Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования цепей поставок на воздушном транспорте'

Основные направления совершенствования цепей поставок на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / АВИАКОМПАНИЯ / АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛОГИСТИКА / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ПОСТАВЩИК / СТРАТЕГИЯ ЗАКУПОК / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Е.Ю., Паристова Л.П.

В данной статье обозначена проблема оптимизации процесса закупочной деятельности на авиапредприятиях и необходимость стратегического управления цепями поставок. Предложены пути повышения эффективности и конкурентоспособности авиакомпаний посредством совершенствования стратегии закупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования цепей поставок на воздушном транспорте»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

УДК 658.72 Е.Ю. Савина магистрант ФГБОУ ВО СПбГУ ГА

специалист ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

г. Тюмень, РФ Е-mail: virginia_009@mail.ru Л.П. Паристова канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО СПбГУ ГА,

г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: paristova@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация

В данной статье обозначена проблема оптимизации процесса закупочной деятельности на авиапредприятиях и необходимость стратегического управления цепями поставок. Предложены пути повышения эффективности и конкурентоспособности авиакомпаний посредством совершенствования стратегии закупок.

Ключевые слова:

Авиация, авиакомпания, аутсорсинг, конкурентоспособность, логистика, цепь поставок, поставщик,

стратегия закупок, управление закупками

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF SUPPLY CHAIN THE AIRLINE INDUSTRY

This article highlights the problem of optimization the procurement process in airlines and the need for strategic supply chain management. Ways to improve the efficiency and competitiveness of airlines through improved procurement strategies have been proposed.

Keywords:

Аviation, airline, outsourcing, competitiveness, logistics, supply chain, supplier, procurement strategy, procurement management

На современных высококонкурентных рынках авиации цепь поставок является критически важным процессом для экономии эксплуатационных расходов. Результат борьбы за выживание компании в современных условиях, во многом зависит от выбранной стратегии цепи поставок.

Авиационные предприятия, независимо от того, занимаются ли они эксплуатацией воздушных судов, техническим обслуживанием и ремонтом, или какими-либо другими функциями, не могут отказаться от закупки или передачи на внешний подряд. Для авиакомпаний закупки играют важную роль в достижении более высокого уровня эффективности авиаперевозок посредством оптимизированной стратегии закупок. Это основной источник сбережений для любой организации и, следовательно, требует наилучшего управления. Таким образом, процесс закупок становится важным элементом совершенствования для любой авиакомпании, если только данная функция не передана на внешний подряд (аутсорсинг).

Как и в других зрелых отраслях, авиакомпании имеют высокую долю постоянных издержек. В то время как «устаревшие» авиакомпании консолидируются, по крайней мере частично, для достижения синергизма, бюджетные авиакомпании набирают обороты благодаря амбициозным стратегиям сбережений, сохраняя при этом гибкость в отношении потребностей своей растущей клиентской базы.

Гражданская авиация относится к капиталоемким отраслям, где высока доля постоянных затрат, поэтому от выбранной стратегии закупок зависит не только снижение суммарных затрат предприятия, но и размер задействованного капитала, а следовательно, и эффективность его использования.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

Ниже приведем несколько факторов, способствующих получению эффективных результатов.

Тайминг (от англ. timing) - момент, когда выбирается самое подходящее или благоприятное время для совершения чего-либо, выбор наиболее выгодного момента. Авиакомпаниям и любой другой компании необходимо изучать и анализировать сложившуюся экономическую и политическую ситуации в каждый момент времени, чтобы быть готовыми использовать потенциал и возможности влияния такого климата для принятия стратегически важных решений. Так, например, когда спрос начал падать в 2000 году и ускорился после террористических атак в США 11 сентября 2001 года некоторые бюджетные авиакомпании увидели возможность обновления и увеличения парка воздушных судов, в некоторых случаях по низкой цене, за счет покупки подержанных самолетов у старых авиакомпаний. Компании на зрелых рынках могут укрепить свои рыночные позиции, улучшив понимание того, как внешние факторы способны влиять на отрасль.

Упрощение спецификаций и увеличение объема. (Например, Ryanair и Norwegian Air Shuttle заказали Boeing-737 оптом). В дополнение к большим скидкам на единицу, приобретая более простой, обновленный и более экономичный авиапарк, упрощение может принести непосредственные инженерные выгоды, повышая операционную эффективность и гибкость процесса. Сняв карман на спинке сиденья, Ryanair сократила время уборки самолета перед его следующим полетом, что способствовало конкурентному преимуществу. Хотя сложность сокращения спецификаций будет варьироваться в зависимости от отрасли, это важная задача для достижения гибкости в зрелых компаниях.

