Научная статья на тему 'Модернизация промышленного производства на базе новых идей и инноваций через «Долину смерти»'

Модернизация промышленного производства на базе новых идей и инноваций через «Долину смерти» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / "ДОЛИНА СМЕРТИ" / СТРЕЛА ВРЕМЕНИ / КОУЧИНГ / КРЕАТИВНАЯ КОМАНДА - ПРОВОДНИК НОВЫХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИЙ / INDUSTRIAL ENTITY / UPGRADING / VALLEY OF DEATH / TIME ARROW / COACHING / CREATIVE TEAM AS NEW IDEAS AND INNOVATIONS CONDUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мыльник Владимир Владимирович, Мыльник Алексей Владимирович

Рассматриваются проблемы развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой долины смерти. Анализируются понятия промышленной организации, коучинга и стрелы времени. Поэтапно представлен процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов. Исследуются причины сопротивления внедрению инноваций на производстве и предлагается один из путей его преодоления: создание креативных команд-проводников, посредников между руководством и работниками промышленных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мыльник Владимир Владимирович, Мыльник Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial Upgrading Based on New Ideas and Innovations and Through Valley of Death

The authors considered new ideas and innovations development problems taking into account the so-called valley of death influencing these processes. They did analyze the industrial entity, coaching and time arrow concepts. The innovation and investment projects organization and realization were presented step by step. The authors have studied the causes of resistance to industry innovations and have proposed one of ways to overcome it by building up some temporary creative teams going between corporate CEOs and industrial entity staff.

Текст научной работы на тему «Модернизация промышленного производства на базе новых идей и инноваций через «Долину смерти»»

УДК 330.341.1:658

Модернизация промышленного производства на базе новых идей и инноваций через «долину смерти»

В. В. Мыльник1, А. В. Мыльник2

1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

2 Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «ЭСМО» (Москва)

Рассматриваются проблемы развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой долины смерти. Анализируются понятия промышленной организации, коучинга и стрелы времени. Поэтапно представлен процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов. Исследуются причины сопротивления внедрению инноваций на производстве и предлагается один из путей его преодоления: создание креативных команд-проводников, посредников между руководством и работниками промышленных организаций.

Ключевые слова: промышленная организация; модернизация; «долина смерти»; стрела времени; коучинг; креативная команда — проводник новых идей и инноваций.

Современная российская экономика функционирует в основном за счет природной ренты, т. е. интенсивной добычи нефти и газа, экспорта древесины и других полезных ископаемых, относящихся к так называемым невосполнимым ресурсам. Но сохранение этой ориентации в дальнейшем приведет к разбалансировке экономики страны и невозможности поддерживать социальные условия для обеспечения достойного уровня жизни граждан. Одним из основных путей повышения эффективности экономики в будущем является модернизация промышленных организаций на базе реализации новых идей и инноваций. Под промышленной организацией, согласно определению Р. С. Голова, понимается «производственное предприятие с интегрированными в его организационной структуре высокоразвитыми научно-исследовательскими подразделениями, реализующими необходимый объем работ, связанных с разработкой инновационно-инвестиционных проектов,

© Мыльник В. В., Мыльник А. В.

способное к эффективному сотрудничеству с коммерческими и сбытовыми организациями и сетями, обеспечивающими реализацию инновационной продукции на рынке» [1, с. 9]. В коллективном сознании современного социума инновация предстает как рождение нового через появление научной идеи, переходящей в новшество, а затем в форму нововведения. Понятие «инновация» имплицирует и влечет за собой ряд исторических протосмыслов (скрытых и явных), побочных смыслов (коннотаций), а сегодня активно трансформируется в связи с проблемой креативности человека. Оно взаимосвязано с одной из вечных философских проблем диалектического развития природы и социума и с попытками решить так называемый парадокс диалектического развития: объяснить причины возникновения в высшем нового, актуального содержания, отсутствовавшего в низшем. Так, инновации невозможны без обращения к прежнему опыту и смыслам.

8

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

Мыльник В. В., Мыльник А. В.

