Научная статья на тему 'Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»'

Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5999
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производительность / оценка производительности / управление производительностью / повышение производительности / авиакомпания. / performance / airline / performance evaluation / performance management / performance improvement.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрашин В. Д.

В статье исследованы способы расчета производительности в российских и зарубежных авиакомпаниях. Разработан метод оценки производительности.Предложены и обоснованы конкретные организационно-управленческие мероприятия, направленные на повышение производительности сотрудников авиакомпании ПАО Аэрофлот. Проведена оценка экономической эффективности от их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the methods of performance analysis in Russian and foreign airlines. The method of performance evaluation is developed. Specific organizational and management measures aimed at improving the performance of Aeroflot employees are proposed and justified. The economic efficiency of their implementation was assessed.

Текст научной работы на тему «Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»»

Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот -

Российские Авиалинии»

1,f МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 331.101.6 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19025

Петрашин В.Д.,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, г. Москва

Аннотация: В статье исследованы способы расчета производительности в российских и зарубежных авиакомпаниях. Разработан метод оценки производительности.Предложены и обоснованы конкретные организационно-управленческие мероприятия, направленные на повышение производительности сотрудников авиакомпании ПАО Аэрофлот. Проведена оценка экономической эффективности от их внедрения.

Summary: The article investigates the methods of performance analysis in Russian and foreign airlines. The method of performance evaluation is developed. Specific organizational and management measures aimed at improving the performance of Aeroflot employees are proposed and justified. The economic efficiency of their implementation was assessed. Ключевые слова: производительность, оценка производительности, управление производительностью, повышение производительности, авиакомпания. Keywords: performance, airline, performance evaluation, performance management, performance improvement.

Производительность труда сотрудников ПАО «Аэрофлот» достигается применением высокоэффективных средств мотивации, которые представлены компенсационными и социальными пакетами.

Система оплаты труда в Компании учитывает категории должностей, результативность деятельности структурных подразделений, особенности региональных рынков труда, а также индивидуальный вклад каждого работника. Чтобы привлекать на работу наиболее профессиональные кадры, которые и позволяют обеспечить желаемую производительность труда, компания использует определенные схемы, например, для летного состава

предусмотрены единовременные выплаты при трудоустройстве в авиакомпанию, чтобы удерживать наиболее опытный персонал, существует программа «Золотой якорь» - это специальный пенсионный план для командиров воздушных судов, участникам программы ПАО «Аэрофлот» начисляет ежегодные бонусы на именной пенсионный счет в корпоративном негосударственном фонде. Размер бонуса увеличивается за каждый последующий год, отработанный в авиакомпании. Кроме того, при выходе на пенсию с авиакомпании, пилотному составу назначается дополнительная корпоративная пенсия.

Рассчитаем показатели производительности ПАО «Аэрофлот» с учетом отраслевой специфики (таблица 1) [1].

Таблица 1

Аиалнз производительности ПАО «Аэрофлот» с учетом отраслевой

специфики

Показатели 2016 2017 2018 Абсолютно е изменение Относительное изменение

2017/ 2016 2018/ 2017 2017/ 2016 2018/ 2017

Пассажиропоток, ылн. чел. 43,4 50,1 55,7 6,7 5,6 115,44 111,18

Пасс ажирооборот, ылрд. пкы. 112,1 130,2 143,2 1&Д 13 116,15 109,98

Выручка, мл д. руб. 495.9 532.9 611.6 37 7&г7 107.46 114.77

Численность, гас. "чел. 20.6 21.6 23 1 1.4 104.85 106.48

Произв одит-ельность труда:

По пассажиропотоку: 2107 2319 2422 213 102 110,09 104,41

По пассажирообороту: 5442 6028 6226 5 86 198 110.77 103.29

По Еыр\тке: 24.07 24.67 26.59 1 2 102.49 107.78

Используя стандартные показатели расчета производительности труда (через натуральные и стоимостные показатели), мы получили, что показатели производительности растут на протяжении анализируемого периода, так, по производительность по пассажиропотоку выросла в 2017 году на 10,77%, в 2018 году - на 3,29%. По пассажирообороту рост производительности труда в 2017 году составил 10,77%, в 2018 году - 3,29%. По выручке производительность труда выросла в 2017 году на 2,49%, в 2018 году на 7,78%.

