Научная статья на тему 'Результативные характеристики выбора значимого другого учащимися молодыми людьми в зависимости от выраженности личностной зрелости'

Результативные характеристики выбора значимого другого учащимися молодыми людьми в зависимости от выраженности личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ВИДЫ ЗРЕЛОСТИ / ВЫРАЖЕННОСТЬ ЗРЕЛОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ / VITAL CHOICE / PROCEDURAL CHARACTERISTICS / PRODUCTIVE CHARACTERISTICS / SIGNIFICANT ANOTHER / YOUNG PEOPLE / STUDYING YOUTH / PERSONAL MATURITY / TYPES OF A MATURITY / EXPRESSIVENESS OF A MATURITY / PERSONAL INFANTILISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ращупкина Ю. В.

В статье излагаются результаты исследования результативных характеристик выбора значимого другого человека учащимися молодыми людьми. Показано, что выбор значимого другого является одним из жизненных выборов, существенное влияние на который оказывает личностная зрелость. Изложены признаки и характеристики жизненных выборов молодых людей. Рассмотрены результативные характеристики выбора значимого другого, отражающие содержание и пространственновременную перспективу выбора и выраженные в самооценках респондентов. Результативные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей специфику жизненных выборов. Личностная зрелость рассматривается как специфическая конфигурация личностных особенностей, строение которой отражено целостностью взаимосвязанных компонентов, включая ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный, операциональный компоненты. Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость -личностная незрелость». Эмпирически изучено и раскрыто содержание результативных характеристик выбора значимого другого у мужчин и женщин в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости. Эмпирически установлено, что особенности результативных характеристик обусловлены зрелостью и половой дифференциацией субъектов. С помощью метода полярных групп созданы «портреты» выбираемого значимого другого «зрелыми» и «незрелыми» мужчинами и женщинами. Эмпирически установлено, что сходным при выборе значимого другого для «зрелых» и «незрелых» молодых людей является содержание материальных ценностей, образования, вероисповедания, особенности образа жизни и профессиональной деятельности, ценностной и мотивационной сфер значимого другого. Для «незрелых» молодых людей, в отличие от зрелых, является важным и уровень дохода выбираемого значимого другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Productive Characteristics of a Choice of Significant Another by the Studying Young People Depending on Expressiveness of a Personal Maturity

In the article studying young people state the results of research of productive characteristics of a choice of significant other person. It is shown that the choice of significant another is one of vital elections essential impact on which has the personal maturity. Signs and characteristics of vital elections of young people are stated. The productive characteristics of a choice of significant another reflecting the contents both existential prospect of a choice and expressed in self-assessments of respondents are considered. Productive characteristics are analyzed in connection with a maturity of the personality causing specifics of vital elections. The personal maturity is considered as a specific configuration of personal features which structure is reflected by integrity of the interconnected components, including valuable and motivational, emotional and strong-willed, reflexive, operational components. Types of a personal maturity are allocated on the basis of the maintenance of each of components and considered in a continuum "a personal maturity -personal immaturity". The contents of productive characteristics of a choice of significant another at men and women depending on expressiveness and types of their personal maturity are empirically studied and opened. It is empirically established that features of productive characteristics are caused by a maturity and sexual differentiation of subjects. By means of a method of polar groups "portraits" chosen significant another by "mature" and "unripe" men and women are created. It is empirically established that at a choice of significant another for "mature" and "unripe" young people the maintenance of material values, educations, religions, features of a way of life and professional activity, valuable and motivational spheres of significant another is similar. For "unripe "young people unlike mature is important and the level of the income of the chosen significant other person.

Текст научной работы на тему «Результативные характеристики выбора значимого другого учащимися молодыми людьми в зависимости от выраженности личностной зрелости»

 РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВЫБОРА ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО

УЧАЩИМИСЯ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ

ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Ращупкина Ю. В.

В статье излагаются результаты исследования результативных характеристик выбора значимого другого человека учащимися молодыми людьми. Показано, что выбор значимого другого является одним из жизненных выборов, существенное влияние на который оказывает личностная зрелость. Изложены признаки и характеристики жизненных выборов молодых людей. Рассмотрены результативные характеристики выбора значимого другого, отражающие содержание и пространственно-временную перспективу выбора и выраженные в самооценках респондентов. Результативные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей специфику жизненных выборов. Личностная зрелость рассматривается как специфическая конфигурация личностных особенностей, строение которой отражено целостностью взаимосвязанных компонентов, включая ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный, операциональный компоненты.

Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость -личностная незрелость». Эмпирически изучено и раскрыто содержание результативных характеристик выбора значимого другого у мужчин и женщин в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости. Эмпирически установлено, что особенности результативных характеристик обусловлены зрелостью и половой дифференциацией субъектов. С помощью метода полярных групп созданы «портреты» выбираемого значимого другого «зрелыми» и «незрелыми» мужчинами и женщинами. Эмпирически установлено, что сходным при выборе значимого другого для «зрелых» и «незрелых» молодых людей является содержание материальных ценностей, образования, вероисповедания, особенности образа жизни и профессиональной деятельности, ценностной и мотивационной сфер значимого другого. Для «незрелых» молодых людей, в отличие от зрелых, является важным и уровень дохода выбираемого значимого другого человека.

Ключевые слова: жизненный выбор, процессуальные характеристики, результативные характеристики, значимый другой, молодые люди, учащаяся молодежь, личностная зрелость, виды зрелости, выраженность зрелости, личностная инфантильность.

На протяжении своего жизненного пути, независимо от той социальной ситуации, в которой находится на данный момент личность, молодые люди осуществляют межличностные выборы, объектом которых может выступать тот

или иной значимый для них человек. Значимый другой - «личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей, выражающееся в изменении их мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер» [9, с. 152].

Значимым другим может быть любой человек, влиятельный в своем воздействии на поведение и развитие данной личности, т. е. на принятие ею тех или иных социальных норм, ценностных ориентаций, формирование образа себя. Иначе говоря, значимый другой изучается в контексте социально-психологических отношений личности. Личность выбирает партнеров по взаимодействию и общению в разных сферах социальной жизнедеятельности: друзей, партнеров в учебном и трудовом взаимодействии, в личной жизни. Роль значимого другого для субъектов заключается в построении и создании семьи, новых отношений; с ним связываются представления субъекта об идеальном друге, супруге, партнере по бизнесу. Поэтому выбор друзей, спутника жизни, сексуального партнера подготовлен социальной ситуацией развития молодых людей.

Выбор значимого другого человека относится к личностным выборам, поскольку при осуществлении данного выбора личность ориентируется на свои ценности и потребности, на их соотношение и определенное совпадение с ценностями и потребностями значимого другого [10]. Для нас выбор значимого другого выступает одним из жизненных выборов личности, признаками которого являются: способность оказывать влияние на развитие личности и определять ее судьбу; личностная значимость; отнесенность к отдельной жизненной сфере - профессиональной, социальной, семейной [11].

Анализ психологической литературы показал, что в качестве характеристик жизненного выбора, которые требуются для «правильного», зрелого, осознанного и обдуманного выбора, выступают процессуальные и результативные. Процессуальные характеристики отражают сознательную включенность личности, меру ее самостоятельности и уверенности в ходе осуществления выбора, результативные - содержание и пространственно-временную перспективу выбора. Процессуальные характеристики (уверенность, самостоятельность, осознанность) приписываются исследователями именно выбору зрелой личности, эмпирически изучаются преимущественно на примере профессионального и карьерного выборов [5, 6, 7, 12]. Их особенности обуслов-

лены полом, возрастом, выраженностью личностной зрелости субъектов (С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцева; А. Л. Щебетова; Ю. В. Ращупкина). Характеристики жизненных выборов с точки зрения его результата можно методически диагностировать по оценкам субъектов времени достижения желаемого результата выбора, представленного содержанием выбираемого. В данной статье акцентируется внимание только на результативных характеристиках выбора значимого другого человека.

Результативные характеристики выбора значимого другого методически диагностировались по оценкам респондентов временной перспективы и значимости для них предложенных биологических, социальных и личностных свойств, позволяющих создать портрет выбираемого значимого человека. В основу описания портрета была положена концепция Б. Г. Ананьева, в которой человек рассматривается как биологический индивид, субъект деятельности и личность [2].

