УДК 330.341.1:658
Модернизация промышленного производства на базе новых идей и инноваций через «долину смерти»
В. В. Мыльник1, А. В. Мыльник2
1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
2 Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «ЭСМО» (Москва)
Рассматриваются проблемы развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой долины смерти. Анализируются понятия промышленной организации, коучинга и стрелы времени. Поэтапно представлен процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов. Исследуются причины сопротивления внедрению инноваций на производстве и предлагается один из путей его преодоления: создание креативных команд-проводников, посредников между руководством и работниками промышленных организаций.
Ключевые слова: промышленная организация; модернизация; «долина смерти»; стрела времени; коучинг; креативная команда — проводник новых идей и инноваций.
Современная российская экономика функционирует в основном за счет природной ренты, т. е. интенсивной добычи нефти и газа, экспорта древесины и других полезных ископаемых, относящихся к так называемым невосполнимым ресурсам. Но сохранение этой ориентации в дальнейшем приведет к разбалансировке экономики страны и невозможности поддерживать социальные условия для обеспечения достойного уровня жизни граждан. Одним из основных путей повышения эффективности экономики в будущем является модернизация промышленных организаций на базе реализации новых идей и инноваций. Под промышленной организацией, согласно определению Р. С. Голова, понимается «производственное предприятие с интегрированными в его организационной структуре высокоразвитыми научно-исследовательскими подразделениями, реализующими необходимый объем работ, связанных с разработкой инновационно-инвестиционных проектов,
© Мыльник В. В., Мыльник А. В.
способное к эффективному сотрудничеству с коммерческими и сбытовыми организациями и сетями, обеспечивающими реализацию инновационной продукции на рынке» [1, с. 9]. В коллективном сознании современного социума инновация предстает как рождение нового через появление научной идеи, переходящей в новшество, а затем в форму нововведения. Понятие «инновация» имплицирует и влечет за собой ряд исторических протосмыслов (скрытых и явных), побочных смыслов (коннотаций), а сегодня активно трансформируется в связи с проблемой креативности человека. Оно взаимосвязано с одной из вечных философских проблем диалектического развития природы и социума и с попытками решить так называемый парадокс диалектического развития: объяснить причины возникновения в высшем нового, актуального содержания, отсутствовавшего в низшем. Так, инновации невозможны без обращения к прежнему опыту и смыслам.
8
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
Мыльник В. В., Мыльник А. В.
В последние десятилетия экономика российских промышленных организаций опирается в основном на созданную в советское время организационно-технологическую базу, которую рано или поздно придется полностью менять. По различным оценкам ученых, на модернизацию организационно-технологической базы промышленных организаций в целом по стране требуется от 400 до 600 млрд долл. Процесс модернизации предполагает вложение «длинных денег», которые позволили бы постепенно обновить и усовершенствовать организационно-технологическую базу промышленности. В связи с этим идет постоянный и не всегда успешный поиск источников финансирования долгосрочных проектов. Другим немаловажным фактором, препятствующим модернизации промышленных организаций, выступает сопротивление новым идеям и инновациям, способным повысить эффективность работы промышленных организаций. Согласно различным источникам, из всей совокупности инновационных идей в России реализуются всего 8—10 %.
Инноваторы, стремящиеся к продвижению своих замыслов, должны быть настойчивы в достижении своих целей при их реализации через «долину смерти» новых идей и инноваций, использовать особые состояния социальной среды, т. е. периоды ее неустойчивости, когда она чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, способным привести к становлению нового культурного или социального образа жизни. Метафорой «долина смерти» мы обозначаем начало процесса реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационноинвестиционных проектов, на котором они встречают сопротивление социума, вызванное желанием людей защищать свои интересы.
Появление новых идей и инноваций требует помимо активности природных инноваторов (людей, обладающих врожденными интеллектуальными и творческими способностями к эффективному изобретательству) и рационализаторов применения коучинга [2], т. е. привлечения современных технологий инициации личности в систему активного инновационного экономического мышления путем точных вопросов и интерактивных деловых игр.
Единого определения термина «коучинг» пока не выработано, что позволяет применять обозначаемый им метод в большем спектре возможных ситуаций, чем предполагалось изначально, при формировании его первичной структуры как нового направления практической бизнес-психологии.
Все процессы реализации новых идей и инноваций, а также сопротивления ей взаимосвязаны во времени и пространстве «стрелой времени» (термин введен английским физиком А. Эддингтоном). Академик В. Н. Топоров задается вопросом: «Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, собственно, означает стрела времени? Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано, т. е. того, что... время есть конструкция» [3, с. 69]. Следовательно, при проведении экономических расчетов эффективности от реализации новых идей и инноваций следует обязательно учитывать инфляционные процессы и риски (см. рисунок).
Процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях можно представить в виде следующих этапов:
1) разработка и внедрение современной технологии инициации появления новых идей и инноваций через коучинг;
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
9
Экономические и социально-гуманитарные исследования №3(7) 2015
о
Стрела времени
Концепция реализации научных идей и инноваций через «долину смерти»
Организационно-экономические аспекты инновационного развития
Мыльник В. В., Мыльник А. В.