В авиапредприятиях, где доля затрат живого труда составляет около трети от общих эксплуатационных расходов, рост производительности труда является одним из важных резервов снижения себестоимости авиаперевозок.

Повышение производительности труда обеспечит авиапредприятию экономию материальных ресурсов, создаст условия для уменьшения потребности в парке воздушных

судов, агрегатах, запасных частях и материалах для выполнения заданного объема работ [2].

Зарубежные авиакомпании производят расчет производительности труда, обязательно устанавливая причинно-следственную связь ее изменения, то есть по сути проводят факторный анализ, определяя, что именно и каким образом влияет на производительность труда [3]. Это позволяет получить весьма информативную модель, изменение отдельных факторов в которой дает высокий рост производительности труда.

Данные по производительности труда мировой авиаотрасли за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2 [4].

Таблица 2

Данные по производительности: труда мировой авиаотрасли за 2016

2018 гг.

Показатели 2016 2017 2018 Абсолютное изменение Относительное изыенение

2017/ 2016 2018/ 2017 20 1 7/ 2016 2018/ 2017

Общие затраты воздушного ■транспорта $млрд. 740 787 871 4" 84 106,35 110,67

Затраты на топливо, ьирД-Э 135 149 188 14 39 110,37 126,17

Затраты на оплату тр\-да. млрд_£ 159 171 185 12 14 107,55 108,19

Занятость, млн. человек 2,7 2,79 2,89 0,09 ОД 103,33 103,58

11ронзв одитель ность тр\-да АТЮработник 492,887 506,406 519,001 13,519 12,595 102,74 102,49

Стоимость единицы рабочей силы $/АТЕ 0,119 0,121 0,123 0,002 0,002 101,68 101,65

0\"А,''работниь: в $ 95.530 97.409 100.670 1 .В 79 3.261 101.97 103.3 5

Отметим, что для оценки производительности труда в мировой авиаотрасли используются показатели: ATK/работник (Available Tonne Kilometers - располагаемый тоннокилометраж), стоимость единицы рабочей силы /ATK, GVA/работник (Gross Value Added - валовая добавленная стоимость).

Далее рассмотрим международную методику расчета производительности (ОЭСР, МОТ) - добавленная стоимость на одного среднесписочного работника (производительность труда по добавленной стоимости).

Методика расчета приведена в приложении 1 к приказу Минэкономразвития России от 20.12.2018 № 748 [5]:

1) добавленная стоимость (ДС) рассчитывается как сумма прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, оплаты труда работников и страховых взносов, уплачиваемых предприятием в государственные внебюджетные фонды РФ, по следующей формуле:

ДС= Пр^+ОТ+С^В+Н^Сб,

Где:

Приб - прибыль предприятия;

ОТ - сумма расходов на оплату труда работников;

СтрхВ - сумма страховых взносов;

НалСб - сумма налогов, включаемых в себестоимость.

При этом для предприятий, использующих общий режим налогообложения, прибыль рассчитывается по данным налоговой декларации по налогу на прибыль организации как разница между выручкой от реализации и прямых расходов по следующей формуле:

■Прис- -^ыр " П^Р^

где:

Выр - сумма строк 11 («Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства») и 12 («Выручка от реализации покупных товаров») приложения № 1 к Листу 2 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации;

ПрмРсх - сумма строк 10 («Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам)») и 20 («Прямые расходы налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в текущем отчетном (налоговом) периоде, относящиеся к реализованным товарам») приложения № 2 к Листу 2 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации.

2) рекомендации, приведенные в "Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) - врезка 2. Критерии, используемые для расчета высокопроизводительных рабочих мест.

