Научная статья на тему 'Результаты анализа эффективности технической эксплуатации самолетов Як-42 по критерию безубыточной производственной деятельности авиапредприятия'

Результаты анализа эффективности технической эксплуатации самолетов Як-42 по критерию безубыточной производственной деятельности авиапредприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ / MAINTENANCE / MANAGEMENT OF AVIATION ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жицкий Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются результаты анализа и управления технической эксплуатацией самолетов Як-42 в авиапредприятиях ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жицкий Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF YAKOVLEV-42 MAINTENANCE EFFICIENCY ANALYSIS FOR AVIATION ENTERPRISE TO OPERATE WITHOUT LOSS

The article is devoted to results of Yakovlev-42 maintenance efficiency analysis for aviation enterprise to operate without loss. There is Yakovlev-42 operation experience examined at the different Russian airlines during 1 year. A rough analysis of enterprise financial and economic activity was carried out.

Текст научной работы на тему «Результаты анализа эффективности технической эксплуатации самолетов Як-42 по критерию безубыточной производственной деятельности авиапредприятия»

УДК 629.735

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ ЯК-42 ПО КРИТЕРИЮ БЕЗУБЫТОЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ

Д.В. ЖИЦКИЙ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.

В статье рассматриваются результаты анализа и управления технической эксплуатацией самолетов Як-42 в авиапредприятиях Г А.

Ключевые слова: техническая эксплуатация, производственная деятельность авиапредприятия.

Объектом эксплуатации рассматривался парк самолетов Як-42, которые до настоящего времени широко используются в авиакомпаниях РФ. При анализе эффективности технической эксплуатации (ТЭ) самолетов Як-42 последовательно выполнялись следующие операции:

- определение достигнутого уровня эффективности ТЭ Як-42 в авиапредприятии по показателям:

КИ (коэффициент использования ЛА по назначению);

КТО чел.ч/ч н. (удельная трудоемкость оперативного ТО);

КТП, чел.ч/ч н. (удельная трудоемкость периодического ТО);

КОЗ , руб./ч н. (удельная стоимость запасных изделий и расходных материалов);

КПО , ч/ч н. (удельные простои на оперативном ТО);

КПП , ч/ч н. (удельные простои на периодическом ТО);

- операционный экспресс-анализ эффективности ТЭ парка Як-42 по критерию безубыточной производственной деятельности авиапредприятия;

- определение «критических» уровней указанных показателей эффективности ТЭ Як-42 для авиапредприятия;

- анализ чувствительности прибыли к изменению исследуемых параметров эффективности ТЭ Як-42;

- определение запаса финансовой прочности авиапредприятия по каждому из исследуемых параметров эффективности ТЭ Як-42;

- определение «предельных» уровней эффективности ТЭ Як-42 по указанным показателям для авиапредприятия.

Анализ выполнялся с целью последующей разработки управляющих воздействий для поддержания «критических» уровней эффективности ТЭ Як-42 в авиапредприятии из условия обеспечения его безубыточной производственной деятельности.

Анализ и расчеты выполнялись на основе статистической базы, собранной по опыту эксплуатации самолетов Як-42 в различных авиакомпаниях РФ за календарный год.

Для апробации метода анализа эффективности ТЭ парка Як-42 было рассмотрено убыточное авиапредприятие и принята исходная информация, представленная в табл. 1.

Таблица 1

Информация для анализа производственной деятельности авиапредприятия

№ п/п Характеристика информации Перечень информации Обозна- чение Единицы измерения Количественное значение

1 2 3 4 5 6

1. Использование ВС Объем парка ВС N Бортовой № ВС 10

Календарный фонд времени фГ ч 87600

Налет парка ВС Т ч н. 16000

Средняя длительность беспосадочного полета 1БП ч н. 2 ч 45 мин.

Средняя длительность подготовки к полету 1СТ ч 45 мин.

