Научная статья на тему 'Процессуальные характеристики жизненных выборов учащихся мужчин и женщин в зависимости от выраженности личностной зрелости'

Процессуальные характеристики жизненных выборов учащихся мужчин и женщин в зависимости от выраженности личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ВЫБОРЫ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ЗРЕЛОСТИ / ВЫРАЖЕННОСТЬ ЗРЕЛОСТИ / ЗРЕЛЫЙ ВЫБОР / НЕЗРЕЛЫЙ ВЫБОР / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / VITAL ELECTIONS / PROCEDURAL CHARACTERISTICS / PRODUCTIVE CHARACTERISTICS / PERSONAL MATURITY / PERSONAL INFANTILISM / TYPES OF A MATURITY / EXPRESSIVENESS OF A MATURITY / MATURE CHOICE / UNRIPE CHOICE / STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ращупкина Юлия Валерьевна

В статье излагаются результаты исследования процессуальных характеристик жизненных выборов учащихся мужчин и женщин. В качестве жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для каждого из жизненных выборов рассмотрены процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность, осознанность выбора и выраженные в самооценках респондентов. Процессуальные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей их специфику для каждого из жизненных выборов. Личностная зрелость рассматривается как специфический феномен, строение которого отражено целостностью взаимосвязанных компонентов, включая ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный, операциональный компоненты. Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость личностная незрелость». Объектом исследования выступили 269 субъектов (134 мужчин и 135 женщин), получающих образование в выпускных классах средних школ г. Азова и в вузах г. Ростова-на-Дону. Эмпирически изучены и раскрыты особенности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости и содержания самого выбора. Эмпирически установлено, что выраженность процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин обусловлена видом зрелости и половой дифференциацией субъектов. Согласно предложенным эмпирическим критериям, каждый из жизненных выборов мужчин и женщин рассматривался в контексте зрелости. Эмпирически установлено, что независимо от пола общим для личностно зрелых молодых людей умеренно зрелым является выбор ими значимого другого, для личностно незрелых молодых людей каждый из жизненных выборов незрел. У личностно зрелых мужчин и женщин каждый из жизненных выборов является специфичным по процессуальным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural Characteristics of Vital Elections of the Studying Men and Women Depending on Expressiveness of a Personal Maturity

In article results of research of procedural characteristics of vital elections of the studying men and women are stated. Elections of a way of life, career and significant other person act as vital elections of young people. For each of vital elections the procedural characteristics reflecting confidence, independence, sensibleness of a choice and expressed in self-assessments of respondents are considered. Procedural characteristics are analysed in connection with a maturity of the personality causing their specifics for each of vital elections. The personal maturity is considered as a specific phenomenon which structure is reflected by integrity of the interconnected components, including valuable and motivational, emotional and strong-willed, reflexive, operational components. Types of a personal maturity are allocated on the basis of the maintenance of each of components and considered in a continuum "a personal maturity personal immaturity" As object of research 269 subjects (134 men and 135 women) getting an education in graduation classes of high schools of Azov and in Higher Education Institutions of Rostov-on-Don acted. Features of procedural characteristics of each of vital elections of men and women depending on expressiveness and types of their personal maturity and the maintenance of the choice are empirically studied and opened. It is empirically established that expressiveness of procedural characteristics of each of vital elections of men and women is caused by a type of the maturity and sexual differentiation of subjects. According to the offered empirical criteria each of vital elections of men and women was considered in the context of the maturity. It is empirically established that irrespective of a floor the general for personally mature young people moderately mature is the choice them significant another, for personally unripe young people each of vital elections didn't ripen. At personally mature men and women each of vital elections is specific according to procedural characteristics.

Текст научной работы на тему «Процессуальные характеристики жизненных выборов учащихся мужчин и женщин в зависимости от выраженности личностной зрелости»

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

УДК 159.923.2

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ УЧАЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Ращупкина Юлия Валерьевна

В статье излагаются результаты исследования процессуальных характеристик жизненных выборов учащихся мужчин и женщин. В качестве жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для каждого из жизненных выборов рассмотрены процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность, осознанность выбора и выраженные в самооценках респондентов. Процессуальные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей их специфику для каждого из жизненных выборов. Личностная зрелость рассматривается как специфический феномен, строение которого отражено целостностью взаимосвязанных компонентов, включая ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивный, операциональный компоненты. Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость - личностная незрелость».

