JURISPRUDENCE / <<Ш^ШетУМ~^(ШТМа1>>#Щ19)),2(0]9
Коннов Роман Андреевич студенты Юридической школы Дальневосточного федерального университета DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10497 РЕЗИДЕНТЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Konnov Roman Andreevich
Students of the law school, Far Eastern Federal University,
RESIDENTS OF THE TERRITORIES OF THE AHEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURES OF THE LEGAL REGULATION
Аннотация.
В настоящей научной статье рассматривается вопрос об особенностях правового положения резидентов ТОСЭР. Поднимается актуальная проблема законодательства в сфере правового положения резидентов ТОСЭР, рассматриваются привилегии для резидентов ТОСЭР. Abstract.
This scientific article addresses the issue of the peculiarities of the legal status of TOSED residents. The actual problem of legislation in the sphere of legal status of TOSED residents is raised, the privileges for TOSED residents are considered.
Ключевые слова: правотворчество, правообразование, понятие, содержание. Keywords: lawmaking, legal education, concept, content.
Из правовых явлений, которыми можно охарактеризовать государственно -организационную жизнь современного общества, можно выделить центральное - правотворчество как процесс создания и закрепления норм права. Это обусловлено, прежде всего, тем фактором, что от того, в какой мере действующие нормы права выражают потребности и интересы общества, от того, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит и достижение тех целей — непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Именно поэтому нормотворческая деятельность всегда является начальным этапом процесса правового регулирования.
Правотворчество - одно из важных направлений деятельности любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с изданием, изменением и отменой юридических норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным правовым актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. В буквальном смысле слова правотворчество - это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах.
Вместе с тем, необходимо отметить, что пристальное внимание правоведов к проблеме правотворчества породило множество определений этого понятия. Давайте рассмотрим точки зрения авторов на понятие правотворчества.
Поленина С.В. дает следующее определение правотворчества: это «...направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих».
Карташов В.Н. определяет правотворчество,
как «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур».
Исходя из данного определения можно выделить, несколько элементов правотворчества:
- познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
- определение органа или иного субъекта (например, организации, должностного лица и пр.);
- подготовка, принятие или изменение нормативного акта в рамках соответствующих установленных процедур. Естественно, что все вышеупомянутые элементы находятся между собой в органическом единстве, а, следовательно, выделение роли какого-либо из этих элементов, или его отсутствие делает дефектным правотворчество в целом.
Мицкевич А.В. дает определение правотворчеству как деятельности государства по установлению правовых норм, неважно, каким путем это уствновление происходит.
Малько А.В. и Матузов Н.И. говорят, что правотворчество это, прежде всего, деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Нерсесянц В.С. определяет правотворчество как форму государственной деятельности, связанную с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.
Рассмотрев данные точки зрения, я хочу сказать, что в одном случае понятие правотворчества связывается в первую очередь, с процедурнопро-цессуальной деятельностью различных уполномоченных органов. В основу другого определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания нормы права, начиная с возникновения
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ
идеи о необходимости приведения нормативного регулирования в соответствие со сложившимися в обществе отношениями и заканчивая принятием соответствующей нормы права и ее введением в действие.
Приведенные точки зрения в отношении правотворчества в тех или иных вариантах сохраняются и в настоящее время. В научных трудах последнего времени, посвященных в большинстве своем проблемам законотворчества как формы правотворчества, авторы, как правило, охватывают весь процесс создания нормы права.
Сущностью правотворчества можно назвать возведение государственной воли в нормы права, в форму юридических предписаний, которые имеют общеобязательный характер.
Под правотворчеством понимают организационно-правовую форму властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.
Законодательство напрямую зависит от процессуальной формы, при помощи которой происходит его становление и которая обеспечивает качество и жизнеспособность каждого принимаемого закона.
Достижение целей правотворчества возможно лишь при базировании на принципах правотворческой деятельности, являющихся его методологической основой.
Соотнесём понятия правотворчество и право-образование:
Правотворчество — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования.
Субъективной деятельности законодателя предшествуют объективные процессы правообра-зования. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других.
Вопрос состоит только в том, включать правотворчество в правообразование как вторую фазу всего процесса или рассматривать правообразова-ние и правотворчество как самостоятельные процессы, объединив их, например, понятием «установление» права. Последнее кажется предпочтительным, хотя единственно правильный ответ дать нельзя, поскольку социологическая теория права и основанная на ней правовая система признает пра-вообразование в ходе судебного процесса, что одновременно расценивается как правотворчество. Но мы могли бы сказать, что в одних правовых системах вопрос о том, что является правом, а что им не является, решает законодатель, а в других — суд.
Кстати, тот и другой могут ошибиться и принять решение вразрез с объективным процессом право-образования.
Правообразование — это процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до их закрепления в законе. Более того, еще до вмешательства законодателя могут сложиться вполне объективированные правила (например, обычаи), которыми начинают руководствоваться. Эти правила могут получить признание в обществе, и только потом они становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются законодателем в нормативных правовых актах как общеобязательные.
Таким образом, правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития, а правотворчество — всегда творческая деятельность и обусловлена государственным волеизъявлением. Последнее, в силу разных причин, может и не согласовываться с общественной закономерностью, заявлять о себе вопреки ей. Обеспечение гармонии — это уже практическая проблема. В теории правового государства всегда констатируют несоответствие закона праву, когда законодатель возводит в закон свой произвол.
В процессе правообразования имеет место взаимодействие самых разных факторов — экономических, социальных, политических. Большую роль приобретает общественное сознание во всех его формах (нравственное, политическое, религиозное и т. д.). В формировании правового сознания здесь участвует не только интеллектуальное, элитарное, но и обыденное мнение. Только потом, уже в правотворческой деятельности, решающее значение приобретут позиции чиновников, депутатов, иногда специалистов- правоведов. Но и сознание людей обусловливается жизненными отношениями в целом и теми конкретными обстоятельствами, которые рождают потребность в правовом регулировании.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1): федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824. 2018. (ред. от 27.12.2018) и Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2): федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340. 2018. (ред. от 25.12.2018).
2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. Закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 1 (часть I). ст. 26. (с изм. и доп., вступ. в силу 27.12.2018).
3. Чернышева Т.Н. Особенности и перспективы развития бизнеса в рамках ТОСЭР. Казань: Познание, 2018. С. 6.
4. Чимитова С. Ж., Лихачева В. В. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-1. С. 62-67.