Научная статья на тему 'Модель развития корпоративного потенциала по фазам жизненного цикла'

Модель развития корпоративного потенциала по фазам жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЖЦ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПО КЛЮЧЕВЫМ ФАКТОРАМ / MODEL ЖЦ / DEVELOPMENT STRATEGY / FACTORS OF DEVELOPMENT / ALTERNATIVE OF DEVELOPMENT / CLASSIFICATION OF STRATEGY BY KEY FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничкин Александр Иванович, Игнатьев Николай Михайлович

В работе рассматриваются проблемы формирования модели развития экономических систем, ориентированных на рост экономического потенциала, стратегия которого определяется различными параметрами этапов жизненного цикла системы. Определяются возможные варианты альтернатив развития экономической системы, факторы, реализующие варианты развития в пределах цикла и этапа ЖЦ, дается систематизация параметров циклового развития и матрица альтернатив стратегий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афоничкин Александр Иванович, Игнатьев Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF CORPORATE POTENTIAL ON LIFE CYCLE PHASES

In work problems of formation of model of development of the economic systems focused on growth of economic potential which strategy is defined by various parameters of stages of life cycle of system are considered. Possible variants of alternatives of development of economic system are defined, factors realizing variants of development and cycle and stage ЖЦ limits are defined, ordering of parameters of cyclic development and a matrix of alternatives of strategy of development is given.

Текст научной работы на тему «Модель развития корпоративного потенциала по фазам жизненного цикла»

УДК 338 ББК 65.05

Афоничкин А.И., Игнатьев Н.М.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО ФАЗАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Afonichkin A.I., Ignatjev N.M.

MODEL OF DEVELOPMENT OF CORPORATE POTENTIAL ON LIFE CYCLE PHASES

Ключевые слова: модель ЖЦ, стратегия развития, факторы развития, альтернативы развития, классификация стратегий по ключевым факторам

Keywords: model ЖЦ, development strategy, factors of development, alternative of development, classification of strategy by key factors

Аннотация

В работе рассматриваются проблемы формирования модели развития экономических систем, ориентированных на рост экономического потенциала, стратегия которого определяется различными параметрами этапов жизненного цикла системы. Определяются возможные варианты альтернатив развития экономической системы, факторы, реализующие варианты развития в пределах цикла и этапа ЖЦ, дается систематизация параметров циклового развития и матрица альтернатив стратегий развития.

Abstract

In work problems of formation of model of development of the economic systems focused on growth of economic potential which strategy is defined by various parameters of stages of life cycle of system are considered. Possible variants of alternatives of development of economic system are defined, factors realizing variants of development and cycle and stage ЖЦ limits are defined, ordering of parameters of cyclic development and a matrix of alternatives of strategy of development is given.

Процесс управления развитием подразумевает под собой систематическое перспективное движение роста базовых показателей деятельности корпорации и рассматривается во взаимосвязи с экономическим потенциалом и инвестиционными ресурсами роста.

Анализ современных подходов к развитию экономических систем [2 - 5, 7,17], дает возможность исследования лишь отдельных элементов процесса управления развитием. В то время, как, несомненно, одним из важных элементов процесса развития интегрированных экономических систем является наличие определенного накопленного экономического потенциала и возможности его использования. Стратегия развития рассматривает развитие текущего уровня экономического потенциала организации через различные тренды роста эффективности развития с разными темпами: медленный рост, стабильный рост,

интенсивный рост, опережающий рост, умеренный рост, сокращение роста, падение.

В зависимости от имеющегося уровня потенциала и возможностей его использования в целях дальнейшего развития можно выделить следующие направления:

- развитие (медленный стабильный рост базовых показателей деятельности экономической системы);

- равномерное развитие (сбалансированное стабильное развитие при низких издержках и стабильной эластичности роста);

- опережающий рост (сбалансированное, на начальных этапах роста, стабильное развитие при стабильном эластичном росте издержек развития);

- стагнация (нулевые темпы роста показателей деятельности и постепенный рост

3

издержек развития);

- спад (равномерный или опережающий) в зависимости от темпов роста издержек развития и снижения порога рентабельности.

Равномерные и опережающие тенденции развития определяют тот уровень синергии, который формируется в процессе управления развитием и задает постоянный или переменный темп роста показателей деятельности и эффективности развития.

