УДК 629.735
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Ю.М. ЧИНЮЧИН, Е.Д. ГЕРАСИМОВА, Д.В. ЖИЦКИЙ
В статье рассматривается концепция управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов. Целью управления является обеспечение безубыточной производственной деятельности авиапредприятий ГА.
Ключевые слова: техническая эксплуатация, производственная деятельность авиапредприятий ГА, управление эффективностью.
Сегодня на рынке транспортных услуг функционирует около 170 российских авиакомпаний при общем объеме выполняемых ими работ в размере 8,1 млрд. приведенных т/км в год. Доля убыточных авиакомпаний составляет 40% от общей численности. Российские авиакомпании не имеют достаточных финансовых средств на обновление парка физически и морально устаревших ВС. Среднегодовой темп обновления парка ВС составляет 0,3% от общей численности.
Российские авиакомпании испытывают жесткую конкуренцию со стороны западных авиакомпаний, которые имеют превосходство как по объему, так и по качеству выполняемых работ.
Необходима разработка мер, направленных на стабилизацию деятельности авиакомпаний (авиапредприятий) в условиях жесткой конкуренции. Для этого, в свою очередь, необходима разработка научно-методических основ оценки и способов повышения экономической устойчивости авиакомпаний (авиапредприятий).
Работа авиапредприятий в условиях рынка предполагает использование новых подходов к определению путей повышения эффективности производства и применения методов современного маркетинга. Современные научные методы направлены на выявление резервов и тенденций на основе оперативного анализа издержек производства для получения реальных результатов и обоснованности принятия управленческих решений.
Известно, что общий доход авиакомпаний включает доход от авиаперевозок, обеспечение которых зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ВС.
Проблема управления производственной деятельностью авиапредприятия связана с временем выполнения, затратами на выполнение и качеством выполнения работ по обеспечению перевозок.
Затраты времени, труда и средств на ТОиР авиационной техники (АТ) в авиапредприятии определяют эффективность технической эксплуатации ВС (ТЭ ВС), реализуемой в процессе технической эксплуатации (ПТЭ) ВС. Управление эффективностью ТЭ ВС позволяет минимизировать затраты на ТОиР, при этом приоритетными критериями является обеспечение безопасности полетов и регулярности вылетов ВС. С другой стороны, известны методы, позволяющие эффективно управлять финансово-экономической деятельностью авиакомпаний (авиапредприятий).
На сегодняшний день в авиапредприятиях не решен вопрос организации такого ПТЭ ВС, который при обеспечении безопасности полетов и регулярности вылетов ВС не приведет к убыточной деятельности авиапредприятия.
Если рассматривать выполнение ТОиР ВС, как направление деятельности авиапредприятия, приносящее прибыль, то можно рассматривать влияние этой доли прибыли на экономическую эффективность и рентабельность деятельности всей авиакомпании (авиапредприятия). Для решения задачи в такой постановке рассматривается концепция управления эффективностью технической эксплуатации ВС с целью обеспечения безубыточной производственной деятельности авиапредприятий ГА в части проведения ТОиР ВС.
Объектом исследований является производственная деятельность авиапредприятия в части организации, обеспечения и выполнения ТОиР для эксплуатируемого парка ВС.
Объектом управления являются параметры эффективности технической эксплуатации парка ВС. Параметрами эффективности технической эксплуатации ВС рассматриваются уровни затрат времени, труда и средств на ТОиР ВС, достигнутые при производственной деятельности авиапредприятия за период наблюдения. Обеспечение безопасности полетов и регулярности вылетов является граничными условиями, подлежащими обязательному выполнению, и в данном аспекте управление ТЭ ВС не рассматривается.
Целью управления является поддержание уровня эффективности технической эксплуатации ВС, обеспечивающего безубыточную производственную деятельность авиапредприятия.
Сфера управления эффективностью технической эксплуатацией ВС распространяется на внутреннюю производственную деятельность авиапредприятия. Как показано в [1], для данного случая целесообразно использовать «внутрифирменный» экономический анализ, который позволит сопоставить взаимосвязь производственного и финансового потенциала предприятия и в результате получить эффективные управляющие решения для обеспечения безубыточной деятельности авиапредприятия.
Для этих целей в настоящее время успешно применяются методы и технологии операционного экспресс-анализа. Анализируемыми факторами в общем случае рассматриваются: объем реализаций, цена, переменные и постоянные затраты. Технологии такого анализа предполагают определение критических уровней анализируемых факторов и определение запаса финансовой прочности предприятия по исследуемым факторам.
