Научная статья на тему 'Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности'

Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
723
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИДЕАЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / UNIVERSITY STUDENTS / IDEAL / PERSONAL CHARACTERISTICS / PERSONAL MATURITY / RESPONSIBILITY / DIRECTION OF SELF-DEVELOPMENT / SOCIAL IDENTITY / PSYCHOSOCIAL TYPE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров Илья Владимирович

В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEALS OF YOUNG PEOPLE AS FOUNDATIONS OF PSYCHOSOCIAL TYPOLOGY OF THE PERSON

This article analyses results of the study of ideals of young people. The author shows that similar content of ideals is a prerequisite of developing and preserving social connections and social groups. Besides, ideals act as moral and value-related regulators of social activity of the person. They determine the direction of self-development of the person in young age, and the maturity of the person. Based on empirical data, the article distinguishes meaningful semantic segments in the structure of ideals of students. Similar ideals allowed us to distinguish five groups of young people with diff erent ideals. The first group is made up by young people who selected persons from their family as iseals; the second group are those who chose politicians or public figures; the third group are those who chose actors, rock-musicians, pop-singers, sportsmen; the fourth group chose prophets and saints as their ideals; the fifth group chose poets, writers, philosophers. The subsequent comparison of personal characteristics in these groups has shown that meaningful differences between the groups are manisfested in the maturity of the person, in social identity, and in the degree of moral and ethical responsibility. The first group shows a low level of personal maturity and strong dependence on the social milieu; the second group shows high level of personal maturity, social pseudoidentity, full-fledged moral and ethical responsibility with clear-cut altruistic emotions and moral intuition; the third group has low level of personal maturity, independence and freedom from society, full-fledged moral and ethical responsibility; the fourth group has a medium level of personal maturity, strong dependence on the social milieu, high level of moral and ethical responsibility with clear-cut altruism; the fifth group has a medium level of personal maturity, asocial tendency, full-fledged moral and ethical responsibility.

Текст научной работы на тему «Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 51. С. 97-113 Э01: 10.15382/бШг^201851.97-113

Егоров Илья Владимирович, канд. психол. наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4 [email protected]

ОЯСГО: 0000-0002-7302-5335

Идеалы молодежи как основания

и *

ПСИХОСОЦИАЛЬНОИ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И. В. Егоров

Аннотация: В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу — выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу — выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе — низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе — высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе — низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе — средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе — средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.

* Данный текст является продолжением статьи «Идеалы как динамическая основа аттитю-дов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи» (Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 59-74).

Проблема изучения идеалов привлекает все больше внимания в современных социальных науках, в связи с тем что духовно-нравственные ориентиры развития и устремления, как отдельно взятого человека, так и социальной группы определяются как раз теми идеалами, которые существуют в индивидуальном сознании. Поэтому изучая представленность идеалов в сознании молодых людей, мы сможем, в том числе, понять существующие ценностные ориентиры молодежи, особенности их личностного развития и перспективы развития поколения молодых, которые будут определять будущее страны.

Для точного понимания изучаемого конструкта обратимся к определениям, даваемым термину «идеал» в словарях.

«Идеал — мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз, представитель; образец-мечта»1.

«Идеал — представление высшего совершенства, в каком бы ни было отношении; то, что является объектом стремления, независимо от того, близка ли или очень отдалена возможность осуществления»2.

«Идеал — 1. то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений; 2. совершенное воплощение чего-нибудь»3.

«Идеал — совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая конечная цель стремлений, деятельности»4.

Обобщая словарные определения понятия «идеал», можно выделить две позиции: одна заключается в том, что идеал — это цель устремлений, направленности человека. Вторая позиция, что идеал — это образец чего-то (кого-то).

Можно отметить, что в отечественной психологии идеал традиционно изучается и в связи с нравственными основами, образцами личности (Л. И. Бо-жович, М. И. Воловикова, Н. А. Рыбников, Н. И. Судаков, Э. В. Чудновский, Т. А. Флоренская), и в связи с направленностью личности (С. Л. Рубинштейн, С. Г. Крантовский, А. Ю. Королева).

Вместе с тем на отдельных этапах возрастного развития идеалы играют определяющую роль в развитии системы ценностей и личностном развитии. Так, в подростковом возрасте идеалы являются важными механизмами в становлении морально-нравственных норм, системы ценностей и мировоззрения личности. Об этом указывается как в классических психолого-педагогических исследованиях, так и современных (Л. И. Божович, М. И. Воловикова, И. С. Кон,

A. Ю. Королева, Я. Корчак, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. С. Собкин,

B. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин).

