НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет».

Традиционный базовый принцип интеграции важнейших элементов образования, воспитания, науки и практики в университете имеет солидное обоснование и оправданные этой интеграцией результаты. Один из них

касается воспитания лекционной культуры студентов «понимание интеллектуальной деятельности как профессии и развитие способностей к лекторскому мастерству.

ХАЛЬЩ АРАСЫНДАГЫ САНИТАРЛЬЩ-ПРОФИЛАКТИКАЛЬЩ ЦЫЗМЕТТЕП

СТУДЕНТТЕРДЩ Р6Л1

Н.Т. Джайнакбаев, С.Н. Третьякова, А.О. Сейдалин, Т.Х. Хабиева, М.В. Давыденко

«Казакстан-Ресей медицина университет» МЕББМ, Казахстан, Алматы

ТYЙiндi

Макалада 5-шi жэне 6-шы курс студентгерiнiц медициналык-профилактикалык ic-эрекеп негiзiнде денсаулыкты сактау жэне халык денсаулыгыныц кауiп-катepiнiц алдын алу кажеттшктерш гигиеналык тэрбиелеу мэceлeлepi карастырылады. Кауiп факторларын жоюга жэне салауатты eMip салтын тэрбиелеуге нeгiздeлгeн элeумeттiк мэнi бар аурулардыц алдын алу бойынша халык арасындагы алдын алу ж^мыстарыныц табысты болуына халык пен медицина кызметкерлершщ бipлecкeн максатты кYш-жiгepiнiц нэтижeciндe гана кол жeткiзiлeдi. Унивepcитeттiц гылыми-бшм беру миссиясы денсаулык сактау технологияларыныц идеяларын, бiлiмдepiн, эзipлeмeлepiн тарату, халыкты агарту аркылы жYзeгe асырылады. Осыган байланысты 5-6 курс cтудeнттepi бiздщ каламыздыц денсаулык сактау мэceлeлepi, туберкулез, ЖИТС жэне гепатит жэне баска да аурулардыц алдын алу мэceлeлepi бойынша езекп болып табылатын мектептерде, колледждерде жэне баска да оку орындарында дэpicтep окиды. Социологиялык сауалнама нэтижeлepi бойынша университет cтудeнттepiнiц 6ym халыктыц eмip кауiпciздiгiнe кол жетшзу жэне бiлiм беру пpоцeciнiц барлык cубъeктiлepiндe денсаулык мэдeниeтiн калыптастыру максатында тиiмдi, гигиеналык окыту жэне тэрбиелеу эдicтepi туралы пiкipi зepттeлдi.

Ж^мыстыц б^л аcпeктici «Казакстан-Ресей медициналык университет» МЕББМ cтудeнттepiнiц мэдени козгалысыныц, ецбек, лекторлык жэне волонтepлiк кызмeтiнiц теракты элeумeттiк зepттeулepiн (тутынушылардыц кажeттiлiктepiнe мониторинг жYpгiзу, cтудeнттepдiц рухани трансформациясы) жYpгiзу кажеттшпн кepceтeдi.

Университетте бiлiм беру, тэрбие, гылым жэне практиканыц мацызды элeмeнттepiн бipiктipудiц дэcтYpлi базалык кагидаты осы интеграциямен нeгiздeлгeн нэтижелерге ие. Олардыц бipi cтудeнттepдiц дэpicтiк мэдениетш тэрбиелеуге катысты «Зияткepлiк кызмeттi мамандык peтiндe тYciну жэне дэpicтiк шеберлжке кабiлeттiлiктi дамыту».

Ктт свздер: niKip, шызармашылыц, мотивация, езт-ез1 тэрбиелеу, студенттердщ кэс1би ecyi, туберкулездщ, ЖЦТБ-ныц жэне басца да аурулардыц алдын алу, санитариялыц-эпидемиологиялыц жагдай.

THE ROLE OF STUDENTS IN SANITARY AND PROPHYLACTIC ACTIVITIES

AMONG THE POPULATION

N.T. Jainakbayev, S.N. Tretyakova, A.O. Seidalin, T.Kh. Khabieva, M.V. Davydenko

NEI «Kazakh-Russian Medical University», Kazakhstan, Almaty

Summary

The article discusses the issues of hygienic education of the needs for maintaining health and preventing health risks of the population on the basis of medical and preventive activities of 5th and 6th year students. The success of preventive work among the population to prevent socially significant diseases, based on the elimination of risk factors and the upbringing of a healthy lifestyle, is achieved only as a result of joint targeted efforts of the population and medical workers. The scientific and educational mission of the university is carried out through the dissemination of ideas, knowledge, development of health-saving technologies, education of the population.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this regard, 5-6-year students read lectures in schools, colleges and other educational institutions, the topics of which are the most pressing health problems for our city, issues of prevention of tuberculosis, AIDS and hepatitis and other diseases. According to the results of a sociological survey, the opinion of university students on the methods of effective, hygienic education and upbringing was studied in order to achieve the safety of life of the entire population and the formation of a culture of health in all subjects of the educational process.

This aspect of the work indicates the need for a constant sociological study (monitoring of consumer needs, spiritual transformation of students) of the cultural movement, labor, lecturer and volunteer activities of the students of the Kazakh-Russian Medical University.

The traditional basic principle of integration of the most important elements of education, upbringing, science and practice at the university has a solid justification and results justified by this integration. One of them concerns the education of the lecture culture of students «understanding of intellectual activity as a profession and the development of lecturing skills».

Key words: opinion, creativity, motivation, self-education, professional development of students, the prevention of tuberculosis, AIDS and other diseases, the sanitary and epidemiological situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.