Однородность флота также обеспечивает эффект масштаба при обучении и обслуживании. Например, авиакомпания, имеющая только один тип воздушного судна, должна предлагать только два типа обучения пилотов: для вторых пилотов и для капитанов. В других случаях более простые авиапарки означают, что персонал часто обучается только на одном типе самолета. Это снижает затраты на оплату труда и обучение. Упрощенное техническое обслуживание также увеличивает экономию, поскольку упрощается управление запасами запасных частей, объемы приводят к более выгодным поставкам, а воздушные суда могут ремонтироваться более эффективно, что повышает надежность и летную годность авиапарка.

Аутсорсинговые услуги позволяют экономить на административных расходах, повышают гибкость труда и имеют преимущественное значение в таких специализированных областях, как информационные технологии, а также техническое обслуживание и ремонт. Обслуживание пассажиров, багажа, грузов и другие наземные услуги также могут быть поручены внешним агентствам, когда данная деятельность еще не может быть осуществлена из-за отсутствия технологий.

Маркетинг также является областью, где экономия достигается путем использования внешних ресурсов для решения внутренних задач производства (аутсорсинга). Это является одним из эффективных способов сократить расходы - передать часть непрофильных обязанностей компании аутсорсеру. В основном авиакомпании передают на аутсорсинг процессы технического обслуживания и ремонта, кадровое делопроизводство и обучение персонала, бухгалтерский учет, IT-технологий и связь. Передача всего комплекса работ в области маркетинга и рекламы или только части функций также является результативным решением при необходимости оптимизировать бизнес-процессы авиакомпании и сократить издержки.

Партнерство авиакомпаний должно быть тщательно оценено. Решив не участвовать в альянсе, лоукостеры (игроки с низкими затратами) могут сохранить преимущество в гибкости и сосредоточиться на контроле расходов и отказаться от навязывания информационных технологий и дорогостоящих систем, маркетинга, обслуживания в аэропорту и других расходов, связанных с участием в альянсе. Это зачастую означает отказ от более значительных привилегий и выгод от расширенной «виртуальной сети» за счет совместного использования кода (код-шеринга) и других преимуществ сотрудничества в альянсе.

Все эти примеры показывают, как эффективный «стратегический сорсинг» позволяет компаниям в авиаотрасли, которая в значительной степени зависит от затрат на топливо и энергию, погоды и других элементов, часто находящихся вне их контроля, оставаться конкурентоспособными. Авиакомпании являются примером того, как эффективная стратегия закупок может привести к эффективной экономии на важных постоянных затратах, без ущерба для гибкости или удовлетворенности клиентов. Поэтому для обеспечения результативности в долгосрочном периоде авиакомпаниям необходимо выбрать наиболее

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

эффективную систему организации процесса закупки, соответствующую общей стратегии предприятия. Зачастую высшее руководство не придает особого значения процессу закупок, в то время как на их долю приходится 60-80 % общих затрат.

Управление цепями поставок является важным процессом для эффективной работы любого бизнеса в мире. Управление цепью поставок может применяться для успеха компании и удовлетворенности клиентов, а также в социальных условиях страны для удовлетворения потребностей медицинских миссий, оказания помощи при бедствиях и управления ими, а также многих других типов чрезвычайных ситуаций, когда требуется перемещение товаров и услуг.

Как и во всех других отраслях, на воздушном транспорте роль управления цепями поставок первостепенна и неотъемлема для ведения бизнеса. И когда мы применяем общие концепции и понимание управления цепями поставок для авиационной отрасли, то приходим к выводу, что только эффективность цепи поставок - это то, что служит всем элементам процесса снабжения и помогает бизнесу расти. Список использованной литературы:

1. Метельская М. Н. Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 251-253. — URL https://moluch.ru/archive/229/53310 (Дата обращения 18.012019)

2. Baqar Raza. «Supply Chain Management for Aviation MRO Industry» — URL https://www.academia.edu/13707147 (Дата обращения 18.012019)

3. Rob Britton. «Lessons Learned from the Airline Industry: How Procurement Can Benefit Mature Industries» — 2015.17.11 — URL// https://www.spendmatters.com (Дата обращения 18.012019)

4. Steven Brand. «4-must-know-aerospace-supply-chain-management-issues» Sep 21, 2017 — URL https://www.cmtc.com (Дата обращения 18.012019)

© Савина Е.Ю., Паристова Л.П., 2019

УДК: 338.2

З.Л. Симакова

ст. преподаватель СПБПУ, г. Санкт-Петербург, РФ Email: simakova@kafedrapik.ru А.И. Штейнберг студентка СПБПУ, г. Санкт-Петербург, РФ Email : nastya-kotoko 1995@ yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация

Данная тема актуальна в настоящее время из-за своей распространенности и мало освещённости. Целью является сформировать проблемы и их решения. В рамках данной статьи были изучены различные источники информации о закупочной деятельности для гостиниц, проанализированы полученные от отлей сведения и проведен опрос сотрудников после чего были сформированы основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова:

Управление закупками, сокращение затрат, гостиничный бизнес

Keywords:

Procurement management, cost reduction, hotel business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.