Научная статья на тему 'Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности'

Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МИРОВОСПРИЯТИЯ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ТЕРРИТОРИИ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / СОБЫТИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ГРУППА / METHOD OF DIAGNOSTICS OF CIVIL WORLDVIEW / WORLDVIEW / RELATIONSHIP / PERSONALITY / CULTURE / TERRITORY / SPACE / TIME / CHRONOTOP / EVENT / RELATIONSHIPS / GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров Илья Владимирович

В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The grounds and principles of technique of civil worldview personality

This article describes the principles and features of the creation technique of civil attitude. The main sections of civil techniques personality worldview «Russia the territories, events, personalities». Each part of the technique is proved and correlates with phenomenon of civil worldview personality. Each section of the method is substantiated and corresponds with the individual features of civil worldview. The author of the article singles out six features of civil worldview: 1) the influence of the cognitive processes of the individual settings; 2) the influence of cultural features of the region and the territory in which the person resides; 3) features of relationships with significant others, groups; 4) The world view is associated with an orientation of themselves, other people and the world around (environment); 5) spatial and temporal characteristics (chronotopes), via which the individual world view; 6) world view and is regarded as a process and as a result. And one more feature that is included in the fi nal section of a technique which can reveal relevant to the country and the state, the emotional component.

Текст научной работы на тему «Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 4 (39). С. 142-148

Егоров Илья Владимирович, канд. психол. наук, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

[email protected]

Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности1

В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.

Диагностика мировосприятия личности — один из важнейших аспектов в изучении данного феномена. Она позволяет ответить на такие вопросы: как соотносятся и взаимосвязаны внутренняя реальность человека и окружающий нас внешний мир? как проявляется индивидуальность через социо-культурные нормы, усвоенные человеком? можно ли измерить мировосприятие личности и как это сделать?

Гражданское мировосприятие личности рассматривает один из аспектов ее мировосприятия. Для ясного понимания сути гражданского мировосприятия молодежи, его структурных компонентов, социально-педагогических условий формирования данного феномена необходимо не только представлять теоретическую конструкцию этого явления, но и уметь измерять его. В этом контексте особую значимость приобретает проблема эмпирического изучения гражданского мировосприятия, того, как воспринимают, понимают современное общество, государство люди, живущие в этой стране, какое отношение к стране у них складывается. В связи с этим необходим методический инструментарий, позволяющий выявлять гражданское мировосприятие личности.

И. В. Егоров

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10681.

142

Целью данной работы и является разработка методики диагностики гражданского мировосприятия личности.

Разрабатывая эту методику, мы учитывали следующие особенности мировосприятия личности:

1. Мировосприятие опосредуется познавательными процессами (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения) личности2. Так, Е. А. Алисов, говоря о сенсорном мировосприятии личности, указывает: «Характерные особенности мировосприятия, рассматриваемые с экологической точки зрения, посредством функционирования всей совокупности сенсорных систем, накладывают заметный отпечаток на психическое состояние субъекта восприятия. Визуально, акустически, тактильно и т. д. воспринимаемые воздействия могут быть как благотворными, так и пагубными, напрямую или опосредованно определять психические процессы»3.

То есть все познавательные процессы и предшествующий опыт человека способствуют избирательности мировосприятия.

2. Мировосприятие связано с культурой той территории, того региона, где проживает человек4. Так, А.В. Мудрик пишет о географических регионах страны и стихийной социализации человека, которую эти регионы выполняют5. То есть можно говорить об особенностях мировосприятия, связанных с проживанием в определенном регионе, на определенной территории.

3. Мировосприятие связано с особенностями отношений и взаимодействия с другими людьми, причем взаимоотношений с людьми той социальной группы, которая для человека является референтной. Воспринимая конкретных, значимых для человека людей, их поступки, взгляды, отношение к другим и их социальное поведение, человек определяет для себя систему координат и точку зрения на происходящее в мире и стране6. То есть идентификация с какой-либо социальной и этнической группой актуализирует в личностном мировосприятии значимые для данной группы предметы и явления мира. Групповые нормы являются своего рода призмой восприятия человеком мира. Причем специфика субъективного восприятия сложных социальных объектов человеком связана с типичными способами анализа — такими как категоризация, стереотипизация, сценарии (скрипты), ожидания, правила. Данный феномен П. Бурдье называл социальной легитимацией перцепции7, а П. Бергер, Т. Лукман — социальным конструированием реальности8.

2 Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14—15; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 282.

3 Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1. (URL: www.psyedu.ru)

4 Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007. С. 147—154.

5 См.: Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.

6 Триандис Г. К. Указ. соч. С. 150-154.

