Научная статья на тему 'Институту специального образования Уральского государственного педагогического университета 45 лет'

Институту специального образования Уральского государственного педагогического университета 45 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институту специального образования Уральского государственного педагогического университета 45 лет»

ИНСТИТУТУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - 45 ЛЕТ

Подготовка учителей-дефекто-логов на Урале была начата в 1962 году по инициативе ректора Свердловского государственного педагогического института Валерия Константиновича Розова и декана дефектологического факультета Московского государственного педагогического института, профессора Хана-ния Самсоновича Замского.

На дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения было принято 50 первых студентов-дефектологов. Специальные дисциплины первым уральским студентам-дефектологам читали профессора и доценты дефектологического факультета Московского государственного педагогического института Х. С. Замский, С. С. Ляпидевский, С. Д. Забрамная, Б. И. Шостак.

В этом же году была организована кафедра олигофренопедагогики, на протяжении сорока пяти лет руководителями кафедры были замечательные уральские ученые: И. А. Носков, М. А. Вер-бук, А. С. Белкин, А. Н. Нигаев, В. В. Коркунов, О. Л. Алексеев.

В 1964 году в Свердловском государственном педагогическом институте создается дефектологический факультет, первым деканом избирается кандидат медицинских наук, доцент Федор Филимонович Гудошников (1964-1969 годы).

Ф. Ф. Гудошников был прекрасный специалист, организатор, наставник молодежи, завоевавший огромный авторитет своей чуткостью и принципиальностью. Традиции, заложенные первым деканом факультета, его ученики, последователи продолжают и сегодня.

С 1969 года в течение 15 лет деканом факультета была кандидат биологических наук, доцент Ара Демьяновна Тююшева. Это было время стремительного развития факультета: увеличился прием на дневное отделение; началась подготовка специалистов по заочной форме обучения; продолжалось сотрудничество с дефектологическими факультетами Москвы, Ленинграда и НИИ дефектологии АПН СССР; проводились всесоюзные научнопрактические конференции, семинары преподавателей, студентов и практических работников.

Деловитость и целеустремленность, умелый выбор главного направления в развитии факультета, четкость и смелость в принятии решений и высокая ответственность за результаты, умение увидеть в человеке перспективу, раскрыть его способности - главные черты характера Ары Демьяновны.

Она заложила на факультете особое отношение к студентам -уважительное и доброжелательное.

А. Д. Тююшева работала доцентом кафедры психопатологии и логопедии до 2002 года, посвятив подготовке специалистов-дефектологов 36 лет.

В 1969 году на факультете была организована кафедра психопатологии и логопедии. Первыми руководителями кафедры были Ф. Ф. Гудошников (1969-1980 годы), В. А. Блохин (1980-1990 годы). Именно под их руководством были заложены основы становления уральской школы логопедии.

В 1984 году факультет возглавил кандидат педагогических наук, доцент Александр Николаевич Ни-гаев (студент первого выпуска факультета). Огромная работоспособность, полная самоотдача делу подготовки дефектологов и необыкновенное прогностическое мышление отличали Александра Николаевича.

За годы его руководства (19842005 годы) в структуре факультета, в составе научно-педагогических кадров, в системе подготовки специалистов-дефектологов произошли существенные изменения, была определена региональная стратегия развития высшего профессионального образования педагогов-дефектологов на многие годы.

В 1985 году из кафедры олигофренопедагогики была выделена кафедра русского языка и литературы и методики их преподавания в специальной (коррекционной) школе. В 1989 году была образована кафедра методики преподавания школьных дисциплин.

В 1990 году в рамках реализации международного проекта «Нетрудоспособные дети и инвалиды», руководителем которого являлся Николай Николаевич Малофеев, при факультете был образован региональный компьютерный центр, деятельность которого определяется основными задачами работы Института и направлена на решение проблем компьютеризации специального образования в регионе.

В 1993 году в связи с реорганизацией НИИ дефектологии в состав факультета была передана лаборатория специальных технических средств и учебного оборудования (руководитель лаборатории: доктор педагогических наук, профессор О. Л. Алексеев, которым разработаны теоретические основы учебной тифлотехники).

Глобальные структурные изменения, происходящие под руководством А. Н. Нигаева, способствовали тому, что в 1996 году на базе подразделений факультета был создан Институт специального образования. Это был первый Институт в структуре Уральского государственного педагогического университета.

В этом же году коллектив Института награжден Большой золотой медалью Международной педагогической академии за достижения в области образования, культуры и науки.

В 2002 году был создан Центр психолого-педагогического сопровождения профессионального обра-

зования студентов-инвалидов, деятельность которого направлена на создание психолого-педагогических условий для получения высшего профессионального образования инвалидами, обучающимися в университете.

В настоящее время в Институте специального образования функционируют два факультета: факультет коррекционной педагогики (дневное и заочное отделения) и факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников специального образования; пять кафедр: кафедра специальной педагогики, кафедра психопатологии и логопедии, кафедра специальной психологии, кафедра русского языка и литературы и методики их преподавания в специальной (коррекционной) школе, кафедра методики преподавания школьных дисциплин; три центра: Региональный компьютерный центр по специальному образованию, Центр психолого-педагогического сопровождения профессионального образования студентов-инвалидов, Центр квалификационных испытаний педагогов системы специального образования Свердловской области; федеральная экспериментальная площадка Министерства образования РФ по выравниванию доступа к высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовка специалистов на базе Института осуществляется высококвалифицированным коллекти-

вом преподавателей: 87 % преподавателей имеют ученые степени и звания, в том числе 18 % имеют ученую степень доктора наук или ученое звание профессора.