Таким образом, экономическое развитие экономических систем определяется целями, которые сформулированы для развития, существующим уровнем экономического потенциала, степенью сложности технологических и экономических процессов, внешними условиями, задающими ограничения и условия развития, и применением разнообразного инструментария и механизмов управления развитием.

Обычно под стратегией понимают набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития. В работах [8, 17,] предлагается более точная дефиниция термина «стратегия» в виде последовательности целенаправленных воздействий (управлений), переводящих систему из одного состояния в другое. Основываясь на трудах Д.Дэя [8], сформулируем дефиницию термина «стратегия» для интегрированных экономических систем.

Стратегия - это обоснованные направления деятельности достижения общих и частных целей деятельности интегрированной системы и ее структурных элементов по сферам деятельности ИЭС (отраслевых секторов, рынков, потребительских сегментов, функций и пр.), на базе имеющихся конкурентных преимуществ, отражающих уровень экономического потенциала (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.), и задействованным ресурсам и инструментам развития.

Экономическая стратегия для интегрированных систем есть совокупность стратегий развития каждого из элементов, но в совокупности определяющих стратегические ценности входящих в нее, что собственно и характеризует процесс интеграции. При этом формирование стратегий интеграции на всех уровнях ИЭС должно придерживаться единых принципов, стимулов, общей организационной процедуры. В противном случае интегрированное объединение окажется в условиях несогласованности направлений развития, что повлечет либо распад ИЭС, либо получение значительного ущерба в условиях повышенного риска интеграции.

Существует большое разнообразие экономических стратегий, сгруппированных по различным признакам [3,4,8,10], в частности, по сфере деятельности: рынки,

потребительские сегменты; по преимуществу: наличие конкурентных преимуществ

различного характера (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.) производителя перед конкурентами; по доступу: наличие каналов дистрибуции и

коммуникации при выходе на рынок; по видам деятельности: направление развития видов деятельности, соответствия их масштабов потребностям рынка; однако большинство группировок стратегий имеют некоторые сходные элементы, которые позволяют отнести их к определённой базисной стратегии.

Конкретный вид и темп роста обычно определяют на основе анализа возможностей: -которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности; -интеграции с другими элементами ИЭС или другими корпоративными системами отрасли или региона, что обеспечивает потенциал интеграционного роста; - открывающимися за пределами отрасли и дающими возможность усилить действие синергии.

Так как интегрированная экономическая система представляет собой синергетический комплекс элементов системы, находящихся на разных уровнях и этапах жизненного цикла и уровнях экономического потенциала (ЭП), то особую роль при разработке интеграционной стратегии отводят анализу и оценке этих факторов интеграционного развития (ЖЦ, ЭП).

Одной из наиболее всеобъемлющих и разработанных является теория жизненных циклов деловых организаций, предложенная американским исследователем И. Адизесом [1]. Теория Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности

организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

Теория ЖЦ организации [1,10,12,17] говорит о возможности эволюционного и революционного типа развития отдельных этапов и их возможном согласовании для получения наибольшего синергетического эффекта при развитии с минимальными издержками управления.

На разных этапах развития ключевым фактором становится не просто уровень экономического потенциала, а его тип, т.е. те конкурентные преимущества, которые дают на этом этапе наибольшую синергию. В качестве таких преимуществ могут быть, например, наличие торговых сетей, качество продукции, низкие издержки, дешевые инвестиции, и пр. Именно эти преимущества и формируют тот уровень ЭП, который можно развивать и превращать их возможности в реальные продукты и технологии. В этой связи можно выделить такие элементы ЭП, как финансовый потенциал, маркетинговый потенциал, инновационный потенциал, кадровый потенциал, управленческий потенциал, инвестиционный потенциал и др.

Важной задачей здесь является выделение в стратегии системы постоянного мониторинга и оценки состояния, типа и уровня экономического потенциала ИЭС в соответствии с кривой жизненного цикла, на базе которых требуется осуществление корректировок в управлении в виде организационных изменений.

В этой связи необходимо дать более подробную дефиницию и структурную определенность такой категории как экономический потенциал (ЭП).

Так, в работе [5] рассматриваются цели, факторы экономического роста, управляемые категории и движущие силы, которые определяют потенциал экономической системы. А экономический потенциал - это категория, которая характеризует совокупные силовые способности, возможности анализируемой системы; эти возможности могут быть реализованы только при наличии ресурсов.

