Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА ПО РАСПРОСТРАНЕННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА ПО РАСПРОСТРАНЕННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кол-центр / телемедицина / пандемия / население / диспетчер / мультидисциплинарная команда врачей / общественное здоровье / здоровье населения / Call-center / telemedicine / pandemic / population / dispatcher / multidisciplinary team of doctors / public health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.П. Ли, А.Т. Маншарипова, З.Н. Лигай, Н.К. Оспанбекова

Для улучшения общественного здоровья против пандемии COVID-19 в КазРосмедуниверситете был организован кол-центр телемедицины. В городе Алматы имеется круглосуточный онлайн консультационный центр по телефону 1406, где возможно узнать всю интересующую информацию по ситуации о заболеваемости коронавирусом в мире, а также о мерах профилактики и основных симптомах заболевания, однако данный кол-центр города перегружен работой. Наш телемедицинский центр поддерживает организации ПМСП, поликлиники и пациентов города, которые лечатся дома, а также им оказывается консультативная помощь. Диспетчерами выступают резиденты, магистранты и магистры, имеются помощники диспетчеров (студенты, волонтеры). В организации работы кол-центра для предоставления актуальной справочной, эпидемиологической и медицинской информации, а также связи с медицинскими, социальными, информационными службами страны задействованы 7 специалистов, в том числе 5 магистров специальности «Общественное здравоохранение» и 2 магистранта специальности «Общественное здравоохранение», 3 студента. За год работы нами проконсультировано 20 186 пациентов, которым оказана телемедицинская помощь во время пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Т. Джайнакбаев, А.П. Ли, А.Т. Маншарипова, З.Н. Лигай, Н.К. Оспанбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A TELEMEDICAL ADVISORY CENTER FOR COMMON DISEASES IN THE COVID 19 PANDEMIC

To improve public health against the COVID-19 pandemic, a telemedicine call center was organized at KazRosmeduniversity. In the city of Almaty, there is a round-the-clock online consultation center by phone 1406, where it is possible to find out all the information of interest on the situation about the incidence of coronavirus in the world, as well as on preventive measures and the main symptoms of the disease, but this call center of the city is overloaded with work. Our telemedicine center supports PHC organizations, polyclinics and city patients who are treated at home, as well as they are provided with advice. Residents, undergraduates and masters act as dispatchers, there are assistant dispatchers (students, volunteers). In organizing the work of the call center to provide up-to-date reference, epidemiological and medical information, as well as communication with medical, social, information services of the country, 7 specialists are involved, including 5 masters of the specialty "Public health" and 2 undergraduates of the specialty "Public health", 3 students. During the year of work, we have consulted 20186 patients who received telemedicine assistance during a pandemic.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА ПО РАСПРОСТРАНЕННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Ill ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК: 614.253.1 МРНТИ: 76.29.50.

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА ПО РАСПРОСТРАНЕННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Н.Т. Джайнакбаев, А.П. Ли, А.Т. Маншарипова, З.Н. Лигай, Н.К. Оспанбекова, А.В. Вдовцев, Х.Ш. Кашикова, Н.Б. Дюсенов, В.Ж. Кудабаева, А. Мамираимов, М.В. Давыденко, А. Турсун, А. Тулеуова, М. Сулейменов, Д. Маншарипов, А. Ерболатова

НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

Аннотация

Для улучшения общественного здоровья против пандемии COVID-19 в КазРосмедуниверситете был организован кол-центр телемедицины. В городе Алматы имеется круглосуточный онлайн консультационный центр по телефону 1406, где возможно узнать всю интересующую информацию по ситуации о заболеваемости коронавирусом в мире, а также о мерах профилактики и основных симптомах заболевания, однако данный кол-центр города перегружен работой.

Наш телемедицинский центр поддерживает организации ПМСП, поликлиники и пациентов города, которые лечатся дома, а также им оказывается консультативная помощь. Диспетчерами выступают резиденты, магистранты и магистры, имеются помощники диспетчеров (студенты, волонтеры). В организации работы кол-центра для предоставления актуальной справочной, эпидемиологической и медицинской информации, а также связи с медицинскими, социальными, информационными службами страны задействованы 7 специалистов, в том числе 5 магистров специальности «Общественное здравоохранение» и 2 магистранта специальности «Общественное здравоохранение», 3 студента.

