Научная статья на тему 'Образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала'

Образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА / COST OF CAPITAL / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / SECURITIES / ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА / FINANCIAL-INDUSTRIAL GROUP / БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / BUSINESS UNIT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Галина Петровна, Зубеева Елена Валериевна

В статье рассмотрены сущность диверсификации и признаки диверсифицированной компании. Выделены факторы, которые могут оказать влияние на стоимость капитала диверсифицированной компании. Отмечено, что при определенных внешних и внутренних условиях диверсифицированные компании способны создавать дополнительную стоимость капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришина Галина Петровна, Зубеева Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of a diversified company: the nature, benefits, impact on the cost of capital

The article deals with the essence of diversification and criteria of a diversified company. The factors that may affect the cost of a diversified company capital are specified. It is noted that diversified companies are able to create an additional cost of capital under certain external and internal conditions.

Текст научной работы на тему «Образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала»

образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала

Гришина Галина Петровна

доцент кафедры экономики и организации производства, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана [email protected]

Зубеева Елена Валериевна

аспирант кафедры финансового менеджмента, МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э.Циолковского, г.Москва [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены сущность диверсификации и признаки диверсифицированной компании. Выделены факторы, которые могут оказать влияние на стоимость капитала диверсифицированной компании. Отмечено, что при определенных внешних и внутренних условиях диверсифицированные компании способны создавать дополнительную стоимость капитала.

Ключевые слова: диверсификация, стоимость капитала, ценные бумаги, финансово-промышленная группа, бизнес-единица, стратегия

Основой развития социально-экономических систем во время глобализации бизнеса являются интересы общества и власти. Власть заинтересована получать максимум налогов, благодаря которым оказываются услуги обществу. Общество представляет собой население, создающее и поддерживающее рыночную инфраструктуру, являясь непосредственным создателем бизнеса. Собственники капитала заинтересованы в максимизации чистой прибыли, которая позволяет им улучшать свое благосостояние.

В условиях интеграции развивающихся рынков компании, действующие на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка, изменяя при этом свои бизнес-направления [4]. Важным является то, что ком-

пании, функционирующие на развивающихся рынках, могут быть более эффективны благодаря стратегии диверсификации.

Признаки диверсификации компаний

Диверсификация - это процесс включения в портфель инвестора определенных ценных бумаг, которые способствуют снижению его риска, повышению эффективности производства. Основными признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые, управленческие и организационные. К экономическим признакам относятся:

- способность выбора бизнес-направлений против потенциальных или уже существующих конкурентов, увеличивающих рыночные масштабы компании;

- эффективное использование ресурсов за счет эффекта разнообразия и эффекта масштаба. Финансовыми признаками являются:

- привлечение значительных объемов финансирования [8];

- стабильные денежные доходы, способствующие снижению риска дефолта компании;

- наличие нескольких подразделений (в соответствии с зарубежными исследованиями), что позволяет компании иметь внутренний рынок капитала, посредством которого происходит перераспределение инвестиционного капитала внутри компании.

К управленческим признакам относят:

- осуществление деятельности одновременно в нескольких сегментах рынка;

- наличие нескольких бизнес-подразделений, которые могут быть не связаны между собой по виду деятельности;

- координация разнообразных издержек, контроль над деятельностью компании;

- управление стоимостью и источниками финансирования;

- осуществление мониторинга формирования связи с внешней средой (клиентом, государством);

- наличие специальных знаний по управлению крупными диверсифицированными структурами.

в условиях_

интеграции_

развивающихся_

рынков компании,_

действующие_

на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка

7

гькап

основными

признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые,

управленческие

_и организационные

Организационными признаками являются:

- сложная организационная структура, а, следовательно, более высокий риск корпоративного управления;

- формирование корпоративного бизнес-портфеля;

- организация корпоративного центра (головной компании).

Преимущества образования диверсифицированной компании

Особенностью диверсифицированной компании является организация и функционирование внутреннего рынка капитала, осуществление контроля над деятельностью подразделений компании. Основными признаками внутреннего рынка капитала являются:

- финансовые ресурсы капитала привлекаются на внешнем рынке через посредника, которым может быть корпоративный центр компании;

- права контроля принадлежат поставщику капи-ла, в связи с чем, менеджеры не заинтересованы езультатах своего труда;

наиболее эффективное перераспределение акти-[6].

Спецификой процессов диверсификации является функционирование компаний на развитых и растущих рынках. Растущий рынок капитала предполагает неразвитость институциональной среды, которая может быть компенсирована существованием диверсифицированных компаний [7]. Диверсифицированные компании, действуя на развивающемся рынке, могут брать функции неразвитого внешнего рынка капитала, что является потенциалом создания стоимости в крупных диверсифицированных структурах.

Если сравнивать источники создания стоимости в диверсифицированных компаниях и на растущих рынках капитала, то можно наблюдать явное перераспределение функций.

Для внешнего рынка этими функциями являются: высокий уровень риска; непостоянство привлечения финансового капитала; трудности в осуществлении мониторинга.

Для диверсифицированной компании такими

функциями являются: снижение риска инвестирования; гарантии выполнения контрактных соглашений; доступность внутреннего рынка капитала; диверсификация портфеля инвестора; привлечение значительных объемов финансирования; выполнение роли заемщика; лоббирование различных вопросов через достаточно легкий доступ информации.

