РЕЗОЛЮЦИЯ
всероссийской НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОй КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»
(Кемерово, 19-20 марта 2014 г.)
В Кемерово 19-20 марта 2014 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
В конференции приняли участие научно-педагогические и педагогические работники, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием из 13 субъектов Российской Федерации, входящих в состав 6 федеральных округов (в том числе из 5 регионов Сибирского федерального округа), а также представители академического сообщества из Украины, США, Канады, Германии, Франции, Китая и Японии — всего 394 человека, 228 из которых приняли очное участие.
В сборник материалов конференции были представлены 192 статьи, в которых анализируются опыт, проблемы и перспективы:
- правового и экономического регулирования занятости молодежи, приведения структуры подготовки рабочих и специалистов в соответствие с запросами рынка труда, развития государственно-частного партнерства в области подготовки квалифицированных кадров;
- совершенствования системы профориентации подростков и молодежи, моделей психо-лого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся,
механизмов содействия трудоустройству и адаптации выпускников;
- повышения качества профессионального образования (обучения) и профильной подготовки, формирования системы независимой оценки качества образования, развития кадрового потенциала профессиональной школы, научно-методического и организационного сопровождения инновационных процессов в системе профессионального образования;
- взаимодействия образовательных учреждений со службами занятости и работодателями при разработке (корректировке) и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для молодежи, развития «гибких» форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки на предприятиях и в организациях с использованием современных образовательных и информационных технологий.
На пленарном заседании и четырех секциях были заслушаны и обсуждены 80 докладов. В рамках конференции проведены мастер-классы академиков Российской академии образования и круглый стол на тему «Современные вызовы и модернизация российской системы профессионального образования».
Заслушав и обсудив представленные доклады, участники конференции констатируют, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации в мире, замедления темпов экономического роста и неблагоприятной демографической ситуации в стране ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики приобретает поставленная Президентом России В. В. Путиным задача создания 25 миллионов современных, эффективных рабочих мест. Для ре-
шения этой задачи необходимо сформировать современную, ориентированную на перспективные запросы рынка труда, интегрированную в экономические кластеры, сбалансированную на всех уровнях систему непрерывного профессионального образования. Такая система должна базироваться на постоянном, тесном взаимодействии образовательных учреждений с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, работодателями, инвесторами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Она должна быть способной оперативно и гибко реагировать на сигналы социальной среды; быть максимально открытой для процедур системного мониторинга образовательных результатов и обусловленных ими социальных эффектов, независимой оценки качества предоставляемых услуг, общественной и профессионально-общественной аккредитации.
В связи со сказанным выше участники конференции отмечают, что на современном этапе роль системы профессионального образования в обеспечении модернизируемых и новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в содействии социализации, самоопределению и самореализации подрастающего поколения, в стимулировании творческой активности молодежи и создании условий для ее эффективной занятости существенно возрастает. С учетом этого основные усилия участников образовательного сообщества и их социальных партнеров предлагается сосредоточить на реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (одобрена на заседании Коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 г.), которая ориентирует на решение следующих четырех ключевых задач:
- обеспечение соответствия квалификаций выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям экономики;
- консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования и профессионального обучения;
- создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации:
Оргкомитету конференции:
- опубликовать настоящую резолюцию и статьи по материалам лучших докладов, рекомендованных руководителями секций и экспертами, в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
- представить настоящую резолюцию для опубликования в журналах «Профессиональное образование. Столица», «Вестник Кемеровского государственного университета» и для размещения на официальных сайтах организаторов конференции.
Руководителям
учреждений среднего и высшего
профессионального образования:
- активизировать профориентационную работу с обучающимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, их родителями (законными представителями), участниками молодежных общественных объединений; в учреждениях среднего и высшего профессионального образования ввести в рамках вариативной части образовательных программ курсы по профориентационной работе;
- развивать инклюзивное образование, обеспечивающее равный доступ к реализуемым образовательным программам для всех желающих с учетом разнообразия их запросов и индивидуальных возможностей (включая образовательные программы, адаптированные для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);
- обеспечить разработку и реализацию дополнительных образовательных программ (спецкурсов), направленных на формирование у будущих выпускников навыков эффективного поведения на рынке труда;
- в учреждениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработать и включить в учебные планы спецкурс по организации профориентационной работы с подростками и молодежью (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья);
- развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами за-
нятости населения, работодателями и общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации на рабочем месте и профессионального роста;
- осуществлять мониторинг трудоустройства и профессионально-трудовых траекторий выпускников дневной (очной) формы обучения с использованием механизмов социального партнерства;
- эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия (в том числе на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций) при реализации профессиональных образовательных программ;
- включить в перечень показателей эффективности деятельности педагогических работников показатели, отражающие результаты их участия в профориентационной работе и в работе по оказанию содействия трудоустройству выпускников по полученной специальности (профессии);
- разработать методическое обеспечение сетевых форм реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;
- обеспечить разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ на основе дистанционных технологий обучения, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Руководителям организаций
(структурных подразделений)
дополнительного профессионального
образования:
- обеспечить систематическое проведение семинаров, консультаций, мастер-классов по организации профориентационной работы с подростками и молодежью, по разработке и реализации программ предпрофильного, профильного, профессионального обучения и профессионального образования на основе компетентностного подхода, с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
- активизировать деятельность по разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов, осуществляющих профессиональное обучение и переобучение работников на предприятиях (в организациях);
- изуить и использовать в работе опыт деятельности ведущих региональных отраслевых ресурсных центров и многопрофильных цен-
тров прикладных квалификаций с целью использования их в качестве площадок для проведения выездных занятий со слушателями.
