Научная статья на тему 'Резолюция Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации, Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г.'

Резолюция Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации, Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Текст Резолюции Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации, Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации, Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г.»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в Российской Федерации

Санкт-Петербург, 21-22 января 2010 г.

21-22 января 2010 г. в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена состоялась Педагогическая ассамблея, посвященная открытию Года учителя.

В работе Педагогической ассамблеи приняли участие: высшее руководство Российской Федерации, руководители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, руководители субъектов Российской Федерации, руководители федеральных и региональных органов управления образованием, ректоры вузов России, учителя различных регионов страны.

Всего в работе приняло участие более 500 человек из более 70 регионов Российской Федерации.

Участники ассамблеи обсудили вопросы, связанные:

• с особенностями развития отечественной общеобразовательной школы в современных условиях;

• с требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной деятельности учителя;

• с основными направлениями дальнейшей модернизации системы подготовки учителя.

Обсуждение поставленных вопросов показало, что участники Педагогической ассамблеи:

• полностью разделяют главные принципы модернизации школьного образования, определенные в послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации;

• поддерживают национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и готовы включиться в ее реализацию;

• позитивно оценивают имеющийся опыт реализации основных направлений развития отечественной общеобразовательной школы, итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

• понимают значимость разработки современных требований к оценке качества профессиональной деятельности учителя;

• считают важным активизацию участия общества в поиске путей реализации стратегических направлений развития отечественного образования и подготовки учителя;

• принимают во внимание положительные результаты опытно-экспериментальной проверки организации уровневого педагогического образования, реализующего нелинейную организацию образовательного процесса и кредитно-зачетной системы оценки его результатов;

• понимают необходимость активизации профессионально-педагогического сообщества в инновационных процессах, происходящих в образовании, в реализации стратегических направлений развития новой школы.

Участники Педагогической ассамблеи единодушно признают, что обновление качества профессиональной деятельности учителя является важнейшим фактором образовательных достижений школьников, действенным средством модернизации и дальнейшего инновационного развития страны и требует решения новых значимых задач. Первоочередными среди них являются:

• подготовка и переподготовка педагогических кадров в контексте лучших мировых и отечественных практик подготовки учителей;

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

• подготовка учителя, готового к работе с детьми с разными способностями и проблемами, представителями различных социальных слоев, культур, религиозных конфессий;

• создание условий для сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей;

• построение системы нравственного совершенствования личности учителя как основного фактора духовно-нравственного воспитания учащихся;

• развитие образовательной среды школы в социокультурной среде региона, как среды, позволяющей реализовать идеи инклюзивного образования, индивидуальных маршрутов школьников, профильной и профессиональной подготовки, образовательно-социальных практик;

• обновление процедур отбора абитуриентов в педагогические вузы, введение экзамена на должность учителя;

• развитие педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педагогических кадров, осуществляющих масштабные исследования проблем образования и уровневой системы педагогического образования, включающей в себя повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования, получение дополнительного профессионального образования и второго высшего педагогического образования;

• проведение общественной аттестации выпускников, освоивших образовательные программы подготовки учителя, работодателями, введение практики интернатуры.

Участники Педагогической ассамблеи подчеркивают, что для решения этих первоочередных задач потребуется:

• определенность и четкость образовательной политики в вопросах модернизации общего образования и подготовки педагогических кадров;

• государственная и общественная поддержка высшего педагогического образования как определяющего фактора развития отечественного образования;

• усиление государственно-общественного характера управления образованием;

• систематическое проведение совещаний, семинаров, консультаций по осмыслению отечественных образовательных традиций и передового мирового опыта модернизации подготовки педагогических кадров в условиях уровневого образования;

• установление многосторонних связей вузов, осуществляющих подготовку учителя, друг с другом, с органами местной власти, работодателями;

• постоянное изучение динамично меняющихся потребностей общества в педагогическом образовании.

В качестве первоочередных мер поддержки педагогического образования и учительской профессии участники Педагогической ассамблеи предлагают:

• в политическом плане — определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение государственной и общественной поддержки образования, усиление роли регионов в его развитии; дальнейшее развитие его взаимодействия с государственно-общественными партнерами;

• в социальном плане — формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества и создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении качественного образования;

• в экономическом плане — консолидацию финансовых ресурсов разного уровня для обеспечения условий полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов и в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;

• в образовательном плане — реализацию перехода к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам, создание механизмов повышения качества и конкурентоспособности образования.

В результате обсуждения участники Педагогической ассамблеи пришли к выводу о целесообразности рекомендовать:

Министерству образования и науки РФ:

• провести серию совещаний, связанных с координацией усилий образовательных учреждений общего и профессионального образования в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• рассмотреть результаты экспериментальной работы вузов России по совершенствованию подготовки учителя для новой школы;

• обновить нормативно-правовую базу деятельности учреждений общего и высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях с использованием результатов инновационных процессов в отечественном образовании;

• предусмотреть бюджетное финансирование повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку учителя, по актуальным направлениям развития новой школы;

• провести всероссийский съезд учителей для подведения итогов Года учителя;

• инициировать принятие Профессионального кодекса учителя.

Региональным органам управления образованием:

• организовать серию совещаний и семинаров по взаимодействию образовательных учреждений общего и профессионального образования в процессе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• разработать систему включения работодателей в оценку качества подготовки педагогических кадров в регионе;

• предусмотреть дополнительную государственную поддержку образовательных учреждений, успешно реализующих стратегические задачи развития новой школы и подготовки педагогических кадров для нее;

• организовать в образовательных учреждениях региона широкое обсуждение Профессионального кодекса учителя.

Российской академии образования:

• активизировать деятельность по разработке фундаментальных основ развития уровневого отечественного образования;

• систематизировать результаты исследований, связанных с обеспечением модернизации подготовки педагогических кадров в условиях становления новой школы;

• стимулировать разработки практико-ориентированных рекомендаций по осуществлению национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Координационному совету учебно-методических объединений в области педагогического образования:

• провести всесторонний анализ и публичное обсуждение основных задач модернизации подготовки учителя в условиях развития новой школы;

• обобщить результаты деятельности педагогических вузов по разработке научнометодического обеспечения и сопровождения перехода на уровневое образование;

• разработать программу первоочередных мероприятий по общественно-профессиональному обсуждению проблемы совершенствования подготовки учителя для новой школы;

• обсудить различные варианты взаимодействия образовательных учреждений, готовящих педагогические кадры, с профессиональными сообществами работодателей.

Образовательным учреждениям, готовящим педагогические кадры:

• разработать пути привлечения работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров;

• продолжить работу по подготовке и переподготовке профессорско-преподавательского состава к деятельности в условиях уровневого образования с использованием, в том числе, сетевого взаимодействия.

Резолюция принята участниками ассамблеи 22 января 2010 г. единогласно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.