тематическое единство, наличие визуального ряда. В то же время виртуальное представление книги позволяет выделить уникальные книжные издания, а также сделать подачу материала интерактивной, а печатная продукция (буклет) отличается более значительным объемом материала, эстетической законченностью, простотой и удобством использования. С текущими и постоянными виртуальными выставками фундаментальной библиотеки можно ознакомиться на ее интернет-сайте, а специально подготовленные к юбилею Герценовского университета и II Всероссийской педагогической ассамблее буклеты выложены на выставочных стойках.
В заключение следует отметить, что тема, обсуждаемая в рамках мастер-класса, вызвала заинтересованность как предметную (представленный опыт в подходах к комплектованию и использованию библиотечных ресурсов), так и потенциально практическую (выработаны предложения для включения в резолюцию ассамблеи). Участники мастер-класса были единодушны: весь комплекс мероприятий по обеспечению образовательного процесса библиотечными ресурсами в соответствии с требованиями современных стандартов и лицензионными требованиями должен быть обеспечен соответствующим финансированием.
РЕЗОЛЮЦИЯ
II ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ «ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»
14—15 мая 2012 года в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена состоялась II Всероссийская педагогическая ассамблея «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала». Проведение ассамблеи стало продолжением и развитием инициативы Герценовского университета, направленной на расширение участия общества в решении задач подготовки учителя нового поколения — Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя, в 2010 году.
Проблемы, предложенные для обсуждения участникам ассамблеи, были предварительно рассмотрены в рамках научной дискуссии Северо-Западного отделения РАО «Современные реалии российского образования», прошедшей 1—2 марта 2012 года в РГПУ им. А. И. Герцена, и V Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» 5—6 апреля 2012 года.
В работе ассамблеи приняли участие более 700 человек из 82 регионов Российской Федерации.
Проведение ассамблеи продиктовано потребностью профессионального педагогического сообщества выработать консолидированное мнение относительно инновационных стратегий развития педагогического образования в контексте новых вызовов времени и отечественных культурно-образовательных традиций подготовки учителя в России.
Принимая во внимание значение образования для развития человеческого капитала России, в ходе пленарного заседания, работы круглых столов и дискуссионных площадок участники ассамблеи обсудили следующие проблемы:
• введение новых образовательных стандартов школьного и высшего образования и связанные с ними задачи индивидуализации обучения в целях развития личности каждого обучающегося;
• социальная ответственность и социальная роль современного учительства;
• ресурсоемкость высшего педагогического образования в условиях развития экономики знания;
• взаимообусловленность динамично развивающихся информационных технологий и высокотехнологичной образовательной среды;
• повышение эффективности внедрения инновационных образовательных технологий в образовательную систему;
• самореалиазция и особенности развития современного ребенка, профессиональное становление современного студента в различных средах и субкультурах;
• особенности развития инклюзивного образования в целостном процессе интеграции человеческого общества;
• перспективы развития образования взрослых;
• расширение социального партнерства в общем и высшем образовании для решения задач повышения открытости образования;
• правовое обеспечение инновационного развития национальной системы непрерывного образования;
• сохранение национальных культурных образовательных традиций в школьном и высшем образовании;
• развитие и воспитание детей и сохранение института семьи;
• поиск пространств взаимодействия семьи, общества и образования в динамично изменяющемся мире;
• выявление ресурсов повышения конкурентоспособности отечественного образования;
• определение новых форматов взаимодействия системы образования и социума в масс-медийном пространстве;
• установление современных границ экологически допустимого взаимодействия человека со средой и с другим человеком в образовательном процессе;
• управление информационными потоками в целях повышения качества образования;
• создание условий для самостоятельного выбора человеком образовательного пути в поликультурном обществе.