Руководителям государственных
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации:
- продолжить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ развития кадрового потенциала с использованием опыта Республики Карелия, Кемеровской и Новосибирской областей, городов Ижевска, Иркутска, Ульяновска, Челябинска;
- в связи с переходом на принципы стратегического планирования при формировании бюджетов субъектов РФ (с 2015 г.) рекомендовать разработку государственных и муниципальных программ развития профессионального образования и содействия занятости населения на период до 2020 г.;
- рассмотреть возможность разработки (корректировки) среднесрочного прогноза баланса трудовых ресурсов для региона и расположенных на его территории крупных муниципальных образований в соответствии с программными ориентирами их социально-экономического развития и Стратегией субъекта РФ в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата;
- продолжить совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах с целью осуществления опережающей подготовки персонала на основе регионального заказа;
- продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования, включающей территориальные образовательно-производственные кластеры, многопрофильные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры, инновационные площадки, экспертные сообщества и общественные объединения, участвующие в процедурах независимой оценки качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций, добровольной общественной аккредитации учреждений профессионального образования и профессиональнообщественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ;
- содействовать развитию дуального образования, создавая нормативную основу и привлекая основных работодателей региона к обе-
спечению практического обучения и частичной занятости на производстве обучающихся;
- разработать систему мер стимулирования работодателей региона, обеспечивающих условия для непрерывного повышения работниками образовательного и квалификационного уровня, а также участвующих в профориентационной работе с подростками и молодежью, работе наблюдательных и попечительских советов образовательных учреждений, разработке и реализации профессиональных образовательных программ (в том числе в рамках целевой контрактной подготовки квалифицированных кадров);
- обратить внимание на негативные последствия закрытия учреждений интернатного типа и рассмотреть возможность сохранения данного типа учреждений;
- рассмотреть возможность разработки, принятия и реализации закона о профориентации в Кемеровской области, создания межведомственного совета представителей системы образования, родителей, социальных партнеров по решению задач профориентации. В качестве эксперимента разработать образовательную программу и начать подготовку специалистов по профориентации на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» и переподготовку педагогических работников региона по дополнительной профессиональной программе «Профориентолог» на базе ГОУ «КРИРПО».
Участники конференции постановили
просить Министерство образования
и науки Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о подготовке изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», позволяющих профессиональным образовательным организациям совместно с образовательными организациями высшего образования разрабатывать и реализовывать в сетевых формах образовательные программы прикладного бакалавриата с присвоением лицам, успешно освоившим такие программы и прошедшим итоговую государственную атте-
стацию, квалификации «бакалавр, специалист среднего звена».
2. Пересмотреть подход к реформированию Российской академии образования, основываясь на концепции ее развития как независимого научного, методического и экспертного центра модернизации отечественной системы образования.
3. Разработать и утвердить нормативные правовые акты:
а) регулирующие деятельность участников отношений в сфере образования по организации и проведению профориентационной работы с подростками и молодежью, по психоло-го-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников образовательных учреждений интернатного типа;
б) устанавливающие порядок создания и деятельности на предприятиях (в организациях) реального сектора экономики структурных подразделений ведущих учреждений профессионального образования; организации и осуществления мониторинга учебных и вне-учебных достижений обучающихся, результатов трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, их дальнейших образовательных и трудовых траекторий;
в) регламентирующие процедуры общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ, добровольной сертификации профессиональных квалификаций.
4. Рассмотреть возможность разработки, принятия и реализации закона о профориентации в Российской Федерации, создания межведомственного совета представителей системы образования, родителей, социальных партнеров по решению задач профориентации. В качестве эксперимента разработать образовательную программу по подготовке специалистов по профориентации и начать их подготовку в нескольких «пилотных» учреждениях высшего профессионального образования.