Научная статья на тему 'Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов'

Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ВУЗ / СВЕТСКИЙ ВУЗ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ИДЕАЛ / ВОСПРИЯТИЕ СОБЫТИЙ / НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К СТРАНЕ / CIVIL WORLDVIEW / RELIGIOUS HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SECULAR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PERSONAL MATURITY / DIRECTIONS OF IMPROVEMENT / IDEAL / EVENT PERCEPTION / ATTITUDE TO THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассказова Ирина Николаевна, Симанина Анастасия Ильинична

В статье представлены результаты эмпирического исследования отдельных компонентов гражданского мировосприятия молодых людей, обучающихся в религиозных и светских вузах, таких как уровень личностной зрелости, направленность совершенствования себя, нравственные идеалы, восприятие событий прошлого, настоящего и будущего России. Полученные данные анализируются в сравнительном ключе. Показано, что общий уровень личностной зрелости выше у студентов религиозных вузов. В ответах об идеале студенты в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах чаще указывают пророков и святых, а молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают родителей (и/или родственников) и политических, государственных деятелей. Более половины опрошенных студентов религиозных вузов представляют себе будущее страны. И только треть молодых людей из светских вузов представляют, что будет происходить с их страной в будущем. Те студенты, которые представляют будущее, по большей части (и в тех и других вузах) представляют его в эсхатологической перспективе. У всех опрошенных студентов преобладает позитивное отношение к своей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF CIVIL WORLDVIEW OF STUDENTS OF RELIGIOUS AND SECULAR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper presents the results of study of components of civil worldview of young people studying at religious and secular institutions of higher education. These include the level of personal maturity, direction of self-improving, moral ideals, attitudes to past events, present-day and future Russia. The data obtained is analysed in the comparative perspective. It is shown that the level of personal maturity is higher among students of religious educational institutions. In response to the question about the moral ideal, students of religious institutions often mention prophets and saints, whereas students of secular institutions point to parents and political figures. More than half of students of religious institutions have a view of the country’s future. Those students who have this view, usually describe the future in eschatological terms. All the surveyed students generally demonstrate a positive attitude to their home country.

Текст научной работы на тему «Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 44. С. 118-133

Рассказова Ирина Николаевна, канд. психол. наук Омский государственный педагогический университет

644099, Россия, Омск, набережная им. Тухачевского, 14

irnikras@rambler.ru

Симанина Анастасия Ильинична,

Институт искусств и информационных технологий,

Московский областной филиал

Санкт-Петербургского университета гуманитарных и социальных наук 141570, Россия, Московская обл.,

Солнечногорский р-н, Льяловское шоссе, 1

moon_nastia@mail.ru

Содержание отдельных компонентов

ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

*

РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИХ ВУЗОВ

И. Н. Рассказова, А. И. Симанина

В статье представлены результаты эмпирического исследования отдельных компонентов гражданского мировосприятия молодых людей, обучающихся в религиозных и светских вузах, таких как уровень личностной зрелости, направленность совершенствования себя, нравственные идеалы, восприятие событий прошлого, настоящего и будущего России. Полученные данные анализируются в сравнительном ключе. Показано, что общий уровень личностной зрелости выше у студентов религиозных вузов. В ответах об идеале студенты в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах чаще указывают пророков и святых, а молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают родителей (и/или родственников) и политических, государственных деятелей. Более половины опрошенных студентов религиозных вузов представляют себе будущее страны. И только треть молодых людей из светских вузов представляют, что будет происходить с их страной в будущем. Те студенты, которые представляют будущее, по большей части (и в тех и других вузах) представляют его в эсхатологической перспективе. У всех опрошенных студентов преобладает позитивное отношение к своей стране.

В современном мире происходят глобальные изменения и события, причем происходят стремительно, и человек порой не успевает за этими преобразованиями. А они оказывают сильнейшее воздействие на условия жизни, на социальные общности, на отдельных людей. От того, насколько человек сможет ориентироваться в происходящих изменениях, научится справляться со стремительными преобразованиями, будет зависеть его способность в построении гармоничного социального общества, межличностных отношений и в нравственном развитии себя. Все это

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-

10681.

предполагает подробное изучение восприятия мира человеком, содержания этого мировосприятия личности, специфики мировосприятия различными людьми.