«В качестве основного критерия высокопроизводительных (высокотехнологичных) рабочих мест (далее - ВПРМ), к каким относится и авиаотрасль, для большинства секторов использовалась производительность труда, рассчитанная как добавленная стоимость, создаваемая предприятием, на одного сотрудника. Все занятые рабочие места предприятия, производительность труда которого превышает определенный уровень, считаются относящимися к высокопроизводительным рабочим местам. В случае российских предприятий рабочее место считается высокопроизводительным, если добавленная стоимость в расчете на одно замещенное рабочее место находится на уровне не менее 612 тыс. рублей. Разработанный метод оценки производительности труда для авиапредприятий с учетом результатов проведенного исследования представлен на рис. 1.

Рис. 1. Метод оценки производительности труда для авиапредприятий

(авторская разработка)

Данный метод позволяет провести всестороннюю оценку производительности труда, как по привычным, российским методикам, так и используя международные показатели, которые также рекомендованы Минэкономразвития России. При этом экспертная оценка, проведенная высшим менеджментом, позволит выявить внутренние резервы и проблемы, которые не проявятся на предыдущих этапах исследования.

В ходе исследования деятельности ПАО «Аэрофлот» можно сделать вывод, что компания занимает лидирующие позиции среди российских компаний, оказывающих услуги авиаперевозки. При этом компания проигрывает в конкурентной борьбе с международными крупнейшими компаниями. Российский «Аэрофлот» по итогам World Airline Awards 2018 занял в мировом рейтинге 23-е место (год назад 30-е, в 2016 году - 40-е, в 2015 году - 46-е), в европейском - шестое. Это лучший результат в истории авиакомпании. Для сравнения S7 Airlines находится на 98-м месте (95-е место в 2017 году) мирового рейтинга [6].

Таким образом, ПАО «Аэрофлот» достаточно конкурентоспособен на мировом уровне, однако, необходимо продолжать работу над улучшением показателей деятельности.

Существует достаточно большое количество направлений для улучшения производительности авиакомпании, по мнению экспертов, для ПАО «Аэрофлот» необходимо проводить работу в следующих направлениях:

- информатизация и диджитализация, в частности, предлагается оборудовать салоны самолетов компании розетками и USB-портами, что позволит значительно повысить удовлетворенность пассажиров перелетом;

- совершенствование ТО и ремонта парка воздушной техники, например, предлагается внедрение технологий ЭБ-печати запчастей, что позволит значительно сократить время на ремонтные работы, а значит увеличить количество летных часов;

- совершенствование управления персоналом за счет внедрения эффективного трудового контракта для высокопроизводительных рабочих мест;

- внедрение ССП (система сбалансированных показателей) с целью повышения эффективности управления производительностью труда.

Рассмотрим предложенные направления подробнее.

В качестве первого направления было предложено оснастить все самолеты компании розетками и ИББ-портами.

Чтобы определить, насколько актуально данное предложение для пассажиров и как изменяется уровень удовлетворенности пассажиров от наличия розеток и ИББ-портов, был проведен опрос среди пассажиров авиакомпаний, опрос проводился в интернете, приняли участие 40 человек.

На рис. 2 представлены результаты ответов на вопрос «Оцените важность наличия розеток и ИББ-портов в салоне самолета (у вашего кресла)».

22 55%

14 35%

- 3 7,5% 1 2,5Чъ

Очень важно Важно степень не Баалы розетки

значимости - hITSB, обойдусь в нейтральная полете без них

Рнс. 2. Анализ ответов на вопрос «Оцените важность наличия розеток и USB-портов в салоне самолета (у вашего кресла)»

Из данных рис. 6 следует, что для преобладающего большинства розетки и USB-порты крайне важны, практически все люди в настоящее время пользуются гаджетами, ноутбуками, планшетами, которые постоянно нуждаются в зарядке, одна из самых актуальных проблем во время путешествия - это необходимость заряда техники. Поэтому внедрение данной меры способно существенно повысить удовлетворенность пассажиров ПАО «Аэрофлот».

В качестве второго направления повышения производительности было предложено внедрить ЭБ-печать деталей для ремонта.

Современные 3D-технологии печати позволяют с высокой точностью, с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки создавать нужную деталь за счёт чего можно повысить производительность на авиапредприятии, сократить время на ремонт и обслуживание, а также снизить финансовые потери, связанные с простоем самолетов [7].

