Научная статья на тему 'Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования методов управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии'

Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования методов управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ / ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ / ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / ОPERATIONAL EXPRESS ANALYSIS / OPERATIONAL LEVERAGE / BREAK EVEN POINT / FINANCIAL SAFETY MARGIN / AIRCRAFT OPERATION EFFICIENCY / MAINTENANCE / REPAIR AND OVERHAUL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кренева Галина Валериевна, Герасимова Евгения Давидовна, Жицкий Дмитрий Владимирович

Исследована возможность использования технологии операционного экспресс-анализа для управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии. Рассмотрено влияние технико-экономических факторов на рентабельность технического обслуживания и ремонта воздушных судов и представлена схема технологии операционного экспресс-анализа. Разработаны основные положения операционного экспресс-анализа для управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кренева Галина Валериевна, Герасимова Евгения Давидовна, Жицкий Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATION EXPRESS-ANALYSIS APPLICATION FOR AIRCRAFT MAINTENANCE EFFICIENCY MANAGEMENT IN THE AVIATION ENTERPRISE

The article is devoted to an operation express-analysis application for aircraft maintenance efficiency management in the aviation enterprise. Impact of technical and economic factors on MRO profitability was assessed, the scheme of operation express-analysis was performed. The main regulations of operation express-analysis were developed.

Текст научной работы на тему «Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования методов управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии»

УДК 338.314:629.735.017.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АВИАПРЕДПРИЯТИИ

Г.В. КРЕНЕВА, Е.Д. ГЕРАСИМОВА, Д.В. ЖИЦКИЙ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

Исследована возможность использования технологии операционного экспресс-анализа для управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии. Рассмотрено влияние техникоэкономических факторов на рентабельность технического обслуживания и ремонта воздушных судов и представлена схема технологии операционного экспресс-анализа. Разработаны основные положения операционного экспресс-анализа для управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии.

Ключевые слова: операционный экспресс-анализ, операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности, эффективность технической эксплуатации воздушных судов, техническое обслуживание и ремонт.

Операционный анализ является методом решения взаимосвязанных задач с целью оперативного и стратегического планирования финансово-экономической деятельности предприятия. Его еще называют анализом «Издержки - Объем - Прибыль» («Costs - Volume - Profit»), который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства или сбыта [1].

Эффективная деятельность предполагает получение максимального результата за счет имеющихся ресурсов или получение определенного результата с минимальными расходами ресурсов. Это актуально как для экономической эффективности, в которой используется операционный анализ, так и для эффективности технической эксплуатации воздушных судов (ВС) авиапредприятия. В данной статье сделана попытка использовать приемы и элементы операционного экспресс-анализа для управления эффективностью технической эксплуатации ВС. Ключевыми элементами операционного экспресс-анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли. Порог рентабельности характеризуется выручкой, при которой валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат при нулевой прибыли. Запас финансовой прочности - величина обратная силе операционного рычага и определяет уровень (в процентах) безопасного снижения выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Практическая реализация управления эффективностью авиапредприятия требует выработки системных подходов или механизма, который основан на следующих принципах: экономичность, продуктивность, прибыльность и рентабельность [2]. Два последних очень важны, так как в них отражены все результаты деятельности авиапредприятия, и в первую очередь эффективность технической эксплуатации ВС. Прибыльность это не просто способность зарабатывать прибыль, а нацеленность на получение большой массы прибыли. Повышение прибыльности достигается как интенсивными, так и экстенсивными методами. Если рентабельность рассматривать как отношение полученной прибыли к использованному капиталу, то она является главным ориентиром выбора предпочтительных видов деятельности, их совершенствования и оптимизации. Для авиапредприятия это совершенствование методов управления эффективностью технической эксплуатации ВС. В предприятиях ГА на рентабельность воздействуют экономические и технические факторы, а значит ее можно рассматривать как объект

технико-экономического анализа, основная цель которого - выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственной деятельности авиапредприятия от основных технико-экономических факторов.

