Научная статья на тему 'Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (мастер-класс в библиотеке Герценовского университета)'

Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (мастер-класс в библиотеке Герценовского университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ПОДПИСКА НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (мастер-класс в библиотеке Герценовского университета)»

Н. Н. Квелидзе-Кузнецова, Ю. В. Лапина, С. А. Морозова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ: КАК И ЧЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС?

(МАСТЕР-КЛАСС В БИБЛИОТЕКЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В рамках II Всероссийской педагогической ассамблеи в фундаментальной библиотеке им. императрицы Марии Федоровны был организован мастер-класс «Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс?», в котором приняли участие около 80 человек, — помимо представителей библиотечного сообщества (руководителей и главных специалистов библиотек Санкт-Петербурга и других городов страны), присутствовали преподаватели и сотрудники Герценовского университета, учителя, директора школ. Модераторами мастер-класса выступили Д. И. Бойков, проректор по информатизации РГПУ им. А. И. Герцена, В. А. Панин, и. о. ректора Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, Н. Н. Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена.

Открыл мероприятие Д. И. Бойков. Он отметил важность темы, необходимость сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Н. Н. Квелидзе-Кузнецова заострила внимание на многоаспектности и системности подходов при решении вопросов реализации образовательной деятельности в современных вузах в условиях информационных потоков, на многообразии учебных и научных ресурсов, подчеркнув значимость взаимодействия библиотеки со всеми подразделениями, преподавателями и научными сотрудниками, а также поздравила всех присутствующих с 215-летием Герценовского университета. Переходя к содержательной части мастер-класса, она обратила внимание присутствующих, насколько широк спектр тем, предложенных для обсуждения: комплектование библиотек традиционными и электронными ресурсами, электронно-библиотечными системами; соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса; гуманитарно-просветительская и образовательная деятельность библиотек.

В презентации начальника отдела образовательных стандартов и программ РГПУ им. А. И. Герцена О. В. Харитоновой «Современная нормативная база учебно-методического обеспечения образовательного процесса» был обозначен перечень документов, регламентирующих в том числе и деятельность вузовских библиотек в части обеспечения пользователей современными электронными учебными и научными ресурсами, раскрыта хронология и последовательное ужесточение требований к высшим учебным заведениям по этим показателям. Так, в приказе Минобрнауки РФ № 986 от 04.10.2010 года «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» утверждается необходимость «наличия учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью», «укомплектованности библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами, находящимися в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов», а также «укомплектованности библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана». В постановлении Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 года «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» одним из необходимых условий лицензирования выступает «наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного

процесса». В приказе Минобрнауки РФ № 1953 от 05.09.2011 года «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса» уже оговариваются точные нормы обеспеченности обучающихся в вузах доступом к электронным ресурсам, содержательные и технические характеристики электронно-библиотечных систем (ЭБС), которые включают: количество представленных издательств (не менее 25), общее число изданий (не менее 5 тыс.). Соблюдение требований ФГОС ВПО третьего поколения (п. 7.17 — бакалавриат, п. 7.18 — магистратура) на сегодняшний день предполагает, что каждый обучающийся обеспечен доступом к ЭБС: «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к ЭБС, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями» (приказ Минобрнауки РФ № 1975 от 31.05.2011 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования»). Такие же требования выдвинуты в приказе Рособрнадзо-ра № 2267 от 25.10.2011 года «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»: наличие возможности доступа всех обучающихся к учебно-методической документации по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к ЭБС. К новым жестким требованиям должны быть готовы не только подразделения, ответственные за соблюдение стандартов, но и все участники образовательного процесса: преподаватели, студенты, библиотекари. В этой связи О. В. Харитонова еще раз подчеркнула важность тесного, конструктивного взаимодействия между всеми представителями учебно-образовательного процесса.

