КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Все преподаватели кафедры имеют ученые степени и ученые звания, ведут научно-
исследовательскую работу (защищены кандидатские и докторские диссертации), постоянно повышают свою квалификацию.
Нугаева Ольга Георгиевна -кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной психологии, доцент
Нугаева Ольга Георгиевна в 1992 году окончила с отличием Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени государственный педагогический университет им. В.И. Ленина по специальности «педагогика и психология» с присвоением квалификации преподавателя педагогики и психологии.
В УрГПУ работает с 1995 года сначала на кафедре специальной педагогики и психологии (ныне -кафедра специальной педагогики) старшим преподавателем, доцентом, с 2004 года - заведующим кафедрой специальной психологии. В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью». В настоящее время ведёт дисциплины: «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Психокоррекция аномального и отклоняющегося развития», «Специальная психология».
Имеет около 50 научных и методи-
ческих работ. Является куратором студенческого научного общества (СНО) на факультете коррекционной педагогики Института специального образования, активизирует студентов на участие во Всероссийских, областных, городских конкурсах студенческих научных работ, организует и принимает непосредственное участие в научнопрактических конференциях студентов, аспирантов и соискателей, является редактором сборников научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации. О.Г. Нугаева неоднократно награждалась Министерством образования и науки РФ, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области за высокий профессиональный уровень работ студентов, представленных на конкурсы.
Под руководством О. Г. Нугае-вой защищена 1 кандидатская диссертация по специальности 19.00.10
- коррекционная психология.
Научные интересы связаны с изучением проблем становления самосознания детей и подростков с различными формами дизонтогене-за; психологией пола.
С 2010 года является членом федерации психологов образования России.
Домодедов Валентин Александрович - кандидат медицинских наук, доцент
Работал в УрГПУ с 1973 года, являлся доцентом кафедры общей психологии. С 1976 года по 2004 год - доцент кафедры олигофренопедагогики (ныне - специальной педагогики) дефектологического
факультета. С июня 2004 г. по 2007 г. являлся доцентом кафедры специальной психологии. Традиционно читаемые курсы: «Общая психология», «Возрастная психология»,
«Основы психотерапии». С 1973 г. по 2002 г. возглавлял студенческую психологическую службу. Умер в 2007 году.
Набойченко Евгения Сергеевна - доктор психологических наук, доцент.
Работает в УрГПУ с 2000 года на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии, с 2004 года - специальной психологии. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Пси-холого-педагогическая технология обучения детей с врожденной челюстно-лицевой патологией с использованием компьютера». В 2009 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Психологическое сопровождение детей и подростков с атипичными особенностями внешности». В настоящее время ведёт дисциплины: «Введение в специальность», «Основы психологического консультирования», «Психологическое консультирование», «Методы психологической коррекции»,
«Психологическая коррекция и консультирование», «Психология девиантного поведения», «Организация
психологической помощи семье, имеющей ребенка с проблемами в развитии». Имеет около 73 научных и методических работ, является членом диссертационного совета по специальностям 13.00.03 - коррекционная педагогика и 19.00.10 -коррекционная психология. Научные интересы касаются: психологии детей и подростков с атипичными особенностями внешности; проблем психологического консультирования и психокоррекции; девиантного поведения детей и подростков; психологических проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии; использования компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и др. Также с 1989 г. и по сей день Е.С. Набойченко работает в Научно-практическом реабилитационном центре «Бонум».
Алиева Наталья Федоровна -кандидат педагогических наук, доцент.
В УрГПУ работает с 1987 года на кафедре олигофренопедагогики, с
2004 года - специальной психологии. В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет». С 2002 г. по 2004 г. проходила стажировку по поведенческой психотерапии в Южно-российском гуманитарном университете г. Ростов-на-Дону. В настоящее время ведёт дисциплины: «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Практическая психо-
логия», «Пренатальная психология», «Психологический практикум по семейной психологии», «Методы психологических исследований», «Возрастная психология», «Диагностика школьной готовности», спецкурс «Формирование основ социальнопсихологической компетентности у старших дошкольников». Имеет около 60 научных и методических работ. Научные интересы Н.Ф. Алиевой связаны с проблемами семейной, пренатальной, педагогической, социальной психологии, изучением психологической готовности детей к обучению в школе, социальной компетентности детей дошкольного возраста, вопросами психотерапии и психологического консультирования. С 1999 по
2005 гг. работала практическим психологом в социально-
реабилитационном центре «Каравелла».
Алмазова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, профессор.