Выражая свое удовлетворение всесторонним обсуждением поставленных вопросов, участники ассамблеи отмечают:
• стратегия социально-экономического развития страны актуализировала задачу поиска новых подходов к подготовке учителя на основе междисциплинарной интеграции знаний о человеке, современных информационных и гуманитарных технологий, развития гражданского общества;
• потребность в обновлении кадрового состава учительского корпуса, способного к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», и задачи интенсификации исследовательской и инновационной деятельности во всех областях жизни страны обусловливают поиск современных стратегий ориентации молодежи на профессию учителя, активизацию участия и поддержки обществом престижа учительской профессии;
• модернизация образования в настоящее время получила свое дальнейшее развитие в результате введения новых образовательных стандартов второго поколения в школе и третьего поколения в вузе, перехода вузов России на уровневое образование.
Глубоко осознавая основополагающую роль подготовки педагогических кадров в целостном процессе обновления и развития отечественной системы образования, участники ассамблеи обращают внимание общественности на достижения системы педагогического образования:
• укрепилась взаимосвязь педагогических вузов и учреждений системы общего и дополнительного образования детей на основе интеграции науки и образования;
• сложилась позитивная практика повышения квалификации педагогов школ и профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку учителя, по актуальным направлениям развития образования;
• расширился спектр образовательных программ в магистратуре, ориентированных на переподготовку учителя для новой школы;
• увеличился приток профессионально подготовленной молодежи на разные уровни системы непрерывного образования;
• существенно расширилась практика проведения профессиональных конкурсов и конкурсов личностных достижений педагогических кадров;
• усилились интеграционные тенденции в образовании, осуществляется внедрение инклюзивной модели образования.
Будучи обеспокоенными складывающейся практикой перевода педагогических вузов в учреждения высшего профессионального образования более широкой направленности (социально-педагогические академии, гуманитарные университеты), участники ассамблеи подчеркивают:
• необходимость сохранения и упрочения отечественной традиции подготовки педагогов в педагогических вузах;
• необходимость системного развития фундаментальных педагогических исследований, выполняемых в рамках реализации комплексных программ изучения человека;
• важность выявления мотивации к педагогической профессии на всех этапах профессионализации: у абитуриентов педагогических вузов на каждом уровне образования, у поступающих на работу педагогов.
Учитывая особую значимость образования в контексте новых задач развития личности, общества и государства, модернизации экономики и науки, участники ассамблеи выдвигают предложения по первоочередным мерам поддержки педагогического образования:
• включить технологии развития человеческого капитала в перечень ведущих критических технологий Российской Федерации;
• разработать концепцию государственно-общественной поддержки высшего педагогического образования как определяющего фактора развития отечественного образования;
• содействовать совершенствованию законодательства в области правовых основ инклюзивного образования, обеспечения инвестиционной и спонсорской привлекательности системы образования (налоговые льготы, паблисити и иные преференции);
• обеспечить поддержку и развитие сетевого сотрудничества вузов в сфере подготовки педагогических кадров и образования взрослых, содействовать установлению многосторонних связей педагогических вузов друг с другом, с органами местной власти, работодателями в целях популяризации и продвижения в общественном сознании идей добровольной поддержки выпускниками и представителями общественности развития образовательных учреждений;
• учредить на конкурсной основе Национальный педагогический университет (Национальный педагогический научно-образовательный центр) как ресурс создания и распространения наукоемких образовательных технологий в широкой образовательной практике;
• создать условия, стимулирующие разработку практико-ориентированных рекомендаций по реализации и обеспечению взаимосвязи Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального педагогического
образования, включая разработку мер оперативной корректировки ФГОС педагогического образования, программ повышения квалификации учителей;
• разработать программы трудоустройства и поддержки выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование»;
• поддержать инициативу российских кафедр ЮНЕСКО о проведении международного Года учителя в целях поднятия статуса учителя;
• предусмотреть бюджетное финансирование повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку учителя, по актуальным вопросам развития общего и профессионального образования;
• осуществить мероприятия по повышению заработной платы работников образования, разработать и нормативно обеспечить реализацию программ по социальной защите педагогических работников.