Научная статья на тему 'Фундаментальная библиотека: история и современность'

Фундаментальная библиотека: история и современность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
465
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальная библиотека: история и современность»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

А. В. Воронцов,

директор фундаментальной библиотеки

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

На протяжении столетий русская культура была духовным стержнем, соединявшим все народы великой и многонациональной страны. 2007 г. объявлен годом русского языка, т. е. по сути дела русской культуры, поскольку язык — главная составляющая культуры. Значительное место в сохранении, развитии культуры принадлежит библиотекам. В послании Федеральному собранию РФ Президент России В. В. Путин отметил необходимость «на новой современной основе возродить в стране библиотечное дело», позаботиться «об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том чисел школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами»1. Прекрасно сказал о значимости библиотек в обществе Д. С. Лихачев: «Даже если погибнут университеты, институты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки»2. И еще одна очень современная мысль великого ученого-интеллигента, имевшего высокий авторитет в библиотечной среде: «Библиотеки — это не только основа культуры. Информационные ресурсы, находящиеся в них, — это тоже основа и экономики, и политики. XX век — век информатики. Наше будущее определяется уровнем ее развития»3.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 210-летие которого мы торжественно отметили в мае 2007 г., и его важнейшее подраз-

деление — фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Федоровны продолжают вносить огромный вклад в образование, просвещение, культуру России.

Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Федоровны — одна из старейших в Санкт-Петербурге, наряду с Российской национальной библиотекой, библиотекой Академии наук, Научной библиотекой им. М. М. Горького. Точных сведений о том, когда возникла библиотека, пока не обнаружено, хотя такие попытки нами предпринимаются. Но совершенно очевидно, что раз начались занятия, то были книги, учебники, пособия и другие материалы, необходимые для учебного процесса в Санкт-Петербургском воспитательном доме.

Санкт-Петербургский воспитательный дом получил свой самостоятельный статус в 1797 г. в рамках Мариинского ведомства. Он был основан выдающимся просветителем И. И. Бецким, которого Екатерина II после восшествия на престол приблизила к себе и сделала «домашним чтецом». И. И. Бецкой представил «планы» и «уставы» отдельных учебно-воспитательных заведений. Базой для учебной работы Воспитательного дома служили книги, первоначально правоведческого и богословского содержания, лично подаренные императрицей Марией Федоровной.

Еще при жизни императрицы Марии Федоровны в 1806 г. было организовано училище глухонемых детей, а в 1820 г. открыта типография для печатания специальной литературы. И все же до 40-х гг. XIX в. биб-

лиотеки как таковой не было. Все учебные курсы изучались по рукописным тетрадям. 26 апреля 1811 г. Мария Федоровна составила и утвердила «высшее повеление» о тщательном редактировании этих тетрадей и бережном их хранении для дальнейшего использования, положив, таким образом, начало будущей библиотеки.

В начале XX в. Николаевский сиротский институт, открытый на базе французских классов Воспитательного дома в 1837 г., стал одним из престижных женских учебных заведений. В нем вели педагогическую деятельность историк А. Е. Пресняков, языковед В. Ф. Шишмарев, автор многих детских книг, издатель «Журнала для детей» М. Б. Чистяков.

Тем не менее детской литературы и печатных руководств первоначально вообще не было. Лишь с 1840 г. стали поступать средства на их приобретение. В этом же году открыта литография. С 1852 г. литература стала приобретаться по трем направлениям: 1) историческая, художественная, 2) для детского чтения, 3) педагогическая. В

1873 г. в нынешнем главном корпусе, а тогда Николаевском сиротском институте, открыта читальня; в 1877 г. появляются первые правила для работы в капитальной библиотеке, которая в 1887 г. формируется как фундаментальная.

Важную роль в подготовке учительниц для начальной школы, учительниц труда, гимнастики и танцев внес Александрийский сиротский дом, расположившийся под крышей Воспитательного дома с 1843 г.

