Научная статья на тему 'Образование путь в будущее!'

Образование путь в будущее! Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование путь в будущее!»

ОБРАЗОВАНИЕ - ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!

Середина первой пятилетки. Ударные стройки и коллективизация, конец НЭПа, Комсомольск-на-Амуре, Уралмаш, ДнепроГЭС и ужасы раскулачивания, декларация свободы совести, культ личности И. В. Сталина и начало репрессий - таким вошел в историю 1930 год. Именно в этот очень непростой для России (тогда - СССР) период происходило создание Уральского государственного педагогического университета. Возможно, данный факт и определил одну из главных черт вуза - умение стойко противостоять любым политическим и экономическим пертурбациям.

Как любая новая власть, советское правительство одной из первых своих задач провозгласило реформу системы образования. В СССР было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, обусловившее резкое увеличение числа учащихся начальных школ, что в свою очередь потребовало большего количества учителей. Вдобавок, реализация в стране программы по ликвидации безграмотности (а на Урале к тому времени насчитывалось более 800 тысяч человек в возрасте от 18 до 35 лет, не имевших даже начального образования!) также создавала острую потребность в педагогических кадрах. Низкая квалификация работников массовой школы дополнительно усугубляла дефицит учителей: согласно данным 1927 года, доля педагогов с высшим образованием составляла менее 10%, а каждый третий не окончил даже полную среднюю школу. К началу первой пятилетки необходимость создания на Урале высшего педагогического учебного заведения уже ни у кого не вызывала сомнений.

Долгожданный вуз увидел свое рождение 25 августа 1930 года, когда было издано постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР “Открыть Уральский индустриально-педагогический институт в г. Свердловске для подготовки преподавательских кадров для школ, ФЗУ и ФЗС”.

Возглавил УрИПИ Семен Давыдович Аносов - 32-летний преподаватель истории и философии, переведенный сюда из Дальневосточного государственного университета. Имевший прекрасное европейское образование (он учился в Варшавском университете), волевой и решительный, Семен Давыдович собрал в Свердловском пединституте уникальную для своего времени команду профессионалов, чей талант и упорная работа

под его грамотным руководством обеспечили ВУЗу успешный старт в сложной обстановке первых пятилеток.

Новый институт включал восемь факультетов: историко-экономический, физико-

технический, химико-технологический, электроэнергетический, педагогический, литературный, химический и организационно-инструкторский. На дневном отделении обучалось 66 человек.

С первых дней своего существования УрИПИ столкнулся с целым рядом трудностей, главной из которых была нехватка площадей - в первый год своей работы весь вуз занимал четыре комнаты в здании педагогического техникума. Имелись сложности и с формированием педагогического состава - кафедры общей физики и высшей математики, к примеру, обе в сумме имели всего шесть преподавателей. Дефицит бюджета не позволял должным образом оборудовать лаборатории, приобрести достаточное количество литературы и наглядного материала.

Да и ситуация в стране на тот момент (голод, постоянное отсутствие дров и керосина, карточная система, увольнения и аресты по идеологическим причинам) отнюдь не способствовала нормальной работе института. За первые десять лет существования вуза на посту его директора сменилось семь человек, двое из которых были расстреляны. Измученные тяжелым материальным положением студенты массово бросали учебу и отправлялись работать на производство. Чтобы остановить отток учащихся, пединститут фактически перешел на натуральное хозяйство: к 1934 году в его продовольственную базу входило 5 гектаров земли, 17 коров, 3 лошади и 60 кроликов. При институте были открыты свои пошивочная и сапожная мастерские, работала парикмахерская.

1 октября 1932 г. Уральский индустриально-педагогический институт переименовывается в Свердловский государственный педагогический институт (СвГПИ), а спустя год вуз получил в распоряжение первое собственное отдельное здание на улице Малышева, 46.

В том же 1933 году на базе пединститута открывается первый в Уральском регионе институт иностранных языков, а через три года, в 1936, формируется географический факультет, первым деканом которого стал С.С. Филатов. Более 50 лет плодотворной работы посвятила геофаку (а впоследствии географо-

биологическому факультету) Раиса Борисовна Рубель, известный ученый, автор множества монографий, создатель туристического клуба

“Вершина”, успешно действующего и поныне, и активный инициатор целого ряда институтских начинаний. Именем Р.Б. Рубель названа одна из горных вершин Северного Урала.

Три учебных здания, шесть общежитий, 5 факультетов и 13 кафедр, на которых в общей сложности обучается более трех тысяч студентов - таким был Свердловский государственный педагогический институт в 1940 году, перед самой войной.

Великая отечественная война стала тяжелым испытанием для вуза. Более трехсот студентов ушло на фронт или переместилось на оборонные предприятия. Всеобщая мобилизация почти вдвое уменьшила штат преподавателей, нехватку которых до конца войны восполняли эвакуированные из Москвы известные ученые и педагоги: Л.П. Гроссман, В.Г. Гептнер, М.Н. Тихомиров, А.В. Голубев и другие. Закон военного времени внес свои коррективы в деятельность вуза: учебное здание, общежитие и столовая были переданы госпиталю и эвакопунктам, вследствие чего институт вынужден был свернуть библиотеку, сократить количество кабинетов, лабораторий. Таким же обыденным занятием, как ежедневные лекции, для сотрудников института стали разгрузка угля, сортировка овощей. Однако даже тяжелейшие условия жизни не смогли заставить педагогов забыть об их миссии: за 1941-45 гг. количество детей, не охваченных начальным образованием, сократилось с 25 до 10%!

