Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 50. С. 57-72
Егоров Илья Владимирович, канд. психол. наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4.
ОЯСГО: 0000-0002-7302-5335
Идеалы как динамическая основа аттитюдов
И ИХ СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
«_, *
студенческой молодежи
И. В. Егоров
Аннотация: В статье анализируются результаты изучения идеалов как динамической основы аттитюдов студенческой молодежи. Исходя из полученных эмпирических результатов автор рассматривает различия в личностном становлении студенческой молодежи — имеющей и не имеющие идеалов. На основе сравнительного анализа групп студенческой молодежи, имеющей идеалы и не имеющей идеалов, показаны различия в таких личностных характеристиках, как: личностная зрелость, рефлексия, ответственность за свою жизнь, насыщенность временной трансспективы, отношение к стране. Показано сходство обеих групп в направленности совершенствования себя и других; отношения и следования социальным нормам. Полученные результаты позволили автору показать, как происходит переход от внешне задаваемого образца (идеала) к внутреннему процессу саморегулирования на основе индивидуального личностного образца.
В период обучения в вузе одновременно с изучением учебных дисциплин продолжается процесс становления личности. Одной из основ этого становления являются представления о нравственных образцах поведения и идеалах, которые задают направленность активности в системе личности.
Вместе с тем в воспитательной практике на сегодняшний день сложилась ситуация, когда в научном и общественном пространстве идет обсуждение и поиск механизмов, методов, которые бы позволили формировать нравственные ценности и сознание личности молодого человека в соответствии с теми изменениями, которые произошли за последние десятилетия в обществе и в мире. Поэтому проблему изучения идеалов можно выделить как одну из ключевых в изучении механизмов, определяющих становление нравственного сознания личности.
О понимании роли идеалов и важности их изучения в нравственном сознании личности говорилось давно, и философами (Платон, Аристотель, И. Кант,
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-513-00003 Бел_а «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи».
Г. Гегель, Э. В. Ильенков), и психологами (Г. Спенсер, З. Фрейд, К. Юнг, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Судаков, Т. А. Флоренская, Э. В. Чудновский, С. Г. Якобсон). В результате такой продолжительной истории изучения идеалов в современной науке сформировались две точки зрения на понимание нравственного идеала. Одна заключается в том, что идеал существует вне человека как абсолютное воплощение идеи, образа, цели, к которой человек стремится. Вторая точка зрения, идеал — это конкретный, реально существующий человек, воплощающий в себе нравственные образцы поведения.
Из понятий идеала нам близко определение С. Л. Рубинштейна, который писал, что «идеал — это образ, который служит "образцом поведения". Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития»1. В данном определении отражена специфика изучения идеала в научной психологии.
То есть, изучая идеалы, являющиеся высшей точкой устремлений человека, можно проследить, как «последовательно усложняющиеся уровни и категории интенциональности от психической активности через мотивационно-потребностную систему и ценностно-смысловые образования человек приходит к высшим духовным проявлениям личности»2.
Другими словами, используя специфические способы анализа и методы изучения, можно увидеть, как через идеалы отражается (в том числе) многогранность и уникальность самосознания человека, происходит становление качественно иного уровня внутренней (духовной) жизни в контексте культурно-исторического развития3.
Вместе с тем исследователями подчеркивается, что нравственный идеал является и «регулятором социальной активности и социального поведения человека»4.
И в этом контексте необходимо сказать, что идеалы можно рассматривать и как динамическую основу социальной установки (аттитюда). Ведь «всякая установка — это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется»5.
1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.
2 Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
3 Здесь важно отметить, что теоретический анализ указанных категорий и понятий (наряду с категорией «идеал» и «духовность») представляет одну из важнейших методологических проблем современной психологии, связанную с интеграцией знаний святоотеческой православной традиции и достижений психологической науки, с одной стороны. А с другой стороны, проблему поиска возможностей для операционализации этих категорий и создания корректных и точных диагностических инструментов, позволяющих изучать указанные феномены в их развитии и становлении (см., напр., ГусеваЕ. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1-11).
4 Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152.
5 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С. 107.
А динамическая основа в том смысле, что идеалы задают вектор и силу направленности, с которой субъект будет стремиться к реализации, достижению своих идеалов.
Так, по мысли С. Л. Рубинштейна, идеалы выступают как установки, «связанные с состояниями напряжения динамической силы, образующиеся в процессе деятельности и проявляющиеся в ней»6.