Многие исследователи подчеркивают, что в юношеском возрасте роль идеалов в формировании личности и ее мировоззрения не менее важная. Так, отечественные исследователи, изучая ценностную сферу учащейся молодежи, отмечают, что идеалы становятся фундаментом в продолжающей формироваться

1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2. С. 10.

2 Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9. С. 166.

3 Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988. С. 193.

4 Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988. С. 182.

системе ценностей молодого человека5. Зарубежные исследователи подчеркивают, что интеграция идеала и реальности является пятой стадией когнитивного развития (стадией диалектического мышления) и важнейшей характеристикой зрелого мышления взрослого человека и формируется в период ранней взрослости, обучения в колледже6.

То есть можно сказать, что изучение идеалов в юношеском возрасте является важным направлением в изучении становления зрелой личности. И вместе с тем в социальной психологии развития в содержании идеалов личности можно выделить ценностно-смысловые ориентиры в поведении молодого человека.

В данной работе понятие «идеал» определяется следующим образом: это субъективно значимый образ другого человека, существующий как результат социального восприятия, может рассматриваться как векторная динамическая основа аттитюда (социальной установки). Данный образ появляется исходя из собственного опыта, морально-нравственных норм и системы ценностей, привитых социальным окружением. Этот социально-перцептивный образ в последующем усложняется и фундирует систему аттитюдов (социальных установок) и, в конечном итоге, мировоззрение зрелой личности.

Итак, цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить собственно номенклатуру (перечень) тех лиц (имена, персонажей), кого молодые люди выбирали в качестве идеала. И затем изучить личностные особенности молодых людей, имеющих содержательно различные идеалы, и на этой основе определить психосоциальные группы.

Данный аспект изучения идеалов в структуре личности позволяет понять, с одной стороны, степень социокультурного влияния различных факторов (семьи, СМИ, различных организаций, литературы и т. д.) на молодого человека, а с другой — в каком направлении, что собственно в себе развивает, и к чему стремится молодой человек в своем развитии. При этом сходное содержание идеалов может быть рассмотрено как предпосылка формирования и сохранения социальных связей и социальных групп.

Методы эмпирического исследования. В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий.

1. Методика «Россия в территориях, событиях, персоналиях» (И. В. Егоров, Л. Б. Шнейдер)7 позволяет изучить специфику социального восприятия человека; выявить идеалы студенческой молодежи.

2. Для изучения личностной зрелости использовался «тест личностной зрелости»8.

5 См.: Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.

6 См.: Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // Life-span developmental psychology: Normative life crisis / N. Datan, L. H. Ginsberg, eds. New York, 1975.

7 См.: Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. С. 53-57.

8 См.: Там же. С. 66-70.

3. Тест А. А. Кроник9. Данный тест использовался с целью выявления типов психологического совершенствования себя и социального окружения опрашиваемых.

4. Методика изучения социальной идентичности (МИСИ) Шнейдер— Хрусталевой10. Данная методика позволяет выявлять нормативность и готовность личности выступать в качестве члена группы, представителя общности, разделять ее нормы и правила, быть вовлеченным и заинтересованным в групповых процессах. Этот компонент является обобщенным показателем самой социальной идентичности.

5. Диагностика уровня морально-этической ответственности личности И. Г. Тимощука (Опросник ДУМЭОЛП)11.

Вместе с тем, результаты были обработаны с помощью программы математической статистики SPSS, с использованием первичной описательной статистики, критерия ф* — углового преобразования Фишера (критерий Фишера), U-критерий Манна—Уитни.

Формирование выборки и дизайн исследования. В исследовании участвовало 559 человек (415 женщин, 144 мужчин), студенты вузов различных профилей из десяти городов России (Симферополь, Махачкала, Москва, Екатеринбург, Тюмень, Пенза, Пермь, Омск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский). Средний возраст опрошенных составил 20,5 лет.

Из общего массива данных были отобраны результаты 230 человек (69 мужчин; 161 женщина), указавших свой идеал (идеалы) в ответе на вопрос «Назовите ваш идеал человека.......» (методика «Россия в территориях, событиях, персоналиях»). Респондентам не ставили ограничений в количестве упоминаемых лиц и не ограничивали время заполнения методики. В результате был получен список из 134 имен, упомянутых молодыми людьми в перечне идеалов.

В ходе последующего контент-анализа результатов были выделены пять подгрупп респондентов по частоте встречаемости того или иного содержательного блока в структуре идеалов, которые в последующем сравнивались по личностным характеристикам.

Большая часть из вошедших в список персоналий называлась молодыми людьми неоднократно, число же единичных упоминаний составило менее 4% от общего числа голосов и не учитывалось нами в ходе дальнейшего анализа12.

С помощью контент-анализа упомянутые персоналии были сгруппированы в отдельные блоки: семейное окружение (семья — мама, папа, другие род-

9 См.: Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.

