ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА:
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. МАТЕРИАЛЫ II ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ
14—15 мая 2012 года в Герценовском университете состоялась II Всероссийская педагогическая ассамблея «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала». Ассамблея была проведена в рамках празднования 215-летнего юбилея университета и собрала более 700 участников из 82 регионов Российской Федерации.
Целью ассамблеи стало обсуждение острых проблем современного образования, решение которых будет способствовать усилению конкурентных преимуществ России в научно-образовательной сфере.
Первое пленарное заседание ассамблеи открыл губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко. В своем приветствии он отметил роль Герценовского университета в развитии образования в нашей стране, подчеркнул значимость проведения данного высокого собрания для определения перспектив развития человеческого потенциала средствами образования в нашей стране.
Участников ассамблеи также приветствовали Максим Викторович Дулинов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, и Владимир Николаевич Васильев, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга.
Доклад ректора университета Валерия Павловича Соломина раскрыл значимость Герценовского университета в развитии педагогических инноваций на протяжении всего времени существования государственной системы образования в нашей стране и в инициировании образовательных инноваций сегодня.
Наиболее острые проблемы современного образования были обсуждены на заседаниях 17 круглых столов и дискуссионных площадок, в которых приняли участие учащиеся школ Санкт-Петербурга и их родители, педагоги школ и дошкольных учреждений, а также те, кого волнует состояние современного образования в России.
Видеотрансляция пленарного заседания и ряда круглых столов через сайт университета многократно увеличила число участников ассамблеи из различных уголков нашей страны.
Второе пленарное заседание было посвящено подведению итогов дискуссий и принятию резолюции ассамблеи.
В рамках ассамблеи прошли и другие значимые мероприятия — состоялось заседание наблюдательного совета Герценовского университета, прошло заседание правления Международной ассоциации школ права, в которую входит Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — единственный вуз от России, — а также была проведена конференция «Музыкотерапия в музыкальном образовании».
Журнал «Universum: Вестник Герценовского университета» начинает публикацию материалов II Всероссийской педагогической ассамблеи (продолжение в следующем номере).
В. П. Соломин
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ
II Всероссийская педагогическая ассамблея, посвященная 215-летию Герценовского университета, стала крупнейшим консолидированным педагогическим форумом, обсудившим актуальные проблемы образования и развития человека в современном мире. Она представляет собой логическое продолжение I Всероссийской педагогической ассамблеи, на которой Президент страны Д. А. Медведев, провозгласив Год учителя в Российской Федерации, выступил с обращением к сообществу педагогов, подчеркнув важность согласования позиций в определении путей развития педагогического образования, повышения его качества, укрепления статуса учителя в современном обществе.
Инициатива провозглашения Года учителя в стенах университета и проведения педагогических ассамблей родились в РГПУ им. А. И. Герцена неслучайно. История университета с его уникальными опытом, событиями, процессами, достижениями является не только достоянием нашего вуза, но и важнейшей частью истории и современности Петербурга, всего педагогического образования России и ее культурного наследия. Сквозной темой через всю эту историю проходит инициирование действий и достижение результатов, которые имеют общероссийское значение. История свидетельствует о том, что только связь с традицией, ее глубинными процессами может обеспечить стабильное и динамичное развитие и стать условием инноваций. Многочисленные примеры из истории Герценовского университета свидетельствуют об их инновационном характере и значении общероссийского и мирового уровня. В этом качестве они не утратили ценности и сегодня. Их актуальность проявляется в обсуждении современных проблем и видении перспектив развития образования.
Созданный по Указу императора Павла I, под покровительством императрицы Марии Федоровны в 1797 году, Герценовский университет прошел путь от Санкт-Петербургского императорского воспитательного дома до ведущего педагогического университета России.
История Герценовского университета, основанная на культурных традициях Санкт-Петербурга, объединила в себе историю многих образовательных учреждений, а уникальный архитектурно-парковый комплекс, сложившийся в XVIII—XIX веках, внесен ЮНЕСКО в список объектов мирового значения. Это культурный фундамент современной образовательной среды. Здесь пересекаются судьбы русской культуры, образования, науки, судьбы выдающихся людей, которыми гордится Россия. Здесь многое начиналось впервые, а затем становилось направлением общего развития.