В современных психолого-педагогических исследованиях идеалы молодежи изучают: в связи с формированием гражданского мировосприятия личности (И. Н. Рассказова, А. И. Симанина)7; в связи со спецификой представлений о нравственных идеалах в исторические периоды и культурно-национальными традициями (М. И. Воловикова)8; как компонент направленности личности в представлениях молодежи (А. Ю. Королева)9; в связи с их ролью в профессиональном самоопределении молодого человека (О. И. Ключко и др.)10; в связи с регулятор-ной ролью в трудной жизненной ситуации человека (Г. Ю. Мартьянова)11.
Однако мало работ, посвященных изучению того, как наличие (или отсутствие) идеала связано со становлением личности и личностными характеристиками студенческой молодежи. Поэтому целью данного исследования стал сравнительный анализ личностных характеристик молодых людей, имеющих идеал и не имеющих идеала, и той роли, которую играет идеал в создании аттитюдов (социальных установок).
Для понимания последующих результатов мы конкретизировали понятие «идеал». В данном исследовании идеал — это субъективно значимый образ другого человека, существующий как результат социального восприятия, и может рассматриваться как динамическая основа аттитюда (социальной установки). данный образ появляется исходя из собственного опыта, морально-нравственных норм и системы ценностей, привитых социальным окружением. Этот социально-перцептивный образ в последующем усложняется и фундирует систему аттитюдов (социальных установок), поведения, убеждений и, в конечном итоге, мировоззрение личности.
6 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С. 106.
7 Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45-49.
8 Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005; Она же. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России... С. 151-165.
9 Королёва А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253-261.
10 Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
11 Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40-47.
В эмпирическом исследовании мы исходили из предположения, что молодые люди, имеющие идеал, будут отличаться от молодых людей, не имеющих идеал по отдельным личностным характеристикам (личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования) и восприятию событий.
Описание выборки и организация исследования. В исследовании участвовало 559 человек (415 женщин, 144 мужчин), студенты вузов различных профилей из десяти городов России (Симферополь, Махачкала, Москва, Екатеринбург, Тюмень, Пенза, Пермь, Омск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский). Средний возраст опрошенных составил 20,5 лет.
Методы эмпирического исследования. В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Методика «Россия в территориях, событиях, персоналиях» (И. В. Егоров, Л. Б. Шнейдер)12 позволяет изучить специфику социального восприятия человека; выявить наличие/отсутствие идеалов у опрашиваемых.
2. Для изучения личностной зрелости использовался «тест личностной зрелости»13.
3. Тест А. А. Кроник14. Данный тест использовался с целью выявления типов психологического совершенствования себя и социального окружения опрашиваемых.
4. Методика изучения социальной идентичности (МИСИ) Хрусталевой— Шнейдер15. Данная методика позволяет выявлять нормативность и готовность личности выступать в качестве члена группы, представителя общности, разделять ее нормы и правила, быть вовлеченным и заинтересованным в групповых процессах. Этот компонент является обобщенным показателем самой социальной идентичности.
5. Диагностика уровня морально-этической ответственности личности И. Г. Тимощука (Опросник ДУМЭОЛП)16.
6. Опросник Д. В. Наумовой «Отношение к России»17, направленный на изучение особенностей отношения молодых людей к России и ее значимым событиям.
Результаты были обработаны с помощью программы математической статистики SPSS, с использованием первичной описательной статистики, сравни-
12 Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016. С. 53-57.
13 Там же. С. 66-70.
14 Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
15 Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83-96.
16 Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37-40.
17 Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62-67.
тельного анализа средних по t-критерию Стьюдента, критерию ф* — угловому преобразованию Фишера (критерий Фишера), U-критерий Манна—Уитни.
Описание и анализ результатов. Изначально респонденты, участвующие в исследовании, были разделены на две группы: те, кто указал свой идеал, и те, кто не указал свой идеал, в ответе на один из вопросов методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Этот вопрос был сформулирован так: «Назовите
ваш идеал человека.......». Респондентам не ставили ограничений в количестве
упоминаемых лиц и не ограничивали время заполнения методики.
Весь последующий анализ результатов построен на изучении группы студенческой молодежи, указавшей свои идеалы, и группы, не указавшей свои идеалы.
