RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2
УДК 159.923.2
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ УЧАЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Ращупкина Юлия Валерьевна
В статье излагаются результаты исследования процессуальных характеристик жизненных выборов учащихся мужчин и женщин. В качестве жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для каждого из жизненных выборов рассмотрены процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность, осознанность выбора и выраженные в самооценках респондентов. Процессуальные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей их специфику для каждого из жизненных выборов. Личностная зрелость рассматривается как специфический феномен, строение которого отражено целостностью взаимосвязанных компонентов, включая ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный, операциональный компоненты. Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость - личностная незрелость».
Объектом исследования выступили 269 субъектов (134 мужчин и 135 женщин), получающих образование в выпускных классах средних школ г. Азова и в вузах г. Ростова-на-Дону. Эмпирически изучены и раскрыты особенности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости и содержания самого выбора. Эмпирически установлено, что выраженность процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин обусловлена видом зрелости и половой дифференциацией субъектов. Согласно предложенным эмпирическим критериям, каждый из жизненных выборов мужчин и женщин рассматривался в контексте зрелости. Эмпирически установлено, что независимо от пола общим для личностно зрелых молодых людей - умеренно зрелым является выбор ими значимого другого, для личностно незрелых молодых людей каждый из жизненных выборов незрел. У личностно зрелых мужчин и женщин каждый из жизненных выборов является специфичным по процессуальным характеристикам.
Ключевые слова: жизненные выборы, процессуальные характеристики, результативные характеристики, личностная зрелость, личностная инфантильность, виды зрелости, выраженность зрелости, зрелый выбор, незрелый выбор, учащаяся молодежь.
На протяжении жизненного пути человек осуществляет разные выборы [13]. Одни из них являются ситуативными, подчиняются конкретным мотивам и потребностям субъекта, другие - конституируют жизнь и дальнейшую судьбу личности, их основой выступает система ценностей. Именно последние называют жизненными выборами. Нами жизненный выбор понимается как процесс и итог сравнения однородных альтернатив, завершающийся сознательной выработкой личностью (на основе ее ценностей и мотивов) решений, в дальнейшем реализующихся в какой-либо сфере ее жизни [9].
В качестве основных жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого. Многими авторами отмечается, что выбор профессии (карьеры) относится к жизненным выборам личности (С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцева, А. А. Комлев и др.) и подчеркивается, что, выбирая профессию, личность выбирает образ жизни, судьбу, дальнейший путь развития [1, 4, 5, 7]. Результатом любого жизненного выбора является самоопределение личности в определенной сфере жизнедеятельности (профессиональной, социальной, семейной), либо в жизни в целом. А любое самоопределение есть выбор личностью стиля и образа жизни. Наряду с этим, личность выбирает авторитетного значимого другого, потенциально влияющего на ее развитие, поведение [10]. Выбрать значимого другого, как и профессию, - значит быть принятым в определенную группу людей, принять ее нормы и правила, принципы, ценности, образ жизни.
Анализ психологической литературы показал, что в качестве характеристик жизненных выборов, которые требуются для «правильного», зрелого, обдуманного выбора, выступают процессуальные и результативные. Процессуальные характеристики отражают сознательная включенность личности, мера ее самостоятельности и уверенности в ходе осуществления выбора, результативные - содержание и временная перспектива выбора. В данной статье акцентируется внимание только на процессуальных характеристиках жизненных выборов - уверенность, самостоятельность, осознанность. Эти характеристики приписываются исследователями именно выбору зрелой личности [8, 12], эмпирически изучены преимущественно на примере профессионального и карьерного выборов [3, 6, 11]. Их особенности обусловлены полом, возрастом, выраженностью личностной зрелости субъектов (С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцева; Ю. В. Ращупкина; А. Л. Щебетова). Характеристики жизненных выборов как процессуального явления можно
Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2
методически диагностировать по оценкам субъектов особенностей протекания соответствующего выбора. Мы полагаем, что по специфике процессуальных характеристик жизненных выборов, которые осуществляет зрелая личность, можно судить о зрелости ее выборов [9].
В отличие от исследований выбора карьеры, специальных исследований характеристик выборов образа жизни и значимого другого явно недостаточно. Собственно комплексное изучение жизненных выборов, выраженности их характеристик и взаимосвязи последних с полом субъектов, характеризующихся разными видами личностной зрелости, практически отсутствует. Это существенно сужает представления о закономерностях жизненных выборов зрелыми и незрелыми личностями, обедняет доказательную базу о «преимуществах» зрелой личности, затрудняет реальную адресную психологическую помощь молодым людям. Целью нашего исследования выступило изучение процессуальных характеристик жизненных выборов учащихся - мужчин и женщин с разными видами личностной зрелости. Методы и методики исследования: анкетирование (модифицированные анкеты С. Т. Джанерьян, Д. И. Гвоздевой «Анкета для изучения идеала образа жизни личности»; С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцевой «Анкета для изучения выбора карьеры»; для изучения выбора значимого другого была разработана авторская анкета С. Т. Джанерьян, Ю. В. Ращупкиной «Анкета для изучения выбора значимого другого»); методы непараметрической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна-Уитни); процедура квартилирования; биномиальный критерий.