2) маркетинговые исследования во внутренней и внешней среде промышленных организаций как организационно-технологических систем в целях поиска новых эффективных идей и инноваций;
3) принятие руководством промышленных организаций решений о реализации новых идей и инноваций на основе данных, полученных в результате предварительных исследований их социально-экономической э ффективно сти;
4) проведение фундаментальных и прикладных НИОКР;
5) промышленное производство инновационной продукции (включая технологическую подготовку производства (ТПП) этой продукции и освоение выпуска новой);
6) реализация конкурентоспособной инновационной продукции на рынке;
7) обслуживание инновационной продукции в сфере эксплуатации.
На каждом этапе развития и реализации новых идей и инноваций возникает множество факторов, препятствующих их воплощению в промышленном производстве и в конечном итоге появлению у потребителя: первый этап связан с множеством факторов (1^а), второй — с множеством (1^в), третий — (1^у), четвертый — (1^n), пятый — (1^m), шестой — (1^/) и седьмой — с множеством факторов (1+к). На каждом этапе участники реализации идей и инноваций должны действовать с целью преодолеть негативные факторы как во внутренней, так и во внешней среде промышленных организаций. Это требует быстрой реакции всего коллектива людей, участвующих в продвижении новых идей и инноваций во времени и пространстве. Например, мотивационные факторы могут стать негативными, если нововведения затрагивают:
1) личные интересы работников (вызывают страх потерять работу; сокращение прав; расширение обязанностей;
ухудшение шансов на достойное будущее; неполное использование знаний и потенциала; сокращение возможностей улучшения благосостояния работника и его семьи);
2) психологический климат в коллективе (ухудшают отношения руководства и подчиненных; не соответствуют сложившимся коллективным традициям, целям и ценностям);
3) характер и содержание труда (в результате внедрения инновации работа делается менее интересной или ее режим менее удобным).
Однако если цели руководства промышленной организации не совпадают с интересами ее работников, то последние, в том числе и рабочие, будут сопротивляться применению новых идей и инноваций, сдерживать их внедрение, что в свою очередь приведет к снижению эффективности деятельности промышленной организации. Особенно это касается рабочих, готовых, подобно британским луддитам XVIII — XIX вв., сломать новую технику в целях сохранения своих рабочих мест и устоявшейся заработной платы как средств обеспечения необходимых социальных условий для своей жизни и благосостояния своих семей.
На практике конфликт между реализуемыми новшествами и интересами работников промышленных организаций возникает постоянно. В целях его разрешения, с нашей точки зрения, следует формировать временные креативные команды — проводники новых идей и инноваций. Численность их участников может варьироваться в зависимости от масштабов проекта. В состав таких команд должны входить специалисты высокого класса. По завершении очередного этапа проектных работ команды распускаются и затем создаются снова по мере необходимости. Таким образом можно избежать потерь времени при реализации инновационно-инвестиционных проектов
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
11
Организационно-экономические аспекты инновационного развития
в промышленных организациях. Как отмечал К. Маркс, потеря времени — это потеря эффекта [4].
Основные принципы формирования креативных команд-проводников:
— высокая компетентность в определенной области реализации проекта;
— добровольность вхождения в команду;
— повышенная исполнительская дисциплина;
— эффективное взаимодействие участников при коллективном исполнении порученной им работы;
— единая для всей команды система мотивации и формирования интеллектуальной инициативы;
— разумные методы нацеливания команды на конечный результат;
— коллективная ответственность за качество;
— умение правильно формулировать цели и решать поставленные в рамках проекта задачи, владение приемами и методами их решения;
— адаптивность к постоянно изменяющимся оперативным и локальным целям интеллектуальной работы;
— умение оценивать результаты реализации проектов в условиях инфляционных процессов, рисков и неопределенности.
В своих действиях команды должны руководствоваться целями высокоэффективного инновационно-синергетического развития промышленных организаций. Синергетический подход, основанный на методах самоорганизации, при реализации новых идей и инноваций помогает ответить на важнейшие методологические вопросы управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленных организаций. Команды, сформированные в целях преодоления негативных
факторов модернизации, рассматривают их с позиции общесистемного видения повышения эффективности деятельности промышленных организаций, затем лидеры команд на этой основе вырабатывают рекомендации для руководителей промышленных организаций, а остальные участники — заранее планируют, контролируют и регулируют по происходящим процессам перечень мероприятий, направленных на преодоление сопротивления новым идеям и инновациям.
Литература
1. Голов Р. С. Управление инновационноинвестиционной деятельностью промышленной организации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 48 с.: ил.
2. Дауни М. Эффективный коучинг. 2-е изд. М.: Добрая книга, 2008. 288 с.
3. Топоров В. Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. ст. / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры; сост. Т. Б. Князевская, ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. С. 39—74.
4. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. 1. М.: Эксмо, 2011. 1196 с. (Капитал Карла Маркса).
5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Вступ. ст. Г. Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2007. 268 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).
6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
7. Бердник Т. Ветер перемен // Управление персоналом. 2010. № 1 (227). С. 68—71.
Мыльник Владимир Владимирович — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» Московского авиационного института (национального исследовательского университета). E-mail: [email protected]
Мыльник Алексей Владимирович — кандидат экономических наук, заместитель исполнительного директора саморегулируемой организации НП «ЭСМО». E-mail: [email protected]
12
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015