Таблица 1
Распределение результатов на вопрос об идеале
Распределение ответивших по группам имеющих идеал / не имеющих идеала (п = 559)
Есть идеал (n = 230) 42%
Нет идеала (n = 329) 58%
Как видно из табл. 1, количество молодых людей, указавших свой идеал, меньше половины. Хотя в подростковом возрасте данные исследований показывают18, что имеют идеал 97,5% школьников 5-9 классов. Можно предположить, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту начинается пересмотр и переоценка отдельных категорий и ценностей. Происходит перестройка внутренней структуры идеала как компонента направленности личности, и поэтому количество молодежи, имеющей идеал, становится меньше, чем в подростковом возрасте. У молодых людей, обучающихся в вузе, изменяется социальная роль «школьника» на роль «студента», кто-то меняет место проживания в связи с поступлением в вуз (появляется возможность стать более самостоятельным и независимым от родительской семьи), к личностному развитию подключается профессиональное, которое становится значимым. В этот период происходит активное осознание себя как члена общества. Поэтому те идеалы, которые были важны и ценны, теряют свою актуальность и начинают пересматриваться. А какие-то, возможно, вообще отбрасываются, и их место занимают другие, связанные с важностью настоящего жизненного этапа развития личности.
В связи с этим интересны результаты распределения ответов о наличии/отсутствии идеала у юношей и девушек (табл. 2). Данные показывают, что количество юношей, имеющих идеал (47,9%), почти на 10% превышает (значимые различия по критерию ф* — угловому преобразованию Фишера) количество девушек, имеющих идеал (38,8%). Возможно, у девушек переосмысление идеалов происходит быстрее, если ориентироваться на общее опережение психофизиологического развития у девушек по сравнению с юношами. Либо значимость
18 См.: Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26. / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
существования идеалов для юношей важнее с точки зрения их личностного развития. Хотя возможны оба варианта. Для проверки данных предположений необходимы дополнительные исследования роли идеалов в гендерном развитии.
Таблица 2
Распределение результатов ответивших/не ответивших на вопрос об идеале среди юношей и девушек
Распределение ответивших о наличии/ отсутствии идеала по полу (муж. п = 144; жен. п = 415) Количество молодых людей имеющих идеал, % Значимость/незначимость различий между группой юношей и девушек (по критерию ф* — угловому преобразованию Фишера)
Есть идеал (муж. = 69) 47,9 значимые различия (Ф*эмп = 1.902)
Есть идеал (жен. = 161) 38,8
Нет идеала (муж. = 75) 52,1 значимые различия (Ф*эмп = 1.902)
Нет идеала (жен. = 254) 61,2
Значимость различий в группах, имеющих идеал и не имеющих идеала юношей и девушек, подчеркивает тот важный факт, что независимо от гендерных особенностей на этом возрастном этапе происходит перестройка системы саморегулирования личности.
Следующий результат показывает (табл. 3), что наличие идеалов в системе личности способствует высокому уровню личностной зрелости. То есть помогает выстраивать ответственное отношение к своему поведению и поступкам и к другим людям.
Таблица 3
Распределение результатов по тесту личностной зрелости у студентов имеющих / не имеющих идеала
Группы студентов имеющих/ не имеющих идеал Средний арифметический показатель Стандартное отклонение
Есть идеал 78,1 33,6
Нет идеала 71,2 31,7
Как видно из табл. 3, уровень личностной зрелости значимо (1эмп = 2,5; p < 0,05) выше в группе имеющих идеалы молодых людей, по сравнению с теми, у кого идеалов нет.
Следующим этапом анализа результатов исследования было изучения группы студенческой молодежи, имеющей идеалы.
Здесь мы обратили свое внимание на количество людей (персонажей, образов) указанных в качестве идеала.
Тех, у кого идеал один (табл. 4), оказалось больше, чем тех, у кого указано два и более человека в качестве идеала (27%).
Таблица 4
Распределение результатов ответивших на вопрос об идеале в группах, указавших нескольких человек в идеале и указавших одного человека
Распределение ответивших о наличии идеала одно лицо/несколько лиц по полу п = 22919 (муж. п = 69; жен. п = 160) Количество молодых людей, имеющих идеал, %
Есть идеал (один человек) п = 167 72,9
Есть идеал (несколько человек) п = 62 27,1
По данным результатам (табл. 4, 5) видно, что происходит переход от одной формы идеала (одного, конкретного носителя) к обобщенной системе моральных ценностей. Причем, как показывают данные, это не зависит от половой принадлежности.