Директор фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена Н. Н. Квелидзе-Кузнецова остановилась на проблемах анализа и отбора учебных изданий в традиционном комплектовании. Требования ФГОС ВПО предполагают наличие в библиотеках высших учебных заведений фонда печатных и электронных изданий основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, фонда дополнительной литературы, а также ЭБС, отвечающих необходимым условиям. Лицензионные нормативы включают требования по формированию библиотечного фонда вуза, обеспеченности обучающихся доступом к электронным научным и образовательным ресурсам, содержательным и техническим характеристикам ЭБС. Библиотечный фонд формируется в соответствии с тематическим планом комплектования (ТПК), отражающим профиль учебных дисциплин вуза и тематику научно-исследовательских работ, и картотекой книгообеспеченности образовательного процесса, содержащей информацию об учебных дисциплинах, контингенте обучающихся, формах обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию. В отчетной форме картотеки указываются сведения о кафедре, специальности (направлении), профиле (специализации) и типе группы/курсе (бакалавриат, магистратура). В Герценовском университете в настоящее время реализуется около 8500 дисциплин: это более 95 специальностей, более 677 специализаций. В целях систематизации данных о книгообеспеченности по отдельным дисциплинам в формах заявок на приобретение печатной литературы и электронных ресурсов помимо традиционных граф введена графа: для обеспечения какой дисциплины, включенной в учебный план, предназначено. Такого рода информацию могут предоставить только кафедры. Сегодня для более эффективного комплектования библиотечных фондов назрела необходимость создать документ, регламентирующий формирование актуального ТПК с возможностью

его систематической корректировки. В обсуждении этого документа должны принять участие библиотека, кафедры и другие структурные подразделения. «Регламент обеспечения библиотечно-информационными ресурсами основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки ФГБОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена» должен будет определить порядок проведения комплекса мероприятий по обеспечению ресурсами образовательных программ университета и организацию контроля за их исполнением.

Подробный рассказ об электронных коллекциях и образовательных проектах, ориентированных на самые разные категории пользователей, представили в своей презентации «Ресурсы Президентской библиотеки для образования» участники Ассамблеи, сотрудники Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина: Ю. Г. Селиванова, начальник отдела лингвистического и программно-технологического обеспечения, и Л. В. Завьялова, ведущий специалист отдела. Одна из основных задач деятельности Президентской библиотеки — «формирование единого информационного пространства, способствующего формированию уважения к отечественной истории и российской государственности». Этой задаче соответствуют проекты: «Учебники по истории России» (от изданий дореволюционного периода до учебников советской эпохи), «История образования в России», «Университетская наука в Президентской библиотеке». Среди электронных коллекций библиотеки выделяются «Память о Великой Победе» (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне), «История Русской православной церкви», «Конституция — основной закон», «Государственная власть», «Отечественная война 1812 года». В библиотеке работает видеолекторий «Знание о России»; проходят конференции, выставки, конкурсы; проводятся виртуальные экскурсии «Сенатская, 3», «Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор», «Политика и мода», интерактивные олимпиады для школьников «Россия в электронном мире». Для самых маленьких разработан портал «Узнай Президента». Электронные читальные залы Президентской библиотеки функционируют в Санкт-Петербургском (юридический факультет) и Костромском университетах, в Северном (Арктическом) федеральном университете (Архангельск). В Ученый совет библиотеки входят ректоры крупнейших университетов России, поэто-мунеслучайно 31 марта 2011 года в ее стенах состоялся круглый стол «Библиотека вуза: научно-образовательная и информационная деятельность». Следует отметить, что фундаментальная библиотека Герценовского университета давно и плодотворно сотрудничает с Президентской библиотекой и, безусловно, это сотрудничество продолжится.

Тема презентации М. Э. Карповой, директора научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета, «Формирование репертуара подписки на электронные ресурсы (из опыта работы Санкт-Петербургского государственного университета)» показалась представителям библиотечного сообщества очень актуальной и близкой. Вопрос, вынесенный в заглавие презентации, волнует всех, кто связан с отбором и приобретением электронных ресурсов для библиотек. На слайдах презентации был наглядно представлен постоянный рост (2001—2011 годы) как числа электронных ресурсов в подписке СПбГУ, так и средств, выделяемых университетом на их приобретение. Непрерывно растет количество прочитанных полнотекстовых документов: в 2011 году их было свыше 500 тыс.; наиболее востребованными и популярными ресурсами являются Elsevier, eLibrary, JSTOR. В числе достижений научной библиотеки СПбГУ прошедшего года М. Э. Карпова назвала обеспечение доступа к ведущим мировым электронным научным ресурсам издательства Elsevier и компании СAS (SciFinder) на период до 2014 года (впервые подписка осуществлена сразу на 3 года!), к новому индексу цитирования по