В 1864 г. при Воспитательном доме открывается первая женская гимназия с педагогическими классами и педагогическими курсами. Курсы в 1903 г. преобразуются в Женский педагогический институт. В 1912 г. Женский педагогический институт был приравнен к разряду высших учебных заведений, т. е. явился первым высшим педагогическим женским учреждением в стране.

Определенную роль в становлении РГПУ им. А. И. Герцена сыграли и другие педагогические учреждения. Особо отметим Петербургский психоневрологический инсти-

тут, основанный в 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева (1857-1917), выдающегося психиатра и психолога. Господствующая в институте атмосфера была создана этим строгим бихевиористом, придерживающимся позитивистских позиций. Здесь начинали свою деятельность известнейшие в России социологи М. М. Ковалевский, Л. И. Петра-жицкий, П. А. Сорокин, Е. В. де Роберти и др.

Основной фонд библиотеки начал формироваться около двухсот лет назад и насчитывает к настоящему времени более 3 млн экземпляров по всем отраслям знаний. Уникальность основного фонда библиотеки в том, что в нем хранятся рукописные и редкие печатные издания на русском и иностранных языках XVII-XX вв. из частных коллекций известных ученых, общественных деятелей, писателей, преподавателей вузов, а также книги и периодические издания научных, учебных и других государственных учреждений.

История нашей библиотеки еще пока не написана. Но исследования в этом направлении продолжаются. В мае 2007 г. в издательстве РГПУ вышла работа «Частные коллекции в фонде редкой книги фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена», подготовленная отделом редкой книги.

В предисловии к книге справедливо отмечается, что история формирования книжного фонда фундаментальной библиотеки является отражением не только истории становления Российского государственного педагогического университета, но и развития российской культуры в целом: книжные собрания и отдельные издания, входящие в состав фонда библиотеки, стали живыми свидетелями разных эпох и периодов истории государства Российского; они дают возможность более точно определить умонастроения и интересы просвещенной читательской публики, позволяют понять, как формировались в течение 200 лет основы мировоззрения многих поколений русского общества.

Библиотека за время своего существования внесла огромный вклад в научно-иссле-

довательскую, научно-педагогическую и образовательно-воспитательную деятель-

ность университета. В целях лучшего устройства и сохранения научного характера книгохранилища библиотека подразделялась на фундаментальную, в состав которой входило более 10 тыс. экземпляров уникальных изданий книг и журналов XVII-XVIII вв. на русском и иностранных языках, в том числе старопечатных, и специализированные пункты выдачи учебников на территориях факультетов, расположенных в разных концах города, в фондах которых насчитывалось около 20 тыс. экземпляров учебной литературы XVIII-XIX вв.

После Октябрьской революции в библиотеку Педагогического института им.

А. И. Герцена влились большие книжные фонды ряда закрытых учебных заведений, в том числе бывшего Императорского женского педагогического института, ведущего свое начало с 1863 г.; Историко-юридических курсов Раева; Высших женских естественнонаучных курсов М. А. Лохвицкой-Скалон; бывшего Дошкольного института и Института педологии и дефектологии (Института социального воспитания) и др. В 1919 г. при непосредственном участии ученого широкого профиля, педагога и писателя, создателя уникальной библиотеки детской литературы О. И. Капица была организована показательная библиотека детской литературы Института им. А. И. Герцена, которая насчитывала 35 тыс. томов и являлась богатейшим книгохранилищем в Ленинграде и одной из самых крупных библиотек Союза, по существу — центром книжной культуры. (Замечу, что и сейчас специализированной детской библиотеке по сути дела нет равных в стране. Ее книжный фонд составляет свыше 200 тыс. экземпляров) Среди влившихся в библиотеку в 20-е гг. ХХ в. фондов было много уникальных изданий, пользующихся спросом и у современных читателей; редчайших изданий эпохи царствования Анны Иоанновны; изданий из библиотеки графа Аракчеева, имеющих экслибрис; книжных редкостей, относящихся к книгам, запрещенным к об-

