Научная статья на тему 'Концепция реализации новых идей и инноваций через «Долину смерти» в условиях модернизации промышленных организаций'

Концепция реализации новых идей и инноваций через «Долину смерти» в условиях модернизации промышленных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / «ДОЛИНА СМЕРТИ» ИННОВАЦИЙ / КОУЧИНГ / "VALLEY OF DEATH" INNOVATION COACHING / INNOVATION / INVESTMENT / INDUSTRIAL ORGANIZATION / INNOVATION AND INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мыльник В. В.

Данная статья посвящена проблемам развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой «долины смерти» инноваций. В рамках статьи автором разработано и представлено определение термина «долина смерти», рассмотрены методы преодоления ее негативного воздействия на инновационно-инвестиционные проекты. Определены основные факторы сопротивления инновациям со стороны работников промышленной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of new ideas and innovation through the "valley of death" in the modernization of industrial enterprises

This article is devoted to problems of development of new ideas and innovation, taking into account the impact on these processes the so-called "valley of death-Six" innovation. In article the authors developed and presented definition of the term "valley of death," Methods for overcoming its negative impact on innovation and investment projects. Identifies the key factors of resistance to innovation by employees of Industrial organization

Текст научной работы на тему «Концепция реализации новых идей и инноваций через «Долину смерти» в условиях модернизации промышленных организаций»

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИЙ ЧЕРЕЗ «ДОЛИНУ СМЕРТИ» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В.В. Мыльник, д-р экон. наук, профессор

МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Данная статья посвящена проблемам развития новых идей и инноваций с учетом воздействия на эти процессы так называемой «долины смерти» инноваций. В рамках статьи автором разработано и представлено определение термина «долина смерти», рассмотрены методы преодоления ее негативного воздействия на инновационно-инвестиционные проекты. Определены основные факторы сопротивления инновациям со стороны работников промышленной организации

Современная экономика нашей страны функционирует в основном за счет природной ренты, то есть интенсивной добычи нефти, газа, экспорта древесины и других полезных ископаемых. Это так называемые невосполнимые ресурсы. Но в таких условиях в будущем экономика страны будет разбалансирована и не сможет обеспечить достойные социальные условия для обеспечения достойного уровня простых граждан. Одним из основных путей повышения эффективности экономики в будущем является модернизация промышленных организаций на базе реализации новых идей и инноваций. Под промышленной организацией понимается промышленное предприятие с интегрированными в его организационной структуре высокоразвитыми научно - исследовательскими подразделениями, реализующими необходимый объем работ, связанных с разработкой инновационноинвестиционных проектов, способное к эффективному сотрудничеству с коммерческими и сбытовыми организациями и сетями, обеспечивающими реализацию инновационной продукции на рынке. В коллективном сознании современного социума инновация представляет собой рождение нового через появление научной идеи, переходящей в новшество, а затем в форму нововведения. Понятие «инновация» имплицирует и тянет за собой ряд исторических протосмыслов, скрытых и явных, побочных смыслов (коннотаций), а в настоящее время активно трансформируется в связи с проблемой креативности человека. Оно взаимосвязано с одной из вечных философских проблем диалектического развития природы и социума, а также попытками решить так называемый парадокс диалектического развития.

Следует признать, что инновации невозможны без возобновления старого опыта и смысла, т.е. без возвращения к утраченным современными социумом знаниям. Социум, который обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Такое явление особенно сильно осознавалось на Востоке, где почитание традиций возводится в один из основных принципов общественных отношений между людьми. На Востоке во все времена считалось, что лишь тот может стать Учителем, кто способен узнавать новое, повторяя старое. Замыкание традиции в новой точке представляет собой механизм сравнения, аналогии, ассоциации,

пересечения различных знаний, приводящий к научным инновациям [1]. Новое рождается через случайность, которая согласно одному из этимологических значений означает совпадение, пересечение независимых причинных рядов (coincedence). Теорию инноваций как пересечений культурных эстафет различных стран в настоящее время развивает достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых.

В настоящее время экономика промышленных организаций живет в основном за счет советской организационно-технологической базы, которую рано или поздно придется полностью менять. По различным оценкам ученых на модернизацию организационно-технологической базы промышленных организаций страны в целом необходимы финансовые ресурсы в объеме от $ 400 млрд. до $ 600 млрд. Для осуществления процесса модернизации необходимы «длинные деньги», которые позволили бы постепенно обновить и усовершенствовать организационнотехнологическую базу промышленности. Таких «длинных» денег в стране пока нет. В связи с этим идет постоянный поиск источников финансирования долгосрочных проектов. Другим немаловажным фактором, вставшим на пути модернизации промышленных организаций, является сопротивление новым идеям и инновациям, способствующим повышению эффективности промышленных организаций. По различным источникам в России реализуются всего 810% инноваций из всей совокупности инновационных идей.