10 См.: Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83—96.

11 См.: Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37-40.

12 Здесь важно упомянуть, что только один человек из всех опрошенных, указавших идеал, написал своего учителя. Это, на наш взгляд, является показательным моментом в том, какую личностную значимость имеет (а точнее, на отсутствие личностной значимости) и какое влияние оказывает на индивидуальность обучающегося в современном образовательном процессе учитель. В отличие, например, от политиков.

ственники); политики и общественные деятели; актеры и киногерои; современные музыканты; эстрадные исполнители; медийные лица (теле-радиоведущие, блогеры); пророки, святые, мученики; писатели, поэты; исторические деятели; деятели науки; бизнесмены, предприниматели; деятели культуры и искусства; спортсмены; «Я» — как идеал.

На рис. 1 представлена значимость различных содержательных блоков в структуре идеалов студенческой молодежи.

Рис. 1. Значимость того или иного содержательного блока в структуре идеалов студенческой молодежи (в %)

На рис. 1 можно увидеть, что первые места (29,7%) по частоте упоминаний, и соответственно по значимости, в структуре идеалов студенческой молодежи заняли с незначительной разницей — актеры и киногерои, современные музыканты, эстрадные исполнители, медийные лица (теле-радиоведущие, блогеры, журналисты) и люди из семейного окружения (29,4%).

Получается, что степень воздействия СМИ и интернет-ресурсов сопоставима с влиянием семейного окружения на молодого человека, по крайней мере, в формировании у него идеалов.

Относительно идеалов из семейного окружения можно сказать, что семья на протяжении жизни человека является важнейшим фактором, влияющим не только на систему идеалов и ценностей, но и в целом на формирование личности.

На третьем месте (почти 15,8%) упоминаются политики. Выбор политиков в качестве идеала обозначает еще одну важную для молодых людей социальную проблему — проблему общественно-политической жизни страны и самого молодого человека. Иными словами, общественно-политические процессы становятся значимыми для молодого человека, и в личностном развитии выполняют важную роль ориентиров в саморазвитии.

Обращает на себя внимание тот факт, что на четвертом месте оказался блок упоминаемых в идеалах (9,4%) — «пророки, святые, мученики». В данном случае можно обозначить, что духовно-нравственная составляющая жизни личности (выступающая на первый план в образцах поведения святых, пророков) также представлена в личностных ориентирах студенческой молодежи.

Очень показательно, что идеалы, существующие в образах поэтов, писателей, деятелей культуры и искусства, ученых (людей творческих, деятельных в науке, искусстве), в меньшей степени интересуют студенческую молодежь (6,4%), так же как и историческая проблематика (исторические деятели упоминались всего 4,5%). В данном случае это может говорить о том, что историческая и культурно-научная составляющие в ценностном развитии личности молодых людей находится на пятом, шестом местах по степени значимости.

Представители других профессиональных и социальных категорий в структуре идеалов указывались значительно реже (менее 5% упоминаний).

Вместе с тем необходимо отметить, что в результате данного анализа была выделена еще одна группа молодых людей, указавших своим идеалом (или идеалами) представителей бизнеса, предпринимателей (Р. Абрамович, С. Джобс, И. Маск и т. п.). Всего пять человек опрошенных упомянули предпринимателей в идеалах (2,5%). Представленность молодых людей с такими идеалами (пусть и очень малого количества) показывает, что, с одной стороны, у студенческой молодежи присутствует желание и готовность создавать и воплощать в жизнь свои идеи и планы. А с другой, что образцы поведения, связанные с предприимчивостью, активностью в создании и продвижении новых продуктов, услуг, идей, не пользуются популярностью у молодых людей. И это несколько настораживает, так как ориентация страны на инновационное развитие предполагает большое количество людей, готовых и способных реализовывать себя в сфере бизнеса.

Последующий анализ результатов представляет изучение данных по указанным выше методикам молодых людей, имеющих различные идеалы. Для удобства анализа результатов студентов, имеющих различные идеалы, мы объединили в пять подгрупп и сравнили эти группы между собой. Данная группировка и последующее сравнение позволит увидеть специфику личностных характеристик молодых людей, имеющих различные идеалы13.

13 Сам перечень имен (номенклатуру) и частоту представленности можно посмотреть в работах, опубликованных в рамках нашего исследования «Гражданское мировосприятие молодежи». См., например: Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического

Необходимо сказать, что выделение указанных групп было сделано с учетом того, что в 94% случаев молодые люди, указавшие в идеале нескольких человек, писали, как правило, людей из одной указанной нами категории. Так, например, если указывалось несколько человек в идеале у респондента, то только люди из семейного окружения (мама, папа, брат, сестра и т. п.); или же имена актеров, музыкантов, спортсменов; или же политиков и общественных деятелей.