Объектом исследования выступили 269 субъектов (134 мужчин и 135 женщин), получающих образование в выпускных классах средних школ г. Азова и в вузах г. Ростова-на-Дону. Эмпирически изучены и раскрыты особенности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости и содержания самого выбора. Эмпирически установлено, что выраженность процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин обусловлена видом зрелости и половой дифференциацией субъектов. Согласно предложенным эмпирическим критериям, каждый из жизненных выборов мужчин и женщин рассматривался в контексте зрелости. Эмпирически установлено, что независимо от пола общим для личностно зрелых молодых людей - умеренно зрелым является выбор ими значимого другого, для личностно незрелых молодых людей каждый из жизненных выборов незрел. У личностно зрелых мужчин и женщин каждый из жизненных выборов является специфичным по процессуальным характеристикам.

Ключевые слова: жизненные выборы, процессуальные характеристики, результативные характеристики, личностная зрелость, личностная инфантильность, виды зрелости, выраженность зрелости, зрелый выбор, незрелый выбор, учащаяся молодежь.

На протяжении жизненного пути человек осуществляет разные выборы [13]. Одни из них являются ситуативными, подчиняются конкретным мотивам и потребностям субъекта, другие - конституируют жизнь и дальнейшую судьбу личности, их основой выступает система ценностей. Именно последние называют жизненными выборами. Нами жизненный выбор понимается как процесс и итог сравнения однородных альтернатив, завершающийся сознательной выработкой личностью (на основе ее ценностей и мотивов) решений, в дальнейшем реализующихся в какой-либо сфере ее жизни [9].

В качестве основных жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого. Многими авторами отмечается, что выбор профессии (карьеры) относится к жизненным выборам личности (С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцева, А. А. Комлев и др.) и подчеркивается, что, выбирая профессию, личность выбирает образ жизни, судьбу, дальнейший путь развития [1, 4, 5, 7]. Результатом любого жизненного выбора является самоопределение личности в определенной сфере жизнедеятельности (профессиональной, социальной, семейной), либо в жизни в целом. А любое самоопределение есть выбор личностью стиля и образа жизни. Наряду с этим, личность выбирает авторитетного значимого другого, потенциально влияющего на ее развитие, поведение [10]. Выбрать значимого другого, как и профессию, - значит быть принятым в определенную группу людей, принять ее нормы и правила, принципы, ценности, образ жизни.

Анализ психологической литературы показал, что в качестве характеристик жизненных выборов, которые требуются для «правильного», зрелого, обдуманного выбора, выступают процессуальные и результативные. Процессуальные характеристики отражают сознательная включенность личности, мера ее самостоятельности и уверенности в ходе осуществления выбора, результативные - содержание и временная перспектива выбора. В данной статье акцентируется внимание только на процессуальных характеристиках жизненных выборов - уверенность, самостоятельность, осознанность. Эти характеристики приписываются исследователями именно выбору зрелой личности [8, 12], эмпирически изучены преимущественно на примере профессионального и карьерного выборов [3, 6, 11]. Их особенности обусловлены полом, возрастом, выраженностью личностной зрелости субъектов (С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцева; Ю. В. Ращупкина; А. Л. Щебетова). Характеристики жизненных выборов как процессуального явления можно

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

методически диагностировать по оценкам субъектов особенностей протекания соответствующего выбора. Мы полагаем, что по специфике процессуальных характеристик жизненных выборов, которые осуществляет зрелая личность, можно судить о зрелости ее выборов [9].

В отличие от исследований выбора карьеры, специальных исследований характеристик выборов образа жизни и значимого другого явно недостаточно. Собственно комплексное изучение жизненных выборов, выраженности их характеристик и взаимосвязи последних с полом субъектов, характеризующихся разными видами личностной зрелости, практически отсутствует. Это существенно сужает представления о закономерностях жизненных выборов зрелыми и незрелыми личностями, обедняет доказательную базу о «преимуществах» зрелой личности, затрудняет реальную адресную психологическую помощь молодым людям. Целью нашего исследования выступило изучение процессуальных характеристик жизненных выборов учащихся - мужчин и женщин с разными видами личностной зрелости. Методы и методики исследования: анкетирование (модифицированные анкеты С. Т. Джанерьян, Д. И. Гвоздевой «Анкета для изучения идеала образа жизни личности»; С. Т. Джанерьян, Л. А. Зайцевой «Анкета для изучения выбора карьеры»; для изучения выбора значимого другого была разработана авторская анкета С. Т. Джанерьян, Ю. В. Ращупкиной «Анкета для изучения выбора значимого другого»); методы непараметрической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна-Уитни); процедура квартилирования; биномиальный критерий.