Таблица 5
Распределение результатов ответивших на вопрос об идеале среди юношей и девушек в группах, указавших нескольких человек в идеале и указавших одного человека
Распределение ответивших о наличии идеала один человек/несколько человек по полу п = 229 (муж. п = 69; жен. п = 160) Количество молодых людей, имеющих идеал, % Значимость/ незначимость различий по частоте упоминаний в восприятии событий России (и-критерий Манна—Уитни)
Есть идеал один человек (муж. = 50) 72,5 значимые различия (ф*эмп = 1,902)
Есть идеал несколько человек (муж. = 19); 27,5
Есть идеал один человек (жен. = 117) 73,1 значимые различия (ф*эмп = 1,902)
Есть идеал несколько человек (жен. = 43) 26,9
Наличие в идеале не одного лица, а нескольких указывает на то, что у человека существует определенная система ценностей и нет единственного, конкретного носителя этих ценностей. Но зато есть отдельные лица, которые соответствуют одной или другой ценности, норме поведения в уже существующей внутренней общей структуре морально-нравственных принципов. Эту форму идеала Л. Ю. Дукат назвала «синтетической формой идеала», которая является как бы первой ступенью к образованию обобщенного идеала, т. е. идеала, воплощенного в системе моральных требований, лишенных своего конкретного носителя»20.
19 Один человек был исключен из дальнейшего анализа результатов и рассмотрения, так как указал в идеале не конкретного человека или образ, а качество характера («смелость»). Что подтверждает наши выводы и исследования ученых (см., например, Л. М. Ганьшина, Л. Б. Филонов, о том, что человек подбирает и не может подобрать конкретного человека [персонаж] к актуальному, значимому в данный момент времени для него самого качеству характера).
20 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. С. 303.
В данном случае можно говорить о том, что в юношеский период происходит процесс перестройки механизма морально-нравственного саморегулирования в системе личности. Можно предположить, что в этом возрасте процесс перестройки этого механизма осуществляется через разведение идеала, как некоего идеального образа являющегося «полным совершенством», который, как правило, трудно отождествить с одной реально существующей личностью. И созданием «индивидуального личностного образца», который отличен от идеала своей реалистичностью, динамичностью (силой) и потребностью в реализации»21. В данном предположении мы опираемся на концепцию психологической напряженности Л. М. Ганьшиной22, которая позволяет точнее понять психологическую роль и появление (сосуществование) в представлениях человека и идеала, и «индивидуального личностного» образца как набора качеств.
В этой концепции рассматривается процесс синхронизации «индивидуального личностного образца», конструируемого самим человеком, и степени выраженности того или иного качества, черты поведения самого человека (на основе самооценки), как основы самоуправления в представлениях о самом себе; а также важной мотивационно-регуляционной функцией в системе личности.
«Предпосылкой появления напряженности выступает, вероятно, рассогласование между личностным образцом и реально выраженными качествами. Степень рассогласования определяет и уровень напряженности, т. е. уровень напряженности зависит от величины "отставленности" реально выраженных качеств испытуемого от его личностного желаемого образца»23.
Таким образом, концепция психологической напряженности объясняет, как процесс наличия идеала в структуре личности из внешне выбираемого в качестве притягивающей силы (по разным причинам) преобразуется во внутренний механизм саморегулирования и саморазвития, с одной стороны. С другой стороны, показывает формирование динамической основы аттитюда (социальной установки), как раз тех состояний напряжения, которые вызывают стремления к достижению идеала. И вместе с тем объясняет, почему появляется «синтетическая форма идеала».
В результатах, представленных в табл. 6, можно увидеть направленность в совершенствовании самого себя и социального окружения студенческой молодежи.
21 Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. ... канд. психол. н. М., 1998.
22 См.: Там же.
23 Там же.
Таблица 6
Распределение результатов по тесту А. А. Кроник у студентов
имеющих/не имеющих идеала (в % от общего количества ответивших на вопросы этого теста)
Название шкалы Наличие/ отсутствие идеала Результат, % Значимость/незначимость различий между группами внутри одной шкалы
А (сделать мир сильнее) Есть идеал 9,3 Незначимые различия (Ф*эмп = 0,482)
Нет идеала 10,6
Б (утвердиться самому в более мягком окружении) Есть идеал 83,7 Не значимые различия (Ф*эмп = 1,512)
Нет идеала 78,4
В (смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим) Есть идеал 1,4 Незначимые различия (Ф*эмп = 1,042)
Нет идеала 2,7
Г (сделать мир добрее) Есть идеал 5,6 Незначимые различия (Ф*эмп = 1,187)
Нет идеала 8,3
Как видно из результатов, вне зависимости от того, имеют студенты идеал или нет, направленность совершенствования у них одинаковая (более чем у 80%). Совершенствовать себя они предполагают в направлении твердости, жесткости и силы. А окружающий мир, по их мнению, должен совершенствоваться в сторону мягкости и доброты. То есть окружающий мир для большинства молодых людей предстает как сложный, непонятный, жесткий.