Или же чаще всего (в 73% ответов респондентов) указывали одного человека как идеал из выделенных нами групп.

Ответов респондентов с упоминаниями из различных обобщенных групп оказалось менее 5%, в связи с чем данные этих респондентов были исключены из последующего анализа.

Поэтому для дальнейшего анализа и сравнения были выделены пять подгрупп с общим количеством 183 человека. В первую подгруппу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра) (п = 59); во вторую подгруппу — выбиравшие политиков и общественных деятелей (п = 32); в третью подгруппу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, журналистов, спортсменов (п = 60); в четвертую подгруппу — выбравшие в идеалы пророков, святых, мучеников (п = 19); в пятую подгруппу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, ученых, философов (п = 13).

Таким образом, выделив подгруппы по сходным идеалам, мы можем сравнить личностные характеристики студенческой молодежи в разных группах.

Можно отметить, что уровень личностной зрелости (как видно из табл. 1) выше всего (93,3) в группе студентов, указавших своими идеалами политических и общественных деятелей. А низкие показатели (при сравнении пяти групп студентов с разными идеалами) по уровню личностной зрелости у студентов двух групп: в группе, выбирающей идеалами людей из семейного окружения (76,1), и в группе, выбирающей идеалами актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, журналистов, спортсменов (76,8). Причем надо отметить, что различия оказались значимые при расчете и сравнении показателей этих двух групп и группы 2 (идеалы политические, общественные) по и-критерию Манна-Уитни (группа 1 и группа 2 значимые различия иэмп = 640p < 0,01; группа 2 и группа 3 значимые различия иэмп = 685p < 0,05).

В группах студентов, выбирающих себе в идеалы пророков, святых, мучеников (81,2) и выбирающих в идеалы поэтов, писателей, ученых, философов (81,4), уровень личностной зрелости чуть выше двух указанных групп.

университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45-49; Они же. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67-77.

Таблица 1

Распределение результатов по тесту личностной зрелости у студентов, имеющих разные идеалы

Группы студентов, имеющих различные идеалы Средний арифм. показатель Стандартное отклонение

Группа 1 76,1 28,9

Группа 2 93,3 37,7

Группа 3 76,8 34,2

Группа 4 81,2 29,3

Группа 5 81,4 26,1

Эти данные показывают, что направленность на семейные ценности (группа 1) у молодых людей несколько замедляет развитие личностной зрелости. Можно предположить, что ориентация на нормы, ценности, поведение родителей и родственников предполагает некоторую зависимость от их мнения, зависимость от семейного окружения. Что, возможно, тормозит развитие своей собственной независимости, самостоятельности и затрудняет отделение от родительской семьи (так называемый «вылет детей из родительского гнезда»).

Если же говорить о группе 3 (идеалы актеры, рок-музыканты, эстрадные исполнители, журналисты, спортсмены), то уровень личностной зрелости ниже, так как он отражает, возможно, ориентацию на некоторые внешне выраженные и демонстративные черты в идеалах, на славу, популярность, внешний имидж в личностях, выбираемых идеалами, а не на внутренние морально-нравственные ценности.

Направленность на общественно-политические идеалы и ценности (группа 2) в большей степени, вероятно, предполагает выражение своей собственной позиции, большую ориентацию на собственное мнение и готовность нести ответственность за свои действия, что подтверждают и результаты опросника ДУМЭОЛП, по которому общий уровень морально-этической ответственности в этой группе выше 14,7 (см. табл. 5), чем в группах 1 (14,2) и 3 (13,5).

Следующая личностная характеристика, по которой сравнивались группы, это социальная идентичность (методика МИСИ). Эта характеристика показывает социальную направленность — готовность молодого человека быть членом общества — одним из большинства, принимать нормы, правила и, как следствие, жертвовать своей индивидуальностью, однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности. Или асоциальную направленность, т. е. стремление отделиться от всех, быть не таким как большинство, быть независимым, самостоятельным, подвергаться риску и опасности.

В табл. 2 можно увидеть общий показатель социабельности в группах с различной представленностью идеалов.

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов по общему показателю «социабельности» молодых людей в группах с разной представленностью идеалов по методике МИСИ

Группа 1 (средн. знач.) Группа 2 (средн. знач.) Группа 3 (средн. знач.) Группа 4 (средн. знач.) Группа 5 (средн. знач.)

0,76 0,75 0,69 0,8 0,72

Обращает на себя внимание группа 3, в которой показатель социабельно-сти 0,69. Это показатель, демонстрирующий достигнутую социальную идентичность. То есть для этой группы молодых людей характерно осознанное принятие и понимание норм и правил общества, желание поддерживать групповые интересы и сплоченность, но при этом не в ущерб своим собственным интересам и ценностям, соблюдая независимость и самостоятельность.