Больше половины преподавателей являются выпускниками Института. Среди преподавателей три Заслуженных работника высшей школы РФ, семи преподавателям присвоены почетные звания «Почетный работник высшего профессионального образования», два преподавателя являются членами-корреспондентами МАНПО, один преподаватель - академик МАНПО.

В Институте регулярно проходят международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, совещания и семинары по актуальным проблемам специального образования.

Институт имеет опыт международного сотрудничества со специалистами Японии, США, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Германии, взаимодействует с российскими вузами, лечебными и специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями

Уральского региона и страны. На данный момент заключено 22 договора с указанными организациями.

В 1992 году была открыта аспирантура по специальности 13.00.03 -коррекционная педагогика. В 1996 году начал работу диссертационный совет по указанной специальности, председателем которого является профессор Владимир Васильевич Коркунов.

В настоящее время в совете проводятся защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям 13.00.03 -коррекционная педагогика и 19.00.10 - коррекционная психология. Деятельность аспирантуры и диссертационного совета обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации для системы специального образования многих регионов страны.

Большой вклад в подготовку учительских и научно-педагогических кадров внесла Зоя Алексеевна Репина, которая в течение многих лет была заместителем декана дефектологического факультета и является основателем уральской научной школы логопедии, сочетающей в себе основные идеи и подходы московской и ленинградской научных школ. Около 30 диссертационных исследований, выполненных под ее научным руководством, успешно защищены соискателями.

Высокий уровень культуры, общительность, душевность, тактичность, любовь к своей работе делают Зою Алексеевну примером для коллег и учеников.

Преподавателями Института разрабатывается комплексная научная тема «Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза и моделирование специальной педагогической помощи в системе образования» (руководители - проф. В. В. Коркунов и проф. О. Л. Алексеев), они являются участниками реализации научной

программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» Уральского отделения РАО.

Гордость Института - студенты и выпускники. За последние пять лет более 50 работ студентов были представлены на внешние конкурсы, 42 студенческие работы получили награды: 22 награды всероссийского уровня и 20 наград областного уровня.

Студенты Института принимают участие в научных конференциях и олимпиадах, проводимых в УрГПУ, в других вузах страны, и занимают призовые места. Ежегодно проводятся научно-практические конференции студентов, аспирантов и слушателей, выпускаются сборники научных трудов.

Одним из важных показателей успешной подготовки и развития научно-исследовательской работы студентов является наличие именных стипендиатов. За последние годы 19 студентов являлись именными стипендиатами Правительства РФ, Губернатора Свердловской области, ректора УрГПУ и др.

В Институте издается научнометодический журнал «Специальное образование», который включен в Каталог Роспечати, в индекс цитирования и имеет международную регистрацию. Первым на Урале Институт получил международный сертификат качества в сфере образовательной, научной и воспитательной деятельности.

За 1964-2009 годы выпущено

более десяти тысяч высококвалифицированных специалистов с высшим педагогическим (дефектологическим) образованием, в аспирантуре подготовлено около ста пятидесяти научно-педагогических

работников, прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку около пяти тысяч педагогов.

Выпускники Института самоотверженно трудятся в дошкольных и школьных учреждениях общего и специального назначения, поликлиниках и больницах, госпиталях, диагностических и реабилитационных центрах, учреждениях социальной защиты населения, средних и высших учебных заведениях, научноисследовательских центрах Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Многие выпускники, работающие учителями и логопедами, награждены орденами, медалями и почетными знаками «Отличник народного просвещения».

Данный материал не претендует на полное освещение истории становления Института специального образования, но позволяет выделить основные этапы его развития:

• 1960-е годы - становление преподавательского и студенческого коллективов, учебно-методической и материально-технической базы;

1970-1980-е годы - образование педагогического коллектива единомышленников, укрепление связей с практическими учреждениями системы специального образо-

вания, создание необходимых условий для подготовки квалифицированных специалистов по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии;

• 1990-2000-е годы - расширение номенклатуры специальностей, совершенствование форм и методов высшего педагогического образования в соответствии с ГОС ВПО, время зрелости творческого коллектива, подготовки научнопедагогических кадров и международного сотрудничества в области специального образования.

• 2000-е годы и по настоящее время - развития научных школ в области специального образования и обеспечения качества научной, образовательной и воспитательной деятельности Института.

Все эти годы Институт специального образования функционировал в режиме развития и в настоящее время является одним из крупнейших центров Российской Федерации по подготовке педагогов-дефектологов, логопедов и специальных психологов, а также научнопедагогических кадров в области специального образования.

Большая заслуга в становлении и развитии дефектологического факультета - Института специального образования принадлежит ректорам нашего вуза В. К. Розову. Е. Л. Шувалову, Б. А. Сутырину, В. Д. Жаворонкову, Б. М. Игошеву и коллективу Уральского государственного педагогического университета.

Необходимо отметить, что на

протяжении многих лет значительную помощь в подготовке дефектологических кадров на Урале оказывали ведущие ученые в области специального образования Московского педагогического государственного университета, НИИ дефектологии АПН СССР - НИИ коррекционной педагогики РАО, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Г ерце-на, Московского городского педагогического университета и др.

Впереди коллектив Института ждет интересная и социально значимая работа. Мы готовим уникальных специалистов, которые необходимы людям с особыми образовательными потребностями.

Директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета И. А. Филатова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.