В предыдущих исследованиях личностная зрелость была определена как сложное образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации (ценностно-мотивационный компонент), выраженной волевой саморегуляцией (эмоционально-волевой компонент), развитым самосознанием (рефлексивный компонент), высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией (операциональный компонент). В результате факторного анализа были эмпирически выделены и описаны виды зрелости, различающиеся по ведущему содержанию доминирующего компонента, взаимосвязанного с содержаниями других компонентов. В итоге выделились группы респондентов с присущими им соответствующими видами зрелости: 1 группа - «высокая социальная адап-тированность ценой внутреннего контроля»; 2 группа - «осознание своих социальных ролей»; 3 группа - «самовыражение»; 4 группа - «акцентирование ценностей индивидуализации»; 5 группа - «выраженная рефлексивность»; 6 группа - «значимость творчества». С учетом содержания и выраженности личностных черт, присущих респондентам первых трех групп, их виды
зрелости были отнесены к полюсу «личностная зрелость», другие виды зрелости - к полюсу «личностная незрелость» [2]. С учетом различной выраженности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин, их выборы были отнесены к зрелым, умеренно зрелым и незрелым [9].
Результаты свидетельствуют, что особенности характеристик жизненных выборов дифференцированы в зависимости от пола и вида личностной зрелости субъектов.
Выбор образа жизни как женщинами, так и мужчинами 1 группы характеризуется высокими уверенностью, самостоятельностью и осознанностью. Выбор карьеры и значимого другого женщинами характеризуется высокими уверенностью и осознанностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности; выбор карьеры мужчинами - высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью, самостоятельностью и осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля», особенность и выраженность процессуальных характеристик их выбора образа жизни свидетельствуют о его зрелости. Выбор карьеры женщинами можно отнести к умеренно зрелому, мужчинами - к незрелому; выбор значимого другого женщинами - к умеренно зрелому; мужчинами - к зрелому.
Выбор образа жизни женщинами 2 группы характеризуется высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, низкой самостоятельностью и высокой осознанностью; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой самостоятельностью и низкой осознанностью. Выбор образа жизни мужчинами 2 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, низкой самостоятельностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокими осознанностью и несамостоятельностью с опорой на помощь других людей; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью и осознанностью, несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств. Иначе говоря, у молодых людей, характеризующихся видом зрелости «осознание своих социальных ролей», специфика процессуальных характеристик их выборов образа жизни и карьеры позволяет отнести эти выборы к незрелым; выбора значимого другого женщинами - к незрелому, мужчинами - к умеренно зрелому.
ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2
Выбор образа жизни женщинами 3 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности. Выбор образа жизни мужчинами 3 группы характеризуется низкой уверенностью, высокими самостоятельностью и осознанностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности и самостоятельности, низкой осознанностью; выбор ими значимого другого - высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности. Следовательно, у женщин, характеризующихся видом зрелости «самовыражение», выраженность процессуальных характеристик их выбора значимого другого позволяет назвать его умеренно зрелым, у мужчин -незрелым. Характеристики выбора образа жизни женщинами позволяют отнести его к незрелому, мужчинами - к умеренно зрелому; выбор карьеры женщинами - к умеренно зрелому, мужчинами - к незрелому.
В целом, молодые люди, характеризующиеся выраженной зрелостью, отнесенной к разным ее видам, демонстрируют уверенность в выборах образа жизни и значимого другого, осознанность - в выборах значимого другого и карьеры. Женщины с разными видами личностной зрелости в отличие от мужчин более уверены в выборе карьеры и самостоятельны в выборе значимого другого, мужчины же демонстрируют самостоятельность и осознанность в выборе образа жизни. Среди выборов «зрелых» женщин наибольшей зрелостью характеризуется выбор образа жизни женщинами с видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля» и наибольшей незрелостью этот же выбор женщинами с видом зрелости «самовыражение». Для выборов «зрелых» мужчин выборы образа жизни и значимого другого мужчинами с присущим видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля» отличаются наибольшей зрелостью, выбор образа жизни мужчинами с видом зрелости «осознание своих социальных ролей» и выбор карьеры мужчины с видом зрелости «самовыражение» - наибольшей незрелостью.
