Научная статья на тему 'Самостоятельная образовательная деятельность студентов: взгляд из библиотеки'

Самостоятельная образовательная деятельность студентов: взгляд из библиотеки Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Квелидзе-кузнецова Натела Нодарьевна

При организации самостоятельной образовательной деятельности студентов надо учитывать реальную степень читательской активности обучающихся. Оценив ее, можно скоординировать усилия всех структурных подразделений, которые предназначены создавать условия для обеспечения максимально благоприятной среды деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Квелидзе-Кузнецова Натела Нодарьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная образовательная деятельность студентов: взгляд из библиотеки»

Н. Н. Квелидзе-Кузнецова,

заместитель директора фундаментальной библиотеки

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ:

ВЗГЛЯД ИЗ БИБЛИОТЕКИ

При организации самостоятельной образовательной деятельности студентов, на наш взгляд, надо учитывать реальную степень читательской активности обучающихся. Оценив ее, можно скоординировать усилия всех структурных подразделений, которые предназначены создавать условия для обеспечения максимально благоприятной среды деятельности.

Анализ заявок на комплектование библиотечного фонда показал, что 90% заказанной литературы — это учебники и учебнометодические пособия. Это тот вид литературы, который студентам выдается на дом на срок в соответствии с учебным планом. 10% литературы для обеспечения образо-

вательной и научно-исследовательской деятельности и показывают нам 10% занятых мест в читальных залах открытого доступа в библиотеке.

Необходимо пересмотреть планирование перспективного и текущего комплектования с привлечением всех заинтересованных лиц и структур. При этом, соблюдая нормы книгообеспеченности, поддерживать фонд актуальной учебной литературой с учетом степени устареваемости по дисциплинам общегуманитарного и социальноэкономического профиля — за последние 5 лет, по специальным дисциплинам — за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам — за послед-

ние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам — за последние 10 лет.

Актуально и перераспределение удельного веса в подписке на периодические издания печатных и электронных версий журналов и газет. В подписке 2010 г. 419 названий периодики (всего 651 комплект). В электронной подписке — 1800 названий периодических изданий. Порядка 100 названий пересекаются в двух подписках, за счет этого можно сократить количество экземпляров печатной подписки (при условии полноценного использования электронной подписки).

Одной из причин неэффективного использования потенциального ресурса для обеспечения самостоятельной учебной деятельности студентов является разобщенность уже существующих и вновь создаваемых структур (таких, как библиотека, методические кабинеты, ресурсные центры и др.). Во многом каждая из перечисленных структур дублирует деятельность другой, что, безусловно, затратно материально и с точки зрения трудовых ресурсов. Как мы видим, анализируя использование студентами библиотечных ресурсов, формы обучения зачастую обретают информационный, а не самостоятельно-поисковый характер, что также не способствует проявлению познавательной инициативы студентов.

Решить задачу развития читательского интереса невозможно без решения проблемы пробуждения интереса к чтению. Как известно, чтение — одно из основных средств получения знаний в университете. Предполагается, что формирование мотивации чтения происходит непрерывно во время учебной деятельности. Именно преподаватель формирует на основе устойчивого интереса к познанию сознательного читателя, владеющего приемами культуры чтения («рациональное чтение»), приемами краткой рациональной записи (скоростное конспектирование), основами библиотечно-библиографической грамотности.

Пути решения.

Совместная работа преподавателей и библиотекарей университета по формированию гармоничного чтения студентов с использованием современных методов консультационного руководства самостоятельной учебной деятельностью студентов: а) формирование «списка рекомендованной литературы» на основе скомплектованного ранее библиотечного фонда (при непосредственном участии преподавателя); б) адресное направление студента по месту предоставления искомой литературы (точка доступа, основной фонд фундаментальной библиотеки, отраслевые специализированные библиотеки, специализированные методические кабинеты; способ доступа — чтение в читальных залах открытого доступа, ознакомление с электронными ресурсами в медиа-залах библиотеки; использование вне библиотеки учебников и учебно-методических пособий).

Система оказания квалифицированной помощи в подборе литературы библиографами-консультантами. Помочь студентам в ориентации в информационном потоке, в работе с библиографическими источниками, библиотечными каталогами, электронными полнотекстовыми и реферативными ресурсами, наукометрическими ресурсами позволяет организовать занятия по использованию информационно-библиотечных ресурсов и сервисов.

Осуществление системного анализа используемой литературы: прогнозирование спроса, следование пожеланиям пользователей и варьирование условий предоставления ресурсов, подготовка методического обеспечения по применению библиографического и полнотекстового контента, поддержка постоянного интереса пользователей к ресурсу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты библиотеки должны находить способы доведения ресурса до потребителя, например: если студенты не используют ресурс в полной мере, надо продвигать его в среде преподавателей до осознания «полезности» через презентации, обзоры, распространение результатов социологических исследований, которые тоже практикует

библиотека, в том числе и посредством университетской печати Может быть интересным, например, и результат конкурса «Самый читающий факультет».

Как итог возрастает сознательная мотивированная читательская активность студентов при необходимом условии — ведущей роли

преподавателя в руководстве чтением, готовности вышеперечисленных структур обеспечить условия удовлетворения читательского спроса. И тогда библиотека (чем дальше, тем больше) будет преобразовываться из хранилища прошлого в лабораторию по производству будущего.