В предыдущих работах мы обращались к изучению феномена гражданского мировосприятия личности1, где в ходе исследований было показано, что гражданское мировосприятие является одним из компонентов мировосприятия личности2. А проявляется гражданское мировосприятие личности через такие сложные психологические феномены, как личностная зрелость, направленность совершенствования на себя и на других, восприятие событий прошлого, настоящего, будущего, и влияет на понимание других людей, групповых взаимоотношений, межличностных взаимодействий3.

Изучение именно гражданского мировосприятия личности связано с тем, что в данном случае изучается субъектная составляющая личности. Готовность, возможность совершать поступки, проявлять индивидуальные усилия, направленные на совершенствование себя и общества, в котором живет человек. Поступок — «завершённое действие, имеющее позитивную ценность и смысл», в котором проявляются отношение человека к другим людям и он сам как субъект собственной жизни и субъект социокультурный. В поступке реализуется потребность человека к целостности и подлинности4.

Целью эмпирического исследования в данной работе является специфика гражданского мировосприятия студенческой молодежи религиозных и светских вузов.

Общее количество студентов религиозных вузов составило 31 человек (21 юноша; 10 девушек). Это студенты первых курсов Московского исламского института и Пензенской духовной семинарии (далее в тексте — первая группа).

1 Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 45—49; Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. Пятый выпуск. / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015 г. С. 67—77; Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России и отношение к ее значимым событиям у студентов педагогического университета // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 11—22; Егоров И. В., Наумова Д. В. Пространства, события, персоналии России в гражданском мировосприятии молодежи: психосоциальный аспект // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 114—123; Симанина А. И., Егоров И. В. Личностная зрелость как компонент гражданского мировосприятия личности // Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. С. 17—22.

2 Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 54—62; Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14—15 апреля 2015 г., М.-СПб., 2015. С. 282-285.

3 Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности...

4 Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 137-154.

Выборку студентов первокурсников светских вузов составили восемь светских вузов: Российский новый университет (Москва), Московский городской педагогический университет (Москва), Тюменский государственный университет (Тюмень), Пермский государственный университет (Пермь), Крымский федеральный университет (Симферополь), Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России (Екатеринбург), Дагестанский государственный университет (Махачкала), Омский государственный педагогический университет (Омск). Далее в тексте будут указываться как вторая группа. В светских вузах было опрошено 437 молодых людей (101 юноша; 336 девушек).

В исследовании принимали участие молодые люди, средний возраст которых 21 год.

Методики, используемые в эмпирическом исследовании:

• Для изучения личностной зрелости как одного из компонентов гражданского мировосприятия использовался «тест личностной зрелости»5 (в адаптации Шнейдер Л. Б., Смирниковой О. В.);

• Тест А. А. Кроник6. Данный тест использовался с целью выявления типов психологического совершенствования себя и социального окружения опрашиваемых;

• Методика «Россия в территориях, событиях, персоналиях» (И. В. Егоров, Л. Б. Шнейдер)7. Эта методика выявляет представленность мировосприятия личности;

• Опросник Д. В. Наумовой «Отношение к России»8. Цель опросника — изучение отношения молодых людей к России и ее значимым событиям как одного из компонентов гражданского мировосприятия.

Методы математико-статистической обработки информации включали в себя тест на достоверность статистических различий между независимыми выборками ^-критерий Стьюдента для независимых выборок).

Помимо количественного анализа результатов проводился и качественный анализ, который позволил, собственно, выделить содержательные аспекты мировосприятия.

Так как объем статьи не позволяет представить полностью результаты по всем методикам, в данной работе авторы статьи посчитали нужным представить наиболее интересные, с их точки зрения, результаты. Вместе с тем авторы отдают себе отчет в том, что малое количество респондентов из религиозных вузов не может дать точной и полной картины содержания мировосприятия у студентов вузов этого типа. Однако наиболее выраженные тенденции у опрошенных студентов религиозных вузов могут быть определены.

5 Тесты для взрослых и детей / Л. Джонсон, М. Дефер, сост. М., 1994.

6 Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.

7 Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142148.

8 Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 62-67.

Результаты по методике личностной зрелости

Среднее значение уровня личностной зрелости у студентов первой группы выше — 86,6 баллов, чем у студентов из второй группы — 73,8 балла (таблица 1). Данный результат означает высокий уровень личностной зрелости у молодых людей из религиозных вузов по сравнению с молодыми людьми из светских вузов9.