2. Финансово- экономическая деятельность Средняя доходная ставка на летный час ДЛ Ч т.руб. 150

Стоимость нормо-часа СНЧ руб./чел.ч 1000

Постоянные затраты С С ПОСТ млн. руб. 207

Стоимость запасных частей и материалов С СЗЧ. млн. руб. 150

Стоимость нового самолета С СЛА млн. руб. 400

3. Достигнутые уровни эффективности ТЭ Коэффициент использования ЛА по назначению Ки И ДОСТ % 20

Удельная трудоемкость оперативного ТО КТО тоДОСТ чел.ч/ч н. 8,3

Удельная трудоемкость периодического ТО К ТПДОСТ чел.ч/ч н. 9,7

Удельная стоимость запасных изделий и расходных материалов К03 03Д0СТ руб./ч н. 9375

Удельные простои на оперативном ТО Кпо 110Д0СТ ч/ч н. 1,37

Удельные простои на периодическом ТО Кпп 1111 ДОСТ ч/ч н. 1,2

Коэффициент исправности К ИСПР дост % 53

По каждому исследуемому фактору (параметру эффективности ТЭ Як-42) определялась сила операционного рычага и анализировалась чувствительность прибыли к изменению эффективности ТЭ Як-42. Оценивалось процентное изменение прибыли при процентном изменении фактора.

Получено, что наиболее чувствительным к изменению прибыли является показатель КИ, определяющий налет парка Як-42 данного авиапредприятия и соответственно объем реализаций.

Выручка, зависящая от объема реализаций, может быть увеличена за счет повышения средней доходной ставки на летный час (ДЛЧ), что является традиционным решением для авиапредприятия, которое не рассматривает управление эффективностью ТЭ парка ВС с целью обеспечения безубыточной производственной деятельности.

Другой путь повышения объема реализаций - повышение доли использования парка Як-42 по назначению в годовом фонде времени ( КИ ). Повышение показателя КИ , в свою очередь, связано с уменьшением простоев на оперативных и периодических формах ТО Як-42.

Выполнялось моделирование исследуемого процесса и определялись пути вывода авиапредприятия из убыточного состояния за счет повышения эффективности ТЭ приписного парка ВС.

Для моделирования процесса производственной деятельности авиапредприятия использовалась факторная модель, позволяющая проводить операционный экспресс-анализ эффективности ТЭ приписного парка самолетов.

При моделировании проводилось:

- определение силы операционного рычага по каждому параметру эффективности ТЭ Як-42;

- анализ чувствительности прибыли к изменению эффективности ТЭ Як-42;

- определение запаса финансовой прочности (ЗФП) по исследуемым факторам.

Результаты анализа производственной деятельности авиапредприятия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анализа производственной деятельности авиапредприятия

КІ Кі достиг. Кі пред. Кі критич. К/' критич. К/' пред. Необходимость повышения эффективности ТЭ

КИ 0,2 0,24 0,21 К/' критич .< К/ пред. нет

Кто 8,3 2,5 2,38 К/ критич.< К/ пред. да

К 31 9,7 3,9 3,78 К/ критич.< К/ пред. да

Коз 9375 4800 3450 К/ критич.< К/ пред. да

Кпо 1,37 1,15 1,17 К/ критич.> К/ пред. нет

Кпп 1,2 1,031 1 К/ критич.< К/ пред. да

Результаты анализа демонстрируют необходимость разработки управляющих воздействий, направленных на понижение показателей Кто, Ктп, КОЗ, КПП для вывода авиапредприятия из убыточного состояния. Указанные предложения подтверждены результатами анализа запаса финансовой прочности.

Для разработки управляющих воздействий с целью вывода авиапредприятия из убыточного состояния рассматривалось планирование повышения достигнутых уровней эффективности ТЭ Як-42 до предельных уровней, обусловленных эксплуатационно-техническими характеристиками самолета и возможностями авиапредприятия. Планируемые значения показателей эффективности ТЭ составили:

КТО = 2,5 чел.ч/ч н.;

КТП = 3,9 чел.ч/ч н.;

Коз = 4800 руб./ч н.

Результаты моделирования планируемой производственной деятельности авиапредприятия представлены в табл. 3.

Таблица 3

Планируемые результаты

План Показатель Затраты, млн.руб. Выручка, млн. руб. У быток, млн. руб. Прибыль, млн. руб. % приб.