Работает в УрГПУ с 1991 года. До 2004 года - ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры олигофренопедагогики (ныне - кафедра специальной педагогики). С 2004 года работает на кафедре специальной психологии. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза». В настоящее время ведёт дисциплины: «Психолого-педагогическая диагно-
стика и консультирование», «Обучение и воспитание детей с ЗПР», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ЗПР», «Психология детей с расстройствами ЭВС и поведения», «Воспитание и обучение детей с расстройствами ЭВС и поведения», дисциплины специализации «Психолого-
педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста» (4 дисциплины - 500 часов). Имеет свыше 80 научных и методических работ. С 1992 г. по 2001 г. выполняла обязанности Учёного секретаря Учёного совета, с 1998 г. - декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников системы специального образования и куратора магистратуры Института специального образования УрГПУ. Является экспертом Центра квалификационных испытаний ИСО УрГПУ. О.В. Алмазова активно участвует в работе научных и научно-практических семинаров и конференций. Под её руководством выполнены и успешно защищены пять кандидатских и семь магистерских диссертаций. В настоящее время руководит научными исследованиями двух аспирантов и одного соискателя. Руководит научными работами студентов, которые ежегодно становятся победителями конкурсов студенческих работ областного, регионального и Всероссийского уровней. Научные интересы О.В. Алмазовой связаны с психодиагностикой и психокоррекцией отклонений в раз-
витии у детей и подростков: умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (в частности - детским аутизмом), проблемами ранней диагностики отклонений в развитии.
Хлыстова Елена Викторовна
- кандидат психологических наук, доцент
В УрГПУ работает с 2003 года на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии (ныне - кафедра специальной педагогики), с 2004 года - специальной психологии. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности социально-
перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью» под руководством доктора психологических наук, профессора О.К.Агавеляна. В настоящее время ведёт дисциплины: «Психология детей с ЗПР», «Психология детей с нарушениями слуха», «Социально - психологический тренинг и групповая психотерапия», «Психотерапия». Исследовательские работы студентов под руководством Е.В.Хлыстовой неоднократно награждались дипломами Областных и Всероссийских конкурсов студенческих работ. Имеет более 30 научных и методических работ. Участвует в организации и проведении педагогической практики студентов очной формы обучения по специальности 050716 - «Специальная психология». Научные интересы Е.В. Хлыстовой: психокоррек-
ционная работа с детьми и подростками с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями слуха; изучение особенностей социально - перцептивных процессов, визуального поведения и невербального общения у умственно отсталых подростков и др.
Алмазова Светлана Леонидовна - кандидат психологических наук, доцент.
Работает в УрГПУ с 2002 года на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии, с 2004 года - специальной психологии. Имеет 24 научных и методических работы. В 2003 году защитила диссертацию на соискание академической степени магистра образования на тему: «Специфика подходов к половому воспитанию детей и подростков различных категорий», выполненную под руководством профессора В. В. Коркунова. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами», выполненную под руководством О. Г. Ну-гаевой, и приступила к работе в должности старшего преподавателя кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ. В настоящее время ведёт дисциплины: «Методы психологической диагностики», «Психоло-го-педагогическая диагностика детей», «Психолого-педагогическая
диагностика», «Психолого-
педагогическая работа при раннем детском аутизме», «Психология де-
тей с расстройствами ЭВС и поведения», «Детская олигофренопсихо-логия». С 2009 года является заместителем декана по педагогической практике ИСО УрГПУ. Сфера научных интересов - психология пола в области изучения умственно отсталых лиц, направления психокоррекционной работы с включением танцевальной и танцевально-двигательной терапии, пластического искусства, арттерапии. С 2008 года является членом ассоциации танцевальнодвигательной терапии.
Агавелян Оганес Карапетович - доктор психологических наук, профессор.
Имеет ... научных и методических работ, является членом диссертационного совета по специальностям 13.00.03 - коррекционная педагогика и 19.00.10 - коррекционная психология. Является руководителем курсовых, выпускных квалификационных и диссертационных работ. Научные интересы связаны с изучением общения и социальноперцептивных особенностей детей и подростков с различными отклонениями в развитии и т. д.
Елькин Игорь Олегович -кандидат медицинских наук, доцент.
Работает на кафедре с 2003 года. В настоящее время ведёт дисцип-
лины: «История психологии», «Психокоррекция», «Патопсихология» и др. Имеет более 70 печатных работ. Сфера научных интересов связана с проблемами девиантного поведения детей и подростков, теоретикопрактическими аспектами изучения различных синдромов: эмоционального выгорания, дефицита внимания и гиперактивности и т. д.
Лаборантами и методистами кафедры с её основания являлись: Соломахина Яна Станиславовна, Степанова Наталья Сергеевна, Быкова Анастасия Андреевна, в данный момент старшим лаборантом кафедры является Фокина Екатерина Витальевна.
Фокина Екатерина Витальевна - старший лаборант кафедры специальной психологии
В 2004 году поступила на факультет коррекционной педагогики ИСО УрГПУ. Активно участвовала в работе научных конференций, проводимых как в УрГПУ, так и в вузах других городов. В 2009 году завершила обучение в университете (диплом с отличием по квалификации «специальная психология»). С 2009 года исполняет обязанности старшего лаборанта кафедры специальной психологии. Имеет 4 публикации.