Таблица 1

Распределение результатов по тесту личностной зрелости студентов из разных групп

Тип вуза Средний арифметический показатель Стандартное отклонение

Религиозные вузы Светские вузы 86,6 26,2

73,8 32,9

У студентов из светских вузов результат по тесту личностной зрелости средний.

Между значениями уровня личностной зрелости студентов первой группы (религиозных вузов) и второй группы (светских вузов) значимые различия 1эмп = 2,1 при р < 0,05.

То есть мы можем сказать, что опрошенные молодые люди, обучающиеся в религиозных вузах, обладают более развитым «Я», самостоятельностью, направленностью на значимые личностные цели, требовательностью, отсутствием самодовольства, скромностью, уважением к другим людям.

Результаты теста А. А. Кроник на направленность совершенствования

Использование данной методики в нашем исследовании предполагало «выявление системы убеждений, представленных в мировосприятии как неких ментальных конструкций. Система убеждений диагностическим путем может быть обнаружена через направленность психологического совершенствования человека»10.

В методике по выбору предпочитаемых качеств для себя и для другого человека определяются четыре типа психологического совершенствования:

А — стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее).

Б — утвердиться самому в более мягком окружении.

В — смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим.

Г — стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).

По итогам проведенного теста (см. таблицу 2) по всей выборке мы видим, что больше всего опрошенные хотят утвердиться в более мягком окружении (в первой группе —79%; во второй группе — 80%).

9 По исследованиям Егорова И. В. в выборке из 480 человек юношей и девушек в возрасте от 18 до 25 лет, средний показатель по тесту личностной зрелости 73,3.

10 Шнейдер Л. Б. Направление психологического совершенствования личности как показателя ее мировосприятия // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 4. 2015. С. 5—11.

На втором месте по частоте встречаемости у молодых людей из второй группы (светские вузы) (11%) направленность на то, что бы утвердиться самим и сделать мир сильнее. Во второй группе (религиозные вузы) на втором месте по частоте встречаемости (14%) направленность на то, что бы сделать окружающий мир мягче и самим смягчить свой нрав.

На третьем месте по частоте встречаемости в ответах студентов второй группы находится ответ на направленность «сделать окружающий мир мягче и самим смягчить свой нрав» (7%). У студентов из первой группы (религиозные вузы) третье и четвертые места по частоте встречаемости ответов с одинаковым количеством (по 3,5%) занимают направленность «смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим» и «сделать мир сильнее и утвердиться самому».

И менее всего ответов у студентов из второй группы набрал ответ с направленностью совершенствования «смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим» (всего 2%).

В совокупности сделать себя тверже хотят 91% опрошенных молодых людей из светских вузов (вторая группа), что подтверждается результатами исследований Егорова И. В., Шнейдер Л. Б.11

И только 82,5% молодых людей из религиозных вузов хотят стать тверже.

Хотят совершенствоваться в направлении доброты и мягкости 17,5% опрошенных молодых людей, обучающихся в религиозных вузах. И только 9% молодых людей, опрошенных в светских вузах, хотят становиться добрее.

Таблица 2

Распределение результатов опроса студентов по тесту А. А. Кроник

Название шкалы Тип вуза Результат, в %

А (сделать мир сильнее) Религиозные вузы 3,5

Светские вузы 11

Б (утвердиться самому в более мягком окружении) Религиозные вузы 79

Светские вузы 80

В (смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим) Религиозные вузы 3,5

Светские вузы 2

Г (сделать мир добрее) Религиозные вузы 14

Светские вузы 7

Получается, что восприятие окружающего мира у большинства опрошенных связано с жесткостью. А восприятие себя связано с мягкостью. И для того чтобы чего-то добиться, необходимо в себе развивать больше твердости. А окружающим, наоборот, больше смягчаться.

11 Егоров И. В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании

гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12—

13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / О. И. Ключко, ред. Текстовое электрон. издан. СПб., 2016. С. 759—765; Шнейдер Л. Б. Направление психологического совершенствования личности...

Вместе с тем можно отметить, что у молодых людей, опрошенных в религиозных вузах, отмечается большая направленность становиться мягче и добрее по сравнению с молодыми людьми из светских вузов.

«В жизни народа страны идеалам принадлежит консолидирующая, объединяющая роль. Принятый народом нравственный идеал, т. е. образец нравственного совершенства, является системообразующей ценностью в сознании нации»12. Именно поэтому один из вопросов методики, направленной на изучение мировосприятия, был об идеале.