В остальных четырех группах (табл. 2) очень высокий показатель социабельности, который говорит о псевдоидентичности студентов в этих группах, причем самый высокий уровень в группе, у кого представлены идеалы пророков и святых (группа 4) в структуре личности. То есть у молодых людей в этих группах социальная направленность характеризуется как чрезмерно выраженная потребность в групповом членстве, они стремятся принимать нормы и правила общества, поддерживают групповую сплоченность. Молодые люди, как бы полностью растворены в социуме, не имеют собственного мнения и следуют за мнением группы ради того, чтобы сохранить групповую принадлежность. Вместе с тем это может быть связано со становлением профессиональной идентичности, когда молодые люди в этих группах наиболее активно осваивают профессиональные нормы и правила, как бы «примеряя» их на себя. И на время этого профессионального становления им приходится отказаться от собственной независимости и уникальности.

Для того чтобы точнее понять содержание различий между группами по выраженности социальной идентичности, был сделан анализ различий в группах по отдельным шкалам опросника МИСИ (социальная направленность, асоциальная направленность). Этот анализ показал значимые различия (табл. 3) по шкале «асоциальная направленность» между группой 4, в которой идеалами выбраны пророки, святые, мученики, и группами 1, 3, 5.

Таблица 3

Сравнительная таблица результатов по шкалам социальности/асоциальности (методика МИСИ студентов вузов в группах, имеющих различные идеалы)

Группы Шкала «Социальная направленность» (средн. знач.) Шкала «Асоциальная направленность» (средн. знач.) Значимость/незначимость различий по шкалам методики МИСИ (^критерий Манна-Уитни)

1 14,2 4,514 значимые различия иэмп = 389 < 0,05) с группой 4 по шкале асоциальная направленность

14 Среднее значение показателя шкалы, по которой есть статистически значимые различия (и-критерий Манна-Уитни).

Группы Шкала «Социальная направленность» (средн. знач.) Шкала «Асоциальная направленность» (средн. знач.) Значимость/незначимость различий по шкалам методики МИСИ (^критерий Манна-Уитни)

2 15,0 4,8 незначимые различия со всеми группами по двум шкалам

3 12,1 5,3* значимые различия Цэмп = 392,5 0> < 0,05) с группой 4 по шкале асоциальная направленность

4 11,8 2,9* значимые различия по шкале асоциальная направленность с группами 1, 3, 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 12,8 4,8* значимые различия Цэмп = 67 (^ < 0,05) с группой 4 по шкале асоциальная направленность

Что может говорить о том, что в группе 4 высокий показатель социальной идентичности достигается за счет желания быть зависимым от группы, отсутствия готовности рисковать, жертвовать своей индивидуальностью. Однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности, соблюдая нормы и правила поведения в обществе.

В связи с высокими результатами социальной идентичности в группах с различными типами идеалов интересны результаты о том, какая направленность совершенствования присутствует в этих группах. Мы можем это увидеть по результатам методики А. А. Кроник.

В табл. 4 приведены результаты по этому тесту. Подсчет по критерию ф* (угловому преобразованию Фишера) не показал значимых различий между результатами по группам между четырьмя шкалами этого теста. Можно говорить о том, что результаты по всем группам носят однородный характер. И в первую очередь, обращает на себя внимание результат по шкале Б (утвердиться самому в более мягком окружении): во всех пяти группах он более 66% процентов.

Таблица 4

Распределение результатов по тесту А. А. Кроник у студентов, имеющих различные идеалы (в процентах от общего количества ответивших на вопросы этого теста)

Группы А (сделать мир сильнее) Б (утвердиться самому в более мягком окружении) В (смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим) Г (сделать мир добрее)

1 3,5% 89,5% 0 7%

2 10% 83,3% 0 6,7%

3 9,6% 82,7% 1,9% 5,8%

4 11,1% 66,7% 5,6% 16,6%

5 16,7% 83,3% 0 0

Данная направленность совершенствования свойственна большинству молодежи вне зависимости от типа выбираемых идеалов. И для этой направленности характерно совершенствовать себя в направлении большей жесткости, категоричности. А вот совершенствование других, социального окружения, хотелось бы, чтобы шло в направлении смягчения, доброты и мягкости. То есть можно говорить о том, что большинство молодых людей воспринимают окружающий мир как жесткий, а себя как добрых и мягких. И поэтому самосовершенствоваться надо в сторону жесткости, а миру в сторону мягкости. Это может говорить о том, что молодые люди, используя такую направленность совершенствования, стремятся утвердить свое «Я», свою независимость, индивидуальность.