книгам Book Citation Index на платформе Web of Knowledge на период до 2013 года, к полным архивным коллекциям журнала Science (с 1880 года) и журналов издательства Annual Reviews (с 1932 года). Стратегический план развития комплектования библиотеки электронными ресурсами предполагает подписку на ведущие мировые наукометрические ресурсы и инструменты оценки результатов научной деятельности, архивные коллекции, поиск финансирования доступа к ресурсам из различных источников, в том числе за счет средств программы развития университета и на средства проектов. Санкт-Петербургский университет — один из лидеров в России по использованию в научной и образовательной деятельности электронных ресурсов. Соотношение затрат на электронные и печатные издания в его подписке (научная библиотека) составляет 70% к 30%. Слагаемые успеха, как отметила М. Э. Карпова: активное, системное продвижение электронных ресурсов (информирование, проведение тренингов и семинаров, тестовые доступы); формирование репертуара подписки с учетом мнения пользователей (опросы, голосование, письма поддержки) и результатов статистики использования ресурсов; применение электронных ресурсов в системе оценки качества научной деятельности и публикационной активности сотрудников университета. Чрезвычайно важной составляющей эффективного использования электронных ресурсов в СПбГУ является то, что они доступны со всех компьютеров университетской сети, а также с любого компьютера, имеющего подключение к сети Интернет, при вводе индивидуального логина и пароля. Вопрос, который пока не решен в Петербургском университете, — вопрос подписки на ЭБС, поскольку, по мнению профессионалов, пока ни одну из существующих на российском рынке электронно-библиотечных систем нельзя признать полностью соответствующей требованиям обеспечения образовательного процесса в главном вузе нашего города.

Тема ЭБС была продолжена в выступлении заведующей отделом электронных публикаций и информационных ресурсов фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Гер -цена С. А. Морозовой «Электронно-библиотечные системы (ЭБС) в потоке лицензионной образовательной информации». Несколько минут она посвятила истории вопроса: от поручения Президента РФ Д. А. Медведева «Об обеспечении обучающихся вузов доступом к электронно-библиотечным системам» (31 октября 2009 года), приказа Минобрнауки РФ № 323 от 03.09.2009 года об обеспечении образовательного процесса электронно-библиотечной системой и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден 13 января 2010 года), в котором оговаривается необходимость обеспечить одновременным индивидуальным доступом к электронно-библиотечным системам не менее чем 25% обучающихся, до требований ФГОС ВПО третьего поколения с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ № 1975 от 31.05.2011 года, по которым «каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе». 7 сентября 2010 года Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям был представлен доклад «Электронная книга и электронно-библиотечные системы России», в котором дается определение ЭБС: «совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО нового поколения» (http://www. fapmc. ru/magnoliaPublic/rospechat/ activities/reports/2010/item1824. html). Проекты требований к ЭБС появлялись регулярно: в период с ноября 2010 года по июнь 2011 года было разработано 6 вариантов, но ни один из них не удовлетворял всех заинтересованных участников — создателей, покупателей, потребителей. Так, главными