На вопрос об идеале ответили около половины опрошенных. Причем если в группе студентов из светских вузов более чем половина опрошенных не указала свой идеал (58%), то у студентов из религиозных вузов только 45% опрошенных не ответили на вопрос об идеале (см. таблицу 3).

У студентов из религиозных вузов чаще указывается один идеал. И только у двух человек (11%) указано две персоны в качестве идеала.

У студентов из светских вузов 40 человек (22%), указавших идеал, называют от двух до пяти персон в качестве идеала.

Также можно отметить, что спектр личностей, указываемых в качестве идеала, у студентов из светских вузов гораздо шире. У студентов религиозных вузов в основном указаны в идеалах пророки, святые, политические, общественные, религиозные деятели.

Таблица 3

Распределение количества студентов, не ответивших на вопрос об идеале,

по типам вузов

Не ответили Религиозные вузы 45%

Светские вузы 58%

Таблица 4

Распределение результатов ответов студентов по разделу методики «идеал человека»,

указавших свой идеал

Номенклатура лиц, называемых молодыми людьми в качестве идеала Тип вуза Частота встречаемости, в %

Иисус Христос, Богородица, Мухаммад, святые (Святой Лука, Святой Владимир) Религиозные вузы 58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светские вузы 5

Государственные деятели, политические деятели, религиозные деятели, общественные деятели Религиозные вузы 29

Светские вузы 22

Родители и/или родственники Религиозные вузы 11

Светские вузы 33

Ученые Религиозные вузы 0

Светские вузы 2,5

12 Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 151—165.

Номенклатура лиц, называемых молодыми людьми в качестве идеала Тип вуза Частота встречаемости, в %

Поэты/писатели Религиозные вузы 2

Светские вузы 3,3

Актеры, спортсмены Религиозные вузы 0

Светские вузы 24,7

Военные деятели Религиозные вузы 0

Светские вузы 0,5

Предприниматели Религиозные вузы 0

Светские вузы 2,5

«Учитель» Религиозные вузы 0

Светские вузы 0,5

«Моя девушка / Мой парень» Религиозные вузы 0

Светские вузы 2

Указали себя в качестве идеала Религиозные вузы 0

Светские вузы 4

По общей картине указанных в качестве идеала людей можно сказать, что масштаб и спектр указанных людей шире у студентов из светских вузов.

Из таблицы 4 видно, что более половины опрошенных в религиозных вузах в качестве идеала указывают пророков, святых (Иисус Христос, Мухаммад, Богородица). На втором месте у студентов религиозных вузов находятся государственные, религиозные и общественные деятели. На третьем месте по частоте упоминаний у студентов религиозных вузов находятся родители и родственники. И реже всего в качестве идеала студенты религиозных вузов указывали поэтов и писателей.

У опрошенных студентов светских вузов в качестве идеала на первом месте по частоте упоминаний — родители и родственники (32%). На втором месте актеры, спортсмены (24,7%). На третьем месте государственные, политические деятели, общественные и религиозные деятели (22%). На четвертом месте по частоте упоминаний пророки, святые (5%). На пятом месте студенты в качестве идеала упоминали себя («Я») (4%). И далее, в порядке убывания, указывались: поэты/писатели — 3,3%; ученые, предприниматели (по 2,5%); «Моя девушка / Мой парень» (2%), учитель, военные деятели (0,5%).

Исходя из полученных результатов об идеале, можно сказать, что в качестве образца нравственного поведения молодые люди в опрошенных религиозных вузах чаще указывают пророков и святых. Молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают кого-то из родителей (и/или родственников).

Один из разделов методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях» (И. В. Егоров, Л. Б. Шнейдер) предлагал ответить опрашиваемым на вопрос о том, какие события наиболее значимые, с их точки зрения, «в прошлом (до 2000 г.) в России»; «в настоящем (с 2000 г. по настоящее время) в России»; «события, которые могут произойти в России в будущем».

Далее представлены количественные и качественные результаты восприятия событий прошлого, настоящего и будущего России.