7 См.: Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М.,

2005.

8 См.: Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Таким образом, через межличностные отношения, формируется субъективное отношение к различным сторонам действительности и к себе в мире9. Это является специфической характеристикой личности, которую называют «субъективной культурой»10. Особенности отражения мира и субъективного отношения к нему лежит в основе мировоззрения, формирует картину мира личности, проектирует систему координат, нравственных установок, смыслов и ценностей, которые детерминируют поведение человека.

4. Еще одна важная особенность гражданского мировосприятия связана с его направленностью. Направленность гражданского мировосприятия может быть на самого себя, на других людей и на окружающий мир (среду)11.

направленность на себя связана с формированием личностной зрелости, ответственности за свои поступки и действия. То есть это субъектность личности, которая начинает свое развитие и формирование с различных компонентов «я-концепции»12.

Направленность мировосприятия на других — это восприятие себя в данной стране, в аспектах своей причастности и включенности в дела и события, которые в ней происходят. Это тесно связано с социальной и гражданской идентичностью личности13.

Наконец, направленность на окружающий мир (среду), которая проявляется в активности личности, её социальной успешности14. Мы полагаем, что всякая просоциальная деятельность является проявлением гражданского мировосприятия личности в её конативном компоненте. А. Адлер утверждает, что социальная активность является критерием психического здоровья личности, а косвенно и личностной зрелости15.

5. Пространственно-временные характеристики, через которые происходит мировосприятие личности, представлены в термине «хронотоп», введенном в научный оборот А. А. Ухтомским16.

Современные исследования показывают значимость этой характеристики для психического развития человека. Так, исследования индивидуального хронотопа и его развитие в детском и юношеском возрасте дают понимание важно-

9 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.

10 Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25-40.

11 Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282-285.

12 Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 1994; Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75-82.

13 Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006; Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.

14 Егоров И. В. Постановка проблемы.

15Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.

16 Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет (1887-1939). СПб., 2002.

сти этого процесса в формировании мотивационно-волевой сферы личности17. Учеными подчёркивается, что «человек не рождается с тем или иным восприятием, пониманием, переживанием времени и пространства, он "впитывает" их прижизненно, чаще всего не осознавая этого, а затем уже через эти конструкты смотрит на мир, на себя, на свою жизнь, как-то организуя и проживая эту свою жизнь во времени и пространстве»18.

6. Мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Процесс мировосприятия является двуединым: с одной стороны, он связан с выделением отдельных объектов и явлений природного и социального мира, которые имеют тенденцию видоизменяться, преобразовываться, что приводит к видоизменению окружающей среды, а соответственно и мировосприятия; с другой стороны, этот процесс связан с психолого-социальными процессами, происходящими в самой личности. А это значит, что развитие личности приводит к изменению восприятия себя, других и среды.

Результатом мировосприятия будет созданная личностью картина или сконструированный индивидуальный образ мировосприятия, который можно описать терминами и понятиями, зафиксированными в языке, т. е. он будет отражен в лингвистической форме. Этот индивидуально сконструированный образ мировосприятия будет эмоционально окрашенным и «иметь символическую форму, то есть иметь общезначимое содержание и обладать императивным характером»19.

Таким образом, с учетом указанных особенностей мировосприятия личности, для эмпирического изучения гражданского мировосприятия нами была разработана методика «Россия в территориях, событиях, персоналиях», которая позволяет выявить мировосприятие России, существующее у проживающих на территории России молодых людей.

В методику были включены несколько разделов, обобщенно отражающих указанные особенности, а именно — восприятия пространства (территории), событий, персоналий и идеалы личности.

Первый раздел методики — территории России. В этом разделе испытуемому предлагается назвать рукотворные объекты (созданные человеком) и нерукотворные места (природные), а также города, без ограничения количества этих мест и объектов. Таким образом мы получаем некоторый образ территорий России, существующий в восприятии испытуемого, и различного рода направленность его восприятия на рукотворные или природные места той территории, где он проживает.

Второй раздел методики — события, которые происходили в истории России в прошлом, происходят в настоящем и могут произойти в будущем, которые может выделить испытуемый. Таким образом мы получаем событийную картину мировосприятия испытуемого, или пространственно-временное воспри-

17 Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зин-ченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591-592.

18 Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010. С. 58.

19 Ситнова И. В. Указ. соч. С. 25-40.

ятие своей страны. Восприятие и важность событий в различные временные периоды.

Третий раздел методики — персоналии. Причем персоналии, которые может обозначить испытуемый, назвав «выдающихся людей России», «героев России», «святых», «популярных людей России».