3D печать обеспечивает массу преимуществ, как для авиастроения, так и для других производственных сфер:

- сокращение временных затрат на 20-30%. Печать на 3D-принтере занимает гораздо меньше времени, чем производство традиционным способом, особенно, если необходимо выполнить деталь в единичном экземпляре;

- печать деталей сложной геометрии и возможность изготовления цельных изделий, которые ранее изготавливались составными;

- готовые детали, благодаря особенностям производства и применению новых материалов, получаются более легкими, что очень важно для отрасли;

- уменьшение количества отходов на 70-95%.

Принтер работает в автоматическом режиме и может эксплуатироваться практически 24 часа в сутки, требуя при этом минимального количества обслуживающего персонала [8].

В парке ПАО «Аэрофлот» 292 воздушных судна. На один самолет ПАО «Аэрофлот» приходится порядка 3900 летных часов в год, при этом в ремонте самолет проводит порядка 400 часов. То есть общее количество часов в ремонте составляет 116800 часов за год. При этом использование 3D-принтера, по мнению экспертов, позволяет сократить время ремонта на 20-30%, для расчета примем 20%, тогда 23360 часа можно высвободить для совершения вылетов.

Представим данные расчетов в таблице 3.

Таблица 3

Расчет изменения производственных показателей ГТА.О «Аэрофлот» за счет внедрения ЗЕ>-ттрннтеров для печати запчастей

Показатели До После А&солютно е Относительное

и е1> о- ге р ия т ия м оп 13 ня х ия нанененне изменение

Ко л—е. о в оезэду: ш н ых 292 292 0 ЮО

судов, ед.

Летных: часов в год 3900 3980 80 102,0 5

на одно судно, часок

Летных часов на 1133300 1162160 23360 Ю2.,05

весь парк судов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

часов

Кол-во часов в 4-00 320 -80 ВОгОО

ремонте на одно

судно - час.

Кол-во часов в 116800 934-4-0 -^3360 ВОгОО

ремонте на весь парк

судов, час.

Вырл'чка. млн.руб. 611600 627566 15966 Ю2.61

Производительность 0 = 54- 0 = 54- 0 100,00

^ в ыр учжса/ко л-в о

часов полетов),

ыл:н.руб ./час.

Таким образом, совершенствование технологий ремонта способно увеличить выручку ПАО «Аэрофлот» на 15966 млн.руб. или на 2,61%. При этом увеличится количество часов полетов парка воздушных судов на 2ЭЭ60 часов или на 2,05%.

В качестве третьего направления было предложено совершенствование управления персоналом за счет внедрения эффективного трудового контракта для высокопроизводительных рабочих мест.

Наиболее высокопроизводительными рабочими местами в ПАО «Аэрофлот» являются пилоты воздушных судов. Таким образом, целесообразно начать внедрение эффективного трудового контракта именно с данных рабочих мест.

Внедрение эффективного трудового контракта предполагает установление критериев эффективности выполнения должностных обязанностей. Составим сетку надбавок и штрафных санкций для пилотов ПАО «Аэрофлот», базой применения является оклад, отметим, что заработная плата пилотов складывается из оклада, оплаты за вылеты (зависит от налета часов), премий, то есть данной системой предлагается варьировать премиальную часть заработной платы, при этом окладная часть и оплата за вылеты меняться не будет (таблица 4):

Таблица 4

Сетка надбавок и штрафов для пилотов ГТА.О <<А.эрофлот» по эффективному

трудовому контракту

НадЬаввш премии к оклад>г Штрафы % премии к окладу

Отсутствие нарушений 50' Опоздания на работу. ЗО

трудовой дисцнплнны в преждевременный уход с

течение месяца работы

Полет «в. особых 100 Невыход на работу 50

УСЛОВИЯХ»

Полет е качестве 50 Несвоевременное или не в 20

служеоного пассажира. полном ооъеме выполнение

по распоряжению трудовых обязанностей,

р аботодателя неполное и нерациональное использование рабочего времени для производительного труда

Управление -судном с 100 Появление на работе в 50

техническиьш нетрезвом виде

и еполадкам и

Перегонка возд>гшного 100 Осуществление полета в 70

суда с одним нетрезвом виде

отказавшим двигателем

Отсутствие нареканий в Выплата Нарушение санитарно- 20

течение квартала со фиксир ованной гигиенических правил.