показателями в оценке ЭБС являются количественные характеристики (количество представленных издательств, общее число документов), не учитывающие качество контента. Среди технических характеристик ЭБС выделяется возможность индивидуального неограниченного доступа, одновременного индивидуального доступа, полнотекстового поиска, формирования статистического отчета по пользователям, представления изданий с сохранением оригинальной верстки, доступа к зарубежным периодическим изданиям. Лицензионные нормативы определяют коэффициент обеспеченности доступом к ЭБС и коэффициент обеспеченности электронными изданиями для обучающихся в вузах, который к 2013 году должен составлять не менее 50 баллов, к 2014 году — не менее 75 баллов, к 2015 году — 100 баллов. В Герценовском университете после долгого предварительного изучения, тестирования, анализа отзывов факультетов и кафедр была осуществлена подписка на четыре ЭБС: iBooks (все отрасли знаний), IPRbooks (все отрасли знаний), ЭБС издательства «Лань» (математика, физика, филологические науки), ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (все отрасли знаний). Поскольку три первых ЭБС доступны при предварительном получении логина и пароля с любого компьютера вне университетской сети, обучающиеся могут работать дома, вечером, в выходные дни, праздники, на каникулах. Однако статистика показывает, что резкого увеличения электронной «книго-выдачи» не произошло: за январь — апрель 2012 года она составила 3036 единиц, или 4% от традиционной выдачи печатных изданий — 73787 единиц за этот же период. Эти данные отражают реальное соотношение наличия печатных и электронных учебных пособий на книжном рынке России. Важно отметить, что приведенные для сравнения в презентации данные о чтении электронных журналов в РГПУ им. А. И. Герцена (только в одной базе зарубежных научных журналов ЭБСКО герценовцы читают около 10 тыс. статей в месяц) свидетельствуют о том, что привлечение пользователя к электронным ресурсам — это многолетняя планомерная работа, которая в отношении электронных журналов ведется библиотекой уже более десяти лет, а применительно к ЭБС стаж подобной деятельности — менее года. Интересно также, что большая часть посещений ЭБС приходится на период с 9 до 18 часов в будние дни, с 18 до 9 часов — 37%, в выходные дни и праздники — всего 21%.

Чтобы современные ресурсы были востребованы, нужно о них рассказывать и учить ими пользоваться. Образовательная деятельность в библиотеке Герценовского университета — одна из традиционных форм работы. В презентации заведующей научно-библиографическим отделом фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена Ю. В. Лапиной «Образовательные программы фундаментальной библиотеки как навигатор в информационном потоке» представлены программы трех уровней, которые в настоящее время реализуются в библиотеке. Программы рассчитаны на все категории пользователей (от студента-первокурсника до преподавателя вуза) и адресованы разным аудиториям. Они имеют общую цель — помочь сориентироваться в стремительном потоке информации, в море традиционных печатных и электронных ресурсов.

I уровень — «Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов» (2 акад. ч): программа рассчитана на студентов I курса всех специальностей всех факультетов и институтов университета. С 2004 года она включена в учебный план и является обязательным общеуниверситетским курсом (решение ученого совета от 23.12.2004 года). Занятия проводятся в первом семестре, итоговая аттестация — зачет.

II уровень — «Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика» (8 акад. ч): программа рассчитана на студентов III—IV курсов и магистрантов. 6 акад. ч

отведено на изучение библиографических ресурсов, системы квалификационных индексов, стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу; 2 акад. ч — на знакомство с электронными учебными и научными полнотекстовыми ресурсами из подписки университета.

III уровень — «Современные информационные библиографические и наукометрические ресурсы» (72 акад. ч): программа составлена и реализована в январе 2012 года, является факультативной дисциплиной послевузовского профессионального образования, ориентирована на аспирантов первого года обучения. На аудиторных занятиях (14 акад. ч) изучаются современные библиографические ресурсы, система классификационных индексов, стандарты по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка), электронные учебные, научные и наукометрические ресурсы, индексы цитирования; 58 акад. ч отведено на самостоятельную работу аспирантов. Трудоемкость дисциплины в ЗЕТ — 2 балла, итоговая аттестация — зачет. Занятия по темам «Электронные учебные и научные ресурсы», «Наукометрические ресурсы. Индексы цитирования» проводятся также с группами преподавателей, научных сотрудников университета, лицами, повышающими квалификацию, по заявкам кафедр, для слушателей системы института постдипломного образования.

В настоящее время в фундаментальной библиотеке разработана программа IV уровня — «Внедрение в образовательный процесс электронных библиотечных систем и ресурсов» (72 акад. ч), являющаяся дополнительной профессиональной образовательной программой повышения квалификации. Дисциплина реализуется при организационно-методическом сопровождении института постдипломного образования.

