Научная статья на тему 'О научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения»'

О научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Новоторцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения»»

ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ

О научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения»

19-20 мая 1998 года в Ярославле проходила первая научно-практическая конференция, посвя-щённая вопросам дефектологии, «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения». Организаторы: департамент образования администрации Ярославской области, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинско-го. На конференцию были приглашены и принимали активное участие в её работе заместители директора департамента образования Н. Н. Кононова, Ж. А. Шилова, представители департаментов здравоохранения и социального обеспечения, руководители муниципальных органов управления образованием, руководители специальных коррек-ционных образовательных учреждений, учёные Ярославского педуниверситета и медицинской академии. На конференцию из Москвы прибыли начальник отдела Управления реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ проф. Н. М. Назарова, директор Института коррек-ционной педагогики РАО проф. Н. Н. Малофеев.

Открыл конференцию ректор Ярославского государственного педагогического университета проф. В. В. Афанасьев. В своём обращении к участникам конференции он отразил вехи истории педуниверситета, показал взаимосвязь традиций и современных условий подготовки учителей, охарактеризовал главные направления деятельности педуниверситета в настоящее время: расширение подготовки педагогических кадров за счёт открытия новых специальностей, развитие научных исследований в целом и прежде всего по педагогическим проблемам. (В ЯГПУ открыта аспирантура по 15 специальностям, действуют докторские советы).

Зам. директора департамента образования Н. Н. Кононова дала глубокий анализ состояния образования детей с отклонениями в развитии в Ярославской области. В настоящее время в Ярославс-

кой области в 22 специальных (коррекционных) учреждениях и 270 классах для детей с задержкой психического развития обучаются 5 тысяч детей с ограниченными возможностями, что составляет 3 процента от общей школьной популяции. Наряду с достижениями в обучении детей разного возраста с отклонениями в психофизическом развитии докладчиком выделены нерешённые вопросы и перспективы для совершенствования специального (коррекционного) и интегрированного форм обучения.

1. Совершенствование системы специальных (коррекционных) учреждений в Ярославской области.

2. Расширение сети психолого-педагогических и медико-социальных центров.

3. Совершенствование стандартов образования детей с отклонениями в развитии.

4. Развитие интегративных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

5. Достаточное финансирование школьных и дошкольных специальных учреждений.

6. Определение приоритетных направлений научных исследований в области специального образования с учётом регионального компонента.

7. Научно-методическое обеспечение работы учителей специальных (коррекционных) школ.

8. Обеспечение специальных школ учебниками, дидактическими материалами, техническими средствами.

9. Программное обеспечение специальных (коррекционных) учреждений разных типов.

10. Целевая подготовка педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений.

11. Совершенствование системы дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

12. Организация логопедической помощи детям, не посещающим дошкольные учреждения.

13. Организация логопедической помощи детям на селе.

Ярославский педагогический вестник. 1998. № 3 (15)

14. Изменение содержания трудового обучения в школах УШ вида.

15. Совершенствование физического воспитания.

16. Обеспечение качества работы с детьми-имбецилами; с детьми, имеющими сложный дефект.

Н. Н. Кононова отметила необходимость изучения проекта концепции реформирования системы специального образования, правового, экономического обеспечения процесса реформ.

На пленарном заседании прозвучали доклады учёных, учителей-практиков, директоров школ. Начальник отдела Управления реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Н. М. Назарова выступила с докладом «О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями». О тенденциях исторического процесса развития специального образования подробно информировал участников конференции директор Института коррекционной педагогики РАО Н. Н. Малофеев в докладе «Специальное образование на рубеже веков». Актуальность проблемы подготовки специальных педагогов в современных условиях обосновала зав.кафед -рой специальной (коррекционной) педагогики ЯГПУ Н. В. Новоторцева. Тема выступления — «Подготовка педагогов для специальных (коррек-ционных) учреждений — опыт, проблемы, перспективы».

Далее участниками конференции был заслушан доклад «Проблемы первичной адаптации детей с отклонениями в развитии» заведующей областной ПМПК Т. А. Ивановой. Большой интерес вызвали выступления директоров специальных образовательных учреждений области, в частности, директор специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната УШ вида № 82 Э. Н. Макшан-цева подробно рассказала о значении и практическом опыте валеологического сопровождения процесса образования и реабилитации лиц с отклонениями в развитии в докладе «Реализация комплексной программы «Здоровье» в специальных учреж -дениях области. М. С. Ванцаев, директор специальной (коррекционной) образовательной агрошколы-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дал подробный отчёт о ее деятельности: «Деятельность агрошколы-интерната по социально-трудовой адаптации и реабилитации умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В завершение пленарного заседания

был заслушан доклад Т. М. Головкиной, заместителя директора по учебной работе Переславской специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната УШ вида на тему: «Специальная образовательная школа-интернат как центр комплексной помощи детям с различными нарушениями развития».