Решение задачи управления ТЭ ВС по критерию обеспечения безубыточной производственной деятельности авиапредприятий ГА в части проведения ТОиР ВС требует разработки факторных моделей. Базовой основой для разработки таких моделей должны являться:
1) имитационные модели, заложенные в технологию операционного экспресс-анализа и используемые для оценки результатов финансовой деятельности авиапредприятия;
2) оценка влияния параметров (показателей) эффективности ТЭ ВС на факторы, исследуемые при анализе финансовой деятельности авиапредприятия (объемы реализации и цена услуг по проведению ТОиР ВС, переменные и постоянные затраты с учетом временных, трудовых и стоимостных затрат на ТОиР ВС).
Результатом применения технологий операционного экспресс-анализа будет определение «критических» уровней эффективности ТЭ ВС, анализ чувствительности прибыли к изменению параметров эффективности ТЭ ВС и определение запаса финансовой прочности предприятия по параметрам эффективности ТЭ ВС.
Формирование эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ) ВС производится на этапах разработки и создания АТ и реализуется в процессе технической эксплуатации.
К ЭТХ ВС относят [2]:
- конструктивные особенности планера, двигателя, функциональных систем и их изделий;
- характеристики безотказности ВС, его функциональных систем и изделий;
- характеристики долговечности (технические ресурсы ВС и его комплектующих изделий);
- эксплуатационную технологичность как свойство приспособленности к выполнению комплекса работ по ТОиР [3];
- потребность в ТОиР, регламентируемую программами ТОиР планера, двигателя,
функциональных систем с учетом применения стратегий ТО: по ресурсу, с контролем параметров, с контролем уровня надежности [4];
- характеристики летной эксплуатации ВС.
К производственным ресурсам относятся:
- трудовые (обеспечение кадрового состава ИТС, квалификация, подготовка кадров, обеспечение охраны труда, организация рабочих мест);
- материальные (материально-техническое обеспечение ТОиР ВС - заказы и поставки запасных изделий и материалов, их учет и хранение, оперативное обеспечение);
- средства технической эксплуатации (оборудование для проведения ТОиР и его техническое обслуживание; энергообеспечение; транспортное обеспечение; метрологическое обеспечение);
- финансово-экономические.
Рассмотренные ограничения (возможности авиапредприятия - его производственные ресурсы, и ЭТХ ВС) приводят к следующему - как бы не стремилось авиапредприятие уменьшить затраты времени, труда и средств на ТОиР ВС, оно всегда будет находиться в пределах технически возможного.
Появляется необходимость определения технически возможных (предельных) значений параметров эффективности ТЭ ВС. Это предполагает разработку технологии формирования «предельных» уровней эффективности ТЭ ВС и определение их значений для конкретных типов ВС, эксплуатируемых в авиапредприятии.
В результате решения перечисленных задач получаем, с одной стороны, «критический» уровень эффективности ТЭ (Ккр), превышение которого приводит авиапредприятие к убыточности (в отношении проведения ТОиР ВС) и, с другой стороны, «предельные» уровни (Кпр), ограниченные ЭТХ ВС.
Так как рассматриваются затратные составляющие ТОиР ВС (затраты времени, труда и средств), то появляется вариантность принятия следующих управляющих решений:
1) не разрабатывать управляющие воздействия при условии К > К ;
2) разрабатывать управляющие воздействия при условии К{ > К .
В конечном счете управляющие воздействия должны влиять на ЭТХ ВС и организацию ПТЭ ВС в авиапредприятии.
Методологические основы принятия управленческих решений позволили сформулировать основные принципы концепции управления эффективностью ТЭ ВС для обеспечения безубыточной производственной деятельности авиапредприятия:
1. Разработка управленческих решений для поддержания эффективности ТЭ ВС с целью обеспечения безубыточной производственной деятельности авиапредприятия.
2. Анализ финансово-экономической деятельности авиапредприятия по факторам (объем реализаций, цена, постоянные и переменные затраты) в той доле, которую вносит ТОиР ВС.
3. Оценка эффективности ТЭ ВС по критериям: использование (исправность) самолетного парка, экономическая эффективность ТОиР ВС (затраты времени, труда и средств).
4. Обеспечение безопасности полетов и регулярности вылетов рассматриваются в виде граничных условий, обязательных для авиапредприятия.
5. Анализ эффективности ТЭ ВС с учетом влияния ЭТХ эксплуатируемых ВС и производственных ресурсов авиапредприятия (трудовых, материальных, средств ТЭ ВС, финансово-экономических), направленных на обеспечение ТОиР ВС.
