_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 37.017; 37.032
Рассказова Ирина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет, [email protected], Омск
Симанина Анастасия Ильинична
Аспирант кафедры психологии образования, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, [email protected], Москва
ИДЕАЛЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОДЕРЖАНИИ Их ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ 1
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной России проблема гражданского мировосприятия молодежи, влияющего на особенности восприятия ею страны, отношение к ней, а также на ее активность, поведение. В содержании гражданского мировосприятия важным является изучение идеалов - образцов, влияющих на деятельность и гражданскую позицию личности. Особую значимость имеет изучение идеалов будущих педагогов, которые в будущей профессиональной педагогической деятельности будут оказывать влияние на формирование отношения детей к своей стране, участвовать в гражданском, нравственном воспитании. Эмпирическое исследование идеалов студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», было проведено в ОмГПУ (г. Омск). В качестве основных результатов исследования было выявлено следующее: более половины опрошенных не имеют идеала, т. е. достойного образца, поведению которого хотелось бы следовать; среди называемых идеалами личностей отмечается большое разнообразие известных людей, преимущественно зарубежных и отечественных актеров и певцов; чаще всего в качестве идеалов упоминались «мама» и «В. В. Путин».
Ключевые слова: гражданское мировосприятие, идеал, кризис общества, отношение к стране, образовательные стандарты, педагогический университет, Россия, студенты.
Проблема изучения гражданского мировосприятия, т. е. того, как воспринимают, понимают современное общество и государство люди, живущие в этой стране, какое отношение к стране у них складывается, приобретает в нашей стране особую значимость. Ее актуальность обусловлена рядом причин. Одной из них является кризисное состояние общества, о котором в 2009 г. Д. В. Сочивко и Н. А. Полянин писали: «Наша страна находится в том состоянии, которое Э. Дюркгейм назвал „аномией", что объясняет возникновение многих современных социальных проблем: кризис нравственности и правового сознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни, утрата ее смысла, экзистенциальный вакуум, цинизм, ценностный и правовой нигилизм» [6, с. 182-183].
Об этом же более ста лет назад, на рубеже Х1Х-ХХ вв. размышлял великий русский физиолог А. А. Ухтомский. Он описывал ду-
ховный кризис начала ХХ в., объясняя его тем, что с ростом прогресса, усовершенствующимися условиями жизни, связанными с улучшением комфорта в быту, человечество теряет христианское понимание роли культуры и прогресса как «великого нравственного труда личности над собой» [7, с. 340]. Суть прогресса заключается не в достижениях науки, а в личностном, духовном развитии субъекта, владеющего этими достижениями.
Понимание существующих в обществе проблем обусловило то, что в государственных образовательных стандартах 3-го поколения значительное внимание уделяется вопросам формирования у учащихся, начиная с дошкольного и начального образования, гражданственности. Одной из важнейших задач системы образования является воспитание у детей любви к Родине, формирование у них гражданской позиции. Формирование личности с активной гражданской позицией зависит от множества факторов,
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10681.
в том числе от системы образования, от личности педагога, его восприятия своей страны и отношения к ней. Поэтому новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (ФГОС 3+) предполагает, что выпускник бакалавриата, будущий педагог должен обладать такими компетенциями, как «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции» и «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучеб-ной деятельности».
Безусловно, особенности гражданского мировосприятия личности, ее восприятие страны, отношение к ней будут влиять на активность личности, ее поведение. Особенности мировосприятия лежат в основе большинства не только решений и поступков человека, но и в целом преобразования человечеством окружающей действительности, т. е. выстраивания определенного мироустройства. Предъявление своей гражданской позиции личности происходит через определенное устойчивое восприятие социального окружения и мира в целом [3; 4, с. 45].