В отличие от исследований выбора карьеры, специальные исследования выбора значимого другого сфокусированы на изучении выборов брачного [1, 3], сексуального [13], долговременного [8] партнеров, спутника жизни [14] и их особенностях. Другими словами, значимый другой прежде всего изучается в контексте становления супружеских отношений. Это значительно сужает круг исследований по данной тематике: не позволяет расширить представления об объекте значимого другого, изучить выбор значимого другого молодыми людьми разных возрастных категорий, закономерности данного выбора зрелыми и незрелыми личностями. Научно-психологические исследования характеристик выбора значимого другого в зависимости от пола, выраженности и вида личностной зрелости выбирающего субъекта немногочисленны. Целью нашего исследования выступило изучение результативных характеристик выбора значимого другого молодыми людьми с разными видами личностной зрелости. Предметом настоящего исследования выступил выбор значимого другого. Объектом исследования выступили 269 субъектов (134 мужчин и 135 женщин) в возрасте от 15 до 50 лет, получающих образование в выпускных классах средних школ г. Азова и в вузах г. Ростова-на-Дону. Для

изучения выбора значимого другого была разработана авторская анкета С. Т. Джанерьян, Ю. В. Ращупкиной «Анкета для изучения выбора значимого другого». Для анализа полученных результатов был применен метод полярных групп. При обработке эмпирических данных использовались методы непараметрической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона), процедура квартилирования, биномиальный критерий.

Анализ временных интервалов для выбора значимого другого осуществлялся с учетом квартильных значений индивидуальных показателей временных интервалов, отмечаемых респондентами. Для данного выбора длительным временным интервалом принимались показатели от 9 лет и выше, коротким - ниже 9 лет.

В предыдущих исследованиях личностная зрелость была представлена конфигурацией личностных особенностей, выражающейся в сформированности на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации (ценностно-мотивационный компонент), выраженной волевой саморегуляцией (эмоционально-волевой компонент), развитым самосознанием (рефлексивный компонент), высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией (операциональный компонент). В результате факторного анализа были эмпирически выделены и описаны виды зрелости, различающиеся по ведущему содержанию доминирующего компонента, взаимосвязанного с содержаниями других компонентов. В итоге выделились группы респондентов с присущими им соответствующими видами зрелости: 1 группа - «высокая социальная адаптирован-ность ценой внутреннего контроля»; 2 группа - «осознание своих социальных ролей»; 3 группа - «самовыражение»; 4 группа - «акцентирование ценностей индивидуализации»;

5 группа - «выраженная рефлексивность»;

6 группа - «значимость творчества». С учетом содержания личностных черт, присущих респондентам первых трех групп, их виды зрелости были отнесены к полюсу «личностная зрелость», другие виды зрелости - к полюсу «личностная незрелость». 7 группу составили респонденты, характеризующиеся личностной инфантильно-

стью, которые также были отнесены к полюсу «личностная незрелость» [4].

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать: особенности результативных характеристик выбора значимого другого различаются в зависимости от пола и зрелости выбирающих субъектов. С помощью метода полярных групп были обобщены характеристики выбираемого значимого другого, представлены его «портреты» для субъектов выбора, различающихся личностной зрелостью.

Для «зрелых» женщин значимым другим человеком выступает мужчина-ровесник либо мужчина старшего возраста, как правило, это друг или коллега по работе, житель города, имеющий собственное жилье и автомобиль-иномарку, высшее образование, высокий уровень дохода, ведущий преимущественно карьерный образ жизни, занятый в социальном, артистическом либо исследовательском типах профессий; православный, чтящий семейные традиции. По мнению женщин, для него важны ценности материального достатка и самосовершенствования.

«Незрелые» женщины в качестве значимого другого человека выбирают супруга, друга, либо коллегу по работе, как мужчину, так и женщину, ровесника либо человека старшего возраста, жителя города, имеющего собственное жилье и автомобиль-иномарку, высшее образование, уровень дохода - выше среднего, ведущего в основном карьерный образ жизни, занятого в артистическом или предпринимательском типах профессий. Выбираемый значимый человек должен быть православным; для него ценностями являются семья, карьера и самосовершенствование.