В предыдущих исследованиях личностная зрелость была определена как сложное образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации (ценностно-мотивационный компонент), выраженной волевой саморегуляцией (эмоционально-волевой компонент), развитым самосознанием (рефлексивный компонент), высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией (операциональный компонент). В результате факторного анализа были эмпирически выделены и описаны виды зрелости, различающиеся по ведущему содержанию доминирующего компонента, взаимосвязанного с содержаниями других компонентов. В итоге выделились группы респондентов с присущими им соответствующими видами зрелости: 1 группа - «высокая социальная адап-тированность ценой внутреннего контроля»; 2 группа - «осознание своих социальных ролей»; 3 группа - «самовыражение»; 4 группа - «акцентирование ценностей индивидуализации»; 5 группа - «выраженная рефлексивность»; 6 группа - «значимость творчества». С учетом содержания и выраженности личностных черт, присущих респондентам первых трех групп, их виды

зрелости были отнесены к полюсу «личностная зрелость», другие виды зрелости - к полюсу «личностная незрелость» [2]. С учетом различной выраженности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов мужчин и женщин, их выборы были отнесены к зрелым, умеренно зрелым и незрелым [9].

Результаты свидетельствуют, что особенности характеристик жизненных выборов дифференцированы в зависимости от пола и вида личностной зрелости субъектов.

Выбор образа жизни как женщинами, так и мужчинами 1 группы характеризуется высокими уверенностью, самостоятельностью и осознанностью. Выбор карьеры и значимого другого женщинами характеризуется высокими уверенностью и осознанностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности; выбор карьеры мужчинами - высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью, самостоятельностью и осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля», особенность и выраженность процессуальных характеристик их выбора образа жизни свидетельствуют о его зрелости. Выбор карьеры женщинами можно отнести к умеренно зрелому, мужчинами - к незрелому; выбор значимого другого женщинами - к умеренно зрелому; мужчинами - к зрелому.

Выбор образа жизни женщинами 2 группы характеризуется высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, низкой самостоятельностью и высокой осознанностью; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой самостоятельностью и низкой осознанностью. Выбор образа жизни мужчинами 2 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, низкой самостоятельностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокими осознанностью и несамостоятельностью с опорой на помощь других людей; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью и осознанностью, несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств. Иначе говоря, у молодых людей, характеризующихся видом зрелости «осознание своих социальных ролей», специфика процессуальных характеристик их выборов образа жизни и карьеры позволяет отнести эти выборы к незрелым; выбора значимого другого женщинами - к незрелому, мужчинами - к умеренно зрелому.

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

Выбор образа жизни женщинами 3 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими значимого другого - высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности. Выбор образа жизни мужчинами 3 группы характеризуется низкой уверенностью, высокими самостоятельностью и осознанностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности и самостоятельности, низкой осознанностью; выбор ими значимого другого - высокой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности и осознанности. Следовательно, у женщин, характеризующихся видом зрелости «самовыражение», выраженность процессуальных характеристик их выбора значимого другого позволяет назвать его умеренно зрелым, у мужчин -незрелым. Характеристики выбора образа жизни женщинами позволяют отнести его к незрелому, мужчинами - к умеренно зрелому; выбор карьеры женщинами - к умеренно зрелому, мужчинами - к незрелому.

В целом, молодые люди, характеризующиеся выраженной зрелостью, отнесенной к разным ее видам, демонстрируют уверенность в выборах образа жизни и значимого другого, осознанность - в выборах значимого другого и карьеры. Женщины с разными видами личностной зрелости в отличие от мужчин более уверены в выборе карьеры и самостоятельны в выборе значимого другого, мужчины же демонстрируют самостоятельность и осознанность в выборе образа жизни. Среди выборов «зрелых» женщин наибольшей зрелостью характеризуется выбор образа жизни женщинами с видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля» и наибольшей незрелостью этот же выбор женщинами с видом зрелости «самовыражение». Для выборов «зрелых» мужчин выборы образа жизни и значимого другого мужчинами с присущим видом зрелости «высокая социальная адаптированность ценой внутреннего контроля» отличаются наибольшей зрелостью, выбор образа жизни мужчинами с видом зрелости «осознание своих социальных ролей» и выбор карьеры мужчины с видом зрелости «самовыражение» - наибольшей незрелостью.

Выбор образа жизни женщинами 4 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью; выбор ими карьеры - высокой уверенностью, низкими самостоятельностью и осознанностью; выбор ими значимого другого -индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью. Выбор образа жизни мужчинами 4 группы

характеризуется низкой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, высокой осознанностью; выбор ими карьеры - низкой уверенностью, высокой несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой несамостоятельностью с опорой на помощь других либо на благоприятное стечение обстоятельств, низкой осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «акцентирование ценностей индивидуализации», независимо от их пола специфика выраженности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов позволяет считать последние незрелыми.