Со всеми образовательными программами фундаментальной библиотеки можно ознакомиться на интернет-сайте: http://lib.herzen.spb.ru.

Презентацию «Культурно-просветительская деятельность библиотеки в развитии человеческого потенциала» представили заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена Л. В. Кумакова и и. о. заведующего отделом редкой книги С. Е. Волоскова. Л. В. Кумакова отметила, что реформирование высшего образования предполагает формирование у студентов гуманистического мировоззрения и развития их общей культуры, утверждение значимости моральных и этических ценностей. В этом важную роль играет библиотека, поскольку ее культурно-просветительская деятельность традиционно направлена на раскрытие человеческого потенциала: сегодня она требует современного взгляда, сочетания традиционных и электронных ресурсов. Важно выбирать проверенные временем библиотечные формы работы и искать новые (с применением информационных и коммуникационных технологий), использовать нестандартные решения в продвижении книг и чтения. Книжно-иллюстративные тематические и информационные экспозиции, виртуальные выставки, экскурсионные программы, презентации книг, проведение конференций, литературно-музыкальных вечеров, создание совместно с кафедрами литературных проектов, публикации о прошедших мероприятиях на сайте библиотеки и в университетской периодике — эти направления отражают сегодня культурно-просветительскую деятельность библиотеки.

С. Е. Волоскова отметила, что особого внимания заслуживают и такие формы работы с читателями, как обзор имеющихся фондов в виде буклетов или виртуального представления книги на сайте библиотеки. Обе эти формы обслуживания значительно расширяют читательский кругозор, предполагают строгий отбор и четкую логику подачи материала,

тематическое единство, наличие визуального ряда. В то же время виртуальное представление книги позволяет выделить уникальные книжные издания, а также сделать подачу материала интерактивной, а печатная продукция (буклет) отличается более значительным объемом материала, эстетической законченностью, простотой и удобством использования. С текущими и постоянными виртуальными выставками фундаментальной библиотеки можно ознакомиться на ее интернет-сайте, а специально подготовленные к юбилею Герценовского университета и II Всероссийской педагогической ассамблее буклеты выложены на выставочных стойках.

В заключение следует отметить, что тема, обсуждаемая в рамках мастер-класса, вызвала заинтересованность как предметную (представленный опыт в подходах к комплектованию и использованию библиотечных ресурсов), так и потенциально практическую (выработаны предложения для включения в резолюцию ассамблеи). Участники мастер-класса были единодушны: весь комплекс мероприятий по обеспечению образовательного процесса библиотечными ресурсами в соответствии с требованиями современных стандартов и лицензионными требованиями должен быть обеспечен соответствующим финансированием.

РЕЗОЛЮЦИЯ

II ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ «ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

14—15 мая 2012 года в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена состоялась II Всероссийская педагогическая ассамблея «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала». Проведение ассамблеи стало продолжением и развитием инициативы Герценовского университета, направленной на расширение участия общества в решении задач подготовки учителя нового поколения — Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя, в 2010 году.

Проблемы, предложенные для обсуждения участникам ассамблеи, были предварительно рассмотрены в рамках научной дискуссии Северо-Западного отделения РАО «Современные реалии российского образования», прошедшей 1—2 марта 2012 года в РГПУ им. А. И. Герцена, и V Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» 5—6 апреля 2012 года.

В работе ассамблеи приняли участие более 700 человек из 82 регионов Российской Федерации.

Проведение ассамблеи продиктовано потребностью профессионального педагогического сообщества выработать консолидированное мнение относительно инновационных стратегий развития педагогического образования в контексте новых вызовов времени и отечественных культурно-образовательных традиций подготовки учителя в России.

Принимая во внимание значение образования для развития человеческого капитала России, в ходе пленарного заседания, работы круглых столов и дискуссионных площадок участники ассамблеи обсудили следующие проблемы:

• введение новых образовательных стандартов школьного и высшего образования и связанные с ними задачи индивидуализации обучения в целях развития личности каждого обучающегося;

• социальная ответственность и социальная роль современного учительства;

• ресурсоемкость высшего педагогического образования в условиях развития экономики знания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.