Интересно, что ни у кого из группы 5 (идеалы поэтов, писателей, ученых, философов) нет направленности на смягчение себя или социального окружения. В отличие от остальных групп, в которых эта направленность присутствует пусть и в малой степени выраженности. Другими словами, в этой группе рассматривается только один вариант совершенствования в сторону усиления себя и/или мира.

Можно отметить как тенденцию, что в 4 группе (с идеалами пророков, святых, мучеников) выражено более чем у 16% молодых людей стремление совершенствоваться самому вместе с социумом в сторону смягчения и доброты. И в этой же группе присутствует более чем у 11% молодых людей стремление совершенствоваться вместе с другими в сторону жесткости и твердости. То есть более чем у четверти молодых людей, имеющих идеалы пророков, святых, мучеников, присутствует понимание того, что развиваться и совершенствоваться можно вместе с социумом в одном направлении, а не отдельно от него, и в разных направлениях.

Если сравнивать группы с разной представленностью идеалов по выраженности такой личностной характеристики, как морально-этическая ответственность, то можно отметить следующее (табл. 5).

В четырех группах (группы 1, 2, 3, 5) средний уровень сформированности морально-этической ответственности. В группе 4 высокий уровень сформированности морально-этической ответственности.

Таблица 5

Сравнительная таблица средних результатов по методике диагностики сформированности уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП) студентов вузов, имеющих различные идеалы

Группы с различной представленностью идеалов Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5

Средние значения по группе (уровень) 14,2 (средний уровень) 14,7 (средний уровень) 13,5 (средний уровень) 15,5 (высокий уровень) 13,5 (средний уровень)

Для более подробного понимания этого различия мы сравнили результаты отдельных шкал этого опросника во всех пяти группах. Результаты представле-

ны в табл. 6. Из таблицы видно, что значимые отличия группы 4 от групп 1, 2, 3 присутствуют по шкале «социальной желательности». А по шкале «морально-этические ценности» значимые различия выявлены с группой 1. Эти результаты могут говорить о том, что молодые люди, имеющие идеалы пророков, святых, мучеников, в большей степени, чем молодые люди, имеющие другие идеалы, стремятся соблюдать социальные и культурные нормы отношений и поведения.

Таблица 6

Сравнительная таблица результатов по отдельным шкалам методики диагностики уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП) студентов вузов, имеющих различные идеалы

) -а я н щ

1 л 1 «1 ^

Опросник ДУМЭОЛП [азвание шка. Группа 1 (средн. знач.) Группа 2 (средн. знач.) Группа 3 (средн. знач.) Группа 4 (средн. знач.) Группа 5 (средн. знач.) ме* и В Ч 3 т 1-1 л с! еоО и н ф 2 'В § 'В н я ^ я о ¡г ^ а О Я И щ э ч ^ н

н ча р Ш 1 м Р

Шкала 1.

Рефлексия на морально- 2,5 2,2 2,2 2,5 2,6 Нет значимых

этические различий

ситуации

Шкала 2.

Интуиция Нет

в морально- 2,7 3,0 2,7 2,8 2,4 значимых

этической различий

сфере

Шкала 3.

Экзистенци- Нет

альный аспект 2,4 2,1 2,1 2,1 2,2 значимых

ответствен- различий

ности

3,0 2,9

значимые значимые Значимые

Шкала 4. различия различия различия

Альтруистиче- Иэмп = 3,4 Иэмп = 3,1 2,8 группы 2

ские эмоции 706,5 (Р < 0,05) с группой 2 720,5 (Р < 0,05) с группой 2 с группами 1, 3

Опросник ДУМЭОЛП (название шкал) Группа 1 (средн. знач.) Группа 2 (средн. знач.) Группа 3 (средн. знач.) Группа 4 (средн. знач.) Группа 5 (средн. знач.) Значимость/незначимость различий по шкалам ДУМЭОЛП (^критерий Манна-Уитни)

Шкала 5. Морально-этические ценности 2,0 2,4 2,2 2,6 значимые различия Иэмп = 383 (р < 0,05) с группой 1 2,3 Значимые различия группы 1 и группы 4

Шкала 6. Социальная желательность 1,6 значимые различия Иэмп = 368,5 (р < 0,05) с группой 4 1,6 значимые различия Иэмп = 193 (Р < 0,05) с группой 4 1,4 значимые различия Иэмп = 335,5 (Р < 0,01) с группой 4 2,4 1,2 Значимые различия группы 4 и групп 1, 2, 3

Сравнительный анализ результатов по отдельным шкалам методики между группами показывает, что значимые различия существуют только по трем шкалам ДУМЭОЛП из шести.