ращению и перепечатыванию в России; книг, написанных на кириллице. Также библиотеке были переданы книги по педагогике и педагогические журналы из бывшего Кадетского корпуса; часть библиотеки Бестужевских курсов; часть библиотеки Мраморного дворца, в состав которой входило книжное собрание уникальных книг по всем отраслям знаний, собранных Павлом Егоровичем Кеппеном. При слиянии книжный фонд составил 226 тыс. томов. А уже в 1934 г. библиотека имела в своем составе 507 тыс. 37 книг. Читальный зал был ежедневно открыт 12 часов, а в выходные дни 8 часов. При кабинетах института имелись библиотеки, в которых была сосредоточена основная литература по данной специальности. Выдача книг на дом не производилась. При кабинете дошкольного воспитания имелась показательная библиотека детской литературы, которая включала 35 тыс. томов. При фундаментальной библиотеке был читальный зал для студентов и отдельно читальный зал для аспирантов и преподавателей.

В 1941 г. фонд библиотеки пополнили библиотеки Института журналистики им.

В. В. Воровского, Коммунистического педагогического института им. Н. К. Крупской, часть библиотеки Института народов Крайнего Севера, Второго педагогического института иностранных языков и библиотека Ленинградского педагогического института им. М. Н. Покровского.

К концу 1940/1941 учебного года библиотека ЛГПИ им. А. И. Герцена стала одной из крупнейших вузовских библиотек Ленинграда. Они имела книжный фонд свыше 500 тыс. томов, 10 тыс. 500 читателей. Выдача книг в год составляла 703 тыс.

В сложнейших условиях Великой Отечественной войны библиотека продолжала работать.

Положение библиотеки в течение всего периода Великой Отечественной войны и особенно периода блокады Ленинграда было крайне тяжелым, бедственным, а труд тех людей, которые в ней работали, был по-истине героическим.

В августе—сентябре 1941 г. с Герценов-ским институтом был слит Коммунистический институт им. Н. К. Крупской. Большой книжный фонд в 250 тыс. книг был принят нашей библиотекой. По воспоминаниям бывшего директора фундаментальной библиотеки А. И. Градусовой, в октябре 1941 г. была предпринята попытка спасти библиотеку закрытого Института народов Крайнего Севера, но перевезти ее со Староневского на Мойку было уже трудно из-за бомбежек и обстрелов. На лошади перевести удалось только два воза книг, остальной фонд погиб на месте. По решению правительства институт вместе с другими вузами города, в том числе и библиотека, были эвакуированы в маленький уральский городок Кыш-тым Челябинской области.

В библиотеке ЛГПИ им. А. И. Герцена из библиотечных работников оставлены были двое — А. И. Градусова и Н. Л. Себастьяни. Они сумели сохранить библиотеку, и уже в 1943 г. она возобновила свою работу по обслуживанию читателей.

В 1948 г. в 78 томе Ученых записок ЛГПИ им. А. И. Герцена впервые публикуется указатель «Материалы к библиографии произведений А. И. Герцена и литературы о нем. 1936-1947 гг.». Работа по сбору литературы о жизни и деятельности Герцена началась еще до войны, когда был создан справочно-библиографический отдел. Данный указатель предназначался научным работникам, аспирантам и студентам и включал в себя собранные с достаточной полнотой публикации, вышедшие на русском языке в СССР за период с 1936 г. по 1947 г. включительно. В создании первой части библиографии принимали участие сотрудники библиотеки А. И. Градусова, М. Д. Овчинникова, В. М. Покровская, Т. И. Набокова, Н. И. Ковалева, Н. М. Лыс. Научным редактором был доцент кафедры истории СССР И. С. Смолин. Работа по составлению «Герценианы» продолжалась потом многие годы и завершилась изданием двухтомного указателя «Библиография литературы об А. И. Герцене. 1917-1970 гг.». Этот труд вошел в золотой фонд советской библио-

графической науки, широко известен как у нас в стране, так и за рубежом. В этой деятельности принимало участие не одно поколение библиографов нашей библиотеки, но особенно хочется выделить руководителей группы «герценоведов» Т. И. Набокову и Л. С. Терещатову.

