Научная статья на тему 'Резолюция международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования УрГПУ «Современность и пути развития специального образования» (25-26 ноября 2009 года)'

Резолюция международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования УрГПУ «Современность и пути развития специального образования» (25-26 ноября 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования УрГПУ «Современность и пути развития специального образования» (25-26 ноября 2009 года)»

КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

РЕЗОЛЮЦИЯ

международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования УрГПУ «Современность и пути развития специального образования»

(25-26 ноября 2009 года)

УДК 376.1 ББК 74.3

25-26 ноября 2009 года в г. Екатеринбурге прошла научнопрактическая конференция, посвященная современным проблемам специальной педагогики и путям развития специального образования в мире, Российской Федерации и Уральском регионе в частности. Конференция проводилась по инициативе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета при поддержке ректората УрГПУ, деканатов профильных факультетов и кафедр вузов ближнего и дальнего зарубежья и России.

Тематика конференции была представлена работой секций:

• история специального образования, современные методологические подходы в специальном образовании и проблемы высшего профессионального образования специа-листов-дефектологов (руководитель доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной педагогики ИСО УрГПУ О. Л. Алексеев);

Код ВАК 13.00.03

• логопедическая работы в дошкольных, школьных образовательных (коррекционных) учреждениях и психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития (руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ 3. А, Репина);

• изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями и отклонениями в развитии и психологопедагогические технологии в специальном образовании (руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики ИСО УрГПУ В. В. Коркунов);

• психолого-педагогические технологии развития речи на занятиях филологического цикла в коррекционной школе и дошкольном образовательном учреждении (руководитель доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и литературыг и методики их преподавания в

спецшколе ИСО УрГПУ А. В. Кубасов).

Цель конференции

Анализ состояния теории и практики специальной педагогики и смежных наук, выявление основные тенденций современного этапа развития науки и выработка рекомендаций.

Участники конференции

В работе конференции приняли участие представители Белоруссии, Великобритании, Израиля, Казахстана, России, Японии. Россия была представлена 21 регионом, 23 высшими учебными заведениями, 6 на-учно-исследо-вательскими организациями и более 30 практическими учреждениями образовательного, диагностического и реабилитационного типа. Общее количество участников - 173 человека.

Содержание работы конференции

Для участия в работе конференции было заявлено 173 доклада и выступления. Из них заслушано 57 докладов и выступлений, содержание оставшихся выступлений были прокомментированы на секционных заседаниях конференции. В дискуссиях приняло участие более 60 человек.

В ходе конференции был рассмотрен широкий круг теоретических, методологических, исследовательских, технологических и организационных проблем современной специальной педагогики и образова-

ния и путей их решения.

В процессе обмена мнениями, в докладах, выступлениях и дискуссиях современный этап развития специальной педагогики и образования в Российской Федерации и УралоСибирском регионе, в частности, характеризовался как этап поиска наиболее эффективных моделей коррекции нарушенного детского развития, в том числе раннего выявления и ранней коррекции, совершенствования традиционной системы специального образования, стабилизацией системы интегрированного образования, дальнейшим развитием интегрированных форм получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями, развертыванием сети учреждений, занимающихся различными формами реабилитации инвалидов, совершенствования процесса подготовки специалистов-дефектологов, отвечающих современным требованиям практики.

В ходе научно-практической конференции наибольший резонанс вызвали следующие научно-

теоретические и практические проблемы современной специальной педагогики:

• подготовка специалистов для удовлетворения особых потребностей детей с ограниченными возможностями в развитии в сфере образования, здравоохранения,

социальной защиты населения, физической культуры и спорта, профессиональной деятельности;

• образовательные, коррекционные,

реабилитационные и другие педагогические технологии в системах образования, здравоохранения,

социальной защиты населения, в том числе и направленные на раннее выявление, профилактику и коррекцию нарушенного развития детей;

• неоднозначность в оценке интегрированного обучения детей научными работниками, специалистами и управленцами, которые

• э с одной стороны, поддерживают идею о включении детей с ограниченными возможностями здоровья в общую школу, с другой - выражают озабоченность низким уровнем учебно-воспи-тательной работы с детьми в специальных классах, неопределенностью их статуса, отсутствием квалифицированных педагогов в данных классах, низким уровнем обеспеченности дидактическими материалами, отсутствием соответствующей материальной базы и др.;

• развитие разносторонней, своевременной помощи семье и детям.

Участниками конференции определены общие тенденции развития специального образования:

• совершенствование подготовки квалифицированных кадров для системы специального образования;

• гуманизация, сближение и интеграция систем общего и специального образования;

• развитие ранней помощи проблемным детям, профилактика инвалидности в раннем возрасте;

В связи с вышеизложенным участники конференции приняли следующие рекомендации:

1. Признать целесообразность и необходимость регулярного обмена опытом и партнерского межрегионального и международного сотрудничества по современным проблемам развития специальной педагогики и образования.

2. В связи с 45-летним юбилеем Института специального образования Уральского государственного педагогического университета отметить вклад уральской научной дефектологической школы в решение теоретических, методологических и прикладных проблем специальной педагогики и образования.

3. Донести информацию о результатах проведенной научнопрактической конференции до органов управления образованием, работников детских коррекционных образовательных учреждений.

4. Опубликовать материалы конференции для широкого ознакомления заинтересованных лиц с ее содержанием и результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.