На гражданское мировосприятие личности будут влиять особенности восприятия различных сторон окружающего мира: ситуаций, в которые попадает человек; пространства, в котором он живет; событий, которые происходят с ним и вокруг него; людей, с которыми он взаимодействует. Процесс мировосприятия связан с выделением отдельных объектов и явлений природного и социального мира, которые имеют тенденцию видоизменяться, преобразовываться, что приводит к видоизменению мировосприятия. У человека, который находится в различных общественных отношениях, формируется субъективное отношение к различным сторонам действительности и к себе в мире. Особенности отражения мира и субъективного отношения к нему лежат в основе мировоззрения, формируют картину мира личности, проектируют систему координат, нравственных установок, смыслов и ценностей, которые детерминируют поведение человека. Результатом ми-
ровосприятия будет созданная личностью картина или сконструированный индивидуальный образ мировосприятия.
Таким образом, гражданское мировосприятие - это ценностное ядро сознания и поведения человека, проявляющееся через личностную зрелость, просоциальную активность, гражданскую и социальную идентичность личности, влияющее на понимание других людей, социальных взаимоотношений, взаимодействие отдельного человека и государства, общества, на осуществление гражданских функций [2, с. 284; 3].
В связи с этим важным представляется исследование того, кто же для современной российской молодежи является идеалами, т. е. некоторыми образцами, влияющими на их поведение, деятельность, гражданскую позицию. Эмпирическое исследование, направленное на изучение данных аспектов гражданского мировосприятия было проведено нами в апреле 2015 г. в ОмГПУ (г. Омск). Для нас представляет интерес исследование того, кто является идеалом для будущих педагогов, их ориентиром, поскольку в будущей профессиональной педагогической деятельности учителя будут оказывать влияние на формирование отношения детей к своей стране, участвовать в гражданском, нравственном воспитании.
В исследовании приняло участие 76 студентов 1-3-го курсов профилей обучения «Начальное образование» и «Дошкольное образование», в возрасте от 18 до 21 года.
Целью исследования являлось изучение идеалов студентов.
Для изучения идеалов студентам было предложено назвать свой идеал. Только 21 человек из 76 опрошенных назвали свой идеал, что составляет всего 27,6 % от общего количества (немногим более одной четвертой части). Большая часть респондентов (72,4 %, почти три четверти) не назвали свой идеал, не ответив ничего на поставленный вопрос, либо написав: «У меня нет идеалов». Т. е. большинство студентов не имеют достойного образца, образу жизни, поведению которого хотелось бы следовать. Это выглядит несколько странно, учитывая возраст студентов. В этот возрастной период, и именно для подросткового и юношеского возраста характерным является выбор некоего позитивного эталона, на который хо-
телось бы ориентироваться в своей жизни. Это возраст, когда активно проявляется потребность в глобальной идеологии [8], когда строятся убеждения и осмысливается иерархия ценностей, когда формируются и проявляются инициативность и активность, происходит становление ответственной за свои поступки зрелой личности. Важную роль в этом процессе играет личность, являющаяся для молодого человека нравственным ориентиром.
Данные студенты не видят для себя достойного примера ни в своем окружении, ни в мире вообще, ни из настоящего, ни из прошлого. В истории общества было много достойных, выдающихся личностей и странно, что никто из них не был назван идеалом. Возможно, в зоне ближайшего окружения данных студентов люди не являются очень благополучными, успешными и счастливыми. То, что они не выбрали в качестве идеала публичных людей, возможно, является «отражением» их недоверия к получаемой информации, понимания того, что демонстрируемое часто является внешним, некой «маской», которую человек предъявляет окружающим и это может очень сильно отличаться от истинной сущности человека. К тому же информация об одном и том же человеке бывает крайне разнородной, подчас противоречивой в разных источниках, и в ней может быть очень сложно разобраться. В результате возникает недоверие, непонимание кому и чему верить.