За последние десятилетия фундаментальная библиотека выходит на качественно новый уровень работы. Сегодня фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Федоровны — это социокультурный, научно-образовательный, информационный центр, одно из важнейших подразделений такой громадной организации, каковой является РГПУ им. А. И. Герцена. Поэтому библиотека решает огромный круг вопросов: как внутренних, организационных, так и внешних, образовательных, информационных.

В 2000 г. была разработана «Концепция развития библиотеки университета на 20012005 гг.». Ее принципиальную основу составили Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О библиотечном деле», а также ключевые положения доктрины развития российской науки, Федеральной программы развития образования и «Программы развития университета на 2001-2005 гг.».

Новая концепция развития библиотеки в XXI в. определила, что библиотека университета должна стать мощным, качественно новым и максимально приближенным к читателю информационным и социокультурным центром, отвечающим всем требованиям современного образования с учетом положений Болонской декларации. За последние годы существенно изменилась, окрепла материально-техническая база библиотеки.

Для создания качественно нового информационно-библиографического обслуживания читателей в 1999 г. начата реконструкция помещений и реорганизация фондов библиотеки. Уже в 2001 г. в библиотеке было открыто 4 современных читальных зала на 250 посадочных мест с открытым доступом к 60 тыс. экземпляров книг с

электронной защитой. Была открыта после ремонта библиотека литературы по социально-экономическим и юридическим наукам с фондом 150 тыс. экземпляров и с читальным залом на 60 посадочных мест. В 2005 г. отремонтировано и оснащено 802 м2 площади библиотечных помещений.

К своему юбилею в этом году библиотека получила новый читальный зал в 243 м2, новый медиазал в 96 м2, зал редкой книги в 80 м2. За эти годы библиотека приобрела качественно новую оснащенность оборудованием.

Деятельность библиотеки приобретает особую актуальность в организации учебного процесса. Сформулированы новые принципы обеспечения учебно-воспитательного процесса литературой и информацией, сохранности собранной более чем за два столетия уникальной книжной коллекции.

Одной из основных задач библиотеки является оперативное реагирование на введение новых поколений государственных образовательных стандартов и новых специальностей, а также учебно-методическое сопровождение учебного процесса в соответствии с «Требованиями к обеспечению учебной литературой учебных заведений профессионального образования в обязательном порядке применяемыми при их лицензировании, аттестации и аккредитации». За последние десять лет фонд библиотеки вырос почти на 470 тыс. экземпляров новой литературы, в том числе в 2007 г. вырастет на 120 тыс. экземпляров. Комплектование фонда библиотека осуществляет только по заявкам кафедр, деканатов институтов, филиалов и других подразделений.

С начала 2003 г. читателям библиотеки предоставлена уникальная возможность поиска необходимых им книг в оцифрованном генеральном алфавитном каталоге. Теперь для поиска в генеральном алфавитном каталоге нет необходимости приходить в библиотеку. «Перелистывать» оцифрованные карточки можно и за домашним компьютером.

Оба вышеуказанных каталога, а также картотеки, которые ведут высококвалифицированные специалисты, выставлены на

сайте библиотеки, а, значит, наш читатель сегодня — это не только человек, приходящий в здание библиотеки, но и любой пользователь компьютера с доступом в Интернет как в России, так и за ее пределами.