Операционный экспресс-анализ проводится в несколько этапов: на первом - определяется сила операционного рычага по каждому из анализируемых факторов; на втором - проводится анализ чувствительности прибыли к анализируемым факторам; на третьем - проводится анализ безубыточности и на четвертом - определяется компенсирующий объем реализации при прогнозируемом изменении одного из факторов. На практике не всегда возникает необходимость в проведении полного операционного анализа, тогда выполнив 1 этап, можно ограничиться выполнением 2 или 3, или 4 этапа, или использовать его согласно потребностям предприятия. Применение указанного анализа для совершенствования методов управления эффективностью технической эксплуатации ВС выявляет необходимость выполнения первых трех этапов, важным из которых является анализ безубыточности, проводимый для каждого из исследуемых факторов [3]. Он отличается от классического анализа безубыточности тем, что проводится для одного, пускай и самого значительного фактора - объема реализации. В рамках предлагаемой технологии анализ безубыточности проводится для основных факторов, выделенных для конкретного авиапредприятия, т.е. задачи, которые решал классический анализ безубыточности по отношению к объему реализации, с помощью предлагаемой технологии, решаются по отношению к конкретным факторам. Он проводится следующим образом, сначала определяются критические значения по анализируемому фактору, а затем определяется запас финансовой прочности (ЗФП) по анализируемому фактору.

При рассмотрении производственной деятельности авиапредприятия в виде организации, обеспечения и выполнения технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ВС, основными внутренними факторами будут являться затраты времени, труда и средств на ТОиР ВС. На рис. 1 представлена схема, отражающая влияние технико-экономических факторов на рентабельность ТОиР ВС.

Рис. 1. Влияние технико-экономических факторов на рентабельность ТОиР ВС

Рентабельность, являясь результатом производственного процесса, формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением эффективности ТОиР (уменьшением временных и трудовых затрат). При таком подходе общая рентабельность авиапредприятия рассматривается как функция ряда факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности ТОиР ВС.

В настоящее время исследователями рекомендуются методики анализа общей рентабельности по факторам эффективности и в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналитический подход к изучению взаимо-

Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования . . . 123

связи между издержками и доходами при различных уровнях производства, особенно полезен для:

- текущего планирования (обеспечение информацией для принятия решений путем анализа влияния изменений в цене услуг, их объемах, величине издержек, а также прогнозирования прибылей, убытков, денежных потоков);

- оценки инвестиционных проектов (обеспечение информацией для принятия решения об эффективности проекта при прогнозируемых издержках и доходах);

- подготовки проектов (определение оптимального размера производственных мощностей, необходимого первоначального капитала и т.д.).

С учетом вышеизложенного правомерна постановка задачи - совершенствование методов управления эффективностью ТЭ ВС по критерию безубыточной деятельности авиапредприятия.

Сфера управления эффективностью технической эксплуатации ВС распространяется на внутреннюю производственную деятельность авиапредприятия. Как показано в [3], в данном случае целесообразно использовать «внутрифирменный» экономический анализ, который позволит сопоставить взаимосвязь производственного и финансового потенциала предприятия и в результате получить эффективные управляющие решения для обеспечения безубыточной деятельности авиапредприятия.

Для этих целей в настоящее время успешно применяются методы и технологии операционного экспресс-анализа [3].

Анализ безубыточности, проводимый согласно технологиям первичного операционного экспресс-анализа, отличается от общепринятого анализа безубыточности тем, что проводится с целью определения параметров, имеющих отношение исключительно к объему реализаций. В нашем случае - к объему выполняемых работ по ТОиР ВС. Анализ также предполагает определение критического значения объема реализаций (порога рентабельности) и определение запаса финансовой прочности предприятия по исследуемым факторам. В качестве анализируемых факторов в общем случае рассматриваются: объем реализаций, цена, переменные и постоянные затраты.

