УДК 338.1
ЕВ. Зу(5еева РЕЗОНАНСНЫЙ ЭФФЕКТ КАК РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования резонансного эффекта в результате реализации инновационно-инвестиционной деятельности промышленного предприятия.
Ключевые слова: эффект резонанса, инновационно-инвестиционная деятельность, промышленное предприятие, системно-синергетический подход.
Elena Zubeeva RESONANCE EFFECT AS A RESULT
OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE-INVESTMENT OFFICE INDUSTRIAL ENTERPRISE
Annotation. The article deals with the question of the formation of the resonance effect as a result of implementation of innovative-investment activity of industrial enterprise. Keywords: resonance effect, innovative investment activity, industrial enterprise, system-synergetic approach.
Одной из основных целей деятельности современных инновационно-активных промышленных предприятий является постоянное повышение социально-экономической эффективности. Социально-экономическая эффективность деятельности промышленного предприятия - это категория, определяющая результативность внедрения и использования научно-технического прогресса в целях совершенствования процессов, происходящих в масштабах народного хозяйства и социума страны. Промышленное предприятие, функционирующее в социально-экономической среде, постоянно находится под сильным воздействием ее факторов и само в значительной степени оказывает влияние на характер и скорость социально-экономических процессов. В связи с этим результаты инновационно-инвестиционной деятельности промышленных предприятий могут стать источниками возникновения резонансного эффекта. Под резонансным эффектом инновационно-инвестиционной деятельности следует понимать ситуацию, при которой определенные изменения, происходящие в одном секторе экономического пространства, приводят к множественным последствиям в других секторах.
Развитие инновационно-инвестиционной деятельности на промышленном предприятии. Предтечей формирования и функционирования эффективной системы взаимодействия предприятия со внешней средой является интеллектуальная база знаний, которую можно сравнить с кровеносной системой всего организма промышленного предприятия. Интеллектуальная база знаний с помощью информационных потоков обеспечивает все процессы подготовки производства и трансформируется в творческий процесс, который, в свою очередь, является основой для создания изобретений инновационного характера и зарождения инновационного процесса на предприятии. Структура инновационного процесса, помимо формирования самого замысла, подготовки и осуществления инновационных изменений, включает в себя также наличие инвестиционных ресурсов, вкладываемых как способ размещения капитала в инновационные идеи, замыслы, разработки с целью их воплощения в материальном производстве и увеличения социально-экономической эффективности инновационно-инвестиционной деятельности. Свое развитие инновационно-инвестиционная деятельность промышленного предприятия находит в нескольких последовательно сменяющих друг друга этапах:
- инновационная идея;
- инновационная программа;
© Зубеева Е.В., 2016
- инновационно-инвестиционный проект;
- портфель инновационно-инвестиционных проектов;
- инновационно-инвестиционная стратегия [1; 7].
Таким образом, под инновационно-инвестиционной деятельностью промышленного предприятия следует понимать систему мероприятий, их исполнителей и функций предприятия, направленных на разработку, стимулирование и реализацию инновационных идей, разработок, открытий, проектов и стратегий, подкрепленную необходимыми и достаточными инвестиционными ресурсами.
Эффекты, возникающие в результате реализации инновационно инвестиционной деятельности предприятия. Эффективность инновационно-инвестиционной деятельности - понятие многоплановое и многоаспектное. В целом эффективность инновационно-инвестиционной деятельности - это стоимостная величина, измеряемая как отношение совокупности эффектов в денежном выражении к затратам [2]. Рассмотрим виды и источники образования эффектов от инновационно-инвестиционной деятельности.
1. Социально-экономический эффект. Он включает в себя не только принцип экономической выгоды для инвестора, но также и учет социальных последствий, отражающихся на жизни и условиях труда общества, социальных групп, конкретных людей. Социально-экономический эффект может быть определен с различных точек зрения - стоимостной или натуральной, а его источники, в свою очередь, подразделяются на источники, влекущие народнохозяйственный социально-экономический эффект, источники, влекущие коммерческий социально-экономический эффект, источники, влекущие бюджетный социально-экономический эффект [3].
2. Экологический эффект. Экологический эффект проявляется в экономии за счет роста объемов реализуемой продукции, экономии за счет снижения себестоимости продукции, экономии в сфере здравоохранения, экономии за счет сокращения расходов в социальной сфере, экономии затрат на текущий ремонт оборудования [4].
3. Диффузионный эффект. Диффузия инновации не менее важна, чем сама инновация.
Основными факторами, влияющими на скорость диффузионного процесса, являются:
- демографический тип группы (группы активных покупателей, которые легко принимают перемены);
количество участников принятия решения о покупке инновации (чем меньше людей участвуют в процессе покупки, тем быстрее решение будет принято);
- интенсивность маркетинговых усилий (реклама способствует процессу покупки);
- удовлетворение значимой потребности (если инновация удовлетворяет потребность общества, то она однозначно будет реализовываться быстрее).
Принципы инновационно-инвестиционной деятельности промышленного предприятия. Получение вышеперечисленных эффектов от организации и ведения инновационно-инвестиционной деятельности промышленного предприятия возможно при соблюдении следующих принципов.