Наступивший мир вернул жизнь в привычное русло. Научная работа преподавателей в первые послевоенные годы была ориентирована на решение задач народного хозяйства. В связи с активным использованием атомной энергии преподаватели физического факультета работали над поисками радиоактивных элементов; развитие промышленности обусловило начало исследования свойств металлов. Сотрудники географического факультета вели разработку научноисследовательских тем, непосредственно связанных с развитием Урала: ими составляется карта растительности Урала, исследуются вопросы, связанные с распространением культурных растений на территории Свердловской области и т. д.

Успешное окончание войны позволило стране с удвоенной энергией продолжать осуществление школьного всеобуча. В декабре 1958 года постановлением КПСС в стране вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование, что стало новым

стимулом для развития Свердловского государственного педагогического института. Один за другим открываются новые факультеты: начальных классов (1957), музыкально-

педагогический (1959).

Институт специального образования (ИСО) - в настоящее время уникальное для всей территории Урала, Сибири и Дальнего Востока подразделение вуза - берет свое начало в 1962 году, когда по инициативе ректора СГПИ В.К. Розова и декана дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. Ленина Х.С. Замского в Свердловском государственном педагогическом институте начинается подготовка учителей-дефектологов. Острая нехватка таких специалистов и огромное количество детей с нарушениями развития сформировали необходимость открытия дефектологического факультета, который был создан в 1964 году. Возглавил второй на территории РСФСР деффак кандидат медицинских наук, доцент Федор Филимонович Гу-дошников.

1963 год для пединститута ознаменовался открытием факультета физической культуры, с которого впоследствии вышли спортсмены, составившие гордость отечественной сборной (Н. Дураков, Л. Логинова, И. Бякин, С. Чепиков, Н. Лебедева), десятки олимпийских и мировых чемпионов, мастера спорта международного класса. В том же году физико-математический факультет разделился на физический и математический.

В 1967 году ректором Свердловского пединститута был избран Ефим Лукич Шувалов, выпускник МГПИ им. Ленина, участник Великой отечественной войны. Именно его целеустремленность, любовь к порядку во всем и умение вести диалог вывели Свердловский пединститут на новый уровень - вуз стал головным в Урало-Сибирском регионе. Развитие коснулось и дефектологического факультета: в 1969 году в его составе создается кафедра психопатологии и логопедии.

1985 год стал знаковым для Свердловского государственного педагогического института: в течение полувека кочевавший из одного здания в другое вуз наконец-то обзавелся собственным новым современным комплексом. Появление новых площадей позволило дефектологическому факультету организовать кафедру преподавания русского языка и литературы в спецшколе, а спустя пять лет в рамках реализации проекта “Нетрудоспособные дети и инвалиды” на дефектологическом факультете был открыт региональный компьютерный центр по специальному образованию.

Грянувшая перестройка подвела черту под прежней деятельностью пединститута. В прошлое безвозвратно ушли не только комсомольская организация, но и обязательное распределение, работа в колхозе, а также многие другие атрибуты советской жизни. В обиходе появились новые термины “бакалавр” и “магистр”, обозначавшие переход института на многоуровневую подготовку специалистов. С карты мира исчезли названия “СССР” и “Свердловск”, тенденция переименования коснулась и института: в 1994 году, на пике экономического кризиса, вуз успешно проходит аттестацию, получив статус университета и еще раз подтвердив, что его научному и педагогическому потенциалу не страшны никакие потрясения.

Новая жизнь, несмотря на всю ее непредсказуемость, стала для Уральского государственного педагогического университета неисчерпаемым источником возможностей. Изменившаяся политическая ситуация в стране позволила вновь открыть некогда реорганизованный исторический факультет. Падение “железного занавеса” создало условия для налаживания и укрепления контактов с университетами стран Западной Европы и США, с середины 90-х гг. педагогический университет стал базой для проведения совещаний и конференций международного уровней.

Бурные преобразования не обошли стороной и дефектологический факультет. В 1992 году на кафедрах олигофренопедагогики и психопатологии и логопедии была открыта аспирантура по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика), а через четыре года на базе факультета был создан Институт специального образования (ИСО) и открылся диссертационный совет по коррекционной педагогике.

В 2004 году ИСО отметил юбилей. К

своему сорокалетию Институт подошел с впечатляющими итогами. За сорок лет успешной работы им выпущено более восьми тысяч высококвалифицированных специалистов. Из небольшого факультета Институт вырос в огромное структурное подразделение Университета с двумя факультетами, пятью кафедрами и региональным компьютерным центром по специальному образованию. При ИСО функционируют Центр квалификационных испытаний педагогов специального образования Свердловской области и Центр образования инвалидов. О международном авторитете Института специального образования свидетельствует его тесное сотрудничество с зарубежными партнерами, среди которых многие крупные высшие учебные заведения и научные центры Европы. В настоящее время ИСО возглавляет профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Александр Николаевич Нигаев, чей вклад в развитие специального образования удостоен Большой Золотой медалью Международной педагогической академии.

25 августа исполнилось 75 лет Уральскому государственному педагогическому университету. Сегодня на всех его факультетах и отделениях обучается более 15 тысяч студентов. В структуре УрГПУ 5 институтов, 10 факультетов, 68 кафедр, 2 музея, спортивный комплекс, научная библиотека.

УрГПУ остается крупнейшим научным центром, в котором активно ведут научные изыскания более 50 действительных членов и чле-нов-корреспондентов различных академий

(РАН, РАЕН, МПА, МАНПО, РЭА), более 80 докторов наук и профессоров, свыше 400 кандидатов наук и доцентов, Заслуженные деятели науки РФ.

Три четверти века истории старейшего на Урале педагогического университета свидетельствуют об огромном вкладе его выпускников в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.

© Орлова М. В., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.