Таким образом, экономический потенциал характеризуется определенным набором ресурсов, которые должны быть вовлечены в производство или подготовлены к использованию в хозяйственной системе. То есть термин ЭП характеризует достигнутый уровень развития, способности и возможности системы, и связан прежде всего с характером и особенностями социально-экономических отношений и взаимодействий между людьми, хозяйствующими субъектами, государственными учреждениями, задействованными в хозяйственном процессе. Цель этих отношений и взаимодействий заключается, на наш взгляд, в формировании потребностей и максимальном их удовлетворении посредством производства товаров и услуг при оптимальном использовании ресурсов.

Потенциал в общем понимании рассматривается иногда и как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Так, в работе [13] трудовой потенциал характеризует дееспособность населения, юридически имеющего право на деятельность и отвечающего за свои поступки. Количественной мерой уровня трудового потенциала может быть численность среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал определяется как фонд ресурсов труда (ФРТ) путем умножения среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (год, месяц, день, час): (1)

ТП = Рср.числ.раб * Траб.врем. (1)

где ТП - трудовой потенциал; Рср.числ.раб - среднегодовая численность работников; Траб.врем. - средняя продолжительность рабочего времени.

При определении ресурсного потенциала существуют и иные подходы, базирующиеся на функции расширения, пополнения и воспроизводства источников ресурсов.

А основными составляющими производственного потенциала в условиях рыночных отношений следует считать: ресурсный потенциал, предпринимательский потенциал,

управленческий потенциал, организационный потенциал, инновационный и

информационный потенциалы. Предпринимательский потенциал хозяйствующих субъектов становится основной движущей силой рыночной экономики, стремящейся обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими субъектами.

В работе [16] дается теоретическое обоснование формирования производственного потенциала и проведено разграничение понятий ресурсного, производственного и экономического потенциалов, дана схема их взаимодействия (табл. 1)

Таблица 1 - Структура производственного потенциала

Тип потенциала Цель управления Элементы потенциала

Ресурсный Обеспечение производства необходимыми ресурсами Ресурсы, связанные с функционированием и развитием предприятия. К ним следует относить: землю, трудовые ресурсы, основные производственные фонды, материальные оборотные средства и энергетические ресурсы.

Производственный Рост экономической эффективности Трудовой потенциал Управленческий потенциал Организационный потенциал Основные фонды Энергетические ресурсы Материальные оборотные средства

Экономический Удовлетворение потребностей в каком-либо виде продукции или услуг

Трудовой потенциал Представляет максимальные возможности трудовых ресурсов по достижению целей предприятия и поставленных перед ним задач. Трудовые ресурсы - носитель трудового потенциала

На основании приведенной структуры формируется следующая схема отношений между категориями потенциала. Обобщенная схема взаимодействия потенциалов

представлена на рис. 1. ___________________

Экономический ____потенциал_____

Производственный

потенциал

Ресурсный

потенциал

Рисунок 1 - Взаимодействие видов экономического потенциала

Организационный потенциал подразумевает создание оптимальной организационной структуры управления, адаптированной к рыночным условиям и объединяющей всю управленческую цепочку от закупки сырья до сбыта продукции.

В рамках оценки конкурентоспособности, организационный потенциал определяется в работе [11] как совокупность системных слоев организации, которые являются источниками потенциальных возможностей предприятия, а в работе обеспечивает реализацию основной функции предприятия, достижение общих и частных ее целей, решение задач.

В работе [15] под ресурсным потенциалом предприятия понимается совокупность накопленных ресурсов хозяйствующего субъекта, характеризующих возможности системы по осуществлению целенаправленной деятельности с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды и включает следующие составляющие: - имущественный потенциал; -финансовый потенциал; - кадровый потенциал; - организационный потенциал (рис.2).

Рисунок 2 - Структура ресурсного потенциала

Здесь, имущественный потенциал - это совокупность средств предприятия, находящихся под его контролем. Характеризуется размером, составом и состоянием активов, которыми владеет и распоряжается предприятие (его оценка в денежной форме (финансовая оценка), представленная в активе баланса).

Финансовый потенциал - характеристика финансового положения и финансовых возможностей предприятия [14].

Кадровый потенциал - это совокупность трудовых отношений, форм и методов их проявления, а также людей, качественные параметры которых (уровень квалификации, способность к инновациям) позволяет им претендовать на вакансию, трудиться и регулярно повышать квалификацию; и есть производная от трех основных компонентов: численности трудоспособного населения, количества регламентированного для нужд производства рабочего времени, общественно необходимого уровня интенсивности труда.