И при этом в обеих группах молодые люди предполагают совершенствоваться не вместе с другими, а в противоположных направлениях. И только чуть менее 20% в обеих группах (9,3% в группе, где есть идеалы, и 10,6% в группе, где нет идеалов) предполагают вместе с другими, со всем миром, становиться сильнее. В этом проявляется становление индивидуальности молодого человека, с одной стороны. А с другой, в этом проявляется противоречивость развития личности современного молодого человека.
Сравнение результатов по шкалам «социальность» и «асоциальность» (методика МИСИ) в группах студентов с наличием и отсутствием идеалов показало, что значимых различий нет. А общий коэффициент социальной идентичности в группе имеющих идеал составил 0,72; в группе молодых людей, не имеющих идеала, — 0,74. Этот коэффициент одинаков для обеих групп (имеющих идеалы и не имеющих идеалов) и указывает на выраженность псевдоидентичности (или в некоторых случаях гиперидентичности) у студенческой молодежи24.
В контексте изучения идеалов в нашем исследовании25 это можно трактовать таким образом, что вне зависимости от наличия/отсутствия идеала у молодого человека, обучающегося в вузе, присутствует выраженное, демонстративное, формальное следование социальным нормам, но при этом внутренняя позиция,
24 См.: Хрусталёва В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2016; Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест... С. 83—96.
25 См.: Гражданское мировосприятие молодежи.
отношения к этим нормам претерпевает изменения и может быть неоднозначной. Иными словами, сам смысл социальной нормы ее значение для регуляции общества понимается и осознается. Послание, которое существует в сознании молодого человека, самому себе следующее: «Эти правила мне понятны и зачем они существуют тоже, но буду ли я сам следовать этим нормам, большой вопрос».
Очень интересным, на наш взгляд, получился результат изучения взаимосвязи наличия/отсутствия идеалов, в системе личности студенческой молодежи, с уровнем морально-этической ответственности. Результаты этой взаимосвязи представлены в табл. 7. В целом по результатам данной методики (опросник ДУМЭОЛП) можно сказать, что в обеих группах присутствует средний уровень морально-этической ответственности.
Таблица 7
Сравнительная таблица результатов по шкалам методики диагностики уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП) студентов вузов, имеющих/не имеющих идеала
Значимость/
незначимость
Опросник ДУМЭОЛП Название шкал Есть идеал (средн. знач.) Нет идеала (средн. знач.) различий по шкалам ДУМЭОЛП ((-критерий Стьюдента)
Шкала 1. Рефлексия на морально-этические ситуации 2,4 2,1 значимые различия 1эмп =2,1 0> <0,05)
Шкала 2. Интуиция незначимые различия 1эмп =1,8
в морально-этической сфере 2,8 2,6
Шкала 3. Экзистенциальный аспект ответственности 2,2 2,0 значимые различия 1эмп = 2 0> < 0,05)
Шкала 4. Альтруистические эмоции 3,0 2,9 незначимые различия 1эмп =1
Шкала 5. Морально- 2,2 2,1 незначимые
этические ценности различия 1эмп =1,3
Однако при анализе результатов отдельных шкал этого опросника выявились следующие различия между группами.
Так, в группе молодых людей, имеющих идеалы, оказался значимо выше результат по шкале «рефлексия на морально-этические ситуации», чем в группе не имеющих идеалы. Данный результат показывает, что наличие идеала у молодого человека повышает уровень его рефлексии, самоанализа в ситуациях, связанных с морально-нравственными конфликтами и коллизиями.
Вместе с тем в группе молодых людей, имеющих идеалы, оказался значимо выше результат по шкале «экзистенциальный аспект ответственности», чем в группе не имеющих идеалы. Молодые люди, имеющие идеал, осознают, что несут ответственность за свою жизнь и за те поступки, которые они совершают в своей жизни. Можно сказать, что молодежи, имеющей идеалы, присуща высокая мера ответственности за свою жизнь.