С 2002 г. фундаментальная библиотека РГПУ им. А. И. Герцена создает собственную полнотекстовую базу данных «Герце-новская электронная библиотека», в электронных коллекциях которой и авторефераты диссертаций, защищенных в РГПУ им. А. И. Герцена, и труды преподавателей университета, а также научная и учебная литература, необходимая в учебном процессе вуза. Эту коллекцию можно посмотреть и в самой библиотеке, и на ее сайте. На данный момент коллекция насчитывает 3,5 тыс. названий. Доступ к коллекции также возможен с сайта Корпоративной библиотечной системы Северо-Запада и с сервера Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН).

Пять лет назад в библиотеке открылся интернет-зал, пользующийся огромной популярностью среди читателей.

Весной 2004 г. в библиотеке открылся медиазал, оснащенный самым современным оборудованием, необходимым для предоставления нашим пользователям любых типов электронных носителей, проведения презентаций и занятий со студентами, аспирантами и преподавателями. К открытию зала была собрана коллекция учебных, научных и познавательных ресурсов на компакт-дисках, которая постоянно пополняется, предполагается развивать фонд познавательных видеоматериалов и ресурсов на В"УВ. Активнее стало развиваться неотъемлемое направление работы любой современной библиотеки, а особенно библиотеки университета, — приобретение прав доступа и предоставление читателям электронных полнотекстовых баз данных. На сегодняшний день Герценовский университет осуществляет подписку на несколько баз данных на коммерческих условиях (платная подписка на доступ к базе данных в течение года): Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки,

РУБРИКОН (энциклопедии и словари), EBSCO. Academic Search Premier (мульти-дисциплинарная база научных журналов), три базы данных российской периодики компании East View (центральные газеты России, региональные газеты России, журналы по общественным и гуманитарным наукам) и справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

На некоммерческих условиях и без ограничения сроков доступа заключены договоры об использовании ресурсов Научной электронной библиотеки E-Library (научные журналы мировых и российских издательств) и Университетской информационной системы РОССИЯ (общественная и социальная информация, на базе ресурсов МГУ).

При поддержке Национального электронно-информационного консорциума

(НЭИКОН) организован бесплатный годичный доступ к базам данных: журналы Оксфордского университета, Американского химического общества, Американского физического института, издательства Sage Publications, издательства Taylor&Francis, издательства Nature Publishing Group и электронной версии журнала Science.

Из указанных баз данных на всей территории университетской сети доступны база компании EBSCO, три базы российских газет и журналов East View, ресурсы Научной электронной библиотеки E-Library, РУБ-РИКОН, РОССИЯ и все базы данных, предоставляемые при поддержке консорциума НЭИКОН. Кроме того, администратор базы данных фундаментальной библиотеки может открыть доступ к базе EBSCO и Научной электронной библиотеке для любого компьютера с фиксированным IP-адресом, расположенного вне территории университетского кампуса. Для работы с базой компании EBSCO любой пользователь-герце-новец может получить также и индивидуальное имя и пароль для доступа с любого компьютера, подключенного к Интернету, например находящегося дома. Обратившись в библиотеку, студент, аспирант, преподаватель нашего университета может получить также индивидуальное имя и пароль

для использования энциклопедических и словарных ресурсов РУБРИКОН.

Всего в перечисленных базах данных наши пользователи могут читать более 120 тыс. диссертаций на русском языке; 6 367 журналов на иностранных языках (в основном, на английском); 160 центральных и региональных российских газет; 209 научных журналов России; 2 400 документов российского законодательства

И главное: это абсолютно официальная информация, предоставляемая научными издательствами и государственными организациями, имеющая необходимые сертификаты и лицензии, а для научных журналов, в большинстве случаев, рецензируемая и индексируемая.

Фундаментальная библиотека проводит серьезную научно-исследовательскую и научно-методическую работу.

Отделом редкой книги осуществлена работа по научному описанию частных коллекций, в частности, П. Е. Кеппена, Ф. А. Вит-берга, Н. М. Каринского, К. Я. Михайловского, И. И. Дитятина, Б. М. Мелиоранского.