Если попытаться определить доминантную черту университета в совокупности с его более чем двухвековой историей, то прежде всего следует отметить, что это история уникального многопрофильного инновационного образовательного учреждения, которое благодаря удачному геополитическому положению (северо-западное столичное социокультурное пространство) и особому месту в системе общественных и государственных приоритетов развивалось в режиме опережающего эксперимента как система инновационных идей в области образования, новейших технологий и методик на базе эффективных стратегий развития и управления.
Вторая универсальная черта Герценовского университета проявляется в том, что вся его история связана с проблемой человека, его воспитанием, образованием, его социализацией, защитой в непростом окружающем мире, с поиском путей его профессионального совершенствования. Многое из того, что сегодня относят к фундаментальности нашего отечественного образования, начиналось в стенах университета как результат новаторских идей и их блестящего воплощения.
Очень важно, что педагогические принципы, которые закладывались лучшими умами ХVIII—ХК веков, стали основой гуманистической педагогики и были ориентированы на человека, а уникальная образовательная многопрофильность Воспитательного дома позволяла решать нестандартные задачи. Здесь складывался комплексный подход к феномену детства, реализовывались прогрессивные идеи, касающиеся его охраны, обду-мывалась и осуществлялась идея, которую сегодня все знают как идею непрерывного образования. В системе Императорского воспитательного дома осуществлялось педагогическое сопровождение ребенка от рождения до получения профессии. Здесь впервые в России началась многопрофильная профессиональная подготовка светских учителей-
воспитателей, и не только учителей, но и специалистов в области акушерства, гинекологии, педиатрии. В округах Воспитательного дома были открыты первые в России детские ясли. Таким образом, были заложены основы российского дошкольного воспитания.
Здесь работали многопрофильные учебные классы, методические кабинеты и экспериментальные площадки в самом Петербурге и в пригородах. Действовала разветвленная сеть различных образовательных и экспериментально-практических учреждений — площадок разного уровня. Здесь же закладывалась основа политехнического подхода к общему образованию.
Фактически была эффективно реализована и идея образовательного округа, который, в частности, включал систему семейных детских домов. Это то, над чем сегодня мы вновь пытаемся работать, понимая актуальность проблемы, требующей современного решения.
Воспитательный дом заложил фундаментальные основы женского педагогического образования в России, начал подготовку педагогов для домашнего воспитания и образования. Во «французских классах» готовили гувернанток и домашних учительниц, позднее на базе этих классов были образованы Сиротский институт, Николаевский и затем Императорский женский педагогический институт. Именно его структура послужила основой для создания педагогического вуза университетского типа. Сегодня тема домашнего воспитания и образования становится все более актуальной и представляет собой одно из направлений неформального образования, что требует соответствующей подготовки кадров.
Другим ярким примером является открытие на базе Императорского воспитательного дома первого в России и одного из первых в Европе училища для глухонемых (1806), деятельность которого положила начало формированию системы подготовки отечественных специалистов и созданию первых классических трудов по сурдопедагогике. Дерзкий эксперимент по включению людей с существенными ограничениями здоровья в систему образования предвосхитил отнюдь не маргинальные направления развития отечественного образования! Сегодня факультет коррекционной педагогики Герценовского университета широко известен и признан в мире. Система коррекционного образования, заложенная в России педагогами Герценовской научной школы, развивается в стратегии инклюзивного образования, что в контексте задач повышения качества жизни каждого человека, является огромным вкладом в национальную образовательную политику.