Выбор образа жизни женщинами 4 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью; выбор ими карьеры - высокой уверенностью, низкими самостоятельностью и осознанностью; выбор ими значимого другого -индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью. Выбор образа жизни мужчинами 4 группы
характеризуется низкой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, высокой осознанностью; выбор ими карьеры - низкой уверенностью, высокой несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой несамостоятельностью с опорой на помощь других либо на благоприятное стечение обстоятельств, низкой осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «акцентирование ценностей индивидуализации», независимо от их пола специфика выраженности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов позволяет считать последние незрелыми.
Выбор образа жизни женщинами 5 группы характеризуется высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими карьеры - высокими уверенностью и осознанностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности и самостоятельности, низкой осознанностью. Выбор образа жизни мужчинами 5 группы характеризуется низкой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, высокой осознанностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой несамостоятельностью с опорой на помощь других либо на благоприятное стечение обстоятельств, высокой осознанностью; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности. Следовательно, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «выраженная рефлексивность», их выбор значимого другого наиболее незрел. Для женщин выборы образа жизни и карьеры можно рассматривать как умеренно зрелые, для мужчин эти же выборы - как незрелые.
Выбор образа жизни женщинами 6 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью. Выбор образа жизни мужчинами 6 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокими осознанностью и несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств; выбор ими значимого другого - высокой
ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2
уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, низкой осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «значимость творчества», каждый из их жизненных выборов, судя по специфике процессуальных характеристик, позволяет отнести их к незрелым.
В целом, общим для молодых людей, характеризующихся выраженной незрелостью, отнесенной к различным ее видам, является осознанность выбора ими карьеры. Женщины с разными видами личностной незрелости в отличие от мужчин проявляют уверенность при выборе карьеры, самостоятельность - при выборе образа жизни и значимого другого; мужчины же - уверенность и осознанность при выборе образа жизни и значимого другого. Для выборов личностно незрелых женщин наибольшей незрелостью отличаются выбор значимого другого женщинами с присущим видом незрелости «выраженная рефлексивность» и выбор карьеры женщинами с видом незрелости «значимость творчества». Для выборов личностно незрелых мужчин выборы карьеры и значимого другого мужчинами с видом незрелости «акцентирование ценностей индивидуализации», выборы значимого другого мужчинами с видом незрелости «выраженная рефлексивность» и образа жизни мужчинами с видом незрелости «значимость творчества» отличаются наибольшей незрелостью.
Рассмотрим результаты межгруппового анализа выраженности характеристик каждого из жизненных выборов отдельно для женщин и мужчин. Среди личностно незрелых женщин при выборе карьеры низкую самостоятельность проявляют женщины 6 группы, низкую осознанность - женщины 4 группы, при выборе значимого другого низкую осознанность - женщины 5 группы.
Среди личностно зрелых мужчин низкую самостоятельность при выборе карьеры демонстрируют мужчины 2 группы, при выборе значимого другого - мужчины 3 группы.
В зависимости от личностной зрелости/незрелости женщин различия обнаружены по выраженности самостоятельности выбора ими карьеры: в целом, «зрелые» женщины в отличие от «незрелых» самостоятельнее выбирают карьеру.
Таким образом, вид зрелости личности и содержание ее жизненных выборов обусловливают специфику процессуальных характеристик и зрелость каждого из этих выборов, осуществляемых мужчинами и женщинами. Выраженность каждой из процессуальных характеристик выбора образа жизни личностно зрелыми мужчинами отличается от выраженности аналогичных характеристик этого же выбора личностно незрелыми женщинами; выбор значимого другого личностно незрелыми мужчинами отличается от этого же выбора личностно незрелыми женщинами.
Литература
1. Джанерьян С. Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2005. - № 3.
2. Джанерьян С. Т., Ращупкина Ю. В. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2015. - № 1.
3. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. - № 3. - С. 78-92.
4. Долматова С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. - Т. 3. - С. 123-125.
5. Зайцева Л. А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов: дисс____канд. психол. наук. -
Ростов н/Д, 2006. - 193 с.
6. Комлев А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 41-51.
7. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
8. Николаева В. И. Психологические характеристики личностного выбора (на материале подростково-юношеского периода) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.
9. РащупкинаЮ. В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности личностной зрелости // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 2.
10. Халина Н. В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 408-411.
11. Щебетова А. Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2. - № 6. -С. 111-113.
12. Bjorklund D. F. The role of immaturity in human development // Psychological Bulletin. - 1997. - V. 122 (2). - pp. 153-169.
13. Schwartz B. The paradox of choice: why more is less. - New York: Ecco, 2004. - 304 p.