КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИЙ ЧЕРЕЗ «ДОЛИНУ СМЕРТИ» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В.В. Мыльник, д-р экон. наук, профессор
МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва
Данная статья посвящена проблемам развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой «долины смерти» инноваций. В рамках статьи автором разработано и представлено определение термина «долина смерти», рассмотрены методы преодоления ее негативного воздействия на инновационно-инвестиционные проекты. Определены основные факторы сопротивления инновациям со стороны работников промышленной организации
Современная экономика нашей страны функционирует в основном за счет природной ренты, то есть интенсивной добычи нефти, газа, экспорта древесины и других полезных ископаемых. Это так называемые невосполнимые ресурсы. Но в таких условиях в будущем экономика страны будет разбалансирована и не сможет обеспечить достойные социальные условия для обеспечения достойного уровня простых граждан. Одним из основных путей повышения эффективности экономики в будущем является модернизация промышленных организаций на базе реализации новых идей и инноваций. Под промышленной организацией понимается промышленное предприятие с интегрированными в его организационной структуре высокоразвитыми научно - исследовательскими подразделениями, реализующими необходимый объем работ, связанных с разработкой инновационноинвестиционных проектов, способное к эффективному сотрудничеству с коммерческими и сбытовыми организациями и сетями, обеспечивающими реализацию инновационной продукции на рынке. В коллективном сознании современного социума инновация представляет собой рождение нового через появление научной идеи, переходящей в новшество, а затем в форму нововведения. Понятие «инновация» имплицирует и тянет за собой ряд исторических протосмыслов, скрытых и явных, побочных смыслов (коннотаций), а в настоящее время активно трансформируется в связи с проблемой креативности человека. Оно взаимосвязано с одной из вечных философских проблем диалектического развития природы и социума, а также попытками решить так называемый парадокс диалектического развития.
Следует признать, что инновации невозможны без возобновления старого опыта и смысла, т.е. без возвращения к утраченным современными социумом знаниям. Социум, который обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Такое явление особенно сильно осознавалось на Востоке, где почитание традиций возводится в один из основных принципов общественных отношений между людьми. На Востоке во все времена считалось, что лишь тот может стать Учителем, кто способен узнавать новое, повторяя старое. Замыкание традиции в новой точке представляет собой механизм сравнения, аналогии, ассоциации,
пересечения различных знаний, приводящий к научным инновациям [1]. Новое рождается через случайность, которая согласно одному из этимологических значений означает совпадение, пересечение независимых причинных рядов (coincedence). Теорию инноваций как пересечений культурных эстафет различных стран в настоящее время развивает достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых.
В настоящее время экономика промышленных организаций живет в основном за счет советской организационно-технологической базы, которую рано или поздно придется полностью менять. По различным оценкам ученых на модернизацию организационно-технологической базы промышленных организаций страны в целом необходимы финансовые ресурсы в объеме от $ 400 млрд. до $ 600 млрд. Для осуществления процесса модернизации необходимы «длинные деньги», которые позволили бы постепенно обновить и усовершенствовать организационнотехнологическую базу промышленности. Таких «длинных» денег в стране пока нет. В связи с этим идет постоянный поиск источников финансирования долгосрочных проектов. Другим немаловажным фактором, вставшим на пути модернизации промышленных организаций, является сопротивление новым идеям и инновациям, способствующим повышению эффективности промышленных организаций. По различным источникам в России реализуются всего 810% инноваций из всей совокупности инновационных идей.
Как показывает практический опыт, новые идеи и инновации первоначально социумом отвергаются как неприемлемые и неправомерные отступления от существующей научной и культурной парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка, а носители новых идей и инноваций (инноваторы) воспринимаются социумом в силу инерционности мышления на первоначальном этапе как «безумцы». Для продвижения своих идей инноваторы должны быть настойчивы в достижении своих целей при их реализации через «долину смерти», использовать особые состояния социальной среды, то есть состояние ее неустойчивости, когда среда чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, кото-
рые могут привести к становлению нового культурного или социального образа жизни. Под метафорой «долина смерти» новых идей и инноваций понимается процесс реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационно-инвестиционных проектов, встречающих сопротивление социума людей исходя из их интересов (рис. 1).