Использование такого подхода позволит определить тактические шаги по обеспечению производственной деятельности авиапредприятия и упреждению неблагоприятных тенденций, т.е. вырабатывать оперативные управляющие решения для повышения эффективности технической эксплуатации (ТЭ) ВС. Ключевым является определение силы операционного рычага по анализируемому фактору.

Реализация метода операционного экспресс-анализа предполагает формирование моделей, описывающих влияние анализируемых факторов на безубыточную деятельность предприятия и позволяющих определять критические значения этих факторов.

Для решения задачи управления ТЭ ВС в авиапредприятиях представляется целесообразным разработать факторные модели для выработки управленческих решений по повышению эффективности ТОиР ВС. При этом критерием будет являться безубыточная производственная деятельность авиапредприятия. Базовой основой для разработки таких моделей должны являться:

1. Имитационные модели, заложенные в технологию операционного экспресс-анализа и используемые для оценки результатов финансовой деятельности авиапредприятия [3 ].

2. Оценка влияния параметров (показателей) эффективности ТЭ ВС на факторы, исследуемые при анализе финансовой деятельности авиапредприятия (объемы реализации и цена услуг по проведению ТОиР ВС, переменные и постоянные затраты с учетом временных, трудовых и стоимостных затрат на ТОиР ВС).

Использование технологии операционного экспресс-анализа для определения критического значения параметров эффективности ТЭ ВС возможно при условии, что эти параметры будут выражены через перечисленные факторы (объем реализаций, цена, переменные и постоянные затраты). Также появляется возможность провести анализ безубыточности авиапредприятия и запаса финансовой прочности по той доле, которую вносят параметры эффективности ТЭ ВС (затраты времени, труда и средств на ТОиР ВС) в оценку финансово-экономической деятельности.

Оценка эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии является многокритериальной. Критериями рассматривают: безопасность полетов, регулярность вылетов, использование и исправность самолетного парка, экономичность ТОиР. Будем рассматривать: безопасность полетов и регулярность вылетов гра-

ничными условиями, подлежащими обязательному выполнению авиапредприятием при эксплуатации парка ВС.

Для оценки эффективности ТЭ ВС предполагается использовать следующие показатели [4]: коэффициент использования (К И ); удельная трудоемкость оперативного и периодического ТО (Ко КТП); удельная

стоимость запасных частей (Коз)'- удельные простои на оперативное и периодическое ТО (Ко Кпп)-

Тогда схема технологии операционного экспресс-анализа эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии приобретает вид, показанный на рис. 2.

Рис. 2. Схема технологии операционного экспресс-анализа эффективности ТЭ парка ВС в авиапредприятии

Для реализации этой схемы требуется логико-математическое описание объекта исследований, позволяющее анализировать и оценивать его свойства. В нашем случае объектом исследований рассматриваются параметры (показатели) эффективности ТЭ ВС авиапредприятия и моделирование должно ответить на вопрос - как изменение этих параметров влияет на факторы финансово-экономической деятельности авиапредприятия.

Такое моделирование относится к классу имитационного математического моделирования [4]. Совокупность свойств объекта а исследуется с помощью системы уравнений {а = /(Ь)}, где, как рассматривалось выше: а ° {К(} - совокупность параметров эффективности ТЭ ВС (показателей); Ь } - совокупность факторов, исследуемых при операционном экспресс-анализе финансовоэкономической производственной деятельности авиапредприятия. В этих условиях система уравнений {К } = /{2(} будет являться имитационной моделью объекта относительно его свойств.

В общем случае авиапредприятие выполняет ТОиР для следующих групп объектов эксплуатации:

I группа - все виды ТОиР для приписного парка ВС;

II группа - транзитное обслуживание ВС;

Ш группа - профилактическое ТО ВС, принадлежащих компаниям-партнерам.

Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования . . . 125

Организация и выполнение ТОиР для перечисленных объектов формирует параметры эффективности ТЭ ВС: для I группы ВС - оперативное ТО (оперативный цикл) и периодическое ТО (цикл восстановления); для II группы ВС - обеспечение встречи, стоянки и вылета; для Ш группы ВС - профилактическое ТО в цикле восстановления. Выполнение перечисленных работ приводит к затратам времени, труда и средств авиапредприятия, при этом следует отметить постоянные объемы работ и переменные. Постоянные объемы работ выполняются в соответствии с регламентом, переменные обусловлены характеристиками безотказности АТ и использованием ВС по назначению и направлены на поиск и устранение неисправностей.

Параметрами (показателями) эффективности ТЭ I группы ВС выбраны: Ки (показатель использования ВС по назначению); Кп (удельные суммарные простои на ТОиР); Кт (удельная суммарная

трудоемкость ТОиР) .Для анализа выделяют показатели оперативного цикла (Кпо, Кто) и цикла восстановления (Кпп, Ктп).

Для II группы ВС характеристиками эффективности ТЭ следует рассматривать объемы, затраты времени, труда и средств на выполнение транзитного обслуживания, трудоемкость работ по обеспечению встречи, стоянки и вылета - Кт , чел.ч; затраты времени на транзитное ТО - Кп , ч.

Для Ш группы ВС характеристиками эффективности ТЭ следует рассматривать объемы, затраты времени труда и средств на профилактические работы, выполняемые авиапредприятием для сторонних компаний ( Ктш , чел.ч; Кп , чел.ч), а также затраты времени, труда, средств на обеспечение встречи

и ^шега ( Ктош , челч; Кпош , ч).

Очевидно, что указанные показатели зависят от производственных ресурсов авиапредприятия, направленных на организацию и выполнение ТОиР {Xг-} и от ЭТХ ВС }.

Предложенный перечень параметров (показателей) эффективности ТЭ ВС в достаточной мере позволяет обеспечить конечную цель исследований - управление ТЭ ВС по критерию безубыточной производственной деятельности авиапредприятия.

Исследуемыми факторами при оценке финансово-экономической деятельности авиапредприятия являются: объемы реализаций, цена, постоянные и переменные затраты. Перечисленные факторы характеризуют производственную деятельность авиапредприятия с точки зрения выполнения услуг: обеспечение авиаперевозок (I группа ВС), выполнение транзитного ТО (II группа ВС), выполнение профилактического ТО (Ш группа ВС).

При рассмотрении этих факторов различают постоянные затраты, не зависящие от объема выполнения услуг, и переменные, зависящие от объема выполнения услуг. К постоянным затратам в части организации и обеспечения ТОиР будем относить затраты на аренду производственных помещений, оборудование и др. Переменные затраты включают стоимость работ по ТОиР для 3-х групп объектов эксплуатации. Дополнительно предлагается рассмотреть как фактор затраты, связанные с простоями на ТОиР, сокращение которых возможно не только улучшением эксплуатационно-технических характеристик ВС и организацией ТОиР (производственные ресурсы авиапредприятия), но в значительной степени зависит от интенсификации труда и квалификации исполнителей.

Для использования базовых основ операционного экспресс-анализа параметры эффективности ТЭ ВС должны быть рассмотрены в виде факторов, влияющих на финансово-экономическую деятельность авиапредприятия в части организации, обеспечения и выполнения ТОиР. С этой целью разработаны основные положения, представленные в таблице. Дополнительно предлагается рассматривать показатель эксплуатационной технологичности КОЗ, руб./ч.н. (удельная стоимость запасных частей и материалов, расходуемых при выполнении ТОиР I группы ВС) и показатель КЗ, руб. (стоимость запасных частей и материалов, расходуемых при выполнении ТОиР Ш группы ВС).

Основные положения направлены на выражение параметров эффективности ТЭ ВС в денежном эквиваленте, что позволяет в полной мере использовать технологии операционного экспресс-анализа для управления ТЭ ВС в авиапредприятии.