Таким образом мы узнаем представления испытуемых о тех, кого они воспринимают как значимых личностей для России и себя. Причем при анализе этого раздела методики интересны будут и степень значимости (известность, популярность, героизм, святость) и «знак» (+ или -) значимости. То есть персоналии, совершившие определённые поступки, в традиционной культуре и истории могут восприниматься как гуманно-ориентированные или антигуманно-ориентированные, а для отдельного человека они могут попадать в определенные категории исходя из особенностей его мировосприятия.

Четвертый раздел методики — идеалы личности. Опрашиваемый указывает людей (одного или нескольких), которые выступают для него идеалами. В данном разделе через идеалы личности можно составить впечатление о тех нравственных ценностях, нормах поведения, которые человек выбрал для себя. «Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. идеал человека далеко не всегда представляет собой идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает»20.

И пятый раздел методики позволяет раскрыть отношение к стране и государству, имеющий оценочный, эмоциональный компонент, который распределяется по континууму «нравится — не нравится» или «принимаю — не принимаю». В этом разделе опросника была представлена анкета из 7 вопросов. В содержание предлагаемых ответов было заложено три типа отношения: позитивное (принятие того, что происходит в стране и чувство сопричастности к этому); отчуждённое (непринятие, отрицание, «слепота», иждивенчество); нейтральное (равнодушие, не-поступок)21.

При анализе ответов в этом разделе методики нас интересовало отношение испытуемых к современной России: мнения молодых людей о роли личности в государстве, их представления о собственной активности, своём месте и роли в событиях, происходящих в стране.

Отношение к стране — это не только эмоция принятия-непринятия, это ещё и действие, поступок. Большунова Н. Я. в своей работе выделяет следующие характеристики поступка: осознанность, связь с нравственным самоопределением, ответственность; «завершённое действие, имеющее позитивную ценность и смысл»; в поступке «.проявляется субъект» и отношение человека к другим

20 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. Т. 2. С. 119.

21 Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве. С. 133-137.

людям; в поступке человек проявляет себя как субъект собственной жизни и субъект социокультурный, когда реализуется принцип «свобода для». В поступке реализуется потребность человека к целостности и подлинности. «Встает вопрос: что, собственно, дает человеку основание переживать целостность, самотождественность, временную устойчивость в изменяющемся мире? Как человек узнает о том, что он собой представляет, каков он подлинный?»22

Поэтому в названном разделе опросника в том числе изучалось мнение испытуемых о том, что можно сделать для своей страны, будучи «обычным» гражданином. Мы предполагаем, что в выборе ответа для испытуемого становится зримой некая ценность, очевидна и осмысленна цель жизни, выстраивается образ будущего, которые детерминируют поведение в настоящем.

Таким образом, опросник позволяет выявлять гражданское мировосприятие личности с учетом специфики. А именно, диагностировать восприятие культурных, географических, событийных, пространственно-временных, поведенческих, отношенческих и ценностных характеристик мировосприятия личности. Полученные в результате этой диагностики данные лягут в основу изучения условий развития и формирования гражданского мировосприятия личности.

Ключевые слова: методика диагностики мировосприятия, мировосприятие, гражданское мировосприятие, личность, культура, территории, пространство, время, события, взаимоотношения, группа.

The grounds and principles of technique

OF CIVIL WORLDVIEW PERSONALITY I. Egorov

This article describes the principles and features of the creation technique of civil attitude. The main sections of civil techniques personality worldview «Russia — the territories, events, personalities». Each part ofthe technique is proved and correlates with phenomenon of civil worldview personality. Each section of the method is substantiated and corresponds with the individual features of civil worldview. The author of the article singles out six features of civil worldview: 1) the influence of the cognitive processes of the individual settings; 2) the influence of cultural features of the region and the territory in which the person resides; 3) features of relationships with significant others, groups; 4) The world view is associated with an orientation of themselves, other people and the world around (environment); 5) spatial and temporal characteristics (chronotopes), via which the individual world view; 6) world view and is regarded as a process and as a

22 Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 138.

result. And one more feature that is included in the final section of a technique which

can reveal relevant to the country and the state, the emotional component.

Keywords: method of diagnostics of civil worldview, worldview, relationship,

Personality, culture, territory, space, time, chronotop, event, relationships, group.

Список литературы

1. Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

2. Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.

3. Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1 (URL: www.psyedu.ru).

4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

5. Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юре-вич, отв. ред. М., 2012. С. 138.

6. Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М., 2005.

7. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006.

8. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75-82.

9. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282-285.

10. Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591-592.

11. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.

12. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14-15.

13. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.

15. Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве. С. 133-137.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 119.

17. Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25-40.

18. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010.

19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.

20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.