Еще один результат из методики «Россия и мир в территориях, событиях персоналиях» мы посчитали важным представить. Результат, связанный с восприятием событий прошлого, настоящего и будущего России, показывающий различия между группой, имеющей идеалы, и группой не имеющей идеалов студенческой молодежи (табл. 8).
Таблица 8
Сравнительная таблица результатов по частоте упоминаний событий в России студентами вузов имеющих / не имеющих идеала
Россия в событиях Название шкал Есть идеал (средн. знач.) Нет идеала (средн. знач.) Значимость/незначимость различий по частоте упоминаний в восприятии событий России ((-критерий Стьюдента)
Прошлые события (до 2000 г.) 1,9 1,2 значимые различия 1эмп = 5,5 (р < 0,01)
Настоящие события (с 2000 г. по наст. время) 1,2 0,7 значимые различия 1эмп = 6,2 (Р < 0,01)
Будущие события (которые могут произойти) 0,5 0,3 значимые различия 1эмп =3,7 (Р < 0,01)
Из таблицы видно, что в обеих группах значимо различаются по всем трем шкалам количество указанных молодыми людьми событий (и в прошлом, и в настоящем, и в будущем). А именно, группа имеющих идеалы указала большее количество событий во временной перспективе от прошлого к будущему, в отличие от группы, не имеющей идеалы. Данный результат можно истолковать следующим образом:
1. Молодые люди, имеющие идеалы, более ответственно и внимательно относились к заполнению опросника. И поэтому указали большее количество событий.
2. Или, возможно, студенческая молодежь имеющая идеалы, обладает более насыщенной временной трансспективой, чем их сверстники, не имеющие идеалов.
В любом случае данный результат интересен и требует специального исследования в будущем.
Еще один параметр анализа результатов, полученных нами, в группах молодежи имеющих и не имеющих идеалы, — это показатель отношения к своей стране. Данная характеристика связана с активно развивающейся гражданской позицией личности (в этот возрастной период), которая проявляется в отноше-
нии к стране. Данную характеристику можно рассматривать как эмоциональный компонент аттитюда, как зарождающийся аттитюд патриотизма.
Показатели отношения к стране в двух группах по шкалам позитивное, отчужденное и нейтральное отношение представлены в таблице 9. По данным результатам видно, что наиболее высоко (и одинаково) проявляется в обеих группах позитивное отношение к России, меньше всего (и тоже одинаково) представлено отчужденное отношение к стране в обеих группах.
Таблица 9
Таблица результатов студентов по опроснику Д. В. Наумовой «отношение к России» в группах имеющих/не имеющих идеала
Название шкалы Наличие/отсутствие идеала Результат (средн. арифм.) Значимость/ незначимость различий по шкалам опросника «отношение к России» ((-критерий Стьюдента)
Позитивное отношение Есть идеал 4,5 не значимые различия 1эмп = 0,6
Нет идеала 4,5
Отчужденное отношение Есть идеал 2,2 не значимые различия 1эмп = 1,3
Нет идеала 2,0
Нейтральное отношение Есть идеал 3,0 значимые различия 1эмп = 2 ^ < 0,05)
Нет идеала 2,8
А вот нейтральное отношение к своей стране выражено чуть больше, чем отчужденное, тоже в обеих группах. Но при этом по выраженности нейтрального отношения к своей стране группа, имеющая идеалы, отличается от группы, не имеющей идеалы.
Можно объяснить данные отличия тем, что молодые люди, имеющие идеал, при всей их ответственности и высокой степени самоанализа предпочитают переждать, перестраховаться, для того чтобы точнее разобраться в ситуации. И поэтому, в данном случае, присутствует рассудочное, рациональное отношение, воспринимаемое как нейтралитет, «не поступок»26. И при этом основным, доминирующим отношением к России в обеих группах является позитивное отношение. Иными словами, можно говорить о том, что в эмоциональной составляющей аттитюдов у студенческой молодежи доминирует позитивное отношение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Идеалы являются динамической основой, которые задают вектор и силу направленности в социальной установке (аттитюдах).
2. «Синтетическая форма идеала» является предпосылкой создания «индивидуального личностного образца», отличающегося от идеала динамичностью (силой) и готовностью к реализации.
26 Эти данные, кстати, согласуются с данными Д. В. Наумовой, описывающими различия в результатах по этой же методике и этой шкале (нейтральное отношение) в группах молодых людей из регионов Крыма и Москвы. См.: Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3. С. 93-103.