Так, по шкале «альтруистические эмоции» самый высокий результат в группе 2, т. е. молодые люди, имеющие идеалы политических и общественных деятелей, в большей степени, чем группы молодых людей с другими идеалами, проявляют сопереживание, сочувствие, то есть у них более выражены эмпатические проявления.

Вместе с тем можно отметить, что уровень по шкале «социальной желательности» в 4 группе значимо выше, чем в остальных группах. Это же подтверждают и результаты по методике МИСИ (см. табл. 2), по которой уровень социабель-ности у молодых людей этой группы выше, чем в остальных группах. А уровень асоциальности (см. табл. 3) значимо ниже, чем в остальных группах. Эти данные показывают, что молодые люди, выбирающие себе в качестве идеала пророков, святых, мучеников, сильно ориентированы на социальное окружение и поэтому чаще они высказывают не свою позицию, а мнение референтной группы или большинства социума, не ориентируясь на свои собственные интересы.

То есть в этой группе, при высоком уровне морально-этической ответственности и значимости морально-этических ценностей, существует выраженное приспособление к социуму и не отмечается (по крайней мере, по данным результатам) обособления от социума.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

• идеалы выступают морально-нравственными и ценностными регуляторами социальной активности личности;

• идеалы в юношеском возрасте определяют и направленность саморазвития личности, и зрелость личности;

• сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп.

Сходные идеалы позволили выделить пять социотипических групп студенческой молодежи с разными идеалами. А последующий сравнительный анализ личностных характеристик в выделенных пяти группах показал, что самые выраженные отличия отмечаются в следующих характеристиках.

Уровень личностной зрелости выше всего в группе (по сравнению с остальными выделенными нами группами), в которой идеалами выступают политические и общественные деятели. В группах, у которых идеалами выступают члены семьи и близкие родственники, и в группе, у которой идеалами являются актеры, рок-музыканты, эстрадные исполнители, журналисты, спортсмены, выявлен низкий показатель личностной зрелости при сравнении пяти групп. В группах, у которых идеалами выступают пророки и святые, и в группе, у которой идеалы поэты, писатели, философы, промежуточный результат по уровню личностной зрелости, выявленный при сравнении пяти групп. Достигнутую социальную идентичность показала группа, у которой идеалы актеры, рок-музыканты, эстрадные исполнители, журналисты, спортсмены. Для этой группы молодых людей характерно осознанное принятие и понимание норм и правил общества, желание поддерживать групповые интересы и сплоченность, но при этом не в ущерб своим собственным интересам и ценностям, соблюдая независимость и самостоятельность.

Остальные четыре группы по показателю социальной идентичности продемонстрировали высокий уровень социабельности, который говорит о псевдоидентичности студентов в этих группах, причем самый высокий уровень в группе, у которой идеалами выступают пророки и святые (группа 4) в структуре личности. Иначе говоря, у молодых людей в этих группах социальная направленность характеризуется как чрезмерно выраженная потребность в групповом членстве, они стремятся принимать нормы и правила общества, поддерживают групповую сплоченность. Молодые люди как бы полностью растворены в социуме, не имеют собственного мнения и следуют за мнением группы, ради того чтобы сохранить групповую принадлежность.

Для направленности совершенствования, вне зависимости от выбираемых идеалов у студенческой молодежи, характерно совершенствование себя в направлении большей жесткости, категоричности. А вот совершенствование других, социального окружения, хотелось бы, чтобы шло в направлении смягчения, доброты и мягкости. То есть можно говорить о том, что большинство молодых людей воспринимают окружающий мир как жесткий, а себя как добрых и мягких. И поэтому самосовершенствоваться надо в сторону жесткости, а миру в сторону мягкости.

Вместе с тем можно отметить как тенденцию, что в группе с идеалами пророков, святых выражено более чем у 16% молодых людей стремление совершенствоваться самому вместе с социумом в сторону смягчения и доброты. И в этой же группе присутствует более чем у 11% молодых людей стремление совершенствоваться вместе с другими в сторону жесткости и твердости. То есть более чем у четверти молодых людей, имеющих идеалы пророков, святых, мучеников, присутствует понимание того, что развиваться и совершенствоваться можно вместе с социумом в одном направлении, а не отдельно от него, и в разных направлениях.

По такой характеристике, как уровень морально-этической ответственности личности, высокий результат получен в группе студенческой молодежи, у которой идеалами выступают пророки и святые. Также в этой группе отмечается завышенный (по сравнению с остальными группами) уровень по шкале «социальной желательности», что показывает выраженную ориентированность на социальное окружение, мнение референтной группы, большинства в ущерб своим интересам. В остальных группах получен средний уровень морально-этической ответственности.