Таблица 5

Сравнительная таблица количества студентов разных типов вузов, не ответивших на вопрос о событиях в России (в процентах от общего количества участвующих в опросе)

Россия в событиях Название шкал Религиозные вузы Светские вузы

События Прошлые события (до 2000 г.) 26 20

Настоящие события (с 2000 г. по наст. время) 38 29

Будущие события (которые могут произойти) 38 70

При анализе таблицы 5 обращает на себя внимание тот факт, что количество молодых людей, не указавших события и персоналии в стране, приблизительно одинаков, за исключением одной шкалы — «Будущие события в России». То есть не представляют будущее своей страны 70% опрошенных молодых людей, обучающихся в светских вузах, и только 38% студентов религиозных вузов не видят будущее своей страны. Возможно, молодые люди из светских вузов более сосредоточены на своих индивидуальных событиях, переживаниях, которые могут произойти в настоящем и ближайшем будущем. Эти результаты требуют дальнейшей проработки и исследования.

Таблица 6

Сравнительная таблица результатов по частоте упоминаний студентами религиозных и светских вузов событий, персоналий России

Россия в событиях, персоналиях Название шкал Религиозные вузы (средн. знач.) Светские вузы (средн. знач.) Значимость/ незначимость различий по частоте упоминаний в восприятии событий и персоналий России (1>критерий Стьюдента)

События Прошлые события (до 2000 г.) 1,2 1,5 незначимые различия 1эмп = 1

Настоящие события (с 2000 г. по наст. время) 0,7 0,8 незначимые различия 1эмп = 1,7

Будущие события (которые могут произойти) 0,6 0,3 значимые различия 1эмп =1,96 р < 0,05

При количественном анализе результатов обращает на себя внимание тот факт, что по одной шкале — «будущие события в России» — оказались статистически значимые различия в количестве упоминаемых событий. То есть студенты религиозных вузов упоминают больше событий в будущем России, чем студенты этого же возраста из светских вузов. Можно отметить как тенденцию, что у студентов из религиозных вузов восприятие будущего страны больше представлено в сознании, чем у студентов из светских вузов. Это интересный результат, который требует дальнейшего тщательного изучения. Хотя с точки зрения возрастных особенностей развития «в молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого»13. Иными словами, в этом возрасте молодые люди, как правило, направлены в будущее и стремятся создавать будущее свое и страны. Общий количественный анализ результатов по частоте упоминаний событий в прошлом и событий в настоящем в России не показал статистических различий у студентов светских и религиозных вузов. Вместе с тем заметны важные общие тенденции при упоминании событий (прошлого, настоящего и будущего страны) у молодых людей независимо от типа вуза. А именно, количество событий в прошлом страны в среднем выражении больше, чем количество событий настоящего и тем более будущего (см. таблицу 6). У студентов религиозных вузов среднее количество прошлых событий более чем в полтора раза выше, чем событий настоящих, и в два раза больше, чем будущих. У студентов светских вузов этот разрыв еще больше: количество событий прошлого страны в два раза больше, чем настоящих, и в пять раз больше, чем событий в будущем.

Качественный анализ результатов по шкалам «Россия в прошлом, настоящем и будущем» показал:

События прошлого

• 73%14 респондентов из светских вузов15 и 91% из религиозных вузов в прошлом указывают военные-политические события, связанные прямо или косвенно с разрушениями, убийствами, смертями, лишениями разного рода. Среди них: «Первая и Вторая мировые войны»16, «война 1812 г.», «развал СССР», «революция в России», «создание ядерного оружия», «создание пороха», «развал Римской империи», «крестовые походы» и т. п.

13 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. С. 333.

14 Так как респонденты могли указывать в ответах по нескольку событий, то в процентах сумма может быть более 100% отдельно по каждому типу вуза.

15 Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета... С. 45—49; Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России... С. 67—77; Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России... С. 11—22.

16 Здесь и далее в кавычках приводятся дословные ответы респондентов с сохранением их лексических и семантических особенностей.

• 24% опрошенных из светских вузов указали события в прошлом, связанные с географическими, технологическими открытиями, спортивными достижениями и свершениями человечества в прошлом: «полет человека в космос», «полет на Луну», «спортивные Олимпиады», «открытие электричества», «открытие ДНК», «технологические открытия» и т. п. И только 9% студентов религиозных вузов указали «полет человека в космос».

• 12% опрошенных студентов светских вузов и 13% студентов религиозных вузов указали прошедшие события, связанные с духовными, религиозными свершениями («приход Христа, Будды, Магомета», «свт. Лука — крымский святой», «Крещение Руси», «появление христианства»).

• 13% студентов религиозных вузов указали исторические периоды страны, связанные с личностями и типами власти в России в прошлом — «установление монархии», «правление Ельцина», «правление на Руси татаро-монгольского ига».