3. У молодых людей в возрасте 20 лет, обучающихся в вузе, менее половины опрошенных (42%) имеет идеал
4. Количество юношей имеющих идеал (47,9%), значимо превышает количество девушек, имеющих идеал (38,8%).
Молодых людей, имеющих идеалы, отличает от молодых людей, не имеющих идеалов, следующие личностные особенности:
1. Уровень личностной зрелости значимо выше у имеющих идеалы молодых людей, по сравнению с теми, у кого идеалов нет.
2. Наличие идеала у молодого человека повышает уровень его рефлексии, самоанализа в ситуациях, связанных с морально-нравственными конфликтами и коллизиями. И вместе с тем увеличивает меру ответственности за свою жизнь.
3. Студенческая молодежь, имеющая идеалы, обладает более насыщенной временной трансспективой, чем их сверстники, не имеющие идеалов.
4. Вне зависимости от того, имеют студенты идеал или нет, направленность совершенствования у них одинаковая (более чем у 80%). Совершенствовать себя они предполагают в направлении твердости, жесткости и силы. А социальному окружению, по их мнению, необходимо совершенствоваться в сторону мягкости и доброты.
5. Вне зависимости от наличия/отсутствия идеала студенческая молодежь формально следует социальным нормам, но при этом внутреннее отношение к этим нормам неоднозначное.
Ключевые слова: студенческая молодежь, идеал, аттитюды, личностный образец, личностная зрелость, рефлексия, ответственность, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране.
Список литературы
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. ... канд. психол. н. М., 1998. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016.
Гусева Е. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». URL: www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1-11. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная
монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015. Королева А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследова-
ния современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлев,
B. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253-261.
Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40-47. Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3.
C. 93-103.
Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62-67. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45-49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993. Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26 / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37-40. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2016. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83-96.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol. 50. P. 57-72
Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University
Candidate of Sciences in Psychology,
Associate Professor,
Egorov Iliya,
4, 2nd Sellskokhoziaistvennyi proezd, Moscow,
129226, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-7302-5335
Ideals as a Dynamic Basis of Attitudes and their Correlation with Personal Characteristics of University Students
Abstract: This article analyses the results of the study of ideals as a dynamic basis for attitudes of university students. And shows on the basis of the obtained empirical results the differences in personal development of young people who have ideals and who do not have ideals. Based on a comparative analysis of groups of young people who have ideals and who do not have ideals, it shows differences in such personal characteristics as maturity of the person, reflection, responsibility for one's life, the content of the temporal perspective, attitude to the country. It shows the similarity of both groups in the direction of improving themselves and others; attitudes to social norms and adherence to these norms. The results obtained have allowed the author to show the transition from an externally given example (ideal) to an internal self-regulation process on the basis of an individual personal example.
Keywords: university students, ideal, attitudes, personal example, personal maturity, reflection, responsibility, perception of events, direction of improvement, attitude to country.
Bozhovich Lidia I. (2008) "Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste" ["Personality and its Formation in Childhood"]. St Petersburg: Piter (In Russian).
Guseva Elena P., Serova Olga E. (2010) "Nauchno-prakticheskij seminar «duhovno-nravstvennoe samosoznanie lichnosti i ponjatie ideala v svjatootecheskoj tradicii i nauchnoj psihologii" ["Scientific-Applied Seminar "Spiritual and Moral Self-Consciousness and the Notion of Ideal in Patristic Tradition and Scientific Psychology"], in Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], available at: http://psyedu.ru/journal/2010/3/ Guseva_Serova.phtml (21.06.2018)
Kljuchko O.I. (ed.) (2015) "Zhiznennye perspektivy uchashhejsja molodezhi: cennosti i smysly bytija" ["Life Prospects of Students: Values and Meanings of Being"]. Moscow: Moscow City University (In Russian).
Koroljova Alexandra Ju. (2017) "Ideal kak komponent napravlennosti lichnosti v predstavlenijah sovremennoj rossijskoj molodezhi" ["Ideal as a Component of Orientation of Personality in Views of Modern Russian Youth"], in A. L. Zhuravljov, V. A. Kol'cova (eds.) Fundamentalnye
I. Egorov
References
iprikladnye issledovanija sovremennojpsihologii: rezul'taty iperspektivy razvitija [Fundamental and Applied Research of Modern Psychology: Results and Prospects of Development]. Moscow, pp. 253-261 (In Russian).