Как показывает практический опыт, новые идеи и инновации первоначально социумом отвергаются как неприемлемые и неправомерные отступления от существующей научной и культурной парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка, а носители новых идей и инноваций (инноваторы) воспринимаются социумом в силу инерционности мышления на первоначальном этапе как «безумцы». Для продвижения своих идей инноваторы должны быть настойчивы в достижении своих целей при их реализации через «долину смерти», использовать особые состояния социальной среды, то есть состояние ее неустойчивости, когда среда чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, кото-

рые могут привести к становлению нового культурного или социального образа жизни. Под метафорой «долина смерти» новых идей и инноваций понимается процесс реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационно-инвестиционных проектов, встречающих сопротивление социума людей исходя из их интересов (рис. 1).

Появление новых идей и инноваций, помимо природных инноваторов (людей, обладающих врожденными интеллектуальными и творческими способностями к эффективному изобретательству) и рационализаторов должно осуществляться через «коучинг», то есть через современные технологии инициации личности в систему активного инновационного экономического мышления путем точных вопросов, с помощью интерактивных деловых игр, в целях появления новых идей и инноваций.

Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой профессии «коуч» в сфере современного бизнеса. В процессе становления любой профессии отсутствуют установившиеся определения, принятой практики и ограничений. Те, кто проводят коучинг и их клиенты возможно сами не понимают глубины происходящих процессов. Общепринятое представление о различиях между коучингом и родственными ему дисциплинами - управлением, консультированием, руководством и обучением, - весьма условно. Через игровую практику, которую ведет коуч, у обучающихся в процессе игровых ситуаций формируется инновационное социально-экономическое мышление [2].

До настоящего времени единого определения термина «коучинг» не существует, что позволяет в определенных ситуациях рассматривать его применение в большем спектре возможных ситуаций, нежели предполагалось изначально, при формировании его первичной структуры как нового направления практической бизнес-психологии.

Все процессы реализации новых идей и инноваций, а также процессы сопротивления такой реализации взаимосвязаны во времени и пространстве через «стрелу времени». Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, собственно, означает стрела времени? Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано, т.е. того, что время является конструкцией. В связи с этим, при проведении экономических расчетов эффективности от реализации новых идей и инноваций следует в обязательном порядке учитывать инфляционные процессы и риски.

Процесс организации и реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях можно представить в виде следующих этапов:

• первый этап - организация современной технологии инициации появления новых идей и инноваций через коучинг;

• второй этап - маркетинговые исследования во внутренней и внешней среде промышленных организаций как организационно-технологических систем с целью поиска новых эффективных идей и инноваций;

• третий этап - принятие решений руководством промышленных организаций о реализации новых идей и инноваций на основе данных, полученных в результате предварительных исследований их социально-экономической эффективности;

• четвертый этап - проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

• пятый этап - промышленное производство инновационной продукции, включая технологическую подготовку производства (ТПП) этой продукции;

• шестой этап - реализации конкурентоспособной инновационной продукции на рынке;

• седьмой этап - обслуживание инновационной продукции в сфере эксплуатации.

На каждом этапе развития и реализации новых идей и инноваций возникает множество факторов, связанных с сопротивлением их воплощения в промышленном производстве и в конечном итоге появление у потребителя этих инноваций. Первый этап связан с множеством факторов (1^а), второй этап (1^в), третий этап (1^у), четвертый этап (1^п), пятый этап (1^да), шестой этап (1^/), седьмой этап (1^&). Все эти этапы требуют определенных действий со стороны участников реализации идей и инноваций по преодолению негативных факторов как во внутренней, так и во внешней среде промышленных организаций [1]. Процесс преодоления негативных факторов со стороны внутренней и внешней среды требует быстрого реагирования коллектива людей, участвующих в продвижении новых идей и инноваций во времени и пространстве. В качестве примера приведем мотивационные факторы, вызывающие сопротивление при реализации новых идей и инноваций (рис. 2).