Ключевые слова: студенческая молодежь, идеал, личностные характеристики, личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования, социальная идентичность, психосоциальный тип личности.

Список литературы

Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная

монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67-77.

Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45-49. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993. Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988.

Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37-40.

Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83-96.

Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // N. Datan & L. H. Ginsberg, eds. Life-span developmental psychology: Normative life crisis. New York: Academic press, 1975. P. 346-370.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2018. Vol. 51. P. 97-113

DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113

Il'ia Egorov,

Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, [email protected]

ORCID: 0000-0002-7302-5335

Ideals of Young People as Foundations of Psychosocial Typology of the Person

I. Egorov

Abstarct: This article analyses results of the study of ideals of young people. The author shows that similar content of ideals is a prerequisite of developing and preserving social connections and social groups. Besides, ideals act as moral and value-related regulators of social activity of the person. They determine the direction of self-development of the person in young age, and the maturity of the person. Based on empirical data, the article distinguishes meaningful semantic segments in the structure of ideals of students. Similar ideals allowed us to distinguish five groups of young people with different ideals. The first group is made up by young people who selected persons from their family as iseals; the second group are those who chose politicians or public figures; the third group are those who chose actors, rock-musicians, pop-singers, sportsmen; the fourth group chose prophets and saints as their ideals; the fifth group chose poets, writers, philosophers. The subsequent comparison ofpersonal characteristics in these groups has shown that meaningful differences between the groups are manisfested in the maturity of the person, in social identity, and in the degree of moral and ethical responsibility. The first group shows a low level of personal maturity and strong dependence on the social milieu; the second group shows high level of personal maturity, social pseudoidentity, full-fledged moral and ethical responsibility with clear-cut altruistic emotions and moral intuition; the third group has low level of personal maturity, independence and freedom from society, full-fledged moral and ethical responsibility; the fourth group has a medium level of personal maturity, strong dependence on the social milieu, high level of moral and ethical responsibility with clear-cut altruism; the fifth group has a medium level of personal maturity, asocial tendency, full-fledged moral and ethical responsibility.

Keywords: university students, ideal, personal characteristics, personal maturity, responsibility, direction of self-development, social identity, psychosocial type of personality.

References

Dal' V. (2007) Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of the Live Great Russian Language]. Moscow, 2007, reprint edition (in Russian).

Kliuchko O. (ed.) (2015) Zhiznennye perspektivy uchashcheisia molodezhi: tsennosti i smysly bytiia [Life Prospects of Studying Young People: Values and Standards in Life]. Moscow (in Russian).

Kronik A. (ed.) (1993) Skol'ko Vam let? [What is Your Age?]. Moscow (in Russian).

Lekhin I. et al. (eds.) (1988) Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of Foreign Words]. Moscow (in Russian).

Ozhegov S. I. (1988) Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow (in Russian).

Rasskazova I., Simanina A. (2015) "Znachimye liudi Rossii dlia studentov pedagogicheskogo universiteta v soderzhanii ikh grazhdanskogo mirovospriiatiia" ["Prominent People of Russia for Students of Teacher Colleges in Content of their Civil World Outlook"], in I. Egorov, L. Filonov (eds.) Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara "Problemy psikhologo-pedagogicheskoi antropologii", vol. 5, pp. 67—77 (in Russian).

Rasskazova I., Simanina A. (2015) "Idealy studentov pedagogicheskogo universiteta v soderzhanii ikh grazhdanskogo mirovospriiatiia" ["Ideals of Students of Teacher Colleges in the COntent of their Civil World Outlook"]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2015, vol. 5, pp. 45—49 (in Russian).

Riegel K. (1975) "Adult Life Crisis: A Dialectical Interpretation of Development", in N. Datan, L. Ginsberg (eds.) Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crisis. New York, pp. 346-370.

Shneider L. (ed.) (2016) Grazhdanskoe mirovospriiatie molodezhi: teoretiko-empiricheskoe issledovanie [Civil World Outlook of Young People: Theoretical and Empirical Study]. Moscow (in Russian).

Shneider L., Khrustaleva V. (2014) "Assotsiativnyi test kak osnova konstruirovaniia metodiki izucheniia sotsial'noi identichnosti" ["Associative Test as a Foundation for Constructing the Methofology of Study of Social Identity"]. VestnikRMAT, vol. 3, pp. 83-96 (in Russian).

Timoshchuk I. (2004) "Diagnosticheskii instrumentarii issledovaniia nekotorykh aspektov otvetstvennosti u studentov-psikhologov" ["Diagnostic Inventory for Study of Certain Aspects of Responsibility among Studnets of Psychology"]. Prakticheskaia psikhologiia i sotsial'naia rabota. 2004, vol. 8, pp. 37-40 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.