Можно продолжить перечень примеров, но важно подчеркнуть главное: благодаря ценным инициативам и идеям Мариинского ведомства и его Воспитательного дома в ХК — начале ХХ века в Петербурге и в России сложилась уникальная педагогическая система многопрофильных учреждений, охватывающая весь круг вопросов, связанных с рождением, дошкольным воспитанием, начальным, средним и высшим образованием, с проблемами коррекционной педагогики и социализации. Эту систему можно назвать своеобразным сетевым объединением. Опыт организации такой системы, освещенной в специальном издании о петербургском образовании конца ХЕХ — начала ХХ века, подготовленном учеными Герценовского университета, сегодня оказывается востребованным.
Конечно, важно понимать, почему стало возможным реализовать такие поистине революционные для своего времени идеи. Безусловно, мощным гарантом было личное покровительство, оказываемое Воспитательному дому императорской семьей, а также поддержка и содействие его попечительского совета. В состав попечительского совета входили лучшие представители русской культуры, государственной элиты, которые четко понимали, что является фактором, обеспечивающим развитие учреждения, и как это
может повлиять на развитие образования в стране, на ее социально-экономическое положение, создавая прецеденты инновационной деятельности в образовании. Сегодня остро ощущается потребность в высшем патронаже педагогического образования, а вузы ищут различные пути его поддержки и сопровождения, в том числе через попечительские советы, стратегическое партнерство. Однако стоит отметить, что опыт работы современных институтов в сфере образования чрезвычайно далек от исторического опыта и по содержанию, и по результатам.
Следует обратить внимание, что Императорский воспитательный дом фактически развивался и по сетевому принципу, и по принципу холдинга, включающего образовательные учреждения разного уровня и типа, экспериментально-производственные базы, мастерские, хозяйствующие субъекты, попечительские советы и т. д. Безусловно, это давало колоссальный результат, обеспечивая, к тому же, воплощение научной мысли, теории педагогики в конкретные методики взаимодействия с воспитанниками, которые апробировались в практической деятельности. То, что сегодня мы называем компетентностно-деятельностным подходом, вполне отчетливо просматривается в этой системе.
Инновационное движение продолжилось и в ХХ веке. И в этот исторический период есть свои поучительные страницы. Одна из них связана с остро актуальной проблемой реструктуризации педагогического образования, по поводу которой сегодня существуют разные точки зрения. В апреле 2012 года в Санкт-Петербурге Д. А. Медведев обсудил с педагогической общественностью вопросы школьного образования: по-новому прозвучала идея реструктуризации системы высшего профессионального образования путем ее реализации не только в классических университетах, но и по отраслевому принципу, возможно, средствами сетевых структур. Педагогические сетевые объединения и образовательные холдинги сегодня могут стать одним из вариантов реструктуризации педагогической отрасли. В этой связи весьма поучителен пример реорганизации образовательных учреждений в Петрограде после 1917 года, когда в течение 5—7 лет произошло объединение педагогических институтов, института дошкольного образования, института социального воспитания в один институт — ЛГПИ им. А. И. Герцена. На новом историческом витке было продолжено развитие идеи многопрофильной педагогической деятельности. Это был важнейший шаг к формированию уникальной университетской структуры. Институт стал ядром, объединяющим профильные вузы города, продолжателем традиций Мариинского ведомства. В течение долгого времени он был единственным в стране вузом, в котором подготовка велась по всем педагогическим специальностям. Именно эта комплексность и научные традиции сделали его фундаментальным, позволили ему решать сложнейшие общероссийские задачи. В переводе на современный язык — он фактически был научно-исследовательским университетом в сфере образования. Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена стал учреждением, моделирующим педагогическое образование в эпоху перехода страны от массовой безграмотности к освоению космоса. Уже в 1920-е годы был издан букварь «Будем учиться» — одно из основных пособий для взрослых, автором его стал Евгений Яковлевич Голант, позднее заведующий кафедрой педагогики. Тогда же были созданы опытные школы, экспериментальные площадки и лаборатории, в которых работали ведущие преподаватели-герценовцы.