Из приведенной схемы (рис. 2) видно, что работники промышленной организации, в том числе и рабочие, будут сопротивляться применению новых идей и инноваций, если их интересы не совпадают с целями руководства организации. В этом случае работники организации будут тормозить применение новых идей и инноваций, что в свою очередь приведет к понижению эффективности деятельности промышленной организации. Особенно это касается рабочих, которые готовы «сломать новую технику» в целях сохранения своего рабочего места и свою устоявшуюся заработную плату, так как он должен обеспечить необходимые социальные условия для своей жизни и благополучия для своей семьи.

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 3 67

Коучинг - организация современной технологии инициации в процесс разработки новых идей и инноваций заинтересованных людей с помощью игропрактики

Метафора «Долина смерти» представляет собой процесс реализации в пространстве и во времени новых идей и инноваций в промышленности по жизненному циклу инновационноинвестиционных проектов, встречающих сопротивление социума людей исходя из их интересов.

Креативные команды - проводники новых идей и инноваций во времени и пространстве

Рис. 1. Концепция реализации научных идей и инноваций через «долину смерти»

Управление инновационными процессами

Управление инновационными процессами

Факторы сопротивления реализации новых идей и инноваций в промышленной организации

1. Личные интересы работников

Страх потерять работу; сокращение прав; расширение обязанностей; неполное использование знаний.

2. Отношения в коллективе

Ухудшение отношений с руководством и подчиненными; несоответствие инновации сложившимся коллективным традициям, целям, ценностям.

3. Характер и содержание труда

В результате внедрения инновации менее интересная работа; менее удобный режим работы.

Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов сопротивления реализации новых идей и инноваций с интересами работников промышленной организации

На практике постоянно возникает конфликт между реализуемыми новыми идеями и инновациями и интересами работников промышленных организаций. В целях разрешения таких конфликтов, с нашей точки зрения, следует осуществлять формирование временных креативных команд - проводников новых идей и инноваций. Численность их участников может варьироваться в зависимости от масштабов проекта. В состав таких команд должны входить соответствующие специалисты высокого класса. По истечении определенного времени такие команды распускаются и затем снова формируются по мере необходимости. Только таким образом можно избежать потерь времени при реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленных организациях. Как отмечал К. Маркс, потеря времени - это потеря эффекта [5].

Основными принципами формирования креативных команд - проводников являются:

• высокая компетентность в определенной области реализации проектов;

• эффективное взаимодействие участников при коллективном исполнении порученной им работы;

• умение правильно ставить цели и решать поставленные в рамках проекта задачи;

• коллективная ответственность за качество;

• обладание приемами и методами решения поставленных задач;

• единая для команды система мотивации и формирования интеллектуальной инициативы;

• адаптивность к постоянно изменяющимся оперативным и локальным целям интеллектуальной работы;

• адекватное стимулирование команды на конечный результат;

• повышенная исполнительская дисциплина;

• добровольность вхождения в команду;

• умение оценивать результаты реализации проектов в условиях инфляционных процессов, рисков и неопределенности.

Руководители команды дают рекомендации руководству промышленных организаций относительно изменений, которые необходимо осуществить в промышленных организациях в целях ускорения реализации новых идей и инноваций. В своих действиях команды должны руководствоваться целями промышленных организаций относительно высокоэффективного инновационно-синергетического развития этих организаций. Синергетический подход, основанный на методах самоорганизации, в том числе при реализации новых идей и инноваций, помогает ответить на важнейшие методологические вопросы управления финансово-хозяйственной деятельности промышленных организаций. В этом случае сформированные команды по преодолению негативных факторов при реализации новых идей и инноваций рассматривают эти факторы с позиции общесистемного видения повышения эффективности деятельности промышленных организаций. Затем команды заранее планируют, контролируют и регулируют по происходящим процессам определенный перечень мероприятий, которые способны устранить сопротивление новым идеям и инновациям.

Литература

1. Голов Р.С., Мыльник А.В. Инновационносинергетическое развитие промышленных организаций. М.: Дашков и Ко, 2010.

2. Дауни М. Эффективный коучинг. М.: Добрая книга, 2008.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007.

4. Коно Т. Стратегия и структура японских предпринимателей. М.: Прогресс, 2001.

5. Маркс К. Капитал. Т. 1. М: ЭКСМО, 2011.

Э 8 (499) 141-94-99

Ключевые слова: инновации, инвестиции, промышленная организация, инновационно-

инвестиционный проект, «долина смерти» инноваций, коучинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.