События настоящего

• В настоящем у 93% опрошенных студентов светских вузов и 68% религиозных вузов присутствуют события, связанные с военно-политическими действиями или географическими катаклизмами. Среди них называют «теракты в Нью-Йорке, Беслане», «чеченские войны», «война арабо-мусульманских стран», «война в Сирии», «землетрясение в Японии», «авария на АЭС в Фукусиме», «присоединение Крыма», «война на Украине», «Евромайдан», «исламский терроризм», «кризис 2008», «санкции против России», «конфликт с США».

• У 13% опрошенных из светских вузов и у 16% опрошенных из религиозных вузов в настоящем присутствуют спортивные и технологические свершения и открытия человека («Олимпиада в Сочи», «Чемпионат мира по хоккею», «запуск андронного коллайдера», «технический прогресс», «техника Apple», «разработки в сфере цифровых технологий»).

• 11% молодых людей из религиозных вузов и 2% опрошенных из светских вузов упоминали «президентство В. В. Путина».

• 11% молодых людей из религиозных вузов и 9% из светских вузов в настоящих событиях России указали «введение ЕГЭ».

• Один человек (девушка) из светского вуза в настоящем указала рождение племянника.

События будущего

• В будущем молодые люди называют чаще всего войны и угрозы уничтожения человечества — 88,5% опрошенных из светских вузов и 68% из религиозных вузов. Указывают такие будущие события, как: «Третья мировая война», «атомная война», «война», «апокалипсис», «Армаггедон», «колонизация Америки», «война с США», «конец света».

• 12% опрошенных из светских и 11% из религиозных вузов указали в будущем экономические события («стабилизацию мировой экономики», «развитие стран», «подъем экономики», «выход из кризиса» и т. п.).

• 10% респондентов из светских вузов и 11% из религиозных указали спортивные события, которые произойдут в ближайшем будущем («Олимпийские игры», «чемпионат по футболу в Европе», «чемпионат мира по футболу»).

• 7% молодых людей из числа опрошенных в светских вузах и 11% из числа опрошенных студентов в религиозных вузах указали события в будущем, связанные с миром («мир», «мир во всем мире»).

• 11% студентов, опрошенных из религиозных вузов, и только 1% опрошенных студентов из светских вузов указали будущие события, связанные с совершенствованием личности человека или изменениями в своей семейной и личной жизни («развитие личности», «создание семьи», «рождение детей»).

• 19% опрошенных из светских вузов называли изобретения, открытия в медицине и технологические прорывы человечества («создание искусственного интеллекта», «создание лекарства от рака», «клонирование людей», «жизнь он-лайн», «жизнь человека на Марсе», «телепортации», «открытие новых космических двигателей»). Студенты религиозных вузов в этой сфере в будущем не указали ничего.

• 6% студентов светских вузов, упоминающих о событиях будущего, указали политические события в будущем («избрание президентом Путина», «политический строй в мире — коммунизм»).

Обобщая эту часть исследования, можно отметить, что молодые люди вне зависимости от того, в каком вузе обучаются, больше знают о прошлом своей страны. Причем эти события связаны или с военными-политическими кризисами, или с экономическими кризисами. И меньше всего студенты представляют будущее своей страны.

Результаты по методике «Отношение к России»

По результатам была построена таблица 7, на которой видно, что большинство студентов относятся к стране позитивно (молодые люди первой группы (религиозных вузов) — 5,1 балла; молодые люди второй группы (светских вузов) — 4,6). Нейтрально относятся к стране молодые люди из первой группы (религиозных вузов)— 3,2 балла, а из второй группы (светских вузов) — 2,8 балла. И по шкале «отчужденное отношение» у студентов светских вузов —2,2 балла, а у студентов религиозных вузов —1,4 балла. Такие данные были получены после вычисления среднего значения всех вариантов ответов отдельно по каждой из групп студентов вузов.

Таблица 7

Таблица результатов опроса студентов по опроснику Д. В. Наумовой

Название шкалы ТИп вуза Результат (средн. арифм.)

Позитивное отношение религиозный 5,1

светский 4,6

Отчужденное отношение религиозный 1,4

светский 2,2

Нейтральное отношение религиозный 3,2

светский 2,8

У студентов религиозных вузов отчужденное отношение к стране значимо ниже (1,4), чем у студентов из светских вузов (2,2).

