и технология юго образования
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-СПОРТИВНОГО ЦЕНТРА
УДК^С 378.1; 796.012.4
Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Масягина1
Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
Цель исследования - научно обосновать и оценить результативность педагогической системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях учебно-спортивного центра.
Результаты исследования и выводы. Перспективная деятельность учебно-спортивного центра дополнительного профессионального образования специалистов Москомспорта заключается в постоянном поиске новых технологий, новых методик, новых форм преподавания. Все инновации профессорско-преподавательским коллективом центра должны быть трансформированы в учебно-методический процесс для специалистов, чья профессиональная деятельность должна обеспечивать воплощение в жизнь основных идей развития физической культуры и спорта в крупном мегаполисе - городе Москве.
Ключевые слова: учебно-спортивный центр, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, педагогическая система.
EFFECTIVENESS OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF PROFESSIONAL RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL AND SPORTS CENTER
Dr. Hab., Associate Professor N.V. Masyagina1 1Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow
Abstract
Objective of the study was to scientifically substantiate and evaluate the effectiveness of the pedagogical system of professional retraining and advanced training of personnel in the conditions of an educational and sports center.
Results and conclusions. The promising activity of the educational and sports center for additional professional education of Moskomsport specialists is the constant search for new technologies, new methods, new forms of teaching. All innovations by the teaching staff of the center should be transformed into an educational and methodological process for specialists whose professional activities should ensure the implementation of the main ideas for the development of physical culture and sports in a large metropolis - the city of Moscow.
Keywords: educational and sports center, professional retraining, advanced training, pedagogical system.
Введение. Современная подготовка специалистов сферы физической культуры и спорта является активно обсуждаемой проблемой педагогической науки и практики. Однако следует отметить тот факт, что наиболее серьезно проблема профессиональной переподготовки и повышения квалификации обсуждается в аспекте повышения образовательного уровня специалистов, имеющих практический опыт работы, что имеет отличия от повышения образовательного уровня молодых людей [2, 5].
В педагогической практике складывается ситуация, когда чаще всего повышают свою профессиональную квалификацию работники с огромным практическим опытом и запасом знаний. В физкультурно-спортивной отрасли программы повышения квалификационного уровня осваивают руководители спортивных организаций, тренерский и педагогический состав, учителя физической культуры; специалисты, работающие в спортивных клубах, спортивных комплексах, чиновники и др. [3].
Поскольку данные актуальные вопросы необходимы для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности, их изучение в центрах повышения квалификации становится объективной необходимостью. Одновременно с этим, повышение образовательного уровня работников физкультурно-спортивной сферы обязывает специалистов системы повышения квалификации разрабатывать современные важные проблемы физической культуры и спорта, современные формы и методы реализации образовательного процесса. Это ведет к совершенствованию физкультурно-спортивной сферы и позволяет эффективно решать социально важные кадровые вопросы отрасли [1, 4].
Цель исследования - научно обосновать и оценить результативность педагогической системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях учебно-спортивного центра.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения задач развития физической культуры и спор-
та в части подготовки квалифицированных кадров в 2010 году в г. Москве создано учреждение дополнительного профессионального образования работников физкультурно-спортивной отрасли - ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта (МУСЦ). Собственно, МУСЦ - та структура, которая была создана автором настоящего исследования, в 2011 г. была проведена подготовительная организационная работа, связанная с материально-техническим, научно-методическим, учебно-методическим оснащением центра под задачи дополнительного профессионального образования, получены разрешительные документы, лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Начиная с 2012 г., профессиональная деятельность МУСЦ приобрела характер системно организованного непрерывного учебно-методического процесса. Центром разработаны программы повышения квалификации для девяти контингентов специалистов, работающих в организациях г. Москвы. По каждой программе проводился внутренний контроль качества образования: анкетирование слушателей - на предмет их оценки прослушанных курсов. По всем программам оценки слушателей были положительными. К преподаванию были привлечены высококвалифицированные преподаватели - кандидаты и доктора наук, заслуженные тренеры, именитые спортсмены, практики, представители органов управления физической культурой и спортом.
Повышение квалификации специалистов должно соответствовать решению стратегических задач развития физкультурно-спортивной отрасли г. Москвы. Рассмотрим плановые показатели Государственной программы, которые, с одной стороны, являлись целевыми ориентирами для создания программ дополнительного профессионального образования, а с другой - результатом и продуктом деятельности МУСЦ, поскольку все показатели Государственной программы «Спорт Москвы» были достигнуты, а некоторые перевыполнены. Первый показатель связан с повышением удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (рис. 1).
Огромное значение для развития спорта имеет подготовка спортивного резерва - спортсменов спортивных школ Олимпийского резерва и спортивных школ. К 1981 году в спортивных школах обучалось более 3 млн детей (6,7% от общего числа учащихся общеобразовательных школ). В 1980 Олимпийском году было
Рис. 1. Рост удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Москве
2010 2011 2012 2013 2014 201? 2016
Рис. 2. Количество спортсменов, занимающихся в системе детско-юношеского спорта Москомспорта (СШ и СШОР)
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 3. Количество спортивных мероприятий, проводимых в Москве в год
подготовлено 199 МСМК (31,8% от общего числа МСМК в СССР), 4297 мастеров спорта (35,1% от общего числа мастеров спорта в СССР). К 1980 году в спортивных школах работало 77,8 тысяч тренеров. Москва в этом плане демонстрирует систематическое увеличение количества молодых спортсменов (рис. 2).
Данные рис. 2 свидетельствуют о том, что постоянно растущая система спортивной подготовки города Москвы требует систематического притока свежих сил тренерско-преподавательского состава. Это значит, что общее количество тренеров и инструкторов-методистов будет нуждаться в повышении квалификации, и центр должен будет это обеспечить.