Для оценки конкурентного потенциала в работе [4] предлагается оценивать состояние конкуренции на рынке, определять тип, структуру факторов конкурентной среды, выявлять внутренние конкурентные преимущества и вычислять уровень потенциала и силу воздействия. Отдельные позиции конкурентного потенциала определяются прошлыми, настоящими и будущими (ожидаемыми) состояниями элементов конкурентной среды и внешней среды на макро- и микроуровнях. А элементами конкурентной среды являются факторы, воздействующие на степень развития фирмы.

Таким образом, учитывая влияние всех конкурентных сил, модель конкуренции можно представить в общем виде как вектор действующих сил (факторов) и [4, 8].

И е {Ш, Ц2, ИЗ, ... Ш};

И е Б {ПО, ПТ, КС, КП, ТС};

ПО е{П01, П02, ПОЗ, ... П01};

ПТе {ПТ1, ПТ2, ПТЗ, ... ПТО};

КС е{КС1, КС2, КСЗ, ... КСк};

КП е {КП1, КП2, КПЗ, ... КПш};

ТС е{ТС1, ТС2, ТСЗ, ... ТСр},

где и - вектор конкурентных сил, характеризующих степень достижения главной стратегической цели деятельности хозяйствующего субъекта;

ПО - множество поставщиков, влияющих на производственно-хозяйственную деятельность;

ПТ - множество потребителей, влияющих на уровень спроса на продукцию и услуги на рынке потребителей;

КС - множество хозяйствующих субъектов-конкурентов на существующем отраслевом рынке;

КП - множество потенциальных конкурентов, готовых выйти на отраслевой рынок с такими же продуктами и услугами;

ТС - множество товаров-субститутов, заменяющих производимые продукцию и услуги.

Таким образом, систематизируя факторы и выделяя их потенциал, можно провести анализ степени влияния каждого из них и всей совокупности на конкурентоспособность предприятия.

Последовательность этапов анализа степени влияния поставщиков начинается с выявления наиболее значимых, к которым относятся поставщики материально-технических ресурсов, включая электроэнергию, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры, информационные ресурсы, основные фонды. В этом случае необходимо определить: - долю каждого поставщика ресурсов в общем объеме, - качество поставляемых ресурсов, -соответствие конкурентным ценам. Проводится анализ степени конкуренции на рынке поставщиков с целью поиска новых поставщиков, поставляющих аналогичные ресурсы по более низким ценам, либо анализируется возможность снижения объемов потребления.

Выявленные возможности и резервы позволяют либо увеличить количество и качество поступающих ресурсов при использовании стратегии развития - освоения новых видов продукции и услуг, продвижения на новые рынки, либо сократить издержки на приобретение фиксированного объемов ресурсов при использовании стратегии развития.

В работе [18] исследуется внешнеэкономический потенциал, под которым понимается совокупная способность предприятия создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, продвигать ее на внешнем рынке, выгодно реализовывать там товар и обеспечивать требуемый уровень обслуживания. Однако внешнеэкономический потенциал включает в себя не только экспортную, но и импортную составляющую и поэтому импортный потенциал есть составная часть экспортного, обеспечивающая последний необходимым сырьем и материалом для производства.

Внешнеэкономический потенциал представляет собой сложную экономическую категорию, состоящую из системы взаимосвязанных элементов (локальных внешнеэкономических потенциалов), которые в сумме образуют общий внешнеэкономический потенциал. Под локальным внешнеэкономическим потенциалом понимаются максимальные возможности предприятия по производству и реализации отдельно взятого товара, на отдельно взятом рынке. В понятие “общий внешнеэкономический потенциал” включаются максимальные возможности по внешнеэкономическому производству и экспортно-сбытовой деятельности предприятия. Сумма частных внешнеэкономических потенциалов промышленного предприятия представляет его общий внешнеэкономический потенциал. В работе понятие общего потенциала включает следующие структурные компоненты: производственно-технологический потенциал, научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, инновационный потенциал, который составляет ядро потенциала.

Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала организации существуют сложные диалектические взаимосвязи. Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. Инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые

8

обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами, инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов;

интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов.

Таким образом, экономический потенциал состоит из производственного, ресурсного, предпринимательского, финансового, инновационного, организационного и маркетингового потенциалов, обеспечивающих конкурентоспособность продукции экономической системы.