В последние десятилетия экономика российских промышленных организаций опирается в основном на созданную в советское время организационно-технологическую базу, которую рано или поздно придется полностью менять. По различным оценкам ученых, на модернизацию организационно-технологической базы промышленных организаций в целом по стране требуется от 400 до 600 млрд долл. Процесс модернизации предполагает вложение «длинных денег», которые позволили бы постепенно обновить и усовершенствовать организационно-технологическую базу промышленности. В связи с этим идет постоянный и не всегда успешный поиск источников финансирования долгосрочных проектов. Другим немаловажным фактором, препятствующим модернизации промышленных организаций, выступает сопротивление новым идеям и инновациям, способным повысить эффективность работы промышленных организаций. Согласно различным источникам, из всей совокупности инновационных идей в России реализуются всего 8—10 %.

Инноваторы, стремящиеся к продвижению своих замыслов, должны быть настойчивы в достижении своих целей при их реализации через «долину смерти» новых идей и инноваций, использовать особые состояния социальной среды, т. е. периоды ее неустойчивости, когда она чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, способным привести к становлению нового культурного или социального образа жизни. Метафорой «долина смерти» мы обозначаем начало процесса реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационноинвестиционных проектов, на котором они встречают сопротивление социума, вызванное желанием людей защищать свои интересы.

Появление новых идей и инноваций требует помимо активности природных инноваторов (людей, обладающих врожденными интеллектуальными и творческими способностями к эффективному изобретательству) и рационализаторов применения коучинга [2], т. е. привлечения современных технологий инициации личности в систему активного инновационного экономического мышления путем точных вопросов и интерактивных деловых игр.

Единого определения термина «коучинг» пока не выработано, что позволяет применять обозначаемый им метод в большем спектре возможных ситуаций, чем предполагалось изначально, при формировании его первичной структуры как нового направления практической бизнес-психологии.

Все процессы реализации новых идей и инноваций, а также сопротивления ей взаимосвязаны во времени и пространстве «стрелой времени» (термин введен английским физиком А. Эддингтоном). Академик В. Н. Топоров задается вопросом: «Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, собственно, означает стрела времени? Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано, т. е. того, что... время есть конструкция» [3, с. 69]. Следовательно, при проведении экономических расчетов эффективности от реализации новых идей и инноваций следует обязательно учитывать инфляционные процессы и риски (см. рисунок).

Процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях можно представить в виде следующих этапов:

1) разработка и внедрение современной технологии инициации появления новых идей и инноваций через коучинг;

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

9

Экономические и социально-гуманитарные исследования №3(7) 2015

о

Стрела времени

Концепция реализации научных идей и инноваций через «долину смерти»

Организационно-экономические аспекты инновационного развития

Мыльник В. В., Мыльник А. В.

2) маркетинговые исследования во внутренней и внешней среде промышленных организаций как организационно-технологических систем в целях поиска новых эффективных идей и инноваций;

3) принятие руководством промышленных организаций решений о реализации новых идей и инноваций на основе данных, полученных в результате предварительных исследований их социально-экономической э ффективно сти;

4) проведение фундаментальных и прикладных НИОКР;

5) промышленное производство инновационной продукции (включая технологическую подготовку производства (ТПП) этой продукции и освоение выпуска новой);

6) реализация конкурентоспособной инновационной продукции на рынке;

7) обслуживание инновационной продукции в сфере эксплуатации.

На каждом этапе развития и реализации новых идей и инноваций возникает множество факторов, препятствующих их воплощению в промышленном производстве и в конечном итоге появлению у потребителя: первый этап связан с множеством факторов (1^а), второй — с множеством (1^в), третий — (1^у), четвертый — (1^n), пятый — (1^m), шестой — (1^/) и седьмой — с множеством факторов (1+к). На каждом этапе участники реализации идей и инноваций должны действовать с целью преодолеть негативные факторы как во внутренней, так и во внешней среде промышленных организаций. Это требует быстрой реакции всего коллектива людей, участвующих в продвижении новых идей и инноваций во времени и пространстве. Например, мотивационные факторы могут стать негативными, если нововведения затрагивают:

1) личные интересы работников (вызывают страх потерять работу; сокращение прав; расширение обязанностей;

ухудшение шансов на достойное будущее; неполное использование знаний и потенциала; сокращение возможностей улучшения благосостояния работника и его семьи);

2) психологический климат в коллективе (ухудшают отношения руководства и подчиненных; не соответствуют сложившимся коллективным традициям, целям и ценностям);

3) характер и содержание труда (в результате внедрения инновации работа делается менее интересной или ее режим менее удобным).