В заключение для оценки перспектив деятельности центра обратим внимание на рост количества и качества спортивных мероприятий в целом по Москве: спортивные соревнования, спортивные праздники, дни здоровья, матчи, универсиады, пробеги и др. (рис. 3). Все эти мероприятия должны быть проводимы специалистами высокого уровня, чьи компетенции должны постоянно возобновляться и корректироваться в центрах повышения квалификации.
Высококвалифицированные кадры необходимы для корректировки Единой всероссийской спортивной классификации, разработки и реализации единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий (ЕКП), которые вместе образуют стройную систему. ЕКП представляет собой перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, международных спортивных мероприятий, проводимых на территории РФ, а также спортивных мероприятий
в целях подготовки спортивных сборных команд страны к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия сборных команд РФ в международных спортивных мероприятиях. ЕКП города Москвы взаимосвязан и логически выстроен с учетом с общероссийского ЕКП.
Иными словами, ЕКП представляет собой целостную систему физкультурных мероприятий, включающую, в том числе, и подготовку сборных команд для их успешного участия в крупнейших международных соревнованиях. Следовательно, сложные государственные задачи ЕКП имеют прямое отношение к московскому спорту. Это в свою очередь означает, что для проведения таких мероприятий необходима систематическая работа с кадрами, компетенции которых необходимо всесторонне совершенствовать, что и составляет перспективную работу МУСЦа. Отметим также, что в последние годы в организации и проведении спортивных соревнований используются новейшие идеи, подходы, инновационные технологии, которые также требуют специальной подготовки кадров.
Таким образом, повышение эффективности функционирования педагогической системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров физкультурно-спортивной отрасли обеспечивается следующими условиями: осуществлением систематического мониторинга и учета системного характера результатов повышения квалификации специалистов физкультурно-спортивного профиля; использованием интерактивных методов обучения, индивидуального подхода к выполнению заданий и компьютеризации в сфере практической работы; полнотой информационно-аналитического обеспечения учебного процесса деятельности центра; реализацией системной взаимосвязи элементов структуры повышения квалификации; повышением мотивации профессионально-личностного развития обучающихся.
Выводы. Перспективная деятельность учебно-спортивного центра дополнительного профессионального образования специалистов Москомспорта заключается в постоянном поиске новых технологий, новых методик, новых форм преподавания. Все инновации профессорско-преподавательским коллективом центра должны быть трансформированы в учебно-методический процесс для специалистов, чья профессиональ-
ная деятельность должна обеспечивать воплощение в жизнь основных идей развития физической культуры и спорта в крупном мегаполисе - городе Москве.
Литература
1. Губа В.П. Современные реалии физкультурно-спортивно-го образования / В.П. Губа, С.Д. Неверкович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. -№ 5. - С. 31-34.
2. Леонтьева М.С. Эффективность научного обеспечения подготовки специалистов для физкультурно-спортивной отрасли в Московском регионе / М.С. Леонтьева, Н.В. Масягина, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 17-19.
3. Масягина Н.В. Педагогическая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров физ-культурно-спортивной отрасли: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Масягина. - Москва, 2021. - 38 с.
4. Масягина Н.В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в физкультурно-спортивной отрасли: монография / Н.В. Масягина. - Москва: Спортивная книга, 2023. - 280 с.
5. Щенникова М.Ю. Оптимизация развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта в контексте стратегических задач отрасли: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / М.Ю. Щенникова. - Санкт-Петербург, 2020. - 41 с.
References
1. Guba V.P., Neverkovich S.D. Sovremennyye realii fizkulturno-sportivnogo obrazovaniya [Modern realities of physical culture and sports education]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obra-zovaniye, trenirovka. 2021. No. 5. pp. 31-34.
2. Leonteva M.S., Masyagina N.V., Guba V.P. Effektivnost nauchno-go obespecheniya podgotovki spetsialistov dlya fizkulturno-sport-ivnoy otrasli v Moskovskom regione [The effectiveness of scientific support for the training of specialists for the physical culture and sports industry in the Moscow region]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2022. No. 6. pp. 17-19.
3. Masyagina N.V. Pedagogicheskaya sistema professionalnoy perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii kadrov fizkulturno-sportivnoy otrasli [Pedagogical system of professional retraining and advanced training of personnel in the physical culture and sports industry]. Doct. diss. abstract (Hab.). Moscow, 2021. 38 p.
4. Masyagina N.V. Professionalnaya perepodgotovka i povysh-eniye kvalifikatsii v fizkulturno-sportivnoy otrasli [Professional retraining and advanced training in the physical culture and sports industry]. Moscow: Sportivnaya kniga publ., 2023. 280 p.
5. Shchennikova M.Yu. Optimizatsiya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury i sporta v kontekste strategicheskikh zadach otrasli [Optimization of the development of the system of higher education in the field of physical culture and sports in the context of the strategic objectives of the industry]. Doct. diss. abstract (Hab.). St. Petersburg, 2020. 41 p.
В Информация для связи с автором: 01qwer@list.ru Поступила в редакцию 26.04.2023 г.
НОВЫЕ КНИГИ
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ /
А.Т. ПАРШИКОВ. - СПОРТ, 2023. - 144 С.
Книга посвящена детско-юношескому спорту, истории создания и развития спортивных школ в нашей стране с середины 20-х годов прошлого столетия по сегодняшний день. На основе многолетнего опыта работы изложена точка зрения автора на подготовку спортивного резерва. За это время неоднократно менялись правовые, организационные и методические аспекты деятельности спортивных школ в русле тех трансформаций, которые происходили в обществе. Анализируются принятые на разных этапах важные государственные решения, которые существенным образом повлияли на основные тенденции в развитии организационной структуры спортивных школ и содержание многолетней подготовки спортсменов.