Таблица

Объект эксплуатации Финансово-экономический фактор Анализируемый фактор Основные положения для анализа Примечание

Показатель эфф-ти ТЭ ВС Единицы измерения Характерис- тика Единицы измерения

1 2 3 4 5 6 7

I группа (ВС приписного парка авиапредприятия) Объем реализаций КИ % II Е-н ч.н. Т - налет парка ВС; ф - календарный фонд времени

Цена - - ДЛ Ч. руб./ч.н. ДЛЧ - ср. доходная ставка на летный час

Переменные затраты КТО чел.ч/ч.н. СО = КТО • КИ фСНЧ руб. СО - затраты на оперативное ТО; СНЧ - стоимость нормо-часа, руб./чел.ч

КТП чел.ч/ч.н. СП = КТП ■ КИ ■ ф ■ СН Ч руб. СП - затраты на периодическое ТО

Коз руб./ч.н. С3і = Коз-Ки-ф руб. - затраты на запасные части и матер.

Постоянные затраты - - С С ПОСТ I руб. СПОСТ - затраты на аренду, оборудование и др.

Потери из-за простоев на ТО КПО ч/ч.н. СПО = КПО • Ки (Ки • ф) ■ ДЛЧ руб. СПО - затраты из-за простоев на оперативном ТО

Кпп ч/ч.н. СПП = КПП • Ки (Ки • ф) ■ ДЛЧ руб. СПП - затраты из-за простоев на гериэд. ТО

II группа (ВС, подлежащие транзитному обслуживанию) Объем реализаций - - VII ед. работ Уп - объем транзитного ТО, ед. работ

Цена - - ЦII руб. Цп - цена единицы работ

Переменные затраты КТ т и чел. ч СII = КТ п ■ С Н Ч руб. Сп - затраты на транзитное ТО

Постоянные затраты - - С С ПОСТ II руб. СПОСТ - затраты на аренду, оборудование и др.

III группа (ВС сторонних компаний) Объем реализаций - - VIII ед. работ Уш - объем профилактических работ для сторонних ВС

Цена - - ЦIII руб. Цш - цена единицы работ

Переменные затраты КТ ТIII К3 Зш чел. ч руб. СIII = КТ ш ■ С Н Ч С3 = К3 Зш Зш .б .б рр Сш - затраты на профилактическое ТО, работы по обеспечению встречи и вылета; С - затраты на запасные Зш части и материалы

Постоянные затраты - - С С ПОСТ ш руб. СПОСТ - затраты на аренду, оборудование и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2009.

2. Экономика фирмы: учебник / под ред. Н.П. Иващенко Н.П. - М.: Инфра - М., 2008.

3. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: краткий профессиональный курс. - М.: Перспектива, 1998.

4. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно- хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Машиностроение, 1989.

5. Мышкис А.Д. Элементы теории математического моделирования. - М.: Комкнига, 2007.

OPERATION EXPRESS-ANALYSIS APPLICATION FOR AIRCRAFT MAINTENANCE EFFICIENCY MANAGEMENT IN THE AVIATION ENTERPRISE

Kreneva G.V., Gerasimova E.D., Zhitskiy D.V.

The article is devoted to an operation express-analysis application for aircraft maintenance efficiency management in the aviation enterprise.

Impact of technical and economic factors on MRO profitability was assessed, the scheme of operation express-analysis was performed. The main regulations of operation express-analysis were developed.

Key words: оperational express analysis, operational leverage, break even point, financial safety margin, aircraft operation efficiency, maintenance, repair and overhaul.

Сведения об авторах

Кренева Галина Валериевна, окончила МИИГА (1986), кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов гражданской авиации МГТУ ГА, автор 17 научных работ, область научных интересов -финансовый менеджмент, оптимизация и снижение эксплуатационных расходов авиакомпаний, управление прибыльностью авиапредприятий с использованием финансовых инструментов.

Герасимова Евгения Давидовна, окончила МАИ (1966), кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор свыше 50 научных работ, область научных интересов - эффективность технической эксплуатации воздушных судов, повышение и поддержание эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.

Жицкий Дмитрий Владимирович, 1983 г.р., окончил МАИ (2005), аспирант механического факультета МГТУ ГА, область научных интересов - менеджмент качества в сфере эксплуатации воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.