1. Принцип социально-экономической значимости. Данный принцип базируется на повсеместной интеллектуализации социальной системы и создает потребность в интеллектуальном труде. Наращивание интеллектуального потенциала в рамках конкретного промышленного предприятия ведет к интеграции ноу-хау посредством взаимодействия работников.
2. Принцип использования единой интеллектуальной базы. Формирование и использование единой интеллектуальной базы на промышленных предприятиях отвечает новому научному направлению - менеджменту знаний. Под менеджментом знаний понимают совокупность приемов, механизмов и методов управления интеллектуальными процессами на стыке наук, конвергенцию естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и появление новых идей на стыке этих дисциплин.
3. Принцип совершенствования инновационных процессов за счет кооперирования и специа-
лизации труда работников. Данный принцип основывается на том, что использование единой интеллектуальной базы дает возможность выявлять вклад каждого конкретного участника в творческий и производственный процесс, оценивать его потенциал.
4. Принцип синергизма. Данный принцип при ведении инновационно-инвестиционной деятельности реализуется через производственные и рыночные процессы. К производственным процессам можно отнести передачу инновационных идей, использование совместных ноу-хау, а также совместных источников всех видов ресурсов. К рыночным же процессам относятся технологии бенчмаркетинга, франчайзинга, партизанского маркетинга, совместных технологий продвижения продукции, сбыта и стимулирования потребителей.
Системно-синергетический подход и эффект резонанса. Базируясь на перечисленных принципах, инновационно активное предприятие реализует принципиально новый с точки зрения управления системно-синергетический подход к ведению инновационно-инвестиционной деятельности. Системно-синергетический подход основывается на гипотезе о том, что: промышленное предприятие является экзогенной системой и активно взаимодействует со внешней средой; реализуя инновационно-инвестиционную деятельность, промышленное предприятие формирует неаддитивные системы (инновационно-инвестиционные программы, проекты, портфели, стратегии и портфели стратегий), сумма свойств частей которых не равна сумме свойств системы; промышленное предприятие - система самоорганизующаяся, т. е. процесс упорядочения элементов одного уровня в системе происходит за счет внутренних факторов без внешнего специфического воздействия. В методологии системно-синергетического подхода к управлению инновационно-инвестиционной деятельностью особое место приобретает явление резонансного эффекта.
Понятие резонансного эффекта в экономике по своей сути близко к понятию «эффекта бабочки» [6]. Различие состоит в том, что «эффект бабочки» - термин, используемый в рамках естественнонаучного знания, - обозначает свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время, в то время как резонансный эффект - это результат сложноорганизованной динамичной целостной и структурированной системы. Тем не менее, небезызвестен факт о том, что на смену структурированности всегда приходит хаос в тот момент, когда на систему начинают оказывать воздействия внешние непредсказуемые силы [5]. Поэтому понятия резонансного эффекта и «эффекта бабочки» близки и практически совпадают в периоды нестабильности. Что касается сферы инноваций, то она настолько чувствительна к появлению каких-либо новых разработок и внедрений, что ре-зонансы со стороны общественности, рынка и средств массовой информации, порой, совершенно непредсказуемы.
Отметим основные источники возникновения резонансных эффектов:
1) усиление связности и организационно-функционального взаимодействия составных элементов экзогенной системы;
2) синхронность жизненных циклов этих элементов внутри системы;
3) согласованность внешних управляющих параметров, вызывающих импульсы изменений, с параметрами внутрисистемных элементов.
Таким образом, резонансный эффект является результатом деятельности инновационно активного промышленного предприятия, выстраивающего свою инновационно-инвестиционную деятельность согласно методологии системно-синергетического подхода. В зависимости от последствий, резонансный эффект может привести к непоправимым негативным социально-экономическим последствиям или, напротив, стать источником формирования качественно новых знаний и идей.
Библиографический список
1. Будумян, Е. В. Синергетический эффект как один из факторов повышения эффективности портфеля инновационно-инвестиционных проектов / Е. В. Будумян // Горизонты экономики. - 2012. - № 4. - С. 29-31.
2. Джамай, Е. В. Особенности оценки экономической эффективности инвестиций на предприятиях машиностроения / Е. В. Джамай, С. В. Шароватов, Д. Г. Петров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 2. - С. 133-136.
3. Мыльник, В. В. Механизм формирования инновационно-инвестиционных проектов при их включении в портфель / В. В. Мыльник, Е. В. Зубеева // Вестник УРФУ. - 2013. - № 2. - С. 73-80.
4. Мыльник, В. В. Оценка эффективности инвестиций инновационных разработок / В. В. Мыльник, Ю. Богатов, В. Машков. - М. : ЛАТМЭС, 2008. - 280 с. - 1БВМ 978-5-93271-388-4.
5. Мыльник, В. В. Проблемы перехода промышленных организаций от хаоса к упорядоченным промышленным системам на базе инноваций / В. В. Мыльник, А. В. Мыльник // Экономика и управление в машиностроении. - 2012. - № 4. - С. 25-30.
6. Резонанс-эффекты в экономике: формирование системно-синергетического подхода : труды ИСА РАН. -М. : ИСА РАН, 2011. - 124 с.
7. Черкасов, М. Н. Инновационно-инвестиционные проекты в современной России / М. Н. Черкасов, И. Д. Галетов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 34. - С. 186-191.