Появление новых идей и инноваций, помимо природных инноваторов (людей, обладающих врожденными интеллектуальными и творческими способностями к эффективному изобретательству) и рационализаторов должно осуществляться через «коучинг», то есть через современные технологии инициации личности в систему активного инновационного экономического мышления путем точных вопросов, с помощью интерактивных деловых игр, в целях появления новых идей и инноваций.
Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой профессии «коуч» в сфере современного бизнеса. В процессе становления любой профессии отсутствуют установившиеся определения, принятой практики и ограничений. Те, кто проводят коучинг и их клиенты возможно сами не понимают глубины происходящих процессов. Общепринятое представление о различиях между коучингом и родственными ему дисциплинами - управлением, консультированием, руководством и обучением, - весьма условно. Через игровую практику, которую ведет коуч, у обучающихся в процессе игровых ситуаций формируется инновационное социально-экономическое мышление [2].
До настоящего времени единого определения термина «коучинг» не существует, что позволяет в определенных ситуациях рассматривать его применение в большем спектре возможных ситуаций, нежели предполагалось изначально, при формировании его первичной структуры как нового направления практической бизнес-психологии.
Все процессы реализации новых идей и инноваций, а также процессы сопротивления такой реализации взаимосвязаны во времени и пространстве через «стрелу времени». Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, собственно, означает стрела времени? Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано, т.е. того, что время является конструкцией. В связи с этим, при проведении экономических расчетов эффективности от реализации новых идей и инноваций следует в обязательном порядке учитывать инфляционные процессы и риски.
Процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях можно представить в виде следующих этапов:
• первый этап - организация современной технологии инициации появления новых идей и инноваций через коучинг;
• второй этап - маркетинговые исследования во внутренней и внешней среде промышленных организаций как организационно-технологических систем с целью поиска новых эффективных идей и инноваций;
• третий этап - принятие решений руководством промышленных организаций о реализации новых идей и инноваций на основе данных, полученных в результате предварительных исследований их социально-экономической эффективности;
• четвертый этап - проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• пятый этап - промышленное производство инновационной продукции, включая технологическую подготовку производства (ТПП) этой продукции;
• шестой этап - реализации конкурентоспособной инновационной продукции на рынке;
• седьмой этап - обслуживание инновационной продукции в сфере эксплуатации.
На каждом этапе развития и реализации новых идей и инноваций возникает множество факторов, связанных с сопротивлением их воплощения в промышленном производстве и в конечном итоге появление у потребителя этих инноваций. Первый этап связан с множеством факторов (1^а), второй этап (1^в), третий этап (1^у), четвертый этап (1^п), пятый этап (1^да), шестой этап (1^/), седьмой этап (1^&). Все эти этапы требуют определенных действий со стороны участников реализации идей и инноваций по преодолению негативных факторов как во внутренней, так и во внешней среде промышленных организаций [1]. Процесс преодоления негативных факторов со стороны внутренней и внешней среды требует быстрого реагирования коллектива людей, участвующих в продвижении новых идей и инноваций во времени и пространстве. В качестве примера приведем мотивационные факторы, вызывающие сопротивление при реализации новых идей и инноваций (рис. 2).
Из приведенной схемы (рис. 2) видно, что работники промышленной организации, в том числе и рабочие, будут сопротивляться применению новых идей и инноваций, если их интересы не совпадают с целями руководства организации. В этом случае работники организации будут тормозить применение новых идей и инноваций, что в свою очередь приведет к понижению эффективности деятельности промышленной организации. Особенно это касается рабочих, которые готовы «сломать новую технику» в целях сохранения своего рабочего места и свою устоявшуюся заработную плату, так как он должен обеспечить необходимые социальные условия для своей жизни и благополучия для своей семьи.
ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 3 67
Коучинг - организация современной технологии инициации в процесс разработки новых идей и инноваций заинтересованных людей с помощью игропрактики
Метафора «Долина смерти» представляет собой процесс реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационноинвестиционных проектов, встречающих сопротивление социума людей исходя из их интересов.
Креативные команды - проводники новых идей и инноваций во времени и пространстве
Рис. 1. Концепция реализации научных идей и инноваций через «долину смерти»
Управление инновационными процессами
Управление инновационными процессами
Факторы сопротивления реализации новых идей и инноваций в промышленной организации
1. Личные интересы работников
Страх потерять работу; сокращение прав; расширение обязанностей; неполное использование знаний.
2. Отношения в коллективе
Ухудшение отношений с руководством и подчиненными; несоответствие инновации сложившимся коллективным традициям, целям, ценностям.
3. Характер и содержание труда
В результате внедрения инновации менее интересная работа; менее удобный режим работы.
Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов сопротивления реализации новых идей и инноваций с интересами работников промышленной организации
На практике постоянно возникает конфликт между реализуемыми новыми идеями и инновациями и интересами работников промышленных организаций. В целях разрешения таких конфликтов, с нашей точки зрения, следует осуществлять формирование временных креативных команд - проводников новых идей и инноваций. Численность их участников может варьироваться в зависимости от масштабов проекта. В состав таких команд должны входить соответствующие специалисты высокого класса. По истечении определенного времени такие команды распускаются и затем снова формируются по мере необходимости. Только таким образом можно избежать потерь времени при реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях. Как отмечал К. Маркс, потеря времени - это потеря эффекта [5].
Основными принципами формирования креативных команд - проводников являются:
• высокая компетентность в определенной области реализации проектов;
• эффективное взаимодействие участников при коллективном исполнении порученной им работы;
• умение правильно ставить цели и решать поставленные в рамках проекта задачи;
• коллективная ответственность за качество;
• обладание приемами и методами решения поставленных задач;
• единая для команды система мотивации и формирования интеллектуальной инициативы;
• адаптивность к постоянно изменяющимся оперативным и локальным целям интеллектуальной работы;
• адекватное стимулирование команды на конечный результат;
• повышенная исполнительская дисциплина;
• добровольность вхождения в команду;
• умение оценивать результаты реализации проектов в условиях инфляционных процессов, рисков и неопределенности.
Руководители команды дают рекомендации руководству промышленных организаций относительно изменений, которые необходимо осуществить в промышленных организациях в целях ускорения реализации новых идей и инноваций. В своих действиях команды должны руководствоваться целями промышленных организаций относительно высокоэффективного инновационно-синергетического развития этих организаций. Синергетический подход, основанный на методах самоорганизации, в том числе при реализации новых идей и инноваций, помогает ответить на важнейшие методологические вопросы управления финансово-хозяйственной деятельности промышленных организаций. В этом случае сформированные команды по преодолению негативных факторов при реализации новых идей и инноваций рассматривают эти факторы с позиции общесистемного видения повышения эффективности деятельности промышленных организаций. Затем команды заранее планируют, контролируют и регулируют по происходящим процессам определенный перечень мероприятий, которые способны устранить сопротивление новым идеям и инновациям.
Литература
1. Голов Р.С., Мыльник А.В. Инновационносинергетическое развитие промышленных организаций. М.: Дашков и Ко, 2010.
2. Дауни М. Эффективный коучинг. М.: Добрая книга, 2008.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007.
4. Коно Т. Стратегия и структура японских предпринимателей. М.: Прогресс, 2001.
5. Маркс К. Капитал. Т. 1. М: ЭКСМО, 2011.
Э 8 (499) 141-94-99
Ключевые слова: инновации, инвестиции, промышленная организация, инновационно-
инвестиционный проект, «долина смерти» инноваций, коучинг.