Участники опроса - это молодые девушки, развитие которых происходило в информационном мире в постперестроечный период развития России, когда старые ценности, нормы, представления и идеалы перестали быть значимыми, влияющими на сознание и поведение человека, а новые были не сформированы. И в настоящее время, с нашей точки зрения, исследования, связанные с изучением значимых для подростков и молодежи людей, которые являются для них авторитетом, идеалом, являются крайне интересными. Понимание этого позволит нам прогнозировать направленность развития общества. Тем более это является актуальным в плане исследования будущих педагогов, которые будут оказывать серьезное влияние на систему ценностей, представлений о мире у детей и подростков. В нашем ис-
следовании принимали участие будущие педагоги системы дошкольного и начального образования, а на данных ступенях образования личность педагога, его мнения, представления являются значимыми для детей, и сам он для них чаще всего является огромным авторитетом, которому они стремятся подражать и на которого хотят быть похожими. Поэтому тем более важным является понимание того, а кто же является личностным ориентиром для самого педагога.
Шесть человек назвали идеалом не одного человека, а двух или более. Что касается качественного анализа, то среди 21 названного человека несколько раз упоминались только «мама» (7 упоминаний) и В. В. Путин (6 упоминаний), что составляет 9,1 % и 7,8 % соответственно от общего количества участников опроса. Т. е. примерно у одной десятой части испытуемых идеал один -президент России В. В. Путин. Возможно, это связано с тем, что В. В. Путин воспринимается многими как сильная, харизматичная личность, а часть населения России традиционно исторически предпочитает сильное авторитарное руководство, ассоциирующееся у них со стабильностью, силой, порядком.
Вероятно, на данные результаты мог повлиять тот факт, что все респонденты - молодые девушки, а многочисленные исследования в области гендерной психологии свидетельствуют о том, что женщины вне зависимости от возрастных, социальных, культуральных и других различий предпочитают маскулинных, сильных, мужественных, успешных мужчин. В данном случае В. В. Путин может восприниматься не только как сильный руководитель, но и как успешный человек, достигший очень многого в социальном плане. К тому же современные девушки отмечают тенденцию к феминизации многих молодых людей в России, что их крайне огорчает. Также можно отметить, что только одна девушка (1,3 %) назвала идеалом родителей, т. е. не только мать, но и отца, а для остальных отец не является идеалом. Тогда как мать стоит на первом месте по количеству упоминаний. Данный результат лишь подтверждает выделенную ранее особенность положения женщины и мужчины в современных отечественных семьях, когда мужчина, отец утратил позицию главенства в семье, роль «кормильца»,
что характерно было для патриархальной семьи на протяжении всей российской истории, и при этом он не стал эмоционально близок к своим детям. Тогда как женщина может являться главной в семейной иерархии и устанавливать «теплые» отношения со своими детьми. Ребенок в семье хочет идентифицироваться с сильным родителем, а не слабым и зависимым.
Все остальные названные в качестве идеалов 19 человек упоминались по одному разу. Это говорит о том, что, с одной стороны, студенты уже в достаточной степени взрослые люди, сформировавшиеся личности, они все разные, и поэтому их предпочтения также отличаются. С другой стороны, у студентов нет каких-то единых, общих для большинства из них идеалов в обществе. Хотя если они в современном мире не видят для себя достойного образца, то им мог бы являться кто-то из прошлого мировой истории, тем более что для студентов педагогического университета, будущих педагогов нравственная сфера личности является важнейшей при профессиональной самореализации, взаимодействии с детьми. При исследовании известных людей России и мира студенты назвали много выдающихся людей, героев, популярных людей. Но при этом ни один из выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого и настоящего, изучаемых студентами в курсе «Педагогика», не был назван не только идеалом, но и известным человеком.
Идеалами были названы современники студентов, живущие в настоящее время - представители значимого ближайшего окружения - мама (7), родители, учитель (по 1 упоминанию). А также люди, успешно реализующие себя в разных сферах деятельности: политики (В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. Матвиенко), певцы (А. Розенбаум, А. Лорак), актеры (А. Джоли, Б. Лайвли, Э. Уотсон, С. Ходченкова, Р. Дауни-млад-ший, Д. Франко), телеведущая (К. Бородина), спортсменка (Е. Гамова), писатель (Д. Пиколт).