За год работы нами проконсультировано 20 186 пациентов, которым оказана телемедицинская помощь во время пандемии.

Ключевые слова: Кол-центр, телемедицина, пандемия, население, диспетчер, мультидисциплинарная команда врачей, общественное здоровье, здоровье населения.

В условиях пандемии и увеличения количества пациентов с COVID-19 в КазРосмедуниверситете организован кол-центр по консультированию пациентов COVID-19. В городе Алматы имеется круглосуточный онлайн консультационный центр по телефону 1406, где возможно узнать всю интересующую информацию по ситуации о заболеваемости коронавирусом в мире, а также о мерах профилактики и основных симптомах заболевания, однако данный кол-центр города перегружен работой [1; 2; 3].

Наш телемедицинский центр поддерживает организации ПМСП, поликлиники и пациентов города, которые лечатся дома, а также им оказывается консультативная помощь.

Целью работы были организация и работа кол-центра с предоставлением онлайн телемедицинской помощи населению по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации распространенных заболеваний в пандемических условиях, а также обучение биобезопасности и биозащите населения.

Материалы и методы. В КазРосмедуниверситете с начала июля 2020 года были проведены работы по техническому оснащению кол-центра по оказанию телемедицинской консультативной помощи населению. Звонок может быть принят диспетчером через мобильное приложение GS Wave либо через программу компьютера Zoiper 5. Запись данных пациента проводится через программное обеспечение АПК Здоровье: для диспетчеров вкладка «Индивидуальные обращения», для докторов - «Врачеб-

ный прием». При помощи данных программ одномоментно может быть принято одновременно до 5 звонков. Пациенты обращаются в кол-центр по номеру +77273187660, информация размещена в социальных сетях. Все диспетчера и доктора осведомлены о конфиденциальности и с каждым подписано информированное согласие о неразглашении информации о пациенте. Работа идет в режиме с 9 часов до 17 часов ежедневно, 5 дней в неделю. Диспетчера работают по 4 часа в день посменно. Проведены обучающие семинары о функционале диспетчеров и их взаимодействии с врачами. Информация принимается на 3 языках - казахском, русском и английском.

При поступлении звонка в кол-центр, диспетчер вносит в программу данные о пациенте: ФИО, дату обращения, жалобы, причину обращения, проведенные манипуляции ранее, результаты обращения ранее к медицинским организациям и данные рекомендации ранее врачами. Введенная информация сохраняется автоматически и отображается во вкладке «история обращений». После сбора информации диспетчер перенаправляет вызов к специалистам - докторам нажатием на специальную команду в приложении.

Полученные результаты. КазРосмедуниверситет профилируется на оказании онлайн телемедицинской помощи распространенных заболеваний терапевтического, инфекционного, гинекологического, неврологического, сердечно-сосудистого, эндокринного, пульмонологического характера, оказывая помощь в организации биобе-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, №2 (32) 2021

зопасности предприятий, волонтерскую и социально-медицинскую помощь социально незащищенным группам населения.

Задачами консультантов является консультации бессимптомных и легких формы пациентов СОУГО-19, членов семьи высшеуказанных пациентов, имеющих отрицательный ПЦР анализ на СОУГО-19, особенно пожилых и имеющих хронические заболевания независимо от возраста, пациентов, перенесших СОУГО-19 пневмонию и выписанных на амбулаторный этап.

В условиях напряженной эпидемической ситуации в РК и в Алматы, данные центры не всегда могут консультировать всех нуждающихся пациентов вследствие загруженности сетевых линий и участившихся обращений жителей мегаполиса к врачам КазРосмедуниверситета. Кол-центр оказывает не только телемедицинские услуги населению, но и является новой стратегической площадкой для практического обучения и закрепления навыков у магистров, студентов, резидентов, магистрантов вуза под руководством врачей разных специальностей. Кол-центр является мультидисциплинарной командой из 45 специалистов, опытных и начинающих врачей, которые помогают практическому здравоохранению по сохранению здоровья населения. Кол-центр предоставляет онлайн телемедицинские рекомендации по эпидемиологии, профилактике распространенных заболеваний, по диагностике, лечению разных форм СОУГО-19. Основой кол-центра является диспетчерская медицинская служба, врачебная служба (терапевты, ВОП), консультативно-совещательный орган телемедицинской помощи (узкие специалисты, зав. кафедрами).