Различия статистически достоверны между показателями шкалы «отчужденное отношение» у студентов из религиозных вузов и студентов светских вузов. (1эмп = 2,6 р < 0,01).

Выводы

Уровень личностной зрелости студентов религиозных вузов выше, чем у студентов светских вузов. То есть опрошенные в религиозных вузах обладают более развитым «Я», самостоятельностью, направленностью на значимые личностные цели, требовательностью к себе, отсутствием самодовольства, скромностью, уважением к другим людям.

При исследовании идеалов студентов было выявлено, что более половины опрошенных молодых людей из светских вузов не имеют идеала, т. е. достойного образца, поведению которого хотелось бы следовать, что является важным для данного возраста.

Менее половины студентов из опрошенных религиозных вузов не имеют идеала.

В ответах об идеале студенты в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах чаще указывают пророков и святых. Молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают кого-то из родителей (и/или родственников) и политических, государственных деятелей.

Опрошенные студенты смотрят в будущее из прошлого, выделяя военно-политические и экономические кризисы.

Молодые люди вне зависимости от того, в каком вузе обучаются, больше знают о прошлом своей страны. И меньше всего студенты представляют будущее своей страны.

Результаты показали, что больше половины опрошенных студентов религиозных вузов представляют себе будущее страны. И только треть молодых людей из светских вузов представляет, что будет происходить с их страной в будущем.

Те студенты, которые представляют будущее, по большей части (и в тех и других вузах), представляют его в эсхатологической перспективе.

У всех опрошенных студентов преобладает позитивное отношение к своей стране. Уровень отчуждённого отношения к стране у студентов религиозных вузов ниже, чем у студентов светских вузов.

Основная направленность совершенствования себя, своей личности у студентов религиозных вузов такая же, как и у студентов светских вузов — «я очень мягкий, мне надо становиться тверже». Направленность совершенствования других и социального мира тоже похожа у студентов светских и религиозных вузов — «мир очень жесткий, ему надо изменяться в сторону смягчения».

Ключевые слова: гражданское мировосприятие, религиозный вуз, светский вуз, личностная зрелость, идеал, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране.

Список литературы

Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. / А. Л. Журавлев, А. В. Юре-вич, отв. ред. М., 2012. С. 137-154. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 151-165. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 54-62. Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142-148.

Егоров И. В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / О. И. Ключко, ред. Текстовое электрон. издан. СПб., 2016. С. 759-765. Егоров И. В., Наумова Д. В. Пространства, события, персоналии России в гражданском мировосприятии молодежи: психосоциальный аспект // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 114-123. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2015 г., М.; СПб., 2015. С. 282-285. Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 62-67. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России и отношение к ее значимым событиям у студентов педагогического университета // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 11-22. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-

методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. Пятый выпуск. / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015 г. С. 67-77.

Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 45-49.

Симанина А. И., Егоров И. В. Личностная зрелость как компонент гражданского мировосприятия личности // Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. С. 17-22.

Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.

Тесты для взрослых и детей / Л. Джонсон, М. Дефер, сост. М., 1994.

Шнейдер Л. Б. Направление психологического совершенствования личности как показателя ее мировосприятия // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 4. 2015. С. 5-11.

St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2017. Vol. 44. P. 118-133

Irina Rasskazova, PhD in Psychology, Omsk State Pedagogical University.

14 Tukhachevskogo nab., Omsk 644099, Russian Federation irnikras@rambler.ru

Anastasia Simanina, Institute of Art and Information Technology, Moscow Branch of St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences. 1 L'ialovskoe shosse, Krasnyi voin 141570, Moscow region,

Russian Federation moon_nastia@mail.ru

The Content of Civil Worldview of Students of Religious and Secular Higher Educational Institutions

I. Rasskazova, A. Simanina

The paper presents the results of study of components of civil worldview of young people studying at religious and secular institutions of higher education. These include the level of personal maturity, direction of self-improving, moral ideals, attitudes to past events, present-day and future Russia. The data obtained is analysed in the comparative perspective. It is shown that the level of personal maturity is higher among students of religious educational institutions. In response to the question about the moral ideal, students of religious institutions often mention prophets and saints, whereas students of secular institutions point to parents and political figures. More than half of students of religious institutions have a view of the country's future. Those students who have

Исследования: психология

this view, usually describe the future in eschatological terms. All the surveyed students generally demonstrate a positive attitude to their home country.

Keywords: civil worldview, religious higher educational institutions, secular higher educational institutions, personal maturity, directions of improvement, ideal, event perception, attitude to the country.