Используя аппарат теории потенциала для описания динамики потенциала на различных этапах развития экономической системы в пределах ЖЦ, можно сформулировать следующую гипотезу. Модель ЖЦ достаточно хорошо описана в [1] и показывает возможности и условия перехода на различные стадии роста. Тогда сам механизм перехода, выраженный в виде совокупности факторов, задающих категорию «стратегия», может быть использован как инструмент такого перехода и выражен в виде матрицы перехода со значениями факторов (элементов) стратегии в координатах этих элементов. Такая матрица анализа динамики этапов ЖЦ может быть представлена в виде следующей таблицы (табл. 2)

Таблица 2 - Матрица анализа динамики этапов ЖЦ (при 5 этапах ЖЦ).

Этап 1 ЖЦ Этап 5 ЖЦ

Цели обще- системн. (Э1)* Цели частные (Э2) Конкурентные преимущества (тип и уровень потенциала) (Э3) Ресурсы (Э4) Инстру- менты развития (Э5) Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 1

Этап 2

Этап 5

* - Э1,...Э5 - элементы структуры каждого этапа ЖЦ. Некоторые элементы на отдельных этапах могут отличаться.

Таким образом, каждый этап представляет собой модель совокупного потенциала текущего этапа ЖЦ и может быть представлен в следующем виде

Р этапа 1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5}ВФ,

где параметр за скобками (ВФ) характеризует ведущий (ключевой) фактор, который является движущей силой увеличения потенциала. В качестве такого ключевого фактора могут быть базовые элементы потенциала развития как индивидуально, так и в групповом варианте. С учетом этого необходимо задать критерий оценки эффективности, отражающий степень роста потенциала этапа ЖЦ. Так как здесь участвуют несколько разнородных импакт-факторов, то в качестве такого критерия может быть использован показатель синергетического эффекта СЭ

Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э1 Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э2

Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э5 Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э1,Э2

Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э1,Э3

Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э5,Э4 Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э1,Э2,Э3 Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э1,Э2,Э4

Рэтапа1 = {Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, СЭ}Э5,Э4,Э3,Э2,Э1

Возможные альтернативы развития потенциала, отражающие вклад разных факторов роста, с учетом значения синергии (СЭ) могут быть описаны следующим множеством вариантов развития. Набор альтернатив (возможных стратегий) развития потенциала текущего этапа развития может быть представлен в виде диагональной матрицы вида (табл. 3)

Таблица 3. Матрица альтернатив развития потенциала этапов ЖЦ

Ведущий фактор Этап ЖЦ

Цели общесистемные (Э1)* Цели частные 02) Конкурентные преимущества (тип и уровень потенциала) (ЭЗ) Рес\рсы (Э4) Инструменты развития (Э5)

Базовый потенциал Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5,С’Э}Э1 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5,С’Э}Э2 Р = {Э1. Э2. ЭЗ. Э4. Э5, СЭ}ЭЗ Р = {Э1. Э2. ЭЗ. Э4. Э5,СЭ}Э4 Р = {Э1. Э2. ЭЗ. Э4. Э5. СЭ}Э5

Э1 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э2 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5,СЭ}Э1ЭЗ Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э4 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э5

Э2 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э2ЭЗ Р = {Э1, Э2: ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э2Э4 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4: Э5, СЭ}Э2Э5

эз Р = {Э1. Э2. ЭЗ. Э4. Э5, СЭ}ЭЗЭ4 Р = {Э1.Э2.ЭЗ.Э4. Э5. СЭ}ЭЗЭ5

Э4 Р = {Э1. Э2.ЭЗ.Э4. Э5. СЭ}Э4Э5

Э1,Э2 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5,СЭ}Э1Э2ЭЗ Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э2Э4 Р = (Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э2Э5

Э1,ЭЗ Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1ЭЗЭ4 Р = {Э1,Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1ЭЗЭ5