Диспетчерами выступают резиденты, магистранты и магистры, имеются помощники диспетчеров (студенты, волонтеры). В организации работы кол-центра для предоставления актуальной справочной, эпидемиологической и медицинской информации, а также связи с медицинскими, социальными, информационными службами страны задействованы 7 специалистов, в том числе 5 магистров специальности «Общественное здравоохранение» и 2 магистранта специальности «Общественное здравоохранение», 3 студента.

Если пациенту необходима справочная информация, диспетчер использует самые последние данные от координаторов по аптечной службе, по работе со связью с экс-

тренной службой, со связью с социальной защитой, эпидемиологической обстановке.

Для сортировки больных по категориям помогает опытный врач из команды врачей.

2 линия - команда из опытных ППС кафедр, терапевтов и ВОП кафедр терапевтического направления.

3 линия - мультидисциплинарная команда из опытных ППС кафедр смежных областей-инфекционист, кардиологов, эндокринологов, дерматолога, ЛОР врача, пульмонолога, врача рентгенолога, гастроэнтеролога, психиатра, психолога, детского психолога, травматолога, хирурга, педиатра, стоматолога, дерматолога, вирусолога, специалиста по биобезопасности.

При перенаправлении звонков все специалисты рекомендуют и дают советы для населения по вопросам профилактики распространенных заболеваний, рекомендаций по диагностике, лечению и реабилитации распространенных заболеваний, в том числе при легких формах СОУГО - 19. Все врачи имеют допуск к клинической работе, сертификаты, в составе 5 д.м.н., 4 к.м.н., 4 магистра по медицине.

Создан мультидисциплинарный совещательный орган, состоящий из других сотрудников кафедр психиатрии, ВОП, дерматологии, функциональной диагностики, внутренних болезней, пропедевтики, стоматологии, микробиологии, гинекологии и акушерства, общественного здравоохранения для подбора методических рекомендаций при консультациях и дифференциальной диагностики заболеваний. Работа врачей соответствует последним протоколам заболеваний и версии протокола по корона-вирусной инфекции.

За год работы нами проконсультировано 20 186 пациентов, которым оказана телемедицинская помощь во время пандемии.

Таким образом, в КазРосмедуниверситете имеется телемедицинский центр для улучшения здоровья населения в условии пандемии СОУГО19.

Список литературы:

1. https://www.coronavirus2020.kz/

2. http://ncvb.kz/news/patsienti-i-vrachi-pmsp-g-almati-mogut-poluchity-konsulytatsii-vedushtih-spetsialistov

3. https://primeminister.kz/ru/news/intemews/izmenenie-podhodov-v-okazanii-meditinskoy-pomoshchi-snizilo-nagruzku-na-koechnyy-fond-almaty-k-nadyrov-276585

КОВИД 19 ПЕНДЕМИЯСЫНДАГЫ ЦАУШТ1 АУРУЛАРГА АРНАЛГАН ТЕЛЕМЕДИКАЛЬЩ

ОРТАЛЬЩТЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУ

Н.Т. Джайнакбаев, А.П. Ли, А.Т. Маншарипова, З.Н. Лигай, Н.К. Оспанбекова, А.В. Вдовцев, Х.Ш. Кашикова, Н.Б. Дюсенов, В.Ж. Кудабаева, А. Мамираимов, М.В. Давыденко, А. Турсун, А. Тулеуова, М. Сулейменов, Д. Маншарипов, А. Ерболатова

«Казакстан-Ресей медицинальщ университет» МЕББМ, Казахстан, Алматы к.

ТYЙiндi

COVID-19 пандемиясына карсы когамдык денсаулыкты жаксарту Yшiн казмедуниверситетшде телемедицина кол-орталыгы ^йымдастырылды. Алматы каласында 1406 телефоны бойынша тэулiк бойы онлайн кецес беру орталыгы бар, онда элемдеп коронавируспен сыркаттанушылык туралы жагдай, сондай-ак аурудыц алдын алу шаралары мен непзп белгiлерi туралы барлык кызыктыратын акпаратты бiлуге болады, алайда каланыц аталган кол-орталыгы жумыспен шамадан тыс жукгелген.