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- гражданское мировосприятие - это ценностное ядро сознания и поведения человека, проявляющееся через личностную зрелость, просоциальную активность,
гражданскую и социальную идентичность личности, влияющее на понимание других людей, социальных взаимоотношений, взаимодействие отдельного человека и государства, общества, на осуществление гражданских функций;
- на особенности гражданского мировосприятия, сознания и поведения человека оказывают влияние личности, являющиеся субъективно значимыми для него, являющиеся некоторыми ориентирами;
- при исследовании идеалов студентов педагогического университета было выявлено, что большая часть респондентов (72,4 %) не имеют идеала, т. е. достойного образца, образу жизни, поведению которого хотелось бы следовать, что является важным для данного возраста;
- среди называемых идеалами личностей отмечается большое разнообразие известных людей, преимущественно актеров и певцов; наиболее часто упоминались мама и В. В. Путин;
- перспективным направлением исследования по данной тематике является определение социально-педагогических условий формирования гражданского мировосприятия молодежи: как, какими средствами, в каких ситуациях возможно развитие и формирование гражданского мировосприятия.
Библиографический список
1. Воловикова М. И. Личность в пространстве современного мира: духовно-нравственные проблемы // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. -М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - С. 42-59.
2. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции. - СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - С. 282-285.
3. Егоров И. В., Наумова Д. В., Симанина А. И. Гражданское мировосприятие личности: постановка проблемы в координатах личностной зрелости и просоциальной активности // Педагогика и психология: диалог о воспитании (к 45-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО НГПУ): материалы VII Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 2-4 декабря 2014 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. -С. 6-19.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений. -
М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 151 с.
5. Наумова Д. В., Егоров И. В. Исследование проблемы гражданской идентичности и этнич-ности личности // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. - СПб.: ООО НИЦ АРТ, 2014. - С. 37-49.
6. Сочивко Д. В., Полянин Н. А. Молодёжь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. - М.: МПСИ, 2009. - 194 с.
7. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных
лет. 1887-1939. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
8. Шнейдер Л. Б. Трагические события и молодежная аудитория: восприятие, отношение и гендерная специфика // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. -Вып. 3 (32). - С. 120-131.
9. Tuan Yi-Fu Perceptual and cultural geography // Annals of the Association of American Geographers. - 2003. - Vol. 93, № 4. - P. 878-881.
10. Fabian J. Memory against Culture. - Durham and London, USA/UK: Duce Univ. Press, 2007. -208 p.
Rasskazova Irina Nikolaevna
Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof. of Pedagogy and Psychology of Childhood, School of Primary, Preschool and Special Education, Omsk State Pedagogical University, [email protected], Omsk
Simanina Anastasia Ilinichna
Postgraduate Student Department Educational Psychology, Moscow city Teacher training university, [email protected], Moscow
IDEALS STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTENT OF THEIR CIVIL WORLDVIEW1
Abstract. The actual problem for modern Russia of civil world view of students affecting on features of its perception of country, on attitude to it and also on its activity, and behavior is viewed in the article. Researching of ideals - samples affecting on activity and civil position of personality is important in contents of civil world view. The reaserching of ideals of the future pedagoges who will influence on formation of attitude to their country, participate in civil moral education has special importance. Empirical research of ideals of students studing in the direction "Pedagogical education" has been conducted in OmSPU (Omsk). As the main results of reserch there has been revealed that more than half of the asked people don't have ideal, it means decent sample whose behavavior they would like to follow; the large variety of the famous people is noted among persons called the ideals os personalities predominantly foreign and local actors and singers; "mother" and "V. V. Putin" has been mentioned more often as ideals.
Keywords: personality, civil world view, ideal, crisis of society, the attitude to the country's, educational standards, Pedagogical University, Russia, students.
Поступила в редакцию 25.08.2015
1 The publication is prepared within the framework of the Russian Foundation for Humanities research project № 15-06-10681.
49
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 5 / 2015