Потенциал института в те годы позволил реализовать еще одну исключительно ценную в национальном и, не побоюсь сказать, в мировом масштабе педагогическую инновационную идею — Герценовский институт стал формироваться как центр североведе-ния. Десятки коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего
Востока были переведены из бесписьменного состояния в число наиболее образованных и просвещенных народов мира. Сегодня институт народов Севера — уникальный линг-вокультурологический центр мирового значения. Северные регионы (фактически 2/3 территории России) — это исключительно специфические условия получения образования, это малокомплектные и кочевые школы, интернаты и т. д., для которых необходимо готовить кадры не по общему лекалу.
Герценовцы всегда были непосредственными участниками сложнейшей работы по осмыслению и реализации новых подходов к структуре и содержанию педагогического образования. Следующий переходный для страны период ознаменовался событиями, которые требовали уже прогнозируемого и стратегического развития, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. В последние десятилетия университет сделал целый ряд важных шагов, неразрывно связанных с практикой образования в Санкт-Петербурге и России в целом.
В 1991 году педагогический институт мотивированно трансформировался в педагогический университет, что стало возможным благодаря сохраненной традиции многопро-фильности вуза и сильному кадровому потенциалу с мощнейшими научными школами. Одним из первых в стране университет выступил инициатором и разработчиком уров-невой системы образования, а затем в порядке эксперимента начал ее внедрение в практику, объединив в 1992 году ряд педвузов страны в Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. Это был период очень напряженной совместной работы вузов, которая продолжилась в рамках созданного в 2010 году сетевого консорциума «Педагогические кадры России».
В 1998 году Герценовский университет Указом Президента РФ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Стала очевидной необходимость выхода образовательной и научной деятельности вуза за пределы России, чтобы быть конкурентоспособным и развиваться с учетом мировых тенденций. Сегодня университет выступает равноправным и достойным партнером зарубежных вузов, научно-образовательных учреждений и центров из 37 стран мира. Во многих отношениях университет служит примером эффективной международной интеграции не только для российских, но и для европейских университетов. Особо отмечу прямые договорные отношения с ООН и ЮНЕСКО. Международное сотрудничество выводит нас на уровень мировых требований. Только один пример: высшая школа перевода Герценовского университета признана ООН лучшей в мире среди 19 других школ.
С 2007 года университет является сертифицированным членом Глобальной сети мировых инновационных университетов под эгидой ЮНЕСКО. С 1993 года успешно работает первая в системе педагогического образования России кафедра ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», которая служит важным фактором инновационного развития университета в международном контексте, а участие в программе УНИТВИН (на основе прямого соглашения с Генеральным директором ЮНЕСКО) представляет ценнейший ресурс для новых креативных проектов. Сегодня мы объявляем о запуске нового проекта «ЮНЕСКО в школе», который объединит деятельность кафедры и ассоциированных школ ЮНЕСКО Санкт-Петербурга и России.
Современной России нужен педагог новой формации, для которого характерно видение человека в образовании как уникальной целостности, который компетентен в предмете профессиональной деятельности, стремится к профессиональному развитию. Только такой педагог способен содействовать социализации ребенка в современном обществе. Именно поэтому реализуемая сегодня четвертая Программа развития универси-
тета, ставшая в 2011 году победителем национального конкурса программ стратегического развития вузов, предполагает построение университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике. С таким видением человека и социума связаны главные направления инновационного развития Герценовского университета в последнем десятилетии. Именно это понимание обеспечило Герценовскому университету в 2007 году победу в конкурсе российских вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, организованного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Реализация в 2007—2008 годах инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы» дала мощный импульс для последующего динамичного развития вуза и позволила ему упрочить свой статус лидера.
РГПУ им. А. И. Герцена по праву считается флагманом отечественного педагогического образования, одним из крупнейших вузов России и Восточной Европы. Университет реализует более 50 образовательных программ бакалавриата и более 100 магистерских образовательных программ. Магистратура, аспирантура, докторантура представляют собой научный потенциал, один из самых мощных в России. Количество диссертационных советов, научных специальностей определяет место университета в первой десятке вузов России. Университет стабильно занимает высокие позиции в национальных и региональных рейтингах.