В 2000 г. вышло первое издание биобиб-лиографического справочника «Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XX веке: Биографический справочник», а в 2002 г. — второе издание, существенно дополненное и исправленное. В справочнике было представлено более 1 200 фамилий профессоров и докторов наук, которые работали в университете в XX в., а также почетных профессоров и почетных докторов. В юбилейном справочнике «Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XXI веке» представлено 518 биографий работающих профессоров и почетных докторов. Биографический справочник позволяет конкретизировать жизнь и труды ученых, внесших огромный вклад в развитие науки, культуры, образования. В справочник включены имена ученых, работающих в РГПУ им. А. И. Герцена по сей день или работавших с 2001 по 2006 г.

Библиотека издает «Библиографический указатель научных трудов сотрудников

РГПУ им. А. И. Герцена». Вышел первый том «Естественно-математические и технические науки», часть первая: 1979-1989 гг., часть вторая: 1990-2000 гг. Готовится к печати второй том указателя: «Педагогические науки, 1990-2000 гг.». Ведется интенсивная работа по создания третьего и четвертого томов: «Общественно-политиче-

ские науки» и «Филологические науки».

В библиотеке проводятся многочисленные мероприятия культурно-воспитательного характера: выставки, освещающие юбилейные события и знаменательные даты, презентации книг из серии «Золотые имена»: «Петербургская повесть. Главы

жизни ректора А. Д. Боборыкина» (2002), «Человек в потоке времени. Я. С. Билин-кис» (2003), «Герценовская школа русской диалектологии. Н. П. Гринкова и В. И. Ча-гишева» (2004), «Петербургская повесть. Главы жизни проректора Ю. В. Кожухова»

(2006), «Первый ректор Третьего педагогического института в Петрограде. Страницы жизни А. П. Пинкевича» (2007). Работает литературно-музыкальный «Салон русской культуры».

Вывод, как нам представляется, вполне однозначен. Несмотря на серьезный возраст, старейшая вузовская библиотека год от года молодеет. Она развивается динамично, учитывая растущие потребности студенческого и профессорско-преподавательского коллективов и отвечая на вызовы времени.

Примечания

1. Послание Федеральному собранию Российской Федерации Президента России // Интернет-версия «Российской газеты» (www.rg.ru)

2. Лихачев Д. С. Книга или телеэкран // Наше наследие. 1990. № 1. С. 36.

3. Цит. по: Информационный бюллетень РБА. 2006. № 40. С. 5.

Ю. В. Лапина,

главный библиограф фундаментальной библиотеки

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

В 2008 г. исполнится 70 лет со дня создания научно-библиографического отдела фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена. Начало справочно-библиографической службе в библиотеках Советского Союза было положено постановлением ЦК ВКП(б) «Об улучшении дела самообразования» в 1933 г. С течением времени во многих библиотеках страны подобные службы приобретали статус самостоятельных подразделений. В библиотеке ЛГПИ им. А. И. Герцена справочно-библиографический отдел был создан в январе 1938 г. Первоначально в его функции входило обеспечение читателей литературой справочного и энциклопедического характера, помощь в подборе литературы по определенным темам, библиографическое консультирование, роспись поступающих в библиотеку периодических изданий. В дальнейшем сфера деятельности библиографов значительно расширилась, а с 2001 г. отдел стал

называться научно-библиографическим.

В настоящее время в структуре отдела выделены три сектора — справочно-библиографического обслуживания, информационного обслуживания, пропаганды библиотечнобиблиографических знаний. Основные направления работы — информационное и библиографическое обслуживание, ведение систематической картотеки статей и тематических картотек (с 1998 г. — библиографических баз данных), проведение занятий по основам библиотечно-библиографических знаний со студентами, издательская деятельность. Стремление всесторонне удовлетворить потребности читателей определило приоритеты в работе отдела: создание ряда тематических картотек, подготовку списков литературы по актуальным проблемам, формирование тематических разделов в составе фонда отдела, введение в практику курса «Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.