стороны клиентов. суммы — 500 технологических процессов

персонала, руководства ТЫС. рУ О.

Прохождение 100 Грубость клиенту / коллеге 30

обдающих к\грсов / по работе, грубое

повьппение нарушение суоордннацин

квалификации

Таким образом, пилоты будут заинтересованы в эффективной работе, соблюдение трудовой дисциплины, правил взаимоотношений с клиентами и коллегами, то есть их работа станет более эффективной, а значит и более производительной. Отметим, что

процент поощрений гораздо выше, чем штрафов, что должно стимулировать пилотов соблюдать указанные критерии.

В качестве четвертого направления было предложено внедрение ССП с целью повышения эффективности управления производительностью труда.

По каждому показателю необходимо установить критическое и целевое значение (таблица 5). Если значение сравнялось с критическим, то реализуются мероприятия, соответствующие данному показателю.

Таблица 5

Целевые и критические значения ССП оценки производительности труда ПАО «Аэрофлот»

Показатель Критическое значение Целевое значение План мероприятий

Блок "Финансы»

Дооавлеииая 500 650 Усовершенствовать

стоимость, сотрудник тыс .ру о..чел. тыс.руо.чел. мотивациснную схему, сократить затраты

Выручка сотрудник 20 млрд. руб. чел. 2£ млрд.руб. чел. Проанализировать загруженность сотрудника, выявить резервы для повышения производительности

Блок «Клиенты»

Уровень 4 балла {по 5 5 баллов (го 5 Провести исследование и

удовлетворенности сальной сальной шкале) выявить првчины

клиентов шкале) недовольства клиентов, устранить их

Количество претензий Б злее в До 10 в месяц Структурировать претензии

со стороны клиентов месяц по группам, провести раосту го каждой группе претензий. выявить последующий результат

Блок «Потенциал»

Количество Менее 1 в 2-3 в месяц Разработать мероприятия по

предложенных месяц активизации

рационализаторских рационализаторства и

идеи и инновации инновации

Количество Менее 1 в гсд 2-3 в год Назначить группу, которая

реализованных оы рассматривала и

рационализаторских оценивала предложенные

идеи и инновации рационализаторские и инновационные идеи

Уровень Менее 50% Более 60% Определить. какие

автоматизации передовые технологии

производственных внедрены у конкурентов и

процессов отсутствуют в не следуемой Г|Т|ТТЯТГЛГТТГ|Т1ТГИ осутцестЕлжь мониторинг рынка инноваций на предмет возможности использования в исследуемой авиакомпании

Контроль предложенных показателей позволит своевременно выявлять и проводить мероприятия по повышению производительности ПАО «Аэрофлот».

Далее проведем оценку экономической эффективности разработанных мероприятий по повышению производительности ПАО «Аэрофлот».

Рассмотрим затраты на предложенные меры (таблица 6).

Таблица 6

Затраты на мероприятия по повышению производительности ПАО

«Аэрофлот»

Мероприятия Статьи расходов Стоимость, тыс.руб.

1 2 3

Оборудование салонов самолетов компании розетками и иЗВ-портамн Парк техники — 292 судна Стоимость оборудования одного самолета -100 29200 тыс.руб.

Внедрение тезшояогий ЗО-печати запчастей Стоимость одного принтера ЗО-печати - 400 тыс.руб. Потребность в принтерах — б принтеров 2400 тыс.руб.

Внедрение эффективного трудового договора Разработка документации С5 сотрудников * 176 часов. кал^ый * 400 р./час) 352 тыс.руб.

Внедрение С СП с целью повышения эффективности управления производительностью труда Разработка документации сотрудников * 17 6 часов'каждый * 400 р./час) 352 тыс.руб.

Итого 32304 тыс.руб.