References

Bol'shunova N. Ia., Postupok kak voskhozhdenie k sub"ektnosti, in: Nravstvennost' sovre-mennogo rossijskogo obshchestva: psiho-logicheskij analiz, A. L. Zhuravlev, A. V. Iurevich, ed., Moscow, 2012, 137-154.

Egorov I. V., Grazhdanskoe mirovospriyatie i mirovozzrenie lichnosti: skhodstvo, razlichiya, diagnostika, in: Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: sbornik nauchnyh statej, I. V. Egorov, L. B. Filonov, eds., Pyatyj vypusk. St. Petersburg, 2015, 54-62.

Egorov I. V., Osnovaniya i principy metodiki diagnostiki grazhdanskogo mirovospriyat-iya lichnosti, in: Vestnik PSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psihologiya, 2015, 39, 142-148.

Egorov I. V., Sobytiya, idealy i napravlennost' samosovershenstvovaniya v soderzhanii grazhdanskogo mirovospriyatiya starsheklassnikov megapolisa, in: Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy vseros-sijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12-13 aprelya 2016 g., Moscow, MGPU, O. I. Klyuchko, ed., Tekstovoe ehlektron, St. Petersburg, 2016, 759-765.

Egorov I. V., Naumova D. V., Prostranstva, sobytiya, personalii Rossii v grazhdanskom mirovospriyatii molodezhi: psihosocial'nyj aspekt, in: Aktual'nye problemy psiho-logicheskogo znaniya, 2015, № 3, 114-123.

Egorov I.V., Postanovkaproblemy grazhdanskogo mirovospriyatiya lichnosti, in: Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: sbornik materialov II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 1415 aprelya 2015, Moscow, St. Petersburg, 2015, 282-285.

Naumova D. V., Otnoshenie k gosudarstvu v strukture grazhdanskogo mirovospriyatiya molodezhi: diagnostika i rezultaty, in: Ezhe-

godnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: sbornik nauchnyh statej, I. V. Egorov, L. B. Filonov, eds. Pyatyj vypusk, St. Petersburg, 2015, 62-67.

Rasskazova I. N., Simanina A. I., Vospriyatie Rossii i otnoshenie k ee znachimym sobytiyam u studentov pedagogicheskogo universiteta, in: Aktual'nye problemy psihologichesko-go znaniya. Teoreticheskie i prakticheskie problemy psihologii. Nauchno-prakticheskij zhurnal, 2016, № 1, 11-22.

Rasskazova I. N., Simanina A. I., Znachimye lyudi Rossii dlya studentov pedagogicheskogo universiteta v soderzhanii ih grazhdanskogo mirovospriyatiya, in: Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: sbornik nauchnyh statej. Pyatyj vypusk, Egorov I. V., Filonov L. B., eds. St. Petersburg, 2015, 67-77.

Rasskazova I. N., Simanina A. I., Idealy studentov pedagogicheskogo universiteta v soderzhanii ih grazhdanskogo mirovo-spriyatiya, in: Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2015, № 5, 45-49.

Shnejder L. B., Napravlenie psihologicheskogo sovershenstvovaniya lichnosti kak pokazatelya ee mirovospriyatiya, in: Vestnik Rossij skogo novogo universiteta, Seriya «Chelovek v sovremennom mire», 4, 2015, 5-11.

Simanina A. I., Egorov I. V., Lichnostnaya zrelost' kak komponent grazhdanskogo mirovospriyatiya lichnosti, in: Grazhdanskoe mirovospriyatie molodezhi: teoretiko-em-piricheskoe issledovanie, L. B. Shnejder, ed., Moscow, 2016, 17-22.

Skol'ko Vam let?(Liniizhizniglazami psihologa), A. A. Kronik, ed., Moscow, 1993.

Slobodchikov V. I., Isaev E. I., Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya

razvitiya cheloveka: Razvitie sub"ektivnoj real'nosti v ontogeneze, Moscow, 2000. Testy dlya vzroslyh i detej, L. Dzhonson, M.

Defer, sost., Moscow, 1994. Volovikova M. I., Issledovanie predstavlenij uchashchejsya molodezhi o nravstvennom

ideale, in: Nacional'no-kul'turnaya iden-tichnost' v sovremennoj Rossii: istoki, oso-bennosti, perspektivy: sb. st., St. Petersburg, 2015, 151-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.