Kronik Alexander A. (1993) "Skol'ko Vam let? (Linii zhizni glazami psihologa)" ["How Old are You? Lines of Life through the Eyes of a Psychologist"]. Moscow (In Russian).
Mart'janova Galina Ju. (2014) "Tsennostnaia sfera kak faktor reguliatornoi aktivnosti sub»ekta v trudnoi zhiznennoi situatsii" ["Value Sphere as a Factor of Regulatory Activity of the Subject in a Difficult Life Situation]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika ipsihologja, 2014, vol. 2 (28), pp. 40-47 (In Russian).
Naumova Diana V. (2015) "Otnoshenie k gosudarstvu v strukture grazhdanskogo mirovospriiatiia molodezhi: diagnostika i rezul'taty" ["The Attitude to the State in the Structure of Civil Perception of Youth: Diagnostics and Results"], in I.V. Egorov, L.B. Filonov (eds.) Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psikhologo-pedagogicheskoi antropologii»: Sbornik nauchnykh statei [Yearbook of Scientific Methodological Seminar «Problems of Psychological and Pedagogical Anthropology»: Collection ofAcademic Papers]. St Petersburg, pp. 43-53 (In Russian).
Naumova Diana V. (2017) "Distinktivnost' grazhdanskogo mirovospriiatiia molodezhi v razlichnykh regionakh Rossii" ["Distinctive Features of the Civic Worldview of Young People in Different Regions of Russia"]. Sibirskiipedagogicheskiizhurnal, 2017, vol. 3 (17), pp. 93-103 (In Russian).
Petrovskij Arthur V. (2007) Psihologija i vremja ["Psychology and Time"]. St Petersburg: Piter (in Russian).
Rasskazova Irina N., Simanina Anastasia I. (2015) "Idealy studentov pedagogicheskogo universiteta v soderzhanii ih grazhdanskogo mirovospriiatiia" ["Ideals of Students of Pedagogical University in the Content of their Civic Worldview"]. Sibirskij pedagogicheskj zhurnal. 2015, vol. 5, pp. 45-49 (In Russian).
Rubinshtejn Sergei L. (1989) Osnovy obshhej psihologii [Handbook of General Psychology], vol. II. Moscow: Pedagogika (In Russian).
Sobkin Vladimir S., Burelomova Anna S., Smyslova Maria M. (2011) "Idealy sovremennogo rossiiskogo podrostka: ot lichnostnyh harakteristik k kul'turnym obrazcam" ["Ideals of the Russian Teenager: From Personal Characteristics to Cultural Examples], in Sociologja obrazovanja. Trudypo sociologii obrazovanja [Sociology of Education. Studies in Sociology of Education], vol. XV, issue XXVI. Moscow, pp. 7-26 (In Russian).
Shnejder Lidia B., Hrustaleva Valeria V. (2014) "Associativnyj test kak osnova konstruirovanii a metodiki izuchenii a social'noj identichnosti" ["Association Test as a Basis for Designing a Technique of Studying of Social Identity"]. Vestnik RMAT, 2014, vol. 3, pp. 83-96 (in Russian).
Shnejder (ed.) L.B. (2016) Grazhdanskoe mirovosprjatie molodezhi: teoretiko-jempiricheskoe issledovanie ["Civil World-Perception of Young People: Theoretical and Empirical Study"] Moscow: Moscow State Regional University (In Russian).
Timoshhuk Igor (2004) "Diagnosticheskii instrumentarii issledovanya nekotoryh aspektov otvetstvennosti u studentov-psihologov" ["Diagnostic Inventory of Research of some Aspects of Responsibility of Psychology Students"]. Prakticheskaja psihologja i socialnaja rabota, 2004, vol. 8, pp. 37-40 (In Russian).
Volovikova Margarita I. (2005) Predstavlenja russkih o nravstvennom ideale ["Ideas ofthe Russians on Moral Ideal"]. Moscow (In Russian).
Volovikova Margarita I. (2015) "Issledovanie predstavlenii uchashhejsja molodezhi o nravstvennom ideale" ["A Study of Students' Ideas on Moral Ideals"], in Nacional'no-kul'turnaja identichnost' v sovremennoj Rossii: istoki, osobennosti, perspektivy [National and Cultural Identity in Modern Russia: Origins, Features, Perspectives]. St. Petersburg, pp. 151-165 (In Russian).