1 2 3 4 5 6 7

Кто 2,5 чел.ч/ч 241,52 240 1,52 — — —

Ктп 3,8 чел.ч/ч 241,36 240 1,36 --- --- ---

Коз 4800 руб./ч 24,348 240 3,48 — — —

Кто 2,5 чел.ч/ч 232,08 240 --- 7,92 3,4

КТП 3,8 чел.ч/ч

Коз 4800 руб./ч 224,76 240 — 15,24 6

КТО 2,5 чел.ч/ч

Ктп 3,8 чел.ч/ч

При расчетах рассматривались случаи уменьшения КТО, КТП, Коз независимо друг от друга, а также совместное уменьшение КТО и КТП или КТО, КТП, Коз.

Для дальнейшего повышения прибыли следует разрабатывать управляющие воздействия на эффективность ТЭ Як-42. Расчет запаса финансовой прочности по исследуемым параметрам эффективности ТЭ Як-42 позволил выбрать приоритетные направления:

- увеличение КИ;

- уменьшение КПП.

Результаты анализа позволили выбрать приоритетное направление при разработке управляющих воздействий для вывода авиапредприятия из убыточного состояния - понижение удельной трудоемкости оперативного и периодического ТО, стоимости запасных частей и расходных материалов.

Результаты анализа продемонстрированы графически. На рис. 1 показана чувствительность прибыли к изменению исследуемых факторов для убыточного авиапредприятия. На рис. 2 -чувствительность прибыли к изменению исследуемых факторов для моделируемого процесса производственной деятельности авиапредприятия.

Таким образом продемонстрирована возможность выхода авиапредприятия из убыточного состояния за счет повышения эффективности ТЭ эксплуатируемого парка самолетов Як-42.

В результате проведенного анализа получено следующее управленческое решение - с целью выхода из убыточного состояния снижать трудозатраты на оперативном и периодическом ТО (КТО, КТП) и стоимость запасных частей (Коз).

Приоритетные управляющие воздействия для реализации управленческих решений составили:

1) для уменьшения КТО, КТП:

- переход на ТЭ по состоянию (до предотказового состояния или до безопасного отказа);

- использование прогрессивных технологий ТО и оборудования;

- совершенствование алгоритмов поиска и устранения неисправностей;

- корректировка регламента ТО (периодичность и объемы работ);

- оптимизация поставок запасных частей;

- сокращение трудоемкости проведения внепланового ремонта ФС и их изделий;

Изменение прибыли (%) Изменение прибыли (%)

2) для уменьшения Коз:

- совершенствование договоров на поставку запасных частей и материалов;

- организация входного контроля запасных частей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оперативная оценка безотказности поступающих партий запасных изделий.

Рис. 1. Чувствительность прибыли к изменению эффективности ТЭ Як-42 в убыточном авиапредприятии

♦ Ки

■ Кто

Ктп

X СО о

ж Кпо

• Кпп

20,00

00 -10,00 -5,00 ^0,

-20,00 -

♦ Ки

■ Кто

Ктп

X Коз

ж о п К

• Кпп

Изменение эффективности ТЭ ВС (%)

Рис. 2. Чувствительность прибыли к изменению эффективности ТЭ Як-42

при планировании выхода авиапредприятия из убыточного состояния

RESULTS OF YAKOVLEV-42 MAINTENANCE EFFICIENCY ANALYSIS FOR AVIATION ENTERPRISE TO OPERATE WITHOUT LOSS

Zhitskiy D.V.

The article is devoted to results of Yakovlev-42 maintenance efficiency analysis for aviation enterprise to operate without loss.

There is Yakovlev-42 operation experience examined at the different Russian airlines during 1 year. A rough analysis of enterprise financial and economic activity was carried out.

Key words: maintenance, management of aviation enterprise.

Сведения об авторе

Жицкий Дмитрий Владимирович, 1983 г.р., окончил МАИ (2005), аспирант механического факультета МГТУ ГА, автор 13 работ, область научных интересов - менеджмент качества в сфере эксплуатации воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.