В итоге затраты на предложенные мероприятия составят Э2Э04 тыс.руб. Полученный экономический эффект от разработанных мероприятий будет состоять в уменьшении текучести пилотов и снижении затрат на подбор и обучение вновь поступившего персонала. Также будет наблюдаться рост выручки ПАО «Аэрофлот».

Оценка экономического эффекта от снижения текучести кадров и сокращения расходов на подбор персонала определяется по формуле:

Этк= Дктк х Н х йпо

Где Sтк - экономический эффект (ущерб) от снижения (увеличения) текучести кадров; Дктк - коэффициент, характеризующий снижение (увеличение) текучести кадров (например была текучесть персонала 15%, после реализации каких-либо мероприятий стала 10%, снижение составляет 5%, соответственно Дктк=0,05);

Н - численность персонала организации или подразделения, чел.;

Sпо - затраты на поиск, подбор и обучение нового сотрудника, руб. в расчете на одного человека.

Специалисты утверждают [9], что увольнение каждого сотрудника, а в особенности опытного и проработавшего более 3 лет, приводит к потерям финансовых ресурсов, находящимся в промежутке от 10% до 20% (в зависимости от уровня должности и опыта работы) годового заработка уволившегося сотрудника. Эти потери связаны с необходимостью вложений средств, как финансовых, так и временных, в поиск и подбор нового персонала, его обучение, адаптацию новичка и т.д.

Проверим данное утверждение, используя данные ПАО «Аэрофлот». Рассмотрим расходы на поиск и подготовку пилота (таблица 7).

Таблица 7

Расходы на подбор персонала на примере должности пилота, замещавшейся е 2018 году

Статьи расходов Затраты, т.р.

1 2

Выплаты при увольнении сотрудника, чья должность замещается 250

Размещение объявления о вакансии на внутренних корпоративных ресурсах б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подбор персонала через учебные завелеиия 50

Медосмотр 5

Спецодежда 8

Оплата труда наставника с отчислениями 200

Обучение нового сотрудника 300

Итого 821

Далее определим, какую долю от годовой заработной платы пилота составляют данные расходы: 821/4800*100 = 17,1%. Таким образом, выдвинутое ранее утверждение исследователей подтвердилось.

Так как в ПАО «Аэрофлот» очень велики вложения в профессиональный уровень сотрудников и предъявляются высокие требования к должности, то примем потери равными 15%.

Текучесть кадров в ПАО «Аэрофлот» среди первых пилотов за 2017 год составила 8%. Отток кадров составляет: 628 х 0,08 = 50 чел./год. Среднемесячная заработная плата сотрудников составляет 400 тыс.руб. Исходя из этого годовая заработная плата специалиста составляет 4800 тыс.руб.

Таким образом, потери от текучести кадров в настоящее время составляют:

З1 = 4800 х 50 х 0,15 = 36000 тыс. руб.

Предполагается, что за счет предложенных мероприятий текучесть кадров сократится вдвое, до 4%. Если численность работников останется на том же уровне, то предположительно уволится 25 чел. (628 *0,04).

Следовательно, после внедрения мероприятий, потери от текучести составят (при условии сохранения размера среднего заработка):

З2 = 4800 х 25 х 0,15 = 18000 тыс. руб.

Экономический эффект от реализации мероприятий составит: Э = З1 - З2 = 36000 - 18000 = 18000 тыс. руб.

Таким образом, за счет сокращения текучести пилотов повысится их общий профессиональный уровень (меньше новичков, больше профессиональных сотрудников), что приведет к повышению производительности, экономический эффект выразится в приросте прибыли на 18 млн.руб.

Далее определим, как выручка ПАО «Аэрофлот» от реализации предложенных мероприятий (таблица 8).

Таблица 8

Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий

Мероприятия Экономическая эффективность (экспертная оценка') Среднее значение

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

Рост продаж по причине повышения профессионального уровня персонала, производительности труда 10% 8% 10% 9=3%

Рост прнсылн по причине роста выручки при сохранении уровня постоянных расходов 15% 12% 13% 13,3%

Сокращение расходов на подоор персонала в следствие повышения его лояльности и улучшения климата в коллективе 5% 6% 4% _\0%

Таким образом, за счет предложенных мероприятий ПАО «Аэрофлот» увеличит выручку и прибыль, сократятся расходы.