Э1,Э4 Р = {Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, СЭ}Э1Э4Э5

32,33 Р = {31, 32, 33, Э4: 35, С'Э}Э2ЭЗЭ4 Р = {Э1,Э2. ЭЗг Э4: Э5: С'Э}Э2ЭЗЭ5

32,34 Р = {Э1: Э2: ЭЗг Э4: Э5: СЭ}Э2Э4Э5

ЭЗ:Э4 Р = {31,32, 33,34, 35, С'З} 333435

31,32,33 Р = {Э1, 32, 33: Э4: Э5: С'Э}Э1Э2ЭЗЭ4 Р = {31, 32, 33,34,35, С3}31323335

31,32,34 Р = {31, 32, 33,34,35, С'3}Э1Э234Э5

31,33,34 Р = {31, 32, 33,34,35, С'3}Э1Э334Э5

31,32,33 Р = {Э1: Э2: Э3: Э4: Э5: С’Э}Э1Э2ЭЗЭ4 Р = {31, 32, 33,34,35, С3}31323335

31,32,33,34 Р = {31, 32, 33,34,35, СЭ}3132Э334Э5

Таким образом, рассматривая систему стратегий развития экономической системы через рост экономического потенциала, можно выделить разные параметры влияния на уровень потенциала, его тип, и в этой связи необходимо дополнить портфель развития условиями и ограничениями на факторы развития в пределах каждого этапа цикла развития системы.

Также следует сказать, что мощность и стабильность альтернатив стратегического портфеля определяется синергетическим критерием и задает процедуру выбора оптимальных стратегий в зависимости от типа этапа, уровня его экономического потенциала, и возможностей и направлений развития, где решающим фактором является получение прогнозного синергетического эффекта всей ЭС. Естественно, альтернативы развития определяются и ресурсным потенциалом, в том числе инвестициями, стоимостью ресурсов развития, их доступностью, и участием в процессе создания ценности.

Библиографический список

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с анг. под. науч. ред. А.Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007.- 384 с.

2. Афоничкин, А.И., Сорокина, И.О., Игнатьев, Н.М. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях: монография.

- Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, 2006. - 260 с.

3. Афоничкин, А.И., Гусев, М.Г., Бубликова, Н.Я., Андреев, А.В. Стратегия формирования технологических цепочек в интегрированных экономических системах: Монография. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2008. - 460 с.

4. Афоничкин, А.И., Пустынникова, Е.В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: Монография: - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. - 348 с.

5. Афоничкин, А.И., Колесник, Е. Модель конкурентного потенциала предприятия // Вестник ВУиТ. Серия «Экономика». В.17. - Тольятти, 2009. -270 с.

6. Герасимов, К.Б. Экономические аспекты управления запасами предприятия // Актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социальноэкономического развития: Территориальные и отраслевые аспекты. Ч.2. Матер. 6-ой Междун.науч.-практ. конфер. г. Тольятти, ВУиТ, 16-19 апреля 2010г. - 324с.

7. Гераськин, М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах. - М.: ИПУ РАН, Изд-во «Анко», 2005. - 293 с.

8. Дэй, Д. Стратегический маркетинг,- М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 640 с.

9. Горшенина, Н.С., Анчиков, Э.В. Инвестиционная политика: Монография. - М.: МГУЛ, 2003. - 158 с.

10. Козлов, С.В. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на формирование стратегии развития // Вестник ВУиТ. Серия «Экономика» В.17. - Тольятти, 2009. - 270 с.

11. Мелехин, В.Б., Халимбеков, Х.З., Хархаров, А.М., Чамаев, Ш.З. Модельный подход к комплексной оценке конкурентоспособности строительного предприятия // Экономика строительства, 2006.

12. Мыльников, Л.А. Методика управления жизненным циклом инновационного проекта / Управление большими системами. - М: ИПУ РАН. 2009.

13. Мыльников, Л.А., Звездин, А.В., Черемных, Л.В., Перминова, Н.В. Построение

модели жизненного цикла инновационного продукта. Автоматизированные системы управления и информационные технологии: Материалы Всероссийской научно-

практической интернет-конференции, 20 октября - 10 ноября 2006 года. - М., 2006.

14. Симионов, Р. Анализ конкурентных преимуществ строительного предприятия в рыночной среде // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 12.

15. Стексова, С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2007.

16. Таран, И. В. Теоретические основы формирования производственного

потенциала в системе рыночных отношений // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2007. - №6 (http://www.ncstu.ru).

17. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ННФРА-М, 2001. - 412 с.

18. Чиранова, Т.Н., Манин, П.В. Сущность и структура внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия // Актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социально-экономического развития: Территориальные и отраслевые аспекты. Ч.1. Матер. 6-ой Междун.науч.-практ. конфер. г. Тольятти, ВУиТ, 16-19 апреля 2010г. -Тольятти, 2010. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.