РЕЗОЛЮЦИЯ
Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации
Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г.
21-22 января 2010 г. в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена состоялась Педагогическая ассамблея, посвященная открытию Года учителя.
В работе Педагогической ассамблеи приняли участие: высшее руководство Российской Федерации, руководители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, руководители субъектов Российской Федерации, руководители федеральных и региональных органов управления образованием, ректоры вузов России, учителя различных регионов страны.
Всего в работе приняло участие более 500 человек из более 70 регионов Российской Федерации.
Участники ассамблеи обсудили вопросы, связанные:
• с особенностями развития отечественной общеобразовательной школы в современных условиях;
• с требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной деятельности учителя;
• с основными направлениями дальнейшей модернизации системы подготовки учителя.
Обсуждение поставленных вопросов показало, что участники Педагогической ассамблеи:
• полностью разделяют главные принципы модернизации школьного образования, определенные в послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации;
• поддерживают национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и готовы включиться в ее реализацию;
• позитивно оценивают имеющийся опыт реализации основных направлений развития отечественной общеобразовательной школы, итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
• понимают значимость разработки современных требований к оценке качества профессиональной деятельности учителя;
• считают важным активизацию участия общества в поиске путей реализации стратегических направлений развития отечественного образования и подготовки учителя;
• принимают во внимание положительные результаты опытно-экспериментальной проверки организации уровневого педагогического образования, реализующего нелинейную организацию образовательного процесса и кредитно-зачетной системы оценки его результатов;
• понимают необходимость активизации профессионально-педагогического сообщества в инновационных процессах, происходящих в образовании, в реализации стратегических направлений развития новой школы.
Участники Педагогической ассамблеи единодушно признают, что обновление качества профессиональной деятельности учителя является важнейшим фактором образовательных достижений школьников, действенным средством модернизации и дальнейшего инновационного развития страны и требует решения новых значимых задач. Первоочередными среди них являются:
• подготовка и переподготовка педагогических кадров в контексте лучших мировых и отечественных практик подготовки учителей;
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ
• подготовка учителя, готового к работе с детьми с разными способностями и проблемами, представителями различных социальных слоев, культур, религиозных конфессий;
• создание условий для сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей;
• построение системы нравственного совершенствования личности учителя как основного фактора духовно-нравственного воспитания учащихся;
• развитие образовательной среды школы в социокультурной среде региона, как среды, позволяющей реализовать идеи инклюзивного образования, индивидуальных маршрутов школьников, профильной и профессиональной подготовки, образовательно-социальных практик;
• обновление процедур отбора абитуриентов в педагогические вузы, введение экзамена на должность учителя;
• развитие педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педагогических кадров, осуществляющих масштабные исследования проблем образования и уровневой системы педагогического образования, включающей в себя повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования, получение дополнительного профессионального образования и второго высшего педагогического образования;
• проведение общественной аттестации выпускников, освоивших образовательные программы подготовки учителя, работодателями, введение практики интернатуры.
Участники Педагогической ассамблеи подчеркивают, что для решения этих первоочередных задач потребуется:
• определенность и четкость образовательной политики в вопросах модернизации общего образования и подготовки педагогических кадров;
• государственная и общественная поддержка высшего педагогического образования как определяющего фактора развития отечественного образования;
• усиление государственно-общественного характера управления образованием;
• систематическое проведение совещаний, семинаров, консультаций по осмыслению отечественных образовательных традиций и передового мирового опыта модернизации подготовки педагогических кадров в условиях уровневого образования;
• установление многосторонних связей вузов, осуществляющих подготовку учителя, друг с другом, с органами местной власти, работодателями;
• постоянное изучение динамично меняющихся потребностей общества в педагогическом образовании.
В качестве первоочередных мер поддержки педагогического образования и учительской профессии участники Педагогической ассамблеи предлагают:
• в политическом плане — определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение государственной и общественной поддержки образования, усиление роли регионов в его развитии; дальнейшее развитие его взаимодействия с государственно-общественными партнерами;
• в социальном плане — формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества и создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении качественного образования;
• в экономическом плане — консолидацию финансовых ресурсов разного уровня для обеспечения условий полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов и в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;
• в образовательном плане — реализацию перехода к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам, создание механизмов повышения качества и конкурентоспособности образования.
В результате обсуждения участники Педагогической ассамблеи пришли к выводу о целесообразности рекомендовать:
Министерству образования и науки РФ:
• провести серию совещаний, связанных с координацией усилий образовательных учреждений общего и профессионального образования в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
• рассмотреть результаты экспериментальной работы вузов России по совершенствованию подготовки учителя для новой школы;
• обновить нормативно-правовую базу деятельности учреждений общего и высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях с использованием результатов инновационных процессов в отечественном образовании;
• предусмотреть бюджетное финансирование повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку учителя, по актуальным направлениям развития новой школы;
• провести всероссийский съезд учителей для подведения итогов Года учителя;
• инициировать принятие Профессионального кодекса учителя.
Региональным органам управления образованием:
• организовать серию совещаний и семинаров по взаимодействию образовательных учреждений общего и профессионального образования в процессе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
• разработать систему включения работодателей в оценку качества подготовки педагогических кадров в регионе;
• предусмотреть дополнительную государственную поддержку образовательных учреждений, успешно реализующих стратегические задачи развития новой школы и подготовки педагогических кадров для нее;
• организовать в образовательных учреждениях региона широкое обсуждение Профессионального кодекса учителя.
Российской академии образования:
• активизировать деятельность по разработке фундаментальных основ развития уровневого отечественного образования;
• систематизировать результаты исследований, связанных с обеспечением модернизации подготовки педагогических кадров в условиях становления новой школы;
• стимулировать разработки практико-ориентированных рекомендаций по осуществлению национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Координационному совету учебно-методических объединений в области педагогического образования:
• провести всесторонний анализ и публичное обсуждение основных задач модернизации подготовки учителя в условиях развития новой школы;
• обобщить результаты деятельности педагогических вузов по разработке научнометодического обеспечения и сопровождения перехода на уровневое образование;
• разработать программу первоочередных мероприятий по общественно-профессиональному обсуждению проблемы совершенствования подготовки учителя для новой школы;
• обсудить различные варианты взаимодействия образовательных учреждений, готовящих педагогические кадры, с профессиональными сообществами работодателей.
Образовательным учреждениям, готовящим педагогические кадры:
• разработать пути привлечения работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров;
• продолжить работу по подготовке и переподготовке профессорско-преподавательского состава к деятельности в условиях уровневого образования с использованием, в том числе, сетевого взаимодействия.
Резолюция принята участниками ассамблеи 22 января 2010 г. единогласно.