Бiздiц телемедицина орталыгы АМСК ^йымдарын, емханаларды жэне Yйде емделетш пациенттердi колдайды, сондай-ак оларга консультативтж кемек кврсетiледi. Диспетчерлер резиденттер, магистранттар мен магистрлер,

ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

диспетчерлердщ квмекшiлерi (студенттер, ерiктiлер) болады. взекл аныктамалык, эпидемиологиялык жэне медициналык акпаратты, сондай-ак елдiн медициналык, элеуметтiк, акпараттык кызметтерiмен байланысты ^сыну Yшiн кол-орталыктыц ж^мысын ^йымдастыруга 7 маман, оныц iшiнде "когамдык денсаулык сактау" мамандыгыныц 5 магистрi жэне "когамдык денсаулык сактау" мамандыгыныц 2 магистранты, 3 студент тартылган.

Бiр жыл iшiнде бiз пандемия кезiнде телемедициналык квмек кврсеткен 20 186 пациентке кецес бердж. КЫт свздер: Колл-орталъщ, телемедицина, пандемия, халыц, диспетчер, дэр^ерлердщ мультидисциплинарлыц тобы, цогамдыц денсаулыц, халыц денсаулыгы.

ORGANIZATION OF A TELEMEDICAL ADVISORY CENTER FOR COMMON DISEASES

IN THE COVID 19 PANDEMIC

N.T. Jainakbayev, A.P. Lee, А.Т. Mansharipova, Z.N. Ligai, N.K. Ospanbekova, Kh.Sh. Kashikova, А.V. Vdovtsev, N.B. Dyusenov, V.Zh. Kudabaeva, A. Mamiraimov, M.V. Davydenko, A. Tursun, A. Tuleuova, M. Suleimenov, D. Mansharipov, A. Yerbolatova

NEI «Kazakh-Russian Medical University» Kazakhstan, Almaty

Summary

To improve public health against the COVID-19 pandemic, a telemedicine call center was organized at KazRosmeduniversity. In the city of Almaty, there is a round-the-clock online consultation center by phone 1406, where it is possible to find out all the information of interest on the situation about the incidence of coronavirus in the world, as well as on preventive measures and the main symptoms of the disease, but this call center of the city is overloaded with work.

Our telemedicine center supports PHC organizations, polyclinics and city patients who are treated at home, as well as they are provided with advice. Residents, undergraduates and masters act as dispatchers, there are assistant dispatchers (students, volunteers). In organizing the work of the call center to provide up-to-date reference, epidemiological and medical information, as well as communication with medical, social, information services of the country, 7 specialists are involved, including 5 masters of the specialty "Public health" and 2 undergraduates of the specialty "Public health", 3 students.

During the year of work, we have consulted 20186 patients who received telemedicine assistance during a pandemic.

Key words: Call-center, telemedicine, pandemic, population, dispatcher, multidisciplinary team of doctors, public health.

УДК: 614.2: 616-082 МРНТИ: 76.01.11.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

LMQS (ЭРАЗМУС+)

1 Н.Т. Джайнакбаев, 1 А.Т. Маншарипова, 2 Е.П. Макашев, 1 А.П. Ли, 1 А.С. Кусаинова, 1 Л.Ж.Оракбай, 1 Ф.Г. Оразаева, 1 Г.Е. Куттыбаева, 1 Ж.А. Иманбаева, 1 А.О. Сейдалин, 1 А.Б. Сыздыкова, 1 С.К. Жунусова, 1 А.В. Вдовцев, 1 З.М. Аумолдаева, 1 А. Тулеуова, 1 Н.Б. Дуйсенов, 1 Б.А. Бакирова, 1 Ж.А. Лян, 1 М.В. Давыденко

1 НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

2 «Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби», Казахстан, г. Алматы

Аннотация

С 15 января 2021 года КазРосмедуниверситет (Р22) с 22 партнерами начал выполнение 3-х летнего проекта LMQS, выигранного по программе Эразмус+.

Эразмус+ - это программа Европейского Союза, направленная на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. Данный проект, который выполняет КазРосмедуниверситет, нацелен на повышение потенциала высшего образования и работников здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности здоровья [1; 2].

Ключевые слова: Эразмус+, работник здравоохранения, качество медицинских услуг, непрерывное обучение.

Введение. Программа предоставляет финансовые возможности для сотрудничества во всех этих областях, как между европейскими странами (так называемыми странами Программы), так и между европейскими стра-

нами и странами-партнерами по всему миру. Эразмус+ предоставляет основные возможности для высших учебных заведений из Казахстана: международная кредитная мобильность, магистерские степени Эразмус Мундус и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.