Однако если цели руководства промышленной организации не совпадают с интересами ее работников, то последние, в том числе и рабочие, будут сопротивляться применению новых идей и инноваций, сдерживать их внедрение, что в свою очередь приведет к снижению эффективности деятельности промышленной организации. Особенно это касается рабочих, готовых, подобно британским луддитам XVIII — XIX вв., сломать новую технику в целях сохранения своих рабочих мест и устоявшейся заработной платы как средств обеспечения необходимых социальных условий для своей жизни и благосостояния своих семей.

На практике конфликт между реализуемыми новшествами и интересами работников промышленных организаций возникает постоянно. В целях его разрешения, с нашей точки зрения, следует формировать временные креативные команды — проводники новых идей и инноваций. Численность их участников может варьироваться в зависимости от масштабов проекта. В состав таких команд должны входить специалисты высокого класса. По завершении очередного этапа проектных работ команды распускаются и затем создаются снова по мере необходимости. Таким образом можно избежать потерь времени при реализации инновационно-инвестиционных проектов

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

11

Организационно-экономические аспекты инновационного развития

в промышленных организациях. Как отмечал К. Маркс, потеря времени — это потеря эффекта [4].

Основные принципы формирования креативных команд-проводников:

— высокая компетентность в определенной области реализации проекта;

— добровольность вхождения в команду;

— повышенная исполнительская дисциплина;

— эффективное взаимодействие участников при коллективном исполнении порученной им работы;

— единая для всей команды система мотивации и формирования интеллектуальной инициативы;

— разумные методы нацеливания команды на конечный результат;

— коллективная ответственность за качество;

— умение правильно формулировать цели и решать поставленные в рамках проекта задачи, владение приемами и методами их решения;

— адаптивность к постоянно изменяющимся оперативным и локальным целям интеллектуальной работы;

— умение оценивать результаты реализации проектов в условиях инфляционных процессов, рисков и неопределенности.

В своих действиях команды должны руководствоваться целями высокоэффективного инновационно-синергетического развития промышленных организаций. Синергетический подход, основанный на методах самоорганизации, при реализации новых идей и инноваций помогает ответить на важнейшие методологические вопросы управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленных организаций. Команды, сформированные в целях преодоления негативных

факторов модернизации, рассматривают их с позиции общесистемного видения повышения эффективности деятельности промышленных организаций, затем лидеры команд на этой основе вырабатывают рекомендации для руководителей промышленных организаций, а остальные участники — заранее планируют, контролируют и регулируют по происходящим процессам перечень мероприятий, направленных на преодоление сопротивления новым идеям и инновациям.

Литература

1. Голов Р. С. Управление инновационноинвестиционной деятельностью промышленной организации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 48 с.: ил.

2. Дауни М. Эффективный коучинг. 2-е изд. М.: Добрая книга, 2008. 288 с.

3. Топоров В. Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. ст. / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры; сост. Т. Б. Князевская, ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. С. 39—74.

4. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. 1. М.: Эксмо, 2011. 1196 с. (Капитал Карла Маркса).

5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Вступ. ст. Г. Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2007. 268 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. 384 с.

7. Бердник Т. Ветер перемен // Управление персоналом. 2010. № 1 (227). С. 68—71.

Мыльник Владимир Владимирович — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» Московского авиационного института (национального исследовательского университета). E-mail: [email protected]

Мыльник Алексей Владимирович — кандидат экономических наук, заместитель исполнительного директора саморегулируемой организации НП «ЭСМО». E-mail: [email protected]

12

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.