Круглый стол, который организовали доцент Н. В. Новоторцева и проф. Н. Н. Малофеев, был посвящён обсуждению животрепещущих вопросов современного состояния помощи детям с различными отклонениями. В. И. Шаров, директор школы-интерната санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, поднял проблемы статуса школы, связи науки и практики, взаимодействия специалистов. Затрагивался вопрос о терминологии, её изменении в дефектологической науке (Н. М. Назарова, Н. В. Новоторцева). Были высказаны мнения о стандартах специального образования, о новых названиях специальных школ. Активно обсуждались проблемы интегрированного обучения.

В ходе конференции была организована работа в секциях и группах. (Функционировало 6 секций и 4 группы непосредственно в базовых образовательных учреждениях).

Секция № 1 «Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями» работала на базе школ-интернатов № 82 и 65. Внутри секции были сформированы 4 группы по основным направлениям обсуждаемых проблем:

— вопросы воспитания и обучения детей в начальных классах;

— умственное развитие учеников 5-11 классов на уроках математики и СБО;

— трудовая подготовка и социальная адаптация детей;

— воспитательная работа в специальной (кор-рекционной) школе;

Секция № 2 «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка» работала на базе школы-интерната № 82.

Секция № 3 «Коррекция недостатков общего развития умственно отсталого дошкольника» решала эти проблемы в селе Великое Гаврилов-Ямского района.

Секция № 4 «Развитие речи детей, профилактика, диагностика и коррекция речевых нарушений» собрала специалистов в этой области в стенах ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Секция № 5 «Воспитание обучение детей с отклонениями в сенсорной сфере» проводилась в

Хроника. Информация

школе-интернате для слабослышащих и поздноог-лохших детей.

Секция № 6 «Образование, реабилитация и лечебно-оздоровительная работа с детьми в учреждениях санаторного типа» трудилась в поселке Яковлевское.

Участники конференции подвели итоги, выработали резолюцию и выразили убеждённость в необходимости совместного обсуждения актуальных проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, поиска путей в их решении учёными, организаторами системы образования, практиками.

Такая научно-практическая конференция состоялась в Ярославле впервые. В ней приняли участие в целом около 400 человек.

По итогам конференции опубликованы материалы. Надеемся, что у специалистов в области дефектологии будет и в дальнейшем возможность проявить свой интерес к поставленым проблемам и реализовать свой творческий и научный потенциал.

Н. В. Новоторцева

Развитие инновационных тенденций в системе повышения квалификации учителей немецкого языка

В мае 1998 года на кафедре немецкого языка состоялся первый выпуск курсов повышения квалификации учителей немецкого языка. Эти курсы, нетрадиционные по своей форме (очно-заочной) и уникальные по своему содержанию, организованы благодаря участию кафедры в международном проекте заочного повышения квалификации учителей немецкого языка по программе «Теория и практика преподавания немецкого языка как иностранного» в соответствии с договором о сотрудничестве между Ярославским государственным педагогическим университетом, Немецким культурным центром им. Гёте (Москва, Мюнхен) и Университетом — Объединенной Высшей школой г. Касселя (ФРГ).

Десять первых выпускников этих курсов — учителя школ г. Ярославля №№ 11, 18, 21, 43, 44, 86 и один преподаватель педагогического колледжа (г. Углич) — к настоящему моменту ещё не по-

лучили документы об окончании, поскольку путь их подготовки также необычен для системы повышения квалификации: после подведения итогов работы в Ярославле они отправлены в Москву в Немецкий культурный центр им. Гёте, который, в свою очередь, передаёт их на оформление в головную организацию в Мюнхен и в Кассельский университет. В скором будущем наши ярославские учителя станут обладателями международных сертификатов с присвоением соответствующей квалификации, которые имеют официальное признание во всём мире, составлены на двух языках — немецком и русском — и заверены тремя организациями-партнёрами. Лучшие выпускники этого года получат возможность дальнейшего повышения квалификации в Германии через стажировку в системе Немецкого культурного центра им. Гёте.

Появление Международного проекта повышения квалификации учителей немецкого языка, несомненно, связано с коренными изменениями, которые происходят в Европе и нашей стране в течение последних десяти лет.1 В основу его первоначальной концепции была положена идея создания специальных учебных материалов как для повышения квалификации, так и для самостоятельной работы учителей немецкого языка в различных странах.

В этой связи важно отметить, что в ФРГ поддержка изучения немецкого языка как иностранного в других странах, в том числе и в России, возведена в ранг государственной политики, получает солидную финансовую основу и стимулируется прежде всего с учётом анализа экономической ситуации, реальной благоприятной расстановки сил в пользу немецкого языка в Европе и с перспективой на будущее. Именно поэтому интерес к участию в проекте и апробированию материалов проявило значительное количество стран на всех континентах. Однако уже на первом этапе его осуществления стало очевидно, что материалы обязательно должны проходить этап регионализации и завершаться выдачей соответствующего сертификата. Таким образом, логическое завершение получила программа создания унифицированной основы курса, повышения квалификации учителей немецкого языка и одновременная разработка единой международной системы сертификации, которая позволяет с учётом регионального компонента проводить повышение квалификации на должном уровне, едином для всех стран, — без различий для России или Франции.

Апробация данного проекта в России началась в 1993 г. на основе базовой модели, разработанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.