КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ
РЕЗОЛЮЦИЯ
международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования УрГПУ «Современность и пути развития специального образования»
(25-26 ноября 2009 года)
УДК 376.1 ББК 74.3
25-26 ноября 2009 года в г. Екатеринбурге прошла научнопрактическая конференция, посвященная современным проблемам специальной педагогики и путям развития специального образования в мире, Российской Федерации и Уральском регионе в частности. Конференция проводилась по инициативе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета при поддержке ректората УрГПУ, деканатов профильных факультетов и кафедр вузов ближнего и дальнего зарубежья и России.
Тематика конференции была представлена работой секций:
• история специального образования, современные методологические подходы в специальном образовании и проблемы высшего профессионального образования специа-листов-дефектологов (руководитель доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной педагогики ИСО УрГПУ О. Л. Алексеев);
Код ВАК 13.00.03
• логопедическая работы в дошкольных, школьных образовательных (коррекционных) учреждениях и психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития (руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ 3. А, Репина);
• изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями и отклонениями в развитии и психологопедагогические технологии в специальном образовании (руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики ИСО УрГПУ В. В. Коркунов);
• психолого-педагогические технологии развития речи на занятиях филологического цикла в коррекционной школе и дошкольном образовательном учреждении (руководитель доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и литературыг и методики их преподавания в
спецшколе ИСО УрГПУ А. В. Кубасов).
Цель конференции
Анализ состояния теории и практики специальной педагогики и смежных наук, выявление основные тенденций современного этапа развития науки и выработка рекомендаций.
Участники конференции
В работе конференции приняли участие представители Белоруссии, Великобритании, Израиля, Казахстана, России, Японии. Россия была представлена 21 регионом, 23 высшими учебными заведениями, 6 на-учно-исследо-вательскими организациями и более 30 практическими учреждениями образовательного, диагностического и реабилитационного типа. Общее количество участников - 173 человека.
Содержание работы конференции
Для участия в работе конференции было заявлено 173 доклада и выступления. Из них заслушано 57 докладов и выступлений, содержание оставшихся выступлений были прокомментированы на секционных заседаниях конференции. В дискуссиях приняло участие более 60 человек.
В ходе конференции был рассмотрен широкий круг теоретических, методологических, исследовательских, технологических и организационных проблем современной специальной педагогики и образова-
ния и путей их решения.
В процессе обмена мнениями, в докладах, выступлениях и дискуссиях современный этап развития специальной педагогики и образования в Российской Федерации и УралоСибирском регионе, в частности, характеризовался как этап поиска наиболее эффективных моделей коррекции нарушенного детского развития, в том числе раннего выявления и ранней коррекции, совершенствования традиционной системы специального образования, стабилизацией системы интегрированного образования, дальнейшим развитием интегрированных форм получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями, развертыванием сети учреждений, занимающихся различными формами реабилитации инвалидов, совершенствования процесса подготовки специалистов-дефектологов, отвечающих современным требованиям практики.
В ходе научно-практической конференции наибольший резонанс вызвали следующие научно-
теоретические и практические проблемы современной специальной педагогики:
• подготовка специалистов для удовлетворения особых потребностей детей с ограниченными возможностями в развитии в сфере образования, здравоохранения,
социальной защиты населения, физической культуры и спорта, профессиональной деятельности;
• образовательные, коррекционные,
реабилитационные и другие педагогические технологии в системах образования, здравоохранения,
социальной защиты населения, в том числе и направленные на раннее выявление, профилактику и коррекцию нарушенного развития детей;
• неоднозначность в оценке интегрированного обучения детей научными работниками, специалистами и управленцами, которые
• э с одной стороны, поддерживают идею о включении детей с ограниченными возможностями здоровья в общую школу, с другой - выражают озабоченность низким уровнем учебно-воспи-тательной работы с детьми в специальных классах, неопределенностью их статуса, отсутствием квалифицированных педагогов в данных классах, низким уровнем обеспеченности дидактическими материалами, отсутствием соответствующей материальной базы и др.;
• развитие разносторонней, своевременной помощи семье и детям.
Участниками конференции определены общие тенденции развития специального образования:
• совершенствование подготовки квалифицированных кадров для системы специального образования;
• гуманизация, сближение и интеграция систем общего и специального образования;
• развитие ранней помощи проблемным детям, профилактика инвалидности в раннем возрасте;
В связи с вышеизложенным участники конференции приняли следующие рекомендации:
1. Признать целесообразность и необходимость регулярного обмена опытом и партнерского межрегионального и международного сотрудничества по современным проблемам развития специальной педагогики и образования.
2. В связи с 45-летним юбилеем Института специального образования Уральского государственного педагогического университета отметить вклад уральской научной дефектологической школы в решение теоретических, методологических и прикладных проблем специальной педагогики и образования.
3. Донести информацию о результатах проведенной научнопрактической конференции до органов управления образованием, работников детских коррекционных образовательных учреждений.
4. Опубликовать материалы конференции для широкого ознакомления заинтересованных лиц с ее содержанием и результатами.