Выбор образа жизни женщинами 5 группы характеризуется высокими уверенностью и самостоятельностью, индивидуально вариативными показателями осознанности; выбор ими карьеры - высокими уверенностью и осознанностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности и самостоятельности, низкой осознанностью. Выбор образа жизни мужчинами 5 группы характеризуется низкой уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, высокой осознанностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокой несамостоятельностью с опорой на помощь других либо на благоприятное стечение обстоятельств, высокой осознанностью; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности. Следовательно, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «выраженная рефлексивность», их выбор значимого другого наиболее незрел. Для женщин выборы образа жизни и карьеры можно рассматривать как умеренно зрелые, для мужчин эти же выборы - как незрелые.

Выбор образа жизни женщинами 6 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими значимого другого - индивидуально вариативными показателями уверенности и осознанности, высокой самостоятельностью. Выбор образа жизни мужчинами 6 группы характеризуется индивидуально вариативными показателями уверенности, самостоятельности и осознанности; выбор ими карьеры - индивидуально вариативными показателями уверенности, высокими осознанностью и несамостоятельностью с опорой на благоприятное стечение обстоятельств; выбор ими значимого другого - высокой

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

уверенностью, индивидуально вариативными показателями самостоятельности, низкой осознанностью. Таким образом, у молодых людей, характеризующихся видом незрелости «значимость творчества», каждый из их жизненных выборов, судя по специфике процессуальных характеристик, позволяет отнести их к незрелым.

В целом, общим для молодых людей, характеризующихся выраженной незрелостью, отнесенной к различным ее видам, является осознанность выбора ими карьеры. Женщины с разными видами личностной незрелости в отличие от мужчин проявляют уверенность при выборе карьеры, самостоятельность - при выборе образа жизни и значимого другого; мужчины же - уверенность и осознанность при выборе образа жизни и значимого другого. Для выборов личностно незрелых женщин наибольшей незрелостью отличаются выбор значимого другого женщинами с присущим видом незрелости «выраженная рефлексивность» и выбор карьеры женщинами с видом незрелости «значимость творчества». Для выборов личностно незрелых мужчин выборы карьеры и значимого другого мужчинами с видом незрелости «акцентирование ценностей индивидуализации», выборы значимого другого мужчинами с видом незрелости «выраженная рефлексивность» и образа жизни мужчинами с видом незрелости «значимость творчества» отличаются наибольшей незрелостью.

Рассмотрим результаты межгруппового анализа выраженности характеристик каждого из жизненных выборов отдельно для женщин и мужчин. Среди личностно незрелых женщин при выборе карьеры низкую самостоятельность проявляют женщины 6 группы, низкую осознанность - женщины 4 группы, при выборе значимого другого низкую осознанность - женщины 5 группы.

Среди личностно зрелых мужчин низкую самостоятельность при выборе карьеры демонстрируют мужчины 2 группы, при выборе значимого другого - мужчины 3 группы.

В зависимости от личностной зрелости/незрелости женщин различия обнаружены по выраженности самостоятельности выбора ими карьеры: в целом, «зрелые» женщины в отличие от «незрелых» самостоятельнее выбирают карьеру.

Таким образом, вид зрелости личности и содержание ее жизненных выборов обусловливают специфику процессуальных характеристик и зрелость каждого из этих выборов, осуществляемых мужчинами и женщинами. Выраженность каждой из процессуальных характеристик выбора образа жизни личностно зрелыми мужчинами отличается от выраженности аналогичных характеристик этого же выбора личностно незрелыми женщинами; выбор значимого другого личностно незрелыми мужчинами отличается от этого же выбора личностно незрелыми женщинами.

Литература

1. Джанерьян С. Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2005. - № 3.

2. Джанерьян С. Т., Ращупкина Ю. В. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2015. - № 1.

3. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. - № 3. - С. 78-92.

4. Долматова С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. - Т. 3. - С. 123-125.

5. Зайцева Л. А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов: дисс____канд. психол. наук. -

Ростов н/Д, 2006. - 193 с.

6. Комлев А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 41-51.

7. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.

8. Николаева В. И. Психологические характеристики личностного выбора (на материале подростково-юношеского периода) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

9. РащупкинаЮ. В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности личностной зрелости // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 2.

10. Халина Н. В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 408-411.

11. Щебетова А. Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2. - № 6. -С. 111-113.

12. Bjorklund D. F. The role of immaturity in human development // Psychological Bulletin. - 1997. - V. 122 (2). - pp. 153-169.

13. Schwartz B. The paradox of choice: why more is less. - New York: Ecco, 2004. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.