6. Определение достигнутого уровня эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии по показателям использования самолетного парка, затратам времени, труда и средств на ТОиР ВС.
7. Использование операционного экспресс-анализа для определения критического уровня эффективности ТЭ ВС при обеспечении безубыточной производственной деятельности авиапредприятия.
8. Использование технологии нормирования предельных технически-возможных уровней эффективности ТЭ ВС для определения предельных уровней эффективности ТЭ ВС, эксплуатируемых в авиапредприятии.
9. Принятие управленческих решений для поддержания потребного уровня эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии по результатам сравнения критического и предельного уровней.
Сформулированные принципы легли в основу разработанного алгоритма (рис. 1).
Особенностью разработанного алгоритма является рассмотрение исходных информационных потоков в виде:
- производственных ресурсов авиапредприятия - {Хг} ;
- эксплуатационно-технических характеристик ВС (ЭТХ ВС), эксплуатируемых в авиапредприятии - {У} ;
- финансово-экономических факторов производственной деятельности авиапредприятия - {2г} .
Разработка управленческих решений базируется на рассмотрении зависимостей:
- КДдост = I (X, Уг), при этом К1 дост является фактически достигнутым уровнем
эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии и отражает ЭТХ эксплуатируемых ВС и производственные ресурсы авиапредприятия, позволяющие реализовать необходимую систему ТОиР ВС в условиях конкретного авиапредприятия;
- К г = I(2{, К{остт ), для чего посредством факторных моделей должны быть получены
выражения, определяющие показатели эффективности ТЭ ВС (К) как факторы финансовоэкономической деятельности авиапредприятия, при этом учитывается доля, образующаяся за счет проведения ТОиР ВС;
- К = I(X , У), где К определяется на основе статистических коэффициентов,
гНОРМ ^ 4 г г ' г НОРМ А А А
связывающих эффективность ТЭ ВС с ЭТХ эксплуатируемых в авиапредприятии ВС и с учетом технических возможностей организации их ТОиР.
Результативным звеном алгоритма является блок сравнения «критических» уровней эффективности ТЭ ВС (из условий обеспечения безубыточной финансово-экономической деятельности авиапредприятия) с «предельными» уровнями эффективности ТЭ ВС (технически возможными в соответствии с ЭТХ эксплуатируемых ВС и производственными ресурсами авиапредприятия для обеспечения ТОиР ВС).
Разработка управляющих воздействий направлена на поддержание уровня эффективности ТЭ ВС в авиапредприятии для обеспечения его безубыточной производственной деятельности.
Блок-схема организационно-технического обеспечения для реализации разработанного алгоритма представлена на рис. 2.
Принятие управленческих решений в соответствии с предлагаемой концепцией позволит обеспечивать безубыточную производственную деятельность авиапредприятий ГА посредством влияния на ТЭ эксплуатируемых парков ВС в части проведения их ТОиР.
Рис. 1. Алгоритм обеспечения безубыточной производственной деятельности
Рис. 2. Блок-схема организационно-технического обеспечения метода управления эффективностью ТЭ ВС в авиапредприятии
ЛИТЕРАТУРА
1. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков. - М.: Перспектива, 1998.
2. Общие технические требования к эксплуатационно-техническим характеристикам самолетов и вертолетов гражданской авиации (ОТТ ЭТХ ГА-90). - М.: РИО МГА, 1990.
3. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов. - М.: Транспорт, 1994.
4. ГОСТ 28056-89. Построение, изложение, оформление и содержание программы технического обслуживания и ремонта. - М.: Стандартиздат, 1989.
CONCEPT OF AIRCRAFT MAINTENANCE EFFICIENCY MANAGEMENT FOR AVIATION ENTERPRISE TO BE AT THE BREAK-EVEN POINT
Chinyuchin Yu.M., Gerasimova E.D., Zhitskiy D.V.
The article is devoted to the concept of aircraft maintenance efficiency management for aviation enterprise to be at the break-even point. Decision-making methodology, procedure of lossless activity for MRO-provider and information flow chart were developed.
Key words: maintenance, management of aviation enterprise, efficiency management.
Сведения об авторах
Чинючин Юрий Михайлович, 1941г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, декан механического факультета МГТУ ГА, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение конструкторских и эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.
Герасимова Евгения Давидовна, окончила МАИ (1966), кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - эффективность технической эксплуатации воздушных судов, повышение и поддержание эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.
Жицкий Дмитрий Владимирович, 1983г.р., окончил МАИ (2005), аспирант механического факультета МГТУ ГА, область научных интересов - менеджмент качества в сфере эксплуатации воздушных судов.