При этом социальная составляющая будет выражена в повышении удовлетворенности сотрудников, росте эффективности их работы, улучшении профессионального уровня коллектива.

Далее рассмотрим прогнозные экономические показатели деятельности ПАО «Аэрофлот» после внедрения предложенных мероприятий (таблица 9).

Таблица 9

Экономические показатели деятельности ПАО «Аэрофлот» после внедрения предложенных мероприятий

Показатели 2013 2019 Изменение

Абсолютное Относительное

Пассажиропоток, млн.чел. 55.7 57.2 1.5 102.7

Пассажироооорот ылрдлкм. 143 2 145.7 2.5 101.7

Занятость кресел, % 82.7 85 2.3 102. £

Выручка, млрд.руб. 611,6 663.5 56.9 109.3

Чистая прибыль, млрд.руб. 5,7 6,5 0,8 113:3

Рентабельность чистой 0,9 1,0 0,1 107:3

прибыли. %

Расходы на оплату труда. 21502 22362 £60 104:0

млн.руо.

Производительность труда. 26,6 29.1 2,5 109:3

млн .руб./чел.

Численность, тыс .чел. 23 23 0 100.0

Среднемесячная оплата труда. 77,91 81,02 ЗД1 104:0

тыс.руб./чел.

Затраты на мероприятия. 32304 32304 -

тыс. руб.

Чистый экономический 767696 767696 -

аффект, тыс.руб.

На рис. 3 представлены основные экономические результаты мероприятий.

Среднемесячная оплата 31,02

труда, тыс .рус. чел. 77,91

Чистая присыпь, млрд.руб. 6,5 5=7

Выручка, млрд.руб. и 2019

611,6

- 2<ЛУ

Пассажироосорот, ылрц.пкы. 145,7

143,2

Пассажиропоток, млн .чел. 5 7.2

■ 1 200 400 1 1 6М 500

Рис. 3. Основные экономические результаты разработанных мероприятий для ПАО «Аэрофлот»

Из данных таблицы следует, что выручка ПАО «Аэрофлот» вырастет на 9,3% или на 56,9 млрд.руб., при этом темп роста затрат ниже темпа роста выручки за счет повышения эффективности работы персонала и неизменности постоянных расходов, что приведет к росту чистой прибыли от реализации на 13,3% или на 0,8 млрд.руб. Производительность труда сотрудников повысится на 9,3%.

Положительно характеризует предложенные мероприятия и возрастание показателя рентабельности, с 0,9% до 1%.

Чистый экономический эффект, рассчитанный как разница между приростом прибыли и затратами на мероприятие, составит 767,7 млн.руб. в год.

Таким образом, расчеты подтверждают экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Список литературы

1. Производственные системы в России и в мире. Альманах «Управление производством». - 2013. - 85 с.

2. Сколько получают пилоты крупнейших мировых авиакомпаний. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/photoreport/15/06/2017/5941b2459a7947d315cafd45 Дата обращения: 08.05.2019

3. Экономика гражданской авиации: Учебное пособие - М.: МГТУ ГА, 2014. -130 с.

4. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда. Исследование консалтинговой компании «Авиаперсонал». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://events.ato.ru/upload/FILES/WoF18_Miroshnichenko_AviaPersonal.pdf Дата обращения: 08.05.2019

5. Андреев А.В. Методика разработки измеряемых показателей эффективности управления предприятиями отрасли воздушного транспорта // Практический маркетинг. -№2. - 2012. - С.29-33.

6. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. М.: КНОРУС. 2015. - 360 с.

8. Производительность труда в авиакомпаниях по итогам 2016 года https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/02/441457.html Дата обращения: 08.05.2019

9. Найшев М.В. Некоторые пути повышения производительности труда в условиях авиатранспортного рынка // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - № 6. - 2005. - С. 132-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.