Таким образом, как для «зрелых», так и для «незрелых» женщин при выборе значимого другого одинаково важным являются биологические, субъектные и личностные свойства, включая социально-демографические и ценностно-мотивационные, выбираемого значимого человека. Различия проявляются по содержанию ценностей и мотивов, составляющих личностные свойства выбираемых значимых других. Для «зрелых» женщин значимыми являются его ценности адаптации и индивидуализации, для «незрелых» - ценности социализации и индивидуализации.

Для «зрелых» мужчин значимым другим выступает любой человек независимо от его пола, возраста и происхождения. Однако у него должно быть собственное жилье и автомобиль-иномарка, высшее образование, средний или выше среднего уровень дохода; он может вести любой образ жизни, кроме богемного и общественного, быть занятым в социальном, интеллектуальном либо предпринимательском типах профессий. Значимый человек должен быть православным, чтящим семейные и национальные традиции; для него важны ценности семьи, творчества, уважения и признания окружающих, самосовершенствования и образования, стремление к укреплению своего здоровья, стабильной жизни, уважению и признанию окружающими, самоактуализации.

Для «незрелых» мужчин значимым другим является коллега по работе, независимо от его пола, возраста, происхождения и наличия у него личного автомобиля. Однако он должен иметь собственное жилье, высшее образование, выше среднего или высокий уровень дохода; быть занятым в интеллектуальном или предпринимательском типах профессий, вести любой образ жизни, кроме матримониального и гностического; быть православным или атеистом, чтить семейные традиции. Для него должны быть важны любые ценности, кроме здоровья, семьи и развлечений (отдыха); стремление к уважению и признанию окружающими и самоактуализации.

Следовательно, как для «зрелых», так и для «незрелых» мужчин при выборе значимого другого не имеют существенную значимость биологические свойства выбираемого значимого человека. Различия проявляются по содержанию ценностей и мотивов, составляющих личностные свойства выбираемых значимых других. Для «зрелых» мужчин значимыми являются его ценности социализации и индивидуализации, для «незрелых» - любые ценности, за исключением отдельных ценностей адаптации (здоровье, отдых) и социализации (семья).

Анализ самооценок респондентов временной перспективы выбора значимого другого выявил, что общей закономерностью для всех респондентов является выбор значимого человека на длительный период времени - свыше 9 лет.

Таким образом, особенности результативных характеристик выбора значимого другого обусловлены зрелостью и половой дифференциацией выбирающих субъектов. Выраженные различия результативных характеристик проявляются в содержании выбора значимого другого, осуществляемого мужчинами и женщинами. Для «зрелых» и «незрелых» молодых людей значимыми являются социально-демографические характеристики и личностные свойства выбираемого значимого человека. Независимо от зрелости личности для женщин преимущественно значимыми являются ценности индивидуализации выбираемого значимого другого, для мужчин - ценности социализации и индивидуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айгунов В. Р. Мотивация выбора брачного партнера у молодежи (сравнительный анализ в контексте русской и дагестанской культур): дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2009. - 203 с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 379 с.

3. ГавриловаЕ. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера - основа для развития гармоничных отношений в браке // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 17-22.

4. ДжанерьянС. Т.,РащупкинаЮ. В. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи // Известия вузов. СевероКавказский регион. - 2015. - № 1.

5. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. -№ 3. - С. 78-92.

6. Зайцева Л. А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов: дисс____канд. психол. наук. - Ростов н/Д,

2006. - 193 с.

7. Комлев А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / Мир психологии. - 2004. - № 4. -С. 41-51.

8. Кормилицин А. В., Рудин И. В., Кочурина Н. А. Выбор долговременного партнера: концепции биологического и психологического // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. -С. 112-119.

9. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

10. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. -1991. - № 1. - С. 7-18.

11. Ращупкина Ю. В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых

людей в зависимости от выраженности личностной зрелости // Психология образования в поликультурном пространстве. -2015. - № 2.

12. ЩебетоваА.Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2. -№ 6. - С. 111-113.

13. Michael R. T. Sex in America: a Definitive Survey. - Boston: Little Brown, 1994. -P. 300.

14. Miller G. The Mating Mind. How Sexual Choice Shaped the Evolution of Human Nature. -New York: First functor books edition, 2001. -462 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.