Необходимо подчеркнуть, что научное сообщество Герценовского университета интересуют не только собственные достижения, но и системное развитие образования в стране. Вот почему на нынешнем форуме более 700 человек из 82 регионов Российской Федерации приняли участие в обсуждении широкого круга вопросов, направленных на поиск более совершенных форм участия общества в решении задач подготовки учителя нового поколения, связанных с перспективами развития педагогического образования в России.
В ходе дискуссии были затронуты несколько важнейших тем, требующих решения в ближайшем будущем.
Первая — вопрос о статусе педагогического образования в стране как концепции и инструменте государственной политики. Педагогическое образование — как самоценность общества.
Вторая — реструктуризацию педагогического образования нельзя осуществлять механически и только через присоединение педагогических вузов к классическим университетам. Необходимо обсуждать и рассматривать разные варианты, например, через сетевые объединения и образовательные холдинги.
Третья — концепция «Наша новая школа» и государственные стандарты требуют научно-методического сопровождения и большой государственной программы повышения квалификации учителей, вузовских преподавателей на базе центров педагогического образования, которые необходимо создать в самое ближайшее время в ведущих педагогических университетах.
Четвертая — стремительная динамика изменений окружающей социофизической среды, изменений человека под мощным воздействием информационного общества и процессов глобализации требует серьезных научных исследований проблем детства, семьи и родительства, духовно-нравственного воспитания, результаты которых должны внедряться в практику подготовки педагогов.
И пятая — целый комплекс современных вопросов нельзя решить без создания федерального исследовательского университета в сфере образования.
В заключение отмечу, что на современном этапе развития системы высшего педагогического образования существует необходимость сохранения и упрочения отечественной традиции подготовки педагогов в педагогических вузах, системного развития фундаментальных педагогических исследований, выполняемых в рамках реализации комплексных программ изучения человека. Кроме того, остается важной проблема выявления мотивации к педагогической профессии на всех этапах профессионализации: у абитуриентов педагогических вузов на каждом уровне образования, у поступающих на работу педагогов.
Учитывая особую значимость образования в контексте новых задач развития личности, общества и государства, модернизации экономики и науки, в качестве первоочередных мер поддержки педагогического образования мы видим:
• включение технологии развития человеческого капитала в перечень ведущих критических технологий Российской Федерации;
• развитие сетевого сотрудничества вузов в сфере подготовки педагогических кадров и образования взрослых, содействие установлению многосторонних связей педагогических вузов друг с другом, с органами местной власти, работодателями в целях популяризации и продвижения в общественном сознании идей добровольной поддержки выпускниками и представителями общественности развития образовательных учреждений;
• создание условий, стимулирующих разработку практико-ориентированных рекомендаций по реализации и обеспечению взаимосвязи Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального педагогического образования, включая разработку мер оперативной корректировки ФГОС педагогического образования, программ повышения квалификации учителей;
• разработку программы трудоустройства и поддержки выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование».
Е. В. Пискунова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Приоритетными проблемами, которые поднимались в докладах и выступлениях участников II Всероссийской педагогической ассамблеи, были проблемы учительства. Эти проблемы стали предметом обсуждения на заседании круглого стола «Социальная роль современного учителя: ответственность, ожидания и реальность». Перед выступающими стояла задача попытаться определить социальную роль современного учителя: только ли он передает знания, воспитывает, оказывает поддержку, обучая самостоятельности, «лечит сегодняшние социальные недуги» или же он нацелен и на опережающее образование будущих поколений. Каковы в этом плане ожидания общества, родителей, учащихся? В чем заключается профессиональная компетентность учителя в стремительно меняющемся мире? Какие профессиональные задачи он непременно должен уметь решать и как проверить, действительно ли умеет? Какие коррективы необходимо внести в систему подготовки педагогов? Как обеспечить реальный и эффективный союз науки, образования и практики?
Заседание круглого стола открыл первый проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. А. Гончаров словами о том, что и родители, и ученики, и в целом общество по давно сложившей-