Вместе с тем, можно отметить наличие финансовых преимуществ образования диверсифицированных компаний. Они проявляются в стабильности денежных потоков, а также низком уровне риска дефолта. Данные компании способны привлечь большие объемы финансирования, в том числе от частных и зарубежных инвесторов [8]. Обладая значительным объемом капитала, диверсифицированные компании могут выступать в роли венчурного капиталиста и быть заемщиком для мелких, но перспективных бизнес-единиц. Они обеспечивают гарантии выполнения контрактных соглашений между компаниями, входящими в корпоративный портфель, и внешними контрагентами, а также могут быть посредниками между государственными регулирующими органами и другими компаниями. Создав бренд своей продукции, крупные компании информируют покупателя о качестве своей продукции [7].

Внешние и внутренние рынки капитала

Анализ эмпирических исследований в компаниях США, Японии, Корее, Сингапуре позволил авторам сделать следующие выводы:

- диверсификация увеличивает стоимость компании;

- отсутствует взаимосвязь между ВНП страны и выгодами диверсификации [5]. Диверсификация способствует созданию стоимости капитала при условии, что компания владеет значительными нематериальными активами и функционирует на растущем рынке капитала. Диверсифицированные компании способны создавать стоимость путем компенсации функций неразвитого внешнего рынка капитала.

наличие нескольких

подразделений_

(в соответствии с зарубежными исследованиями)... позволяет компании иметь внутренний рынок капитала

но

суп а;

гькт

спецификой

процессов

_диверсификации

_является

функционирование _компаний

на развитых

и растущих рынках

Используя выборку российских компаний, авторы [1, 3] исследовали эффективность внутреннего рынка капитала российских финансово-промышленных групп (ФПГ), которые разделены на два вида: горизонтальные и иерархические. Горизонтальные ФПГ - это акционерные общества, в рамках которых функционирует несколько компаний одной отрасли, каждая из них имеет свою долю в учрежденном акционерном обществе. Такое акционерное общество действует в качестве представителя группы, но правом осуществления контроля не обладает. Компании также имеют право владеть акциями друг друга. Целью создания таких групп является возможность увеличения доли рынка и реализация интересов компании. Иерархические группы ФПГ - это определенная группа компаний, которую контролирует банк, имеющий право на получение остаточного денежного потока, а также осуществление контроля над тивами группы.

нализ проведенных исследований [1] позволил елать следующие выводы:

в независимых и промышленных группах компаний инвестиции чувствительны к внутреннему финансированию и отрицательно коррелированны в иерархических группах компаний;

- распределение капитала осуществляется более эффективно внутри иерархических групп;

- предприятия, входящие в незарегистрированные ФПГ, инвестировали за год в основные средства большую долю своих денежных средств по сравнению с остальными предприятиями. Этот результат можно рассматривать как гипотезу о лучшем исполнении контрактов в неофициальных группах по сравнению с другими фирмами в условиях, когда отсутствуют внешние источники кредитов для инвестиций в основные средства.

На основе ранее проведенных исследований были рассмотрены эффективность стратегии диверсификации и ее влияние на стоимость компании в условиях работы растущих рынков капитала. Выяснено, что в условиях развивающихся рынков капитала существуют источни-

ки создания стоимости диверсифицированными компаниями на основе выполнения ими функций неэффективного внешнего рынка капитала.

Выводы

Диверсифицированные компании, функционирующие на развивающихся (перспективных) рынках, могут быть эффективными и создавать добавленную стоимость в условиях:

- существования оптимальной модели управления данной компании;

- грамотно выстроенной системы управления, позволяющей правильно судить о создании или разрушении стоимости каждой бизнес-единицы;

- принимать эффективные инвестиционные решения [2];

- осуществлять контроль над деятельностью бизнес-единиц.

Нужно отметить, что выводы исследований следует считать корректными, т.к. были использованы бухгалтерские отчетности, отражающие действительную финансовую ситуацию в компаниях.

Литература

1. Волчкова Н.А. Финансово-промышленные группы России: влияет ли участие ФПГ на инвестиции предприятий в основные средства? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nes.ru.

2. Гришина Г.П., Будумян Е.В. Системный подход инновационно-инвестиционных вложений в приоритетные направления развития экономики // Актуальные проблемы современной науки. -2012. - № 2.

3. Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения. Книга о пользе и вреде непрофильных активов. - М: Дело, 2005.

4. Черкасов М.Н. Научно-технический прогресс и его влияние на общество XXI века // Вопросы экономических наук. - 2013. - № 2.

5. Claessen S., Djankov S., Fan J., Lang L. The Pattern and Valuation Effects of Corporate diversification: A Comparison of the US, Japan, and Other East Asian Economies Working paper. World Bank, 2000.

данные компании способны привлечь большие объемы финансирования,

в том числе_

от частных_

и зарубежных инвесторов_

6. Gertner R.H., Scharfstein D.S., Stein J.C. Internal Versus External Capital Markets // Quarterly Journal of Economics. - 1994. - № 1096. - P. 1211-1230.

7. Khanna T., Palepu K. Why Focused Strategies May Be WRONG FOR Emergining Markets // Harvard Bussiness Review. - 1997. - July-Aug. - P. 41-51.

8. Llewellyn W.G. A pure Financial Rationale for the Conglomerate Merger // Journal of Finance. - 1971. -№ 26. - P. 521-535.

Galina P. Grishina

Associate Professor of the Chair of Economics and Industrial Management, Bauman Moscow State Technical University Elena V. Zubeeva

Postgraduate of the Chair of Financial Management,

MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky,

Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Establishment of a diversified company: the nature, benefits, impact on the cost of capital

_Abstract

The article deals with the essence of diversification and criteria of a diversified company. The factors that may affect the cost of a diversified company capital are specified. It is noted that diversified companies are able to create an additional cost of capital under certain external and internal conditions.

Keywords: diversification, cost of capital, securities, financial-industrial group, business unit, strategy

-t-dX. _

россиüское ^ed^^nuM-amen^med, № 10(256)/Maü 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.